На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистические методы анализа прибыли и рентабельности предприятия (организации)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

Кафедра статистики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Статистика»
на тему 

Статистические методы анализа
прибыли и рентабельности предприятия (организации) 

Вариант 23 
 
 
 
 

                                                                       Исполнитель:
Москва
2009
        СОДЕРЖАНИЕ 
 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
      I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      1.ПОКАЗАТЕЛИ  ПРИБЫЛИ………………………………………………..4
      Понятие прибыли и ее виды…………………………………………..4
      Анализ показателей прибыли………………………………………...7
      Анализ финансовых результатов…………………………………….13
 
      2. ПОКАЗАТЕЛИ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ………………………………..15
      2.1 Понятие рентабельности и ее показатели…………………….………..15
      2.2 Анализ рентабельности деятельности предприятия…………………..17 

      II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................................23
      III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..37
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..45 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…46 
 
 
 

        
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Различные стороны производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  находят свое отражеяние в системе  показателей финансовых результатов. Одними из важнейших показателей  являются показатели прибыли и рентабельности. Они четко и ярко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).   
      В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Именно для того, чтобы предприятие успешно функционировало и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.
    Рассмотрим  применение статистических методов в изучении прибыли и рентабельности на конкретных задачах.
  
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
     
  1. ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ
  1.1 Понятие прибыли и ее виды
       Прибыль - экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений. В условиях рыночной экономики она является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.
        Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.

      В статистике финансов предприятий (организаций) рассчитываются следующие виды прибыли:  прибыль от реализации продукции (работ, услуг), балансовая прибыль , валовая и чистая прибыль.   

      Прибыль от реализации продукции рассчитывается  как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, для экспортной выручки – экспортных тарифов и спец. налога) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

           Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). 
    Валовая прибыль представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
        Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.
    В результате на предприятии, как это  принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.
          Для повышения эффективности  работы предприятия первостепенное  значение имеет выявление резервов  увеличения объемов производства  и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам.
        К внешним факторам относятся  природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
        Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
        Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.
        Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
        К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др.
        При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все  эти факторы находятся в тесной  взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%. 

      В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамике прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. 

      1.2 Анализ показателей  прибыли
      В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Рассчитывают несколько показателей прибыли.
       Конечный финансовый результат  деятельности предприятия – это  балансовая прибыль (убыток).   Расчет балансовой прибыли можно  представить следующим образом:
ПБ=ПР+ПП+ПВН,
где ПБ – балансовая прибыль (убыток); 
ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг); 
ПП – прибыль от прочей реализации; 
ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.

   Что касается чистой прибыли, то она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'):                                 ЧП = ПБ'-Н'
      Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются: рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке; доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций; суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; льготы по налогу на прибыль.
      Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы
ПР = ВД-Зпр-НДС,
где ВД – валовой  доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых  ценах; 
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);  
НДС – налог на добавленную стоимость.

      В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности. 
      Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.
       Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся: 
1) рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы(Цi ); 
2) динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) (С )
3) увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг) (VРП); 
4) изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг) (УДi ).

       Расчет степени влияния этих факторов необходимо произвести следующим образом. Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
DП(vпр,уд) = Пvрп – Ппл  .
       Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения(недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в условно-натуральном исчислении: 

                                         Пvрп пл * (%РП-100)/100
                                          %РП=a(VРПфi )/a(VРПпл ) 

      Затем можно определить влияние структурного фактора: 

                               DПуд = DП(vрп,уд) -DПvрп  

      Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж: 

                                          DPс vрп –Сфакт 

      Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию устанавливается  сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:               
                                         DPс =ВРфакт –ВРvрп
      Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
      Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
      Выполнение  плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении(если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый ) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. Итак, выполнение плана по реализации составляет:  

                                         %РП=a(VРПфi )/a(VРПплi ) 

      Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
                                          a(VRPфi плi )-a(VRPфi * Сплi )            
                                              
      Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:  

                                          a(VRPфi фi )-a(VRPфi плi )
      Таким образом, можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
      Изменение суммы прибыли за счет объема реализации продукции:  

                                           DPvрп =Pпл рп –Ппл , 

      структуры товарной продукции: 

                                                      DPстр усл –Ппл рп , 

      средних цен реализации:
                                                      DPцен =ВРф –ВРусл , 

      себестоимости реализованной продукции: 

                                                      DПс =ПСусл –ПСф  

      Влияние структурного фактора на изменение  суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:  

                                    DPудi =a[(УДфi –УДплi )*П1пл /100]*VРПобщ.ф , 

      где П1пл –сумма прибыли за единицу продукцию;VРПобщ.ф –удельный вес i-ого вида продукции в общем объеме реализации, %.
      Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости  к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:
                                   DPудi =a[(УДфi –УДплi)*Riпл /100]*VРПобщ.ф. , 

      где Riпл- плановая рентабельность i-ых видов продукции(отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
      Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции(VРПi ), себестоимости (Сi ) и среднереализационных цен (Цi ).Факторная модель прибыли от отдельных видов продукции имеет вид: 

                                           П=VРПi i –Сi ) 

      Методика  расчета влияния факторов способом абсолютных разниц: 

                                DPvрп =(VРПф -VРPпл )* (Цпл –Спл )  
                                DPц =(Цф –Цпл )*VРПф
                                               DPс = -(Сф –Спл )*VРПф  

      Такие расчеты проводятся по каждому виду продукции.
      После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции. 

     1.3 Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 

      Выполнение  плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанной с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных фондов; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций и т.д.
      Анализ  сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков  и  прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки и выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
      Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового  контроля со стороны предприятия  в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
      Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам( акциям, Облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия - держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов . В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
      Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций  и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой данного государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. Недостаточно высокий уровень квалификации экономических кадров, не владения законами рынка, неумение оценить конъюнктуру рыночных законов могут принести предприятию большие убытки. При оценке результатов финансовой деятельности большую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятий на рынке ценных бумаг.
      В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращения убытков  и потерь от внереализационных операций.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

      2.1 Понятие рентабельности  и ее показатели 
        Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность.
        Рентабельность – это обобщающий  показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.      
        К основным факторам, оказывающим  непосредственное воздействие на  увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
      Рост объема производства продукции;
      Снижение ее себестоимости;
      Сокращение времени оборота основных производственных фондов и        оборотных средств;
      Рост массы прибыли;
      Лучшее использование фондов;
      Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;
      Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.
      Выделяют  следующие показатели рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.
        Общая рентабельность определяется  по формуле: 

    Ро б /Ф*100% , 

    где Пб –общая сумма балансовой прибыли;
    Ф- среднегодовая  стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
      Показатель  рентабельности реализованной продукции  отражают эффективность текущих  затрат( в отличии от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного  капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции: 

    Ррп пл /С*100%, 

    где Ппл – прибыль от реализации продукции;
    С  -  полная себестоимость реализованной продукции.
      Рентабельность  конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
      Рентабельность  производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности  использования производственного  потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.
      Финансовая  статистика предприятий (организаций ) изучает состояние, динамику основного  и оборотного капитала, эффективность его использования, а также обеспеченность запасами товарно-материальных ценностей в целом, по  группам и источникам образования.
      Деловая активность предприятия (организации) в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала , который определяется по формуле: 

    Ок  =В/К , 

    где   В- выручка от реализации продукции;
    К- капитал  предприятия ( организации ): основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.
      Общая оборачиваемость капитала может  увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества  предприятия( организации ), но и относительного уменьшения капитала в анализируемом  периоде, роста цен из-за инфляции.
      Наряду  с индексным методом для анализа прибыли и рентабельности в целом по экономике и по отдельным отраслям широко применяется метод группировок. 
 

         2.2 Анализ рентабельности деятельности предприятия 

       Показатели рентабельности являются  важными характеристиками финансовых  результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
        Показатели рентабельности являются  важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
      Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:
      1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
      2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
      3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
      Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.
      Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп ) или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И). 

      R3рп       или    R3=ЧП/И 

      Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
      Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или  ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
      Рентабельность  продаж рассчитывается  делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (ВР). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции: 

      Rрпрп/ВР   или Rрп=ЧП/ВР 

      Рентабельность (доходность капитала) исчисляется отношением балансовой(валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (SК) или отдельных его слагаемых: собственного(акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. 

      Rк=БП/SК,     Rкрп/SК,  Rк=ЧП/SК 

      В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
      Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.
      Факторная модель этого показателя имеет вид: 

      R=П(при VРПобщ,УДiii)/И(при VРПобщ,УДii)
      Расчет  влияния факторов 1-ого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить по следующим формулам:
                                       Rплпл/ПСпл
                                       Rфф/ПСф
                        DRобщ=Rф-Rпл
                        DRvрп=(ВРпл/ПСпл-1)*100% - Rпл
                        DRуд=ВРусл/ПСусл*100% - ВРпл/ПСпл*100% 
                                      DRц=(ВРф-ВРусл)/ПСусл*100%
                            DRс=Rф- (ВРф/ПСусл-1)*100% 
                          
      Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
      Уровень рентабельности отдельных видов  продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости  единицы продукции: 

               Riii=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Сiii –1   

      По  данным уровня рентабельности отдельных видов продукции можно рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделий: 

      Rпл=(Цпл-Cпл)/Cпл,    Rф=(Цфф)/Сф,   Rусл=(Цуслусл)/Сусл     

      Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленная в целом по предприятию, имеет следующий вид: 

      Rрп= Прп=f[VРПобщ,УДiii]/ВР=f[VРПобщ,УДii
      Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: 

                       Rрпi/ВРi=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Цi 

        Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции(VРП), ее структуры(УДi),себестоимости, среднего уровня цен(Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг(ВФР).
      Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб ), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
      Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
      И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом. Объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
      Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде: 

      R= БП=f(VРПобщ,УДiii,ВРФ)/aК=f(VРПобщ,УДii) 

      При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов 2-го уровня, от которых зависит изменение  среднереализационных цен, себестоимости  продукции и внереализованных результатов.
      Для анализа рентабельности производственного капитала исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой себестоимости основных фондов и материальных оборотных средств, можно использовать факторную модель, предложенную Бахановым М.И. и Шереметом А.Д. 

R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/N)/(F/N+E/N)=(1-(И/N+М/N+А/N)/(F/N+E/N) 

      где P-прибыль балансовая;
            E-средние остатки материальных оборотных средств;
            F-средняя стоимость основных фондов;
            N-выручка от реализации продукции;
            P/N-рентабельность продаж;
            F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный показатель   
                            коэффициенту оборачиваемости;
            S/N-затраты на рубль продукции;
            И/N-затратоемкость продукции;
            М/N-материалоемкость продукции;
            А/N-фондоемкость продукции;
      Постепенно  заменяя базовый уровень каждого  фактора на фактический можно  определить на сколько изменился  уровень рентабельности производственного  капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в  отчетном году (выборка 20%-тная, механическая).
      Выборочные  данные представлены в табл. 1.
      Таблица 1
      Исходные  данные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.