На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Игровые технологии как вид педагогических технологий

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ            2
1. Игровые технологии  как вид педагогических технологий.     4
2. Сущность и  функции игры и игровой деятельности.      4
3. Значение игры  в обучении         8
4. Механизмы,  обуславливающие привлекательность  игры.                        11
5. Ограничения  и недостатки использования игр  в образовании                       13
6. Теория и  классификация игр                            14
7. Игровые педагогические  технологии                           16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                              20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                             21
 

ВВЕДЕНИЕ
      В настоящее время школа нуждается  в такой организации своей  деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к  жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
      Уровень обучения и воспитания в школе  в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс  ориентирован на психологию возрастного  и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
      Игра  как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
      В перестроечный период произошел  резкий скачок интереса к обучающей  игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
      Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению школьных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
      Актуальность  игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
      Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
 

       1. Игровые технологии  как вид педагогических технологий. 

      Любая технология обладает средствами, активизирующими  и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям  можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные  технологии .
      Педагогическая  игравид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. 

      Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: [12. с.44]
      1. Игровые
      2. Догматические, репродуктивные
      3. Объяснительно-иллюстративные
      4. Развивающее обучение
      5. Проблемные, поисковые
      6. Программированное обучение
      7. Диалогические
      8. Творческие
      9. Саморазвивающее обучение
      10. Информационные (компьютерные)
      М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия 
      Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связи между преподавателем и обучаемыми.
      Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
      М.Новик  указывает на их высокий эффект при  усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. [9. с.97]
      2. Сущность и функции  игры и игровой  деятельности.
      Вначале попробуем рассмотреть «историю вопроса», выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах.
      Игры  существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни комфорта, ни пищи, не удовлетворяет витальных потребностей, не попадает в категорию «ориентировочной деятельности». Несерьезные сражения детенышей, забава кошки с пойманной мышью. В большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка, безопасный способ освоения какого-либо действия.
      «Человеческие»  игры, по мнению большинства исследователей, выполняют сходную - тренировочную - функцию в онтогенезе. Исследователи детства - М. Мид де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило - имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят маленькие домики и т.д. Даже и сейчас, когда детская игра изменилась не только по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых - лопатки, ведерки и т.д.
      Самое распространенное мнение о функции  игры как о тренировке навыков  «взрослых» действий. Именно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры».
      «В  ходе деятельности ребенка возникает  противоречие между бурным развитием  у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это  действие операций - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями денного действия… это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…» [7]
      Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни людей.
      В.Н.Дружинин считает, что основная функция интеллекта - это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с ними) - это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми называется иначе - искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре.
      Л.С.Выготский  еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы.  Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.
      В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются, и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
      Особенность игры - подчиняя всё поведение известным  условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится, в конечном счете, к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
      Мышление  возникает от столкновения множества  реакций и отбора одних из них  под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.
      Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений» [1 с. 31-42]
      Польский  исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря  которой он учится и приобретает  опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
      В исследованиях содержания детской  игры Е.О.Смирновой зафиксировано, в  частности, преобладание нереалистического  содержания современных игр. Дети играют в «черепашек-ниндзя», «инопланетян», «покемонов», большинство игр не имеют ничего общего с нарабатыванием полезных навыков. Е.О.Смирнова объясняет данный факт культурно обусловленным разрывом между детством и взрослостью, о котором пишут исследователи психологии подростков. Если раньше дети сосуществовали рядом с взрослыми, зачастую непосредственно участвуя в их деятельности, то сейчас детство - это отдельный период жизни, совершенно изолированный от взрослых форм деятельности.
      Игра  настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько  обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирала в себя» Хейзинга Й. Homo ludens: [8 c. 22]
      Детская игра - исторически возникший вид  деятельности детей, заключающейся  в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
      Игра  является предметом изучения различных  наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.
      Известная теория «избытка сил» Ф.Шиллера и Г.Спенсера, который дополнил теорию указаниями на подражание как источник игры и на упражнение как ее функцию. Предметом специального исследования игры животных и человека стали впервые в работах немецкого философа и психолога К.Гросса (впервые занимался изучением игр животных и человека), который развил предположение об упражняющей функции игры. Его теория носит название «теории предупреждения». Это положение удачно выразил сторонник этой теории В.Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта».
      Существенную  поправку к теории Гросса внес К.Бюлер. Самую игру определял как деятельность, сопровождающуюся «функциональным  удовольствием» и ради него совершаемую. С новой теорией выступает  голландский зоопсихолог Бойтендайк (Бейтендейк). Он уделял главное внимание природе игры. Он связывал основные особенности игры с характерными чертами поведения, свойственными детскому организму. Таких особенностей он выделял четыре: ненаправленность движений, импульсивность, аффективная связь с окружающими, робость, боязливость, застенчивость. Он делает вывод, что игра всегда связана с каким-либо предметом, который содержит много новизны и сам как бы играет с играющими. Существует три влечения, находящихся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим, влечение к повторению. В признании первичности этих влечений Бойтендайк следует за З.Фрейдом, рассматривающим всю жизнь и деятельность как проявление изначальных биологических влечений.
      Фрейд, в свою очередь, указывает на две формы проявления бессознательного и изменения действительности, которые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз, и называет детскую игру и фантазии наяву. «Несправедливо думать, - говорит он, - что ребенок смотрит на созданный им мир несерьезно; наоборот, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но - действительность. Ребенок прекрасно отличает, не смотря на все увлечения, созданный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни» Цит. по: [2 c. 53.]. В анализе детской игры Фрейд показал, что и в играх ребенок претворяет часто мучительные переживания. Ученый отмечает, что ребенок никогда не стыдится своей игры и не скрывает своих игр от взрослых.
      Однако  заметим, что есть случаи, говорящие  как раз обратное. Дети часто стыдятся своих игр перед взрослыми  и скрывают их, даже если ничего непозволительного  в них нет. Особенно, когда ребенок  играет во взрослого, присутствие постороннего мешает ему и заставляет смущаться.
      Особый  интерес представляют исследования швейцарского психолога Ж.Пиаже, посвященные  развитию мышления ребенка в игре. С точки зрения психологии игрой  занимались также Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.
      О происхождении и содержании игры был поставлен вопрос Г.В.Плехановым.
      Игра  есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко  подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.
      Коллектив играющих детей выступает по отношению  к каждому отдельному участнику  как организующее начало, санкционирующее  и поддерживающее выполнение взятой на себя ребенком роли.
      Интересны исследования испанского культуролога Хуана Ортега-и-Гасета, американского психолога Эрика Берна. Отдельно хотелось бы отметить отечественных педагогов, занимающихся изучением игры и по сей день: А.П.Ершову, В.М.Букатова, Л.М.Некрасову, П.И.Пидкасистого, Ж.С. Хайдарова, Е.Е.Шулешко, Л.К.Филякину.
      В своей работе «Homo ludens: Опыт определения  игрового элемента культуры» Йохан  Хейзинга заявляет: «Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно  его ни описывали бы, в любом  случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть... Животные играют - точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных» Хейзинга Й. Homo ludens.
      Однако  Хейзинга не сводит игру, даже в ее «наипростейших» формах, только к физиологическим явлениям или к физиологически обусловленным психическим реакциям организма, усматривая в ней нечто большее: «Игра - это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит. Назвать активное начало, которое придает игре ее сущность духом - было бы слишком, назвать же его инстинктом - было бы пустым звуком. Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры» Хейзинга Й. Homo ludens: [8 c. 21]
      Интересен тот факт, что нидерландский культуролог  видит возникновение человеческой культуры в игре и всю дальнейшую историю ее развития интерпретирует как игру. Игра у него - это такая же реальность, которая распространяется на мир всех живых существ. Именно в этом кроется, как он считает, проблема ее определения.
      Игра  как функция культуры наряду с  трудом и учением является одним  из основных видов деятельности человека. Г.К.Селевко определяет игру как  «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [12 c. 50].
      Вывод: большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей  игра выполняет такие важнейшие  функции, как:
      1. развлекательную (основная функция  игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
      2. коммуникативную: освоение диалектики  общения; 
      3. по самореализации в игре как  на «полигоне человеческой практики»; 
      4. терапевтическую: преодоление различных  трудностей, возникающих в других  видах жизнедеятельности;
      5. диагностическую: выявление отклонений  от нормативного поведения, самопознание  в процессе игры;
      6. коррекционную: внесение позитивных  изменений в структуру личностных  показателей; 
      7. межнациональной коммуникации: усвоение  единых для всех людей социо-культурных ценностей;
      8. социализации: включение в систему  общественных отношений, усвоение  норм человеческого общежития.
      3. Значение игры  в обучении
      Мы  подробно рассмотрели сущность и  функциях игры - чтобы подчеркнуть  тезис о том, что потребность  в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.
      Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.
      Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рационально мыслящая мама пыталась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ мамы о том, как дети появляются на свет, сын также припомнил, что у мамы в животе он пил чай, сидя на крылечке. Дети дошкольного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, подтверждения чему можно отыскать не только в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играют люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни - женщины 40-50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30-40 лет и считается самым массовым стихийным движением, как в нашей стране, так и за рубежом.
      В силу некоторых причин, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.
      На  детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство - время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
      «Родительские увещевания и запреты могут сыграть  с ребёнком злую шутку. Как, например, было с одним мальчиком, которому всё время говорили, мол, учись, учись и учись. В три года выучившись читать, в свои 11 лет он был аж в 7-ом классе. Родители, естественно, гордились таким сыном. Как вдруг у мальчика начались проблемы со здоровьем: головные боли, бессонница, плач, крошащиеся ногти. Педиатры дружно рекомендовали годовой перерыв в учёбе. Ну а психолог посоветовал оставить мальчика в покое хотя бы на месяц. Несколько дней вундеркинд просто отсыпался, а потом стал помаленьку играть в игры трёхлетнего возраста. Постепенно, через день-два, он переходил к играм более старшего возраста, добирая то, чего лишили его в детстве родители. А спустя недели три впервые за несколько лет запел за игрой. Мать собиралась вести его к врачу, но, взглянув на ногти, была поражена - они были целёхоньки. [4 с.36].
      В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания» [6 с.65].
      Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит  поговорить об игре как средстве обучения.
      Интерес, возникший к использованию игровых  методик в образовании не случаен. «Современное состояние народного  образования многие наши известные дидакты характеризуют, - читаем у Ж.С.Хайдарова и П.И.Пидкасистого, - как кризисное и даже - катастрофическое для развития страны и вообще, культуры и цивилизации» [10 c. 5].
      Педагоги  и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлением: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция - на «jeu dramatique» «Драматическая игра» входит в сферу деятельности игры театральной (узкая область игровых технологий). Однако для французских ученых «jeu dramatique» означает то же, что для наших отечественных - ролевая игра. Это несколько не верно, так как театральная и ролевая, будучи суть играми, имеют свою индивидуальные особенности, в Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми.
      Материал, которым мы располагаем, дает нам  возможность говорить о том, что  дидактическая игра и игровые  технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
      Между тем игровые технологии так и  остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым и(или) самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.
      Все это заставляет нас, остерегаясь  подобных крайностей, уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки и обучающих технологий. Объединяя опыт ученых различных отраслей знаний, учитывая и положительные и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание к использованию игровых методик в таком учебном предмете общеобразовательной школы, как русский язык.
      Несомненно, и в отечественной и в мировой  педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». Например, проектная деятельность существует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательная программа. Модульная технология активно используется нашими педагогами, особенно - в начальной школе.
      В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных  технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в  нем. Однако удивление вызывает тот  факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые.
      Как нам кажется, отнесение игровых  педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Конечно же, мы признаем, что эти методики ранее были менее  популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, всегда.
      В советской школе игре незаслуженно уделялось мало внимания, однако в  дошкольных учреждениях она являлась и является сейчас не то чтобы популярной, а основной методикой воспитания и обучения, то есть развития личности ребенка. Разработаны эти технологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также не могут без них обойтись.
      Игра  настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
      · в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
      · как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
      · в качестве урока (занятия) или его  части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
      · как технология внеклассной работы.
      Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
      1. Дидактическая цель ставится  перед учащимися в форме игровой  задачи.
      2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
      3. Учебный материал используется  в качестве ее средства.
      4. В учебную деятельность вводятся  соревнования, которые способствуют  переходу дидактических задач  в разряд игровых. 
      5. Успешное выполнение дидактического  задания связывается с игровым результатом» [12 с.23].
      В данной работе мы рассматриваем игру как образовательное средство. Определение  игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку  совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.
      4. Механизмы, обуславливающие  привлекательность  игры.
      Д. Кавторадзе определяет игру как «способ  группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте  личностных интересов»
      В этом определении подчеркнуто наличие:
      · личных интересов каждого участника;
      · «возможной действительности» (иной реальности);
      · возможность действий в этой действительности (исследования);
      · группы (включенность в общение);
      · диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы понятие  «полилога»). [4 с.91].
      К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [14]
      На  основании этой мысли Ушинского, мы можем выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
      Самостоятельность. Игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только детям. Одной из причин кризисности, трудности подросткового возраста считают отсутствие у них собственной деятельности. Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку и подростку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу. Школьные же деятельности очень ограничены и немногочисленны.
      Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить - в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в »города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве - вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм…
      Ю.В.Геронимус  выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса [3. с.18].
      · удовольствие от контактов с партнерами по игре;
      · удовольствие от демонстрации партнерам  своих возможностей как игрока;
      · азарт от ожидания непредвиденных игровых  ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
      · необходимость принимать решения  в сложных и часто неопределенных условиях;
      · быстрое выяснение последствий  принятых решений. Это выяснение, как  правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят  еще и от непредсказуемых действий других игроков;
      · удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;
      · если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
      · если игра азартная, то… интерес  к денежному выигрышу.
      Б.Д.Эльконин в выступлении на конференции  «Педагогика развития» сформулировал  такой из механизмов возникновения интереса, как энергии исследования новых возможностей. Новоприобретенная возможность обычно подталкивает к опробованию. Это, например, объясняет интенсивность увлечения детей и взрослых Интернет - эта сеть дает ощущение практически неограниченных возможностей.
      В определении образовательной игры Д.Кавторадзе также говорится об «исследовании возможной действительности»  [5 с.78].
      То  есть привлекательность игры заключается, в частности, в возникновении  новых возможностей. Каких именно? Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Правда, следует отметить, что математические игры, решение головоломок, не апеллирующие ни к каким потребностям, часто увлекают не менее чем игры с денежным выигрышем. Проблема игровой мотивации очень важна, но исследована пока не в полном объеме. Мы предлагаем следующий перечень потребностей, которые могут быть реализованы в играх:
      · наличие собственной деятельности;
      · творчество;
      · общение;
      · власть;
      · потребность в ином;
      · самоопределение через ролевое  экспериментирование;
      · самоопределение через пробы  деятельностей.
      Условия, обеспечивающие привлекательность  игр, могут быть трансформированы в  требования к играм в образовании:
      Игровая оболочка: должен быть задан игровая  сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
      Включенности  каждого: команды в целом и  каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
      Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.
      Результат игры должен быть различен в зависимости  от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
      Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
      С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому  необходимо, во-первых, учитывать уровень  участников игры; и, во-вторых, задания  подбирать с »вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
      Вариативность - в игре не должно быть одного единственно  возможного пути достижения цели.
      Должны  быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
      5. Ограничения и  недостатки использования  игр в образовании
      Из  перечисленных требований к игре, очевидно, что игра - очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок  большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует.
      Игра  не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования  педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос - новый материал - закрепление - домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:
      · увлечение самого педагога игровыми формами;
      · запрет на «обязательность» внедрения  игр;
      · проработка требований к игре (наличия  легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).
      Игра - живое явление, более широкое, чем  вкладываемое в нее дидактическое  наполнение. Поэтому дети могут легко  перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой  и потерять образовательное содержание.
      Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы - подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности - в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.