На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические партии в России начала XX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Накануне Первой  мировой войны Российская империя  являлась переходным, аграрно-индустриальным, традиционным (или общинно-государственным)  обществом с некоторыми зачаточными  элементами гражданского общества, одной из важнейших институций  которого являются массовые политические  партии.
     Известно, что индустриальное общество, в  отличие от предшествующего, традиционного  или т.н. «феодального», характеризуется  доминированием промышленной продукции  в национальном доходе (степень  индустриализации) ; преобладанием  городского населения над сельским (уровень урбанизации урбанизации); высоким уровнем грамотности  (образованности) и значительной  ролью финансового капитала в  национальном богатстве (капитализацией).
     Среднеарифметическое  значение этих показателей —  индустриализации, урбанизации, образованности  и капитализации в относительных  величинах — процентах, — дает  в итоге суммарный показатель  уровня модернизации того или  иного государства в целом  на конкретный момент исторического  развития. Соотношение этих величин  с показателем среднемирового  уровня модернизации (путем деления)  дает в итоге т.н. «индекс  модернизации», т.е. число, выражающее  степень отставания или опережающего  развития того или иного государства.  Если «индекс модернизации» находится  в пределах от 0 до 0,5, то он указывает  на аграрное общество, если в  значении 0,69 от среднемирового показателя  — иначе говоря, в 3,2—3,3 раза  меньше, чем в Германии и Великобритании  — высокоразвитых индустриальных  государств в то время. Таким  образом, Россия по уровню модернизации, как и Япония, относилась к  аграрно-индустриальному государству;  США и Франция - к развитым  индустриальным державам, а Германия  и Великобритания — к странам  высокоразвитой индустрии. Территориальная  целостность и социальная стабильность  Российской империи обеспечивалась, главным образом, мощным, централизованным  военно-полицейским и административно-бюрократическим  имперским государством. Россия  того времени имела армию, состоящую  из 1,5 млн. кадровых войск и  из 5,0 млн. войск в запасе, полицейско-жандармско-казачьи  воинские формирования численностью  в 0,5 млн. человек, вспомогательную  сельскую полицию, насчитывающую  1,0 млн. сотских и десятских,  и 0,5 млн. служащих государственного  аппарата.
     По  сравнению с высокоиндустриальными  государствами Запада — Великобританией,  Францией, Германией и США —  в России процессы индустриализации, урбанизации, развитиа народного  образования и капитализации,  помимо запаздывания на 100—150 лет,  имели следующие коренные отличия: 
     1. В  области индустриализации. Наличие  гипертрофированного оборонного  сектора, созданного и финансируемого  государством; незначительная доля  машиностроения -основы индустриального  воспроизводства; доминирующая роль  иностранного капитала в обрабатывающей  промышленности, что ставило Россию  в технологическую, финансовую  и кадровую зависимость от  Запада. Значительная доля неквалифицированных  и малоквалифицированных рабочих  и иностранных специалистов как  результат технологической отсталости. В отличие от развитых стран  Запада, где доля кадровых, квалифицированных  рабочих составляла 60—70% от числа  всех остальных, в России она  была в 2—3 раза меньше и  исчислялась всего в 0,5—1,0 млн.  человек, что равно 2—3%. Аналогичное  положение наблюдалось с фабрично-заводскими  и иными категориями рабочих  и служащих, из которых около  15—20% составляли иностранные специалисты. 
     2. В  отношении урбанизации населения.  Только в небольшой части 
     российских  городов, главным образом, в  западных губерниях, большинство 
     самодеятельного  населения было прямо и косвенно  связаны с работой 
     промышленных  предприятий. Значительная часть  городского населения, 
     особенно  центральной и азиатской России, проживала в типичных административно-торгово-ремесленных  городах феодального типа. В целом  средниегородские слои индустриальных  центров России насчитывали б—7 млн. чел., что составляло 40% от  всего городского населения. 
     3. По  уровню образования только 20% населения  соответствовало общеевропейским  стандартам элементарной грамотности,  лишь 30% детей регулярно обучались  в школе и заканчивали школу.  В России, единственной из европейских  стран, наблюдался значительный  т.н. «рецидив безграмотности»  (30%) — иначе говоря, люди, получившие  начальное образование, через  3—4 года, вследствие ненужности, полностью утрачивали навыки  и знания, полученные в школе. 
     4. По  вопросу капитализации народного  хозяйства. Около 3/4 всех видов  торгово-финансою-промышленного капитала  принадлежало, на правах частной  собственности, иностранным владельцам. Это самым серьезным образом  ослабляло финансово- экономическую  мощь и социально-политические  позиции национального капитала. Общая же численность крупной  и средней буржуазии насчитывала  соответственно 40 и 400 тыс., что было  явно недостаточно для 180 милионного  населения России (0,02 и 0,2%%).
     Таким  образом, социокультурная база, потребная  для деятельности массовых политических  партий в рамках мирного демократического  процесса, в России была ограничена  средними городскими слоями населения  и сельской интеллигенцией. Подавляющую  часть населения — около 70—80% — составляли крестьяне, в  основном живущие в общине, из  которых только незначительное  меньшинство — 15—20% — вели  самостоятельное частновладельческое  хозяйство и обладали элементарным  цензом грамотности. Остальные  10—15% представляли собой т.н. «низы»  и «дно» общества - иначе говоря, люмпенизированные и маргинальные  слои населения: неквалифицированные  крестьяне-рабочие, низшие служащие, сезонники, поденщики, безработные,  криминальные слои общества —  питательная среда для различных  экстремистских политических течений. 
     
     Спектр  политических партий 
     
     В межреволюционный  период 1907—17 гг. политический процесс  в России в основном протекал  в рамках избирательных кампаний  в нижнюю законодательную палату  — Государственную Думу и в  местные органы самоуправления  по феодально-представительной антидемократической  цензовой системе и под жестким  политическим контролем государства.  В это время в России были  образованы и янституциированы  по идейно-политической ориентации  четыре основных группировки  политических сил: 
     1. Правые, традиционно-фундаменталистские, националистические  партии, выступавшие за восстановление  и укрепление традиционных ценностей,  в том числе и абсолютистской  монархии — царского самодержавия, под лозунгом: «За ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, ЦАРЯ САМОДЕРЖАВНОГО, ОТЕЧЕСТВО НЕРАЗДЕЛЬНОЕ, РОССИЮ для РУССКИХ».
     2. Правоцентристские,  консервативно-охранительные партии, стремившиеся к сохранению «статус-кво».
     3. Лево-центристские, либерально-реформистские партии, ориентировавшиеся  на модернизацию России путем  реформ.
     4. Левые,  социалистические партии, выступавшие  за построение в России или  на базе России, некоего идеального  т.н. «социалистического» общества  — прообраза «светлого будущего»  для всего человечества.
     Спектр  фундамеиталистско-националистических  партий был довольно широк:  ультраправые, акций («Союз русского  народа» и «Союз Михаила Архангела»), правые радикалы, («Отечественный  Союз», «Русский народнический  всесословный союз»), и умеренные  правые партии («Русская монархическая  партия» и т.д.), действующие в  рамках легального политического  процесса. Все они защищали интересы  абсолютной монархии, традиционалистских  кругов дворянства и чиновничества,  опираясь на городские «низы», патриархальное крестьянство и  националистские слои интеллигенции.  Их финансирование осуществлялось  в основном за счет казны  по линии МВД из т.н. «рептильных  фондов». Формально в националистических  партиях состояло от 400 тыс. до 3 млн. чел., реально же не более  50—100 тыс., главным образом, из  политически активных, но малообразованных  слоев населения. По источникам  финансирования, идейно-политической  ориентации и практической деятельности  эти партии являлись своего  рода «квазигосударственными» партиями.
     Консервативная  партия «Союз 17-го октября»  стремилась к сохранению существующих  порядков, допуская, в лучшем случае, лишь незначительные, главным образом,  «косметические» реформы «сверху». Либеральные партии конституционных  демократов (кадетов) и прогрессистов  выступали за более радикальные  реформы — переход к конституционной  монархии и ускоренную вестернизацию.  Консервативно-либеральные партии  выражали интересы центристски  настроенных слоев общества: обуржуазившихся  помещиков, либеральных чиновников, высших и средних слоев, интеллигенции,  опираясь в основном на средние  городские слои населения. 
     Среди  левых социалистических партий, как и на правом фланге, имелся  полный набор: умеренные —  трудовики, энесы, меньшевики  и эсеры; радикалы — большевики, часть эсеров и ультралевые  анархисты. 
     В России, как и в других странах, имелись  и т.н. надпартийные или межпартийные  институции, выполняющие информационно-координирующие  функции. Так, руководство правых  партий объединял Всероссийский  монархический совет, во главе  с бывшим министром внутренних  дел Н.А. Маклаковым. Аналогичную  функцию в стане умеренных  консервативно-либерально-социалистических  партий (от А.И. Гучкова до А.Ф.  Керенского и Н.С. Чхеидзе), ориентирующихся  на западную «догоняющую» модель  развития, выполняли «масонские  ложи» Великого Востока народов  России и его Верховный Совет.  Для социал-демократов и анархистов  ту же роль играли различные  межпартийные международные организации  типа II Интернационала, Альянса, Информбюро  и т.д. 
     Пик  численности партий наблюдался  в период революции 1905—07 гг. Так,  в правых партиях насчитывалось  до 400 тыс. членов (или до 3 млн.), в  консервативных и либеральных  по 50—100 тыс., в партии эсеров — 50—60 тыс., в РСДРП — 170 тыс. Таким образом» в партиях состояло всего около 700—800 тыс. человек, что составляет 0,4% всего населения или около 6—10% политически активных средних городских и сельских слоев. Это по крайней мере в 2 раза ниже среднего уровня партийности аналогичных слоев населения на Западе в период избирательных кампаний.
     Накануне  революции 1917 г. реальный вес  всех партий в политической  жизни России был незначителен. Общая численность членов различных  политических партий, включая эмиграцию,  ссыльных и действующую армию,  достигала 30—70 тыс. Деятельность  партий находилась под жесточайшим  политическим контролем, и практически  вся их активность сводилась  к многочасовым словопрениям  в Государственной Думе да  к межфракционным склокам. 
     
     Партии  в революции 
     
     Социальный  взрыв в феврале-марте 1917 г.  ликвидировал царскую монархию, резко политизировал и радикализировал  все социальные слои и группы  населения, особенно городские  низы и десятимиллионную армию.  В России произошел слом старой, феодально-монархической, имперской  государственности, которая в  условиях неудачной войны и  краха монархических иллюзий,  уже не могла служить гарантом  социальной стабильности, гражданского  мира и национального единства. Российское общество лишилось  своей исторической доминанты  — сильного, централизованного государства.  На смену старой власти пришло  двоевластие в центре, многовластие  на местах. С одной стороны,  слабое, чисто номинальное Временное  правительство, опирающееся на  блок консервативно-либеральных  партий, на остатки прежней государственности  и либерально-демократические иллюзии  части народных масс — «власть  без силы», своего рода исторический  нонсенс. С другой стороны,  органы прямой и представительной  демократии — Советы рабочих,  солдатских, крестьянских, офицерских, служащих...депутатов, комитеты общественной  безопасности, органы местного самоуправления, национально-политических и прочих  организаций. Народ получил долгожданную  «свободу» — каждый делал,  что хотел «постольку, поскольку». Данный принцип, на основе которого  Петросовет поддержал Временное  правительство, имел свою обратную  негативную сторону — все нижестоящие  органы власти и самоуправления  руководствовались им в практической  деятельности при исполнении  директив центральной власти, а  это в условиях войны могло  привести лишь к полной дезорганизации  властных структур и дальнейшему  распаду российского общества  «сверху донизу» на составные  элементы, что и произошло. 
     В условиях  роста хаоса и анархии консервативно-либеральное  Временное правительство в марте-апреле  попыталось, невзирая ни на что,  довести войну до победного  конца, чтобы Россия могла войти  в круг «держав-победительниц»  и в семью «цивилизованных  народов». На этом пути его  постигла неудача. Не помогла  и широкая коалиция с умеренными  социалистами — энесами, эсерами  и меныпевиками в мае-октябре  1917 г., политическое маневрирование  и попытка консервативно-либеральных  кругов посредством военной диктатуры  генерала Л.Г. Корнилова стабилизировать  ситуацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.