На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроль достижений учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на примере раздела «Человек»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Естественно-географический факультет
Кафедра общей биологии, теории и методики обучения  
 

Курсовая  работа
на тему: «Контроль достижений учащихся с  использованием информационно-коммуникационных технологий на примере раздела «Человек» 

Автор-студентка 4 курса
Отделения «Биология, химия»
Антипова  И.С. 

Научный руководитель –
Боброва Н.Г. 
 
 

Самара 2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
    Контроль знаний учащихся по биологии.
      Сущность и функции контроля знаний учащихся…………………...5
      Виды и методы контроля знаний учащихся…………………………8
    ИКТ в контроле знаний учащихся по анатомии и физиологии человека.
    2.1. Сущность  ИКТ в преподавании биологии………………………………14
    2.2. Методика  применения средств мультимедиа  в преподавании раздела «Человек»……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Современный период развития общества характеризуется  сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. [8]
     Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных  элементов. Среди них важное место  занимает контроль знаний, навыков, умений. Контроль сопровождает все виды учебной  деятельности, без него нельзя проводить управление любым процессом или системой. Осуществление контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя. [9]
     Цель  курсовой работы - изучить применение ИКТ в контроле знаний учащихся при изучении раздела биологии «Человек».
     Объект  исследования: контроль знаний учащихся как один из факторов обучения биологии, как средство проверки достижений учащихся.
     Предмет исследования: методика использования средств мультимедиа в контроле знаний по биологии.
     Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
    Изучить современную психолого - педагогическую литературу по организации контроля в процессе обучения;
    Выяснить, какова сущность контроля знаний и умений учащихся;
    Рассмотреть важнейшие функции контроля знаний;
    Дать характеристику различных видов и методов контроля;
    Изучить и разработать задания для уплотненного опроса с использованием ИКТ для контроля знаний учащихся при изучении раздела «Человек»;
В ходе исследования были использованы теоретические методы: анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение электронных ресурсов по теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Контроль знаний учащихся по биологии.
      Сущность и функции контроля
          Важным  условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение  учителем объективной информации о  ходе усвоения знаний учащимися. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
         Контроль  означает выявление, установление и  оценивание знаний учащихся, т. е. определение  объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов  в учении, пробелов в знаниях, навыках  и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс  обучения, для совершенствования  его содержания, методов, средств и форм организации.
         Основная  задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных  учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение  эффективности методов, форм и способов их учения.
         Выполняя  функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.[4] Контроль выполняет все функции, характерные для учебного процесса:
      Контролирующую;
      Обучающую;
      Диагностическую;
      Прогностическую;
      Развивающую;
      Ориентирующую;
      Воспитывающую.
     Контролирующая  функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
     Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний. Учитель привлекает всех учащихся к прослушиванию ответов, рекомендует делать поправки и дополнения, таким образом еще раз закрепляет материал в памяти..
     Сущность  диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
     Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
     Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и логическое мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Особенно важно спрашивать учеников устно, чтобы они учились говорить, строить предложения, рассуждать.
     Сущность  ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
     Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
     Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Полученная оценка это стимул для дальнейшего учения (как «2», так и «5»), формирование чувства ответственности, долга, дисциплинированности.
     Проверка  побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному  труду.
     Выделение функции контроля подчеркивает его  роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции  проявляются в разной степени  и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а так же эффективнее становится и сам учебный процесс. [3] 

     1.2 Виды и методы  контроля знаний  учащихся
     Таблица 1.
     Виды  контроля знаний учащихся по биологии [2]
Вид контроля Краткая характеристика
Предварительный (ориентировочный) Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся
Периодический (тематический, рубежный) Проверка прочности  усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы.
Итоговый Выявление степени  усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов).
 
     Предварительный контроль может осуществляться в ходе фронтальной беседы и в форме ответов по анкете.
     Текущий контроль проводят в ходе повседневной работы на уроке, экскурсиях, с использование других форм обучения. Учитель постоянно следит за усвоением учебного содержания, приращением знаний, умений, развитием ценностных отношений у каждого ученика и класса в целом. Формы текущего контроля и используемые при этом методы очень разнообразны. Применение последних зависит от дидактических целей.
     Периодический контроль, как правило, проводится в конце изучения темы или в конце учебной четверти и триместра. Лучше использовать этот вид проверки после изучения темы (раздела) или курса, т. е. после логически законченной части учебного материала. Главная цель такой проверки - выяснить характер усвоения учебного содержания всей темы: основных понятий, законов, процессов, причинно-следственных связей и пр. Вопросы должны ориентировать учащихся на развернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказывание собственных суждений. Периодический контроль может проводиться в виде обобщающей фронтальной беседы или письменной работы с разными вопросами для всего класса, но не более двух вопросов каждому ученику. В итоге проверка охватывает большой круг учебного материала, хотя каждый ученик получает задание, рассчитанное на посильную дозу ответа. Периодический контроль учителя часто осуществляют в виде семинара, зачета или контрольной работы, анализируя ее на последующем уроке. Для периодического контроля на уроке или во время самопроверки в домашних условиях можно использовать специально подготовленные вопросы и задания школьного учебника по биологии.
     Итоговый  контроль очень близок по своей функции с периодическим контролем, так как проводится в конце изучаемого курса или в конце полугодия и всего учебного года. В некоторых школах и отдельных старших классах итоговым контролем являются экзамены. Итоговый контроль влияет на общую оценку успеваемости ученика, которая всегда волнует и учеников, и учителей. [10]
     Виды  контроля знаний, умений и навыков  учитель выбирает в зависимости  от содержания учебного предмета, дидактических  целей урока. Задача учителя –  выявить пробелы в знаниях  и принять меры по их ликвидации, а также поддержать эмоциональный стимул изучения предмета, поощряя оценками.
     Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой – учебно-познавательную функцию в обучении учащихся. Данная таблица позволяет объединить классификации методов контроля в определенное множество и использовать любую из предложенных для построения системы контроля знаний учащихся по биологии. 
 

     Таблица 2.
     Методы  контроля знаний учащихся по биологии [2]
Выделенный  признак (автор) Состав  методов по выделенному  признаку
Использование бинарного подхода к взаимосвязи  деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутова) Информационно – сообщающий и исполнительский; объяснительно–иллюстративный и репродуктивный; инструктивно – практический и продуктивно – практический; информационно – побуждающий и частично – поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский)
Источник  знаний, характер деятельности учителя и учащихся, перцепция (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков, Н.А.Рыков, И.Д.Зверев) Словесные, наглядные, практические, моторные
Логические  операции с понятиями Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, конкретизация, классификация, детерминизм, доказательство, обобщение.
Уровни  учебно-познавательной деятельности и творческой активности мышления учащихся (Ю.К.Бабанский, Б.Е.Райков, Е.П.Бруновт, Д.К.Богданова) Репродуктивные, проблемно – поисковые (продуктивные), творческие (исследовательские)
Степень самостоятельности выполнения задания и этапы усвоения знаний (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) Объяснительно- иллюстративные, инструктивно – репродуктивные, проблемного изложения, частично – поисковые (исследовательские)
Специфика усвоения биологических понятий(А.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров, М.А.Жиделев) Воспроизведение знаний в способах деятельности, описание объекта (процесса), определение объекта, наблюдение, иллюстративный показ, лабораторно – практическая работа, упражнение, моделирование, эксперимент.
Организация управления процессом контроля знаний Исполнительские, самоконтролирующие, оценочные.
 
     Методы  и приемы контроля достижений учащихся
    Индивидуальный опрос.
Опрашивается  каждый ученик в отдельности, вопросы  составляются таким образом, чтобы ответ был представлен некоторым рассказом учащегося. Этот метод способствует развитию речи учащихся, достаточно глубоко проверяет знания по пройденному материалу, но требует больших затрат времени на проведение. Ответ ученика нужно обязательно кратко охарактеризовать.
    Фронтальный опрос.
Работа  проводится одновременно со всем классом. Вопросы должны быть короткими, требующие коротких ответов.
    Тестирование.
Тестовые  задания бывают двух типов: открытого  и закрытого. Задания открытого  типа требуют короткого ответа от учащихся. Задания закрытого типа бывают нескольких видов:
А) с  одним правильным ответом;
Б) с  несколькими правильными ответами;
В) задания  на соответствие;
Г) задания  на определение правильной последовательности.
    Биологический диктант.
Различают 3 вида диктантов:
А) Терминологический. Заключается в том, что учитель  готовит по вариантам перечень определений к каким-либо биологическим терминам. Ученики в ходе диктанта прослушивают определения и записывают названия терминов.
Б) Цифровой. Учитель записывает на доске термины  под соответствующими цифрами, на уроке диктует определения. Ученики находят на доске соответствующий термин, оформляют ответы в виде цифр.
В) Графический. Ответы учащихся записываются в виде графика.
    Анализ ответа одноклассника по плану:
А) правильность ответа;
Б) наличие  ошибок;
В) полнота  ответа;
Г) добавления;
Д) оценка, которую заслуживает ответ.
    Решение кроссворда.
    Сообщение.
Учеником  заранее готовится сообщение  по заданной теме.
Перед тем, как дать слово ученику для  сообщения, необходимо дать задание  классу, затем прослушать сообщение и в заключении выполнить задания, озвученные ранее.
    Решение биологических задач.
    Заполнение схем и таблиц у доски.
    Уплотненный опрос.
Характеризуется одновременным использованием нескольких способов контроля.
    Работа с дидактическими карточками.
Глава 2. ИКТ в контроле знаний учащихся по анатомии и физиологии человека
     2.1. Сущность ИКТ в преподавании биологии
     Необычайно  высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни  человека. Она не только остается теоретической  основой здравоохранения и сельского  хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
     На  современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется  овладению учащимися традиционными  методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
     Комплекты педагогических программных средств  позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
     К наиболее эффективным формам представления  материала по биологии, следует отнести  мультимедийные презентации. Использование  мультимедийных презентаций целесообразно  на любом этапе изучения темы и  на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию
     В школьном возрасте наиболее высока потребность  учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
     Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке  данных необходимый дидактический  материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном  варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
     В последнее время наблюдается  массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число  информационных ресурсов по всем предметам  и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета  для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
     Применение  информационных технологий позволило  подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны
     Использование новых информационных технологий позволяет  существенно повысить интерес детей  к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. [11] 

    2.2. Методика применения  средств мультимедиа  в преподавании       раздела «Человек»
         Ниже  приведены примеры заданий с  использованием средств мультимедиа на разных этапах урока.
         Тестирование
         Пример  теста, включающий в себя задания с выбором одного правильного ответа, установлением соответствия, определением правильной последовательности, а также задания с выбором правильного утверждения и задания с кратким ответом. Данный тест целесообразно использовать в качестве контрольной работы после изучения темы «Пищеварение».
     Итоговый  тест по теме «Пищеварение» [5]
      Сколько пар слюнных желез участвует в пищеварении?
      А) четыре
      Б) две
      В) три
      Г) шесть
      Ответ: в. 

      Какова  роль ферментов в пищеварении?
      А) ускорение процесса расщепления  веществ
      Б) замедление процесса пищеварения
      В) изменение внутренней среды организма
      Ответ: а. 

      Какие из питательных веществ начинают расщепляться уже в ротовой полости?
      А) белки
      Б) жиры
      В) углеводы
      Ответ: в.
               4. Куда впадает проток поджелудочной железы?
         А) в желудок
         Б) в желчный пузырь
         В) в двенадцатиперстную кишку
         Г) в печень
    Ответ: в.
               5. Расставьте буквы в последовательности, соответствующей порядку расположения отделов пищеварительного тракта
е а в б д ж и г з
    А) глотка; б) желудок; в) пищевод; г) ободочная  кишка; д) двенадцатиперстная кишка; е) ротовая полость; ж) тонкая кишка; з) прямая кишка; и) слепая кишка.   
     

    В какой  среде действуют ферменты желудочного  сока:
    А) в  нейтральной
    Б) в  слабощелочной
    В) в  кислой
    Ответ: в.
    Выберите правильное утверждение[1]:
    А) Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные  вещества.
    Б) Питательные  вещества выполняют энергетическую и строительную функции
    В) Глотка является частью пищеварительного тракта
    Г) Слизистая  оболочка пищеварительного тракта образована мышечной и соединительной тканями
    Д) Пищеварение  и всасывание начинается в полости  рта
    Е) В  состав эмали зубов входят соли кальция
    Ж) Центр  слюноотделения находится в продолговатом  мозге
    З) Пищеварение  гуморально не регулируется
    И) Условные слюноотделительные рефлексы у человека не образуются
    К)  Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике
    Л) Жиры и белки молока расщепляются ферментами желудочного сока
    М)  В опытах с мнимым кормлением И. П. Павлов только накладывал одну желудочную фистулу
    Н) Возможность  переедания увеличивается при быстрой  еде
    О) Некоторые  бактерии толстого кишечника синтезируют  витамины.
б в д е ж к
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.