На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Воспитание учащихся с нарушением интеллекта

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Оглавление
I Особенности обучения умственно отсталых школьников:
    Задачи
    Принципы
    Базисный учебный план коррекционной школы VIII вида
    Методы обучения
    Формы организации учебного процесса
II Воспитание учащихся с нарушением интеллекта 

 


I Особенности обучения умственно отсталых школьников:
    Задачи:
    Цель  коррекционно  –  воспитательной  работы  с умственно отсталыми  детьми   –   их   социальная   адаптация, трудоустройство  и  дальнейшее приспособление  к  жизни,  в  том  числе   в условиях,  когда  они  не  выключены   из   окружающей   социальной   среды.
    Достижение  целей  обеспечивается  решением   следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
           1. Развитие всех психических функций  и  познавательной  деятельности
              детей в процессе обучения  и коррекция  их  недостатков.  Основное
              внимание в этой  работе  должно  быть  направлено  на  умственное
              развитие.
           2. Воспитание глубоко отсталых  детей, формирование у них правильного
              поведения. Основное внимание  в этом разделе работы направлено  на
              нравственное воспитание.
           3.  Трудовое  обучение  и   подготовка  к  посильным   видам   труда.
              Физическое воспитание. Самообслуживание. Овладение среднетехнической специальность.
           4. Бытовая ориентировка и  социальная  адаптация  –  как  итог  всей
              работы.
 

    
    Принципы:
 
    
    Принцип развивающего обучения направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка. В специальной школе такое развитие личности учащегося понимается как развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенно созданных педагогических условиях.
    Для активизации умственного и физического  развития своих учеников специальная  школа создает следующие условия:
    1.      Обеспечивает на протяжении довольно  длительного пропедевтического  периода (по сравнению с массовой  школой) подготовку своих учеников  к усвоению системы общеобразовательных  и профессионально-трудовых навыков.  У детей воспитываются навыки  поведения в школе, коллективе, а также навыки самообслуживания.
    Используя разные приемы, у учеников развивают  фонематический слух, исправляют недостатки произношения, пополняют и формируют  элементарные представления об окружающем мире, расширяют пассивный и активный словарный запас.
    2.      Мощным средством в системе  коррекционно-воспитательных мероприятий,  направленных на умственное развитие  детей, в специальной школе  является трудовое обучение и  воспитание. Ручная предметная деятельность  на ранних годах обучения как  более конкретная и более доступная  для понимания предшествует включению  умственно отсталого ребенка  в процесс обучения. Между общеобразовательной  работой школы и профессионально-трудовым  обучением должна быть тесная  взаимосвязь, стимулирующая умственное  и физическое развитие учащихся.
    2. Принцип воспитывающего обучения. Реализация этого принципа включает несколько направлений:
    1. формирование мировоззрения, научного понимания мира и его законов;
    2.  воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированности, упорства и трудолюбия. Учебный материал способствует формированию положительной направленности личных качеств ученика;
    3. коррекция умственного развития. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных индивидуальных умственных возможностей учащихся, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни. К корректирующей деятельности учителя предъявляются определенные требования. На каждом уроке в большей или меньшей степени учитель создает условия, способствующие коррекции и развитию умственной деятельности, стремясь к обобщениям, формируя у учащихся представления об общей картине мира. Учитель связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями, потребностями;
    4. каждый урок должен быть включен в систему коррекционно-воспитательной работы.
    3. Принцип систематичности и системности в обучении. Принцип систематичности охватывает не только организацию учебного процесса, но и его содержание. Иногда его называют принципом последовательности в обучении, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся. На этом принципе построено изучение ряда предметов (например, математики) по концентрам, когда ученики изучают какую-либо тему или раздел последовательно в нескольких классах (концентрах), при этом каждый последующий концентр представляет учебный материал более широко и глубоко по сравнению с предыдущим (вспомните «зону ближайшего развития»). Для специальной школы это особенно важно, так как она является практически единственным учебным заведением для своих воспитанников.
    4. Принцип научности в обучении. Научное познание заключается в том, чтобы перейти от внешнего описания явления, предмета к характеристике их сущности, внутреннего строения.
    5. Принцип доступности. Этот принцип тесно связан с предыдущим (принципом научности). Его реализация в специальной школе требует особого внимания, так как неоправданное упрощение научных знаний, ориентированное на особенности интеллектуального развития и познавательной деятельности учащихся, может привести к примитивизации процесса обучения.
    Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития школьников, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков, которыми владеет ученик. Естественно, что  у умственно отсталого ученика  объем знаний об окружающем значительно  отличается от объема знаний нормально  развивающегося сверстника как в количественном, так и в качественном отношении, поэтому в специальной школе связь содержания новых знаний с имеющимися особенно важна.
    Этот  принцип предполагает также необходимость  комплексного подхода в умственном, нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии школьников. Иногда при изучении материала школьникам нужно больше переживать, чем запоминать (например, при чтении некоторых литературных произведений), или, наоборот, основательно запоминать последовательность рабочих операций (например, на уроке труда) и не проявлять ненужных эмоций.
    6. Принцип наглядности обучения. Содержание, выраженное в знаковой форме (словах), ученикам нужно соотнести с представлением о реальной жизни (в чувственных образах). Особенно это актуально для умственно отсталого ребенка, у которого слабо развито абстрактное мышление.
    В современной педагогике под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, восприятии, представлениях, конкретно-образном мышлении может  иметь в развитии ученика самостоятельное  значение или быть средством формирования абстракций. Чувственные образы рассматриваются  как средство, способствующее усвоению понятий, законов, правил, теории.
    Использование наглядных пособий является важнейшей  из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов можно дать в виде натуральных объектов или изображений на картине, рисунке, схеме, диаграмме, продемонстрировать чучело, муляж, фотографии, фильм и т. п.
    В современной специальной школе  все большее значение приобретают  технические средства обучения (ТОО), включая самые современные - персональные калькуляторы и компьютеры. Используются такие технические средства, как  кино, телевидение, диапроекторы, кодоскопы и другие, которые по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.
    При использовании наглядности важна  не только и, может быть, не столько  техническая оснащенность, сколько  адекватная методика использования  ТСО в учебном процессе. Наглядные  пособия являются средством для  создания новых и воспроизведения  имеющихся чувственных образов  в сознании ученика.
    7. Принцип сознательности и активности в обучении. Знания должны быть осознаны учеником, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика. Этот принцип предполагает формирование у учащихся:
      сознательного понимания учебного материала;
      сознательного отношения к учебным занятиям;
      познавательной активности.
    Реализация  принципа сознательности и активности начинается с постановки познавательных задач и проблемных учебных ситуаций. Зачастую учащиеся не могут усвоить  содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они  не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить  задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск  решения.
    8. Принцип прочности усвоения знаний. Одна из самых важных задач обучения в специальной школе состоит в том, чтобы определенный программой минимум знаний, умений и навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. Более того, этот минимум должен стать в дальнейшем базой, на которой они смогут формировать или углублять профессионально-трудовые умения и навыки, необходимые для успешной социальной реабилитации и адаптации в самостоятельной жизни.
    Опора на психологические особенности  памяти - одно из условий достижения прочных результатов в обучении. Издавна в практике обучения используются различные приемы и способы упоминания и сохранения в памяти изученного материала, самый древний из которых, наверное, повторение. Воспроизводя изученный  ранее материал, ученик получает информацию о том, что он помнит и что забыл. Однако повторение в специальной школе в связи с особенностями памяти умственно отсталого ребенка имеет свои особенности. В первую очередь (и это относится ко всем учебным предметам) оно должно быть разнообразным по форме. На важность этой проблемы для вспомогательной школы неоднократно обращал внимание X. С. Замский.
    Прочность усвоения учебного материала зависит  от многих факторов: научности и  систематичности объяснения, осмысленности  понимания, познавательной активности учащихся, мотивации учения, качества учебных книг, мастерства учителя. К  учебному процессу, построенному в  соответствии с этим принципом, предъявляются  следующие требования.
    1. Выделение главной мысли в данном учебном материале.
    2. Нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли. Главное положение сохраняется в памяти на длительное время, если оно занимает определенное место в системе знаний, умений и навыков. Учащиеся хорошо понимают те факты, события, явления, которые характеризуются на основе главных мыслей.
    3. Знания, умения, навыки становятся прочными, если ученик применяет их в своей жизни, в практической деятельности. Поэтому связать знания, умения и навыки с практикой - значит обеспечить на длительное время их сохранение в памяти и хорошие условия для воспроизведения материала. Важно раскрыть перед школьниками практическое значение получаемых знаний, показать те стороны жизни, в которых их можно применить.
    9. Принцип индивидуализации в обучении. Классно-урочная форма организации учебных занятий предполагает совместную, коллективную учебную деятельность. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей. Нужно знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли, чувств и других свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание урока.
    Однако  ученик помимо общих имеет и индивидуальные свойства, он мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности. Вот почему индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность.
    10. Принцип дифференцированного подхода в обучении. В олигофренопедагогике этот принцип реализуется в двух направлениях.
    Во-первых, дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости от социально-экономических, географических, исторических, этнических и других условий региона. Например, содержание профессионально-трудовой подготовки в Москве, Санкт-Петербурге, в сельской местности, районах Крайнего Севера или Дальнего Востока будет различным. Такой подход, с одной стороны, позволяет лучше использовать индивидуальные особенности и возможности учащихся, а с другой стороны, наиболее адекватно  использовать их профессионально-трудовую подготовку в промышленности или  сельском хозяйстве.
    Во-вторых, разделение класса на несколько групп  по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая. До 60-х годов в специальной школе выделялась еще и четвертая группа, в которой обучались дети, стойко не усваивающие программу специальной школы, несмотря на все виды и объемы индивидуальной помощи. В этом случае вопрос стоял о диагностировании у этого ребенка более глубокой степени умственной отсталости (имбецильности) и переводе его на индивидуальную форму обучения в условиях семьи или помещении в специальное учреждение закрытого типа системы социальной защиты. По действовавшим в этот период инструкциям, определявшим принципы комплектования вспомогательной школы, дети с диагнозом «умственная отсталость в степени имбецильности» считались необучаемыми и не могли находиться во вспомогательной школе. В конце 60-х годов так называемые «имбецильные» классы были расформированы. 

 


      Базисный  учебный план коррекционной  школы VIII вида
Общеобразовательные области
Число учебных  часов в неделю Все
подготови- тельный класс
младшие старшие всего   фе-
1 II  III IV V VI VII VIII IX фе-дер.комп. нац. peг.комп.
X(I) XI(II) XII (III)
дерком
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
I                                
Общеобразовательные курсы                                
Родной язык и литература                         3 2 2  
чтение и развитие речи 2 5 5 5 4 4 4 3 3 3   38        
письмо и развитие речи
2 5 5 5 5 5 4 4 4 4   43        
развитие  устной речи
3                     3        
Русский язык как государственный <1> 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10   1 1 1 3
Математика 3 5 5 6 6 6 6 5 5 4 51   2 1 1 4
Природа                                
Природоведение           2         1 1        
Биология             2 2 2 2 6 2        
География             2 2 2 2 6 2        
Общество-знание                                
 


История Отечества               2 2 2 5 1        
Обществознание                 1 1 1 1 1 1 1 2
Этика и психология семейной жизни                         1 1 1 1
Искусство                                
Изобразительное искусство 2 1 1 1 1 1 1 1     5 4        
Музыка и пение 2 1 1 1 1 1 1 1 1   6 4        
Физкультура 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 4 2 2 2 4
II                                
Трудовая подготовка                                
Трудовое обучение 2 2 2 2 4           10 2        
Профессионально -трудовое обучение           6 8 10 12 14   50        
Производственное обучение                         22 24 26  
Трудовая практика (в днях) <2>           10 10 10 20 20     30 30 30  
III                                
Коррекционная подготовка                                
а) коррекционные курсы                                
развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности   1 1   2 2           2 4        
социально -бытовая ориентировка (ОСБ)           1 2 2 2 2 5 4 1 1   1
ритмика 1 1 1 1 1           3 2        
б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия <3> 2 2 2   2 2 1 1 1       13        
Школьный компонент(обязательные занятия) <4>                           4 4 3  
Итого: обязательная нагрузка учащегося 20 24 25 27 28 29 33 35 36 36 115 178 36 36 36 12
Факультативные занятия           2 2 2 2 2   10 2 2 2  
Всего: максимальная нагрузка на учащегося 20 24 25   27 28 31 35 37 38 38 115 188 38 38 38 12
 
   <1> На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык.
   <2> Трудовая практика (в днях) проводится  в летний период или в том  же объеме в течение года при продлении срока обучения.
   <3> На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15 - 25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс: 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Логопедические занятия
4 4 4 4 3 3 2 2       26        
ЛФК 1 1 1 1 1             5        
Развитие  психомоторики и сенсорных процессов 2 2             10        
    <4> Часы, предусмотренные школьным  компонентом и факультативными  занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.
    Базисный  учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.  
 

        Методы  обучения
    В настоящее время в педагогике распространена классификация, которая  подразделяет все методы обучения на три группы: словесные, наглядные  и практические. Основой такого подразделения является характер познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний (СНОСКА: См.: Баранов С. Я., Сластенин В. А. Педагогика. - М., 1976)
    Наиболее  распространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебного материала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово  учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и  речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный  запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным  для понимания учащихся.
    В связи с этим к устному изложению  учителем учебного материала предъявляется  ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:
    учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;
    учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
    изложение учебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;
    материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;
    устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
    изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.
    Среди учащихся специальной школы (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Нельзя быть хорошим учителем специальной школы, если не умеешь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие читаемого произведения и тем самым делает его более доступным для понимания учащихся.
    Усвоение  учебного материала обусловливает  темп речи учителя. Если изложение учителя  проводится в быстром темпе, то мысль  ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.
    Одним из основных методов обучения в специальной  школе является рассказ - форма изложения  учебного материала, представляющая собой  словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе  и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений  об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.
    К рассказу в специальной школе  предъявляются следующие требования.
    Определенность темы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т. д. объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.