На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дистанционное образование: педагогические и информационные технологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Волжский  государственный инженерно-педагогический университет
Кафедра профессиональной педагогики 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Дистанционное образование:
педагогические  и информационные технологии 
 
 
 

                Выполнил: студент гр. Д-08-2
                   Остафийчук А.М.
                Проверил: к.п.н., доцент Ваганова О.И.          
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г.  Н. Новгород
2010 г.
Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 3
    Теоретические основы системы дистанционного образования…………….5
      Информационные технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 5
      Педагогические технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 9
    Методические основы системы дистанционного образования…………...17
      Функции преподавания в дистанционном обучении………………. ..17
      Типы дистанционных уроков…………………………………………..17
      Проект учебного занятия в системе дистанционного образования… 19
Заключение……………………………………………………………………… 25
Библиография……………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.
     Дистанционная форма обучения – возможность  получения образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование дает возможность каждому человеку получить образование, которое он хочет, а это очень важно, ведь есть много людей, которые просто не могут получить образование из-за проблем со здоровьем или финансовых проблем. Поэтому дистанционное образование очень актуально на сегодняшний день – в мире вечной суеты и высоких технологий.
     Объектом  исследования будет являться система дистанционного образования, а предметом педагогические и информационные технологии в системе дистанционного образования.
   Целью работы является исследование педагогических и информационных технологий дистанционного образования. Для этого, нужно решить ряд задач:
    изучить информационные (локальные и сетевые) технологии дистанционного образования.
    познакомиться с педагогическими технологиями, такими как: лекции, практические занятия, семинарские занятия, консультации, контроль качества знаний, научно-исследовательская работа студентов.
    разобрать основные функции преподавания в системе дистанционного образования
    рассмотреть типы дистанционных уроков
    разработать собственный план учебного занятия в системе дистанционного образования
     При проведении исследования были использованы следующие методы:
    - анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
    - обобщение  и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Теоретические основы  системы дистанционного  образования
     Дистанционное обучение – это комплекс дидактических  методов, которые основаны на совершенно иных по сравнению с традиционными  принципах обучения. Но есть ряд  проблем, связанных с удаленностью преподавателя от обучаемого и они имеют место даже при самой совершенной системе дистанционного обучения. Именно поэтому при равных альтернативных возможностях традиционная форма обучения  всегда будет иметь  преимущество перед дистанционной 1.
1.1 Информационные технологии в системе дистанционного образования
     Эффективность дистанционного образования в большой  степени зависит от качества применяемых  программных продуктов. Методическим и программным продуктам дистанционного обучения является привлечение новейших информационных технологий, таких как обучающие программы, мультимедиа, автоматизированные системы, интеллектуальные системы и многое другое.
     Компьютерные  обучающие программы должны быть очень точно соотнесены с организационными формами учебных занятий. Особенное внимание приходится обращать на подготовку обучающих и контролирующих программ по тем дисциплинам, которые при большом теоретическом материале недостаточно подкреплены практическими занятиями.
     Современные информационные и компьютерные средства дают возможность пользователям работать с моделями практически любых процессов. В этом плане целесообразна разработка динамических моделей, отражающих рассуждения преподавателя.
 Эти модели могут быть реализованы с  использованием гипермедиа  

1. Батышев  С. Я., Профессиональная педагогика  – Москва: Эксмо, 2006 – 235с. 

технологий  и использоваться в качестве наглядного конспекта в ходе лекций.            В настоящее время компьютерные курсы снабжаются видеофрагментами, все
чаще  появляются программы, использующие CD-ROM. Автоматизированные обучающие системы являются одним из мощных средств, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение. Автоматизированные обучающие системы могут использоваться достаточно широко для активизации процесса проведения занятий и для организации самостоятельной работы обучаемых.
     Создание  автоматизированных курсов, особенно для дистанционного образования, процедура  очень сложная требующая хорошего знания не только предметной базы, но и  психолога — педагогического и методологического обеспечения компьютерной и информационной технологии в обучения. Необходима подготовка специалистов, владеющих этими знаниями.
     Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в  себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
    Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три  группы:
      технологии представления образовательной информации;
      технологии передачи образовательной информации;
      технологии хранения и обработки образовательной информации.
    В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных  программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
    В основе процесса обучения всегда лежит  передача информации от преподавателя  к студенту. В этом смысле любую  технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
      образовательная информация;
      образовательные технологии;
      информационные технологии.
    Рассмотрим  каждое из этих понятий.
Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
     В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором  знаний выступает преподаватель. При  дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.
     Прежде  всего, это относится к вновь  создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.
     Образовательная информация не должна накапливаться  только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной  характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ студентов к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.
     Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.
     Особенностью  образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях дистанционное образование становится визуализация мысли, информации, знаний.
    К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования  в дистанционном обучении, относятся:
      видео-лекции;
      мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
      электронные мультимедийные учебники;
      компьютерные обучающие и тестирующие системы;
      имитационные модели и компьютерные тренажеры;
      консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
      видеоконференции.
    Информационные  технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.
    В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько  ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
    При выборе технологий необходимо учитывать  наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
1.2 Педагогические технологии в системе дистанционного образования
     Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
В современной  педагогике существует огромное количество разнообразных педагогических технологий обучения. В этой курсовой работе мы рассмотрим некоторые из них.
Технология  дистанционного обучения.
     Смысл и назначение любой социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий - это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Активный процесс технологизации социальной жизни связан с научно-технической, информационной и менеджеральной революциями, когда общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования человеческого ресурса, развития и защиты интеллектуальной собственности.
     Анализ  образовательных процессов  показывает, что  технологии  обучения являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, в свою очередь, являющейся социальной системой.
     Особенности  ДО требуют   разработки понятия и основных принципов технологии дистанционного обучения (ТДО). Прежде, чем сформулировать наше видение понятия ТДО, приведем наиболее известные трактовки  понятия  ТО применительно к традиционному учебному процессу.
В работе "Технология обучения в системе  высшего образования" Ф.Янушкевич, один из ведущих специалистов в этой области, определил, что  технология  обучения - это система указаний,  которые в ходе использования современных методов и средств обучения  должны обеспечить  подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.
Венгерский  ученый-педагог Ласло-Салаи определил  технологию обучения, как «обобщающее  понятие, включающее анализ целей, планирование, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения».
     «Образовательные  дистанционные технологии» отражают общую стратегию развития единого федерального образовательного пространства. Главная ее функция - прогностическая, один из основных видов ее деятельности- проектный, поскольку связан с планированием  общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров и формирование интеллекта страны. Критериальные параметры описания образовательных технологий отражены обычно в концепциях развития образования.
     В свою очередь технологиям  ДО  присущи  закономерности реализации учебно-воспитательного процесса, вне зависимости от конкретного учебного предмета. Кроме того, ТДО могут  включать в себя различные специализированные технологии из других областей науки и практики  (НИТ, промышленные, электронные и др.).
     Таким образом, технология дистанционного обучения (ТДО), может быть определена, как  система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного  содержания образования.
Рассмотрим  содержание и сущность ТДО.  Посредством ТДО реализуется содержание  обучения, осуществляется целенаправленная совокупность педагогических процедур,  в свою очередь, регулирующих операционный  состав  деятельности обучаемых,  ее структуру и развитие. Другими словами, в процессе проектирования технологии обучения  реализуется  система  учебной деятельности преподавателей и обучаемых.  Технология  дистанционного обучения должна быть  ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию учебного процесса с учетом  эмпирических инноваций преподавателей- разработчиков курсов и тьюторов и направлена на достижение высоких результатов в обучении, воспитании и развитии личности  обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, что включает в себя два  взаимосвязанных  процесса:  организацию  деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.   При этом  каждому элементу технологии  обучения соответствует свое   целесообразное  место  в  целостном педагогическом процессе, что предопределяет возможность его воспроизведения.
     Таким образом, ТДО - это важнейший элемент механизма управления дидактическим процессом, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления. Этому служит формализация и расчленение педагогического процесса на составляющие элементы с помощью процедур (набора действий, с помощью которых осуществляется управление процессом и  операций (непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры).
     Поскольку педагогические процессы являются частью социальных процессов, которые  отвечает основным условиям технологизации социальных объектов, то их технологизация также возможна. Применительно к системе ДО, в которой развертывается процесс ДО, эти условия описываются следующим образом:
·     СДО обладает определенной степенью сложности и относится к сложным человеко-машинным системам;
·     известны элементы структуры СДО, особенности их строения и закономерности функционирования;
·     субъекты управления  образовательным процессом (преподаватели, администрация объекты управления (студенты) способны формализовать реальные процессы и представить их в виде процедур и операций, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления образовательным процессом.
     В любом случае при проектировании ТДО  необходимо учитывать,  что это не  механический,  раз навсегда заданный процесс с неизменным выходом,  а вариативно-содержательный алгоритм, определяющий генеральную линию и векторы возможных взаимодействий преподавателя и  студентов. На  педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает уровень разработки учебно-практических пособий, степень подготовленности тьютеров, общее  развитие  каждого обучаемого особенно в части овладения средствами информационных технологий, материально-техническая оснащенность учебного процесса и др.
Изучение  теории и практики ДО в  образовательных учреждениях ДО позволило установить тенденции в развитии ТДО.  Среди них просматриваются следующие тенденции:
· возрастание значения ТДО,  использующих средства новых информационных технологий (на которых,  в основном, и базируется СДО). Это эволюционно знаменует переход от кейс-технологий к сетевым  технологиям обучения, которые принципиально не могут быть реализованными без компьютеров, сетей, систем мультимедиа и т.д. Однако, следует заметить, что отечественный и зарубежный опыт  ДО показывает стойкость и целесообразность использования и традиционных средств обучения, например, печатных изданий, потенциал которых может быть повышен за счет биоадекватности представления учебного материала[5];
· проектирование  и внедрение в учебный процесс ТДО, которые  ориентированы на личность обучающегося, стимулируют мотивированность, носят  во  многом вариативный и коррекционный характер. Это обеспечивает подготовку специалистов с широким научным образованием,  профессионально компетентных,  с развитым творческим мышлением,  способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности.  Такие ТДО ориентирует обучающихся не на усвоение готовых научно-теоретических формул и конкретно-прикладных рекомендаций-рецептов, а на творчески-поисковую  деятельность  по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности.  Сетевые технологии обучения  наилучшим образом поддерживают  эту тенденцию, особенно при внедрении  в учебный процесс сетевых учебно-методических комплексов (СУМИК). 

Технология  программированного обучения
     Технология  программированного обучения начала активно внедряться  в образовательную практику с середины 60-х годов.
Классификационные параметры технологии.
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской  основе: приспосабливающаяся.
По основному  фактору развития: социогенная.
По концепции  усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По характеру  содержания и структуры: проникающая.
По типу управления: программная.
По организационным  формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
По подходу  к ребенку: помощь.
По преобладающему методу: репродуктивная.
По направлению  модернизации: эффективная организация и управление.
По категории  обучаемых: любые.
Концептуальные  основы.
     Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности
     Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
   Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
    информационный блок;
    тестово-информационный (проверка усвоенного);
    коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);
    проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
    блок проверки и коррекции.
   Изучение  следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
   Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
   Технология  модульного обучения является одним  из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
    точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
    банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
    методическое руководство по достижению целей;
    практические занятия по формированию необходимых умений;
    контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
   Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных  достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного  контроля. Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
   Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.
Технология  компьютерного обучения
     Бурный  прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определённую информацию, проверяют, усвоили ли её учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных и т.п. Эффективность технологии компьютерного обучения обуславливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.
     В образовательном процессе дистанционного образования могут применяться  различные педагогические технологии. Рассмотренные ранее педагогические технологии активно применяются в системе дистанционного образования. 
 
 
 

2. Методические основы системы дистанционного образования
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.