На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Восприятие времени

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Автономная  некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по Психологии и педагогике
на тему
«Восприятие времени» 
 
 
 
 
 

Москва, 2009
 


План

    Введение…………………………………………………………………….3
    Характеристика восприятия……………………………………………….4
    Восприятие времени……………………………………………………….6
    Ориентировка во времени…………………………………………………8
    Временная перспектива…………………………………………………..11
    Заключение…………………………………………………………………...14
    Список используемой литературы………………………………………….15 

 


Введение

     С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без  восприятия времени. Поэтому важно  знать, что такое «время», как  оно воспринимается человеком, от чего зависит его восприятие. Это может  помочь человеку в организации деятельности, рационально использовать время. Многолетние  исследования Д.Г. Элькина показывают, что между восприятием времени и деятельностью имеется прямая связь: чем точнее восприятие времени, тем успешнее деятельность.
     Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день –  другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени  во всем мире подчиняется одним и  тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.  

 


Характеристика восприятия

     Восприятие — познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие — это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие представляет собой более сложный по уровню познавательный процесс, в который ощущение входит как составная часть. Вторым компонентом восприятия является движение.
     Более высокий уровень восприятия как  познавательного процесса проявляется  и в том, что в отличие от ощущения, восприятие может протекать  не только непреднамеренно , под влиянием предметов внешнего мира, но и преднамеренно.
     Также как и ощущение, восприятие имеет  научный эквивалент — термин « перцепция ».
     Характеристики  восприятия
     У восприятия, появляются такие характеристики, которые вообще не были свойственны  ощущению. Обычно выделяют четыре характеристики:
    Константность  диапазон неизменности образа предмета при изменении внешних условий протекания перцептивного процесса. Например, белая бумага воспринимается нами как таковая и при дневном свете, и при искусственном освещении. Видимая величина объектов воспринимается примерно одинаково при изменении удаленности от них;
    Предметность  структурной единице перцепции является образ отдельного предмета, в то время как для сенсорики таковым является отдельное свойство, качество предмета;
    Целостность  — свойство воспринимать всякий объект как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в момент восприятия не могут быть наблюдаемы (например, мы не видим обратную сторону книги, заднюю стенку шкафа, но воспринимаем именно книгу, именно шкаф).
    Обобщенность  свойство перцепции, заключающееся в том, что данный объект воспринимается как представитель определенного класса объектов (цветы, окна, собаки и т.п.).
     Особое  место среди характеристик восприятия занимает апперцепция , представляющая влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.
     Виды  восприятия
     Существует  две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот  орган чувств, который принимает  информацию. По такой классификации  обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия — восприятии человека человеком.  

Восприятие  времени

     Оно представляет собой отражение в  мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений  действительности (Д.Б. Эльконин). Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому — часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.
     Между восприятием времени и восприятием  причинности есть некоторое сходство: ни то, ни другое не имеет очевидного физического стимула. Хотя физическое время и может быть измерено, оно  не является стимулом в обычном смысле: нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некоторый рецептор времени. Тем  не менее физическое время, конечно, является самым важным среди многих факторов, влияющих на восприятие времени. Таким образом, должен существовать механизм, хотя и непрямой, преобразующий физические интервалы времени в сенсорные сигналы.
     Но  постулирование существования механизма  еще далеко от обнаружения его. Пожалуй, самыми популярными кандидатами  на эту роль в течение многих лет  были связанные со временем физиологические  процессы: среди предполагаемых "биологических  часов" назывались сердечный ритм и метаболизм тела. Мы знаем, что  на восприятие времени оказывают  влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику  организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С  другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее механизм, опосредующий восприятие времени, до сих пор является одной из нерешенных психофизиологических проблем.
     Многие  исследователи утверждают, что оценки времени могут отражать работу двух различных механизмов. Оценка короткого  интервала (до 10 сек.) называется собственно "восприятием времени" и может  рассматриваться, подобно слуховому восприятию громкости звука, как ответ на некоторый (хотя еще и неизвестный) стимул. Термин "суждение о времени" применяется к оценке более длительных интервалов (более 10 сек.), где оказывается необходимым запоминание длины интервала, а физическое время может быть только одним из многих взаимодействующих факторов, определяющих оцениваемую величину.
     Точность  оценки короткого интервала зависит  от множества факторов. Например, существует систематическая тенденция переоценивать  отрезки времени менее одной  секунды и недооценивать интервалы  более одной секунды. Субъективная длительность промежутка времени частично зависит от того, чем он заполнен. Если отмечать начало и конец отрезка  времени двумя щелчками, а между  ними ничего не делать (незаполненный  интервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению  с равным ему отрезком, заполненным  серией щелчков (заполненный интервал). Любопытно также, что более коротким по времени кажется осмысленное предложение, чем набор бессмысленных слогов, имеющий ту же физическую длительность. Можно предположить, что последний состоит из значительно большего числа дискретных частей по сравнению с осмысленным предложением и воспринимается как более длительный потому, что в большей степени заполнен.
     По-видимому, заполненное время переоценивается  потому, что требует большего внимания. Вообще, с точки зрения испытуемого, в заполненном интервале происходит больше событий, и это, как ему  кажется, требует от него больших  усилий. В результате бывают случаи, когда систематически переоцениваются  внешне незаполненные, не требующие  усилий или связанные с переживанием интервалы. Например, оценка интервалов, даваемая незрячими испытуемыми, в  то время как их подвозили к  краю обрыва, были завышены по сравнению  с теми же оценками на обратном, безопасном пути (Лэнгер и др., 1961). 

 


Ориентировка  во времени

     Когда мы имеем дело с более длительными  промежутками времени - минутами, часами и даже днями, речь уже начинает идти не о чистом восприятии, а скорее о суждении. Мы судим о длительности времени, относя его к каким-нибудь событиям. Например, сколько минут  тому назад был телефонный звонок или через сколько времени будет обед. Точность суждения о временных интервалах зависит от двух основных типов факторов: событий во внешнем мире и в самом субъекте.
     Внешние события могут относиться непосредственно  ко времени: мы можем смотреть на часы или на уровень солнца над горизонтом.
     Иногда  они выступают в качестве привычных  признаков времени. Замечательная  способность некоторых людей  просыпаться точно в одно и  то же время, как выяснилось, может  основываться на совершенно неизвестных  данным лицам признаках, например на звуках уличного движения или шагов  соседа.
     И все же известно, что даже при  полном отсутствии таких внешних  признаков ориентация во времени  может быть довольно точной. В одном  эксперименте человек провел четыре дня в совершенной изоляции в  звуконепроницаемой комнате, занимаясь чем хотел. Через нерегулярные отрезки времени ему звонил экспериментатор и спрашивал, который час. В течение первого дня "субъективные часы" испытуемого убежали вперед на четыре часа. Затем они стали возвращаться назад и к концу четвертого дня ошибались лишь на сорок минут. Как была возможна такая точность при полном отсутствии привычных внешних признаков? По-видимому, испытуемый ориентировался на определенные внутренние признаки, такие, как сонливость, голод и т.п.
     Имеются большие индивидуальные различия в  способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время  может пройти для десятилетнего  ребенка в пять раз быстрее, чем  для шестидесятилетнего взрослого  человека. У одного и того же испытуемого  восприятие времени чрезвычайно  варьирует в зависимости от душевного  и физического состояния. В состоянии  подавленности или фрустрации время  течет медленно.
     По  мнению Д.Б. Эльконина, для познания разных сторон времени нужна функция различных корковых структур мозга.
     Для ребенка отражение времени –  значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это  обусловлено, прежде всего, самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей.
     Время текуче. Ни одна даже мельчайшая единица  времени не может быть воспринята сразу, “одномоментно”, а лишь последовательно: начало, а потом конец (секунды, минуты, часы).
     Для восприятия времени у человек  нет специального анализатора. Время  познается опосредованно, через  движения и ритм жизненных процессов (пульс, частота дыхания) или с  помощью специального прибора –  часов. У зрелого человека восприятие времени есть результат деятельности ряда анализаторов, объединенных в  единую своеобразную систему, действующих  как единое целое. У ребенка этой слаженности в работе анализаторов еще нет.
     Восприятие  времени легко искажается субъективными  факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).
     Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было “завтра”, становится после ночи “сегодня”, а через  сутки – “вчера”. Эта текучесть, отвлеченность, т.е. незримость времени, его слитность с теми же жизненными событиями, которые ребенок наблюдает, крайне затрудняют его вычленение и  познание.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.