На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по философии

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Исторические условия и причины возникновения философии. Особенности философии как науки. 

      Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие  сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы - не дар Божий, оно достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и  технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу.
      Но для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации требовалось преодоление религиозно-мифологического воззрения на мир, унаследованного цивилизацией от первобытно-варварских племен.
      Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы(от космических до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились такие выражения: "земля спит, небо хмурится, ива плачет…". Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение - это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется прежде всего преодоление мифологического воззрения на природные явления.
      Преодоление  мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется в так называемом основном вопросе философии(ОВФ)- вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.
      Другой причиной возникновения философии является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным на государственную должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе  за эту должность. А для этого необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести государственные дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству. Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека. В чем особенность, специфичность философии, как формы культуры?
      Философия есть система идей, определяющая логические критерии, своего рода предельные нормативы, исходные основания, которые служат точкой отсчета для понимания явлений и феномена в социальной жизни - экономике, политике, нравственности, искусстве, религии и т.д. Эта система идей имеет своей задачей вооружить человека относительно точными критериями для отличия истинного от ложного, образованность от невежества, красоты от безобразия, доброго поступка от злого, справедливости от несправедливости. А тем самым выработать систему социальных ориентиров, обуславливающих самую общую программу социального поведения человека.
      Философия не вырабатывает информации и знаний о конкретных процессах природы и общественной жизни, не претендует  на формирование системы знаний, служащей основой практических и технологических операций(лечение людей, плавка металлов и т.д.)В этом смысле между философией и наукой нельзя поставить знак равенства. Социальное назначение философии - выработка основных нормативов научного(нравственного)и других форм осмысления природной и социальной действительности.
      Философия образует форму развернутого обсуждения, логического анализа различных образований культуры - науки, нравственности, религии, политики, права, искусства, техники и т.д.
      Если философия не изучает ничего конкретного, то почему ее называет наукой? Любая наука развивается путем образования и совершенствования понятийного аппарата. Понятие - есть форма мышления, без которого невозможно ни одно осмысленное рассуждение, т.е. оно своего рода единица мышления. Именно философия  является такой наукой, которая занята выработкой предельно общих понятий, которые выступают логическими формами и условием познания всего конкретного, единичного. Эти предельно общие понятия носят названия категорий.  Философские категории - материя и движение, причины и следствия, необходимости и случайности, законы и факты, содержание и формы, сущности и явления, части и целое, и множества других - являются теми нормативами, логическими критериями, которыми руководствуется человеческий разум, когда он строит какое-либо суждение о предмете. 

Структура философского знания и его основные функции. 

      Как любая наука, философия имеет свою структуру, т.е. относительно самостоятельные, но связанные друг с другом разделы - онтология, гносеология, методология, логика и социология.
      Логика в 19 веке сформировалась как самостоятельная наука - наука о формах  законах функционирования мышления, но первоначально она являлась разделом философии.
      Чем определяется разграничение философии по отдельным разделам? Если говорить, например, о физике, то ее разграничение на определенные разделы: механика, термодинамика, физика газов, жидкостей и т.д., определяется многообразием физических свойств и процессов в природе, специфичностью этих процессов по отношению друг к другу. Здесь все просто: многообразие объекта знания определяет и многообразие научных дисциплин, его изучающих. Не так просто обстоит дело в философии - ведь философия не ставит своей задачей формулировку каких-либо природных закономерностей, она формулирует систему предельно общих понятий, являющихся логическими формами научного осмысления этих закономерностей. Чем тогда определяется разграничение  философии на указанные разделы?: если философия не имеет своего конкретного предмета, то основанием для разграничения философии на ее разделы является основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Не надо большой остроты ума, чтобы уразуметь тот факт, что человек как  природное тело резко отличается от других тел природы той особенностью, именуемой разумом, сознанием, душой.
      Как говорил Декарт - cogito ergo sum  ("мыслю, следовательно существую"), подчеркивая тем самым реальность человека как человека, связывая это с разность мышления. Это понимали древние, населяя мир по аналогии с человеком духами или душами. Поэтому когда перед философией встала задача преодоления религиозно-мифологического воззрения на мир, то прежде всего возникла потребность ответить на вопрос - что такое, эта способность, именуемая разумом: или это нечто данное от Бога(как издревле учила религия) или это естественный природный феномен? Поэтому о встал вопрос об отношении сознания к бытию, а само это отношение понимается как связь, как зависимость одного от другого.
  Ответ на этот вопрос с самого начала предполагает объяснение мира как он существует сам по себе, тем самым, в философии выделяется круг вопросов, определяемый общим термином - онтология. Центральной проблемой онтологии является проблема субстанции. Что это за проблема?
      Мир дан человеку со стороны его конкретного видимого многообразия, будто бы не связанных между собой фактов, событий, вещей, процессов. Целью научного объяснения мира является не описание этого многообразия, его разрозненности, его единичной множественности, а объяснение сущности, закона, причины наблюдаемого чувственного многообразия, ведь знать - -то не просто наблюдать и фиксировать реальность какого-то природного феномена, а точно формулировать причину наблюдаемого. Знание - это причинное объяснение наблюдаемых событий. Но стремясь к познанию законов причинной сущности, наука тем самым стремится свести видимое многообразие единичных процессов к некоторому всеобщему единству, некоторому единому основанию, исходя из которого можно объяснить реальность, существование, изменчивость определенного класса природных событий или каждого отдельного события.
      Понятие субстанции(то, что лежит в основе) в философии было положено как логическое допущение, диктуемое потребностью выработки научного объяснения мира. Это допущение означает признание того, что объективный мир трактуется как источник и основание всех своих собственных изменений, всех формообразований. Это допущение означает стремление найти в изменчивом, многообразном мире что-то относительно постоянное, относительно стабильное, в своем существе ничем не обусловленное, ни отчего не зависимое, не сотворимое и неуничтожимое. Сущность философии как мировоззрения и состоит в том, что строится возможная в данную эпоху онтологическая картина мира, которая содержит в себе идеи и постулаты, с одной стороны не противоречащие наличному научному опыту, а с другой - стремящиеся к преодолению его исторической ограниченности. Такова мировоззренческая функция философии.
      Вторая функция философии - логика гносеологическая, которая связана со вторым разделом философии - гносеологией. Первая сторона ОВФ требует анализа причинной зависимости сознания от бытия(философия материализма). Она констатирует факт противоположности, несовпадения мысли о предмете и самого предмета. Люди в реальной жизни часто принимают мыслимое за действительное, но реальная практика быстро убеждает их в этом несовпадении, поэтому возникает вопрос - может ли человеческое мышление сформулировать такое представление о вещах, о мире, которое соответствовало бы самому тому миру? Это и есть вторая гносеологическая сторона ОВФ.
      Человеческое сознание часто взаимодействует с внешним миром, часто через знания (а не в своих мыслях, иллюзиях, фантазиях, воображении)которые сообщают сознанию предметность, содержательность. Поэтому развитие сознания есть процесс обогащения его все новыми и новыми знаниями, а сам процесс выработки нового знания называется познавательным процессом или познанием. Знание, с одной стороны, есть продукт познавательной деятельности особого рода людей(ученых), а с другой - это исторический процесс развития науки. Познание это не просто накопление результатов громадного множества познавательных актов, осуществляемых людьми, начиная с эпохи первобытности до наших дней, а наука - это не склад готовых изделий. Природа является нам системой связей и взаимодействий столь необъятной, что человек не сможет ее охватить.
      Задача философской гносеологии состоит в том:
    Обосновать сам принцип познаваемости мира, доказать, что разум способен выработать достоверные знания о мире.
    Показать, чем стимулируется развитие знания, что побуждает людей во все исторические  эпохи выходить за рамки познанного, т.е. объяснить причины развития знания.
    Сам факт развития знания говорит о том, что люди каждую эпоху обладают ограниченным знанием о мире. Если это так, то зачем определять границы знания? Поскольку знания есть деятельность, то естественно возникает вопрос о средствах и способах достижения истинного знания, а вместе с тем и о причинах, приводящих к заблуждению.
      Исторически познание - это работа разума, т.о. в рамках гносеологии образуется логика(Аристотель), которая впоследствии выделяется в самостоятельную науку, занимающаяся анализом форм, правил и законов функционирования мышления.
      Современная наука(физика в особенности) ставит перед философией и логикой массу проблем, связанных с необходимостью анализа и интерпретации вновь вводимых понятий, логической структуры и принципов формирования научной теории, анализов языка и логико-математического аппарата науки. Выполняя эти задачи, философия тем самым выполняет свою логико-методологическую функцию.
      В сфере науки(физики, например)потребность в философском осмыслении своих собственных результатов возникает тогда, когда новые научные концепции(теория относительности, квантовая теория) начинает противоречить сложившейся ранее и общепризнанной картине мира, когда в рамках самих теорий возникают логические противоречия, не находящие объяснения самой теории.
 
Основные исторические этапы развития философской культуры общества. Натурфилософия и ее роль в формировании  развитии науки. Процесс дифференциации наук и современное понимание философии как науки. Философия и естествознание. Понятие "научная картина мира". Смена научных картин мира.
       
      Философия как форма культуры и система знания возникла в 7 в. д.н.э. и за весь период своего существования до наших дней сменилось множество форм и направлений. Существуют различные типы классификации философских учений:
      по способу решения ОВФ(материализм и идеализм);
      методологической направленности(диалектические и метафизические учения);
      по отношению к науке(сциентистские и коммунистические учения);
      по стилю мышления(рационалистические и иррационалистические мышления);
      по отношению к религии(атеистические и религиозные учения).
Причем каждая конкретная философия иногда может характеризоваться по целому ряду аргументов, например философское учение П. Гольбаха(французского материалиста 18 века) - это материализм, метафизичность, сенсуализм, сциентистское направление, атеистическое учение. Но существует деление философии по временному признаку, что дает на следующие направления:
      Античная философия(7 в д.н.э - 3 в. н.э.)Внутри этой школы: милетская школа(Гераклит Эфесский), Элиаты(Парменит, Зенон, Ксиопомат), пифагорейская школа, атемистическая школа(Эвдип, Демокрит), софисты(Платон, Аристотель), эпикуристы(Эпикур);
      Средневековая философия(9-11вв. н.э)(представитель - Фома Аквиний(1225-1274гг);
      Философия эпохи Возрождения(Джордано Бруно);
      Философия нового времени(17-18 вв. н.э.)Школы: механицизм(Гоббс, Декарт, Спиноза), философия французского материализма(Дж. Локк, Дж. Голанд, Поль Гольбах, Клод Анри), антропологический материализм (Людовик Фейербах), вульгарный материализм(Молемотт), английский идеализм (Дж. Беркли);
      Немецкая классическая философия(Эммануил Кант, Г. Ф. Гегель);  
      Современная философия(начало 19 в. и до нашего времени):
      а)Диалектический современный материализм;
      б)Идеализм:

       
      
         

      
        
 
 
 

      В данном случае следует обращать внимание на три обстоятельства:
      а) Основная задача философии - разработка обще логического понятийного аппарата науки, без которого невозможна ни одна форма научного знания. Каждая из школ, начиная с эпохи античности и до наших дней, вносила свою лепту в разработку этого аппарата. Уже в рамках античной философии мы находим разработку основ той онтологии, гносеологии, логической проблематики, которая заставляет(обуславливает) категории сущности, закона, необходимости, и т. д. История философии - это история развития человеческой мысли(разума) в его понятийной основе.
      б) Философия возникает как первый опыт. Следует отметить, что в рамках философии часто возникали идеи задолго предвосхищавшие позднейшие научные открытия коренным образом менявшие взгляды людей на мир. Так, например, центральная идея гелиоцентризма Коперника была высказана задолго до него Аристархом Самосским(3 в. д.н.э).
      в) Философия с момента возникновения и вплоть до середины 19 века называется натурфилософией(naturalis - философия природы(термин вел Сенека)). Натурфилософия - это исследование не только философских, но и частных вопросов о природе. Это чисто дедуктивные, умозрительные объяснения природы, которые характеризуются следующими особенностями: - все натурфилософы от Фалеса до Гегеля строили законченные теоретические модели природы, претендующие  на законченность знаний. Наука всегда стремилась к созданию систематизированного представления о мире, но система знаний о мире не должна быть замкнутой. Это должна быть открытая тема, способная включать в себя новое знание и способная к самоизменению, перестройке под влиянием новых фактов. Философские системы должны быть открытыми, но они оказываются замкнутыми схемами по отношению к тем фактам, которые не укладываются в эту схему. Например, Гегель в свое время доказывал, что в солнечной системе должно быть не более шести  планет. Когда была открыта планета Уран(1781 г.), он произнес: "тем хуже для фактов".
      Натурфилософия создания законченных теоретических моделей мира осуществляется, как правило, на скудном естественном научном материале. Это приводило к тому, что натурфилософы заменяли неизвестные еще связи, независимости природы вымышленными. Это относится не только к натурфилософии, но и к естествознанию. Примером такого подхода может служить теория эфира.
      Третья особенность натурфилософии - это умозрительный способ построения теории, когда из общих суждений выводятся частные определения. Такой способ построения теории был неизбежен в период отсутствия или слабого развития опытного исследования природы, которое началось лишь с Галилея. При таком подходе было написано немало вздора, но было и сделано немало гениальных догадок.
      Натурфилософия утрачивает свое значения как философская система знаний, возвышающаяся над конкретными науками о природе. Этот процесс шел путем отпочкования конкретных наук от единой практической системы знания: 15-18вв. - механика + математика,
18-19вв. - физика + биология, конец 19в - биология + физиология. Но вместе с этим шел процесс и становления философии как самостоятельной области знания. С этого момента возникает вопрос об отношении частных наук к философии и наоборот. Это отношение характеризуется  влиянием философии на части науки и обратным влиянием. Воздействие философии на конкретные науки не прямое, а косвенное, опосредованное существованием научной картины мира.
 
           Философия  -  научная картина мира     частные науки 

      Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, а также на основе  определенных философских представлений, где главными являются идеи о субстанции, движении, причинности, о единстве мира, об основных законах природы. Поэтому основное содержание научной картины мира - это общие понятия и принципы, в ней содержащиеся, находящиеся в прямой зависимости от характера и содержания философских идей. Следовательно, научная картина мира создается в результате развития как философии, так и естествознания.
      Первые картины мира были выдвинуты в рамках античной философии(научная картина мира начала формироваться  только в эпоху возникновения научного естествознания в 16-17вв). В общей системе научной картины определяющим элементом выступает та область познания, которая занимает лидирующее положение в естествознании. В 17-19вв. такой наукой была механика. В наше время такой наукой является физика. Поэтому механистическая картина мира меняется на квантово-релятивистскую. 

Основной вопрос философии. Его значение в формировании основных философских направлений. Материализм как мировоззрение философии, его естественнонаучное основание. Идеализм как мировоззренческое направление в философии, его гносеологическое основание. Объективный и субъективный идеализм. Общность и различие идеализма и религии.   

      Выше уже отмечалось, что ОВФ - вопрос об отношении сознания к бытию - выражает стратегию науки осмыслить мир таким, каким он существует сам по себе. Но это вовсе не значит, что во всех философских школах ОВФ формируется как вопрос об отношении сознания к бытию, хотя философские школы от прошлого до современности так или иначе рассуждают об этом отношении. Это объясняется тем, что все философские школы начинают строить свое миропонимание, исходя из обсуждений ими категорий бытия. Последнее обозначает не только так называемую объективную реальность, но и субъективную. Причем объективная реальность обозначает "естественная природа", "социальная реальность", "вторая природа". Субъективная реальность - реальность человеческой мысли, реальность общечеловеческой культуры.
      Философские категории бытия охватывают всевозможные состояния и формы субъективной реальности в прошлом, настоящем и будущем. Особый смысл категории бытия состоит в том, что она включает в себя человека, включает его в мир вещей и событий, благодаря чему человек обретает реальность, которая не знаменует собой отдельные "я", а человечество в целом.
      В ранних философских школах античной философии бытие совпадает с материальным, причем одни рассматривают бытие как нечто единое, неизменное и подвижное(Парменид) и как непрерывно изменяющееся(Гераклит). Поскольку из сферы бытия субъективная реальность полностью исключается, то основной вопрос как таковой не формируется. Философия трактуется как учение о сущем или первых сущностях(основаниях бытия). В силу этого проводится различие истинного и неистинного бытия, т.е. бытия непосредственно воспринимаемого человеком(неистинное бытие), в отличие от бытия непосредственно не воспринимаемого и постигаемого только разумом (истинное бытие). Такое противопоставление особенно резко проявляется в философии Демокрита, Платона и Аристотеля.
      Средневековье продолжает традицию различения истинного и неистинного бытия, но придает ему сугубо религиозный смысл. Религия как часть мировоззрения, отражает картину мира, исходя из сотворения мира Богом. Поэтому истинное бытие у религиозных философов совпадает с понятием "божественной субстанции"(общая субстанция мира): natura natura в отличие от natura naturans(сотворенное бытие от несотворенного). Природа же рассматривается как -неистинное бытие(natura naturata), поэтому основная задача философии сводилась к толкованию догматов веры, философия должна силой разума и логики ослаблять аргументы против христианской веры, хотя сама по себе бессильна постичь сущность Бога как "субстанции мира".
      В эпоху Возрождения начинается отход от средневеково-христианской концепции бытия и под влиянием успехов точного исследования(Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Кеплер, Галилей и др.) общее признание получил культ природы. Однако влияние религии было на сознание еще очень мощным, вследствие чего формировался  новый тип мировоззрения - пантеизм. Отвергая идею о сотворении мира Богом из ничего, пантеисты(И. Кузанский, Дж. Бруно) проводят идею тождества Бога и природы. Пантеисты много говорят о Боге, хотя Бог для них не есть что-то существующее вне природы или над природой. "Природа есть ни что иное, как Бог в вещах" - говорили пантеисты. В чем смысл такого понимания? Дело в том, что в рамках философского миропонимания природа мыслится как нечто производное, сотворенное (natura naturata) , которое пребывает высшее начало - Бог. В то же время Бог - субстанция творящая (natura naturans) , это активное начало бытия. Надо было вернуть природе, отнятой у нее теологии статус творящего начала: "Бог есть природа, природа есть Бог" - говорит пантеист, тем самым намекая, что природа - есть субстанция творящая, все многообразие своих проявлений. Тем самым пантеизм подготовил переход к последующей эпохе 17-18 вв., когда бытие стало рассматриваться как реальность, противостоящая человеку. Возникает трактовка бытия как объекта, противостоящая объекту, как реальность, подчиненная объективным законам, законам механики.
      Начиная с этого момента мы находим в философских школах достаточно точную формулировку ОВФ: как вопроса об отношении мышления к бытию. Данный вопрос является основным в силу того, что:
      Он является исходным пунктом философского размышления о реальности природной и социальной, а также о самом мышлении как субъективной человеческой способности.
      То или иное его решение дает ответ на коренной вопрос мировоззрения - созданный мир полон или он существует век от века сам по себе, не нуждаясь для своего объяснения ни в каких трансцендентальных сущностях, т.е. сущностях, выходящих за пределы бытия; это именно коренной вопрос мировоззрения и по сию пору этот вопрос не снят с повестки дня.
      То или иное решение этого вопроса является критерием, разделяющим два философских направления - материализм и идеализм. Первая сторона этого вопроса исходит из факта несовпадения, противоположностей материального и духовного, мысли о предмете и предмета вне мысли.    
    Поэтому и встает задача определить то, от чего зависит, что чем определяется, что чем обусловлено. Материализм, решая этот вопрос, формулирует принцип независимости бытия от мышления или принцип зависимости мышления от бытия, тем самым материализм как онтологическое направление означает объяснение природы такой, какая она есть сама по себе. Тем самым реальность Бога отрицается как внеприродной силы. Формула материализма выражена в словах Спинозы: "natura est causa sui"(природа есть причина себя самой). Решением ОВФ материализм:
        как бы срывает завесу, пелену сверхъестественного со сложных явлений природы, истории и человеческой психики.
        как бы ориентирует ученого(физика и пр.) на раскрытие естественных объективных связей природы.
        требует оставаться на почве реальных фактов, не подменяя причинные зависимости и связи природы вымышленными.
      Решая ОВФ, материализм исходит из того очевидного факта, что сознание,
мышление - это лишь индивидуальная способность человека, связанная с функционированием мозга. Поэтому аргументы, являющиеся основой  для решения ОВФ, опираются на достижения таких наук, как эволюционная теория биологии, физиология, антропология. Они являются естественнонаучным основанием материализма.
      Если материализм рассматривает разум как индивидуальную способность человека, то идеализм понимает его как нечто большее, чем индивидуальная человеческая способность, как некую силу всечеловеческого  надындивидуального содержания. Разум, сознание, наделяются статусом субстанциальности, т.е. статусом силы, в своем существе ничем не обусловленным, ни от чего не зависимым.
      Идеализм - это направление в философии, в основе которого лежит принцип независимости мышления от бытия  или зависимости бытия от мышления. Суть идеализма состоит в том, что человеческий разум, сознание отделяется от человека, противопоставляя ему в качестве самостоятельного начала мира(или сущности вещей). Такое понимание сознания имеет под собой фактические основания:
      Человеческий разум обладает уникальной способностью, которая называется  относительной самостоятельностью мышления по отношению к бытию. Эта самостоятельность означает, что разум продуцирует идеи, которые по своему содержанию не имеют аналогов, предметных оснований в материальном мире. Из формулы материализма о зависимости мысли от бытия следует: информативное содержание мышления(идей, понятий, суждений) определяется бытием, миром реальных объектов и получается, что человек может мыслить то, что действительно существует в реальном мире. На самом деле это далеко не так. Например, в науке существует масса понятий, информативное содержание которых выходит за рамки наличного бытия(идеальный газ, абсолютно черное тело). В искусстве - то же самое: любой художественный образ несет в себе то, что в принципе не может принадлежать действительности. В реальной практике - то же: полагание мыслить то, чего нет в действительности. Идеализм эту относительную самостоятельность превращает в абсолютную, в силу чего  и формируется тезис о независимости мышления от бытия. Поскольку разум над статусом субстанциальности, то тем самым реальное бытие рассматривается как нечто производное, независимое от разума.
      Факт существования объективированных идей в виде произведений научного, художественного и технического творчества. Идеи, продуцируемые человеком, если они имеют вообще общественное значение(идея математика, художника, инженера) не умирает вместе с ними, остаются и существуют, будучи выраженными  в языке наук, искусства. Эти идеи входят в сферу общественного пользования, составляя арсенал духовной ценности, но в качестве таковых любые идеи приобретают надличностный, внеиндивидуальный характер, становятся элементом объективной социальной среды, своего рода объективированной духовностью, которая для каждого человека, живущего в данную эпоху, является источником его духовной культуры.
    Воспеваемое в рамках идеализма сознание рассматривается как субстанциальное начало мира или как условие его существования, то идеализм в своем исходном пункте смыкается с религией. Религия - это тип  мировоззрения, который базируется на сотворении мира из ничего, а Бог - это такая трансцендентная реальность, выходящая за рамки естества, как causa finalis всего существующего. Таким образом, Бог сам по себе есть лишь объективированный человеческий разум, т.е. разум, вышедший за рамки человеческой индивидуальности, оторванной от человека и представленной как некий бесконечный дух. "А потому религия - как говорит Фейербах - на все вопросы разума дает один ответ - который ничего не говорит, или все действия природы рассматриваются как деяния Бога. Бог есть понятие, выражающее недостаток знания, дефицит знаний. Бог есть объяснение непознанного, ничего не объясняющий." 

    Объективный идеализм, его исходный пункт и фактические основания. Неотомизм  - как форма объективного идеализма. Субъективный идеализм, его исходные теоретические принципы. Неопозитивизм как современная форма объективного идеализма.
     

     

     
     

     

            
  
 
 
 
 
 
 

 
 
 

      Гранью, отличающую объективный идеализм от субъективного, является определение понимания разума. Для  объективного идеализма характерно понимание разума как нечеловеческой и надындивидуальной  основой мира. Поскольку эта основа мира есть нечто, существующее вне человеческого сознания, то идеализм называется объективным.
      Сущностью мира, его первоначалом, его субстанцией является Абсолютный Разум, Мировой Дух, Абсолютная Идея. Это центральное понятие гегелевской философии, обозначающее реальность не человеческого разума, а Разума как некоего всеобщего универсального начала. Здесь дана основополагающая формула гегелевского  идеализма. Отсюда следует:
      Разум нельзя понять и объяснить как только человеческий разум, как только индивидуальную способность человека, ибо эта способность существует пока жив человек. Разум же есть нечто большее, чем просто индивидуальная способность, она не умирает, не исчезает вместе с конечным и единичным человеком. Здесь, по существу, дана формула о надиндивидуальности общечеловеческой культуры, которая, будучи порождением индивидуального человеческого разума не исчезает вместе с ним, а выступает по отношению к другим людям как нечто объективное, как некая духовная сила.
      Разум нельзя понять  объяснить как нечто принадлежащее телу, как функцию тела, ибо последнее всегда можно измерить ,дать определение. Разум есть нечто выходящее за рамки естественных свойств тела, поэтому разум нельзя определить как нечто производное, зависимое от тела, как нечто обусловленное телом.
Такова логика, в силу которой объективный идеалист Гегель приходит к утверждению объективно-духовного начала мира.
      Субъективный идеализм, его изначальная идея, формируется в древнегреческой философии софистов. Древнегреческий материалист Гераклит выдвинул принцип в объяснении мира - "все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды" -выражая тем самым факт изменчивости, текучести всего реально существующего. Из гераклитовского "все течет", софист Протагор делает вывод: если все течет, все меняется каждый момент времени, то ни о чем нельзя сказать ничего определенного. Для каждого человека реально существует лишь то, что он воспринимает своими органами чувств в каждый данный момент времени. Отсюда следовало: знаменитый тезис Протагора - "Человек - мера всех вещей". Это означает, что субъективное мышление рассматривается в качестве критерия бытия. Здесь и выражается основная формула субъективного идеализма: о реальном существовании вещей мы можем судить лишь постольку, поскольку мы воспринимаем их органами чувств(слух, зрение, осязание). Отсюда следовали принципы субъективного идеализма:
        существовать - значит быть воспринимаемым
        вещь - это комплекс ощущений
        без субъекта нет объекта
Главное, что объединяет эти тезисы, заключается в следующем: ощущение(или их комплекс), суть условия реальных тел с их свойствами и качествами. Главным контраргументом против субъективного идеализма - тождества вещи и ощущения - является вопрос: почему у человека возникают ощущения, в чем их причина?
      Реальность вещи не обусловлена наличием у человека комплекса ощущений, наоборот - наличие ощущений обусловлено реальностью вещей, фактом их воздействия на органы чувств.
      Субъективный идеализм относится к числу логически непоследовательных учений. В свое время Беркли(основоположник субъективного идеализма) упрекали в том, что он растворяет мир в иллюзиях субъекта, что вещи возникают и исчезают у него в зависимости от того, воспринимает их человек или нет. Беркли ответил на это так: "Даже если бы все люди исчезли, вещи не превратились бы в ничто, они продолжали бы существовать в разуме Бога, а Бог - это субъект, который существует вечно. Следовательно, Бог - это гарант существования мира". Беркли переходит с позиций идеализма субъективного на позиции идеализма объективного. 

Исторические формы материализма и их особенности. 

      Материализм как тип мировоззрения не однороден, он насчитывает следующие течения: философский и естественнонаучный материализм, классический и современный механистический и диалектический, научный и вульгарный, сознательный и стихийный и пр. всеми этими определениями обозначаются теоретические особенности конкретных школ материализма, существующих в прошлом и настоящем.
      Мы будем говорить о философском материализме, который может быть и механистическим и идеалистическим, классическим и современным. Он насчитывает три формы:
      Стихийный(наивный) материализм древнегреческой философии.
      Метафизический материализм с его разновидностями(механицизм, угарный материализм).
      Современный или диалектический материализм.
    Наивный(стихийный) материализм характеризуется прежде всего тем, что его воззрения
подпадают под определение натурализма, стихийного реализма. Во-первых потому, что сознательно не ставится и не решается ОВФ, а во-вторых, что существовало убеждение, что все тела природы  происходят от какого-то одного, но при том телесного, вещественного начала: Фалес - вода, Апроксимен - воздух, Гераклит - огонь и т.д. здесь единство природы мыслится  как само собой разумеющееся, но это единство мыслится в чем-то конкретно телесном, определенном веществе. Материализм этого периода начинается с Демокрита( в противоположность ему идеализм начинается с Платона).
      Наивность этого материализма выражается в двух моментах:
      а) неразработанность понятийного аппарата философии, как науки - вода, огонь, воздух вместо философского понятия материи. У Фалеса вода - это символ, определенная характеристика телесной субстанции - ее изменчивости, способности принимать какие-то конкретные формы.
      б) способ обоснования философских идей. В условиях полного отсутствия опытного(экспериментального) естествознания единственным способом научного объяснения могло быть непосредственное наблюдение явлений природы и основанная на нем гипотеза, например учение Демокрита об атомах было по существу гипотезой, истинность которой была подтверждена лишь в 19 веке. Сам же Демокрит доказывал реальность атомов следующим способом: - испарение воды, видимые в свете пылинки.
      Механистический(метафизический) материализм(17-18вв.). Это эпоха нового времени, она характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы. Этот взлет научной мысли характеризуется прежде всего трудами И. Коперника(1473-1543), Г. Галилея(1564-1642). Коперник в своем труде( "О вращении небесных сфер") дал следующие философские наставления:
      Устранил утверждения христианского богословия о противоположности мира земного и небесного, законы природы, законы движения тел едины для всей вселенной.
      До Коперника господствовало убеждение, согласно которому видимое наблюдение отождествлялось с действительно существующим. Коперник показал, что а науке нельзя видимое и наблюдаемое нельзя отождествлять с закономерным. 
      Придал теории гелиоцентризма действительно научный характер.
Галилей рассматривается как предшественник материализма нового времени. Он является первым ярко выраженным представителем естественнонаучного материализма. Материализм Галилея особого рода, его следует называть деизмом. Природа, по Галилею сама по себе инертна и чтобы прийти в состояние движения, она нуждается в перводвигателе, коим является Бог. Бог сообщает мирозданию определенный порядок, приводит его в состояние движения, но далее природа изменяется по собственным законам, не нуждающимися в божественном вмешательстве. Следовательно, деизм - это материалистическая позиция, признающая независимость природы от Бога, но после того, как Бог осуществил свою главную функцию - как человек заводит часы, так  и Бог заводит Вселенную.  Следовательно, деизм рассматривает Бога причину создания мира, как некую абстрактную мировую силу, сообщающую миру законы, при которых природа изменяется уже независимо от божественного вмешательства. Отсюда следует и называемая концепция - "двойственность истины", которая гласит, что истинно в науке, то ложно в богословии, а то, что истинно в богословии - ложно в науке. Отсюда следовало: разум(наука) некомпетентен в вопросах религии, а религиозные идеи неприемлемы к познанию природы. Тем самым деизм для того времени был способен отделиться от вмешательства церкви в дела науки, отделить науку от религии, обеспечить свободное развитие научного мышления.
      В тот период многие ученые(Ньютон, Бэкон, Ломоносов, Локк, Руссо), оградив таким  путем науку от религии, объявили природу средством познания науки. Галилей же рассматривает эксперимент, в том числе мысленно, средством познания природы, средством сознания природы, выступая как основоположник опытного естествознания.
      Исаак Ньютон и его научные труды оказали столь большое влияние на последующее развитие физики, что только возникновение теории относительности и квантовой механики убедило физиков в односторонности механистической картины мира и показало границы истинности классической механики.
      Механистическая картина мира сложилась не сразу вместе с формулировкой классической  механики и законов всемирного тяготения, а лишь в 19 столетии на основе развития термодинамики и электродинамики. Но в основе этой картины лежали законы Ньютона, которые оказались  абсолютно доступными и пригодными при объяснении любых процессов природы, хотя законы термодинамики от законов механики. Так как термодинамика не обращает внимания на движение отдельной молекулы, господствовало убеждение, что тепловые процессы объяснимы лишь на основе кинетической теории, рассматривающей движение и соударение отдельных частиц, а оно полностью подчинено законам Ньютона, то же было и в электродинамике, хотя и было доказано существование  особой физической реальности - электромагнитного поля, но электромагнитные и оптические процессы стремились объяснить по аналогии с механическими, для чего была использована гипотеза эфира, который понимался как механическая среда, подобная упругому телу. Соответственно, распространение световых волн уподобилось распространению звука в упругой среде, а напряженность электрических и магнитных полей отождествлялась с механической напряженностью.
      В создание механистической картины мира существенный вклад вносит материализм 17-18 вв. материализм этого периода называется механистическим и метафизическим в силу особенностей естествознания этого периода:
        механистичность
        из того обстоятельства, что принцип и законы классической механики рассматривались как всеобщие, пригодные  для объяснения других процессов природы(например, введение Ньютоном понятия "мы" в своем философского выражении, приводит к идее "первотолчка": здесь оказали влияние атеистические установки Галилея)
        метафизичность. Из эмпирического характера физики, химии, биологии этого периода. Собирание фактов изучения по отдельности, преобладание аналитических способов исследования породило особый стиль философского мышления, именуемого метафизикой.
        непоследовательность - не выдерживалась до конца линия материализма в ряде онтологических проблем, прежде всего проблемы движения и сознания.
        Теоретическая неполнота линии материализма выделялась только при объяснении природы, при объяснении жизни общества у всех материалистов господствовали идеалистические установки. Это узда невозможности применения критериев научности к анализу общественной жизни.
    Диалектический(современный) материализм. 
     

Основные методологические направления в философии. 

      Основной задачей в философии является построение возможной в данную эпоху онтологической картины мира, но реализовать эту задачу можно только одним путем - путем анализа и построения системы философских категорий, которые выражали бы взаимосвязь и взаимозависимость реальных процессов в природе, выражали бы изменчивость мира. Но теоретическое воспроизведение мира, его системности и изменчивости сразу наталкивается на определенную трудность - как в логике понятий выразить изменчивость, подвижность бытия?
      Этот общий вопрос ставит множество других вопросов - если мир изменчив, то каковы источники, причины, механизмы и направленность этой изменчивости. Подобно тому, как при решении ОВФ возможны два онтологических направления - материализм и идеализм, так и здесь выразилось 2 методологических направления - диалектическое и метафизическое.
      Диалектика восходит к Сократу. Поскольку философия с самого начала характеризуется альтернативностью теоретических позиций, то Сократ изобрел особый способ разрешения подобных альтернатив. Этот способ и был назван диалектикой(dialectico - "веду беседу"). Сократ рассматривал диалектику как способ обнаружения истины путем столкновения различных и противоположных суждений. Он практиковал ведение ученых бесед(диалогов) о смысле общих понятий(мужество, добро, зло, красота и др.). Целью этих бесед был переход от частных случаев использования таких понятий к искомым общим определениям. Однако значимость сократовской диалектики состоит не только в том, что она учит искусству полемики. Сократовская диалектика - это первый опыт логического анализа общих понятий. Платон развивает и углубляет этот опыт, называя диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Платон рассматривает диалектику как способ определения вещей и понятий, выражающих сущность. Тем самым диалектика из искусства спора становилась специфическим философским методом - способом осмысления действительности. Таков первый этап развития  диалектики, называемы античной, но уже из этого описания античной диалектики видно, что диалектика как способ осмысления действительно включал в себя два исходных принципа -принцип всеобщей связи и принцип развития. Эти постулаты характеризуют общую картину мира, не претендуя на какие-либо конкретные теоретическое рекомендации, касающиеся изучения полученных процессов природы. Их изучение - задача естествознания.
      Далее развитие диалектики прерывается развитием метафизического метода, который связан с особенностями развития естествознания в 17-18 вв. в этот период статус развитой теоретической системы обретает механика, основа которой заложена в трудах Галилея и Ньютона. Что касается других наук(физика, биология), то они носили эмпирический характер, т.е. шел процесс накопления фактов, в силу чего господствовал метод простого анализа, т.е. разложения сложного явления на простые составные элементы, изучение последних в их разрозненности, обособленности. В естествознании утвердился метод индуктивно-аналитический, суть которого(Ф. Бэкон) заключается в следующем: теоретические обобщения строятся на основе суждений о частных явлениях природы. Основой этого метода являются наблюдение и эксперимент, при помощи которых собираются отдельные факты. Господство этого метода исследования в частных науках породило особый способ осмысления мира и в философии, который именуется термином "метафизика". Однако метафизический способ осмысления мира тяготеет к тому, чтобы мыслить явления природы как статичные неизменные, раз и навсегда данные, подлежащие исследованию один подле другого, в их обособленности независимости друг от друга. Основной принцип метафизического миропонимания - абсолютная неизменность природы во времени и представление о природе как совокупности изолированных, сосуществующих в пространстве, автономных тел. В этом отношении метафизический способ является антиподом диалектики, однако во второй половине 18 века развитие науки обнаружило ограниченность метафизического способа объяснения мира. Возникают такие науки, как геология, которая на основе огромного фактического материала установила, что Земля в своей естественной эволюции прошла ряд не повторяющих друг друга геологических эпох(Ч. Лайель). Затем возникает палеонтология - наука об ископаемых остатках древней флоры и фауны, доказывающей изменчивость видов животных и растений. Позднее формируется эволюционная биология(Дарвин), описывающая естественные механизмы исторической эволюции животных и растений. В 40-х годах 19 века формируются такие науки, как эмбриология - наука о клеточном строении животных организмов; органическая химия, указывающая на связь органических и неорганических элементов; в физике формируется закон о сокращении и приращении энергии. Иными словами, все в природе связано с приращением энергии, причем сумма всех видов энергии, участвующих в процессе, есть величина постоянная. Эти достижения естествознания свидетельствуют о том, что наука о природе стала по своему характеру теоретической, т.е. перешла от накопления, систематизации фактов к изучению процессов их связи, взаимной обусловленности. Это диктовало переход к такому способу мышления, который через логическую связь понятий выразил бы процессионный характер явлений природы. Таким способом является диалектика, но диалектика развивалась в рамках немецкой классической философии (особенно философии Гегеля), который можно назвать вторым этапом развития диалектики. Гегель поставил перед собой задачи - представить весь природный и духовный, а также социальный мир в виде процесса, в котором природа, мировая история и человеческая культура предстают как ступени единого мирового начала - Мирового Духа. Он не выполнил этой задачи, да ее и нельзя выполнить, ибо это означало бы создание единой науки, объясняющей вся и все. Как объективный идеалист, Гегель рассматривает природу как инобытие духа, а потому все явления от природы  - это проявление духовного(например звук - это жалобы идеального, заключенного в системе материальности). Подобные курьезы и нелепости свидетельствуют лишь о полном пренебрежении идеалиста к фактам естествознания. Гегель отвергает химическую атомистику Дальтона, все известные ему достижения физики и эволюционной биологии. Подлинное значение Гегеля - не в его натурфилософских изысканиях, а в разработке им диалектического метода, разработке аппарата диалектической логики. Эта разработка названа им "наукой логики", где диалектика определяется как учение о всеобщих законах развития природы, обществ и человеческого мышления. 

Основные вопросы онтологии.
    Диалектический(современный) материализм как философское направление, его отличие от старого(классического) материализма.
 
    Философские и естественнонаучные предпосылки возникновения диалектического материализма.
      Современный(диалектический) материализм формируется в 40-х годах 19 столетия на основе тех достижений в области естествознания, о которых уже говорилось выше: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения организма, достижения в области геологии и палеонтологии, теория органического синтеза. Хотя  эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца 19 века, но, тем не менее, нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, ибо позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов в природе; другими словами, естествознание диктовало необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии. Однако философская система Гегеля была последним этапом, завершающим натурфилософское понимание и объяснение мира с его претензиями на "истину в последней инстанции", с его поисками абсолютных начал мира. С этой точки зрения, гегелевская философская система страдала внутренним логическим противоречием: с одной стороны, ее основой был принцип понимания мира в его развитии - включает всякие претензии на завершенность знания, но с другой стороны - ее собственную философскую систему Гегель рассматривал как систему именно завершенного, окончательного знания, так что человечеству не остается ничего другого, как сложа руки  созерцать добытую Гегелем абсолютную истину.
      Современный материализм обязан Гегелю разработкой диалектического способа мышления, но он отбрасывает его натурфилософские претензии на построение окончательной, завершенной картины мира. С возникновением системы частных наук о природе какая-либо особая наука претендующая на объяснение природных взаимосвязей и взаимодействий, становится излишней и старой натурфилософии приходит конец. Из ее содержания сохранила назначение лишь формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положение науке о природе и истории.
      Первая особенность диалектического материализма как философской школы состоит в том, что он соединяет в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектики.
      Вторая особенность диалектического материализма по сравнению с классическим (метафизическим) связана с решением ОВФ. Для классического материализма характерно натуралистическое понимание человека и его способностей: разума, сознания мышления. Это понимание состоит в том, что сознание человека стремились объяснить из естественных причин. Предполагая, что сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания, хотя без таких предпосылок его возникновение необъяснимо, что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность(труд). Тем самым, по-иному решается и вопрос об отношении сознания к бытию: это отношение не непосредственное, оно опосредованное трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции, эти способности не есть нечто данное от природы, оно есть результат длительного социального процесса.
      Третья особенность диалектического материализма состоит в том, сто он покончил с натурфилософской тенденцией как материализма, так и идеализма, на открытие некоего первоначала - causa  finalis  мира. Эти поиски были в свое время оправданы, ибо они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на то, чтобы путем определения такой causa  finalis построить законченную теоретическую модель мира. В рамках диалектического материализма понятие субстанции сохранило свое значение - как логическое требование за видимым наблюдаемым многообразием искать внутреннюю закономерность.
      Четвертая особенность диалектического материализма - преодоление непоследовательности классического материализма, выражающегося в его неспособности распространять принципы материализма на области общих явлений. Другими словами, все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни. 

2.Принцип материальности мира, его решение в рамках античного и механистического  
материализма. Кризис механистического понимания критериев материальности в связи с       открытиями в области физики на рубеже 19-20 вв. Научная революция в конце 19 - начале 20 века, ее значение в развитии диалектико-материалистической философии. 

      Для теоретической характеристики материализма и прежде всего диалектического, принципа первичности бытия по отношению к сознанию недостаточно, здесь требуется анализ того понятийного аппарата, тех категорий, при помощи которых материализм описывает основной принцип - принцип материальности мира. Такими понятиями являются понятия материи, движения, пространства и времени, причинности и сознания. Основным из указанных категорий является понятие материи, которым обозначается факт субстанциальности мира.
      Стихийный материализм: проблема материи ставится как проблема первоосновы и первосущности вещей. Термин "материя" еще отсутствует, оперируя терминами "огонь, земля, вода" и т.д. разумеется, как отметил Герцен: - "это не вода, текущая в ручьях, это не огонь, видимый при сгорании дров". Термины "вода, огонь, земля" - это полунаучные образы, долженствующие передать мысль о том, что материальная субстанция должна быть телесна как вода, ибо многообразие телесных вещей должно быть порождено телесным же началом, субстанция должна быт подвижна, как огонь, ибо трудно в противном случае объяснить видимую изменчивость вещей в реальном мире. Это лишь первый эскиз понятия "материя".
      Демокрит:-"существуют только атомы и пустота…". Атомы - неделимые частицы, из которых состоят все вещи. Пустота - пространство для движения атомов. Демокрит делает шаг вперед в развитии философских взглядов на материю. Он сумел логически непротиворечиво объяснить бесконечное многообразие вещей из единого основания - количественно различных, но одно-качественных атомов. В этом достоинство и несостоятельность(с современной точки зрения) этого объяснения. Достоинство - в том, что отказавшись от названий "земля, огонь" и т.д. Демокрит  тем самым при описании материальной субстанции оперирует понятием более высокой абстракции. Несостоятельность - в том, что материальная субстанция противопоставляется миру многообразных вещей как нечто неизменное изменчивому, в силу чего остается открытым вопрос о причинах превращения вещей, их изменчивости. А также в том, что атом как делимая частица не носит характера философской изменчивости.
      Аристотель - первый из философов, который вводит понятие "материя". Из аристотелевского определения материи - материя есть первое подлежащее каждой вещи, из которой состоит и происходит какая-либо вещь - следовала альтернатива, которая не была решена древнегреческими мыслителями, но именно она свидетельствовала о глубине проникновения античного материализма в сущность вопроса о субстанции: или материальная субстанция есть нечто существующее до и независимо от отдельных вещей? Если это так, то в чем и как обнаруживается ее бытие? Или это нечто, пребывающее в самих вещах? Тогда каким образом можно представить себе материальную субстанцию как нечто всеобщее и единое для видимого многообразия природных образований? Античный материализм не дает ответа на эти вопросы, но их дает в 17 веке наука механика.
      Метафизический материализм 17-18 веков в какой-то мере наследует тенденции античного материализма в вопросе о материи, однако этот материализм остался на том же уровне абстракции, что и материализм античный. Правда, влияние механики внесло определенные коррективы в вопросе о критериях материальности мира: проблема материи ставится не столько в плоскости поисков первовещества, сколько в аспекте нахождения предельно общего свойства для всех видимых природных образований. И здесь механика оказала свою неоценимую услугу: абстрагируясь от качественного многообразия вещей, фиксируя лишь количественно соизмеримые свойства - массу и протяженность вещей - механика уже одним этим ответила на поставленный вопрос. Носителем таких свойств, определенные строго математически, остаются неделимые атомы. С этой точки зрения на вопрос - как понять материалистичность вещей? - дается ответ: вещь материальна в силу того, что она массой и протяженностью. Но это понимание материи как совокупности механических свойств в решении проблемы движения толкало на признание принципа "первотолчка"(поднесенность энергии извне). Однако, к чести Гольбаха и Дидро, следует отметить, что попытки найти первооснову материальных тел и выйти за пределы понимания материи как совокупности механических свойств, не может поднять философа на более высокий уровень абстракции. Здесь, они, казалось, встали перед неразрешимой проблемой: если мы материальные субъекты лишим каких бы то ни было свойств, то оказывается, сто понятие материи превращается в абстрактную, лишенную какого бы то ни было предметного содержания, становится функцией ничего не означающей. Тем самым, французский материализм 18 века стал перед проблемой об ограниченности материальной субстанции как телесности или вещественности. Это понимание господствовало в философии и естествознании вплоть до начала 20 века. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что с открытием электромагнитного поля разгорелись споры о его материальности.
      И античный и метафизический материализм ставили перед собой по существу неразрешимую задачу - дать определение материи вне ее отношения к сознанию. Современное определение материи гласит: материя есть философская категория для обозначения объектов реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые определяются нашими ощущениями, существующими независимо от них. Нетрудно видеть, что в этом высказывании с понятием материи связан только один факт - факт бытия вещи вне и независимо от человеческого сознания. С этой точки зрения быть материальным - значит существовать вне и независимо от сознания. Такое решения вопроса является результатом не одной только операции абстрагирования, как можно было бы предположить с первого взгляда. Это решение продиктовано той ситуацией, которая сложилась в физике к началу 20-го века и которая носит название "великая революция в естествознании". Когда говорится о революции в естествознании, то имеется в виду коренная ломка ранее господствовавших воззрений, принципов, теорий. Эта революция существенно отличалась от революций, свершившихся ранее. Это отличие состоит в том, что благодаря открытию электрона(1897) и радиоактивности(1895-Рентген), теории относительности(А. Эйнштейн, 1904) и дискретности излучения(Планк, 1900) были разрушены ранее господствовавшие представления о неизменности химических элементов, о безструктурности атома, о независимости движения от материальных масс, о непрерывности излучения. Начиная с этого момента, стали быстро множиться новые и новые экспериментальные данные, говорящие о существовании крайне малых масс и электрических зарядов, а также о крайне больших скоростях, т.е. о существовании микромира. Для его описания нельзя было применять те основные понятия, принципы и законы, которые вырабатывались физикой 19 века при изучении макротел. Например, принцип постоянства массы(масса тела остается неизменной независимо от того, находится ли тело в покое или движется). Изучение свойств электрона показало, что его масса изменяется в зависимости от изменения скорости, следовательно, возникла необходимость выработки новых понятий, принципов, которые адекватно бы отражали процессы на уровне микромира, что связано было с пересмотров принципов и законов классической физики. В этом и состоит революция в физике на рубеже 19-20 веков, которую называют ломкой коренных принципов физики. В философском отношении значение революции в физике разрушила последнюю цитадель метафизики - представление об атомах, как последовательных кирпичиках мироздания.
      Некоторыми физиками коренная ломка привычных физических понятий была воспринята как неспособность науки давать объективные знания о природе(Анри, Пуанкер). Из того обстоятельства, что принципы классической физики нельзя было применить для объяснения процессов микромира, был сделан вывод в духе агностицизма, т.е. отрицания за наукой способности доставлять достоверные знания о природе. Стали говорить о "крахе науки", об остановке в ее развитии, ее кризисе. Кризис в физике это не кризис ее развития, он является выражением того факта, что вновь открываемые явления микромира не вписывались в механистическую картину мира, на которой базировалась физика 19 столетия. В рамках этой картины не поддавались научному осмыслению новые факты, связанные и с открытием радиоактивности, и с открытием дискретности излучения, и с открытием теории относительности. Классическая физика рассматривает корпускулярные и волновые свойства как абсолютно исключающие друг друга и относящиеся к разным объектам. Новая же физика в формулах, описывающих свойства микрообъектов, устанавливает связь между энергией и импульсом, носителем которого является частица с частотой и волновым числом, характерным для описания непрерывных(волновых) процессов. А это указывает на то, что сложилось противоречие между классической теорией и новыми фактами. Противоречие между механистической картиной мира и вновь открытыми фактами, которые опровергали механистические представления о неделимости атома, о неизменности химических элементов, о постоянстве массы, об абсолютности массы и времени. Эти открытия создавали предпосылки для построения новой квантово - релятивисткой картины природы, в которой нет четкого различия, границ между массой и энергией, между дискретными и непрерывными процессами, между корпускулярными и волновыми свойствами. Но для создания этой картины были необходимы и новые логико-гносеологические принципы. Формулировка этих принципов должна была начаться с пересмотров критериев материальности, которые не замыкались бы на поисках какого-то первоначала мира, и учитывали бы  новые физические реальности. Многообразие квантовых объектов принципиальной дискретности не только вещества. А это указывает на неправомерность отождествления материи с какими-либо конкретными признаками материальных объектов, на неправомерность отождествления понятия материи с какими-либо конкретными представлениями о ее структуре и свойствах. Определением критериев материальности должно быть настолько общим, чтобы учитывался не только достигнутый уровень знаний о строении и свойствах материальных систем, но еще и неизвестные, реально существующие свойства и формы. Таким образом, диалектический материализм покончил с прежней натурфилософией, определив материальную субстанцию как нечто, находящееся вне  отдельных вещей, а равным образом и некий предельно общий для всех вещей признак, свойства которого можно было бы зафиксировать как что-то конкретное, осязаемое, но в то же время принадлежащее всем без исключения телам в бесконечности Вселенной.
      В современном определении понятия "материи" зафиксирован не какой-то общий для всех вещей признак, а факт объективного существования вещей: понятие материи ничего иного, кроме объективной реальности данных нам ощущений, не отражает.
                      
3.Проблема движения философии. Основные принципы диалектическо-материалистического
  движения. Механицизм и энергетизм. Основные типы движения материи, трудности их  
  научного  определения.         

      Проблема материальности мира не может быть решена в отрыве вопроса о движении, ибо данная проблема предполагает не только ответ на вопрос "зависит или не зависит окружающий нас мир от сознания", но и на вопрос - обладает или не обладает окружающий нас мир самоизменением? В этом и состоит философский смысл проблемы движения. Этот философский смысл вопроса о движении отчетливо был констатирован в античной философии: "незнание движения влечет за собой незнание природы"(Аристотель). Однако метафизический материализм в вопросе о движении переходил на позиции первотолчка. Ньютон вовсе не из религиозных чувств полагал, что центробежная сила, обуславливающая возможность вращения планет вокруг Солнца внесена в солнечную систему Богом. Что же касается представления о материи как инертной массе, нуждающейся в приложении внешних сил, то истоки его кроются опять таки в механистическом воззрении: чтобы прийти к нему, нужно представить себе относительное механическое равновесие, в котором может пребывать то или иное тело на Земле как абсолютный покой, а затем перенести его на всю Вселенную в целом.
      Для диалектического материализма характерно три принципа понимания движения:
      Принцип атрибутивности.
        2.Принцип абсолютности движения и относительности покоя.
       3.Принцип многообразия форм движения материи.
      Принцип атрибутивности связан с пониманием того, что материя изначально не пассивна, она обладает внутренней активностью. Слово "атрибут" означает неотъемлемое свойство, признак предмета в отличие от слова "модус"(свойство предмета, но присущее ему лишь в некоторых состояниях). Например, агрегатное состояние вещества в отличие от его атомно-молекулярной структуры. Первое есть модус, второе - атрибут, постоянно оно сохраняется во всех состояниях вещества, но именно вещества, а не поля или плазмы. Следовательно, выражение "движение есть атрибут материи" означает, что любая материальная система реализуется именно как система через взаимодействие своих структурных элементов. Например атом как система определенных элементов, существующая благодаря их взаимодействию. Физическим эквивалентом принципа атрибутивности является закон сохранения массы и энергии. Теория относительности утверждает, что в процессах, протекающих с большими скоростями, масса, определяемая по инерциальным свойствам тела, зависит от его скорости, а полная энергия оказывается пропорциональной массе(т.е. нельзя определить количество материи, не принимая во внимание ее движение). Хотя закон сохранения массы и энергии полностью исключает представление о принесенности энергии извне, эти представления вновь и вновь возрождаются на базе классической и современной физики.
      Здесь можно привести интерпретацию, связанную с трактовкой вопроса о соотношении материи и движения, так называемый "энергетизм". Это одна из позиций физического идеализма. Суть ее состоит в следующем: поскольку в механистическом понимании материи неприменимо обоснование внутриатомных взаимодействий, то следует заменить понятие материи понятием энергии, придав последнему статус изначальной субстанции. Тем самым сохраняется различие между материализмом и идеализмом. Наделение энергии статусом субстанции означает признание первопричины мира, т.е. ведет к отрыву движения от материи, а это и есть идеализм.
      Вторым принципом понимания движения, характерным для диалектического материализма, является вопрос о соотношении движении и покоя. Движение и покой(текучесть и устойчивость) в равной мере объективные составляющие  материальных тел, но они не равнозначны, когда роль заходит об их роли в философском объяснении материальности мира. Механистический материализм рассматривает движение и покой как абсолютные противоположности, так, что движение исключает покой и наоборот, а тем самым покой рассматривается как отсутствие движения. Диалектический материализм рассматривает состояние покоя не как нечто противоположное движению, а как один из моментов движения, существующих лишь постольку поскольку существует движение. Это выражается в формуле - движение абсолютно, а покой относителен. Поскольку движение рассматривается как взаимодействие между элементами в материальных системах, то в процессе этого взаимодействия всегда возможно  состояние динамического взаимодействия сил. Именно это состояние взаимодействия сообщается телам(материальным системам) определенную устойчивость, постоянство, позволяя телам сохраняться в некоторых границах пространства и времени(например солнечная система - это динамическое равновесие сил взаимодействия и отталкивания), что и дает объективную основу для нашего представления о дискретных вещах или стадиях процесса. Среди сказанного нетрудно понять, что состояние равновесия (покоя) не может рассматриваться как нечто абсолютное относительно состояния движения. Оно обусловлено наличием взаимодействия, и как нечто обусловленное, оно временное  и приходящее, т.е. относительное.
      Третьим принципом понимания движения является принцип многообразия форм движения материи в органической и неорганической природе. В неорганической природе: пространственное перемещение, электромагнитное, гравитационное слабое и сильное взаимодействия, превращение элементарных частиц, взаимодействие атомов и молекул, ведущее к химическим изменениям вещества, изменение макротел, геологические процессы, изменение колебательных систем. В органической природе: изменения(обмен веществ) в организме и популяциях, процессы саморегуляции, управления и воспроизводства в биогеоценозах и экологических системах, взаимодействие биосферы и природных процессов Земли, социальные процессы. Попытка дать более строгую классификацию форм движения материи наталкивается на ряд трудностей, связанных с невозможностью окончательного определения видов материи, как поля и вещества.
      В настоящее время вещество определяется как тип материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя, но вещество слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю. В современной физике, в силу корпускулярно-волнового дуализма любого микрообъекта, это привело к нивелировке этого противопоставления. При такой ситуации определения собственно физической формы  движения материи могут быть приняты во внимание два наиболее существенных свойства материи - масса и энергия: величина массы и энергии в существенной степени определяет изменчивость и устойчивость элементарных частиц ядер, атомов и атомно-молекулярных систем; тип взаимодействия  элементарных частиц; пространственно-временной интервал существования физических объектов и геометрические свойства пространства и времени. Столь же сложным является определение химической и биологической форм движения материи. 

Проблема определения объективности пространства и времени в философии и современной                
физике. Проблема монизма философии и ограниченность идей редукционизма. Роль 
современного естествознания в основании принципа единства мира  

      Мир есть изменяющаяся, движущаяся материя и движется мир в пространстве и времени. Для обыденного представления - пространство и время - нечто привычное, но если задуматься над тем, что же все-таки представляет из себя пространство и время, то возникают вопросы, которые напряженно обсуждались философией и естествознанием.
      В философии развитие представлений о пространстве и времени шло по двум направлениям:
      Первое восходит к Демокриту, считающему, что пустота есть особый род бытия. Это нашло свое выражение в идее Ньютона об абсолютности пространства и времени, которые рассматриваются как субстанции, независимые от материи, своего рода вместилища материальных тел. Существующее в механике правило сложения скоростей и базируется на том представлении, что пространство и время - есть величины индеферентные по отношению к движущимся телам(протяженность и длительность тел не зависит от их скорости). Эту концепцию пространства и времени называют субстанциальной. Такое понимание пространства и времени подвергается критике со стороны диалектического материализма. В любом понятии мы мыслим отдельные стороны(свойства или отношения) какого-то класса объектов, отвлекаясь от других сторон. Например: твердость - свойство тела, отвлеченное от множества других и нелепо предположить, что твердость как таковая существует наряду с телами. То же самое можно сказать о пространстве и времени. Понятия пространства и времени, созданные путем отвлечения от материальных объектов - протяженности и длительности их. Предположить, что высота, толщина, длина объектов, а также длительность и одновременность материальных процессов существуют отдельно от этих вещей, столь же нелепо, как существование твердости без твердых тел. Но это не является серьезным аргументом против идеи абсолютного пространства и времени. Дело в том, что на уровне макроскопического опыта бросается в глаза факт независимости пространственно-временных отношений от макроскопических явлений и процессов. Это является одним из объективных источников кантовского априоризма в отношении пространства и времени(кантовский априоризм - это представление о том, что пространство и время суть формы нашей субъективной чувственности, а не свойства реальных тел; пространство и время - те субъективные рамки, в которые группируются наши ощущения и восприятия).
      Идея абсолютного пространства и времени продержалась в науке вплоть до 20 века    и нашла серьезную контр аргументацию в виде теории относительности Эйнштейна.
      Второе направление восходит к Аристотелю, оно разработано в трудах Лейбница, для которого пространство и время - особые типы отношения между телами, они не имеют самостоятельного существования. Эти идеи были развиты Альбертом Эйнштейном в теории относительности.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.