На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические  аспекты дебиторской и кредиторской задолженностей…….4
   1.1 Понятие  и классификация дебиторской  задолжности…………………..4
    1.2 Этапы формирования  политики управления дебиторской              задолженности……………………………………………………………...5
    1.3 Кредиторская  задолжность и ее виды…………………………………..14
    1.4 Понятия и преимущества товарного (коммерческого) кредита……....15 
2 Финансово-экономическая  характеристика предприятия ФГУП Учхоз
ГОУ ПГСХА……………………………………………………..........................17
    2.1 Анализ основных  экономических и финансовых характеристик    предприятия……………………………………………………………..17
   2.2 Анализ  динамики и структуры актива  и пассива предприятия……….24
   2.3 Анализ  дебиторской задолженности……………………………………27
   2.4 Анализ кредиторской задолженности…………………………………..31
3 Мероприятия  по повышению эффективности управления
   дебиторской  и кредиторской задолженности………………………………..33
   3.1 Выбор  формы безналичных расчетов…………………………………...33
   3.2 Использование векселей…………………………………………………39
   3.3 Факторинговые  операции………………………………………………..42 

Выводы и предложения…………………………………………………………45 

Список литературы………………………………………………………………47 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Дефицит денежных средств в экономике  и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами и кредиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров.
     По  общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской и кредиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной законодательной базы в части востребования задолженности.  
        Управление дебиторской задолженностью состоит в выработке и реализации политики цен и коммерческих кредитов, направленной на ускорение востребования долгов и снижение риска неплатежей.  
          Однако, процесс управления усложняется в условиях неравномерной по группам товаров инфляции. Изменение соотношений между темпами инфляции в производстве материальных ресурсов и готовой продукции может существенно изменить политику фирмы
.
     Таким образом, целью данной работы является изучение дебиторской и кредиторской задолженностей на предприятии, поиск  путей их снижения.
     Были поставлены следующие задачи:
      Изучение теоретической основы дебиторской и кредиторской задолженностей;
      Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
      Выявление путей повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженности.
      Для достижения цели и решения задач  были изучены формы отчетности о  финансово-экономическом состоянии предприятия, учебники, журналы по финансовому менеджменту, бухгалтерскому учету, анализу хозяйственной деятельности предприятия. Так же были изучены экономические и финансовые сайты и статьи в Интернете.

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

      1.1 Понятие и классификация дебиторской задолженности

 
    Под дебиторской задолженностью  понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.        В составе оборотного капитала важным компонентом фондов обращения  являются дебиторская задолженность и денежные средства.  Предприятия, работающие на коммерческом расчете, заинтересованы в сокращении размера дебиторской задолженности, т.к. это влечет ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфере ускорения, а, следовательно, более эффективное использование оборотного капитала в целом. Уменьшение размеров дебиторской задолженности по товарным операциям  улучшает качество выполнения плана поставок по договорам, планов по прибыли и рентабельности. Таким образом, задачей каждого предприятия является использование всех резервов максимально возможного сокращения оборотных средств в сфере обращения. К этим резервам стоит отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных связей между предприятиями, укрепление договорной дисциплины и соответствующие выполнение договорных обязательств, расширение практики применения прогрессивных форм расчетов.    Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборотов предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию.           Дебиторская задолжность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения потерь и признания предприятия несостоятельным каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности.      Существуют различные виды дебиторской задолженности:
    дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которой не установлен;
    дебиторская задолженность за товары, услуги, работы, неограниченные в срок;
    дебиторская задолженность по векселям полученным;
    дебиторская задолженность по расчетам полученным;
    дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
    прочие виды дебиторской задолженности.
    Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской   задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80—90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. [4]  

                 1.2 Этапы формирования  политики управления  дебиторской задолженности

 
    Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
    Формирование  политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам :
    1. Анализ дебиторской задолженности  предприятия в предшествующем  периоде. Основной задачей этого  анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия.
    На  первом этапе анализа  оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
     ,                                            (1.1)
    где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
    ДЗ—общая  сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
    ОА  — общая сумма оборотных активов  предприятия.
    На  втором этапе анализа  определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.
    Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
     ,                                       (1.2)
    где  ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;
      — средний остаток дебиторской  задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;
    Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
    Количество  оборотов дебиторской задолженности  характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
     ,                                               (1.3)
    где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде;
    OP — общая сумма оборота по  реализации продукции в рассматриваемом  периоде;
      — средний остаток дебиторской  задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
    На  третьем этапе  анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
    На  четвертом этапе  анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
    Коэффициент просроченности дебиторской задолженности и средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:
     ,                                              (1.4)
    где   КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
    ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
    ДЗ  — общая сумма дебиторской задолженности предприятия.
    Средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности  определяется по следующей формуле:
               ,                                                  (1.5)
    где  ВПДЗ — средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
      — средний остаток дебиторской  задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
    Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
    На  пятом этапе анализа  определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле: 

    Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз ,                                  (1.6) 

    где Эдз—сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
    Пдз—дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
    ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
    ФПДЗ—сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
    2. Формирование принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.
    3. Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
    Расчет  необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
     ,                                  (1.7)
    где Идз—необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
    ОРК— планируемый объем реализации продукции в кредит;
    Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
      — средний период предоставления  кредита покупателям, в днях;
      —средний период просрочки  платежей по предоставленному кредиту, в днях.
    4. Формирование системы кредитных  условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
    • срок предоставления кредита (кредитный  период);
    • размер предоставляемого кредита (кредитный  лимит);
    • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
    • система штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств покупателями.
    Срок  предоставления кредита (кредитный  период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
    Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:
     ,                                          (1.8)
    где ПСК — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
    ЦСН — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;
    СПК — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.
    Устанавливая  стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
    5. Формирование стандартов оценки  покупателей и дифференциация  условий предоставления кредита.
    Определение системы характеристик, оценивающих  кредитоспособность отдельных групп  покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
    Формирование  и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
    Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
    • покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита;
    • покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
    • покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
    6. Формирование процедуры инкассации  дебиторской задолженности. В  составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
    7. Обеспечение использования на  предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
    Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
    • факторинг;
    • учет векселей, выданных покупателями продукции;
    • форфейтинг.
    Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.
    Учет  векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
    Учетная (дисконтная) цена векселя определяется по следующей формуле:
     ,                                 (1.9)
    где УЦВ — учетная (дисконтная) цена векселя на момент его продажи (учета банком);
    НС—номинальная  сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный в нем срок;
    Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;
    УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.
    Форфейтинг  представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).
    8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок.
    Критерием оптимальности разработанной и  осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам выступает следующее условие:
    ДЗо > ОПдр ? ОЗдз + ПСдз ,                            (1.10)
    где ДЗО— оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
    ОПдр—дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
    Здз —дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию дебиторской задолженности;
    ПСДЗ—размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей. 
 
 
 

    1.3 Кредиторская задолженность и ее виды
     Кредиторская  задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.             Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда.   Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материально-производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.          Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также списана как невостребованная.   В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:
    перед поставщиками и подрядчиками (остатки по состоянию на отчетную дату по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»);
    перед персоналом организации (остаток по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»);
    перед бюджетом (остаток по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»);
    перед государственными внебюджетными фондами (кредитовый остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);
    по полученным займам и кредитам (остатки по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»);
    перед прочими кредиторами (кредитовые остатки по счетам: 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и другие).
 
    1.4 Понятие и преимущества  коммерческого кредита 

    Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь слит с промышленным. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. Передача этих капиталов возможна только в направлениях, определенных в условиях сделки: от предпринимателя, на предприятии которого производят средства производства, к предпринимателям, на предприятиях которых они потребляются, или от предпринимателя, производящего товары, к торговым фирмам, реализующим их.
    К основным характеристикам коммерческого  кредитования можно отнести:
      Полный и средний срок использования заемных средств – период с начала поступления средств до окончательного погашения всей суммы долга;
      Формы привлечения заемных средств – дифференцируется в разрезе финансового, товарного и прочих форм кредитования;
      Состав основных кредитов – определяется формами привлечения заемных средств
      Эффективные условия привлечения кредитов, к важнейшим из которых относя: срок предоставления кредита; ставка процента за кредит; условия выплаты процентов; условия выплаты основной суммы долга и прочие условия, связанные с получением кредита;
      Срок предоставления кредита – оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения;
      Ставка процента за кредит – характеризуется тремя параметрами: формой, видом и размером;
      Условия выплаты суммы процента – определяется порядком ее выплаты, который сводится к трем принципиальным вариантам: выплата всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплаты равномерными частями; выплата всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга. При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант;
      Условия выплаты основной суммы долга – характеризуется предусматриваемыми периодами его возраста;
      Прочие условия, связанные с вязанные с получением кредита – могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный размер кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.;
      Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. Для обеспечения наиболее крупных кредитов может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируется в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП УЧХОЗ ГОУ ПГСХА     

    2.1 Анализ основных экономических и финансовых характеристик    предприятия

 
     Федеральное государственное унитарное предприятие  учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения ПГСХА  было организовано в 1958 году на базе колхоза  «Новая жизнь» Михайловского района. Оно находится в селе Воздвиженка, по улице Ленина 45.
      Экономическая характеристика  рассматривается  с использованием ряда показателей. Основным показателем, определяющим экономическую  эффективность производства является выручка. Так же немалое значение имеет специализация производства. Оба этих показателей представлены в таблице 2.1.
     Таблица 2.1Состав и структура товарной продукции в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА  за 2005-2007 годы
Вид продукции 2005г 2006г 2007г В среднем  за 3 года
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
1.зерно 2.соя
3.прочая продукция
5937 6047
1384
22 23
5
4382 5595
779
17 21
3
5474 8595
616
16 25
2
5264 6726
926
18 23
3
Итого продукции растениеводства 13368 50 10756 41 14685 43 12936 44
4.молоко 5.мясо КРС
6.мясо свиней
7.прочая продукция
9338 2627
1230
46
35 10
5
0,1
10544 2403
2533
45
40 9
10
0,1
13955 2997
2702
49
41 8
8
0,1
11279 2676
2155
47
39 9
7
0,2
Итого продукции животноводства 13241 50 15525 59 19703 57 16156 55
Всего по организации 26609 100 26281 100 34388 100 29092 100
 
     Проанализировав данные таблицы можно сделать следующие выводы. В структуре товарной продукции на 2007 год наибольший удельный вес занимает соя (25%) и молоко (41%). Таким образом, в 2005-2007 годах для предприятия характерна молочно-соевая специализация. На зерно приходится 16 % выручки, на мясо КРС и свиней по 8%, остальные виды продукции занимают сравнительно небольшой удельный вес.
      В целом, на отрасль растениеводства  приходится 43% товарной продукции, на животноводство 57%.
      По сравнению с 2005 годом выручка от реализации продукции растениеводства повысилась на 1317 тыс. руб., от животноводства на 6162 тыс. руб.  Так же произошли изменения в структуре товарной продукции: удельный вес зерна и прочей продукции снизился на 463 и 768 тыс. руб. соответственно.  Удельный вес мяса КРС и свиней увеличился соответственно на 4617 и 1472 тыс. руб., молока на 370 тыс. руб.
      В целом за весь период исследования в структуре товарной продукции  предприятия 44% приходится на отрасль  растениеводства, 55% на отрасль животноводства.  Данное предприятие является многоотраслевым, так как производство зерна составляет 16%, сои – 25%, молока – 41%.
      Эффективность использования земли на предприятии  в определенной степени характеризуется  структурой сельскохозяйственных угодий.
      Рассмотрим  динамику и структуру земельных  угодий предприятия в таблице 2.2.   

      Таблица 2.2 – Состав и структура  земельных угодий ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА  за 2005-2007г
Вид угодий 2005г 2006г 2007г 2007г к 2005г в %
га % га % га %
А 1 2 3 4 5 6 7
Общая земельная площадь, 6375 100 6375 100 6375 100 100
Продолжение таблицы 2.2
А 1 2 3 4 5 6 7
1 Сельхоз  угодья, в т.ч: а) пашня
б) сенокосы
в) пастбища
5946 
4816
388
742
93 
75
6
12
5946 
4816
388
742
93 
75
6
12
5946 
4816
388
742
93 
75
6
12
100 
100
100
100
2 Не  с/х угодья 229 7 229 7 229 7 100
 
     Состав  и структура земельных угодий не изменилась за исследуемый период, общая земельная площадь составила 6375 га. Наибольший удельный вес занимает пашня – 4816 га (75%).
      Основные  фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.
      Основные  средства – это средства труда, которые  неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную  форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания. К ним относятся средства труда со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 ММЗП.
     Состав  и структура ОПФ рассмотрена  в таблице 2.3. 

     Таблица 2.3 – Анализ состава  и структуры основных производственных фондов в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2005-2007 гг. 

Наименование 2005г 2006г 2007г 2007г к  2005г в %
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
А 1 2 3 4 5 6 7
1 Здания 9309 19 9309 19 9309 13 100
2 Сооружения и передаточные устройства  7178 15 6933 11 6720 10 94
3 Машины и оборудование 19021 39 32942 52 38649 55 203
4 Транспортные средства 3370 7 3329 5 3237 5 96
Продолжение таблицы 2.3
А 1 2 3 4 5 6 7
5 Производстве-нный и хозяйственный  инвентарь  370 1 377 1 180 0,3 49
6 Продуктивный скот 9478 19 11052 17 11888 16,7 125
Итого 48726 100 63948 100 69983 100 144
 
     По  данным таблицы видно, что в структуре  ОПФ предприятия наибольший удельный вес в 2007 году занимают машины и оборудование, на которые приходится 55% их стоимости. На втором месте продуктивный скот – 16,7% стоимости фондов. На здания, сооружения и транспортные средства приходится 13;10;5% фондов соответственно.
     За  исследуемый период на предприятии  произошло увеличение стоимости  основных фондов на 44%, что составило 21257 тыс. руб. Это объясняется увеличением стоимости машин и оборудования в 2 раза, увеличением продуктивного скота на 25%.
     При этом произошло сокращение стоимости  сооружений и передаточных устройств  на 6%, транспортных средств на 4%, резко  снизилась стоимость инвентаря: снижение произошло на 190 тыс. руб., или на 51%.
     Экономическая эффективность использования ОПФ характеризуется путем сопоставления полученных результатов производства с их стоимостью. Для ее определения используется система показателей, основными из которых являются фондоотдача и фондоемкость.
     Фондоотдача представляет собой отношение стоимости  валовой продукции сельского  хозяйства к среднегодовой стоимости  ОПФ сельскохозяйственного назначения и показывает, сколько продукции  получено на единицу основных фондов.
     Обратным  показателем по отношению к фондоотдаче  является фондоемкость.
     Фондоемкость  выражает отношение среднегодовой  стоимости ОПФ к стоимости  валовой продукции сельского  хозяйства и показывает, сколько  основных средств принимало участие  в производстве единицы продукции.
     Рассмотрим  обеспеченность и эффективность  использования основных фондов в  таблице 2.4. 

     Таблица 2.4 – Показатели использования  основных производственных фондов ФГУП Учхоз  ГОУ ПГСХА  за 2005-2007 гг.
Показатели 2005г 2006г 2007г 2007г в % к 2005г
1 Среднегодовая стоимость ОПФ,  тыс. руб.  48200 56337 66966 139
2 Площадь с/х угодий, га 5946 5946 5946 100
3 Стоимость валовой продукции,  тыс. руб.  805,82 1002,47 1017, 38 126
4 Среднегодовое количество работников, чел 157 153 126 80
5 Фондообеспеченность, тыс. руб. 810,6 947,48 1126,24 139
6 Фондовооруженность, тыс. руб.  307 378,10 531,47 173
7 Фондоотдача, тыс. руб.  0,02 0,02 0,02 100
8 Фондоемкость, тыс. руб.  59,8 56,2 65,82 105
 
     В 2007году обеспеченность основными фондами  в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий составила 1126,24 тыс. руб., что на 39% больше показателя 2005 года. В 2007 году фондовооруженность повысилась на 73% и составила 531,47 тыс. руб. фондов на одного работника.
     Фондоотдача в 2007 составила 0,02, то есть на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды приходится 2 копейки продукции.
     Таким образом, за исследуемый период повысилась обеспеченность предприятия основными  фондами и произошло повышение  эффективности их использования.
      Трудовые  ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят от результатов деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Отличие трудовых ресурсов от других ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать от изменений условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.
      Рассмотрим  обеспеченность и использование  трудовых ресурсов в Учхозе ПГСХА в таблице 2.5. 

Таблица 2.5 - Обеспеченность  и использование трудовых ресурсов в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2005-2007 годы
Показатели 2005г 2006г 2007г 2007г в % к  2005г
Всего работников, занятых во всех отраслях а) по плану
б) фактически
 
 
161 157
 
 
160 153
 
 
135 130
 
 
84 83
Обеспеченность, % 98 97 96 98
Отработано  за год одним работником, чел-дни 253 242 246 97
Использование рабочего времени, % 101,2 96,7 98,4 97
Нагрузка  на одного среднегодового работника: - с/х угодий, га
- скота и птицы, усл. гол.
 
 
37,9 6,6
 
 
39,9 3,7
 
 
49 7,4
 
 
129 112
Приходится  трактористов на 1 физический трактор, чел 3 2 3 100
 
      По  данным таблицы 2.5 видно, что в 2007 году обеспеченность рабочей силой в  целом по хозяйству составила 96%, недостаток составил 4% или 5 человек. В 2005 году на предприятии существенно снизилось обеспечение трудовыми ресурсами. Численность снизилась на 27 человек, или на 26%.
      Снижение  численности и обеспеченности трудовыми  ресурсами привели к увеличению нагрузки на одного среднегодового работника сельскохозяйственных угодий на 29% и условного поголовья скота и птицы на 12%.
      Степень использования рабочего времени  на предприятии в 2007 году составила 98,4%, что на 2,8% ниже показателей 2005года.
      В заключении необходимо провести оценку хозяйственной деятельности предприятия. Результаты приведены в таблице 2.7. 

      Таблица 2.6 – Оценка финансовых результатов и рентабельности предприятия ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2005-2007г 

Показатели 2005г 2006г 2007г 2007г в % к 2005г
А 1 2 3 4
Выручка от реализации, всего, тыс. руб. В т.ч.
- растениеводства
- животноводства
27157 
 
13368
13241
26615 
 
10756
15525
34786 
 
14685
19703
128 
 
110
149
Полная  себестоимость реализованной продукции  – всего, тыс. руб. В т.ч.
- растениеводства
- животноводства
 
30738 
 
10453
19806
 
32234 
 
10317
21600
 
35240 
 
9045
25996
 
115 
 
87
131
Прибыль( убыток) от реализации, тыс. руб. В т.ч.
- растениеводства
- животноводства
- 3581 
 
2915
-6565
- 5619 
 
439
- 6075
- 454 
 
5640
- 6293
12,7 
 
193
96
Прибыль(убыток) по балансу 5885 1979 4073 -
Продолжение таблицы 2.6
А 1 2 3 4
Уровень рентабельности реализованной продукции, % В т.ч.
- растениеводства
- животноводства
- 13,2 
 
21,8
-49,6
- 21,1 
 
4,1
- 39,1
- 1,3 
 
38
- 31,9
- 
 
-
-
Уровень рентабельности производства -11,7 -17,4 - 1,3 -
 
      На  протяжении всего периода исследования в хозяйстве получают убытки, в 2007 году их величина составила 454 тыс. руб. Как показал анализ, в 2005 и 2006 годах  убыток был получен за счет отрасли  животноводства, где его величина составила 6565 и 6075 тыс. руб. соответственно. По отрасли растениеводства в 2005 и 2006 годах была получена прибыль в размере 2915 и 439 тыс. руб., уровень рентабельности составил 21,8 и 4,1% соответственно.
      В 2007 году убыток был получен в отрасли  животноводства в размере 6293 тыс. руб., однако по сравнению с 2005 году он снизился на 4%. При этом в целом по хозяйству убыток снизился на 87,3% и составил 454 тыс. руб. Уровень убыточности предприятия составил 1,3%.
      По  сравнению с 2005 годом предприятие  значительно улучшило свои финансовые показатели, однако, они все еще остаются достаточно низкими.

2.2 Анализ динамики  и структуры актива  и пассива предприятия

       Устойчивость  финансового положения предприятия  в значительной степени зависит  от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. 
        Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Есть две причины, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения такого анализа: с одной стороны - переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям; с другой стороны - относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднить их сопоставление в динамике. Вертикальному анализу можно подвергнуть либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей).  
        Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за смежные периоды (годы), что позволяет анализировать не только изменения отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Тем не менее эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру, так и динамику отдельных показателей отчетной бухгалтерской формы. Эти виды анализа ценны при межхозяйственных сопоставлениях, т. к. позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.  
        Для выполнения аналитических исследований и оценки структуры актива и пассива баланса его статьи подлежат группировке. Главными признаками группировки статей актива считают степень их ликвидности и направление использования активов в хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от степени ликвидности, активы разделяют на две большие группы: внеоборотные (иммобилизованные средства – менее ликвидные) и оборотные (мобильные – более ликвидные). В основе аналитической группировки пассива лежит юридическая принадлежность используемых предприятием средств (собственные и заемные) и продолжительность использования их в обороте предприятия.[10]

      Структура актива и пассива предприятия  представлена в таблице 2.7 

Таблица 2.7 – Анализ динамики и структуры актива и пассива баланса  предприятия ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА  за 2005-2007годы
Статьи 2005г 2006г 2007г 2007г в % к 2005г
А 1 2 3 4
АКТИВ 1 Общая стоимость  имущества (валюта баланса), тыс.  руб.  

2 Стоимость основных  средств, тыс. руб.  

3 Стоимость оборотных  средств, тыс. руб.  

4 Стоимость материальных  оборотных запасов, тыс. руб.
 
5 Величина дебиторской  задолженности, тыс. руб. 
 
 
57347 
 
34210 
 

23137 
 

17566 
 

5126
 
 
69656 
 
47140 
 

22516 
 

19826 
 

2617
 
 
72876 
 
47212 
 

25664 
 

24370 
 

1219
 
 
127 
 
138 
 

111 
 

139 
 

24
ПАССИВ 1 Стоимость собственного  капитала (источники собственных средств), тыс. руб.
 
 
42256 
 
 
44235 
 
 
45544 
 
 
108 
Продолжение таблицы 2.7
А 1 2 3 4
  2 Величина заемного  капитала, тыс. руб.  

3 Величина долгосрочных  заемных средств, тыс. руб.  

4 Краткосрочные  кредиты и займы, тыс. руб.  

5 Кредиторская  задолженность, тыс. руб. 
 
15091 
 
9999 
 

- 
 

5092
 
25421 
 
19602 
 

- 
 

5819
 
27332 
 
22289 
 

- 
 

5043
 
181 
 
223 
 

- 
 

99
 
     Из таблицы 2.7 видно, что за отчетный период структура активов анализируемого предприятия несколько изменилась.
      В 2007 году наблюдается повышение стоимости  имущества. Стоимость повысилась на 27%, или на 15529 тыс. руб. Это произошло  за счет увеличения почти всех статей актива. Исключение составила только величина дебиторской задолженности. Она снизилась на 76%, или на 3907 тыс. руб.
      Так же изменилась структура пассива. В 2007 году по сравнению с 2005 годом повысилась стоимость собственного капитала, увеличение произошло на 37712 тыс. руб. (8%). Это  объясняется увеличением величины заемного капитала на 12241 тыс. руб. (81%), долгосрочных заемных средств в 2,2 раза.
      В 2007 году снизилась на 1% величина кредиторской задолженности.

2.3 Анализ дебиторской  задолженности

 
     Задачи  анализа состоят в выявлении  размеров, оценки динамики задолженности  и причин ее возникновения или роста. Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных форм 1 и 5. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.
      Анализ  состояния дебиторской задолженности представлен в таблице 2.8.  

Таблица 2.8 – Состояние дебиторской задолженности в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2005-2007 годы
Вид дебиторской  задолженности, тыс. руб. 2005г 2006г 2007г 2007г в % к  2005г
Краткосрочная деб-ая задолжность, всего В т.ч.:
- расчеты с  покупателями и заказчиками
- прочая
- деб-ая задолженность  за с/х продукцию
 
5126 
4944 

182 

4944
 
2617 
2576 

41 

-
 
1219 
779 

440 

-
 
24 
16 

242 

-
 
      Данные проводимого анализа позволяют сделать выводы о снижении дебиторской задолжности в 2007 году, она составила 1219 тыс. руб., что на 76% ниже, чем в 2005 году. Это произошло за счет снижения по статьям расчеты с покупателями и заказчиками, дебиторская задолженность за с/х продукцию. Резкое снижение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов по взаимодействиям с клиентами (сокращение продаж в кредит, потеря потребительской продукции).
      В 2007 году почти в 2,5 раза повысилась прочая дебиторская задолженность. Ее величина составила 440 тыс. руб., что на 258 тыс. руб. больше, чем в базисном году. Данное повышение может быть обусловлено наступлением неплатежеспособности некоторых потребителей, трудностями в реализации продукции. Решением проблемы может служить предоставление льгот и скидок потребителям. 
        Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывает большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а следовательно, на финансовое состояние предприятия и его платежеспособность. При ее анализе кроме показателей баланса и приложения к нему используют данные аналитического учета, первичной документации.
      Анализ  проводится по следующим формулам:
1. Коэффициент  отвлечения оборотных активов  в дебиторскую задолженность
          ,                                           (2.1)
    где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
    ДЗ—общая  сумма дебиторской задолженности  предприятия (или сумма задолженности  отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
    ОА  — общая сумма оборотных активов  предприятия.
2. Период оборота  дебиторской задолженности
     ,                                    (2.2)
    где  ПОдз — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;
    ДЗ  — средний остаток дебиторской задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;
    Вр  — выручка.
3. Коэффициент  погашения дебиторской задолженности
     ,                                             (2.3)
    где КПдз — коэффициент погашения дебиторской задолженности;
    ДЗ—общая  сумма дебиторской задолженности  предприятия (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
    Вр  — выручка.
4. Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности
     ,                                             (2.4)
    где КОдз — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в расматриваемом периоде;
    Вр  — выручка;
        ДЗ — средний остаток дебиторской  задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
      Для анализа дебиторской задолженности  воспользуемся показателями, которые рассчитаем в таблице 2.9. 

Таблица 2.9 - Анализ дебиторской  задолженности в  ФГУП Учхоз ГОУ 
ПГСХА за 2005-2007 гг.  

Показатели 2005г 2006г 2007г Откло- нение Норматив
Коэф-т  отвлечения оборотных активов в деб-ую задол-ть, % 22,2 11,6 4,7 -17,5 >= 25-30
ПО  деб-ой зад-ти, дни 44,5 52,4 19,8 -24,7 -
Коэф-т  погашения 0,19 0,10 0,04 -0,15 мах 1,26
Коэф-т  оборачиваемости 8,08 6,87 18,14 10,06 -
 
   Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы: коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность снизился в 2007 году на 17,5% по сравнению с 2005 годом, что свидетельствует о том, что предприятие  не совсем рационально и эффективно использует оборотные средства в производстве, так как коэффициент по всем трем годам ниже нормативного значения.
      В 2007 году снизился период погашения  дебиторской задолженности, он составил 19,8 дней, когда как в 2005году он составлял 44,5 дней. Чем меньше период погашения  дебиторской задолженности, тем  ниже риск ее непогашения.
      Коэффициент погашения  показывает через какой период времени организация-продавец получит плату за поставленный товар. Максимальный срок составляет 2 недели.
      Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятиям. Его увеличение означает сокращение продаж в кредит.

2.4 Анализ кредиторской  задолженности

 
      Методика  анализа кредиторской задолженности  аналогична методики аналогична методике анализа дебиторской задолженности. Анализ проводится на основании данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
      Основными задачами анализа являются:
    оценка динамики и структуры кредиторской задолженности по сумме и кредитам;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.