На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика организации краеведческой работы в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Московский  государственный гуманитарный университет  им. М. А. Шолохова
(Ставропольский  филиал)
Кафедра естественнонаучного образования  и безопасности жизнедеятельности 
 
 

Курсовая  работа
«Методика организации краеведческой работы в школе» 
 
 
 
 

                              Выполнила студентка 4курса
                                                                                                  Биолого-географического                        факультета
                    специальности «Биология »
                    Сидорина Ирина Николаевна
                    Научный руководитель:
                    Вишнякова Валентина Федоровна , доцент,     к. п. н.
                                                                                 «__»______________________ 
 
 
 
 

Ставрополь 2009 
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты создания модели организации краеведческой работы в школе
      Место краеведение в современной системе образования……………5
      Общий обзор форм и методов организации краеведческой деятельности…………………………………………………………...12
Глава II. Разработка реализации краеведческого принципа в преподавании биологии
      2.1 Разработка и постановка эксперимента по реализации краеведческого принципа в преподавании биологии…………………………17
     2.2 Анализ полученных результатов…………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………………..22 
Приложения……………………………………………………………………..24

 

Введение
     В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
     Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, школы полного дня. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы.
     Все это свидетельствует о наличии  противоречия между потребностями  образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности  и  недостаточным уровнем его использования.
     Вопросами краеведения занимались такие ученые, как И. М. Гревс, Н.П. Анциферов, Д. С. Лихачев. Теоретические и методические вопросы школьного краеведения нашли отражения в трудах К. Ф. Строева, И. С. Мартусова, П. В. Иванова, Б. Г. Иоганзена. Выдающимся краеведом в Ставропольском крае стал В. Г. Гниловской. Сейчас в нашем крае вопросами краеведения занимаются В. А. Ивановский, Г. А Беликов.
     Исходя  из выше изложенного, нами была поставлена цель дополнить преподавание биологии работой краеведческого кружка и выявить ее эффективность в усвоении биологических знаний учащимися.
     Объект - процесс организации краеведческой работы в школе.
     Предмет – краеведческая работа в  процессе преподавания биологии.
     В основу нашего исследования была положена гипотеза, суть которой заключается в том, что при дополнении процесса обучения биологии  работой краеведческого кружка повышается уровень знаний учащихся о биологических особенностях местности.
     Из  данной гипотезы следуют задачи:
    Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
    Разработать программу работы краеведческого кружка.
    Провести экспериментальное исследование разработанной программы и проанализировать полученные результаты.
      В процессе решения задач и проверки достоверности гипотезы была использована система методов:
    теоретические методы (теоретический анализ философской,   психолого-педагогической литературы);
    статистические методы (статистическая обработка данных, графическая интерпретация результатов).
     Место проведения исследования – МОУСОШ №14 г. Ипатово.
     Структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения 

     Глава I. Теоретические аспекты организации краеведческой работы в школе
      Краеведение в современном образовании
     Краеведение предполагает всестороннее изучение местности какого-либо края (области, города, деревни, района), ее природы, истории, населения, хозяйства, культуры, искусства и других сторон жизни. (10) Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (обычно архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.    
     Краеведение принадлежит к типу комплексных  наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь  комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и  т.д. (Д. С. Лихачев) Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры). Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей. Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.п.). С этой точки зрения воспитательная роль краеведения исключительно велика. (7)
     А.С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных  по содержанию и частным методам  исследования, но ведущих в своей  совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства”(2) .
     Л.С. Берг называет краеведение географией родного края (1). В свою очередь, С. О. Шмидт определяет краеведение и как научную, и как научно-популяризаторскую деятельность по изучению определенной территории. (15) Это обязательный системный подход для ее изучения. Это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
     Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и  пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять  старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу.
     Школьное  краеведение имеет ряд специфических  особенностей, выделяющих его среди  остальных направлений образовательной  деятельности:
• приоритет  воспитательных задач;
• возможности  реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный  характер содержания (многопрофильность  содержательной стороны изучаемой  территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и  др.); применение общеучебных навыков  познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые  широкие возможности использования  образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя  привлекательность деятельности для  учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически  неограниченный спектр возможностей использования  и сочетания всех форм образовательной деятельности.
     Все это требует особого подхода  к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации  учебно-воспитательного процесса в  учреждениях образования каждого  региона.
     Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить  учащихся с историей и современностью  края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить  у школьников стремление знать  свой край;  
- способствовать  развитию гражданских качеств  учащихся, патриотического отношения  к малой родине;
- создать  условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать  адаптации школьников к действительности  своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);
- способствовать  становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;
- способствовать  развитию личностных качеств  учащихся средствами краеведения.
     Учреждения  образования могут реализовать  одно, или несколько направлений  краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных  учащихся и их объединений.
     Краеведческая работа учреждений образования может  развиваться по ряду направлений:
• Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
•  Спортивный туризм (совершение спортивных туристических  походов в сочетании с проведением  краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный  туризм (совершение некатегорийных походов  по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и  изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное  краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.
     Краеведческие исследования по охвату территории могут  быть:
- субрегиональные  (краеведческие исследования территории  своего муниципального района)
- региональные  (краеведческие исследования на территории Ставропольского края)
- межрегиональные  (краеведческие исследования на  территории России, стран СНГ).
     Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.
     Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов,  внеурочной работы по предмету, туристско-краеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.
     Реализация  задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных  ресурсов краеведения реализуемых  в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять  деятельностное участие каждый ребенок.
     Организационные формы краеведческой деятельности:
- уроки  основного курса "Краеведение";
- интегрированные  краеведческие курсы;
- уроки  всех учебных дисциплин, опирающихся  на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные  объединения;
- музейные  коллективы, работающие на базе  музеев образовательных учреждений  округа;
- научные  ученические общества;
- территориальные  объединения;
- общественные  объединения;
- семейные  формы.
     Можно рассматривать различные аспекты краеведческой деятельности
     Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В настоящее время  преподавание учебных краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.
     Конкретное образовательное учреждение может самостоятельно разработать комплект краеведческих образовательных программ.
     Воспитательно-развивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, призванных содействовать решению приоритетных – воспитательных задач школьного краеведения. Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время, решению задач школы полного дня. Цели работы данных подсистем:
- способствовать  развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности
- углубить  и расширить знания учащихся  о своей малой родине (за счет  включения в деятельность внепрограммного  и расширения программного материала)
- способствовать  формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков)
- способствовать  социальной адаптации и профессиональной  ориентации школьников
- способствовать  семейному воспитанию.
           Еще одной формой организации краеведческой работы является внедрение краеведческого подхода в преподавание.  Краеведческий подход означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой. Основное назначение краеведческого подхода – повышение познавательной активности учащихся, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.
     Методологической  основой краеведческого подхода как одного из дидактических принципов является теория познания. На основе живого созерцания объектов и явлений осуществляется восприятия, раскрываются закономерности, проводятся обобщения, делаются выводы и в итоге формируются знания, необходимые для использования их в практической деятельности на основе живого созерцания и восприятия у детей создаются первичные представления и понятия. Чем конкретнее и образнее представляют учащиеся предмет изучения, тем активнее притекает процесс осмысление и обобщения знаний, полученных на уроке.
     Таким образом, осуществление краеведческого подхода в преподавании биологии может иметь место при проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся, при изучении нового учебного материала, при выполнении учащимися практических и самостоятельных работ, при повторении пройденного и закреплении нового учебного материала. 

      Общий обзор форм и методов организации краеведческой деятельности
 
      Сюжетно-ролевые  игры – важный компонент  краеведческого образования
      При краеведческом методе его преподавания биологии особое место занимают ролевые игры, развивающие эмоциональность, творчество, самостоятельность учащихся. Суть человеческой игры в способности приобретения социального опыта принятия самостоятельных ответственных решений, усвоения правил поведения в природе. Ролевая игра обязательно предполагает наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Она может быть создана посредством речи, обстановкой, различными аксессуарами. Играющие берут на себя роли воображаемых героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых ролей.
      Установлено, что учащиеся лучше отражают то, что хорошо знают, о чем имеют конкретные представления. Воображаемая ситуация дает возможность «совершать» поступки. Необходимым элементом ролевой игры является создание проблемной ситуации, что сопровождается потребностью разобраться в поставленной проблеме, побуждает искать новый способ действия. «Принятие» проблемной ситуации учащимися в игре требует от них не только самостоятельного поиска решения проблемы, но и осознания ответственности.
     Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся.
     Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:
- разовые  формы работ  конкурсы, викторины,  конференции, олимпиады;
- системные  – выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся (рисунки 1, 2).
      Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение  учебного года для различных классов, групп учащихся.
     Их  главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону.
     Рассмотрим  некоторые формы организации  краеведческой деятельности.
     Конкурсы 
     Подготовка  и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов биологии края.
     Ученические краеведческие конференции
     Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами региона и субрегиона, или направлениями исследовательской деятельности учащихся. Методика подготовки и проведения ученической конференции аналогична вышеизложенной.
     Краеведческие олимпиады
     Проводятся ежегодно во всех параллелях. Цель краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники.
     Предметные  краеведческие недели
     Предметная  неделя – традиционная форма работы, позволяющая привлечь всех учеников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора учащихся.
Как правило, предметные краеведческие недели проводятся в тесном контакте с классными  руководителями, учителями   предметниками. Неверно понимать, что во время  предметной недели каждый ученик каждого  класса, ежедневно принимает участие в какой либо акции. Разумнее строить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов мероприятия, с мероприятиями для отдельных групп учащихся.
     Формы внеклассной работой, проводимые как разово, так и в системе:
     Выпуск  газет. При разовом подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным событиям истории или современности региона.
     Над газетой могут работать несколько  групп учащихся, каждая из которых  выполняет свою часть общей работы: сбор информации, редактирование, оформление и др., что позволяет максимально полно учитывать (и развивать) индивидуальные возможности, потребности и интересы ребенка.
     Проектные работы. Назначение: обучение школьников рациональным приемам коллективной (групповой) творческой исследовательской работы;
развитие  индивидуальных учебных, организаторских, творческих и др. способностей учащихся; освоение учащимися содержательной стороны предмета.
     Экскурсии
     Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной  краеведческой работы. Экскурсии  могут быть плановые (проводимые экскурсионными организациями) и самодеятельными (подготовленные и проводимые школьниками). Недостаток плановых экскурсий – дети являются пассивными приемниками информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самодеятельные экскурсии позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.
     Самодеятельная  экскурсия готовится и проводится по нижеприводимому алгоритму
     По завершению экскурсии участниками выполняются подготовленные учителем задания.
     Общественно-полезная деятельность
     Общественно-полезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу.
     Формами ОПД могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др.
     Системные  формы  работы
     Факультативные  занятия
     Занятия краеведческих факультативов проводятся для постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к предмету, при этом разрешается посещение отдельных занятий всеми желающими.  Цель факультативных курсов  – углубить знания учеников о конкретных аспектах истории или современности региона. 
     Краеведческие объединения учащихся
  Данная  форма внеклассной работы осуществляются учителями или педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой учащихся, объединенных в краеведческое (туристскокраеведческое, музейное, экскурсионное) объединение.   Организация деятельности краеведческих объединений разработана нами.
     Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системо-образующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II  Разработка реализации краеведческого принципа в преподавании биологии
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.