На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет и его роль в финансовой системе России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава I Финансовая система 

1.1 Понятие  и структура финансовой системы 

    Для представления в общих чертах финансовой системы и ее структуры  необходимо дать краткие определения ряду понятий. Один из ключевых терминов – финансы.
    Фина?нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). [2, с. 12]
    Финансы обладают рядом четырьмя специфическими функциями, которые в целом характеризуют данное понятие.
    Функции финансов
      Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета;
      Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
      Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
      Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями [2, с. 26-28].
    Существует  также термин «финансовые отношения», как правило, под этим понимаются экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме.
    Имея  общее представление о вышеперечисленных  терминах, мы можем перейти к определению  финансовой системы.
    Финансовая  система – это форма организации финансовых (денежных) отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного (валового) общественного продукта, где под:
    воспроизводственным процессом понимается постоянно повторяющийся процесс производства материальных благ и услуг, в котором воспроизводятся: средства производства, предметы потребления, услуги; рабочая сила; производственные отношения.
    валовым внутренним продуктом (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства [1, с. 115].
    Структура финансовой системы
    В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято разделять  на две сферы:
      централизованные (публичные) финансы;
      децентрализованные финансы.
 
    Финансовая  система также подразделяется на четыре подсистемы:
      Государственные финансы
      Муниципальные финансы
      Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
      Финансы домашних хозяйств
    Первые  две подсистемы относятся к сфере централизованных (публичных) финансов, а вторые две - к сфере децентрализованных финансов [2, с. 16].
    Централизованные (публичные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.
    Централизованные  финансы представлены государственными и муниципальными финансами.
    Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
    Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.
    Государственным финансам, также как и другим категориям финансов, однако в более значимой степени, присущи вышеперечисленные функции:
      распределительная
      контрольная
      регулирующая
    Управление  государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.) [2, с. 20-23].
    Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
    Муниципальные финансы составляют основу экономической  самостоятельности муниципальных  образований.
    Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования [5, с. 127].
    К доходам местного бюджета относятся:
    доходы от местных налогов и сборов
    отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов
    отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов
    безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
    доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
    часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
    штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
    добровольные пожертвования
    иные законные поступления.
    Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных  образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
    Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений
    Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций [5, с. 131].
    Децентрализованные  финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.
    Децентрализованные  финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.
    Содержание  децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.
    К финансам хозяйствующих субъектов (предприятий) относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).
    Следует помнить, что хозяйствующим субъектом  может выступать как индивидуум или их группа (ассоциация). В первом случае он проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность, функционирование частной фирмы или на уровне домохозяйства; во втором - через совместную деятельность, партнерство, предпринимательские и другие структуры, отражающие наличие как минимум двух сфер экономической активности человека, таких как потребление конечных продуктов и услуг, материальное производство. Кроме экономического интереса хозяйствующий субъект должен владеть нормами права, нравственных и этических оценок, уметь общаться и проявлять деловую активность.
    К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно - правовых форм (ОКОПФ) относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели [2,      с. 19].
    К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности.
    Следует помнить, что дома?шнее хозя?йство (домово?дство) — деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме.
    С экономической точки зрения домашнее хозяйство является одним из трёх основных типов субъектов рыночного хозяйства (наряду с фирмами и государством). Домохозяйства выступают в роли поставщиков на факторных рынках (труда, капитала) и покупателей на рынках потребительских благ (товаров и услуг).
    В бытовом русском языке часто  словосочетание Домашнее хозяйство  означает именно работу по обеспечению  жизнедеятельности людей, живущих в доме или квартире. Обычно включает в себя, но не ограничивается [2, с. 20-23, 22].
    Таким образом, финансовая система представляют собой довольно сложное общественное явление. Оно охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. Важность изучения финансовой системы основывается как на понимании ее сущности, роли в обществе, так и на необходимости детального усвоения конкретных форм финансовых отношений. 

1.2 Бюджетная  система и ее уровни 

    Бюджетная система – это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных  образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между  собой установленные законом взаимоотношения [4, с.8].
    Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну [14, с.25].
    Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце?сс. [27]
    Основополагающие  функции государственного бюджета
    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распре делении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции.
    Содержание  функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства [14, с.32].
    Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [14, с.33].  

    Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици?т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве?стр [13, с.64].
    Источники финансирования дефицита бюджета
    Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся  на внутренние и внешние.
    Финансирования  дефицита за счет внутренних источников включают:
    средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;
    бюджетные кредиты;
    кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
    иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
      поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
      поступления от реализации государственных/ региональных/ муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
      курсовая разница по средствам бюджета;
      прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
 
    В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
    средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
    кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
    кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
    прочие  источники внешнего финансирования дефицита бюджета. [13, с.72].
    Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается  как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты [6, с.4].
    Существуют  определенные требования к бюджету. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. [15, с.56]
    Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
    Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.
    Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
    Шесть принципов построения бюджетной  системы:
    1) принцип принятия бюджета представительным  органом власти – в большинстве  стран бюджеты принимаются в  форме закона, а в США, Финляндии  и некоторых других странах  для утверждения бюджета требуется одобрение парламента;
    2) принцип полноты – все доходы  и расходы правительства отражаются  в бюджете в полном объеме (конечно,  это идеальное требование –  на практике часто есть какие-то  секретные расходы, содержания  которых правительство не детализирует);
    3) принцип единства бюджета –  единообразия всей бюджетной  документации и классификации  (в России первая бюджетная  классификация введена в 1812);
    4) принцип приоритетности обязательных  расходов – осуществление утвержденных  законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит);
    5) принцип ежегодного утверждения  бюджета – бюджеты, как правило,  готовятся на год;
    6) принцип бюджетного равновесия  – сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета. [13, с.52] 

    По  степени распределения власти между  центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
    Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.
    Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств - трехзвенная. Она состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
    Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.
    Вид бюджета всегда связан с конкретным органом власти, основной финансовой базой деятельности которого он является. В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному: либо в соответствии с принципом равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом (симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации). Либо, наоборот, взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством (асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства).
    Существенные  различия в организации и характере  функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической  и административно-командной системами управления.
    В государствах с либерально-демократической системой управления важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти. В государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства, когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны, а потому не может быть самостоятельным, а также принципе централизма, означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения денежных средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.