Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия политики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Санкт-Петербургский  государственный 
   аграрный  университет 
 
 

  Кафедра ГМУ и истории 
 
 
 
 
 
 

  Контрольная работа
  по  дисциплине: «Политология»
  На  тему: «Философия политики» 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: Студентка II курса
                   факультет заочного обучения
                   экономического отделения
                   специальность: менеджмент
                   организации I группа
                     шифр: 08814017
                   Дегтярева Анна Юрьевна  

                Проверил(а)________________ 
               
               
               
               
               

  Санкт-Петербург
  2010
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3        1. Политическая философия……….………………………………………………….5
2. Институционализация политической философии ………………………………10
3. Политическая идеология …………………………………………………………..13
4. Политическая онтология…………………………………………………………...16
5. Политическая аксиология………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список  литературы……………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Мир политического имеет много измерений: социально-экономическое структурное, функциональное, социокультурное, конфессиональное, историческое, концептуальное и т.д. Чтобы правильно понять сущность политических процессов и явлений, необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. В качестве объединяющего их начала выступает мировоззренческое измерение мира политического. Центральное место в нем занимает политическая философия. По мнению Гегеля, абсолютная идея как "единственный предмет и содержание философии" имеет разные формообразования, причем их философское постижение составляет "задачу отдельных философских наук". Таковыми являются философия истории, философия религии, история философии, философия права. Такой же отдельной философской наукой является и политическая философия.
     Хотя  данной проблеме посвящено множество  работ, ряд ее важнейших аспектов в должной мере не исследован и  требует дальнейшей разработки. В  частности, остается еще много неясного относительно сущностных характеристик  и основных составных элементов  политической философии, хронологии ее возникновения, соотношения с другими  социальными и гуманитарными  науками, с теорией и идеологией, ее места в мире политического  и т.д. По сути дела нет еще более  или менее ясного ответа на основополагающий вопрос: "Что есть политическая философия?"
     Прежде  всего возникает вопрос: что конкретно понимается под политической философией? А отсюда возникает комплекс других, не менее важных вопросов: когда и при каких условиях она сформировалась? Правомерно ли говорить о политической философии применительно к античному времени? Можно ли говорить о единой непрерывной традиции политической философии от античного периода до наших дней? и т.д.
     Попытаемся  ответить на эти вопросы. В качестве исходной посылки (предваряя последующие  выводы) отметим, что политическая философия  выступает одновременно и как теория познания мира политического, т.е. как политическая эпистемология, и как учение о политическом бытии, т.е. как политическая онтология. Можно сказать, что политическая философия, затрагивая одновременно сферы философии и мира политического, есть пересечение философии и политической науки. С одной стороны, политическая философия является частью общей философии в собственном смысле слова. Более того, в качестве самостоятельного феномена на определенном этапе исторического развития она вышла из лона общей философии. С другой стороны, она теснейшим образом связана с политической наукой и в отдельных своих аспектах входит в последнюю как самостоятельный подраздел. Поэтому очевидно, что ее судьба теснейшим образом связана с судьбой как философии, так и политологии. К тому же она не может не иметь определенных точек соприкосновения с социологией и особенно политической социологией.
     Для утверждения собственно политической философии были необходимы формирование и утверждение, во-первых, самого мира политического, во-вторых, понятия политического  в самом широком и глубинном  его значении и, в-третьих, понятий  второго порядка, таких, как государство, власть, право, свобода и т.д. Если верен этот тезис, то очевидно, что  хронологические рамки и процессы формирования политической философии  и политической науки в целом  совпадают, ибо о собственно политической философии мы вправе говорить постольку, поскольку существует самостоятельная  сфера человеческой жизнедеятельности, рефлексией которой и может выступать  политическая философия.
    Задача  политической философии - изучить исследуемые материи в их целостности, постичь лежащий в их основе универсальный принцип, понять саму идею политического вообще, идею государства и власти вообще и т.д., абстрагируясь при этом от их конкретных воплощений. 
 
 

    Политическая  философия
 
    В отечественной литературе имеется  несколько определений сущности философии политики. Сошлемся на определение  А.С.Панарина, автора первого в отечественной философии специального исследования по философии политики: "Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального"1.
    Любое человеческое сообщество, любая цивилизация  или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т. д. так или иначе сообразуются с этим идеалом. Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие опорой цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй жизнеспособен и эффективен до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность.
    Политическая  философия - это особая поддисциплина, располагающаяся на стыке философии и политической науки. В этом качестве она призвана изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политического. Она включает политическую онтологию, аксиологию, эпистемологию и методологию.
    Политическая  эпистемология исследует соотношение  рационального и внерационального в политике; политика в гносеологическом отношении представляет смешанный  тип деятельности, сочетающий науку  и искусство, анализ и интуицию, количественно измеримое с тем, что не поддается калькуляции.
    В политической эпистемологии находит  свое специфическое преломление  общая для всех социальных наук проблема соотношения между объяснением  и пониманием. Применительно к  человеческим действиям вопрос "почему?" недостаточен; значение приобретает  также и вопрос "для чего?". Постижение замыслов и целей деятельности относится к важнейшим сторонам понимания политики и политика; только при этом условии мы избегаем крайностей жесткого детерминизма, склонного игнорировать человеческую свободу и ответственность.
    Важной  составной частью политической науки  является методология, представляющая собой определенный способ видения  и организации исследования. Она  включает систему аналитических  методов и приемов, проверок и  оценок концептуального и идейного арсеналов, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих  перед данной наукой проблем. С методологией тесно связаны методы, процедуры  и процессы, технические приемы и  средства исследования и анализа, а  также проверки и оценки данных. Германский философ К. Ясперс не случайно настаивал на том, что всякая подлинная  наука представляет собой знание, включающее знание о методах и  границах этой науки.
    Можно с уверенностью говорить о существовании  некой парадигмы – мировоззренческой инфраструктуры, которая характеризует пространство и время, природу и общество, человека, общество и государство, свободу и рабство, добро и зло и т. д. Парадигма – это система взаимосвязанных универсалий, призванных обеспечить хранение и трансляцию социального опыта от поколения к поколению.
    В каждый конкретный исторический период общественные и политические процессы разворачиваются и реализуются  в рамках особых мировоззренческих  парадигм, придающих этим процессам  определенную конфигурацию и направленность. В отличие от природного процесса, в котором прошлое преодолевается и умирает, в историческом процессе те или иные аспекты прошлого продолжают жить в настоящем. Можно сказать, что общественно-исторический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, а с другой, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, будь то позитивное или отрицательное. Общественно-историческая система может трансформироваться во многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других аспектах.
    Лишь  при наличии взаимодействия и  тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с  прошлым – с другой, можно говорить об истории и общественно-политическом процессе. Поэтому любая социально-философская  или идейно-политическая конструкция, претендующая на объективное отражение  существующих общественно-политических реальностей, должна учитывать оба  этих начала. В противном случае либо она нежизнеспособна, либо попытки  ее реализации чреваты непредсказуемыми последствиями, представляющими угрозу самим основополагающим принципам  и ценностям. Суть проявления, трансформации  и исчезновения человеческих сообществ  или цивилизаций выражается известной  формулой Ницше: «переоценка всех ценностей». С такой «переоценкой» связаны  радикальные трансформации в  Европе, которые привели к смене  античной цивилизации сначала средневековой, а этой последней, в свою очередь, современной западной рационалистичной (или капиталистической) цивилизацией.
    Эти рассуждения относятся и к  миру политического, характеризующегося исключительной динамичностью и  изменчивостью. Особенно важное значение в данном контексте имеет то, что мир политического имеет много измерений – социально-экономическое, структурное, функциональное, социокультурное, конфессиональное, историческое, концептуальное и т.д. Для правильного понимания сущности политического, политических феноменов и процессов необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. В качестве объединяющего их начала выступает мировоззренческое измерение, центральным элементом которого является политическая философия. Как считал Гегель, абсолютная идея как «единственный предмет и содержание философии» имеет разные формообразования.2 Причем их философское постижение составляет «задачу отдельных философских наук». Таковыми науками являются философия истории, философия религии, история философии, философия права. Отдельной философской наукой является и политическая философия.
    Политическая  философия по определению является прежде всего рефлексией бытия, она может возникнуть лишь при наличии некоторых необходимых для этого предварительных условий. Речь идет о формировании и утверждении, во-первых, самого мира политического, во-вторых, понятия политического в самом широком и глубоком смысле, и, в-третьих, понятий второго порядка – государство, власть, право, свобода и т.д. Если верен этот тезис, то встает императивная проблема вычленения мира политического как самостоятельной подсистемы человеческого социума. О политической философии в собственном смысле этого слова мы вправе говорить постольку, поскольку существует самостоятельная сфера человеческой жизнедеятельности, рефлексией которой и может выступать политическая философия. Необходимо заметить, что сам мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, возникший на определенном этапе исторического развития в тесной связи с процессами формирования и вычленения гражданского общества. Причем как масштабы, так и содержание понятия политического на протяжении всей истории подвергались существенным, если не радикальным изменениям. Соответственно изменялись и трактовки мира политического, его компонентов, предназначения и функций.
    Здесь вопрос в том, чтобы не путать историю  политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой, политической философией и  политической социологией в собственном  смысле слова, хотя очевиден факт существования  между ними преемственной связи. Если зачатки первых в той или иной форме возникли с появлением самого государства, то политическая наука и политическая философия могли формироваться лишь по мере вычленения мира политического, то есть той сферы, рефлексией которой и являются эти дисциплины, в качестве самостоятельной подсистемы человеческого социума или сферы жизнедеятельности людей. Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политическая философия в собственном смысле слова и политическая наука также могли возникнуть лишь по мере отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с новым периодом истории.
    Как известно, главное предназначение общей  философии – поиск или постижение истины о сущности и смысле самого бытия. Это верно и применительно  к политической философии. Она призвана осветить скрытый принцип всего  мира политического в его явленности. Она концентрирует внимание на сущностных аспектах, на самой природе политических феноменов.
    В целом можно сказать, что в  задачу политической философии входят поиски ответов на следующие кардинальные вопросы:
      В силу каких причин возможна политическая самоорганизация общества?
      Каковы факторы, определяющие политическую самоорганизацию общества?
      Как создаются, сохраняются, изменяются и распадаются различные политические системы?
      В какой мере политическую реальность можно изобразить в соответствующих понятиях и терминах?
      Насколько содержание этих последних значимо для субъектов политики?
      Как совместить права и свободы отдельного индивида с его ответственностью перед обществом или с правами коллектива? и так далее.
2. Институционализация политической философии 

     Во  второй половине XVIII - начале XIX в. были сформулированы главные подходы, которые  послужили в качестве основоположений для разработки важнейших политических теорий и концепций современности. В этом контексте ключевую роль сыграл Г.В.Ф. Гегель. Насколько известно, Гегель нигде не использует понятие "политическая философия" или "философия политики". Свой фундаментальный труд, посвященный материям, покрываемым этим понятием, он назвал "Философией права". В данной связи интерес представляет тот факт, что у английских мыслителей, начиная с Гоббса, утвердились понятия "моральная философия" и "философия государства", равно как и понятие "правление закона" (rule of low), а в Германии в качестве эквивалента последнего было принято понятие "правовое государство" (Rechtsstaat). В конце XVIII в. здесь же возникло понятие "философия права". Его, в частности, широко использовал теоретик исторической школы права Г.Гуго. Выбор Гегеля, по-видимому, объясняется тем, что формирование и утверждение идеи права и Правового начала имели ключевое значение для радикальной трансформации самого мира политического в современном его Понимании. Право и закон как его видимое воплощение и стали той основой, на которой сформировались и утвердились основополагающие признаки современного (правового) государства: суверенитет, универсальность, всеобщность, абстрактность, безличность, т.е. тех атрибутов, которые и позволяют противопоставить мир политического гражданскому как сфере частного индивидуального, партикулярного.
     "Философская  наука о праве имеет своим  предметом идею права - понятие  права и его осуществление"3,- писал Гегель. Однако анализ содержания работы "Философия права" доказывает, что ее следует трактовать более широко. В данной связи интересно отметить, что эта работа является более развернутым вариантом раздела "Объективный дух" третьей части "Энциклопедии философских наук", который называется "Философия духа",- раздела, в котором рассматриваются проблемы права, моральности и нравственности. Эти же проблемы затрагивались в лекционных курсах, прочитанных им начиная с 1817 г. в качестве профессора Гейдельбергского и Берлинского университетов: "Естественное право и наука о государстве", "Основания естественного права и науки о государстве", "Естественное и государственное право или философия права". Сами названия этих лекций свидетельствуют о том, что в них освещался более широкий круг вопросов, чем собственно философские вопросы права в узком смысле слова.
     "Право  состоит в том, что наличное  бытие вообще есть наличное  бытие свободной воли. Тем самым  право есть положенная вообще  свобода как идея"4,- подчеркивал Гегель. Комментируя это положение, В.С.Нерсесянц не без оснований считал возможным называть философию права Гегеля "философией свободы"5. Показательно, что, говоря о праве, Гегель имел "в виду не только гражданское право... но также и моральность, нравственность и всемирную историю, которые также сюда относятся"6.
     В 1842-1844 гг. вышел в свет объемный двухтомный труд английского исследователя  Г.Броугэма под названием "Политическая философия". Но в ней речь идет о политической науке. Показательно, что само понятие "политическая философия" в тексте используется лишь несколько раз и то в качестве синонима понятия "политическая наука". Вступительная глава носит красноречивое название "Цели, польза и преимущества политической науки". В дальнейшем вышел ряд работ, в которых была предпринята попытка проанализировать различные аспекты политико-философской проблематики. В целом на протяжении XIX и первых десятилетий XX в. важнейшие проблемы, выдвинутые в работах Т.Гоббса, Дж.Локка, Г.В.Ф.Гегеля и других мыслителей Нового времени, нашли дальнейшую разработку и развитие у А. де Токвиля, Г.Спенсера, В.Парето, М.Вебера, А.Мишеля, Л.Дюги, Б.Кроче, К.Шмитта и др., которые сформулировали важнейшие политологические и политико-философские концепции, теории политики и мира политического, приняли и подняли фундаментальные проблемы эпистемологии и методологии, соотношения этики и морали, реального и идеального, свободы, равенства и справедливости, профессионального и морального в сфере политического, политической онтологии и т.д. Их заслуга состояла в том, что они окончательно определили мир политического как особую реальность, имеющую собственную логику развития.
Но 30-е - 50-е годы оказались наименее плодотворными  в плане разработки данной проблематики. Этому способствовали факторы как  политического (утверждение в ряде стран тоталитарных систем), так  и мировоззренческого и методологического  характера (экспансия позитивизма  и бихевиоризма в социальных и  гуманитарных науках). Новый импульс  политическая философия получила в 60-х - 70-х годах, и связан он с именами  Л.Страуса, Э.фогелина, Дж.Роулса, Р.Нозика, Г.Рормозера, Г.-К.Каль-тенбрунера и др.
     Подытоживая изложенное выше, можно сделать вывод, что Политическая философия возникла на определенном этапе исторического  развития общественно-политической мысли. Главной предпосылкой ее формирования и утверждения явилось расчленение  гражданского общества и мира политического  на самостоятельные подсистемы человеческого  социума. Она явилась результатом  длительного процесса отпочкования от общей философии социальных и  гуманитарных наук, их дальнейшей диверсификации. В этом смысле пути и процессы, формирование и институционализация политической философии немногим отличаются от социологии, политической социологии, политической науки и других социальных и гуманитарных дисциплин. 
 
 
 
 
 
 

3. Политическая идеология 

     В мировоззренческом измерении политики немаловажное место занимает идеология. Вопрос о соотношении идеологии  и политики - сложный и многоаспектный и требует самостоятельного рассмотрения, но здесь мы затронем лишь один его  аспект, касающийся мировоззрения и  соответственно политической философии, тем более что порой идеологические и политико-философские аспекты  этого вопроса по сути дела отождествляются. Как считает, например, Дж. Ла Паломбара, ...идеология включает философию истории, видение нынешнего положения человека в ней, некоторые оценки возможных направлений будущего развития и комплекс предписаний, предусматривающих ускорение, замедление и/или модификацию того или иного направления развития.7
     Разумеется, это определение можно оспорить, но как бы то ни было, политическая идеология  в целом имеет следующие основные структурные элементы: 1) связь с  общей мировоззренческой системой эпохи; 2) программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений  этой системы; 3) стратегия реализации программных установок; 4) пропаганда; 5) конкретные шаги по реализации программы.
     Идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета, власти, властных отношений и т.д. Все идеологии  независимо от направленности основываются на признании определенной концепции  общества и политической системы, путей  и средств практической реализации этой концепции. Идеология выполняет одновременно интегративную и разграничительную функции, первую, скажем, для сплочения членов той или иной партии, а вторую - для разграничения этой партии и других партий. В отличие от политической философии идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия политический процесс, ее цель - привлечение возможно большей, поддержки. Поэтому, естественно, она носит более ярко выраженный тенденциозный характер.
     Идеология призвана придавать значимость институциональным  отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать  или отвергать политически реальности в конкретных общественно-исторических условиях. С этой точки зрения политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений и направлений. Однако констатация этого положения сама по себе еще мало что объясняет. Дело в том, что при всей его верности знаменитая формула "политика есть искусство возможного" правомерна и в современных условиях. С одной стороны, "искусство возможного" ставит определенные пределы идеологизации политики, с другой стороны, идеология определяет возможные пределы, за которые та или иная политическая партия или правительство при проведении своего политического курса может выйти без ущерба для основополагающих принципов своей политической программы.
     Здесь важно отметить, что политическая наука, изучающая мир политического, также имеет идеологическое или  идейно-политическое измерение. Поэтому  одним из важных объектов политологического  анализа является соотношение политики и идеологии. Это лишь одна сторона  вопроса. Немаловажное значение имеет  и то, что любой исследователь  в тех или иных форме и степени  подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий  и не может быть полностью свободным  от определенной тенденциозности и  идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических реалий. Не секрет, что подход исследователя  при анализе любого сколько-нибудь значимого феномена во многом определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и ориентациями. Последние  не могут не отражаться на характере  и структуре понимания исследуемого им предмета, и проблема состоит  в степени и масштабах такой  ангажированности и тенденциозности. Конечно, в идеале политология как  наука должна быть беспристрастна и  преследует цель найти истину независимо от того, кому выгодны результаты ее изысканий. Но идеология пристрастна и предвзята, поскольку выражает интересы какого-либо класса или социальной группы. Подстраивание любой науки, особенно политологии, к чьим бы то ни было вкусам и интересам неизбежно чревато ее выхолащиванием и вырождением. Но опыт почти всех развитых стран Запада, особенно стран с либерально-демократическими политическими системами, убедительно показывает, что нередко научный анализ политических феноменов уживается с теми или иными идейными или идеологическими позициями исследователя. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что большинство политологов при всех возможных в таком вопросе оговорках так или иначе по своим подходам, установкам, симпатиям, антипатиям и т.д. характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и т.п. В основе такой классификации, несомненно, лежит идеологическая оценка. Поэтому речь должна идти, как представляется, не о новой деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществования, терпимости и открытости. А это в свою очередь предполагает, что, хотя научный подход и отвергает идеологию в качестве инструмента или исходной посылки исследования, необходимость ее изучения как неотъемлемого элемента мира политического не отпадает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Политическая онтология 

     Политическое следует определить, выявив, специфически политические феномены, категории, понятия. Как отмечал известный германский философ К. Шмитт, политическое имеет свои собственные критерии, "начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и действования в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому". Один из путей определения сущности и содержания любого понятия - выявить его составные элементы, а затем на основе их анализа вычленить его категории и критерии. Идя по этому пути, сначала попытаемся просто перечислить основные компоненты подсистемы политического.
     При всей многозначности данного понятия, когда говорят о Мире политического, речь все же идет об особой сфере  жизнедеятельности людей, связанной  с властными отношениями, государством и государственным устройством, теми института-Ми, принципами, нормами  и т.д., которые призваны гарантировать  жизнеспособность того или иного  сообщества людей, реализацию их общей  воли, интересов и потребностей. Иначе говоря, под политическим подразумевается  все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным  формам и отношениям в обществе, за которыми признаны окончательная  власть и авторитет, существующие в  нем для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно валены для него целей.
     Для характеристики феномена политического  определяющее значение имеет принцип  всеобъемлемости или всеобщей обязательности. Здесь важно учесть, что не существует и не может существовать аполитического общества, поскольку все сферы и формы общественной жизни и деятельности в тех иди иных форме и степени пронизаны политическим началом. Главная функция политического состоит в том, чтобы обеспечить единство общества, разделенного на разнородные группы, слои, классы. В сущности оно едино как политическое сообщество. В этом контексте, когда говорят об интегративной, или интегрирующей роли политического, то прежде всего имеют в виду, что оно включает в себя объединяющее всех членов общества начало. Как выражение всеобщей воли, оно призвано примирить и совместить друг с другом разнородные и конфликтующие интересы всех членов общества.
     Следует отметить, что конфликт и консенсус  составляют две важнейшие характеристики любой политической системы. Здесь  речь идет прежде всего о факторах, способствующих, с одной стороны, сохранению и жизнеспособности политической системы, а с другой - ее подрыву и соответственно изменению как отдельных институтов, так и всей системы в целом. Поэтому вполне объяснимо, что феномен политического колеблется между двумя крайними интерпретациями, одна из которых трактует политику всецело как результат и поле столкновения конфликтующих интересов, а вторая - как систему обеспечения правления, порядка и справедливости в интересах всех членов общества.
     Еще в "Государстве" устами Полемарха  Платон говорил, что политическая деятельность должна осуществляться в интересах  части общества или одной партии (друзей) в борьбе с ее политическими  противниками (врагами). Искусство справедливой политики - "это искусство приносить  друзьям пользу, а врагам причинять  вред". Выступая с позиций сущего, или реального, положения, платоновский Фрасимах ратовал за то, чтобы в отношениях между властвующими и подвластными приоритет никогда и ни при каких условиях не отдавался подвластным. Как считал Фрасимах, не существует людей, которые, находясь у власти, могут отдать предпочтение интересам других в ущерб своим собственным интересам.8 Примечательно, что, считая все существующие системы правления несправедливыми, Сократ не оспаривал фактическую правомерность фрасимаховско-конфликтного принципа, выведенного из реального жизненного опыта.
     Эта традиция, идущая через Н.Макиавелли и Т.Гоббса, нашла свою дальнейшую разработку у К.Шмитта. Ра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.