На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Курс лекций по «Теории и истории мировой культуры»

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект лекций по дисциплине
«Теория и история мировой культуры» 

 


   Название  раздела и темы л сем
1  Гуманитарные  ресурсы. Культура, культурное наследие и культурно-познавательный туризм 6 4
1.1  Гуманитарные  ресурсы и культура 2 1
  Понятие и виды гуманитарных ресурсов.  Культура как составляющая гуманитарных ресурсов. Понятие культуры.  Основополагающие институты (формы) культуры.

Материальная  и духовная культура, источники ее изучения. Виды духовной культуры.

Соотношение культуры и культурно-исторических феноменов.

2  
 

Понятие и виды гуманитарных ресурсов.  Культура как составляющая гуманитарных ресурсов. Понятие культуры. Культура как смысловой  мир человека.

  1
1.2  Основные  объекты культурного  наследия 1 1
  Понятие культурного  наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие. Всемирное наследие. Культурные универсалии. Всемирные культурные ценности. Категории культурного наследия. Формы нематериального культурного наследия. 1  
  Понятие культурного  наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие. Категории и формы культурного наследия. Всемирное наследие. Культурные универсалии.
  1
1.3  Культурный  туризм как вид  туристской деятельности 1 1
  Роль элементов  культуры в формировании туристского  продукта (туристский интерес) Культурное наследие в составе турпродукта. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности.  Разновидности культурно-познавательного туризма.  1  
  Разновидности культурного туризма. Роль элементов  культуры в формировании туристского продукта   1
2 Памятники мировой культуры как основа культурно-познавательного  туризма 2 1
2.1. Исторические  эпохи и стили  в памятниках мировой  культуры. Памятники  культуры первобытности 1 1
  Понятие эпохи  и стиля в культуре. Особенности  памятников эпохи первобытности. 1  
  Понятие эпохи  и стиля в культуре. Особенности  памятников культуры эпохи первобытности.   1
2.2  Памятники античной культуры 1 1
  Античная эпоха, ее стили в искусстве, их признаки. 1  
  Памятники античной культуры крито-микенского, гомеровского, архаичного, классического, эллинистического и римского периодов.    
 

Раздел 1. Гуманитарные ресурсы. Культура, культурное наследие и культурно-познавательный туризм 
 

Тема 1. Гуманитарные ресурсы и культура

Понятие и виды гуманитарных ресурсов

 
      В туристической деятельности: при изучении спроса потребителей, формировании туристического продукта, разметке туристических маршрутов и пр. мы встречаемся с термином «гуманитарный ресурс» и понимаем его как некий источник материальных и нематериальных объектов, которые являются привлекательными для туризма. Такими объектами могут быть и огромный замок, и едва заметный родник, и скромный местечковый музей, и пафосный ансамблевый комплекс, и полузабытые ремесла, и старинные напевы деревенских бабушек. Все, что привлекает внимание туриста, что побуждает его к познанию, исследованию, движению – это ресурс туристической деятельности.
      Гуманитарные  ресурсы – в прямом переводе – человечные, т.е. присущие высокодуховному существу – человеку продукты его осмысленной, культурной, творческой деятельности, которые составляют основу запасов, или кладези знаний, передаваемых следующим поколениям и являются потенциалом для их (поколений) развития.
      Виды  гуманитарных ресурсов:
       природа: ландшафты и природные объекты (леса, горы, водоемы, пустыни, пещеры, вулканы); природные явления (северное сияние, белые ночи, снегопад, цветение и пр.); флора и фауна Земли.
       культура: наука и образование; религия и искусство; спорт и физическая культура; социальная работа; информация (СМИ и пр.) (рис.1.).
      

      Рис.1. Виды гуманитарных ресурсов
      Безусловно, без природы культура существовать просто не может: создатель культуры – существо биологическое, культура создаётся на природном ландшафте и природными средствами. Но в то же время, если бы человек не переступил природы, не вышел за рамки природных инстинктов, он бы остался без культуры.
      Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный  вид активности, преодолевающий видовую программу. Культура охватывает всё, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы. Другими словами, человек – это единственное природное существо, способное оторваться от мира природы в своём творчестве.
      Таким образом, культура основана на природе, но человек природе в культуре придаёт новый смысл и направленность. Соответственно, как видо гуманитарных ресурсов можно рассмотреть самого человека и как представителя биологического вида, населяющего планету Земля, и как носителя, хранителя и деятеля культуры.
      Наиболее глобально и глубоко гуманитарные ресурсы представлены в культуре.

Понятие культуры

 
    Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества.
    Культура  – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение.
    Такова  палитра разногласий в определении  культуры и понимании ее природы. В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
    Культура как возделывание, обработка, уход;
    Культура как образование и воспитание;
    Культура как культ, почитание.
 
     1.1. Культура как "вторая природа". Слово cultio, означающее "возделывание", "обработка", впервые было обнаружено в трактатах и письмах Древнего Рима. Например, Марк Порций Катон, римский государственный деятель и писатель, был автором трактата о земледелии. Если перевести его название, то получится слово "агрикультура". В трактате речь идёт не просто об обработке земли, а, главным образом, о культуре ухода за землёй. Возделывание почвы, по замечанию автора, невозможно без особого душевного настроя.
      Таким образом, развитие данного тезиса приводит к пониманию культуры как "совокупности искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным". Данное утверждение, идущее из древности, можно считать одним из  основных тезисов концепции понимания культуры как "второй природы".
     Может ли человек, будучи существом природным, создавать нечто надприродное? Может  ли быть культура вне природы?
      В древности, научившись управлять огнём, человек создал очаг, затем спички, зажигалки и т.д. Но при этом следует  помнить, что огонь – это явление природы, его не изобрели люди. Все последующие "культурные" изобретения с применением огня – это и есть пример использования природы под контролем человека.
      Другими словами, любые технические изобретения  – это и есть результат освоения природных процессов и их моделирование в искусственных условиях. В то же время при воздействии на природу человек стремится к её обустройству по законам, выработанным им самим и кажущимся ему правильными, гармоничными. Строя дома, разбивая парки, делая мебель, обустраивая быт, люди исходят из правильных геометрических форм.
      В этой упорядоченности проявляется  существенное различие среды обитания человека от дикой природы. Но обуздать природу, организовать её по законам  меры, гармонии и т.д., а также самому отойти от природного (чисто инстинктивного состояния) помогает процесс обучения и воспитания. 

      1.2. Культура как процесс воспитания и образования. Развивая античный тезис о культуре возделывания природы, мы подошли ко второму подходу в трактовке культуры, с позиции Античности, – как процессу возделывания души, т.е. воспитания, образования. В древнегреческой философии воспитанность и культурность  противопоставлялись варварству, отсутствию образованности. Рассматривая культуру сквозь призму человека-гражданина, наделённого разумом и свободой, греки дали миру непревзойдённые идеалы гуманизма и демократии.
      Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек  как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса.
      В позднеримский период культура ассоциировалась с качествами личного совершенства, персональных особенностей человека. Культурный человек понимался как индивид, который способен свои помыслы и действия подчинить нравственным требованиям, умеющий жить по совести. Отсюда и особое внимание к философии как средству совершенствования и воспитания человека. Эти идеи нашли своё воплощение в трудах римского философа и оратора Марка Туллия Цицерона, который, рассуждая о культуре, говорил не о возделывании земли, а о созидании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией.  "Как природное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия; она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай".
      В последующие эпохи воспитание и  образование стали основными  средствами приобщения личности к культуре при помощи трансляции фрагментов накопленного социального опыта, введением человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу, в котором он живёт.
      Более того, именно процессы "окультуривания" личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность  членов сообщества, ведут к поддержанию  необходимого уровня консолидации людей.  Другими словами, система образования, на ряду с другими формами человеческой культуры (например, правом, моралью), помогает управлять неоднородной массой людей, регулирует их взаимоотношения между собой и государством в целом. 

      1.3. Культура как культ. Третий подход к трактовке термина "культура" – это поклонение, почитание,  культ.
      В древности человек постоянно  находился в окружении богов: он встречался с ними в поле и в роще, в зелени деревьев, в тенистых гротах и речных заводях, боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.
     На  современном этапе под культом понимается:
     во-первых, почитание тех или иных объектов (мифологических или исторических персонажей, живых существ, предметов и т.д.), которые в той или иной религиозной традиции имеют сакральный смысл и связаны с религиозной прагматикой конфессии;
      во-вторых, слово культ употребляется для выражения идеи высокой ценностной значимости того или иного явления, т.е. чрезмерного возвеличивания чего-либо или кого-либо: культ семьи, культ личности, культ телесной красоты в античности и т.д.
      Но  это всё светские трактовки культа, усматривающие лишь ценностный элемент  данного понятия. В таких словосочетаниях  слово “культ” употребляется  метафорически, а не терминологически, как это наблюдается в богословской трактовке.
      Согласно религиозной концепции, началом культуры, науки и искусства, был культ. Культура как бы произрастает из культа, а культурные ценности являются его производными. Те же мифы, объясняющие культ, получают дальше самостоятельный рост и отдаляются от культа, становясь светскими (литературными или научно-философскими сюжетами). 
      Таким образом, рассматривая основные подходы  к понятию "культура", мы можем  сделать вывод о том, что в  истории общественной мысли господствовало представление о культуре как сфере олицетворения разума и духовности, образованности и воспитанности, а также просвещённости. Всё это время культура противопоставлялась природе в форме глобального артефакта ("второй природы"), переводя биологическое существование в режим социального бытия. В ней явно усматривалась реальная основа прогрессивного развития общества.  

Основополагающие  формы культуры: мифология, религия, искусство, наука 

    Развитие  культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. К ним принадлежат основополагающие формы культуры:
    мифология;
    религия;
    искусство;
    наука.
    Вначале эти системы ценностей включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к их все более глубокой специализации и к относительной самостоятельности. В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами. 

    Мифнаиболее древняя система ценностей и форма культуры. В целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию и к закону.
    Фантазия  и вымысел позволяют легко  преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического». Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать. 

    Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
    Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем.
    Ценности  светской культуры и ценности религии  часто не гармоничны и противоречат друг другу. Культура модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.
    Параллельно с мифом и религией в истории  культуры существовало и действовало искусство. 

    Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира.
    Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенней эпохи.
    Роль  искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. 

    Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки.
    Духовная  эволюция через миф, религию и  философию привела человечество к науке, где достоверность и  истинность получаемых знаний проверяются  специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит  современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование.
    Творческие  возможности науки огромны, и  они все более глубоко преобразовывают  культуру. Наука обладает некоторой  культурогенной ролью, она придает  культуре рационалистические формы и атрибуты. 
 

Взаимоотношение культуры и культурно-исторических феноменов 

Культура  и цивилизация 

    Понятие культурно-исторического типа позволяет подчеркнуть специфику каждой отдельной культуры, ее не случайные, а закономерные типичные признаки.
    Понятию «культурно-исторический тип» очень близко понятие «цивилизация».
    Под цивилизацией чаще всего понимается одна из фаз развития культуры. Характерной чертой цивилизации является воплощение достигнутого уровня духовного развития в системе материального производства.
    Термин  «цивилизация» появился в XVIII в. До XX в. он употреблялся как синоним культуры. В нынешнем столетии эти два понятия  употребляют в разных смыслах. С  цивилизацией связывали негативные проявления в культуре: стандартизацию мышления и чувств, обезличивание человека и культуры в целом. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ; на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды, результаты культурной деятельности.
    Понятия культуры и цивилизации очень близки. Нельзя понять культуру, не изучив время, эпоху, цивилизацию, которой она принадлежала. Цивилизация и культура – это аксиологические (то есть ценностные) понятия.
    Цивилизация – это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Цивилизация включает в себя все многообразие культуры.
    Культура  – код цивилизации. Цивилизация может погибнуть, а культура может существовать во фрагментной форме. Цивилизация – понятие временное, а культура – понятие общечеловеческое.
    Культура является базой для цивилизации. Но затем они сосуществуют параллельно. На определенной стадии культура гибнет, а цивилизация остается. Этот процесс анализирует О.Шпенглер («Закат Европы»). Культура приходит к своему закату на стадии империализма: это совершенная организация власти, главенство городской жизни. Каждая культура существует на протяжении тысячелетия, затем она угасает, и процесс возрождения культуры невозможен. Народ остается жить, впитывая новую культуру.
    Три смысла понятия цивилизации:
    синоним культуры;
    уровень развития общества материальной и духовной культуры;
    ступень общественного развития.

Взаимодействие  природы и культуры

 
    Культура  – это пересозданная человеком природа.
    Мир, в котором живет человек, целостен – он представляет собой сложную  систему «природа – общество», и культура функционирует на всех уровнях этой системы.
    Всякая  культура реализует свои функции  не в вакууме, а по отношению к реально существующим объектам: либо природе «первой» – естественной, либо природе «второй» – искусственной.
    Культура  – это целостный организм, и  наиболее благоприятного результата достигает та личность, которая не замыкает себя в отдельных и изолированно практикуемых видах духовной деятельности. В открытой культуре и личность должна быть открытой.
    Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем не только как объективная реальность, но и как природная сущность самого человека.
    Вне естественной природы никакая культура невозможна – культа трансформирует, преобразовывает то, что дано природой.
    Культура  формирует человека настолько существенно и глубоко, что можно утверждать, что она создает новый вид человека. До культуры или вне культуры не существует человека как разумного и социального существа.
    Природа – среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек  не способен существовать как биологический  вид.
    Не  менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надынстинктивную систему поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.
    Культура  постепенно делает своим объектом отношение  к природе, то есть возникает культура экологической деятельности человека, или экологическая культура. Ее задача – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.

Взаимоотношение культуры и общества

 
    Наряду  с действием на природу культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом. Многие исследователи считают, что культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития.
    Общество  создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности  более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества. История человечества – более широкая реальность, чем культура.
    Общество  создает условия для социального  развития человека, то есть человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими как политика, право и т.п., но в отличие от них ее регулятивы амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.
    Развитие  интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данном случае может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора.
    Культурное  богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. Ценности культуры превращаются в акты поведения личности – культура живет в личностном поведении человека. 

 

     Материальная и  духовная культура 

    Ученые  условно делят культуру на материальную и духовную.
    Под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.
    Материальная  культура имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты.
    Орудия  труда, машины, технические системы  и транспортные средства – это производственная культура. Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда. Особая область материальной культуры – вооружение и военная техника.
    Материальная  культура – это создание не столько  вещей, сколько условий для жизни  человека как человека, то есть условий «человеческого существования». Эти условия должны способствовать раскрытию творческого потенциала человека, развитию его сил и способностей.
    Источниками изучения материальной культуры являются:
    реальные предметы;
    их изображения;
    макеты и модели, современные оригиналу;
    письменные источники.
 
    Первая  группа – реальные предметы – включает в себя археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру, включая современную.
    Вторую  группу – изображения реальных предметов – составляют произведения изобразительного искусства, а также чертежи и иные графические изображения, фото- и кинодокументы.
    Макеты  и модели, составляющие третью группу источников, известны с древности. Это детские игрушки, уменьшенные копии реальных предметов, положенные в могилы, и т.п.
    Письменные  источники несут информацию знаково-социального содержания о предметах материальной культуры, технологии их производства, использования.
    Под духовной культурой понимаются деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.
    В ней выделяются политическая; правовая; эстетическая; этическая (нравственная); философская; религиозная культуры.
    Иногда  духовную культуру делят на две сферы:
    духовные качества человека и деятельность по их воплощению;
    духовные ценности, получившие как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права и т.д.
    В духовной культуре есть четыре основных раздела:
    проективный вид деятельности – это то, что предшествует практике, складывается в голове человека и предполагает модели будущих конструкций. Таким образом формируется модель должного;
    совокупность знаний о природе, обществе, человеке и его внутреннем мире. В любом обществе складывается структура добывания, хранения и передачи такой информации;
    знание-оценка – это мир ценностей человека. Сами ценности существуют в мире объективно (независимо от нас), а оценка их субъбъективна (зависит от нас).
    Основные  виды ценностей:
    предметные;
    сами вещи и процессы, имеющие ценность для человека;
    нормы, обычаи, традиции;
    идеалы; знания;
    духовное общение во всех формах его проявления. Духовное общение это: речь, книги, музыка, кино, театр. Таким образом осуществляется общение через поколения, через культуры. В процессе общения возникает новая реальность, совместное восприятие внешнего объекта.
    Материальная  и духовная культура – составные  части единой культуры. В ходе НТР  происходит все большая их интеграция:
    в материальной культуре возрастает роль ее духовной стороны;
    в духовной культуре возрастает материальная сторона. Различия между ними позволяют лишь лучше исследовать каждую сторону единой культуры.
 
 
Тема 2  Основные объекты культурного наследия
      Культурное наследие – совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся  в арсенале общественной памяти.
      Культурное  наследие составляют достижения различной  давности, переходящие к новым  поколениям в новые эпохи.
      Материальное  культурное наследие – культурные достижения общества, его исторический опыт, выраженный в рукотворных объектах и предметах, представляющих общечеловеческую ценность.
     К материальному культурному наследию относятся:
      – памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
      – ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
      – достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
      Нематериальное  наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности.
      Наряду  с термином "нематериальное" ("non-material") в зарубежной музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое" ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.
      Нематериальное  наследие — это производственный, бытовой и культурный опыт людей, выраженный в действиях и представлениях, зафиксированный в устойчивых формах (традициях) и передаваемый непосредственно от поколения к поколению.
      К нематериальному культурному наследию относятся:
      – производственные приемы труда,
      – традиционные формы бытового уклада жизни,
      – формы выражения духовных потребностей.
      Например, способы добычи зверей и ловли рыбы, приемы обработки различных  материалов, соединения частей орудий труда, строительства средств  транспорта (лодки, нарты, лыжи); способы приготовления  пищи, воспитания детей, сватовства и проведения свадеб; мифы, легенды, музыкальный фольклор и формы их выражения.
      Передача  традиционных нематериальных ценностей  осуществляется от поколения поколению, от человека человеку, минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом; такой способ наследования делает их особенно хрупкими и уязвимыми.
      В последние годы ХХ в. судьба и проблема сохранения объектов нематериального  наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного  исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов 

Формы и категории нематериального  наследия 

      К формам нематериального наследия относятся:
      – язык, литература, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуникации, традиционные экологические представления, знаки, символы и т.п.
      Нематериальное  культурное наследие включает в себя также:
      – обычаи, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы,
      – артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.
      Такое наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами, при этом формируя у них чувство самобытности и преемственности.
      Выделяет 3 категории нематериального культурного наследия:
    Выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (особенности быта, обычаи, обряды, празднества, фольклор и др.).
    Формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык в качестве носителя наследия, устные традиции и формы выражения (устное народное творчество), исполнительские искусства).
    Символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие (знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной).
 
Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия 

      Выделяют  фиксированные и воплощенные (воспроизведенные) формы нематериального культурного наследия.
      Фиксированные, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей.
      Фиксация может осуществляться различными современными способами на различные носители: бумагу, кино-и фотопленку, магнитную ленту, электронные носители.
      Воплощенные, сущность или отличительные ценные достоинства которых полностью либо частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.
      Вторичное воспроизведение, реконструкция и возрождение нематериального культурного наследия может впоследствии осуществляться путем театрализации с использованием подлинных музейных предметов и «новодела» в иных условиях, не характерных для его возникновения и бытования.
 

Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и  всемирные культурные ценности 

      Культурное  наследие в мире выражают так называемые культурные универсалии – нормы и ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества.
      Универсалии – от лат. universalis – общие понятия.
      В 1959 году Джордж Мердок выделил 70 универсалий – общих для всех культур элементов:
    приготовление пищи;
    общинная организация;
    кооперация труда;
    космология;
    спорт;
    нательные украшения;
    толкование снов;
    декоративное искусство;
    соблюдение чистоты;
    танцы;
    гадание;
    образование;
    семья;
    праздники;
    домохозяйство;
    право наследования и др.
      Культурные  универсалии возникают потому, что  все люди одинаково устроены физически, имеют одни биологические потребности, сталкиваются с общими проблемами. Каждая национальная культура, несмотря на свою самобытность, не может существовать изолированно.
      Взаимодействие  культур ведет не только к обогащению, но и расширяет межнациональное общение, способствуя межкультурному обмену.
      Взаимовлияние культур – необходимое условие  для развития мировой и общечеловеческой культур. 

      К числу всемирного культурного наследия относятся идеалы, нормы и ценности.
      Идеалот гр. idea – вид, образ, представление, понятие.
      Идеал может быть общественным (выражение интересов социальной группы о совершенном общественном строе, к которому стремится общество), позитивным и негативным, нравственным (представление о совершенстве), эстетическим
      Идеалы  являются образцом, совершенством, высшей целью стремлений и играют важную роль в динамике культуры и культурной традиции.
      Нормы – от лат. norma – руководящее начало, правило, образец.
      узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй общественный или правовой и т.д.;
      установленная совокупность сведений (норма сведений, времени, выработки и др.).
      Нормы фиксируют образцы культурной традиции и культурной новации.
      Ценности – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их ценностью, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений. Способы оценки этой значимости выражены в принципах, нормах, идеалах, установках, целях. Ценности бывают политическими, общественными, материальными и духовными, положительными и отрицательными, национальными, мировыми, общечеловеческими. 
 

Тема 3. Культурный туризм как вид туристской деятельности
    Роль  элементов культуры в формировании туристического продукта
 
      Различные области деятельности способны вызвать  мотив к путешествию и интерес  к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др. Рассмотрим некоторые из этих элементов:
      Изобразительное искусство – один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.
      Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором  – всем, что вызывает интерес у туристов.
      Музыка  и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудио пленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.
      Этнические  танцы – характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ. Яркими примерами танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец «кабуки», русский балет и др.
      Народные  промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры – хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.
      Все виды сувенирной продукции, а также  другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары), должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.
      История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив.
      Историческое  наследие региона нуждается в  продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. В числе интересных нововведений в сфере презентации исторического наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика таких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов.
      Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.
      Незаурядная крупномасштабная акция  культурного характера  была организована в  Сингапуре по случаю начала третьего тысячелетия. Самый сенсационный азиатский праздник «Millenia Mania» был рассчитан на длительный период – с июня 1999г. по август 2000г. Туристы участвовали в фантастических мероприятиях, фестивалях, развлекательных шоу, делающих смену тысячелетий незабываемой. Праздник осуществлялся в соответствии с разработанным Управлением по туризму Сингапура планом «Tourism XXI», предусматривающим значительное расширение района Чайнатауна (Chinatown), проект реставрации которого оценен почти в 57 млрд. долл. США. Согласно проекту Чайнатаун в течение трех лет должен превратиться в самый оживленный район Сингапура, отражающий его историческое прошлое. Управление по туризму разработало план специальных, присущих только Чайнатауну, мероприятий: празднование Нового года по китайскому календарю, исполнение «танца льва», соревнований по ушу и др. Рядом с Чайнатауном появятся этнические зоны, например «маленькая Индия». Ожидается, что праздник тысячелетия превратит город из заурядного туристского направления в столицу туризма XXI века.
      Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.
      Религия. Паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми, например, в Париже культовые объекты составляют 44%. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.
      Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.
      Так называемые индустриальные туры –  прекрасный способ расширить соответствующий  сегмент туристского рынка. Турфирмам  следует способствовать организации  и проведению специализированных туров на заводы, фабрики, промышленные и другие объекты, конкретный перечень которых следует согласовывать с департаментами торговли и коммерции, гостиничными предприятиями, сервисными компаниями и другими организациями, имеющими прямой или косвенный контакт с туристами.
      Целесообразно использовать практику организации  специализированных групповых туров  для производителей определенного  вида продукции в другую страну с  целью ознакомления с процессом  ее разработки, производства и реализации. Департаменты коммерции некоторых стран и различные промышленные группы практикуют специализированные туры не только с целью ознакомления туристов с потенциальными рынками, но и для привлечения внимания к определенным видам продукции, увеличения спроса, объемов продаж, налаживания контактов. Яркий пример использования торговли и бизнеса в целях 
туризма – Гонконг, где деловая и торговая жизнь выступает как важнейший элемент туристских впечатлений.

      Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.
      В программу специализированного  тура следует включать различные  мероприятия, во время которых туристу  будет интересно познакомиться  с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например, в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.
      Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.
      Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма.
      К числу наиболее популярных научных  объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а  также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. Например, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает огромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний туристам.
      Национальная  кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например, ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.
      Туристы считают питание важным элементом  поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях  не только об отдыхе, но и о стране.
      Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.  

 

       Историко-культурный потенциал как  основа культурного  туризма 

      Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
      Минимальный набор ресурсов для познавательного  туризма может быть любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
      • памятники археологии;
      • культовую и гражданскую археологию;
      • памятники ландшафтной археологии;
      • малые и большие исторические города;
      • сельские поселения;
      • музеи, театры, выставочные залы и  другое;
      • социокультурную инфраструктуру;
      • объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
      • технические комплексы и сооружения.
      Таким образом, главным содержательным компонентом культурного турпродукта является культурное наследие.
      Культурное  наследие определенного народа всегда связывают с определенным географическим ареалом проживания и историческим периодом развития. 

Культурное наследие в составе турпродукта 

      Культурное наследие в составе турпродукта трудно поддается оценке с точки зрения его количества, качества и реальной потребительской стоимости. Его стоимость может определяться лишь субъективно, индивидуально, конкретным потребителем культурного турпродукта. Лишь сам потребитель может определить, какое культурное, духовное и эстетическое удовольствие может доставить ему лично культурное наследие, это во многом и определяет ценность самого турпродукта. Особенно это касается явлений нематериальной культуры, которые не имеют никакой материальной ценности.
      Отдельные компоненты стоимости  культурного наследия в составе турпродукта можно просчитать, а именно:
    1) длительность потребления,
    2) частота потребления,
    3) количество и вид объектов или явлений культуры, включенных в базовую стоимость пакета туруслуг.
      Необходимо  подчеркнуть, что коммерческая ценность или стоимость культурного наследия зависит от уровня ожиданий клиента. Клиент должен получить то, что обещано, но не все запросы клиента могут быть удовлетворены даже за очень высокую цену. С другой стороны, цена не должна быть занижена. Если качество продукта гарантировано, а сам продукт эксклюзивен, то он не должен стоить дешево. Однако изначально качество и ценность культурного наследия должны оцениваться экспертами, а не туроператорами.
      Качество  культурного турпродукта, как и любого другого, должно соответствовать необходимым критериям, определяемым потребителем, так как само понятие качества подразумевает свойства турпродукта, способные удовлетворять установленные и/или предполагаемые потребности потребителя.
      Среди специфических туристских мотиваций спроса особо выделяются:
    поиск новизны (novelty seeking),
    подлинность культурного наследия (authenticity),
    межкультурность (cross-culture), подразумевающая ориентированность турпродукта на национальный лингвокультурный сегмент рынка потребителей, межкультурный принцип отбора информации, межкультурное общение с носителями изучаемой культуры.
      Таким образом, специфические критерии качества культурного турпродукта: новизна, подлинность, межкультурность.
      Критерий  новизны культурного  турпродукта подразумевает ощущения необычности, нетрадиционности, нестандартности, отличности от собственной культуры.
      Ожидания  потребителей связаны с переживаниями  удивления, потрясения, восхищения, восторга от открытия нового.
      По  мнению исследователей, конструкт новизны  обладает четырьмя взаимосвязанными измерениями: волнение (thrill), уход от обыденности (change from routine), снятие скуки (boredom alleviation) и удивление (surprise).
      Критерий  подлинности культурного  наследия (объектов и явлений культуры) в составе турпродукта как критерий его качества неоднозначен, и это также связано с дифференциацией уровня ожиданий и потребностей потребителей.
      Подлинность создается культурно-историческими  условиями. Она уменьшается и  даже утрачивается, когда продукт  теряет связь с культурной и природной  средой. Степень подлинности отличает один продукт от другого, но и спрос на подлинность может быть различен. Анализ публикаций по данной проблематике позволяет сделать вывод о том, что более опытные и более «интеллектуальные» путешественники предъявляют более высокие требования к степени подлинности объектов и явлений культуры, в то, время, как менее опытных и менее «интеллектуальных» вопрос подлинности интересует в меньшей степени.
      Критерий  межкультурности, как уже было отмечено выше, несет в себе основополагающий принцип учета национально-культурной специфики как инициативного, так и рецептивного сообществ, особенностей психологии, восприятия, поведения, а также тесного взаимодействия культур через все виды коммуникации. Другими словами, межкультурность – это межкультурная коммуникация в самом широком смысле.
      В современных условиях коммуникации пронизывают все сферы жизнедеятельности  современного человека: социальную сферу, политику, культуру, экономику, управление.
      Межкультурная коммуникация – неотъемлемый фактор туризма и доминанта международной туристской деятельности. 

Культурный  туризм в системе  туристской деятельности 

      Понятие «культурный туризм» («cultural tourism») официально на международном уровне впервые  упоминается в материалах Всемирной  конференции  по культурной политике (1982 г.).
      Исходя  из значения английского термина  «cultural tourism», который и несколько  десятилетий назад определялся  как «культурно-познавательный или  познавательный туризм»
      ЮНЕСКО  рассматривает культурный туризм как  отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов».
      В Хартии по культурному туризму Международного Совета по памятникам и объектам (ICOMOS) культурный туризм определяется как:
      «форма  туризма, основной целью которого помимо прочих целей является…открытие  памятников и объектов».
      ICOMOS характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера (…) посвященный представлению и разъяснению культурной идеи».
      В ходе всей истории человечества люди обменивались культурным опытом, идеями, ценностями и товарами через искусство, торговлю и миграции. «Человеческая история – это история таких путешествий».
      Основная  исходная цель культурного  туризма – знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения).
      Однако  понятийная сущность культурного туризма  претерпела ряд изменений в ходе исторического развития. Генезис культурного туризма приходится на середину XVIII в., когда понятие культурного туризма означало сложившуюся к тому времени (1750-1850) практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств. Сыновья аристократов отправлялись в длительные турне (grand tours) в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников с тем, чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми.
      В XIX в. понятие культурного туризма  использовалось купцами, которые путешествовали для того, чтобы развить свое мастерство (to develop “class”). В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма, «культурный» туризм приобрел свое современное значение.
      В XXI в. культурный туризм призван служить  идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, т.е. уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. (Декларация терпимости ЮНЕСКО, 1995 г. М., 1996  С. 9-10).
      Культурные  контакты, когда индивидуальные путешественники или целые сообщества передают свои идеи и культурные традиции другим странам и народам, осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО и Всемирной туристской организации. Среди них такие крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно-исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия.
      По  данным экспертов ВТО, культурный туризм сегодня составляет от 18 до 25% въездного  турпотока и эта доля будет расти в будущем, хотя, данный вид туризма не может быть массовым как в силу специфики туристских мотиваций, национальных моделей досуга и распределения свободного дохода, так и в силу ограниченности возможностей широкого доступа туристских потоков к объектам культуры и культурного наследия.
      Развитие  культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур  и культурного наследия стран  и регионов. Как отмечается в программной  работе ВТО «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».
      Однако  в силу интернационализации и  глобализации, т.е. новых условий  развития мирового сообщества, с одной  стороны, а также насыщения рынка однотипными продуктами, роста конкуренции, расширенной дифференциации и сегментации спроса, необходимости расширения туристского предложения, экономической диверсификации, с другой, действительно отмечено появление новых подвидов культурного туризма.  

Разновидности культурно-познавательного туризма 

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного  туризма в практику уже вошли  или входят следующие подвиды  культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.
    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма:
      – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);
      – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;
      – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);
      – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);
      – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);
      – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);
      – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);
      – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).
      Данные  тенденции диверсификации культурного  туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного  туризма и специализацию интересов  международных путешественников по различным аспектам культур и  культурного наследия посещаемых ими  стран и территорий.
      В новом контексте глобальной миссии культурного туризма как фактора  и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и  нетерпимости, воспитания уважения и  толерантности и исходя из понятия  культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:
      1) познание культуры и культурного  наследия,
      2) охрана и возрождение культуры,
      3) диалог культур. 
      То  есть культурному туризму присущи  сегодня три основные гуманитарные функции:
      1) культурно-познавательная и образовательная,
      2) культуроохранная и консервационная, 
      3) коммуникационная и миротворческая. 

    Манильская  декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и  экономическую области жизни государств и их международных отношений.
    Развитие  туризма связано с социально-экономическим  развитием наций и зависит  от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».
    «При  практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:
      полное и гармоничное развитие человеческой личности;
      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
      равные права в определении своей судьбы;
      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;
      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».
    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.
    Этим  определяются основные потребности человека в культурном туризме.
    В основе культурного туризма находится  знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами, что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.
    Немаловажную  роль играет и природная любознательность человека, туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.
    Имеют место здесь и современные  условия жизни общества: научно-технический  прогресс коренным образом изменил  жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение  интенсификации труда, автоматизация  и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.
    Туризм (въездной, выездной, внутренний) как  многоплановая и активная форма  отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.
    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурного туризма, как  одного из основных видов туристской индустрии.  
 

Раздел  II. Памятники мировой культуры  

Тема  4. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили  

Типология культуры. Принципы типологии культур 

    Типология культур (от греч. typos – отпечаток, форма, образец + logosзнание, учение) – научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям.
    Типология культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических форм существования культуры (этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и др.).
    Проблема  типологии культуры является одной  из актуальных и дискуссионных проблем  в современной теории культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.