На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение
1. Теоретические  аспекты финансового планирования  на предприятии
1.1 Содержание, значение и принципы финансового  планирования на предприятии
1.2 Методы  финансового планирования на  предприятии
1.3 Процесс  финансового планирования на  предприятии
2. Формирование  и анализ финансового плана  в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА»
2.1 Краткая  организационно- экономическая характеристика  Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА»
2.2 Анализ  исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА»
2.3 Оценка  систем финансового планирования, существующая в Департаменте  координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА»
Заключение
Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Финансы предприятий и организаций — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования, финансы функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.
     Финансы предприятий, отражают процесс образования, распределения и использования  доходов на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования.
     Планирование  помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.
     Тема  выбранной курсовой работы актуальна на данный момент, так как, современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Финансы предприятий составляют фундамент финансовой системы страны, поэтому необходимо осуществлять их планирование. Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции. В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направления использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. 

 

1. Теоретические  аспекты финансового  планирования на  предприятии 

     1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии 

     С помощью планирования сводятся к  минимуму неопределенность рыночной среды  и ее негативные последствия для хозяйствующих субъектов.
     Финансовое  планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для  обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
     Значение  финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
     -содержит  ориентиры, в соответствии с  которыми предприятие будет действовать;
     -дает  возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
     -служит  важным инструментом получения  финансовой поддержки от внешних  инвесторов
     Бюджет  является инструментом, как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля.
     Цели  планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
     Разработка  предприятиями финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации их финансового состояния. Основные понятия, связанные с финансовым планированием.
     1. Финансовый план – обобщенный  плановый документ, отражающий поступление  и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).
     2. Бюджет предприятия – оперативный  финансовый план, составленный, как  правило, на период до одного  года, отражающий расходы и поступления  средств по текущей, инвестиционной  и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов – оперативный (текущий) и капитальный.
     3. Бюджетирование – процесс разработки  конкретных бюджетов в соответствии  с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на последующий месяц).
     Значение  внутреннего финансового планирования заключается в следующем:
     - намеченные стратегические цели  предприятия преломляются в форме  финансово-экономических показателей:  объем продаж, себестоимость проданных  товаров, прибыль, инвестиции, денежные потоки;
     - устанавливаются стандарты для  поступления финансовой информации  в форме финансовых планов  и отчетов об их исполнении;
     - определяются приемлемые границы  финансовых ресурсов, необходимых  для реализации оперативных и  долгосрочных планов предприятия;
     - оперативные финансовые планы  (на месяц, квартал) предоставляют  полезную информацию для разработки  и корректировки финансовой стратегии  предприятия.
     В современных условиях роль финансового  планирования принципиальной изменилась по сравнению с той, что была в централизованной управляемой экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу, во-первых, во-вторых, для того чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъектуры, нарушения договорных обязательств партнерами.
     Ключевой  целью финансового планирования является определение возможных  объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования  величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.[10.С.321]
     Финансовый  план взаимосвязан с другими разделами  бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе долгосрочной финансовой перспективы, а также с определением текущих доходов и расходов.
     Принципы  финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.
     Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства.
     Координация планов отдельных подразделений  выражается в том, что нельзя планировать  деятельность одних подразделений  фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность – главные черты координации планирования на предприятии:
     -принцип  участия означает, что каждый  специалист предприятия становится  участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
     -принцип  непрерывности заключается в  том, что процесс планирования  должен осуществляться систематически  в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг друга (план по маркетингу – план закупок – план производств). В то же время взаимодействие и наличие непредусмотренных изменений внутри обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
     -принцип  гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсы, производственных мощностей и т.д.).
     -принцип  точности предполагает, что планы  предприятия должны быть конкретизированы  и детализированы в той степени,  в какой позволяют внешние  и внутренние условия деятельности  фирмы.[12.С.9]
     В развитие этих общих положений целесообразно  выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.
     -принцип  финансового соотношения сроков  – получение и использование  средств должны происходить в  установленные сроки, капитальные  вложения с длительными сроками  окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
     -принцип  платежеспособности – планирование  денежных средств должно обеспечивать  платежеспособность предприятия  в любое время года. В данном  случае у предприятия должно  быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.
     -принцип  рентабельности капиталовложений  – для капитальных вложений  необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. [11.С.59]
     -принцип  сбалансированности рисков –  особенно рисковые долгосрочные  инвестиции целесообразно финансировать  за счет собственных средств  (чистой прибыли и амортизационных  отчислений).
     -принцип  приспособления к потребностям  рынка – для предприятия важно  учитывать конъектуру рынка –  для предприятия важно учитывать  конъектуру рынка и свою зависимость  от предоставления кредитов.
     -принцип  предельной рентабельности –  целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность. 

     1.2 Методы финансового планирования 

     В последние годы наибольшее распространение  на практике получили три метода финансового  планирования:
     - метод процента от реализации;
     - расчетно-аналитический метод;
     - бюджетное планирование.
     Сущность  метода процента от реализации заключается  в решении двуединой задачи:
     1. На основе запланированного роста  объема продаж на предстоящий  хозяйственный год, выраженного  в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж.
     2. На основе полученных финансовых  параметров составить сбалансированные  форматы прогнозной информации:
     - прогнозного отчета о прибылях  и убытках (плана доходов и  расходов);
     - прогнозного баланса;
     - прогнозного отчета о движении  денежных средств;
     - сметы наличности (календарного  плана).
     Решение первой задачи не вызывает особых затруднений  и выполняется в следующей  последовательности:
     1. Увеличение всех связанных активов  из отчетного баланса на процент от продаж.
     2. Определение объема нераспределенной  прибыли. Нераспределенная прибыль  планового года равна нераспределенной  прибыли на конец отчетного  периода плюс чистая прибыль  планового года за вычетом  прибыли на потребление.
     3. Определение суммы долга.
     4. Вычисление дефицита источников  финансирования как разности  между приростом активов и  суммой изменения источников (долга  и нераспределенной прибыли).
     Главное достоинство этого метода - простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:[11.С.59]
     - сомнительное предположение, что  предприятие постоянно работает  на полную мощность, все связанные  ресурсы сбалансированы, а для  роста объема продаж нужны  лишь капитальные вложения;
     - при наличии у предприятия  недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что может привести к серьезным искажениям в конечных параметрах всего финансового плана.
     Однако  при всех перечисленных недостатках  этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятия порой, и не располагает достаточным количеством данных.
     Нормативный цикл потока денежных средств предприятия  открывает путь другому методу финансового  планирования - расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах.
     Расчетно-аналитический  метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у  российских специалистов
     Алгоритм  финансового планирования данным методом  предполагает:
     - подбор источников финансирования в прогнозном матричном балансе с одновременным их отражением в прогнозе денежного потока (в ходе этой операции выявляется необходимая структура и объем источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации);
     - подбор недостающих источников финансирования и обоснование их содержания в ходе формирования третьего раздела прогноза денежного потока, предназначенного для завершения окончательной балансировки всех параметров финансового плана, (поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока). Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику финансового планирования;
     - оценку эффективности спланированного  сценария с помощью финансовых  коэффициентов и оформление сводной  аналитической записки.
     Расчетно-аналитический  метод финансового планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:
     а) бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме;
     б) бюджет инвестиций на предстоящий год;
     в) кредитный план на предстоящий год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);
     г) операционные бюджеты и сметы;
     д) нормативный цикл денежного оборота  предприятия.
     С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного баланса. Его назначение и методология построения опирается на два финансовых постулата:
     - ликвидность как фактор финансового  равновесия баланса предприятия;
     - ликвидность как функция времени  и риска.
     Исходными посылками конструирования прогнозного матричного баланса с позиций первого постулата являются:
     - критерии банкротства;
     - необходимость конструировать структуру  матричного баланса в расчете  на возможную трансформацию данных  баланса в формат отчета или  прогноза потока денежных средств  (практическая реализация этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств).
     В отличие от первого метода, как  видим, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре информации, используемой для планирования.
     И, тем не менее, сама технология финансового  планирования основана на хорошо известном  в России методе планирования от достигнутого, успешно используемом на Западе не только по отношению прогнозирования  прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений в активах и пассивах предприятия.
     Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях, здесь сказывается «советская наследственность».
     Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов. Рис.1.
     Бюджетные данные более достоверны для сравнения  при оценке результатов деятельности, чем данные прошлых периодов. В  результатах прошлого периода скрыты недостатки отрицательные отклонения и тому подобные негативные факторы. Кроме того, за сравниваемый период могли произойти изменения в технологии, составе рабочей силы, а также смена продукции и общей экономической ситуации.
     Конечная  цель метода бюджетного планирования - выявление потребностей предприятия  в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год.
     В качестве основных результатов можно рассматривать:
     - учет и анализа и планирования  финансовых потоков предприятия  в целом и образующих его  составляющих частей центров  учета; ведение учета, анализа  и планирования доходов и расходов, прибылей и убытков, рентабельности  предприятия в целом и образующих ее центров финансового учета;
     - обеспечение текущей платежеспособности;
     - учет, анализ и планирование налогов  на прибыль;
     - определение уровней и возможностей  возврата кредитов.
     - выявление размеров динамики  положительного и отрицательного  сальдо наличных средств как в целом по предприятию, так и по каждому центру учета.
     - учет, анализ и планирование соотношений  выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными  затратами.
 

      Рис.1. Схема бюджетирования на предприятии 

     В основном на предприятиях целесообразно вводить краткосрочные бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц , например, в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА» применяется текущее трех месячное планирование, что позволяет уточнять ежемесячно годовой финансовый план, и более рационально использовать финансовые ресурсы.
     Департамент координации ремонта и энергообеспечения  является материнским подразделением ОАО «КАМА» финансовый план представляется в виде бюджета по принятой и установленной форме в ОАО «КАМА» т.к. является составляющей частью сводного бюджета, технология планирования в данном подразделении основана на методе планирования от достигнутого.
     На  предприятии планы измеряются и  оцениваются центром ответственности, т.е. каждое структурное подразделение  отвечает за определенную часть бюджета.
     В условиях, когда предприятиям предоставлена  самостоятельность, они могут представлять бюджеты в любой форме, которую  они считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться  в подборе наиболее приемлемых элементов и формировании особой системы планирования. Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной российской действительности ничего нельзя решать автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может больше только навредить, нежели помочь.
     Финансовое  планирование начинается с анализа  имеющихся денежных средств. Денежные средства – это один, из важнейших объектов краткосрочного финансового планирования, сфера планирования охватывает также такие компоненты оборотных средств, как ожидаемые поступления (дебиторская задолженность), легко реализуемые ценные бумаги (большая редкость для российских предприятий) и кредиторская задолженность, запасы.
     Для определения потоков денежных средств используются прямой и косвенный методы.
     Прямой  метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.
     Этот  метод:
     - позволяет показать основные  источники притока и направления  оттока денежных средств;
     - дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;
     - устанавливает взаимосвязь между реализацией и выручкой за отчетный период.
     Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.
     Метод позволяет:
     - показать взаимосвязь между разными  видами деятельности предприятия;
     - устанавливает взаимосвязь между  чистой прибылью и изменениями  в активах предприятия за отчетный  период.
     При анализе потоки денежных средств  рассматриваются по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.[9.С.109]
     Основная  деятельность порождает поступление  использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.
     Поскольку основная деятельность компании - главный источник прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.
     Поскольку при благополучном ведении дел  компания стремится к расширению основной деятельности, инвестиционная деятельность в целом приводит к  временному оттоку денежных средств.
     Финансовая  деятельность включает поступление  денежных средств в результате получения кредитов или эмиссий акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплатой дивидендов.[10.С.321]
     Финансовая  деятельность призвана увеличивать  денежные средства в распоряжении компании для финансового обеспечения  основной и инвестиционной деятельности.
     Концепция денежного кругооборота также важна  для целей краткосрочного финансового планирования. Рассмотрим ее основные элементы.
     Период  обращения товарно-материальных запасов  – средняя продолжительность  времени, необходимая для их реализации, рассчитывается по формуле (1.). 

     Период  обращения                средняя стоимость запасов
                                           =    ------------------------------------------ * 365 (1.)
             запасов                       стоимость проданных изделий 

     Период  обращения дебиторской задолженности  – среднее количество дней, необходимое  для превращения дебиторской  задолженности в денежные средства, рассчитывается по формуле (2.)[14.С.250] 

     Период  обращения           Ср. величина деб. задолженности
                                            = ----------------------------------------------- * 365 (2.)
     Дебиторской                          выручка реализации в кредит
     задолженности  

        Период обращения кредиторской задолженности – средний промежуток времени между покупкой товаров и начислениями по оплате труда и соответствующими платежами по формуле (3.) 

     Период  обращения         Ср. величина кред. задолженности
                                           = ----------------------------------------------- * 365 (3.)
     кредиторской                              приобретение в кредит
     задолженности  

     Период  обращения денежных средств объединяет три рассмотренных ранее периода, и, следовательно, равен промежутку времени между расходами предприятия на закупку товаров и получением выручки от реализации товаров.
     Сущность  финансового планирования заключается  в определении плановой системы  финансовых показателей предприятия, обеспечивающих его стратегическое развитие.[10.С.321]
     Финансовый  план отражает конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих поступление различных  денежных ресурсов и направление  их использования, что является содержанием финансового планирования. Формы и методы финансового планирования определяются многообразием целей и условий финансовых расчетов (финансовый, раздел бизнес-плана, виды деятельности предприятия, степень сбалансированности ресурсов и др.). 

     1.3 Процесс финансового планирования на предприятии 

     Для успешной организации финансового  планирования на предприятии необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны  между собой и составляют инфраструктуру процесса финансового планирования организации.
     Во-первых, коммерческая организация должна располагать  соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения комплекса  финансовых планов (стратегического, перспективного, бизнес-плана, текущего, оперативного), а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения финансовых планов составляет аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.
           Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, контролировать и анализировать их исполнение, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя информация. Основой информационного блока (компонента) процесса финансового планирования является:
     - экономическая информация – прогноз процентных ставок, прогноз валового внутреннего продукта, прогноз темпов инфляции;
     - учетная информация – информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств)  и управленческого учета;
     - информация фондового рынка –  рыночная капитализация компании, курс акции, прибыль на акцию,  коэффициент «цена/прибыль», коэффициент  дивидендных выплат и пр.;
     - сообщения финансовых органов,  информация учреждений банковской  системы, информация товарных, валютных бирж, и прочая финансовая информация;
     - политическая информация.
     Кроме того, функционирование системы финансового  планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового  обеспечения, к которому относится  законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и пр.
     В-третьих, процесс финансового планирования всегда реализуется через соответствующую  организационную структуру и  систему управления, составляющие организационный блок (компонент) процесса.
     Понятие организационной структуры включает в себя:
     -количество  и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ финансовых  планов организации;
     -совокупность структурных подразделений (центров финансовой ответственности), которые ответственны за исполнение финансового плана (бюджета).
     Составление финансовых планов в организациях любой  величины представляет собой сложную  административную задачу, решением которой, как правило, занимается множество сотрудников. Конкретная структура служб аппарата управления во многом зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации, ее размера и вида деятельности.
     На  малых предприятиях обычным явлением совмещения функции финансового планирования, поэтому один человек может быть одновременно и руководителем организации, и финансовым менеджером. В средних по размеру предприятиях, как правило, существует специализация, и для управления денежными потоками приходится держать отдельный штат работников, на крупных предприятиях в процессе планирования принимают участие высшее руководство предприятия, финансово-экономическая служба (финансово-экономический департамент, финансовое управление и т.п.), подчиненная вице-президенту по финансам, руководители и специалисты различных подразделений.
     В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация  и обработка больших массивов информации. Необходимость моделирования, включая анализ по сценарию «что, если», просмотр исторической информации, а также отчетность и графическое представление данных немыслимы без использования программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок (компонент) системы финансового планирования.
Исходя  из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно  отметить, что это – сложный  процесс, включающий в себя несколько этапов (Рис. 2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Основные этапы финансового планирования на предприятии 

     На  первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия 
за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о
     движении  денежных средств. Основное внимание уделяется  таким показателям, как объем  реализации, затраты, размер полученной прибыли.
     Проведенный анализ дает возможность оценить  финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.[9.C.109]
     Второй  этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе  составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.
     В процессе осуществления третьего этапа  уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
     На  четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с  производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами  и программами, разрабатываемыми предприятием.
     Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем  разработки оперативных финансовых планов.
     Планирование  предусматривает осуществление  текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.[6.С.208]
     Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем  за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении  фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.[9.С.109]
     Финансовое  планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:
     - перспективное финансовое планирование;
     - текущее финансовое планирование;
     - оперативное финансовое планирование.
     Рассмотрим  более подробнее эти подсистемы:
     1. Перспективное планирование включает  разработку финансовой стратегии  предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
     2. Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
     Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:
     - плана движения денежных средств;
     - плана отчета о прибылях и  убытках;
     - плана бухгалтерского баланса.
     Основной  целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода. Текущий  финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой  по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.
     3. В целях контроля за поступлением  фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных  финансовых ресурсов предприятию  необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.[5.С.6]
     Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
     В процессе составления платежного календаря  решаются следующие задачи:
     - организация учета временной  стыковки денежных поступлений  и предстоящих расходов предприятия;
     - формирование информационной базы  о движении денежных потоков  и оттоков;
     - ежедневный учет изменений в  информационной базе;
     - анализ неплатежей (по суммам  и источникам возникновения) и  организация конкретных мероприятий  по их преодолению;
     - расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
     - расчет (по суммам и срокам) временно  свободных денежных средств предприятия;
     - анализ финансового рынка с  позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
     Для того чтобы он был реальным, его  составители должны следить за ходом  производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности  в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
     Каждой  из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются (Таблица 1.).
     Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования. 

     Таблица 1. Подсистема финансового планирования
Подсистемы фин. планирования Формы разрабатываемых  планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) планирование Прогноз отчета о прибылях и убытках Прогноз  движения денежных средств, Прогноз  бухгалтерского баланса  
3–5 лет
Текущее планирование План доходов  и расходов по операционной деятельности, план расходов внереализационной деятельности, план доходов и расходов по инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план  
 
 
1 год
Оперативное планирование
Платежный календарь, кассовый план, БДДС (бюджет движения денежных средств) декада, месяц, квартал
 
     Использование рассмотренных систем и методов  финансового планирования позволяет  обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.
     В соответствии с изложенными методами финансового планирования, рассмотрим процесс формирования финансового плана на примере Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА».
 

      2. Формирование и  анализ финансового  плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА» 

     2.1 Технико-экономическая  характеристика ДКРиЭО ОАО «КАМА» 

     Департамента  координации ремонта и энергообеспечения  – структурное подразделения  Блока технического директора Открытого акционерного общества (ОАО «КАМА». Департамент координации ремонта и энергообеспечения создан в 1996 году. Среднесписочная численность работающих на 01.01.08г.- 1126чел.
     В состав ДКРиЭО входят службы:
     -промышленной  и автомобильной электроники,  основными направлениями деятельности службы промэлектроники являются:
     -проведение  капитального ремонта систем  управления технологического оборудования;
     -изготовление  запасных частей к технологическому  оборудованию;
     -ремонт электрических машин и аппаратов;
     -по  ремонту специального оборудования  и транспортных систем, предметом деятельности службы является:
     -проектирование  подвесных толкающих конвейеров (ПТК), грузонесущих конвейеров (ГНК), автоматизированных складов (АС) и запасных частей;
     -ремонтообслуживание  ПТК и АС;
     -монтаж, капитальный ремонт и модернизация ПТК и АС и других транспортирующих систем;
     -капитальный  ремонт напольного транспорта (дизельного  и электрического) и его узлов;
     -изготовление  запасных частей для ремонта  ПТК, ГНК и АС;
     -предоставление  различных производственных услуг;
     -по  обеспечению запасными частями к оборудованию, цель деятельности службы: обеспечение запасными частями и материалами для выполнения модернизации и поддержания работоспособности технологического оборудования подразделений и дочерних обществ ОАО «КАМА».
     -служба  автотранспортной спецтехники, направление деятельности - оказание автотранспортных, погрузо-разгрузочных услуг подразделениям ОАО “КАМАЗ”.
     Кроме того, в составе ДКРиЭО имеются:
     -отдел  организации ремонта и методологии  ремонта;
     -лаборатория  неразрушающих методов контроля  и диагностики оборудования.
     Функционально Департаменту подчинен ООО «КАМАмонтаж» (юридическое лицо, занимающееся ремонтом грузоподъемных машин, монтажом и демонтажем оборудования).
     Основные  технико-экономические показатели Департамента координации ремонта и энергообеспечения приведены в таблице 2.
     Организационная структура предприятия напоминает пирамиду, где каждый руководитель отчитывается перед вышестоящими руководителями (Рис. 3).
 

      Таблица 2. Основные технико-экономические показатели по ДКРиЭО ОАО КАМА
№ п/п Показатели Ед.изм. 2008г. 2009г. 2010г.
1. Доходы тыс.руб. 170864 242429 204267
2. Объем товарной продукции тыс.руб. 66337 104194 96544
3. Себестоимость тыс.руб 154101 229849 198067
4. Затраты на 1 руб. товарной продукции коп. 90,5 92,0 95,4
  Затраты на 1 руб. доходов коп. 89,7 98,6 98,4
5. Среднесписочная численность чел. 1141 1217 1126
6. в том числе: рабочих основного производства
 
чел.
 
791
 
732
 
659
7. РСиС чел. 350 261 253
8. Среднемесячная  выработка на 1 работающего
руб. 5666 9055 7145
9. Среднегодовая заработная плата 1 работающего
руб. 2960 3392 4107
10. Чистая прибыль/убыток тыс.руб. 17938 3414 3355
 
           Доходы Департамента координации ремонта и энергообеспечения в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросли 71565 тыс. руб.; в 2010 – 33403 тыс. руб., в 1,41 и 1,20 раз соответственно.
     Объем товарной продукции в 2009 году вырос на 37857 тыс. руб., в 2010-30207 тыс. руб., в 1,57 и 1,46 раз соответственно.
     Себестоимость выросла на 75748 тыс. руб. и 43966 тыс. руб. в 2009 и 2010 годах соответственно.
           Затраты на 1 руб. товарной продукции выросли на 1,5 коп. за 2009 год и на 4,9 коп. за 2010 г. Затраты на 1 руб. доходов за 2009 по сравнению с 2008 выросли на 8,9 коп., а за 2010 г. - на 8,7 коп.
     Среднесписочная численность в 2009 году увеличилась на 76 человек, а в 2010 – уменьшилась на 15, по сравнению с показателями 2008 года. В том числе рабочих основного производства уменьшилась на 59 и 132 человека за 2009 и 2010 года соответственно, по сравнению с показателями 2006 года. Численность РСиС уменьшилась на 89 и 97 человек за 2009 и 2010 года соответственно.
     Среднемесячная  выработка за 2009 год увеличилась на 3389 руб., а за 2010 год - на 1479 руб. Среднемесячная зарплата увеличилась 432 руб. и 1147 руб. за 2009 и 2010 года соответственно.
     Каждый  руководитель подразделения закреплен  за центром финансовой ответственности. Структурные подразделения Департамента координации ремонта и энергообеспечения  включают центры затрат (Таблица 3.) и центры прибыли (Таблица 4.).
     Центр затрат – структурные подразделения, действия которых связаны с поддержкой и функционированием центров прибыли и непосредственно не приносит прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3. Центр затрат ДКРиЭО ОАО «КАМА»
Код ЦФО Название центров затрат Код структурного подразделения Структурное подразделение, входящее в центр затрат
1. Управление 29 29-100
29-300
29-400
29-500
29-600
Директор Гл.инженер
Зам.директора  СПЭ
Зам.директора  СРТС
Зам.директора  СО
Зам.директора  АТП
2. Обеспечение коммерческой деятельности 550 600
Отдел маркетинга и сбыта
3. Административное  обеспечение 500 600 

136 

29
Служба обеспечения Автотранспортное  производство
Участок хоз.обслуживания
Аппарат при руководстве
 
     Таблица 4. Центр прибыли ДКРиЭО ОАО «КАМА»
Код ЦФО Название центров  прибыли Код структурного подразделения Структурное подразделение  входящее в центр прибыли
1. Товарная продукция:    
1.1. Ремонт, изготовление зап.ч. 300 СПЭ
1.2. Монтаж, демонтаж, изготовление 400 СРТС
1.3. Диагностика оборудования 136 ОДиНМК
2. Услуги непромышленного  характера (автотранспортные услуги) 500 АТП
3. Перепродажа 600 СО
 
     Центр прибыли – структурных подразделения, действия которых непосредственно  направлены на реализацию финансового  плана, обеспечивают получение прибыли.
     Без закрепления ответственности содержание финансового плана предприятия было бы отдалено от действительности. 

     2.2 Анализ исполнения  финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМА» 

     1. Доходная часть по основной  деятельности в 2008 году выполнена на 81,02% (план – 252 104 тыс.руб., факт – 204 267 тыс.руб., отклонение – 47 837 тыс.руб.).
     1.1. Товарная продукция выполнена  на 83,7% (факт – 96 544 тыс.руб.). объясняется  снижением затрат на ремонт  основных фондов организаций ОАО «КАМА» согласно протокола Генерального директора № 100 (в связи со снижением объема выпуска товарной продукции подразделений ОАО «КАМА». 

     
     Рис. 4. Структура выпуска ТП ДКРиЭО 

     1.2. План по прочей продукции на  сторону выполнен на 61,1% (факт – 8 232 тыс.руб.). Невыполнение за счет отсутствия портфеля заказов и долгосрочных договоров, отсутствие процедуры по оплате на восполнение оборотных средств за счет выполненных работ на сторону.
     1.3. Объем услуг непромышленного  характера выполнен на 90,3% (факт – 26000 тыс.руб.)., в т.ч. по сторонним организациям объем услуг выполнен на 108,3% (факт – 4 149 тыс.руб.). Невыполнение связано с передачей специализированной техники в ДКРиЭО ОАО «КАМА».
     1.4. Невыполнение по перепродаже  связано со снижением затрат на ремонт основных фондов по группе организаций ОАО «КАМА» согласно протокола Генерального директора № 100. Выполнение составило 75,7% (факт – 81714 тыс.руб.), финансирование выполнено в размере 67% от потребности по решению финансового комитета ОАО «КАМА».
     2. Бюджет операционной деятельности  выполнен с прибылью 285 тыс.руб.  при плановой прибыли 17 тыс.руб., доход получен от реализации залежалых и неликвидных ТМЦ, реализации невостребованного, излишнего имущества.
     3. Поступления от внереализационной деятельности за счет:
     -штрафов,  пени, неустоек за нарушение договоров,  по которым получены решения  суда об их взыскании и поступления  в возмещение причиненных убытков;
     -зачисление  на баланс имущества, оказавшегося  в излишке по результатам инвентаризации;
     -оприходование  ТМЦ после списания основных  средств и запасов от списания  основных средств;
     -прибыль  прошлых лет, выявленная в отчетном  периоде.
     Поступлений от данного вида деятельности запланировано  не было.
     2. Экономия по статье «Расходы  всего» - затраты на производство отгруженной товарной продукции, услуги и перепродажу составила 5 001 тыс.руб. (2,5%) в т.ч.:
     Материальные  затраты – экономия 3 089 тыс.руб., за счет отсутствия фактических предъявленных  затрат по работам промышленного  характера, которые приравнены к материальным, согласно учетной политике ОАО «КАМА»: капитальный ремонт туалетов инженерного корпуса, сигнализации, трактора К-700. Экономия по сырью и материалам из-за списания затрат по учетным ценам без текущей индексации.
     Экономия по энергоносителям 1 022 тыс.руб. с начала года в связи с подачей тепла на входе ниже санитарных норм, установка приборов учета и контроль со стороны линейного персонала за соблюдением лимитов.
     Перерасход  по заработной плате 355 тыс.руб. за счет работы в сверхурочное время и выходные дни (аварийные заказы, спец.заказ «изготовление спортивного автомобиля»), в связи с неритмичной поставкой комплектующих изделий и запасных частей.
     Экономия  прочих расходов - 580 тыс.руб. за счет экономии по командировкам, по охране труда, по услугам связи, по подготовке кадров , по транспортировке энергоносителей из-за экономии по энергии, отсутствие фактических затрат по обследованию кранов (ООО «КАМАмонтаж», ООО «Кран-сервис»).
     Экономия  по товарам покупным – 646 тыс.руб. за счет реализации ТМЦ на ремонтно-эксплуатационные нужды оборудования по ценнику шифратору (учетным ценам) без текущей индексации.
     Кроме того, экономия по расходной части связана с невыполнением объемов. 

     
     Рис. 5. Структура затрат ДКРиЭО 

     4. При плановом убытке по внереализационной  деятельности 7232 тыс.руб. получен  убыток от внереализационной  деятельности 3 130 тыс.руб. за счет  недоиспользования денежных средств  по следующим статьям: выплат  ФЗП за вынужденные простои  566,4 тыс.руб., компенсация потерь в доходах 1 356 тыс.руб., премии связанные с праздниками и юбилеями 289 тыс.руб., единый социальный налог 696,6 тыс.руб., приобретение путевок в санатории-профилактории за счет средств предприятия 851,8 тыс.руб. приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря 187 тыс.руб., проведение профессиональных праздников, культурно-массовых и спортивных мероприятий 166,3 тыс.руб.
     5. Результат по бюджету: чистая  прибыль с начала года составила  3355 тыс.руб.
     Для анализа недостаточно рассмотрение одного года необходимо рассматривать результаты его деятельности за более длительный период.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.