На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микроуровнях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 

1. Сущность и структура  государственного бюджета………………………...5
      1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ……...…..5
      1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и        
            проблемы исполнения…………………………………….……………..…10 
                  
2. Характеристика уровней бюджетной системы: роль и значение  в экономике страны……………………………………………………………….. 16            
      2.1 Федеральный бюджет........................................................................……...16
      Бюджеты субъектов и местные бюджеты…..................................…….…24
      Внебюджетные фонды………………………………...…………..…….…29
      Межбюджетные отношения:  современная ситуация, проблемы и пути           
     их решения…………………………..…………………………………….35 

3. Экономические тенденции  федерального бюджета  РФ на современном     
     этапе…………………………………………………….…………………….…39
 
Заключение………………………………………………………………………...48 

Список  литературы……………………………………………………………….50
 

ВВЕДЕНИЕ
 
    Тема  бюджета, его роли в развитии экономики и социальной сферы, мне интересна, потому что в настоящие время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Так как он напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
    Достижение  всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это  полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
    Объектом  курсовой работы является бюджетная  система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.
      Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микроуровнях.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
           - исследовать основные черты  и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
           - разобраться в источниках формирования  налоговых и неналоговых поступлений  доходной части бюджетов разных  уровней;
           - вскрыть возможности оптимизации  доходной  и расходной частей государственного бюджета;
           - рассмотреть бюджетную классификацию  и ее использование при кассовом  исполнении бюджетов через РКЦ  банков;
           - охарактеризовать отдельные звенья  бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
            -  рассмотреть понятие государственного  долга, его размер и ситуацию  с погашением в России.
    Цели  и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:
    Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
    Теоретическая часть,  в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;
    Практическое исследование, в котором характеризуются бюджеты разных уровней с использованием цифрового материала, раскрываются проблемы межбюджетных отношений;
    Рекомендательная часть, в которой приводятся условия возникновения бюджетного дефицита и способы его финансирования; анализируется величина государственного долга в динамике за ряд лет и предлагаются пути его погашения.
    Заключение, содержащее общие выводы  и предложения в целом по работе;
    Библиографический список 18 наименований использованных источников.
    В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).
 

     1.СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 

    
      .Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в РФ
 
         Центральное место в системе  государственных финансов занимает  государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план  государства на текущий финансовый  год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.                         
    Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х  годов, вызвали серьезные изменения  в её финансовом механизме. Появление  новых форм собственности, новых  субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.
    Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
    Бюджетная система  России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:
    первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
    Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
    Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:   
 

     Консолидированный бюджет области
     3.Бюджеты районов области
     2.Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра
     1.Областной   бюджет
     2.1.Городские бюджеты
     2.3.Бюджеты городских районов
     3.1.Районные
бюджеты
     3.3.Сельские
поселковые  и пр. бюджеты
     3.2.Бюджеты  городов районного подчинения
    
    Рис. 1 Структура консолидированного бюджета области 

    Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
    Принцип самостоятельности бюджетов означает:
    - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;
    законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    - право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    - недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам бюджетов;
    - недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
    Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
           Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
    Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.
    Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения.
    Доходы  бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
    В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.
    Доходы  бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных Фондов и всего государственного сектора.
    Главный материальный источник доходов бюджета  — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).
    Огосударствление  национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
    Главный метод перераспределения национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета.  Так,  в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10.1 Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.
    Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных 
    займов:

    1) государственные займы, полученные  у физических и юридических  лиц путем выпуска ценных бумаг  от имени государства;
    2) кредиты, полученные у центрального  банка и других кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.
    При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
    Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств из централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
    Конкретные  виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями  государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
    Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.
    В первую очередь применяется экономическая  классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
    Текущие расходы представляют собой часть  расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
    Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
    Большое значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
    государственное управление и местное самоуправление;
    судебная власть;
    международная деятельность;
    национальная оборона;
    правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
    фундаментальные   исследования   и   содействие   научно- 
    техническому прогрессу;

    промышленность, энергетика и строительство;
    сельское хозяйство и рыболовство;
    охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
    10)транспорт,  дорожное хозяйство, связь и информатика;
    11)жилищно-коммунальное хозяйство;
    12)образование;
    1 Здравоохранение и физическая  культура;
    14)культура, искусство и кинематография;
    15)средства  массовой информации;
    16)обслуживание  государственного долга;
    17)финансовая  помощь бюджетам других уровней;
    18)целевые  бюджетные фонды;
    19)пополнение  государственных запасов и резервов;
    20)социальная  политика;
    21)прочие  расходы.
    Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.
    Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.
    Задачи  в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
    Основные  задачи в области расходов бюджета:
    обеспечение приоритетного финансирования социальных 
    расходов, сокращение и полное погашение задолженности 
    по выплатам населению;

    расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
    сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
    повышение   эффективности   использования   бюджетных 
    средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

    уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
    сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас 
    ходов и целевым программам;

    концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
    усиление     контроля  над использованием    бюджетных средств;
 
    Вывод: Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года,  и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться стабильность и процветание в России.
    Одной из важных составных принципов бюджета  является его сбалансированность бюджета  по всем 3 уровням. В настоящие время  полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов, что и попытаемся сделать во второй главе.
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ  БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

 
2.1 Федеральный бюджет 

    Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона2. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.                    
    Основными функциями федерального бюджета  являются:
      перераспределение национального дохода и ВВП;
      государственное регулирование и стимулирование экономики;
      финансовое обеспечение социальной политики;
      контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств.
    Основные  функции  управления  государством  возложены  на  цен-тральные органы  власти.  Для  выполнения  ими  их  обязанностей,   для   финансового обеспечения  общегосударственных  мероприятий  формируется  централизованный финансовый  фонд  –  федеральный  бюджет.  Федеральный   бюджет   Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.  Федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый  Федеральным  Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано,  что  в ведении  Российской  Федерации  находится  федеральный  бюджет,  федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
    Через  федеральный  бюджет  осуществляется  процесс   распределения   и  перераспределения внутреннего  валового продукта и  созданного  национального дохода страны между  отраслями народного хозяйства, регионами  и  социальными слоями   населения.   На   федеральный   бюджет   возложено   финансирование общегосударственных органов власти и управления,  мероприятий,  связанных  с обеспечением обороноспособности государства,  развитием  науки,  подготовкой высококвалифицированных специалистов.
    Средства   федерального   бюджета    являются    главным    источником
    финансирования  структурной  перестройки  экономики,  конверсии  пред-приятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений  в  сфере производства,  пионерного  освоения  новых   территориально-производственных комплексов.
    Большую  роль  играет  федеральный  бюджет  в  поддержании  и  развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с  Законом  «Об основах  налоговой  системы»  1991  г.  и  Налоговым   кодексом   Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
    Между  уровнями  бюджетной  системы  РФ  разграничиваются  доход-ные   и  расходные части  бюджета.  Для  покрытия  расходов  нижестоящих  бюджетов  в случае  недостатка  закрепленных  за  ними   доходов   могут   перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.
    Доходы  федерального бюджета.    В соответствие с бюджетным кодексом  РФ, доходы бюджета – это денежные  средства,  поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
    Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены  в 2 группы :
        - налоги и другие обязательные  платежи;
        - прочие доходы.
    К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
    1) федеральные налоги  и  сборы,  перечень  и  ставки  которых  определяются налоговым   законодательством   Российской   Федерации,   а   пропорции   их распределения в порядке  бюджетного  регулирования  между  бюджетами  разных уровней бюджетной  системы  Российской  Федерации  утверждаются  федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    2) таможенные пошлины, таможенные  сборы и иные таможенные плате-жи;
    3) государственная пошлина в   соответствии  с  законодательством   Российской Федерации.
    К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
    1)  доходы  от  использования   имущества,  находящегося  в   государ-ственной собственности,   доходы   от   платных   услуг,    оказываемых    бюджетными учреждениями,  находящимися  в  ведении   органов   государственной   власти Российской Федерации;
    2)   доходы   от   продажи   имущества,   находящегося   в   государственной собственности,  –  в  порядке   и   по   нормативам,   которые   установлены федеральными  законами  и  другими  нормативными  правовыми  актами  органов государственной власти Российской Федерации;
    3) часть прибыли унитарных  предприятий,  созданных  Российской  Федерацией, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, – в  размерах, устанавливаемых  Правительством РФ;
    4)  прибыль Банка России  – по  нормативам,  установленным   феде-ральными законами;
    5) доходы от внешнеэкономической  деятельности;
    6) доходы от реализации государственных  запасов и резервов.
    Расходы федерального бюджета. Под расходами  бюджета понимаются денежные средства,  направляемые  на   финансовое   обеспечение   задач   и   функций государства и местного самоуправления.
    Расходы  госбюджета  –  это  экономические   отношения,   связанные   с
    распределением   и   использованием   централизованных    денежных    фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
    Расходы  бюджета  тесно  связаны  с  функциями  государства.  У  каждого  государства есть  4  первоочередные  функции  :  экономическая,  социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают  4 группы :  экономического  назначения  (на  финансирование  НХ),  расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование  отраслей,  обслуживающих население   ,   в   основном,   путем   предоставления   бесплатных    услуг (здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной  помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление  –  связаны  с финансированием   органов   исполнительной   и    законодательной    власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита  есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
    В соответствии с действующим в  Российской  Федерации  законодательством  исключительно  из  федерального   бюджета   финансируются   следующие   виды расходов:
        - обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального  Собрания Российской Федерации,  Счетной  палаты  Российской  Федерации, Центральной избирательной  комиссии Российской  Федерации,  федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
        - функционирование федеральной  судебной системы;
        - осуществление международной деятельности  в  общефедеральных  интересах  (финансовое обеспечение  реализации  межгосударственных  со-глашений  и соглашений с международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного  и  информационного  сотрудничества  федеральных органов  исполнительной  власти,   взносы   Российской   Федерации   в международные организации, другие  расходы  в  области  международного сотрудничества);
        -  национальная  оборона   и   обеспечение   безопасности   государства,
    осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
        -  фундаментальные   исследования   и   содействие   научно-техническому прогрессу и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2  Бюджеты субъектов  Российской Федерации  и местные бюджеты. 

    Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества3.
    В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
    Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
    К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
    Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
    С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджета субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».
    Статус  «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых  душевой бюджетный доход в  планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
    Статус  «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у  которых объем бюджетных доходов  меньше объема прогнозируемых в планируемом  году бюджетных расходов.
    С учетом этих двух статусов Фонд делится  на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода
      Преимущества этого способа регулирования  заключаются в том, что средства  субъектам выделяются на основе  единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.
      Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.
    Наиболее  ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.
Доходы  местных бюджетов
 
     Собственные доходы
    
     Регулирующие  доходы
 
     Неналоговые доходы соответствующего бюджета
          ы
     Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
 
 
 
 
 
    
    Отчисления  от федеральных и региональных налогов     Средства  из фондов финансовой поддержки регионов     Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих  бюджетов     Средства, полученные из вышестоящего бюджета  в порядке взаимных расчетов
 
    Рис. 2  Доходы местных бюджетов4
    Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований. Так, городским органам подчинена  значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40% В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.
    Доходы  местных бюджетов, также как и  доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы. 

 

     2.4 Внебюджетные фонды

 
    Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.
    Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Они предназначены для  реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов внебюджетных фондов являются:
    прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
    средства бюджета;
    займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих банков.
    Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
      Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации  являются:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.