На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эстетическое воспитание младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание: 

Приложения
 

Введение

 
       В казахстанском обществе взят курс на демократические реформы. Каноны демократических  преобразований нашего общества, изложенные в «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» и «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг.» призваны, кардинально преобразовать всю систему образования. Одной из важнейших задач, является эстетическое воспитание личности [1, 2].
       В сфере художественно эстетического  развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям: развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру; приобщение их к изобразительным видам деятельности; музыкальное развитие детей; приобщение к театрализованной деятельности.
       Приобщение  ребенка к духовной культуре можно  и нужно начинать как можно  раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире — в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
       Взрослый  призван помогать ему открывать  черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным видам художественно-эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях.
       Актуальность  работы. Проблема воспитания детей  дошкольного возраста – одна из важных проблем педагогики и современного общества. В дошкольном детстве ребенок  интенсивно развивается и необходимо, чтобы это формирование было разносторонним и гармоничным. Особую роль в  развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является  приобщение детей к общечеловеческим  ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании  личности,  эмоциональной отзывчивости.
       Объект  исследования:  воспитательный процесс  в ДОУ.
       Предмет исследования: эстетическое воспитание детей 2–7 лет вне занятий.
       Целью курсовой работы является рассмотрение методов эстетического воспитания дошкольников вне занятий.
       Задачи  исследования:
    Дать определение эстетическому воспитанию;
    Рассмотреть специфические особенности эстетического воспитания дошкольников;
    Рассмотреть средства, формы и методы эстетического воспитания дошкольников;
    Привести методические рекомендации по организации эстетического воспитания дошкольников вне занятий.
 

       1 Особенности эстетического  воспитания дошкольников

      1.1 Сущность и задачи эстетического воспитания

 
       Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (4, 7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
       В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
       Существует  множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
       Во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического  воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
       Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные  подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
       Часто среди педагогов бытует ошибочное  мнение о тождестве эстетического  и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко  разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (18, 14). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (18, 61). Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
       В "активизации способности творчески  трудиться, достигать высокой степени  совершенства своих результатов  труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (27, 16).
       Помимо  формирования эстетического отношения  детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно  вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Рукавицын М.М. считает: "Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (22, 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
       Любая цель не может рассматриваться без  задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые  имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.
       Итак, во-первых, это "создание определенного  запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям». Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.
       Вторая  задача эстетического воспитания состоит  в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного  и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими".
       Третья  задача эстетического воспитания связана  с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". То есть ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.
       Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

      1.2 Развитие у детей  эстетического отношения  к миру

 
       Эстетическое  воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей [7, 286].
       Эстетическое  воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического  отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
       Знакомство  с красотой в жизни и искусстве  не только воспитывает ум и чувство  ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
       По  отношению к детям дошкольного  возраста задачи эстетического воспитания А.В.Запорожец сформулировал так:
       - систематически развивать эстетическое  восприятие, эстетические чувства  и представления детей;
       - закладывать первоначальные основы  эстетического вкуса, подводить  детей к эстетической оценке  наиболее доступных явлений;
       - приобщать детей к эстетической  деятельности, воспитывать у них  привычку вносить элементы прекрасного  в быт, природу, отношения с  людьми;
       - развивать художественно-творческие  способности детей в различных  видах словесно-художественной, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельности [6, 274].
       Какими  бы средствами ни осуществлялось эстетическое воспитание, в какой бы деятельности оно ни проводилось, его направление  всегда подчинено определенным требованиям  в соответствии с общей целью воспитания и обучения детей.
       Первое  требование связано с реализацией  задач всестороннего развития. Эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми  другими сторонами формирования личности ребенка. Оно обогащает  нравственные отношения детей, придавая им особую эмоциональную окраску. Занимаясь искусством, дети постоянно сравнивают, отмечают характерное, различают признаки предметов, явлении, благодаря чему развиваются их умственные способности, активизируется процесс восприятия. Так эстетическое переживание выполняет свою важную (и незаменимую) роль в обогащении различных сторон личности ребенка.
       Второе  требование: решение задач эстетического  воспитания должно осуществляться во всех видах и формах воспитания и  обучения детей, в любой их деятельности — в игре и занятиях, в труде и действиях в быту. Любое занятие дает возможность формировать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления. Эстетическое отношение может быть выражено и к содержанию материала занятия, я к процессу обучения. Когда воспитатель ведет занятие в хорошем темпе, четко, упорядоченно, удачно сочетает объяснения, вопросы, исполнение произведений, показ иллюстраций, сам ход занятия вызывает у детей чувство удовлетворения, все задания они выполняют с готовностью, заинтересованностью. Пособия, используемые на занятии, должны не только утилитарно отвечать учебным задачам, но и соответствовать художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, когда, например, при обучении счету он манипулирует пособиями красивой окраски, формы, к тому же выполненными из привлекательного материала. Эстетические чувства активизируют и познавательные интересы детей.
       Конечно, содержание работы по ознакомлению с  общественными явлениями, с природой, обучению трудовым умениям, воспитанию навыков культурного поведения включает в каждом случае свои особые задачи. На них педагог обращает основное внимание. Но важно не забывать, по мнению А.В.Запорожца, что эстетический подход к решению этих задач поможет открыть перед детьми новые стороны усваиваемого содержания, углубить их знания и представления, эмоционально обогатить личность ребенка [5, 275].
       Ребенок с первых лет жизни неосознанно  тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным  цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность.
       Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью  искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
       Эстетическое  восприятие действительности имеет  свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
       Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
       Эстетическое  восприятие неразрывно связано с  чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
       Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
       Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
       Дошкольникам  доступны, почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.
       Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
       Именно  в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
       Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении.
       Творческое  воображение детей проявляется  и в том, что они для своих  игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр — в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и. другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.
       Так же как и в игре, творчество детей  проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет  свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
       Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются  ростки творчества, которые проявляются  в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в  умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
       Цель  обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Вот стихотворение трехлетней Наташи, сочиненное ею для своей подруги.
       Настя, одевайся!
       Светит  солнышко с утра
       В детский сад идти пора [7, 289].
       Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую, лепту  в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
       В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
       Эстетический  вкус проявляется в том, что человек  получает удовольствие, духовное наслаждение  от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
       В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
       Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
       Воспитывая  у детей основы эстетического  вкуса, воспитатель учит их видеть и  чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить  на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
 

       2 Методические рекомендации  по организации  эстетического воспитания  дошкольников вне  занятий

      2.1 Средства, формы и  методы эстетического  воспитания дошкольников

 
       Методы  эстетического воспитания служат развитию у детей способности видеть прекрасное в окружающем, переживать, воспринимая прекрасное. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных приемов в зависимости от того, с каким явлением эстетического характера мы знакомим детей. Методы и приемы воспитания эстетического отношения к окружающему отличаются яркой наглядностью: систематически организуются целенаправленные наблюдения с опорой на зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Использование наглядности сочетается с разъяснением, «что такое хорошо и что такое плохо».
       Методы направлены также на приобщение детей к эстетической, и прежде всего к художественной практической деятельности, на развитие способности художественно воспроизводить, творчески видоизменять окружающее, а также искать и находить способы выражения и изображения впечатлений в словах, красках, звуках, движениях. С этой целью применяются метод упражнений в навыках и поисковый метод, стимулирующий внесение изменений, вариаций в рисунок, музыкальную игру, рассказывание и т. д. Используются также разъяснения, показ приемов исполнения и творческие задания.
       Основные  методы относятся к эстетическому  воспитанию в целом. Ведущей деятельностью, однако, является художественная. В  зависимости от того, где она формируется - на занятиях в процессе обучения, в  самостоятельной деятельности детей, в развлечениях, в игре, эти методы получают дальнейшую конкретизацию.
       Методы  и приемы художественного обучения, развития художественной деятельности разнообразны. Это разнообразие определяется источниками информации, получаемой детьми в процессе обучения, видами деятельности (пение, рисование и т. п.), задачами развития способностей и т. д.
       Новые знания и представления дети получают из различных источников:
       а) их знакомят непосредственно с произведениями искусства,
       б) им рассказывают, объясняют, задают вопросы с целью обучения знаниям и навыкам.
       Следовательно, методы и приемы можно разделить  на наглядные и словесные. К этим методам предъявляются определенные требования.
       Исполнение  литературных, музыкальных произведений должно быть художественным, выразительным. Словесные методы также должны носить образный, эмоциональный характер. Их назначение не только в том, чтобы дети поняли содержание картины, стихотворения, песни или смысл какого-либо задания. Беседы, пояснения направлены на то, чтобы создать определенное настроение в соответствии с образами произведений, побудить детей к сопереживанию, привлечь их внимание к выразительным и изобразительным средствам.
       Методы  и приемы зависят также от того, какие качества, способности, необходимые для художественной деятельности, взрослый формирует у ребенка. Необходимо, с одной стороны, сформировать способы творческих и самостоятельных действий, которые будут нужны при выполнении любой деятельности, а с другой стороны, развить специальные художественные способности, обеспечивающие осуществление музыкальной, изобразительной, словесно-художественной деятельностей.
       Воспитатель ищет способы побуждения детей к  выбору материалов, цветовых сочетаний, форм, композиций для лучшей реализации изобразительных замыслов, к придумыванию загадок, поискам новых рифмованных слов, подбору антонимов, синонимов, разрабатывает приемы развития способностей к импровизации напевок, оригинальных движений при создании типичных музыкально-игровых образов, к новым композициям танцевальных движений. В этих случаях обучение становится одним из условий, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
       Важной  стороной художественной деятельности являются способы самостоятельных  действий детей. Приемы их формирования несколько различаются в зависимости от того, связываются они с восприятием или с воспроизведением, исполнительством. В первом случае методические приемы побуждают детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях, например поют без фортепианного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу и воплощают его соответствующими средствами. Самостоятельность действий детей может проявиться и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает требования к воспроизведению, по ребенок самостоятельно исправляет недочеты своего исполнения, контролирует свои действия.
       Особых  приемов требует развитие специальных  художественных способностей. Ведь в  общую структуру этих способностей входят и сенсорные способности (т. е. качество восприятия, воспроизведения, различения сочетаний цвета, формы, объема, соотношений музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике и т. п.), и более развитые формы (музыкальный, поэтический слух, художественный вкус, творческие проявления и т. д.). Следовательно, нужна система приемов, разработанная с учетом сложной общей структуры специальных художественных способностей и предусматривающая последовательность формирования и совершенствования ее компонентов при переходе от одного возраста к другому.
       Таким образом, система методов и приемов  художественного обучения зависит  от многих условий. При этом использование  некоторых методов направлено, то на систематическое упражнение детей, тренировку и закрепление навыков, то на выработку способов самостоятельных действий. Лишь тогда, когда стройная система обучения осуществляется в условиях поисковых ситуаций, совершается формирование нужных качеств и способностей.
       А.В.Запорожец  отмечает определенную взаимосвязь  методов и приемов, как бы дополняющих  друг друга. К их числу относятся следующие:
       - слово воспитателя (пояснения,  указания), наглядные методы, демонстрирующие  произведение искусства, и показ  приемов изображения, исполнения;
       - приемы развития сознательного  отношения к произведению искусства,  умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
       - показ эталонов действий, которым  надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных  действий;
       - приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках и на развитие творческих действий [5, 278].
       В эстетическом воспитании начиная со средней группы рекомендуется применять  самостоятельную художественную деятельность детей, что подчеркивает ее значение для общего и художественного  развития ребенка. Эта форма организации детской деятельности наряду с занятиями, развлечениями и праздниками должна занимать значительное место в художественном воспитании [5, 278].
       В самостоятельной деятельности дети действуют индивидуально или  объединяются в небольшие группы. Они по своей инициативе рисуют, поют, танцуют, рассказывают друг другу сказки, читают стихи. Многие из них отдают предпочтение той или иной деятельности.
       Самостоятельная художественная деятельность детей  проявляется в различных ситуациях. Некоторые из ребят склонны в своих сюжетно-ролевых играх применять художественный материал (украшают комнату для кукол, рисуют коврики), иногда поют песню и танцуют, исполняя роли персонажей игры, и т. д. Другие стремятся к самообучению. Они повторяют какой-либо элемент пляски, который еще не усвоили, рисуют, вырезают, подбирают мелодию, играя на детском музыкальном инструменте. Наконец, третьи любят рассматривать картинки, слушать музыку в грамзаписи и т. д. Дети сами применяют и совершенствуют имеющийся у них опыт, отражая художественные впечатления, которые получены в семье и в детском саду.
       Важно обогащать художественные впечатления  ребенка. Они являются источником самостоятельной  деятельности, дети отражают их в рисунках, играх, драматизациях. Так, развлечения  в детском саду — одна из ярких страниц жизни ребенка. Развлечения эмоционально обогащают детей. Кукольный и теневой театры, игры-аттракционы, литературно-музыкальные концерты дают детям возможность проявлять разнообразные способности. Такую же роль играют и праздники. Воспитатель следит за тем, какие художественные впечатления, полученные в семье и детском саду, отражаются в играх детей.
       Другим  фактором, содействующим становлению  самостоятельной художественной деятельности, являются занятия. Если на занятиях у  детей развиваются способы самостоятельных действий в рисовании, пении и т. д., то впоследствии они и по собственной инициативе действуют находчиво, изобретательно. Важно накопление несложного музыкального и литературного репертуара и хорошее владение им; дети могут спеть знакомую песню без сопровождения, самостоятельно драматизировать сказку, передавая выразительные интонации речи ее героев, т. п.
       Методика  руководства самостоятельной деятельностью  отличается своеобразием — это руководство  осуществляется косвенно. Воспитатель прежде всего создает такие условия, в которых дети могли бы свободно и непринужденно проявлять свои художественные интересы и склонности. Все необходимое для художественной деятельности (материалы, инструменты, персонажи кукольного театра и т. п.) находится в определенных местах, причем должно быть расположено так, чтобы дети сами могли достать, а затем убрать нужные им предметы.
       Руководство самостоятельной деятельностью, развитие проявляющихся у детей способностей обязательно предполагают индивидуальный подход, изучение их склонностей к различным видам художественной деятельности. Вместе с тем часто дети организуются в небольшие группы на основе общих художественных интересов. Воспитателю полезно присмотреться к этим группам, выяснить взаимоотношения в них, с тем чтобы менее активные дети были поставлены в благоприятные условия. Хотя эта деятельность детей возникает по их желанию, воспитатель не безразлично относится к тому, принимает или не принимает в ней участие тот или иной ребенок.
       В следующей главе работы будут рассмотрены методические рекомендации по организации эстетического воспитания дошкольников вне занятий.

      2.2 Рекомендации по проведению мероприятий, направленных на эстетическое воспитание вне занятий

 
       Проблема  координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряют своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.
       Один  из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой - музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса [26, 52].
       Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
       Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
       - создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
       - развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
       - активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
       - переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
       - психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
       Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
       Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем (см. табл. 1). Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. 

       Таблица 1 - Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии
Занятие Степень активности восприятия музыки
Развитие  речи Активное и  пассивное
Математика Пассивное
Ознакомление  с окружающим Активное и  пассивное
Ручной  труд Пассивное
Конструирование Пассивное
Рисование Активное и  пассивное
Физкультура Активное и  пассивное
ОБЖ Пассивное
 
       На  занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня. 

       Таблица 2 - Примерное расписание звучания фоновой музыки
Время звучания
Преобладающий эмоциональный тон
7.30-8.00 Радостно-спокойный
8.40-9.00 Уверенный, активный
12.20-12.40 Умиротворенный, нежный
15.00-15.15 Оптимистично-просветленный, спокойный
 
       Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий - красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому (см. табл. 2). 

       Таблица 2 - Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста)
Функция фоновой музыки Примерный репертуар
Релаксирующая (расслабляющая) К. Дебюсси. «Облака» А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного  квартета К.-В. Глюк. «Мелодия»
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) Э. Григ. «Утро» И.-С. Бах. «Шутка» И. Штраус. Вальс  «Весенние голоса» П.И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)
Активизирующая (возбуждающая) В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал) М.И. Глинка. «Камаринская» В.-А. Моцарт. «Турецкое рондо» П.И. Чайковский. «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая (умиротворяющая) М.И. Глинка. «Жаворонок»  А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» К. Сен-Сане. «Лебедь» Ф. Шуберт. «Серенада»
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И.-С. Бах. «Ария» А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») С.С. Прокофьев. «Марш» Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
 
       Неоценимую  помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.-А. Моцарта и др.
       Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
       Также помимо фоновой музыки, оказывает  положительное влияние на воспитание эстетического вкуса также и  проведение различных музыкальных мероприятий. В приложении 1 приведена разработка мероприятия «Приобщение к народной культуре через слово-музыку-живопись».
       Литературно-речевые  досуги широко используются во многих детских садах, проводятся они раз в месяц после дневного сна. По форме и организации это различные «путешествия», «приключения», например «Путешествие по сказкам», «Чудеса на книжной полке», «В гостях у ребят Поиграйкин», «Приключения в сказочной стране», «Приключения с любимыми книжками».
       Во  время литературно-речевого досуга дети вместе с воспитателем или специалистом по речевому развитию создают свои газеты, журналы, книжки-малышки. Это интересное дело увлекает всех детей без исключения. У каждого своя работа, все стараются наилучшим образом выполнить ее: «наборщик» составляет из буквенного конструктора слова, входящие в название газеты, журнала, книжки, статьи, рубрики; «корреспонденты» берут интервью; «художники» оформляют издание, рисуют иллюстрации к тексту сказки, заполняют страницы рисунками, узорами; «писатели» придумывают сказки, рассказы, четверостишия. Для художественного описания дети выбирают яркие объекты: «Воробей нахохлился, как будто комок шерсти», «Береза такая красивая, как Снегурочка», «Фрукты в вазе очень красивые, будто игрушки» и т.д. Часто на страницах своих изданий дети размещают задачки для ума: загадки, кроссворды, ребусы.
       Литературно-речевые  досуги позволяют оценить речевое развитие детей, понять, как активизируются все психические процессы, как формируются нравственные качества, как развиваются познавательные процессы, интеллект, творчество.
       Для сценариев литературно-речевых досугов  можно использовать следующие задания:
       - задания на выявление знания  содержания литературных произведений: «Узнай произведение по отрывку... по иллюстрации... по персонажам... по предметам, принадлежащим героям... по репликам» и т.д.;
       -  задания на ориентировку детей  в жанровых особенностях литературных произведений, в выразительных возможностях каждого жанра: «Чем отличаются сказки от других литературных произведений?», «Какие зачины вы знаете?», «Какие пословицы встречаются в сказках?» и др.;
       - задания, позволяющие детям проявить  исполнительские и литературные  способности и речевые умения. Детям предлагается инсценировать отрывок из произведения, выразительно прочесть стихотворение, придумать продолжение сказки, сочинить четверостишие, небылицу, считалку, объяснить пословицу, подобрать синонимы для характеристики героя и т.д.
       Речевые праздники рекомендуется посвящать в основном творчеству детских писателей и поэтов. Значение такой формы работы трудно переоценить: она объединяет разные виды искусства - музыку, живопись, литературу. Можно предложить много сценариев подобных праздников, например: «День рождения дяди Федора» (по творчеству Э. Успенского), «Багаж для Дамы» (по книгам С. Маршака), «Праздник настоящих друзей» (по произведениям В. Осеевой, Н. Носова, В. Драгунского, Е. Пермяка), «Парад сказочных героев» (по сказкам К. Чуковского), «Мои игрушки» (по творчеству А. Барто), «Праздник книг-самоделок».
       Главная задача речевых праздников - не только дарить радость от встреч с любимыми произведениями, с героями детской книги, но и решать задачи речевого развития дошкольников, развития творчества, нравственных качеств и многое другое.
       Дети  активно участвуют в подготовке к праздникам: учат и рассказывают стихи, разыгрывают сценки, придумывают сказки, истории, рисуют к ним иллюстрации, оформляют свои книжки, готовят элементы костюмов для литературных героев. Дети стараются, и, как правило, на помощь всегда приходят взрослые. Воспитатели, педагоги, бывшие выпускники детского сада принимают участие в праздниках в качестве председателей жюри, ведущих, а также гостей - героев литературных произведений, сказок (Кот Матроскин, Старик Хоттабыч, Шапокляк, Баба Яга, Марьюшка).
       Интеллектуально-речевые  игры. К ним относятся викторины, конкурсы, турниры, олимпиады. По форме  организации они напоминают телеигры «Что, где, когда?», «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес».
       Подобные  игры особенно важны для развития детского интеллекта. Интеллектуальные речевые игры - это своеобразное средство активизации мышления детей и развития эмоций: они заставляют волноваться, переживать, увлеченно работать.
       Интеллектуальные  состязания проводятся внутри разных возрастных групп и между группами детей одного возраста, а также между детскими садами.
       Особое  значение придается праздникам с  участием взрослых, родителей и детей.
       В приложении 2 приведен сценарий праздника  для детей и родителей в  детском саду.
       В процессе эстетического воспитания также используются экскурсии в музей.
       Для того, чтобы воспользоваться в  процессе эстетического воспитания музейной педагогикой необходимо следовать  некоторым правилам.
       Правило первое. К посещению любого музея  необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.
       Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.
       На  предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
       Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
       Воспитатели обязаны учить ребенка с дошкольного  возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поколениями и экспертами произведения искусства и артефакты истории, формировать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на предваряющих занятиях.
       Правило третье. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами.
       Я слышу - и забываю.
       Я вижу - и вспоминаю.
       Я делаю - и постигаю.
       Уникален  опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры...
       Речь  идет о социальных ролях, создании игровых  ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
       Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моем доме».
       Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе и гры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
       Правило четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
       Формирование  у ребенка целостной картины  мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами и др., на основе специальных музейно-образовательпых программ, в которые включены музеи разного профиля.
       Правило пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
       Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея.
 

       Заключение

 
       Эстетическое  воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту  окружающего мира, искусства и создавать ее.
       Направление эстетического воспитания подчинено  определенным требованиям в соответствии с общей целью воспитания и  обучения детей:
       Первое  требование связано с реализацией  задач всестороннего развития.
       Второе  требование: решение задач эстетического воспитания должно осуществляться во всех видах и формах воспитания и обучения детей, в любой их деятельности.
       В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются  в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение.
       Дети  с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую активность.
       Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций).
       Педагоги  поддерживают интерес детей к  музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений, экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях, пении; создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей,   инсценировок,   используя   разные   виды   театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.
       Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая  составляющая его духовного развития может стать системообразующим  фактором организации жизнедеятельности  детей.
       Один  из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой - музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
       Литературно-речевые  досуги широко используются во многих детских садах
       Во  время литературно-речевого досуга дети вместе с воспитателем или специалистом по речевому развитию создают свои газеты, журналы, книжки-малышки.
       Литературно-речевые  досуги позволяют оценить речевое развитие детей, понять, как активизируются все психические процессы, как формируются нравственные качества, как развиваются познавательные процессы, интеллект, творчество.
       Главная задача речевых праздников - не только дарить радость от встреч с любимыми произведениями, с героями детской книги, но и решать задачи речевого развития дошкольников, развития творчества, нравственных качеств и многое другое.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.