На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговых исследований рынка телекоммуникационных услуг г. Оренбург

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические  вопросы проведения маркетинговых исследований рынка...7
1.1 Сущность  и целевая направленность маркетинговых  исследований рынка………………………………………………………………………………7
1.2 Методы  проведения и классификация маркетинговых исследований рынка……………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности  изучения рынка телекоммуникационных  услуг……………14
2 Анализ  и оценка основных тенденций  на рынке телекоммуникационных  услуг г. Оренбург………………………………………………………………...19
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «ВолгаТелеком»………………………………………………………………….19
2.2 Ситуационный анализ  рынка телекоммуникационных услуг……………26
2.3 Маркетинговые  исследования потребительского  восприятия услуг участников  телекоммуникационного рынка г. Оренбург……………………..31
3 Выводы  и рекомендации по результатам  маркетинговых исследований рынка  телекоммуникационных услуг г.  Оренбург…………………………….42
3.1 Основные  итоги и выводы результатов  потребительского восприятия…42
3.2 Рекомендации по повышению ассортимента сотовых услуг……………..43
3.3 Эффективность предложенных мероприятий……………………………..46
Заключение………………………………………………………………………49
Список  использованных источников…………………………………………..51
Приложение  А…………………………………………………………………...52
Приложение  Б…………………………………………………………………...53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Основной  характеристикой современной действительности является острый недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения. При этом отечественные фирмы  из-за отсутствия, неполноты или неточности информации, либо присутствия большого количества ненужных или устаревших данных значительно снижают адекватность составления долгосрочных прогнозов и стратегических планов развития фирмы.
      Тем более важным является сейчас умение проводить маркетинговые исследования с целью получения необходимого объема точной информации, знание их технологии и организации.
      Маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена товаров.
      В маркетинге, который призван удовлетворять  потребности людей, исследования имеют  большое значение. В условиях рынка  получают преимущества те фирмы и  компании, которые лучше других знают  эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
      Именно  с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
      Чтобы уметь использовать различные методики маркетинговых исследований на практике, необходимо их наглядно представлять и, прежде всего, их назначение, направления и процедуру проведения. Корни маркетинговых исследований следует искать в маркетинге, в рынке, поскольку само понятие "исследования" без понятия маркетинга имело бы более обобщенную форму. Однако, основой маркетинговых исследований, как и просто исследований, является выявление и решение проблемы.
        Маркетинг является формой управления, а управление само по себе является информационным процессом, который без информации перестает существовать. Это в свою очередь и предопределяет место маркетинговых исследований, как одной из наиболее важных составляющих маркетинговой деятельности на всех ее этапах.
      Эффективность исследований наглядно подтверждается появлением новых товаров, новых производственных процессов, нового оборудования, новых систем управления. Однако многие фирмы, тратят огромные суммы на проведение научно исследовательских работ, до сих пор считают большой заслугой создание товара, который они просто передают отделу маркетинга вместе с приказом организовать его сбыт. На использование исследований в сфере маркетинга часто не обращают должного внимания. Это упущение объясняется множеством факторов. Составляющие сбыта и рекламы неосязаемы, эти рабочие процессы не механизированы, а место действия представляет собой широко разбросанную территорию. Многие действующие на рынке силы, такие, как активность конкурентов или общая экономическая конъюнктура, неподвластны руководству фирмы. Ценность исследований маркетинга не может быть тотчас пересчитана в рубли, поскольку исследовательские приемы, хорошо срабатывающие в лаборатории, невозможно сразу же применить на рынке.
      Сейчас, в условиях товарного изобилия, производители  почувствовали, что расширение их деятельности больше не сдерживается производственными возможностями, так как они в состоянии произвести столько, сколько сумеет поглотить рынок.
      На  основании вышесказанного можно  сделать заключение об актуальности данной темы.
      Целью  работы является  изучение маркетинговых исследований на рынке телекоммуникационных услуг.
      Для  выполнения  поставленной  цели  необходимо  реализовать  следующие  задачи:
      - проанализировать  понятие –  «маркетинговые исследования»;
      - охарактеризовать  виды  маркетинговых исследований;
      - изучить  этапы,  процессы и методы  маркетинговых исследований;
      - провести  анализ  схемы маркетинговых исследований  в конкретной  практической  ситуации;
      - проанализировать рынок телекоммуникационных  услуг г. Оренбурга;
      - сделать выводы по проведенной работе;
      - дать рекомендации по результатам  маркетинговых исследований компании ОАО «ВолгаТелеком».
      Объектом  исследования является ОАО «ВолгаТелеком» - крупнейшая телекоммуникационная компания Поволжья, предоставляющая комплекс услуг телефонии, сотовой связи, Интернет и передачи данных, телевидения и радиовещания.
      Предмет исследования – методика сбора и  анализа информации о рынке телекоммуникационных услуг города Оренбурга.
      Методологическую основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнений и аналогий.
      При написании данной работы использованы различные источники, прежде всего  периодические издания, учебники, а  также труды ведущих ученых Ф. Котлера, Б. Бермана, Е.П. Голубкова, А.А. Мешкова и др. 
 
 
 
 

      1 Теоретические вопросы  проведения маркетинговых  исследований рынка 

      1.1 Сущность и целевая  направленность маркетинговых  исследований рынка 
 

      Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования.
      Маркетинговое исследование проводится с целью  получения информации, необходимой  для решения поставленных перед  фирмой управленческих задач.
      Существует  несколько определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина "исследование маркетинга", в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным. Маркетинговое исследование, кроме того, определяется как анализ и прогноз рыночной ситуации с целью выбора и принятия рациональных решений фирмы о производстве и продаже товаров.
      Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.
      С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления исследований, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребителя формируют свое поведение в определенной рыночной среде.
      Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или  иных маркетинговых параметров для  данного момента времени и  получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.
      Роль  маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений на предприятии достаточно велика. Она  характеризуется необходимостью таких  исследований как для сбора информации, необходимой для принятия решения, так и для корректировки самого решения в процессе его внедрения в жизнь. Маркетинговые исследования занимают обычно срединное положение между осознанием необходимости какого-либо решения, и его принятием. Такое положение можно наглядно представить в виде схемы.
      
      
             
             
             
      
             
      
        

             
      
        
 
 

               
 
 
 

      Рисунок 1- Процессы, связанные с принятием решения 

      Принципиальной  особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа  внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование – комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом.
      Главная задача маркетинговых исследований – выявить величину ожидаемого спроса на производимые фирмой товары на тех  рынках, где их продажа обещает  быть наиболее успешной, с учётом наличия конкуренции, а также производственных возможностей и затрат фирмы. В итоге маркетинговые исследования призваны обосновать вид и долю товара фирмы, который она намерена представить на определённом рынке. В задачу таких исследований одновременно входят сбор, анализ, формирование информации в виде данных, необходимых для выработки и принятия планов действий фирмы на перспективу.
      Задачи  маркетинговых исследований могут  быть самыми разнообразными и диктоваться  потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:
      - изучение характеристик рынка;
      - замеры потенциальных возможностей рынка;
      - анализ распределения долей рынка между фирмами;
      - анализ сбыта;
      - изучение тенденций деловой активности;
      - изучение товаров конкурентов;
      - краткосрочное прогнозирование;
      - изучение реакции на новый товар и его потенциала;
      - долгосрочное прогнозирование;
      - изучение политики цен.
      Проведение  маркетингового исследования целесообразно  в следующих случаях:
      - недостаточный объем информации для принятия решения;
      - наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации;
      - ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);
      - изучение причин неожиданного успеха;
      - формирование новых стратегических  или тактических замыслов.
      Как и в любой области исследовательской  деятельности, в проведении маркетинговых исследований существует своя принципиальная основа. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.
      Принцип объективности означает необходимость  учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
      Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность  их понимания и трактовки, а также  выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.
      Принцип тщательности означает детальность  планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских  операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности  исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы.
      Совокупность  этих принципов, которые необходимо применять только вместе и в полной мере, должна обеспечить своим применением  эффективность проведения исследования. В разной литературе они трактуются по-разному, хотя основное их содержание не изменяется.
      Полученные  в результате маркетинговых исследований выводы и рекомендации должны быть представлены руководителям фирмы  в удобной, для восприятия форме  для, принятия на их основе решений.
      Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными  маркетинговыми фирмами.  
 

     1.2 Методы проведения  и классификация маркетинговых исследований
      
     Маркетинг сочетает как теоретические, так и практические подходы, возникающие и развивающиеся в процессе расширения и совершенствования коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов рынка.
     Многие  авторы классифицируют исследования по следующим признакам, представленным в таблице 1. 

     Таблица 1 – Классификация маркетинговых исследований 

Классификационный признак Виды
По  характеру исследования Логико-познавательные проблемы Предметные  проблемы, связанные с конкретным источником
По  характеру источника Проблемы, порождаемые  изменениями (деятельность конкурентов, изменения в рыночной среде и т.п.) Проблемы, порождаемые спланированными изменениями (деятельность предприятия)
По  масштабу распространения проблемы Локальные Региональные
Общенациональные
Международные
По  времени действия Краткосрочные Среднесрочные
Долгосрочные
По  широте масштаба затрагиваемых проблем Проблемы, затрагивающие  отдельное предприятие Проблемы, затрагивающие определенные категории  субъектов
Проблемы, затрагивающие отрасль в целом
Проблемы, затрагивающие национальную экономику
Проблемы, затрагивающие международную экономику
По  глубине проблематики Одноплановые  проблемы Системные проблемы
 
     Значимость  маркетинговых исследований возрастает с расширением использования  достижений науки, учетом эволюции общественного сознания, с усилением его социально-экономической ориентации. Решение широкого диапазона маркетинговых задач осуществляется с применением различных современных приемов, методов науки и знаний.
     Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
     Прежде  всего, дадим общую характеристику методам проведения маркетинговых исследований.
     Наиболее  широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей  условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы. На рисунке 2 представлены основные методы маркетинговых исследований. 

     
     Рисунок 2 – Основные методы маркетинговых  исследований 

     К первичным данным относят качественные и количественные методы сбора информации, а также mix-методики.
     Качественные  методы предполагают сбор информации от респондентов, проводимые по специально слабоструктурированной методике. К ним относятся:
     - фокус-группа – организация дискуссии  в группе респондентов на заданную  тему;
     - глубинное интервью – задаются  по определенной теме с целью  понимания причин поведения человека, его мысли по определенной  теме, его обоснование ответов и приводимых аргументов;
     - анализ протокола – респондента  ставят в ситуацию, когда он  должен принять решение, в ходе  которого описывает факты и  аргументы, влияющие на него.
     Количественные  методы – это совокупность методов  сбора первичной информации для получения количественных результатов. К ним относятся:
     - опрос, который бывает личный, телефонный и почтовый. Опрашивают физические лица, юридические лица и экспертов. Опрос проводят дома, в офисах и в местах продажи;
     - retail-audit - это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в точках розничной торговли по исследуемой товарной группе.
     К mix-методикам можно отнести:
     - hall-тесты – эксперименты, проводящиеся в специальном помещении для дегустации или просмотра рекламы;
     - home-тесты – эксперименты, проводящиеся в домашних условиях;
     - mystery shopping  (тайный покупатель) - это использование специально подготовленных покупателей для анонимной оценки качества обслуживания потребителей, работы персонала, его честности, проверки выполнения стандартов мерчандайзинга, качества продуктов и услуг.
     Главное отличие методов социологических  исследований от экспертных оценок заключается  в том, что первые ориентированы  на массовых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.
     Можно выделить несколько групп экономико-математических методов, используемых при проведении маркетинговых исследований:
     1.Общенаучные  методы.
     1.1 Системный анализ. Рассматривает любую рыночную ситуацию с широким диапазоном внешних и внутренних причинно-следственных связей. Например, быстрое распространение мобильных телефонов связано с развитием науки и техники, увеличением деловых контактов, потребностью в информационном обеспечении.
     1.2 Комплексный подход. Предусматривает проявление разноплановых, разновеликих конкретных рыночных ситуаций, успешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях.
     1.3 Программно-целевое планирование. Применяется при выработке и реализации маркетинговой стратегии и тактики, т. е. строится (программируется и планируется) вся маркетинговая деятельность.
     2. Аналитико-прогностические методы.
     2.1 Линейное программирование. Представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли (при рационализации грузовых транспортных маршрутов, оптимизации товарных запасов, улучшении товарного ассортимента).
     2.2 Экономико-математические модели. Позволяют с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка рынка, конкурентоспособность товара и его производителя, определять стратегию и тактику маркетинговой деятельности.
     2.3 Экономико-статистические приемы. Используются для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи и т.п.
     2.4 Теория массового обслуживания. Применяется при выборке очередности обслуживания заказчиков, составлении графиков товарных поставок и др.; позволяет изучить складывающиеся закономерности поступления массовых заявок на обслуживание, правильно определить оптимальную очередность их выполнения.
     2.5 Теория вероятности. Способствует принятию правильных решений при выборе из возможных действий наиболее предпочтительного и определению значений вероятности наступления определенных событий.
     2.6 Теория связи. Помогает совершенствовать связь (механизм обратных связей) субъектов рынка с конкретным рынком, повышать эффективность использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах, а также управлять процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта), товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками).
     2.7 Сетевое планирование. Обеспечивает регулирование последовательности выполнения, взаимозависимости деяний, работ, отдельных операций в рамках конкретного проекта, а также определение основных этапов, сроков их осуществления, затрат, ответственности исполнителей, предусматривая возможные отклонения.
     2.8 Деловые игры. Позволяют моделировать и имитировать (проигрывать задачи и действия как абстрактных, так и конкретных субъектов рынка, стремящихся находить оптимальные коммерческо-хозяйственные решения.
     Математическое  моделирование в маркетинговых  исследованиях весьма затруднено. Это  обусловлено:
     - сложностью объекта изучения, нелинейностью  маркетинговых процессов, наличием  пороговых эффектов, например минимального  уровня стимулирования продаж, временными  лагами (в частности, например  реакция потребителей на рекламу  часто не осуществляется немедленно);
     - эффектом взаимодействия маркетинговых  переменных, которые в большей  своей части взаимозависимы и  взаимосвязаны, например цена, ассортимент,  качество, объем выпуска;
     - сложностью измерения маркетинговых переменных. Трудно измерить реакцию потребителей на определенные стимулы, например рекламу. Поэтому часто применяются непрямые методы, например регистрация случаев возврата товара для определения правдивости рекламы;
     - неустойчивостью маркетинговых  взаимосвязей, обусловленных изменениями  вкусов, привычек, оценок и др.;
      - относительной несовместимостью персонала, который занимается маркетингом и применением количественных методов в его исследованиях. Первые приоритет отдают неформальным методам, вторые — математическому моделированию.
      Вышеизложенное во многом обусловлено тем, что маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями. В маркетинге редко что повторяется, в нем все различно для разных ситуаций. Маркетинг ориентирован на конкретных потребителей, а потребители — разные.
      В условиях глубоких и быстрых изменений  внешней среды математическая модель не в состоянии предсказать влияние изменения, которое изначально не было в ней учтено. В отличие от эксперта математическая модель не способна к импровизации и не может приспособиться к глубоким изменениям внешней среды.
      Широта  применения тех или иных методов  при проведении маркетинговых исследований определяется также возможностями компании использовать их самостоятельно или покупать результаты таких исследований. Очевидно, что у крупных организаций таких возможностей существенно больше, чем у организаций малого бизнеса. Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованиях применяются в настоящее время чаще организациями, имеющими соответствующие аналитические подразделения, для определения таких важнейших параметров рыночной деятельности, как спрос, объем продаж, рыночная доля и др.
      Выбор конкретного типа исследования во многом определяется целями исследования и задачами, которые решаются на отдельных этапах его проведения. Отдельные типы маркетинговых исследований применяются не только на этапе определения проблем и целей исследования, но и в процессе их проведения. 
 

      1.3 Особенности изучения рынка телекоммуникационных услуг 

      Развитие  телекоммуникаций тесно связано  с развитием экономики – чем выше уровень развития экономки, тем выше уровень развития телекоммуникаций. При этом существует и связь в обратном направлении, рост телекоммуникационной отрасли помимо увеличения числа рабочих мест увеличивает эффективность других отраслей экономики. Интересна зависимость относительной величины развития телекоммуникаций и экономики на разных этапах развития экономики. До определенного уровня ВВП на душу населения зависимость прямая – чем выше уровень ВВП на душу населения, тем выше доля телекоммуникаций в ВВП. Затем зависимость становится обратной – при достижении определенного уровня развития доля телекоммуникаций в ВВП начинает снижаться, что свидетельствует о существовании предельного набора телекоммуникационных услуг, необходимого потребителю, стоимость которого не превышает определенной величины.
      В настоящее время среди глобальных тенденций на телекоммуникационном рынке, направление и силу которых определяют технологические факторы, можно выделить следующие:
      - дальнейшее развитие беспроводных сетей,
      - развитие широкополосного доступа в Интернет,
      - развитие IP приложений,
      - конвергенция сетей и услуг.
      Основным  макроэкономическим фактором, обусловливающим  развитие телекоммуникаций в России сегодня и в ближайшие годы, является увеличение ВВП и, как следствие, ВВП на душу населения и средних доходов населения. Высокий уровень образованности населения стимулирует рост спроса на услуги связи (расходов на телекоммуникационные услуги). Объем рынка телекоммуникационных услуг в России в 2009 году составил более 40 млрд. долл. США (прирост около 35% к 2006 году), доля телекоммуникационных услуг в ВВП – 3,1%, инвестиции в отрасль составили 8,1 млрд. долл. США. Уже сегодня российский телекоммуникационный рынок является 11 крупнейшим в Восточной и Центральной Европе. По размерам рынка Россия уступает в Европе лишь Германии, Великобритании, Франции, Италии и Испании. В то же время, российский телекоммуникационный рынок остается одним из самых быстрорастущих в мире, сохраняя значительный потенциал развития.
      Уровень распространения мобильной связи  в России сегодня соответствует наиболее развитым странам, более того рынок достиг насыщения. Сегодня в России мобильная связь доступна практически на всей территории России, где проживают люди. При этом бурное развитие мобильной связи (еще в 2000 году в России было 3 млн. абонентов сотовых сетей при проникновении 2%, среднегодовой темп прироста за период 2000-2005 гг. превысил 100%) превзошло ожидания большинства аналитиков. Уровень проникновения услуг фиксированной связи в России сегодня ниже, чем в большинстве развитых стран и, видимо, останется на том же уровне в обозримом будущем.
      Сопоставление уровня развития Интернет в России и в мире (более низкое проникновение в России, по сравнению с развитыми странами), а также благоприятная макроэкономическая ситуация в России, свидетельствуют о значительном потенциале роста Интернет в России в ближайшие годы.
      Важнейшим фактором развития телекоммуникационной отрасли наряду с технологическими изменениями является реформирование регулятивной среды. Анализ мирового опыта преобразования телекоммуникационной отрасли в целях повышения эффективности и развития конкуренции, а также основных современных тенденций, позволяет выявить основные направления реформирования отрасли:
      - изменение структуры отрасли;
      - регулирование присоединения сетей операторов, в том числе межоператорских тарифов;
      - регулирование тарифов для конечных пользователей;
      - оказание социально-значимых нерентабельных услуг связи;
      - снятие ограничений на иностранные инвестиции;
      - распределение ограниченных ресурсов (прежде всего частотного спектра);
      - постоянное отслеживание новых услуг и создание наиболее благоприятных условий для них – соответствие регулятивной среды современным тенденциям развития телекоммуникаций.
      Стратегической  задачей маркетинга телеком-компаний становится своевременный (и даже иногда опережающий рынок) выпуск коммерческих продуктов, базирующихся на технологиях, за которыми будущее.
      Приходят  времена, когда на рынке телекоммуникаций появление новых технологий становится результатом маркетинга, а не наоборот. Сначала решается, какая именно технология нужна потребителю, поймет ли он ее и готов ли ею пользоваться, и только потом выпускается на рынок. Еще несколько лет назад технологический прогресс опережал маркетинговые инициативы - пожалуй, наиболее точная и емкая характеристика ситуации на мировом рынке телекоммуникаций. В одних секторах (главным образом в сотовой связи и телекоммуникациях для бизнеса) это тенденция проявляется в полной мере, в других (на массовом телекоммуникационном рынке) - не так явно. Но никто уже не спорит, что «телекоммуникационный продукт» все больше подвержен рыночному развитию, нежели естественной технической эволюции.
      Принято говорить об особенностях маркетинга на телекоммуникационном рынке. Конечно, классический поход «4 P» (продукт, цена, место, продвижение) действует в полной мере и здесь, только часто со своими особенностями. К основным особенностям можно отнести специфику отрасли и сложность самих продуктов. Даже специалисту иногда трудно разобраться в предлагаемых технологических решениях, что уж говорить о простом потребителе. Поэтому в телекоммуникациях именно маркетинг во многом определяет будущее продукта.
      Рынок связи довольно специфичен. В большей степени это промышленный рынок, и не все традиционные маркетинговые приемы здесь эффективны. Кроме того, рынок очень гибок - значительная конкуренция, активные и информированные клиенты. Кроме того, для рынка зачастую характерно технологическое равенство игроков. Основные технологии (будь то сотовая связь, цифровая телефония, технологии интернет-доступа и т.д.) одинаковы у всех. Предложить что-то действительно новое, значительно превосходящее по качеству уже имеющиеся продукты в оперативном режиме практически невозможно. А если еще учесть, что большинство телекоммуникационных рынков серьезно укрупняются и становятся крайне насыщенными, то маркетинг в таких условиях - определяющий фактор успеха.
      Неслучайно  аналитики сотового рынка предпочитают обсуждать не установку новых базовых станций (сколько их - уже почти никому неинтересно и поэтому никто их не считает) или модернизацию оборудования того или иного оператора «большой тройки». Их интересует, у какого агентства этот оператор заказал телевизионную рекламную кампанию. Развитие петербургского сотового рынка подтверждает это явление в полной мере. Так, например, мы уже не раз отмечали, что успешный приход в Петербург компании «Вымпелком» (сеть «Билайн GSM») доказал: главный козырь в борьбе за абонентов теперь не количество базовых станций, а грамотный маркетинг.
      Как отмечают маркетологи, внеценовых преимуществ  на телекоммуникационном рынке все  меньше, потому одним из главных  маркетинговых механизмов становится работа с тарифами. О прямом снижении цен речи не идет (они бывают, но чаще всего связаны со специальными акциями) - тарифы на услуги оптимизируются, делаются более удобными и выгодными. Здесь опять же наиболее показателен пример операторов сотовой связи – «война» тарифов, невероятное количество предложений по дополнительным услугам. Яркой маркетинговой тенденцией стала постепенная отмена платы за входящие звонки с телефонов региональных операторов-конкурентов. Дальше всех, как известно, пошел «МегаФон»: с декабря прошлого года он отменил плату за входящие вызовы с телефонов всех сотовых операторов на всех своих тарифных планах. В апреле на этот же шаг решился МТС. Примеров «тарифных игр» на сотовом рынке множество. Маркетинговая машина работает без сбоев - почти ежемесячно каждый оператор «большой тройки» предлагает все новые и новые тарифные предложения.
      В результате конкуренция на телекоммуникационном рынке из ценовой все активнее переходит на уровень брэндов. Операторы  начинают уделять им все больше внимания. «Для потенциальных клиентов у компании ОАО «ВолгаТелелом» есть специальные программы по повышению узнаваемости брэнда «ВолгаТелеком» в России. В настоящее время бизнес компании объединяет в себе четыре основных направления. Для каждого из них существует своя маркетинговая стратегия, так как целевая аудитория у подразделений не всегда пересекается. Но все они объединены единой, генеральной стратегией - для нас важна поддержка брэнда.
      В последнее время еще одной  из явных маркетинговых линий  на «несотовом» телекоммуникационном рынке (традиционная телефония, Интернет) стало продвижение операторами «комплексной услуги». По большому счету потребитель не должен разбираться во всех технических деталях - он ищет комплексное решение своей проблемы и хочет получить его «под ключ» с минимальными издержками. Вот на продвижение этого и должен быть направлен маркетинговый комплекс. Ключевым моментом становится способность компании понять потребности своего клиента и предложить ему адекватное комплексное решение, что требует расширения портфеля предоставляемых услуг.
      За  последнее время новые продукты - это в основном пакетные услуги, т.е. разные виды телефонии, передачи данных, услуг Интернета, объединенных едиными  условиями платежа. В данной сфере  стала очевидной тенденция к  предоставлению комплекса услуг, т.е. универсальной услуги, способной удовлетворить максимум запросов клиента (Интернет, телефония, хостинг, услуги по безопасности, информационные пакеты и т.д.). Переход к универсальности требует больших финансовых вложений и человеческих ресурсов. Не все операторы способны перешагнуть этот рубеж, что приводит к слияниям и поглощениям компаний.
      Однако  все, о чем говорилось выше, - скорее тактический маркетинг. Есть и более  долгосрочные задачи. Рынок динамичен. Он активно развивается, поэтому  игроки находятся в двояком положении: им необходимо успевать за новациями на рынке, с одной стороны, а с другой - для внедрения новаций приходится самим создавать рынок нового продукта - работать с потребителями на его популяризацию, создавать спрос на него, что требует долгосрочных вложений. Динамика рынка во многом связана с интенсивностью технологических инноваций - добавляются все новые и новые функции, линейки товаров часто меняются (VoIP, MMS, Wi-Fi, 3G и т.д.), а иногда новые технологии и вовсе закрывают рынок имевшихся решений. Вероятно, наиболее весомое, системное отличие маркетинга в области телекоммуникаций - постоянные инновации в процессах, технологиях (особенно), структуре рынка.
      Скорость  появления новых технологий и  подходов к построению глобальных корпоративных вычислительных сетей настолько высока, что выстоять могут только те операторы, которые одними из первых внедряют новые перспективные продукты. Соответственно, основная задача стратегического маркетинга телеком-компаний - своевременный (и даже иногда опережающий рынок) выпуск коммерческих продуктов, базирующихся на технологиях будущего, и их дальнейшее агрессивное внедрение и раскрутка на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Анализ и оценка  основных тенденций  на рынке телекоммуникационных  услуг г. Оренбург 

      2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «ВолгаТелеком» 

     Открытое  акционерное общество «ВолгаТелеком» — один из крупнейших в России и  крупнейший в Поволжье оператор связи. Сегодня ОАО «ВолгаТелеком» занимает свыше 80 % рынка фиксированной связи, является ведущим провайдером Интернет - услуг с долей рынка около 60 %. Процесс присоединения 10 региональных предприятий связи Поволжья, завершенный 30 ноября 2002 года, позволил создать единую мощную компанию, обладающую высоким уровнем капитализации, рентабельности и инвестиционной привлекательности, огромным маркетинговым потенциалом.
     Общим собранием акционеров ОАО «Нижегородсвязьинформ» 28 июня 2002 г.  утвержден устав Общества в новой редакции, в которой  изменено наименование Общества на ОАО  «ВолгаТелеком».
     На  основании решения общего собрания акционеров ОАО «Нижегородсвязьинформ» от 09 ноября 2001 г. Общество реорганизовано путем присоединения к нему ОАО  «Кировэлектросвязь», ОАО «Мартелеком», ОАО «Связьинформ» Мордовии, ОАО  «Электросвязь Оренбургской области», ОАО «Связьинформ» Пензенской области, ОАО «Связьинформ» Самарской области, ОАО «Саратовэлектросвязь», ОАО «Удмурт Телеком», ОАО «Ульяновсэлектросвязь», ОАО Связьинформ» Чувашской Республики.
     Полное  фирменное наименование Общества  – Открытое акционерное общество «ВолгаТелеком».
       Сокращенное фирменное наименование  Общества  – ОАО «ВолгаТелеком».
       Место нахождения Общества –  РФ, 603000, Нижний Новгород, пл. М. Горького, Дом связи.
       Филиал в городе Оренбурге  – 460000, г. Оренбург, ул. Володарского, 11.
       Общество по своему типу является  открытым акционерным обществом.  Общество создано на неограниченный  срок деятельности.
       Правовое положение Общества, порядок  его деятельности, реорганизации  и ликвидации, а также права  и обязанности акционеров Общества определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», прочими Федеральными законами, иными правовыми актами РФ, принятыми соответствующими государственными органами в пределах их полномочий, а также настоящим Уставом.
       Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе,  может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
       Общество имеет круглую печать, штампы и фирменные бланки  с наименованием Общества, собственную  эмблему, товарный знак, и другие  средства визуальной идентификации.
     Целью Общества является извлечение прибыли.
       Основными видами деятельности Общества являются:
     - предоставление услуг местной  и внутризоновой связи;
     - предоставление местной связи  с использованием таксофонов;
     - предоставление подвижной радиотелефонной  связи в диапазоне 900/1800 МГц, 450 МГц;
     - предоставление услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования;
     - предоставление услуг подвижной  радиосвязи;
     - услуги по предоставлению каналов  связи;
     - предоставление телематических  услуг связи;
     - предоставление услуг по передаче  данных, за исключением услуг  связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
     - предоставление услуг телеграфной  связи;
     - предоставление услуг связи для  целей кабельного вещания;
     - предоставление услуг связи для  целей проводного радиовещания;
     - предоставление услуг связи для целей эфирного вещания;
     - предоставление услуг местной  телефонной связи с использованием  средств коллективного доступа;
     - предоставление услуг связи по  передаче данных для целей  передачи голосовой информации;
     - осуществление работ, связанных  с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
     - осуществление мероприятий и  оказание услуг в области защиты  государственной тайны;
     - осуществление мероприятий и  оказание услуг в области защиты  государственной тайны в части  технической защиты информации;
     - организация и осуществление  мероприятий по обеспечению защиты  тайны связи и другой, охраняемой  законом тайны;
     - деятельность по строительству  зданий и сооружений I и II уровней ответственности;
     - геодезическая и картографическая  деятельность;
     - образовательная деятельность по образовательным программам;
     - техническое обслуживание, ремонт  и продажа средств связи;
     -  техническое обслуживание, ремонт  и продажа контрольно-кассовых  машин;
     - монтаж, ремонт и техническое  обслуживание систем охранной  сигнализации;
     - выполнение мероприятий по обеспечению  услугами связи в чрезвычайных  ситуациях;
     - оказание консультационных услуг;
     - деятельность по предупреждению  и тушению пожаров;
     - производство работ по ремонту,  монтажу и обслуживанию средств  обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
     - эксплуатация электрических, тепловых  и газовых сетей;
     - техническое обслуживание шифровальных  средств, шифрование информации, распространение шифровальных средств;
     - ремонт средств измерений.
     Миссия  ОАО «ВолгаТелеком» - содействовать созданию современного общества, росту региональной экономики и повышению качества жизни жителей Поволжья за счет внедрения в повседневную жизнь передовых информационных технологий. Компания стремится открывать для людей новые перспективы, делать их жизнь проще и ярче.  
Глобальными целями компании являются: 
          1. Интеграция новых технологий в повседневную жизнь; 
          2. Положение лидера на телекоммуникационном рынке Поволжья; 
          3. Повышение качества оказываемых услуг за счет развития и модернизации инфраструктуры связи, внедрения цифровых технологий, совершенствования системы обслуживания клиентов; 
          4. Развитие и эффективное использование кадрового потенциала ОАО «ВолгаТелеком» для обеспечения приоритетных направлений развития бизнеса;  
          5. Достижение и поддержание высокой прибыльности за счет повышения эффективности бизнеса и оптимизации затрат; 
         6. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций за счет роста капитализации и поддержания прочной деловой репутации; 
         7. Совершенствование системы корпоративного управления, в соответствии с практикой мирового уровня.

     Уставный  капитал Общества составляет 1639764970 рублей.
        В Обществе создается резервный  фонд в размере 5 процентов от уставного капитала Общества.
     Общество  может быть добровольно реорганизовано по решению Общего собрания акционеров. Другие основания и порядок реорганизации  Общества определяются действующим  законодательством РФ.
     Общество  может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров или по решению суда, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
     В соответствии с Уставом Общества, в ОАО «ВолгаТелеком» действует  следующая структура управления:
    Общее собрание акционеров – высший орган управления Общества. 
    Совет директоров - коллегиальный орган управления.
    Комитеты Совета директоров.
    Генеральный директор – единоличный исполнительный орган.
    Правление – коллегиальный исполнительный орган.
    Ревизионная комиссия – контролирующий орган. 
      Генеральный директор – единоличный  исполнительный орган, осуществляющий  руководство текущей деятельностью  Общества. Генеральный директор  назначается Советом директоров  Общества.
     Совет директоров – коллегиальный орган  управления Общества, осуществляющий общее руководство деятельностью Общества.
     Резервный фонд Общества формируется путем  обязательных ежегодных отчислений не менее 5 процентов чистой прибыли  Общества до достижения им установленного размера фонда.
     На  рисунке 4 представлена структура управления компании «ВолгаТелеком» (Приложение А)
     Компания  предоставляет весь спектр телекоммуникационных услуг на территории 665 тыс. кв. км, что  составляет большую часть Приволжского федерального округа. Специфика регионов состоит в том, что большая часть населения проживает в городах, и занята в крупном промышленном производстве. Отсюда и главные особенности тех задач, которые стоят перед «ВолгаТелеком»: обеспечить качественной связью крупных бизнес - партнеров, выйти на новый уровень взаимодействия с ними – для того, чтобы лучше учитывать их растущие потребности, не забывая при этом и о тех, кого принято называть частными лицами.
     Приволжский федеральный округ включает 14 субъектов Российской Федерации, в том числе: 6 республик (Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская), и Пермский  край.
      Основными показателями, характеризующими экономическую  деятельность предприятия являются показатели прибыли и рентабельности.
      Прибыль является  особой экономической  категорией, которая  определяет цель деятельности коммерческого предприятия. Она представляет собой разницу  между выручкой от реализации товаров  или услуг и совершенными затратами в процесс этой деятельности.
      Рентабельность  является показателем, характеризующим  эффективность производства. Она  определяется как отношение прибыли  к себестоимости продукции, услуг, выраженная в процентах.
Существует  великое множество показателей  рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле: 

Р  =  П / Т * 100,                                      (1) 

где    Р - общая экономическая рентабельность   хозяйственной деятельности торгового предприятия;
      П - сумма прибыли (валовой или чистой);
      Т - объем товарооборота (без НДС).
     В зависимости от сочетания показателей  в формуле (1) определяется рентабельность различного содержания и соответственно с различными названиями. Наиболее часто рассчитываются такие показатели рентабельности, как рентабельность производственной деятельности или иначе окупаемость издержек или рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность всего капитала, общая рентабельность собственного капитала, рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, рентабельность производства и т.д. В целом в экономике насчитывается около 22 показателей рентабельности.
      Показатели  хозяйственной деятельности ОАО  «ВолгаТелеком» представлены в таблице 2. 

      Таблица 2 - Показатели эффективности хозяйственной деятельности ОАО «ВолгаТелеком» 

Показатели 2007г. 2008г. 2009г.       Отклонения
Абс.,(+,-) Отн.,(%)
Выручка от реализации, руб. 25182745 26420123 27076989 1894244 107,5
Себестоимость, руб. 19061174 20898542 21096950 2035776 110,7
Чистая  прибыль, руб. 3323108 2952456 4262572 939464 128,3
Рентабельность %       17,5 14,1 20,2 3,7 115,4
 
      Из  данной таблицы видно, что за последние 3 года прибыль  предприятия не стабильна.  Темп роста чистой прибыли за анализируемые 3 года составил 128,3 %, а выручка от реализации продукции увеличилась всего на 7,5 %. Почти в 1,5 раза увеличилась эффективность использования производственных мощностей (темп прироста рентабельности составляет 115,4 %).  Все это говорит о развитии предприятия за рассматриваемые 3 года.
      Деятельность  Общества в 2008 году была сопряжена с  внешними факторами, оказывающими большое  влияние на экономику ОАО «ВолгаТелеком». В частности, кроме существенного роста стоимости заимствований и, как следствие, пересмотра ряда проектов, Компания столкнулась с кризисными явлениями в реальном секторе экономики. Это было наиболее заметно в сегментах потребления услуг малыми и средними предприятиями и оказало влияние на динамику роста выручки. В то же время, за счет комплекса мероприятий антикризисного воздействия на экономику удалось достичь плановых параметров по прибыли от операционной деятельности, увеличив свободный денежный поток.
      Среди основных факторов, которые оказали  влияние на доходы ОАО «ВолгаТелеком» в отчетном периоде, необходимо отметить следующие:
      1. Прирост доходов за 2008 год составил 1 257 млн. рублей. Доля доходов от  услуг связи превысила 94,4% от  общего объема выручки
      (на 0,5% ниже, чем в 2007 году), 2,1% (547 млн.  рублей) приходится на доходы по договорам содействия.
      2. Темп роста доходов по услугам  Интернет и СПД составил 159%. Основным  источником прироста доходов  по данному направлению стали  доходы от оказания услуг Интернет по выделенному каналу.
      3. Перенос индексации тарифов на  услуги местной телефонии на 2009 год.
      4. Отмена компенсационной надбавки  по услуге зонного инициирования  вызова и отмена платы за  обслуживание точек присоединения  с 1 марта 2008 года.
      5. Полный год действия Постановления  Правительства РФ № 477 от 25.07.2007 года «О внесении изменений в Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи», в соответствии с которым отменена плата за изменение абонентом тарифного плана по услугам местной телефонной связи.
      6. Снижение потребления услуг в  секторе малых и средних предприятий, связанное с последствиями мирового финансового кризиса.
      Благополучное финансовое состояние организации - это важное условие ее непрерывной и эффективной деятельности. Для ее достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую  независимость. Действующая рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе  применения эффективных  форм хозяйствования и управления производством,  активизации предпринимательства и т.д.
     Под финансовым состоянием понимается способность  организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется  обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
     Основными источниками информации для анализа  финансового состояния организации, служат: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и другие данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.
     По  состоянию на период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года структура баланса характеризуется показателями, представленными в таблице 3. 

     Таблица 3 – Показатели  платежеспособности Общества на 2006г. 

  01.01.2007г 31.12.2009г
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,18 0,316
Коэффициент текущей ликвидности 0,71 0,43
Чистые  текущие обязательства, млн. руб. 1 870 7 047
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -2,45 -3,969
Рентабельность продаж, % 24,77 28,12
 
     Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитан  как отношение суммы денежных средств (статья 260 бухгалтерского баланса) и краткосрочных финансовых вложений (статья 250 бухгалтерского баланса) к  сумме краткосрочных обязательств (статья 690 бухгалтерского баланса).
     Коэффициент текущей ликвидности рассчитан  как отношение оборотных активов (статья 290 бухгалтерского баланса) к  сумме краткосрочных обязательств (статья 690 бухгалтерского баланса).
     Чистые  текущие обязательства рассчитаны как разница между краткосрочными обязательствами (статья 690 бухгалтерского баланса) и величины оборотных активов (статья 290 бухгалтерского баланса).
     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитан как отношение  величины собственных оборотных  средств (статья 490 за минусом статьи 190 бухгалтерского баланса) к общей величине оборотных активов (статья 290 бухгалтерского баланса).
     Рентабельность  продаж рассчитана как отношение  прибыли от продаж (статья 050 отчета о прибылях и убытках) к выручке  от продаж (статья 010 отчета о прибылях и убытках) в %.
     Проанализировав выше представленную таблицу, можно сделать вывод о том, что коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности с каждым годом растут. Это положительный факт. Следовательно предприятие является платежеспособным.
     Рассчитав коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами, можно сказать, что компания использует заемные оборотные средства.
     Что касается рентабельности продаж, то тут  просматривается тенденция к  повышению — в  2009 году на 3,87 процентных пункта выше, чем в 2008 году. 
     Рассчитаем  показатели финансовой устойчивости компании ОАО «ВолгаТелеком».
     Данные  представлены в таблице 4. 

     Таблица 4 — Показатели оценки финансового состояния компании ОАО «ВолгаТелеком» 

Показатель 2007 г. 2009 г.
Рентабельность продаж, % 21,9 23,7
Коэффициент инвестиционной активности 0,09 0,16
Коэффициент финансовой автономии 0,50 0,53
Доля  собственного капитала в оборотных  активах -3,31 -3,96
Собственный капитал в обороте -13878338 -15678651
 
     Проведя анализ данных таблицы 8, можно сделать  следующие выводы:
    увеличение рентабельности продаж способствует увеличению прибыли на рубль выручки;
    коэффициент инвестиционной активности характеризует инвестиционную активность организации;
    коэффициент финансовой автономии показывает, какая часть активов сформирована за счет собственных средств компании — в данном случае больше половины средств компании составляют собственные средства;
    доля собственного капитала в оборотных активах определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами — в этом пункте наблюдаются отклонения, т.е. доля собственного капитала компании уменьшилась за 2 года на 0,55 единиц;
    доля собственного капитала в обороте уменьшается.
      Что касается кадровой политики компании, то можно сказать следующее:  в ОАО «ВолгаТелеком» трудится около 33 тысяч человек.
     Политика  Общества в области управления персоналом направлена на сохранение квалифицированных  кадров, более полное и эффективное  использование профессионального и интеллектуального потенциала сотрудников, привлечение новых специалистов и формирование корпоративной  культуры.  
          Целью данного направления является создание системы управления персоналом, базирующейся на экономических стимулах и социальных гарантиях, способствующих гармоничному сочетанию интересов как работодателя, так и работника и развитию их социально-трудовых отношений на благо предприятия.
 
 

      2.2 Ситуационный анализ  рынка телекоммуникационных  услуг 

      Развитие  телекоммуникационных услуг Приволжского Федерального округа происходит  достаточно высокими темпами и опережает  рост ВВП в РФ. По данным АНО ИИЦ  «Статистика России» объем телекоммуникационного  рынка регионов, обслуживаемых ОАО  «ВолгаТелеком», за 2008 год составляет 94,9 млрд. рублей. Развитие телекоммуникационного рынка ПФО формируется под влиянием определенных тенденций, наблюдаемых в каждом отдельно взятом сегменте услуг связи, среди которых можно отметить:
      Рынок местной связи:
      - насыщение рынка, снижение спроса на услугу среди новых клиентов;
      - усиление конкуренции с альтернативными  операторами в сегменте корпоративных  клиентов и в сегменте новостроек  в крупных городах;
      - продолжение процесса мобильного  замещения трафика и усиление  конкуренции со стороны операторов сотовой связи.
      2. Рынок дальней связи (междугородняя,  международная, зоновая связь):
      - стагнация рынка в результате  падения цен (сближение цен  дальней связи и мобильной  связи, развитие VolP), усиление мобильного замещения;
      - укрепление операторов междугородной и международной связи на региональном, рынке, в частности в регионах ПФО.
      3. Рынок мобильной связи:
      - снижение спроса на услугу  среди новых клиентов (физическое  насыщение рынка) – рынок переходит  в стадию стагнации;
      - снижение тарифов – сближение тарифов мобильной и фиксированной связи, мобильной связи и дальней связи.
      4. Рынок широкополосного доступа  в Интернет:
      - увеличение спроса на услугу, особенно на «домашнем» сегменте  рынка;
      - концентрация рынка в крупных  городах;
      - предпочтение наиболее активных пользователей коммутируемого доступа смещаются в сторону технологий выделенного доступа;
      - снижение стоимости доступа к  услуге и  стоимости трафика;
      - ужесточение конкуренции на рынке  между игроками и проводными  технологиями ШПД (ADSL, Ethernet, кабельный Интернет-доступ);
      - развитие беспроводных технологий  доступа в Интернет;
      - развитие качественного локального  контента,  генерирующего трафика;
      5. Рынок коммутируемого доступа  в Интернет:
      - стабилизация тарифов на минимально  привлекательном уровне;
      - миграция пользователей коммутируемого  доступа в сегмент выделенного  доступа.
      6. Оптовый рынок (услуги присоединения  и пропуска трафика, аренда  каналов, услуги передачи данных):
      - темпы роста рынка определяются  изменением розничного спроса, поведением конкурентов и регулятора и растут в физическом выражении;
      - наблюдается существенный рост  доходов от услуг, несмотря  на снижение цен по аренде  каналов и на оптовую передачу  данных.
      Положение общества в отрасли.
      ОАО «ВолгаТелеком» является одним из основных участников  телекоммуникационного рынка в ПФО, осуществляет свою деятельность на территории 11 регионов ПФО. Наибольшая доля в доходах компании приходится на Нижегородский (20,2 % в доходах), Самарский (16,1 %) и Саратовский регионы (12,2 %). Доля ОАО «ВолгаТелеком» в доходах телекоммуникационного сектора составляет 25 %.
      Телекоммуникационный  рынок России в 2009 году.
      По  оценкам Министерства экономического развития, за 2008 год телекоммуникационный рынок Российской Федерации вырос  по отношению
к 2007 году на 12,8% и составил 1 234,4 млрд. рублей. Рост наблюдался по всем направлениям телекоммуникационной отрасли.
      Лидером по темпам роста стал рынок услуг  подвижной связи, объем которого по итогам 2008 года вырос на 22,9% по сравнению  с 2007 годом.
      Объем доходов операторов сотовой связи  по-прежнему занимает первое место  в структуре доходов отрасли  связи – 44,6%.
      Высокие темпы роста сохранила документальная электросвязь (в т.ч. услуги Интернет и передачи данных): объем услуг  в 2008 году вырос на 16,2% относительно аналогичного периода 2007 года.
      Телекоммуникационный  рынок ПФО в 2008 году
      Рынок телекоммуникационных услуг в ПФО  развивался такими же высокими темпами, как в целом по России. Объем телекоммуникационного рынка регионов, обслуживаемых ОАО «ВолгаТелеком», за 2008 год составил 95 млрд. рублей.
      Доля  ОАО «ВолгаТелеком» по состоянию  на конец 2009 года – 26,78% от всех доходов телекоммуникационного сектора в Приволжском федеральном округе (Приложение А).
      Темп  роста доходов от услуг связи  в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 104,4%. Основным источником доходов по-прежнему оставалась местная телефонная связь, удельный вес которой в общей сумме доходов составил 44,1% (в 2008 году – 46,9%). С 13,1% в 2008 году до 20% в 2009 году в общей структуре доходов увеличились доходы от предоставления телематических услуг (включая Интернет и СПД).
  Основным  источником доходов компании является городская телефонная связь, которая  составляет 39 % от суммы общих доходов (Приложение Б).
      Основные  факторы, влияющие на развитие отрасли.
      Технологическое развитие отрасли.
      Совершенствование технологий ведет к появлению  новых игроков на рынке, что, в  свою очередь, обеспечивает рост конкуренции. Развитие и замещение технологий является ключевой рыночной возможностью и одновременно угрозой для всех участников рынка.
      Отраслевая  конвергенция
      Массовый  выход компаний на смежные рынки (операторов кабельного телевидения  – на рынок Интернет и телефонии, операторов мобильной связи –на  рынок услуг Интернет, Интернет-провайдеров – на рынок IT-решений, производства контента и т.д.) влечет за собой изменение уровня и принципов конкуренции на отраслевых рынках. При этом предложения игроков рынка ИКТ в части новых услуг в целом уже превышают сформированные на рынке ожидания потребителей.
      Государственное регулирование отрасли
      Государство активно влияет на развитие всех сегментов телекоммуникационной отрасли России (телефонии, Интернет, телевидения, операторского рынка). Антимонопольное регулирование и стимулирование конкуренции, положительно влияющее на темпы проникновения новых технологий, является одним из приоритетов государственной политики.
      Прогноз рынка телекоммуникаций региона
      По  прогнозам специалистов, рынок телекоммуникаций ПФО продолжит свой рост и к 2013 году достигнет 154,3 млрд. руб. Изменения в структуре рынка будут связаны с ростом спроса на Интернет и СПД (18 млрд. руб. в 2013 году), повышением объема рынка дальней связи (6 млрд. руб. в 2013 году) и значительным перераспределением трафика и доходов в пользу мобильной связи.
      ОАО «ВолгаТелеком» планирует сохранить  лидирующие позиции на рынке услуг  местной и зоновой связи (доля рынка - 82%) и услуг Интернет и СПД (58%).
 

      Рисунок 3 – Конкурентная среда ОАО «ВолгаТелеком» 
 

     Основные  показатели финансово-экономического развития отрасли связи за 3 года представлены в таблице 5.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.