На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности правового положения кредитных организаций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Дисциплина  «Хозяйственное (предпринимательское) право» 
 
 

Реферат
на тему:
Особенности правового положения  кредитных организаций 
 
 

   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление:
Введение …………………………………………………………………………………………………………….……… 3
1. Понятие и виды  кредитных организаций
Современная банковско-кредитная  система России ………………………………………….……. 3 - 9
2. Порядок регистрации  кредитных организаций …………….……………………………….……… 9 - 15
3. Актуальные проблемы  и пути их решения ……………………………………………………………. 15 - 18
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………… 18
Литература …………………………………………………………………………………………………………………. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Созданию  современной кредитной системы  РФ также предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим  условиями развития нашей страны. Нынешняя кредитная система приближена к модели, функционирующей в большинстве промышленно-развитых стран, хотя в России ситуация осложнена несовершенством рынка ценных бумаг и слабым развитием небанковских кредитных учреждений.
     Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью кредитных организаций в развитии и укреплении рыночной экономики в Российской Федерации.
     Целью написания данной работы является освещения  гражданско-правового положения  кредитных организаций в России.
     Работа  основывается на обзоре отечественной литературы, использованы учебники, периодические издания, нормативные акты.

1. Понятие и виды  кредитных организаций. Современная банковско-кредитная система России.

 
     Кредитные организации как составная часть  банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
     Согласно  Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация  — это юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным законом.1
     Кредитная организация образуется на основе любой  формы собственности как хозяйственное  общество, т.е. является коммерческой организацией.
     Особо следует обратить внимание на то, что  основной целью деятельности кредитной  организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФ отличается от указанных организаций. Заметим  также, что Закон выделяет Центральный банк РФ из системы кредитных организаций. Деятельность Центробанка регулируется особым законом.
     Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
     В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).
     Помимо  перечисленных, к банковским операциям  отнесены: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.
     Кредитные организации вправе также совершать  сделки, указанные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
     В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Банки независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников — юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ.
     Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки  не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных  законами РФ. Органы государственной  власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.
     Осуществляемый  коммерческими банками контроль за деятельностью клиентов носит  в основном гражданско-правовой характер, он направлен на обеспечение интересов  самого банка. Однако в указанных законодательством случаях они уполномочены проводить контроль в интересах государства. Так, на них может быть возложено проведение валютного контроля (контроля за соблюдением валютного законодательства, за своевременностью и полнотой реализации установленной части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке). Кроме того, банки обязаны проверять соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями порядка ведения кассовых операций.
     Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами — со средствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций, помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовой системы страны, имеет непосредственное отношение к выполнению функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
     К другим государственным финансово-кредитным  организациям относятся государственные  внебюджетные фонды. Следует иметь  в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемом случае понимается система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. В свою очередь, и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами (внебюджетными).
     К ним относится, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Согласно Положению о фонде он образован  в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Пенсионный фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Денежные средства Пенсионного фонда находятся в государственной собственности.
     Фонд  социального страхования РФ также является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением2. Управление Фондом осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.2
     Современная кредитная двухуровневая система  практически сформирована:
      1 уровень – Центральный банк  Российской Федерации
      2 уровень – коммерческие банки  и другие финансово – кредитные  учреждения, осуществляющие отдельные  банковские операции.
     Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
       ЦБ РФ является главным банком  государства. Он независим от  распорядительных и исполнительных  органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и др. функции. 3
       Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственно жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
       Особое место в кредитной системе  занимает Внешэкономбанк, преобразованный  в банк по обслуживанию внешнего  долга Российской Федерации, а  так же Банк реконструкции  и развития созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
       В кредитной системе в институциональном  плане можно выделить холдинги, группы и иные объединения банков.
     Холдинги  создаются путем получения основной кредитной организацией. В силу преобладающего участия в уставном капитале одной  или нескольких кредитных организаций  либо в соответствии с заключенном  договором возможности предприятия определять принимаемое ими решение.
     Группа  кредитных организаций образуется для совместного осуществления  банковских операций на основе заключения соответствующего договора.
     Помимо  банковских учреждений во второй уровень  кредитной системы входят так же специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности модно выделить, как правило одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют обычно специфическую клиентуру.
     Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.
       Таким образом, в РФ постепенно  формируется кредитная система,  которая строится на тех же  принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
       В настоящее время наиболее  заметным явлением в кредитной  системе можно считать концентрацию  и централизацию банковского  капитала. Выделяются крупные банки,  сосредотачивающие у себя значительную  долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.

2. Порядок регистрации кредитных организаций

 
     Основным  документом, определяющим требования по организации деятельности кредитных  организаций на территории Российской Федерации является Федеральный  закон о «Банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1– далее «Закон». В частности ст.1 вышеназванного Закона определяет следующие основные понятия:
       «Кредитная организация - юридическое  лицо, которое для извлечения  прибыли как основной цели  своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
     Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
     Небанковская  кредитная организация - кредитная  организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные  настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
     Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.»
     Порядок регистрации кредитных организаций регламентирован ст.№№ 12, 14, 15, 16, 17 Закона, а также Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. №75-И «О порядке применения Федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности».
     Из  ст.12 Закона следует, что «кредитные организации подлежат государственной  регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций  и ведет Книгу государственной  регистрации кредитных организаций. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета».
     Правомочия Банка России по решению вопросов, связанных с регистрацией кредитных организаций, определены Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.1990г. №394-1. – далее «Закон о ЦБ РФ»
     В частности п.6, ст.4 одной из функций деятельности Банка России определено осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.4
     Статья  №14 Закона определяет перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Таковыми документами являются:
     заявление с ходатайством о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций;
     учредительный договор, если его подписание предусмотрено  федеральным законом;
     устав;
     протокол  собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
     свидетельство об уплате государственной пошлины;
     копии свидетельств о государственной  регистрации учредителей - юридических  лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
     декларации  о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной  налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения  средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
     анкеты  кандидатов на должности руководителей  исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения: о наличии у этих лиц  высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости.5
     При представлении необходиых документов Банк России выдает учредителям кредитной  организации письменное подтверждение  получения от них документов, необходимых  для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
     Принятие  решения о государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
     После принятия Банком России решения о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.
     Неоплата  или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о  государственной регистрации кредитной  организации.
     Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
     При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного  капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
     Кредитная организация обязана сообщать Банку  России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения. Банк России в месячный срок дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме.
     Отказ в государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим  основаниям:
     1) несоответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым к  предлагаемым кандидатам на должности  руководителей исполнительных органов  и (или) главного бухгалтера. Под  несоответствием квалификационным  требованиям, предъявляемым к  указанным лицам, понимается:
     отсутствие  у них высшего юридического или  экономического образования и опыта  руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства  таким подразделением не менее двух лет;
     наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных  и должностных преступлений;
     совершение  в течение года административного  правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
     наличие в течение последних двух лет  фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;
     2) неудовлетворительное финансовое  положение учредителей кредитной  организации или невыполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами за последние три года;
     3) несоответствие документов, поданных  для государственной регистрации  кредитной организации и получения  лицензии, требованиям федеральных  законов.
     Решение об отказе в государственной регистрации  и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
     Отказ в государственной регистрации  и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в  арбитражный суд.
     Государственная регистрация кредитной организации  с иностранными инвестициями и филиала  иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций
     Для государственной регистрации кредитной  организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.
     Иностранное юридическое лицо представляет:
     1) решение о его участии в  создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
     2) документ, подтверждающий регистрацию  юридического лица, и балансы  за три предыдущих года, подтвержденные  аудиторским заключением;
     3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

3. Актуальные проблемы  и пути их решения

 
     В качестве основных проблем можно  выделить следующие:
     низкий  уровень банковского капитала;
     значительный  объем невозвращенных кредитов;
     высокая зависимость ряда банков и иных кредитных  организаций от государственных и местных бюджетов;
     чрезмерная  концентрация усилий на развитии тех  направлений деятельности, которые  приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное  внимание к кредитованию реального  сектора экономики;
     значительная  зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;
     низкий  профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях  и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
     масштабное  использование руководителями находящихся  в их распоряжении ресурсов для решения  политических целей, выходящих за приделы  собственного банковского дела;
     недостаточная жесткость надзорных требований;
     недостатки  действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.
     Если  проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские кредитные организации не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.
     Важной  причиной невысокой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.
     Необходимо  отметить, что пока Банку России и его территориальным учреждениям  лучше удается справляться с  функциями контроля за соблюдением  отдельных банковских норм, чем с  задачей оценки реального финансового  состояния каждого банка и перспектив его финансовой устойчивости. Зачастую работа надзорных органов сводится к формальному применению наиболее простых мер воздействия. При этом наиболее серьезную озабоченность вызывает работа по надзору за проблемными банками.
     По-прежнему многие кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые проблемы, имеют возможность расширять свою деятельность, открывая филиалы.
     Сохраняется целый ряд проблем, связанных  с организацией ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций с отозванными лицензиями. Нередки случаи затягивания процесса ликвидации кредитных организаций (конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий). Отсутствует активная работа конкурсных управляющих по взысканию дебиторской задолженности. Банк России в ходе решения вопросов по ускорению ликвидационных процедур сталкивается с проблемами, носящими системный характер: несовершенство федерального законодательства, низкая эффективность судебно-исполнительного производства, отсутствие четкой координации деятельности судебных и правоохранительных органов при контроле за проведением ликвидационных процедур. В то же время необходимо искать пути их решения посредством активизации работы постоянно действующих рабочих комиссий с лицами, отвечающими за ликвидацию банков.
     То  есть надзорный орган, как на уровне центрального аппарата, так и на местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка.
     Задачей следующего этапа является формирование устойчивой банковской системы и системы регулирования на основе апробированных в международной практике подходов. Необходимым условием развития банковского сектора в данном направлении является сохранение и укрепление рыночных механизмов функционирования экономики и финансовой сферы. Также принципиально важно для восстановления развитие операций с реальной экономикой при адекватном управлении рисками, присущими такого рода операциям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.