На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы исследования систем управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление 

 

      Введение

 
      Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в  достижении целей деятельности.
      Научно-техническая  революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды предприятия естественным образом приводят к появлению проблем в работе систем управления предприятиями и других типов социально-экономических и общественных систем (государство, область, холдинг и др.).
      Проблемой принято называть критическое рассогласование в желаемых и наблюдаемых результатах и или) характере, условиях деятельности.
      В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.
      В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
      Для того чтобы минимизировать риски  и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом. Поэтому предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.
      Говоря  о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.
      Растут  число методов исследований и объем знаний, накопленных в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике систем управления, теории и практике экспериментальных исследований, бухгалтерского учета и аудита.
      Усложнение  деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и реальна ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.
      Кроме того, растет степень автоматизации, а, следовательно, и формализации управленческого труда. Особенно ярко эти тенденции проявляются в крупных компаниях, холдингах, финансово-промышленных группах, в деятельности государственных и территориальных органов управления.
      Фактически  современный менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами, поэтому тема данной курсовой работы «Организация исследований систем управления в компании» - актуальна.
      Целью данной курсовой работы является подробное  изучение организации исследования систем управления в компании.
      Объектом  исследования настоящей курсовой работы является система управления в компании.
      Предмет исследования настоящей курсовой работы являются организация исследования систем управления в компании.
      Для достижения поставленной цели потребовалось  решение следующих исследовательских  задач:
      Раскрыть понятие, категории и формы организации исследований систем управления;
      Исследовать классификацию методов исследований систем управления;
      Рассмотреть формализованные методы исследования систем управления;
      Проанализировать поток информации на исследуемом предприятии;
      Сделать выводы по проведенному исследованию.
 

      1 Теоретические аспекты организации исследования систем управления в компании

      1.1 Понятие, категории  и формы организации исследований  систем управления

 
      Научное исследование представляет собой изучение причинно-следственных связей, возникающих в реальной действительности. Научные исследования в системах управления определяют обширный перечень работ, направленных на повышение эффективности функционирования действующих организаций. Для вновь создаваемых организаций исследования систем управления, как правило, связаны с формулированием назначения организации и исполнением функции целеполагания.
      В результате научные исследования дают возможность лучше понять и оценить  происходящее, предвидеть возможные изменения в хозяйственной деятельности. Поэтому исследование процессов управления может носить как фундаментальный, так и прикладной характер, между ними существует тесная связь.
      Совершенствование систем управления должно основываться на научных исследованиях, которые проводятся по трем основным направлениям исходя из существа современного понимания феномена организации: технико-технологическое, структурное, социальное.
      Технико-технологическое  направление исследования связано с тем, что любая организация, предприятие принадлежит к определенному технологическому типу в соответствии с классификациями Д. Вудворд или Д. Томпсона, который одновременно действует в политической и экономической макросредах и решает технико-технологические проблемы.
      В рамках структурного направления исследуются принимаемые на предприятии решения, организационные структуры управления и осуществляется организационное проектирование.
      Социальная  структура предприятия включает стимулирование труда и применение систем мотивации, подбор кадров, повышение квалификации.
      В исследовании проблем управления используются достижения и методы многих самостоятельных наук. Все это требует учета взаимосвязей различных отраслей знаний и объективно формирует необходимый состав соответствующих исследователей.
      Кроме того, современный менеджмент в организации основан на использовании различных видов информации — экономической, технической, технологической, юридической, социальной и т.д. Новейшая динамика организационного развития носит информационный характер и всегда связана с информационными технологиями, включающими сбор, изучение, анализ информации и последующее принятие на этой основе управленческих решений.
      Особое  место в любой системе управления занимают человек (исполнитель, менеджер, руководитель), стиль и методы управления, руководства. По мере изменения управляемого объекта и руководители, и специалисты по управлению должны находиться в постоянном поиске, гуманитарном движении, повышая квалификацию.
      Поэтому исследование систем управления вне  зависимости характера подобной работы всегда является очень важным и трудоемким блоком управленческой работы, что зачастую приводит к его выделению.
      Исследование  — вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности и, в частности, в практике управления.
      Основными категориями исследования являются: логика, концепция, гипотеза, система, системный анализ, системный подход, синергия, информация.
      Логика  — механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека.
      Концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или практической деятельности человека.
      Гипотеза  — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
      Система — комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность.
      Системный анализ — определенная совокупность методов и средств, используемых при исследовании сложных социальных, экономических и технических систем.
      Системный подход — методологическое направление в науке, которое разрабатывает методы исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.
      Синергия  — эффект (системный эффект), характерный только для группы взаимосвязанных элементов, не может быть выведен непосредственно из свойств отдельных подсистем.
      Информация  — сведения, необходимые для организации управления. Информацию можно классифицировать как априорную и текущую. Первоначальные знания об объекте формируют априорную информацию. Результаты наблюдений об объекте есть совокупность текущей информации. Информация формируется как сигнал — материальный носитель информации1.
      В разных источниках можно встретить отличающиеся по форме от приведенного выше, но близкие ему по содержанию определения понятия "исследование". Так, научное исследование определяют как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Обычно научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью.
      Наиболее  распространенным является выделение  исследований таких форм организации исследования, как фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.
      Термины "исследование" и "разработки" часто употребляются вместе, и многие полагают, что они имеют одно и то же значение. Это не так. Исследование представляет собой "систематическое и углубленное изучение, направленное к более полному познанию предмета", а разработка означает "исследование этого знания, направленное для производства полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов".
      Другими словами, изученные посредством  исследовательской работы факты  и принципы могут быть разработаны таким образом, чтобы приносить реальную пользу.
      Анализ  системы социального управления – это метод управленческой деятельности, включающий изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических качествах субъекта и объекта управления. Анализ системы социального управления применяется на всех этапах процесса управления - подготовки, принятия, организации, контроля выполнения решений. Позволяет выявить движущие силы, противоречия, состояние проблемы развития системы, социального управления. Исходя из результатов анализа системы социального управления разрабатываются экономические, технические и социальные меры, обосновываются решения, необходимые для осуществления управленческого воздействия, организации оптимальной жизнедеятельности трудовых коллективов.
      Формы организации исследований во многом определяются:
    существом поставленных проблем;
    методами решения этих проблем;
    составом и степенью подготовленности специалистов;
    сроками работы;
    традициями учреждения;
    отношениями в коллективе;
    наличием или отсутствием неформального лидера;
    наличием научной школы в учреждении;
    личными качествами участников исследования и др.

      1.2 Классификация  методов исследований систем  управления

 
      Классификация методов исследований систем управления, ее цели и факторы позволяют целенаправленно осуществлять поиск и выбирать для практического применения метод исследования систем управления, наиболее соответствующий реальным условиям.
      Изучать состав методов исследований систем управления также наиболее удобно в  рамках их классификации.
      Классификация методов исследования систем управления может быть иерархической или  неиерархической.
      Иерархическая классификация устанавливает отношения соподчиненности исследуемых систем управления. Например, системы управления целепологанием, маркетингом, менеджментом являются подсистемами системы управления. Иерархическая классификация допускает формализацию в виде граф-дерева (подсистем, элементов управления и др.).
      При неиерархической классификации  все множество систем управления на основе отношений по одному или нескольким факторам разбивают на непересекающиеся подмножества, например, по предметным областям.
      По  предметной области могут быть выделены исследования геополитических, политических, социальных, экономических, технических, технологических, конструкторских систем управления, систем управления качеством продукции и др.
      По  целям исследований могут быть выделены исследования по повышению целевой эффективности системы управления, снижению расхода ресурсов, снижению рисков или, что тоже самое, повышению безопасности системы управления.
      В зависимости от глобальности проблемы возможны комплексные (системные), специальные (частные) и сравнительные исследования систем управления.
      При комлексных исследованиях необходим системный подход, который предполагает рассмотрение объектов и процессов в их взаимной связи и влиянии на эффективность, риски составленного из них единого целого - системы.
      Например, при комплексном исследовании систем управления должны рассматриваться в системной связи как элементы единого целого - процесса управления: целеполагание, маркетинг, менеджмент.
      Частные исследования направлены на изучение, оценку отдельных функций или параметров функционирования системы управления. При частных исследованиях менеджмента могут исследоваться: планирование, организация, мотивация, контроль. Важным является исследование и оценка времени выполнения операций управления при данном варианте системы управления (исследование быстродействия).
      Понятия частного и комплексного исследования относительны. Например, комплексное исследование менеджмента на уровне управления в целом может рассматриваться как частное исследование одного из составляющих элементов процесса управления2.
      По  степени научной новизны и  масштабу влияния на знание принято  выделять фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные научные исследования направлены на изучение основ и свойств мироздания, имеют междисциплинарный и (или) глобальный характер.
      Прикладные  научные исследования направлены на получение локальных научных результатов и внедрение их в практику. Как правило, они заканчиваются созданием макетов, действующих моделей устройств и технологических процессов.
      Для прикладных научных исследований выделяют еще этап внедрения полученных результатов  в практику после проведения опытно-конструкторских работ (ОКР).
      По  виду управления могут быть выделены исследования стратегического, перспективного, текущего, оперативного управления и  контуров, в которых они реализуются. Внедрение результатов таких исследований будет давать результат на различных временных отрезках.
      Могут быть выделены исследования:
    объектов управления - систем управления;
    предмета - методов управления.
      Исследования  систем управления целеполаганием, маркетингом, менеджментом имеют свою специфику, связанную с их местом и ролью в процессе управления.
      Исследование  систем управления целеполаганием особенно важно, так как неправильная постановка целей фактически может предопределить неудачу и неэффективное функционирование системы управления.
      В таких исследованиях должны проверяться:
    полезность цели;
    достижимость цели;
    реальность сроков достижения цели;
    ее понятность для клиентов, сотрудников;
    возможность и правильность декомпозиции цели при постановке задач подразделениям организации и т.д.
      Для «распределения», уточнения целей управления на различных уровнях иерархии декомпозиции могут подвергаться как сама система, так и ее цели.
      Исследование  систем управления маркетингом должно сосредотачиваться на исследовании правильности выбора методов и средств достижения поставленных целей. При этом выбираемые в процессе маркетинга методы должны проверяться не только на эффективность, но и на соответствие ограничениям на юридическую чистоту, социальную допустимость, соответствие нормам делового общения и морали.
      Исследование  систем управления менеджментом сосредотачивается на оценке эффективности мероприятий по поддержанию баланса в треугольнике «люди - цели - ресурсы» при ранее выбранных целях и инструментах их достижения.
      По  соотношению периода работы системы  управления и периода проведения исследования можно выделить: предшествующие исследования, исследования в реальном масштабе времени, последующие исследования систем управления.
      Предшествующие  исследования проводят до реального  функционирования системы управления.
      Предшествующие  исследования систем управления проводятся в процессе прогноза и планирования, мониторинга развития ситуации. Прогнозирование тесно связано с мониторингом ситуации и имеет информационный характер. Плановые исследования связаны с необхожимостью принятия решений относительно распределения во времени и пространстве ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей.
      Исследования  в реальном масштабе времени обеспечивают эффективность, нормальные затраты, снижение рисков за счет своевременного вмешательства в процесс управления.
      При исследовании в реальном масштабе времени  периоды работы системы управления и ее исследований совпадают. Они позволяют улучшить параметры работы системы в текущем цикле управления.
      Последующие исследования систем управления период исследований следует за реальной работой системы управления. Они позволяют улучшить работу системы в последующих реализациях процесса управления. Это достигается путем обнаружения проблем в работе системы, их диагностики, изменения параметров работы или выполнения усовершенствований (доработок) системы, проведения сравнительных исследований и определение наилучших вариантов работы системы.
      По  методологии проведения можно выделить: контрольные, диагностические, сравнительные, исследования соответствия, классификационные, распознавания образов и др.
      Отчетные  исследования систем управления проводят в случае необходимости подтверждения правильности исполнения управленческих решений. Наиболее часто в экономике отчетные исследования имеют место при составлении бухгалтерского баланса и пояснительной записки к нему. В технике отчетные исследования проводят при составлении актов, протоколов испытаний товаров, заполнении рекламаций на отказы, вахтенных журналов по эксплуатации судов и т. п.
      По  этапу обнаружения и решения проблемы выделяют контрольные, диагностические, классификационные и сравнительные исследования.
      Контрольные исследования проводят при необходимости подтверждения определенных свойств системы управления в процессе ее функционирования (т.е. достижения поставленных целей в реальных условиях) или обнаружения проблем. В экономике наиболее распространены такие формы контрольных исследований как ревизия, инвентаризация, контрольная закупка др. В технике могут проводиться конрольно-серийные испытания закупаемой техники, проводиться проверка и контроль качества выпускаемой продукции отделом технического контроля (ОТК).
      Диагностические исследования проводят при необходимости установления причин положительных или отрицательных отклонений от плановых значений при работе систем управления. Установление причин положительных отклонений может позволить развить успех или определить факторы, препятствующие его развитию. Установить причины отрицательных отклонений и устранить их необходимо для обеспечения нормальной работы и достижения плановых эффективности и безопасности системы управления.
      Классификационные исследования ставят целью предварительно распределить объекты по классам с тем, чтобы в процессе дальнейшего исследования стали возможны сравнительные исследования их или их частей.
      Распознавание образов проводят для того, чтобы установить к какому классу объектов принадлежит объект исследования и (или) какое минимальное число параметров его характеризует. Часто классификационные исследования и распознавание образов являются начальным этапом исследования системы управления.
      При выборе наилучших вариантов (объектов, действий, комплектующих и др.) важную роль играют сравнительные исследования систем управления. Такие исследования позволяют зафиксировать отношения двух или нескольких систем управления или (и) их элементов, важные с точки зрения проводимого исследования. Другие параметры в таких исследованиях чаще всего фиксируют. Сравнительные исследования могут иметь самостоятельное значение или быть частью контрольного или диагностического исследования. К сравнительным исследованиям представляется возможным отнести исследования по проверке гипотез, функциональных и корреляционных связей, которые выполняют методами математической статистики. При сравнительных исследованиях систем управления могут устанавливаться их отношения по конкретным параметрам, например: эффективности (более или менее эффективная); расходу ресурса, скажем топлива; рискам (более или менее рисковые); по быстродействию (более или менее быстродействующие), весу, объему и др. Частным случаем сравнительных исследований систем управления являются исследования соответствия друг другу различных элементов системы управления. Если будет установлено, что один из элементов системы управления не соответствует другим, то для снижения вероятности обусловленных этим несоответствием конфликтов элементов в системе (с присущем таким конфликтам снижением эффективности и повышением рисков) необходимо устранить это противоречие. Наиболее часто в системах управления исследуют соответствие организационной структуры:
    характеру деятельности предприятия (опытно-конструкторские работы, производство одного товара или некоторой изменяющейся номенклатуры товаров и др.);
    технологическому базису предприятия;
    структуре потоков ресурсов, в том числе информационных и коммуникационных потоков и др.
      По  характеру участия объекта исследования в воспроизводственном процессе выделяют следующие виды исследований:
    исследования материалов и элементов на прочность, вязкость, стойкость, ресурс и др.;
    экономические исследования причин и результатов деятельности (Они рассмотрены в пятой главе настоящей книги.);
    конструкторские и технологические (технические) исследования средств производства;
    социологические исследования производственных отношений и человеческого фактора (являются неотъемлемым элементом диагностических исследований автоматизированных систем управления. Выделяют исследования: системные; мотивации, условий труда персонала, власти и др.; отношения клиентов, дилеров, брокеров, эффективности их мотивации и стимулирования со стороны фирмы и др.).
      Функциональная  роль исследования системы управления зависит и от цикла предприятия. Выделяют три основных цикла деятельности предприятий: инвестиционный, текущих операций, денежный. Для обеспечения финансового менеджмента каждым из этих циклов на крупных предприятиях может выделяться соответствующее подразделение (департамент) в организационной структуре.
      Этапы жизненного цикла предприятия и (или) товара оказывают особое влияние на цели и задачи исследования систем управления. И связано это с тем, что как сама ОПС, так и товары, производимые ОПС, являются сложными системами, развитие которых проходит различные этапы.
      На  этапе прогнозирования и планирования параметров деятельности должны исследоваться гипотезы, модели, процесс моделирования, устойчивость результатов к ошибкам в исходных данных (робастность) и др.
      На  этапе принятия решения функциональная роль исследований определяется тем, что необходимо провести исследование полноты информации, на основе которой принимается решение, полноты перечня параметров оценки эффективности решения, реализуемость различных вариантов решений и др.
      На  этапе передачи решения (в том числе с возможностью кодирования и раскодирования) необходимо исследовать возможность искажений (шума и (или) помех), период времени прохождения решения до исполнителей (нередко решения поступают после того срока, к которому они должны быть исполнены), форма фиксации передачи решения (с учетом возможной ответственности за их исполнение или неисполнение) и др.
      На  этапе восприятия и исполнения решения  целесообразно исследовать правильность понимания решения, достаточность мотивации исполнителей, влияние на эффективность и результаты исполнения изменений в среде и др.
      Исследования  выполняют свою специфическую функциональную роль и при контроле, диагностике, прогнозировании и планировании систем управления и их эффективности.
      При планировании исследования принимают решения относительно очередности, сроков действий, распределения ресурсов в процессе достижения поставленных целей.
      При оптимальном планировании исследования позволяют принять решения относительно очередности, сроков действий, распределения ресурсов в процессе достижения поставленных целей с минимальными затратами конкретного ресурса (времени или средств).
      По  направленности на обнаружение одного из двух видов проблем организации  исследования могут быть разделены  на поисковые и нормативные.
      Поисковые исследования направлены на выявление неиспользованных возможностей организации, т.е. проблем состоящих в неиспользовании имеющихся возможностей.
      Нормативные исследования направлены на устранение проблем, состоящих в том, что организация не достигает поставленных целей.
      Возможны  поисковые целевые исследования для обнаружения возможностей организации в конкретной области или сфере деятельности.
      По  задачам исследований выделяют методы исследования механизма явлений или экстремальных исследований.
      При исследовании механизма явлений ставится задача установить основные взаимосвязи и зависимости факторов и параметров системы управления, разрабатывают модели изучаемых явлений в системах управления. Особое внимание при таких исследованиях уделяют «особым точкам» (например, при исследовании материалов такая точка - предел текучести материала) и (или) «особым условиям». Примером такого рода «особого условия» в исследовании механизма явления может быть известный в маркетинге эффект Гиффена: «При росте цены на товары первой необходимости спрос на них может повышаться»3.
      Задачи  распознавания образов и установления аналогии могут быть признаны частным случаем исследования механизма явлений.
      Задачами  экстремальных исследований является нахождение условий, при которых обеспечивается наибольший эффект, безопасность или минимальный расход ресурсов на достижение определенной цели.
      По  форме ожидаемых результатов  исследования могут быть качественными и количественными.
      При количественных исследованиях результат имеет абсолютное значение, выраженное в цифрах.
      При качественных исследованиях результат имеет относительное значение (хорошо, плохо; допустимо, недопустимо; лучше, хуже и др.)
      По  виду используемых при исследованиях  систем управления данных и информации, методических приемов могут быть выделены экспертные оценки и исследования, логические исследования, математическое моделирование и статистика.
      Экспертные  оценки и исследования систем управления проводятся на базе неосознанной подсознательной информации опытного специалиста (эксперта) в условиях, когда другие виды информации либо отсутствуют вообще, либо недоступны, либо ограничения времени на принятие решения не позволяют проводить другие виды исследований. Экспертные оценки наиболее часто используют при прогнозных, плановых исследованиях. Результат исследования может быть как качественным, так и количественным.
      Логические исследования возможны, если имеются, по крайней мере, предметные данные и информация. Их используют при прогнозных, плановых, контрольных, сравнительных или диагностических исследованиях. Как правило, результаты таких исследований имеют качественный характер.
      Моделирование как инструменты исследования систем управления применяют при наличии формальных количественных данных и информации. Используют для прогнозных, плановых, диагностических, сравнительных исследований. Результат имеет абсолютное и (или) относительное цифровое значение.
      Моделирование является активным, а с учетом большого числа методов моделирования  и достаточно универсальным методом  исследования систем управления.
      Эксперимент - активная деятельность человека по искусственному созданию условий и осуществлению функционирования объекта для измерения и (или) оценки эффективности, затрат, уровня рисков, других эксплуатационных характеристик его деятельности с использованием полученной в эксперименте информации о свойствах среды, товара, системы, социального устройства.
      Испытания - это эксперимент в целях совершенствования (доводки) товара, его системы управления, а также подтверждения соответствия его характеристик предъявляемым требованиям, сертификации продукции перед выходом на рынок. Контрольно-серийные испытания проводят для подтверждения неизменности качества продукции (часто военной техники) в процессе ее производства.
      Статистика  - это пассивный метод исследования. Применяют при наличии формальных количественных данных и информации, полученных в результате наблюдения и регистрации характеристик при реальном функционировании объекта в естественных (натурных) рыночных условиях. Состоит в математической обработке этих данных для анализа, диагностики, прогнозирования систем управления. Корректное использование статистики предполагает обязательное требование неизменности внешних условий функционирования и структуры исследуемой системы управления за период наблюдения.
      По  степени обязательности проведения исследования выделяют инициативные исследования и директивные (обязательные) исследования. Инициативные исследования проводятся субъектом управления самостоятельно при обнаружении проблемы, которая состоит либо в том, что организация не достигает поставленных целей, либо в том, что организация не использует имеющиеся у нее возможности.
      Инициатором директивных исследований является вышестоящая организация или их необходимость в определенных случаях определена законом. Например, законодательно определены категории:
      1) товаров, которые, обязательно  должны быть сертифицированы (продукты питания, книги и др.);
      2) юридических лиц, которые должны  ежегодно подвергаться внешнему аудиту (Центральный и коммерческие банки, страховые компании и др.), или перечень случаев, в которых необходимо проводить ревизии (например, при смене материально-ответственного лица).
      В целом можно утверждать, что достаточно велико число функциональных ролей, влияющих на классификации исследований систем управления. Выбор или создание конкретной классификации определяется прежде всего целями ее дальнейшего научного и (или) практического использования. Именно эти цели, а также свойства исследуемого объекта позволяют выделить факторы, на основе которых и проводят классификацию.
      Классификация исследований систем управления играет важную практическую роль, так как она:
    позволяет устанавливать аналогию;
    выбирать метод исследования системы управления в определенных условиях;
    -выдвигать гипотезы и прогнозировать возможности развития систем управления и др.
      Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.
      Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.
      Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.
      Специфические — это методы, которые рождаются  спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.
 

      2 Методы исследования систем управления

      2.1 Формализованные методы исследования систем управления

 
      Параметрический метод. Понятие физического противоречия занимает центральное место в концепции параметрического метода. Сущностью метода является выявление и устранение физических противоречий, присущих исходной системе. Под физическим противоречием понимаются взаимоисключающие требования, предъявляемые к элементу системы. Они состоят в том, что один из характеризующих его параметров должен иметь два разных значения. При этом параметр элемента системы называется узловым параметром, а характеризуемый им элемент — узловым элементом.
      Очевидно, что для одновременного улучшения каких-либо двух противоречивых показателей системы необходимо заменить соответствующий им узловой элемент объектом, удовлетворяющим требованиям, зафиксированным в физическом противоречии.
      В общем случае базу параметрического метода образуют системы, выполняющие ту или иную функцию и удовлетворяющие требования какого-либо физического противоречия.
      Применение  метода возможно в двух вариантах: эвристический (с "ручным" алгоритмом решения поисковых задач) и направленный (с применением машинных алгоритмов).
      Все элементы базы эвристического варианта параметрического метода описываются  только по одному признаку — "удовлетворять  требования физического противоречия". А признак "выполнять функцию..." определяется пользователем в результате анализа производных систем на предмет однофункциональности с исходной системой. Схема метода представлена на рисунке 1.

        So — исходная система;
        ММ  — математическая модель So;
        1П2) — противоречивые показатели;
        ? — физическое противоречие;
        {О*} — база эвристического  варианта параметрического метода;
        ФС  — функциональная структура So;
        {S} — множество производных систем;
        {SF} — множество систем, однофункциональных с исходной;
        {S} — исходное множество систем
Рисунок 1. Блок-схема параметрического метода4
      Главная трудность состоит в формировании множества (О) — базы эвристического варианта параметрического метода.
      В основу формирования базы данных положен  принцип выбора из множества объектов с парными свойствами, т.е. объектов, удовлетворяющих требованиям соответствующего физического противоречия.
      В описании объекта с парными свойствами указываются как сами эти свойства, так и условия их реализации.
      В работе В.Н. Глазунова приводятся 14 эвристических приемов устранения физических противоречий, при этом, чем меньше номер приема, тем выше вероятность с его помощью устранить физическое противоречие.
      Прием 1. Заменить узловой элемент системой, состоящей из двух элементов, каждый из которых характеризуется одним из значений параметра, указанного в формуле физического противоречия (ФФП).
      Прием 2. Заменить узловой элемент объектом, различные части которого имеют различные значения параметра, указанного в ФФП.
      Прием 3. Заменить узловой элемент системой, состоящей из множества одинаковых элементов, каждый из которых характеризуется одним значением параметра, указанного в ФФП, а система в целом — другим значением.
      Прием 4. Заменить узловой элемент объектом, который характеризуется двумя параметрами, аналогичными узловому параметру, каждый из которых имеет одно из значений, указанных в ФФП.
      Прием 5. Изменить условия, в которых находится узловой элемент, таким образом, чтобы его различные части имели различные значения параметра, указанного в ФФП.
      Прием 6. Изменить условия, в которых находится узловой элемент, таким образом, чтобы на различных стадиях (фазах) жизненного цикла исходной системы он характеризовался различными значениями параметра, указанного в ФФП.
      Прием 7. Заменить узловой элемент объектом, который на различных стадиях (фазах) жизненного цикла исходной системы характеризуется различными значениями параметра, указанного в ФФП.
      Прием 8. Заменить узловой элемент объектом, который претерпевает превращение (например, фазовое) в другой объект, при этом каждый из них характеризуется одним из значений, указанных в ФФП.
      Прием 9. Включить узловой элемент в состав системы, которая характеризуется одним значением параметра, указанного в ФФП, а узловой элемент — другим значением.
      Прием 10. Заменить узловой элемент объектом, который характеризуется параметром, аналогичным узловому параметру, с таким значением, что его по отношению к различным внешним объектам можно было бы считать "различным".
      Прием 11. Изменить условия, в которых находится узловой элемент, таким образом, чтобы он превратился (например, за счет фазового перехода) в другой объект, причем перед превращением он характеризовался бы одним значением параметра, указанного в ФФП, а после превращения — другим значением.
      Прием 12. Изменить условия, в которых находится узловой элемент, таким образом, чтобы одна из его частей претерпевала превращения (например, за счет фазового перехода) в другой объект, который характеризуется одним значением параметра, указанного в ФФП, а оставшаяся часть узлового элемента — другим.
      Прием 13. Изменить условия, в которых находится узловой элемент, таким образом, чтобы он характеризовался двумя различными параметрами, аналогичными узловому параметру, каждый из которых имел бы одно из значений, указанных в ФФП.
      Прием 14. Рассмотреть узловой элемент как систему, которая характеризуется одним значением параметра, указанного в ФФП, а один из ее элементов — другим значением.
      Выбор приемов рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими правилами:
    Если указанные в ФФП показатели характеризуют исходную систему на различных стадиях и фазах жизненного цикла (изготовление, транспортировка, хранение, функционирование, ремонт и т.п.), то лучшие результаты дает применение приемов устранения физического противоречия "во времени" — приемы 6, 7, 8, 11.
    Если указанные в ФФП показатели одновременно присущи исходной системе, то лучшие результаты дает применение приемов устранения физического противоречия "в пространстве" — приемы 1, 2, 5, 12.
    Если по условиям поисковой задачи замена узлового элемента недопустима, то лучшие результаты дает применение приемов "изменение условий" — приемы 5, 6, 9, 11, 12, 13.
    Если требования к узловому элементу сформулированы с точки зрения различных внешних объектов или исходя из различных систем отсчета, то наилучшие результаты дает применение приемов "в отношении" — приемы 10, 14.
      Если  требуется получить наиболее простое решение поисковой задачи, то наилучшие результаты дает применение приемов 3, 4 и 10.
      Морфологический метод и его модификации. Суть метода заключается в следующем. В совершенствуемой системе выделяют несколько характеристик структурных или функциональных морфологических признаков. Каждый признак может характеризовать какой-то параметр или характеристику системы, от которых зависят решение проблемы и достижение основной цели.
      По  каждому выделенному морфологическому признаку составляют список его различных конкретных вариантов, альтернатив. Признаки с их альтернативами можно располагать в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком, что позволяет лучше представить себе поисковое поле.
      Перебирая всевозможные сочетания альтернативных вариантов выделенных признаков, можно выявить новые варианты решения задачи, которые при простом переборе могли быть упущены.
      Метод предусматривает выполнение работ в пять этапов.
      Этап 1. Точная формулировка задачи (проблемы), подлежащей решению.
      Если  первоначально ставится вопрос об одной  конкретной системе, метод непосредственно  обобщает изыскания на все возможные  системы с аналогичной структурой и в итоге дает ответ на более общий вопрос.
      Этап 2. Составление списка всех морфологических признаков, т.е. всех важных характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение проблемы и достижение основной цели.
      Этап  3. Раскрытие возможных вариантов по каждому морфологическому признаку (характеристике) путем составления матрицы.
      Каждая  из N характеристик (параметров, морфологических признаков) обладает определенным числом Ki различных вариантов, независимых свойств, форм конкретного выражения. Тогда полное число решений, составленное из совокупности всех возможных вариантов, определяется как произведение К.. В каждой точке TV-мерного пространства, характеризуемой N конкретными координатами, находится одно возможное решение.
      Этап 4. Определение функциональной ценности всех полученных вариантов решений.
      Это наиболее ответственный этап метода. Должны быть рассмотрены все N вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической таблицы, и проведено их сравнение по одному или нескольким наиболее важным для данной системы показателям.
      Этап  5. Выбор наиболее рациональных конкретных решений.
      Нахождение  оптимального варианта может осуществляться по лучшему значению наиболее важного показателя системы.
      Трудности применения морфологического анализа заключаются в том, что не существует какого-либо действительно практического и универсального метода оценки эффективности того или иного варианта решения.
      К модификациям морфологического метода относятся:
    метод организующих понятий;
    метод "матриц открытия";
    метод десятичных матриц поиска;
    метод семикратного поиска.
      Метод организующих понятий. Метод организующих понятий включает:
      установление организующих понятий и определение их отличительных признаков;
      классификацию организующих понятий по степени их важности;
      проведение наглядных сопоставлений организующих понятий с их отличительными признаками и разработку на этой основе руководящего материала для возможных решений, соответствующих выбранным ограничениям;
      оценку признаков в отношении их соответствия специальным требованиям задачи;
      комбинацию признаков различных организующих понятий в решения.
      Каждая  комбинация отличительных признаков (по одному от каждого организующего  понятия) дает один вариант решения. Для облегчения поиска рациональных комбинаций предлагаются приемы, аналогичные приемам составления морфологических матриц.
      Метод "матриц открытия". Суть метода заключается в построении таблицы, в которой пересекаются два ряда характеристик. Если в морфологическом анализе все выбранные характеристики относятся к строению объекта, то в этом методе часть из них может касаться, например, условий потребления, производства, эксплуатации и т.д. Сам метод не дает законченных решений, но создает возможность для ассоциаций, постановки новых проблем.
      Метод десятичных матриц поиска. Метод включает поиск новых технических решений на основе анализа результатов систематического применения десяти эвристических приемов к каждому из десяти показателей технической системы.
      В качестве основных выделены следующие  десять групп показателей технической системы:
    геометрические (длина, ширина, высота, площадь и т.д.);
    физико-механические (вес, прочность, эластичность и др.);
    энергетические (вид энергии, КПД и др.); конструкционно-технологические;
    надежность и долговечность;
    эксплуатационные (производительность, точность, стабильность параметров и др.);
    экономические (себестоимость, трудовые затраты, потери и др.);
    степень стандартизации и унификации;
    удобство обслуживания и безопасность (шум, вибрации, освещенность, температура и др.);
    художественно-конструкторские (гармоничность, масштабность).
      Для преобразования основных показателей  используют десять групп эвристических  приемов:
    неология — перенос в данную отрасль техники новых для нее значений основных показателей технических объектов;
    адаптация — приспособление известных процессов, конструкций, форм, материалов и их свойств к данным конкретным условиям;
    мультипликация — умножение, увеличение основных показателей;
    дифференциация — связана с дифференциацией показателей (дробление, разделение, очистка и т.д.);
    интеграция — связана с интеграцией показателей (сложение, соединение, смешивание, сближение и т.д.);
    инверсия — изменение порядка на противоположный, обращение, выворачивание и т.д.;
    импулъсация — связана с импульсивными изменениями показателей технических объектов;
    динамизация — связана с динамикой, изменением во времени веса, температуры, размеров, цвета и других показателей технических объектов;
    аналогия — отыскание и использование сходства, подобия в каком-либо отношении показателей данного технического объекта и известных объектов;
    идеализация — приближение показателей технического объекта к идеальным.
      Такая классификация позволяет построить десятичную матрицу поиска, в строках которой записаны основные изменяемые показатели, характеристика технического объекта, а в столбцах — основные группы эвристических приемов (матрица 10 х 10).
      Каждая  ее ячейка соответствует определенному  изменению какого-либо из основных параметров объекта и готовых  технических решений еще не содержит, но способствует возникновению ассоциаций, активизирует поиск идеи решения.
      Метод семикратного поиска. Особенностью метода является деление всех стадий и элементов процесса поиска решений на семь частей, что связано со способностями человеческого мозга воспринимать и эффективно перерабатывать информацию в названных пропорциях.
      Стратегия поиска состоит из анализа проблемной ситуации и общественных потребностей, анализа функций аналогов и прототипа, постановки задачи, генерирования идей и выбора эвристических средств, конкретизации идей, оценки вариантов и выбора оптимального, упрощения, развития и реализации решения. Тактическая часть — многочисленные приемы, применяемые на разных стадиях решения. Среди них используется прием "семи ключевых слов" и таблицы, аналогичные десятичным матрицам поиска, но размером 7x7.
      Комбинаторный метод. Комбинаторный метод является усовершенствованием морфологического метода. Примерную схему комбинаторного метода можно представить следующим образом.
      С помощью анализа сначала следует определить в объекте рабочий орган. Этому способствует само наименование объекта, определение его основной функции, восприятие физической сути исполнения этой функции, воображение. Рабочий орган должен иметь мало частей (элементов).
      Выделив рабочий орган, следует составить сопоставимые перечни вариантов по отдельным признакам. Первые перечни выделяются для составных частей рабочего органа. Зачастую одну из этих частей можно вообразить себе как рабочую среду (жидкость, газ), в которой помещаются другие части рабочего органа. При этом необходимо знать, из какого материала она образована. Такой же перечень в случае надобности может быть составлен и для других, уже установленных частей рабочего органа. Составляют перечни для характеристики их материала. После этого выделяется перечень для описания геометрической формы рабочего органа.
      Затем переходят к структуре рабочего органа. Выделяются перечни для взаимного  расположения его частей (в ней структуру изображают графически), для перечисления сочетаний подвижных и неподвижных частей рабочего органа.
      В случае необходимости образуются другие перечни, относящиеся к структуре  рабочего органа. Последние предусматриваются  для определения взаимосвязи  частей рабочего органа. Здесь возможны три случая: в первом — части  рабочего органа двигаются механически; во втором — на части рабочего органа воздействуют не механически, а при помощи энергии поля (в данном случае выделяют перечень энергии поля, которая воздействует на рабочий орган); в третьем — на части рабочего органа воздействуют механически и при помощи энергии поля, которая в данном случае будет изменять рабочие характеристики объекта.
      Установлено, что самые важные перечни следующие: агрегатное состояние среды (а также некоторых частей рабочего органа) и средство для осуществления движения частей рабочего органа (или энергия поля).
      При наличии сопоставимых перечней для вариантов признаков переходят к синтезу: берут по одному варианту из каждого перечня и находят решения. Если решения получились работоспособные, их оценивают. Оценить решения помогает перечень целей объекта.
      Несколько другой подход к комбинаторному методу рассмотрен в работе В.Н. Глазунова. Алгоритм метода представляется следующим образом:
    определите, какой цели надо достичь, чтобы разрешить рассматриваемую проблемную ситуацию. Под целью понимается любое желательное изменение элемента среды (результат функционирования проектируемой системы);
    определите среду, в которой будет функционировать проектируемая система. Под средой функционирования понимается то или иное явление, указанное (явно или неявно) в ситуационной части проблемной ситуации;
    сформулируйте функцию проектируемой системы в общетехнических терминах;
    сформулируйте на основании функции проектируемой системы задачу формирования принципов действия.
      Таким образом, рассмотренный подход состоит в сведении проблемной ситуации к задаче формирования принципов действия. Эту задачу можно решить только с помощью методов, имеющих базу знаний, элементами которой должны быть эффекты. Искомый принцип действия ищут с помощью комбинирования элементарных эффектов. Процесс комбинирования осуществляется по определенным правилам, которые должны обеспечить формирование таких совокупностей эффектов, которые будут согласованы как между собой, так и с условиями решаемой задачи.
      Методы  логического поиска.
      Метод "И — ИЛИ-дерево". Данный метод представляет собой удачный симбиоз системного и морфологического методов выбора цели творческой деятельности.
      Системное представление объекта требует, чтобы исследователь мысленно видел объект в трех аспектах: как нечто целое, как часть более общей системы (надсистемы) и как совокупность более мелких частей (элементов подсистемы). При этом в надсистеме следует просмотреть и все ее составные части, так или иначе связанные с системой. Фактически объект представляется в виде трехэтажной структуры (рис. 2).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.