На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Законодательство государственного управления и сословной организации в первой половине XIX в

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3.
    Сословный строй XVIII ? первой половины XIX вв………………………………..4.
    Развитие государственной системы в первой половине XIX в……………………..14.
    Изменения в правовом положении церкви…………………………………………...20.
    Правовое положение окраин империи………………………………………………..21.
    Кодификация русского права в первой половине XIX в…………………………….23.
    Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в……………..34.
Заключение……………………………………………………………………………………...36.
Список использованной литературы………………………………………………………….37. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Первая  половина XIX века характеризовалась  кризисом феодально-крепостнической  формации, в недрах которой шел  процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке — самодержавном и  дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало углубляющийся  кризис.
     Характерной особенностью абсолютизма этого  времени явилась его способность  к лавированию, гибкой смене курса  политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного  строя.
     По  своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе  государства стоял император (в  просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена  высшая законодательная и распорядительная власть.
     Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями  воли царя. Но в действительности чиновничество  играло более значительную роль. В  его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество  было полновластным хозяином в центральных  органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный  строй России по своей форме был  самодержавно-бюрократическим. Слово  “бюрократия”так и переводится: власть канцелярий. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения1.
     Высшая  бюрократия состояла по преимуществу из дворян-помещиков. Из них же комплектовался офицерский корпус. Окруженный со всех сторон дворянами, царь проникался их интересами, защищал их как свои собственные.
     Правда, иногда между царем и отдельными группировками дворянства возникали  противоречия и конфликты. Порою они достигали очень острых форм. Но эти конфликты никогда не захватывали все дворянство. 
 
 
 
 
 
 

     
    Сословный строй XVIII ? первой половины XIX вв.
 
 
     Формирование   отечественной   сословной   структуры характерно для  эпохи  "просвещенного абсолютизма",   ставившего   целью   сохранение   порядка,   в котором  каждое  сословие  выполняет  свое  назначение и функцию. Ликвидация привилегий и  уравнивание прав, с этой точки  зрения, понимались как " общее смешение", которого не следует допускать.
     Процесс правовой консолидации дворянства начался  еще в петровскую эпоху. "Указ о единонаследии" подготовил единство имущественной базы этого сословия и специально подчеркнул его служебную  функцию, ставшую обязательной (дворяне  были вынуждены служить).
     Манифест  Петра III "О вольности дворянской", подтвердив особое положение дворянского сословия в обществе, отменил обязательность тяготившей дворянство службы. В нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы (кроме государственной и военной службы) — торговля и промышленность.
     Наиболее      важным      актом,      осуществившим      правовую консолидацию   дворянства,   стала   “Жалованная   грамота   дворянству“ (1785 г.).
     Еще в 1771 г. в результате работы уложенной  комиссии был подготовлен проект, позже положенный в основу "Жалованной грамоты дворянству". В проекте  все население разделялось на три класса, первый из которых именуется "благородный". Проект развивал положения  екатерининского "Наказа" об особом статусе и предназначении дворянства.
     Привилегии  дворянства определялись достаточно широко: прежде всего закреплялось положение Манифеста 1762 г. "О вольности дворянской", о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.
     Устанавливались политические корпоративные права  дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами судей.
     "Жалованная  грамота дворянству" (полное название "Грамота на  права и преимущества  благородного российского дворянства") состояла из вводного манифеста  и четырех разделов (девяносто  две статьи).
     В ней устанавливались принципы организации  местного дворянского самоуправления, личные права дворян, и порядок  составления родословных дворянских книг.
     Дворянское  достоинство определялось как особое состояние качеств, которые 
послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространялось на всех членов семьи дворянина.
     Основаниями для лишения дворянского звания могли стать, лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.
     Личные  права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.
     Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
     Особые  судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.
     Сословное самоуправление дворянства, регламентированное "Жалованной грамотой" выглядело следующим образом: дворяне и создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).
     Собрание  наделялось определенными политическими  правами: оно могло делать представления  местным властям, центральным учреждениям  и императору по вопросам " общественной пользы".
     В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии2.
     Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не постигшие двадцатипятилетнего  возраста. Ограничивались при выборах  права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных  судом дворян исключали из состава  Собрания.
     Собрание  избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских
должностных лиц земской полиции.
     Дворянские  собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы  о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около  двадцати правовых оснований для  причисления к дворянству).
     Жалованная  грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия, завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как "вечные и неизменные". Вместе с тем  дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).
     Правовой  статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органон городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения, укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности торговли и финансов (как особых функций города) потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.
     В 1769 г. был разработан проект положения "О среднем роде людей" или  правовом статусе мещанства. К этому сословию относились: лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди). "Средний род" людей располагал полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору.
     Мещане  имели право владения городскими и загородными домами, имели 
неограниченное  право собственности на принадлежащее  им имущество, неограниченное право  наследования.
     Они получали право владеть промышленными  заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них), организовывать банки, конторы и пр.
     При подготовке "Жалованной грамоты городам" (которая началась в 1780 г.) кроме материалов уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
     "Жалованная  грамота городам" (полное название: "Грамота на права и выгоды городам Российской Империи") была опубликована одновременно с "Жалованной грамотой дворянству" в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.
     Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов  деятельности.
     Это вполне согласовывалось с идеей  создания "среднего рода людей". Единый правовой статус городского населения  основывался на признании города особой организованной территорией  с особыми же административной системой управления и  видами занятий населения.
     Принадлежность  к мещанскому сословию, по мысли  законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство  приносит отечеству (принадлежность к  мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных  привилегии могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение  сословных прав дворянина (также  приводился полный перечень деяний).
     Личные  права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
     К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
     Все городское население делилось на шесть категорий:
     1)"настоящие  городские обыватели", имеющие  в городе дом и иную недвижимость;
     2) записанные в гильдии купцы  (I гильдия — с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II — от пяти до десяти тыс. рублей, III — от одной до пяти тысяч рублей);
     3) состоявшие в цехах ремесленники;
     4) иногородние и иностранные купцы;
     5) именитые граждане (капиталисты  и банкиры, имевшие капитал  не менее 
пятидесяти  тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской  администрации, ученые, художники, музыканты);
     6) прочее посадское население.
     Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
     Права и обязанности ремесленников  регламентировались  внутрицеховыми правилами и "Уставом о цехах".
     За  городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной  организации. Горожане составляли "общество городское" и могли собираться на собрания с санкции администрации.
     Горожане  избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).
     Собрание  могло обращаться с представлениями  к местным властям и наблюдать  за соблюдением законов. За городским  обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).
     В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
     Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
     В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы — их решали судебные органы.
     В 1785 г. был разработан проект еще одной  сословной грамоты — “Сельского положения“. Документ касался положения только государственных крестьян. Он утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.
     Сельское  общество   получало   права   корпорации.   Сельские “обитатели“ могли избирать исполнительные органы самоуправления общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по суду.
     Предполагалось  разделить все сельское население, по аналогии с городским, на шесть  категорий с учетом объявленного капитала, по имущественному цензу. Две  первых категории (с капиталом более  одной тысячи рублей) освобождались  от телесных наказаний.
     Проект  не стал законом, однако государственная  и правовая политика в отношении  крестьянства достаточно ясно определялась.
     Крестьянское  население подразделялось на “государственных поселян“, принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства; свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору.
     Все категории крестьян имели право  нанимать работников,  выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать  своих детей (крепостные могли это  делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.
     Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для  крестьян были ограничены.
     Государственные крестьяне и свободные крестьяне  имели право на защиту в суде, и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность  в движимом имуществе.
     Крепостные  крестьяне полностью подлежали  суду помещиков, а по уголовным делам  — государственному суду. Их имущественные  права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области  распоряжения и наследования движимого  имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в "розницу".
     Свободными  людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в   аренду,   заниматься   промыслами,   нанимать   на   службу вольных людей   (но не  могли  владеть  крепостными),  торговать товарами    собственного     производства.     Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома — от постоя.
     Устанавливалось единообразное и особое военно-административное  управление   казачьими   войсками:   войсковая канцелярия, руководство  которой назначалось 
правительством,  а члены избирались казаками3.
     Развитие  дворянского права собственности проходило в русле правовой  консолидации  этого  сословия.   Еще  в   "Манифесте вольности    дворянской"     расширялось    понятие     недвижимого имущества,      впервые введенное в  оборот  "Указом единонаследии". К недвижимостям были отнесены дворы, фабрики и заводы.
     Установленная в 1719 г. монополия государства на недра и леса  отменяется в 1782г. — помещики получают право собственности на лесные угодья.
     Еще в 1755 г. была установлена помещичья  монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешается повсеместная свободная  торговля хлебом. В этой области  никто не мог конкурировать с  помещичьими хозяйствами.
     Дифференциация  правовых  форм  дворянского  землевладения  упрощается: все имения стали подразделяться на два вида —  родовые и благоприобретенные.
     Упростился  порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя. В 1791 г. бездетные помещики получают   полную   свободу   передавать   по   наследству   недвижимость любым лицам, даже не относящимся  к членам рода наследодателя.
     "Жалованная  грамота дворянству" закрепила  права дворян заниматься промышленной  и торговой деятельностью, открыв  для сословия новые перспективы  деятельности.
     Дворяне обладали неограниченным правом собственности  на имения любого типа (благоприобретенные и родовые). В них они могли  осуществлять любую, не запрещенную  законом деятельность. Им предоставлялось  полное право распоряжения имениями, они имели полную власть над крепостными  крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные  подати, оброки и использовать на любых  работах.
     Законодательство    о    предпринимательстве,    формировании капиталистической экономики. В первой половине XIX в. во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. Сельское хозяйство определенно ориентировалось на   рынок:   его   продукция   производилась   с   целью   сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. В ряде районов развивалась месячина: перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку.
     В поместьях появляется все большее  число промышленных предприятий  и мануфактур, на которых использовался  труд крепостных. Происходила дифференциация крестьянства, разбогатевшие вкладывали свои капиталы в промышленность и  торговлю.
     В   промышленности   возрастало   применение   наемного   труда,  увеличивалось число кустарных  и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30—50-е годы мануфактуры  превращались в  капиталистические  фабрики, основанные на машинной технике (уже в 1825 г. более половины занятых  в обрабатывающей промышленности рабочих были наемными, преимущественно оброчными крестьянами). Быстро возрастал спрос на свободную ра6очую силу.
     Ее  пополнение, возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести, определенные правовые преобразования в положении крестьянства.
     В 1803 г. принимается "Указ о вольных хлебопашцах", по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около пятисот договоров об освобождении,  и стали вольными хлебопашцами около ста двенадцати тысяч человек. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участие в обязательствах.
     В 1842 г. издается “Указ об обязанных крестьянах“, предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. На положение "обязанных" крестьян было переведено лишь около двадцати семи тысяч крестьян, проживающих в имениях всего шести помещиков. Недоимки с крестьян взымали через полицию "губернские управления".
     Обе эти частичные реформы не решали вопроса об изменении экономических  отношений в сельском хозяйстве, хотя и наметили механизм аграрной реформы (выкуп, состояние "временной  обязанности", отработки), которая  осуществлялась в 1861 г.
     Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях: в 1816—1819 гг. крестьяне этих регионов были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещичьему суду.
     Мерой, направленной на изменение крепостнических  отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло четырехсот тысяч человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая государству) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом. Эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже.
     В 1847 г. было создано министерство государственных имуществ, которому было поручено управление государственными крестьянами: было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход — волостное управление — сельский сход — сельский староста. Эта модель  самоуправлений будет еще долгое время использоваться как в системе общинной, так и будущей колхозной организации, став однако фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крестьянства.
     Новые экономические отношения требовали, однако, изменений в  правовом положении  сельских обывателей. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны  в первой половине XIX в. Уже в 1801 г.  государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков.
     В 1818 г. был принят указ, разрешивший  всем крестьянам (в том числе и  помещичьим) учреждать фабрики и  заводы.
     Потребность в свободном наемном труде  сделала неэффективным использование  труда посессионных крестьян на фабриках заводах:   в   1840   г.   заводчики   получили   право   освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных  людей и оброчных крестьян.
     В городах параллельно с сословием  мещан и цеховых (мастера,  ремесленники, подмастерья) стала возрастать социальная группа “рабочих людей“.
     Особым  сословием было казачество (1,5 млн. человек). Прошли те времена, когда казачья  вольница причиняла правительству  крупные неприятности. К концу XVIII в. правительство установило полный контроль над районами расселения казаков, а в XIX в. стало даже создавать новые казачьи войска для охраны границ. В число казаков зачислялись лица других сословий, прежде всего государственные крестьяне. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское.
     В середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. В самом большом войске. Донском, насчитывалось 588 тысяч душ обоего пола. Вторым по численности было Оренбургское войско, а третьим — Черноморское. Впоследствии Кубанское войско вышло на второе место.
     Атаманом  всех казачьих войск считался наследник  престола. Во главе каждого 
войска стоял  наказной (назначенный) атаман. Станичные  атаманы избирались на
станичных сборах (сходах). В этом звене сохранялись традиции казачьего самоуправления.
     Казак являлся на службу со своей строевой лошадью, обмундированием и холодным оружием. Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям  казачьи части сыграли видную роль в Отечественной войне 1812 г. и в других войнах. Сохранялось  их значение в охране внешних рубежей  России4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Развитие государственной системы
    в первой половине XIX в. 
 

    Революция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата,   параллельно   углублялась   специализация   отдельных органов власти и управления.
    Император   возглавлял    всю   систему   власти,   опираясь   на разветвленный   чиновничий   аппарат.   До   1801   г.   в   качестве высшего     совещательного     органа     действовал     Совет  при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.
    В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые Императором, был  создан Государственный совет.
    Председателем Государственного совета являлся император, в  его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный  им член Совета. Численность органа колебалась от сорока до восьмидесяти членов  (Государственный Совет  просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или  входили в него по должности (министры).
    Государственный совет рассматривал и готовил  различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию.
    Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроектов), дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (созданный после восстания в Польше 1830—1831 гг.).
    Работа  Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний. Все делопроизводство сосредотачивалось  в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.
    В 20-х годах XIX в. Государственный совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.
    Канцелярия  состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое  — в 1828 г., пятое — в 1836 г., шестое — в 1842 г.
    Первое  отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.
    Второе  отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.
    Третье  отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями. Оно состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой   поднадзорных,   шестой   осуществлял   наблюдательное производство за местами лишения свободы, седьмой организовывал наблюдение  за   иностранными  гражданами,   восьмой   занимался статистическими исследованиями и обобщениями.
    Четвертое отделение  занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
    Пятое  отделение  было  специально создано  для  подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.
    Шестое  отделение    занималось    подготовкой    материалов относящихся к управлению территорией Кавказа.
    После    создания    новых    центральных    органов    управления окончательно определилось роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства.  Все департаменты Сената превратились   в   высшие   апелляционные   инстанции   для   судов губерний.
    Последняя попытка вернуть Сенату управленческие государственные функции была предпринята  в 1802 году. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, на него возлагались функции "конституционного суда" — подготовка представлений императору о несоответствии тех или иных издаваемых указов другим существующим правовым актам. Сенат  ревизовал деятельность местных  органов, передавая собранные материалы  компетентным органам.
    С 20-х годов XIX в., однако, за Сенатом закрепилась единственная роль высшего судебного учреждения.
    Дальнейшая  централизация государственного управления потребовали пересмотра системы  отраслевых органов государственного управления.
    В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства они обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения, Новыми по существу были министерство внутренних дел и  министерство просвещения: на министерство внутренних дел, кроме задач по организации и поддержанию общественного порядка, возлагались задачи по управлению государственной промышленностью и строительством; министерство просвещения, кроме своих прямых функции, занималось также организацией подготовки кадров для государственного аппарата, ему подчинялись Академия наук, университеты, другие учебные заведения, библиотеки, типографии и музеи. Министерство осуществляло цензуру над издававшейся литературой.
    В задачи министерств входили: организация "сношений с местами", подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.
    В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.
    Министры  и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств назначались императором по представлению министра, низшие — назначались министром.
    Аппарат министерств подразделялся на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами.
    В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи министра и директора департаментов (министерская совещательная коллегия).
    Число министерств и приравненных к  ним учреждений возросло: появились  Государственное казначейство, Ревизия  государственных счетов (Государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции.
    Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров. В Манифесте 1802 г. деятельность и  организация таких совещаний  не была конституирована, в 1812 г. они  получают законодательное оформление в лице Комитета министров.
    В комитет входили по должности  министры, председатели департаментов  Государственного совета, государственный  секретарь. Остальные члены Кабинета назначались императором.
    Комитет рассматривал законопроекты, отчеты министерств, различные вопросы, связанные с  управлением страной и подбором кадров чиновников. Все решения кабинета должны были утверждаться императором.
    С усилением роли Канцелярии значение Кабинета министров в делах государственного управления снижается.
    Вместе  с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных,  неотложных, не нуждающихся  в  огласке     вопросов     (например,  вопроса     об  устройстве  государственных крестьян  в   1828,   1835,   1849  гг.,  финансов вопросов   —   1812,   1840,   1842   гг.   Большую   работу   провели:  негласный      комитет,      подготавливавший     реформу     органов  государственного управления в 1801—1803 годах, комитеты  по борьбе  с  голодом   1840  г.,   комитеты,   управлявшие  страной в  период отсутствия императора —  в 1828 и 1849 гг.).
    В результате работы комитетов по упорядочению управлений государственными крестьянами (1837—1838 гг.) в губерниях были учреждены  палаты государственных имуществ, в уездах — окружные    управления    государственных   имуществ, которым подчинялись  выборные волостные управления.
    После декабрьских событий 1825 г. правительство  предпринимает ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасности. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политических органов.
    Еще в 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 было создано Министерство внутренних дел, возглавившее систему  полицейских органов.
    В   1810   г.   из   него   было   выделено  особое   Министерство  полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) вновь было включено в состав Министерств внутренних дел.
    В   1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся    вопросами    политической    и    государственной  безопасности)     включается     в     структуру     Собственной     Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии5.
    В задачи Отделения входило руководство  полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка  и размещение "подозрительных людей", управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.
    Структура Третьего отделения включала пять экспедиций. Первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью революционным организаций и отдельных лиц. В своей работе она опиралась на разветвленную агентурную сеть.
    Вторая  экспедиция вела борьбу с религиозными и должностными преступлениями. В  ее ведении находились политические тюрьмы: Шлиссельбургская и Петропавловская  крепости, Алексеевский равелин.
    Третья  экспедиция организовывала наблюдение за иностранцами, проживавшими в России.
    Четвертая — вела борьбу с крестьянскими  волнениями и выступлениями.
    Пятая экспедиция (созданная в 1842 г.) осуществляла цензуру.
    В связи с изменением подчиненности  Особой канцелярии Министерства внутренних дел и ее вхождением в состав Собственной  Его Величества канцелярии, изменилась и структура Третьего отделения, состоявшего к 1826 г. из восьми отделов.
    Третье  отделение подчинялось непосредственно  императору. Интересующие сведения оно  могло затребовать у любого министра, генерал-губернатора и губернатора.
    В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято "Положение о корпусе жандармов". Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).
    В задачи жандармских команд входило: "усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения", "рассеяние  законом запрещенных скопищ".
    В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.
    В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятый в 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц, относящихся к разным сословиям, предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них.
    Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах.
    Совершившие церковные преступления заключались  в монастырские тюрьмы (Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь).
    Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах; в одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти три с половиной тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками.
    В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата   гражданского   суда   выполняла   также   функции нотариата.
    С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Изменения в правовом положении церкви
 
 
     Еще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчинить церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г. Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управлявшим духовенством, церковными вотчинами и их населением.
     В начале XIX в. правительство стремится создать собственный идеологический     аппарат     и     окончательно     подчинить     ему бюрократизированное      духовенство.       Церковных       иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения. Министру   передавались   административные   функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется.
     Во  второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-е годы в непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцелярия Синода и комиссия духовных училищ.
     В 1836 г. создаются особая  канцелярия  обер-прокурора Синода  и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы Синода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе  церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра. 
 
 
 
 

       Правовое положение окраин империи
 
 
    В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1875 г. — часть герцогства Варшавского, в 1812 г. — Бессарабия.
    Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся Великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная  власть принадлежала сословному Сейму, а исполнительная (с 1809 г.) — Правительствующему Сенату из двенадцати  человек, избранных Сеймом.
      Великий князь финляндский (российский император) являлся главой исполнительной власти, утверждал законы, принимаемые Сеймом, назначал членов высших судебных органов, наблюдал за отправлением правосудия, объявлял амнистии, представлял княжество Финляндское во внешних сношениях.
    Сейм  созывался через каждые пять лет, он состоял из двух палат, представляющих четыре сословия: рыцарство и дворянство, духовенство, горожан и крестьян. Решение Сейма считалось принятым, если оно принималось тремя палатами. Принятие или изменение основных законов требовало решения всех четырех палат.
    Сейм  имел право законодательной инициативы и право петиций перед императором, он устанавливал новые налоги или  решал вопросы о новых источниках государственных доходов. Без согласия Сейма не мог быть принят, изменен  или отменен ни один закон.
    Сенат состоял из двух главных департаментов: хозяйственного и судебного. Первый ведал гражданским управлением страной, второй являлся высшей судебной инстанцией Финляндии.
    Генерал-губернатор был председателем Сената и представителем императора и великого князя в Финляндии, ему подчинялись губернаторы.
    Министр статс-секретарь Финляндии был официальным посредником между высшим местным правительством Финляндии (Сенатом) и Императором и Великим князем.
    В 1816 г. Сенат был переименован в Императорский Финляндский. Во главе его находился назначаемый императором генерал-губернатор, сосредоточивший в своих руках всю фактическую исполнительную власть. Местное самоуправление в значительной мере сохраняло черты предыдущего периода, вся система управления отличалась определенной автономией (Финляндия была разделена на восемь губерний).
    В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства: император российский стал одновременно королем польским.
    С 1818 г. стал избираться (шляхтой и  горожанами) законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820 и 1825 гг.
    Исполнительная  власть сосредотачивалась в руках  наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.
    Административный  совет состоял из министерств: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания, и являлся высшим исполнительным органом, контролируемым наместником.
    Сейм  состоял из двух палат: сенаторской и посольской. Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, посольскую палату ("избу") составляла шляхта и представите общин (глины). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта.
    Сейм  обсуждал законопроекты, вносимые в  него от имени императора и короля, или Государственного совета. Законодательной  инициативой Сейм не обладал.
    После подавления польского восстания 1830 г. был издан “Органический статут“, отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследственной в русском императорском доме.
    Сейм  упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.
    Управление  Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником  императора. Была провозглашена несменяемость  судей и учреждено городское  самоуправление.
    В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный устав, подготовленный М.Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором, Согласно положениям устава все "инородные" (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским, соответственно их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число государственных крестьян).
    Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления: стойбище или улус (не менее пятнадцати семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью. 
 
 
 
 
 

       Кодификация русского права в первой половине XIX в.
 
 
    Реформы, произведенные в системе центральных  органов власти и управления сопровождались развернутой кодификацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II.
    После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом Уложении и в 1796 г. была создана комиссия, целью которой, однако, было не составление нового, а подготовка сводного Уложения, в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права.
    За  время царствования Павла I комиссия успела подготовить семнадцать глав из сферы судопроизводства, девять — вотчинного права и тринадцать глав по уголовному праву.
    В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия, но уже в 1803 г. дело кодификации было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всей кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых. Новые задачи кодификации формулировались следующим образом: а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права"; б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером"; в) они должны располагаться по строгой системе; г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.
    Комиссии  поручалось составить общие государственные  законы, действующие на пространстве всей России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые "наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны".
    Первоочередной  задачей стала кодификация законов  о судоустройстве и судопроизводстве. Затем следовало приступить к  составлению местных законов  для частей империи, где не действуют  общие законы.
    Новое Уложение предполагалось разделить  на шесть частей:
    "законы органические и коренные", определяющие правовой статус императора,
его отношения  с правительственными органами и  подданными,
    2) "общие основания или начала  права", т.е. формы права, его  действия в пространстве и  во времени, принципы толкования  закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения,
    3) общие гражданские законы, относящиеся  к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности,
    4) уголовные законы и устав благочиния,
    5) способы приведения законов в  исполнение, применения их на  практике, а также законы о  судоустройстве и судопроизводстве, о разделении судебного процесса  на части,
    6) местные законы, применяемые при  особых условиях, существующих в  отдельных регионах страны.
    Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Последний начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М. Сперанский стал секретарем правления.
    В 1810 г. с учреждением Государственного совета произошло новое преобразование комиссии, директором ее был назначен Сперанский. Уже в том же году в Государственный совет был  внесен подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже — проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения.
    М.М. Сперанский вышел из состава комиссии, и она была подчинена вновь  министерству юстиции (с 1810 до 1812 г. находясь в подчинении Государственного совета). При разработке системы Уложения, комиссия обратилась к анализу Соборного  Уложения 1649 г., шведского, датского, прусского  и французского6.
    В 1813 г. был подготовлен проект уголовного Уложения, в 1814 г. — торговое Уложение. В 1814 г. все три части гражданского Уложения вновь были представлены в Государственный совет, который в 1815 г. постановил составить систематический свод действующих законов не утвердив представленного проекта. Последний следовало согласовать с подготавливаемым сводом.
    В период с 1815 до 1821 г. был подготовлен  свод указов к двум первым частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия Розенкампфа, сменившего Сперанского, подготовила также первую часть устава гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного Уложения.
    В 1821 г. М. Сперанский назначается членом Государственного совета и временно управляющим комиссией. Работа над  проектами гражданского Уложения возобновилась. В 1823 г. возобновили работу над торговым Уложением, но смерть Александра I прервала работу комиссии.
    Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.), делами которого фактически ведал М. Сперанский. Из двух возможных подходов к кодификации права — сведения всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений или составление нового Уложения — был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).
    Юридическая техника для составления Свода  основывалась на методике, разработанной  М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов, в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г) сократить многосложные тексты законов, д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.