На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Специфика социальных систем

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 
 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 
 

Кафедра «Социальная психология управления» 
 
 

    РЕФЕРАТ

На  тему: «Специфика социальных систем»
 
 
                  ВЫПОЛНИЛ:
                  студент
                  Е.В. Савина
                  группа
                  08-УК-22
 
                  ПРОВЕРИЛ:
                   
                   
 
 
 
Новосибирск 2010 г.
     Содержание  работы:
     Введение  ………………………………………………………………3
    Понятие социальной системы …………………………………….3
    Пять организационных уровней социальной системы ………….6
    Виды социальных систем …………………………………………7
    Компоненты социальных систем …………………………………15
    Заключение  ……………………………………………………………18
    Список  используемой литературы …………………………………..19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     Элементами  любых социальных систем, являются люди. Включение  человека в общество  осуществляется  через  различные  социальные  общности,  которые каждая конкретная личность персонифицирует:  социальные  группы,  социальные институты, социальные организации и  системы  принятых  в обществе  норм  и ценностей,  т.  е.  через культуру.  В силу  этого   человек   оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из  которых  оказывает  на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом,  не только элементом социальной системы,  но  и  сам  он  представляет  систему, имеющую сложнейшую структуру.
     В курсе теории организации рассматриваются  преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек.
     Понятие “социальная система” употребляли  в своих трудах еще древние  мыслители, но у них под ней  подразумевалась прежде всего общая идея упорядоченности общественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию “социального порядка”. Понятие “социальная система” было научно формализовано лишь в настоящее время, в связи с развитием системного подхода в науке.
    Понятие социальной системы
 
     Возможны  два подхода к определению  социальной системы.
     При одном из них социальная система  рассматривается как упорядоченность  и целостность множества индивидов  и групп индивидов. Такое определение  дается по аналогии с определением системы вообще как «комплекса элементов, находящихся во взаимодействии», как формулировал Л. Берталанфи, один из основоположников «общей теории систем». При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений [3].
     Но  возможен и другой подход, при котором  за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной  из основных форм движения материи. В  таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. А что же фиксируется в общепринятых названиях основных форм движения материи? В них зафиксирована специфика  присущего данной форме типа взаимодействия (например, специфическим типом биологического взаимодействия выступает обмен  веществ). В то же время качественные границы между формами движения материи определяются по их материальному  носителю (макротело, атом, электрон, биосистема, социальный коллектив и т. д.). Таким  образом, традиционный подход к определению системы в принципе не нарушается, поскольку и «носитель» и «взаимодействие» в нем присутствуют, изменяется лишь их логическое положение в понятийном пространстве, что, на наш взгляд, позволяет лучше понять место человека в сложной сети общественных отношений, именуемых социальной системой [7].
     При таком подходе в порядке рабочего определения можно сказать, что  социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества  разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид  и те социальные группы, в которые  он включен. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?
     Во-первых, из этого определения следует, что  существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен  в различные общественные группы, большие и малые (планетарное  сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и  т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает  сверхсложный и иерархический характер: в нем можно выделить различные  уровни, — в виде подсистем, подподсистем и т. д., — которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.
     Во-вторых, из этого определения следует, что  поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное  в системах — это их интегративное  качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому  качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование  и функционирование системы. Между  целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы  целостностью и в то же время выступает  гарантом данной целостности, в том  числе за счет преобразования компонентов  системы соответственно природе  системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря  наличию в системе системообразующего компонента, «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.
     В-третьих, из этого определения следует, что  человек является универсальным  компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен;  вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.
     В-четвертых, из этого определения следует, что  социальные системы относятся к  разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна — именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается. Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои, а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой [7].
    Пять организационных уровней социальной системы
     Социальная  система - это способ организации  жизни коллектива людей, который  возникает в результате взаимодействия индивидов на базе диктуемых социальных ролей. Система возникает как  объединение в упорядоченное  и самосохраняющееся целое с помощью норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы и последующую интеграцию целого.
     Социальная  система может быть представлена как иерархическая структура  следующих организационных уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера [1]. На каждом уровне иерархической пирамиды (рис.1) мы описываем поведение индивида, как члена некоторой группы, посредством определенных правил поведения, направленных на достижение поставленной цели.
     

     Рисунок 1. Иерархия уровней организации
     На  нижнем, биосферном, уровне группа людей  представляет собой подсистему экологической  системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую  в обмене биомассой с другими  подсистемами данного уровня. Биосфера Земли рассматривается с точки  зрения теории В.И.Вернадского. Общество в таком случае - это совокупность отдельных, не оказывающих друг на друга какого-либо заметного влияния, потребителей чужой биомассы, отдающих свою биомассу в результате биологической смерти. Данное общество лучше называть популяцией.
     На  втором, этническом, уровне группа - это  уже коллектив индивидов, способных  к единым неосознанным действиям  и характеризующихся одинаковыми  неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое  общество называется этносом. Этнос живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта.
     На  третьем, социальном, уровне группа - это  социум. Каждый индивид имеет собственную  систему действия, которая согласуется  с общественным сознанием. Здесь  мы рассматриваем социум на основе теории социального действия Т.Парсонса. Объединяя индивидов в сплоченную группу, общество регулирует поведение каждого в пределах данной группы. Поведение членов группы основывается на социальных действиях, обусловленных социальными статусами и набором социальных ролей.
     На  четвертом, психическом, уровне группа - это толпа. Каждый член группы имеет  совокупность коллективных рефлексов. Коллективный рефлекс - это ответная синхронная реакция группы людей  на внешний стимул. Поведение группы представляет собой цепь последовательных коллективных рефлексов. Основой модели на данном уровне является теория коллективных рефлексов В.М.Бехтерева.
     На  последнем уровне группа - это мыслящая организация, каждый член которой имеет  собственный внутренний мир. Для  конструирования мультиагентной модели общества на данном уровне, мы можем выбрать теорию аутопоэтических систем Н.Лумана. Здесь элементами системы являются коммуникации. Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и самореферентный процесс.
     Для моделирования социальной системы  могут использоваться различные  теории, описывающие общество. Но эти  теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Моделируя социальную систему  на основе выбранной теории, мы получаем модель определенного уровня. Далее  мы объединяем эти модели по иерархическому принципу. Такая многоуровневая модель будет наиболее адекватно отражать динамику развития реального общества [1].
    Виды социальных систем
     В курсе теории организации рассматриваются  преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис.2 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.
 
     Рис.2 Виды социальных систем.
     В реальной жизни социальные системы  реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких  организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это  социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных  элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.
     В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические  и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных  целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью [4].
     Социальные  организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
     реализация  потенциальных возможностей и способностей человека;
     формирование  единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и  интересов служит системообразующим фактором;
     сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
     Социальные  организации охватывают различные  сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей  через социализацию создают условия  и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных  норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают  систему контроля, включающую наказание  и поощрение индивидов, так чтобы  выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации) [2].
     В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние  на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые  нормы и ценности и выступает  в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим  руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
     В коллективе могут существовать несколько  неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.
     Вышестоящее руководство должно стремиться при  назначении руководителя учитывать  возможность совмещения в одном  лице формального и неформального  лидера.
     Основу  социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет  однотипные или связанные между  собой функции и расположена  в территориальной близости (в  одной комнате, на одном этаже  и т.д.).
     На  рис. 3 (а, б, в, г) представлены базовые схемы отношений индивидов в организации и на именование связей.  

     
     Рис. 3а. Линейная схема (линейные связи).  

     В схеме нет обратной связи. Линейная схема хорошо работает в небольших  социальных организациях при высоком  профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.
     Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних  социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
     
     Рис.3б. Кольцевая схема (функциональные связи).
     
     Рис. 3в. Схема "колесо" (линейно-функциональные связи).  

     Схема "колесо" хорошо зарекомендовала  себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних  социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками  сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют  положенные им функциональные обязанности.
     
     Рис. 3г. Схема "звезда" (линейная связь).  

     Схема "звезда" дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости  соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.
     Базовые схемы дают возможность формировать  большое разнообразие производных от них схем отношений. (рис.3, д, е, ж).

     Рис. 3д. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)  

     Иерархическая схема основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций  с явно выраженным разделением труда.  

     
     Рис. 3е. Штабная схема (линейная связь)  

     Схема основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме  отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.). Эти  штабы готовят руководителю проекты  решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение  и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет  преимущество при необходимости  осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации.

     Рис. 3ж. Матричная схема (линейные и функциональные связи).  

     В основе матричной схемы лежат  схемы "линия" и "кольцо". Она  предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты  конлультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.
     Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.
     В рамках одной социальной организации  и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений [7].
    Компоненты социальных систем
     Общественный  организм есть множество сложных  структур, каждая из которых представляет собой не просто совокупность, набор  определенных компонентов, но их целостность. Классификация этого множества  очень важна для постижения сущности социума и в то же время крайне затруднена в связи с тем, что  множество это весьма солидно  по своей величине.
     Нам представляется, что в основу данной классификации могут быть положены соображения Э. С. Маркаряна, предложившего  рассмотреть эту проблему с трех качественно различных точек  зрения: «I. С точки зрения субъекта деятельности, отвечающего на вопрос: кто действует? 2. С точки зрения участка приложения деятельности, позволяющей  установить, на что направлена человеческая деятельность. 3. С точки зрения способа  деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект?» [5].
     Как выглядит в таком случае каждый из основных срезов социума (назовем их субъективно-деятельностным, функциональным и социокультурным)?
     1. Субъективно — деятельностный срез («кто действует?»), компонентами которого в любом случае являются люди, ибо в обществе никаких других субъектов деятельности быть не может.
     Люди  же в качестве таковых выступают  в двух вариантах: а) как индивиды, причем индивидуальность действия, его  относительная автономность выражены тем рельефней, чем больше развиты  в человеке личностные характеристики (нравственная осознанность своей позиции, понимание общественной необходимости  и значимости своей деятельности и т. д.); б) как объединения индивидов  в виде больших (этнос, социальный класс, или слой внутри него) и малых (семья, первичный трудовой или учебный  коллектив) социальных групп, хотя возможны объединения и вне этих группировок (например, политические партии, армия).
     2. Функциональный срез («на что  направлена человеческая деятельность?»), позволяющий выявить основные  сферы приложения социально значимой  активности. С учетом и биофизиологических и общественных потребностей человека обычно выделяют такие основные сферы деятельности: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, в современном обществе к ним, очевидно, следует отнести и сферу экологии, а также сферу с условным названием «информатика», имея под ней ввиду не только информационно-компьютерное обеспечение всех остальных сфер человеческой деятельности, но и отрасль так называемых средств массовой информации.
     3. Социокультурный срез («каким образом осуществляется деятельность?»), обнажающий средства и механизмы эффективного функционирования общества как целостной системы. Давая такое определение среза, мы учитываем, что в основном (в особенности в условиях современной волны цивилизации) человеческая деятельность осуществляется внебиологическими, общественно приобретенными, т. е. социокультурными по своей природе средствами и механизмами. К ним относятся феномены, казалось бы очень далекие друг от друга по своему конкретному происхождению, по своему субстрату, диапазону применимости и т. д.: средства материального производства и сознание, общественные учреждения типа государства и социально-психологические традиции, язык и жилище.
     И все же рассмотрение основных срезов социума, на наш взгляд, будет неполным, если вне поля зрения останется еще  один важный срез — социоструктурный, позволяющий продолжить и углубить анализ и субъекта деятельности, и средств-механизмов деятельности. Дело в том, что общество обладает сверх сложной социальной, в узком смысле слова, структурой, внутри которой можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы; классово-стратификационную (классы основные и неосновные, большие слои внутри классов, сословия, страты), социально-этническую (родо-племенные объединения, народности, нации), демографическую (половозрастная структура населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, соотносительная характеристика здоровья населения), поселенческую (селяне и горожане), профессионально-образовательную (деление индивидов на работников физического и умственного труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда) [6].
     Накладывая  социоструктурный срез общества на три ранее рассмотренных, мы получаем возможность подключить к характеристике субъекта деятельности координаты, связанные с его принадлежностью к совершенно определенным классово-стратификационным, этническим, демографическим, поселенческим, профессионально-образовательным группировкам. Возрастают наши возможности более дифференцированного анализа как сфер, так и способов деятельности в ракурсе их вписанности в конкретные социальные подструктуры. Так, например, сферы здравоохранения и образования заведомо будут выглядеть по-разному в зависимости оттого поселенческого контекста, в котором нам предстоит их рассмотреть.
     Несмотря  на то, что структуры систем различаются  между собой не только количественно, но и принципиально, качественно, до сих пор отсутствует сколько-нибудь стройная, а тем более завершенная, типология социальных систем по этому  признаку. В связи с этим правомерно предложение Н. Яхиела (Болгария) выделить внутри класса социальных систем системы, обладающие «социологической структурой». Под последней имеется ввиду такая структура, которая включает в себя те компоненты и отношения, которые необходимы и достаточны для функционирования общества как саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. К таким системам относятся общество в целом, каждая из конкретных общественно-экономических формаций, поселенческие структуры (город и деревня) [4].
     Заключение
     Социальная  система представляет собой явление  или процесс, состоящие из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру [7].
     Таким образом, социальная система как  социологический феномен является многомерным и многоаспектным образованием со сложным составом, типологией и функциями.
     Наиболее  сложной и общей социальной системой является само общество (общество в  целом), которое отражает все характеристики социальных систем. 
 
 
 

     Список  используемой литературы: 

      Гуц А.К. Глобальная этносоциология. ОмГУ, Омск, 1997.
      Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с.
      Мильнер Б. Теория организации. – М., 1998.
      Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция) – М.: Изд-во ГАУ, 1998.
      Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: "Аудит", 1998.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.