На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Макроэкономика и её особенности в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

     Республика  Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной  системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала  точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая совокупность элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
     В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.
     Целью данной работы является рассмотрение социально ориентированной рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь.
     Задачами  данной работы являются:
     — рассмотрение моделей социальной рыночной экономики;
     — рассмотрение социально-ориентированной  шведской экономики;
     — рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь. 
 

ГЛАВА 1. Макроэкономика:  понятие,  особенности,  функции и субъекты. Проблемы  регулирования экономики.  Истоки,  сущность,  функции,  принципы и модели социальной рыночной экономики. Макроэкономика в условиях социальной ориентации экономической системы. 
 

   1.1 Макроэкономика и  её особенности. 

   Макроэкономика  – это раздел экономической теории, в котором рассматриваются факторы, закономерности и условия эффективности  совместной экономической деятельности всех её участников в рамках целостного экономического организма.
   Макроэкономика  изучает совместную, взаимозависимую  и взаимосвязанную деятельность всех экономических субъектов во всех сферах. Объективной основой этого служат общественное разделение труда и экономическая зависимость всех друг от друга. В этом состоит первая особенность макроэкономики.
   При рассмотрении целостного образования  – всей экономики в её единстве – макроэкономика оперирует другими  показателями и измерителями - агрегатами, т.е. совокупностями (совокупная цена, государственный бюджет, национальный доход и т.п.). В этом – вторая её особенность.
   Изучая  экономику как единое и целостное  образование, макроэкономика учитывает  внешние субъекты (другие государства) и их экономическое воздействие (например в форме импорта и экспорта). В этом состоит третья особенность макроэкономики.
   Исследуя  особенный объект, макроэкономика опирается  на иные подходы и методы его изучения. Их совокупность составляет методологию  макроэкономики.
   Основу  методологии составляют:
    Равновесный подход;
    Предельный подход;
    Мультипликативный подход;
   В макроэкономике широко используют специфические  методы изучения. Одним из главных  методов служит моделирование. Моделирование – это отражение экономической реальности с помощью модели, т.е. воспроизведения предмета в упрощённом либо уменьшённом виде.
Моделирование бывает:
    Математическим;
    Графическим;
    Логическим;
   При этом модели могут быть двух типов: статические и динамические. Статические  модели отражают макросвязи в определённый момент времени, а динамические – моделируют экономические связи в развитии с учётом течения времени на протяжении какого-то периода. Особенности методологии макроэкономики показаны в таблице 1. 
 
 
 
 
 

Основные  подходы
Равновесный Предельный Мультипликативный
Основные  методы
Математическое моделирование Графическое моделирование Логическое  моделирование
Тип модели
Статический Динамический
 
 
Таблица 1. Методология макроэкономики
Основные  функции макроэкономики:
    Познавательная;
Суть: изучение и объяснение экономических процессов в национальной экономике.
    Практическая;
Суть: даёт рекомендации для проведения экономической политики.
    Прогностическая;
Суть: проводит оценку перспективных вариантов макроэкономической динамики.
    Мировоззренческая;
Суть: формирует экономическое мировоззрение членов общества. 

Главными  экономическими субъектами в макроэкономике являются:
    Домашние хозяйства;
    Предприятия и фирмы;
    Государство;
    Участники внешнеэкономических отношений (заграница).
   Сектор  домашних хозяйств включает все частные хозяйственные единицы внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства поставляют на рынок факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага; часть полученного дохода сберегают.
   Предпринимательский сектор – это совокупность всех фирм страны, предъявляющих спрос  на факторы производства, создающих  предложение произведённой продукции  и инвестирующих средства в производственную базу.
   Государственный сектор представлен совокупностью всех государственных институтов и учреждений. Государство занимается производством общественных благ (национальная безопасность, наука, инфраструктура, природоохранные мероприятия и т.п.), способствует оптимальному функционированию национальной экономики. Как макроэкономический субъект, государство закупает средства производства, созданные в предпринимательском секторе, оплачивает труд государственных служащих. Понесённые при этом затраты называются государственными расходами, основным источником покрытия которых являются налоги. Государство осуществляет также выплаты домашним хозяйствам в виде государственных пенсий, пособий и предпринимателям в виде дотаций. Важной функцией государства является также создание (предложение) денег.
   Сектор  заграницы включает в себя совокупность всех экономических агентов за границей, осуществляющих операции с субъектами данной страны. Воздействие заграницы  на национальную экономику происходит через международную торговлю, миграцию производственных факторов, национальных валют.
   Все субъекты макроэкономики, осуществляя экономическую деятельность, опираются на свои интересы и мотивы, реагируют на изменения общей и частной экономической обстановки, на действия других субъектов, как внутренних, так и внешних (заграница).
   В макроэкономике большую роль играет временной фактор. Поэтому важное значение имеют "ожидания" экономических  субъектов.
   Ожидания  – это представления экономических  субъектов о том, как сложится хозяйственная конъюнктура в  будущем. Теория ожиданий акцентирует внимание на поведении, поступках, устремлениях людей, которые необходимо учитывать при разработке экономической политики.
   Экономические ожидания подразделяются на две группы:
    Ожидания ex post (оценка экономическим субъектом приобретённого в прошлом опыта);
    Ожидания ex ante (прогнозная оценка предстоящих действий, событий).
   В макроэкономике выделяют три основных концепции формирования ожиданий.
      Концепция статических ожиданий.
В соответствии с ней хозяйствующие субъекты строят свои планы по аналогии с планами прошлых лет. Никаких изменений в текущую и предстоящую хозяйственную деятельность не вносится.
      Концепция адаптивных ожиданий.
Предполагает, что экономические субъекты, планируя будущую деятельность, корректируют свои ожидания и действия исходя из событий прошлого, ошибок или подтверждений прошлых прогнозов. Ввиду того, что экономическое поведение субъектов обусловлено прошлым опытом, адаптивные ожидания "обращены назад", не имея никакой связи с будущим.
      Концепция рациональных ожиданий.
Хозяйствующие субъекты прогнозируют свою деятельность с учётом не только прошлого опыта, но и критической переработки  всей имеющейся в их распоряжении информации. В условиях быстрого изменения  экономической конъюнктуры ожидания формируются на основе не прошлого опыта, а предвидения будущего. С учётом анализа имеющейся информации формируется рациональное поведение экономических субъектов.
 По  многим вопросам макроэкономики в науке  сложилось несколько разных точек  зрения, которых можно сгруппировать  по основным научным направлениям.
 Классическое  направление (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.) исходит  из следующих понятий:
    Экономика – это рынок совершённого типа;
    Экономика является саморегулируемой;
    Цены на рынках гибкие, уравновешивающиеся;
    Экономические субъекты действуют рационально – под влиянием своего интереса, т.е. выгоды.
 Кейнсианское  направление (Дж. Кейнс), отрицающее положения классического направления в связи со сформировавшимся несовершённым типом рыночной экономики, утверждает следующее:
    Цены перестали быть гибкими;
    Экономика (её рынки) взаимозависимы, поэтому "сбои" в одном звене вызывают неравномерность в другом;
    Экономические субъекты действуют нерационально, не только под воздействием экономического интереса, но и различных ожиданий, психологических моментов и т.п.;
    Экономика перестала быть саморегулируемой, её должно регулировать государство.
  Монетаристское  направление (М. Фридман и др.), выступают  против кейнсианства, отстаивает следующие  положения:
    Деньги – основной элемент рыночной экономики;
    Изменения в денежном секторе – первичные и главные по отношению ко всем изменениям в реальном секторе экономики;
    Государство должно регулировать только лишь деньги, осуществляя жесткое сдерживание денежной массы.
 
  Значимость  макроэкономики состоит в том, что она отражает и изучает сложную реальность — экономику в целом, а это должно служить основой грамотной и взвешенной экономической политики. Такая политика представляет собой совокупность принципов и средств, призванных обеспечивать условия для здорового развития макроэкономики, при котором осуществляются устойчивый экономический рост и рациональная занятость ресурсов.
  В современном мире выделяют два подхода к макроэкономике и ее регулированию: рыночный и социально регулируемый.
  При рыночном подходе экономика на макроуровне развивается под воздействием объективных законов рынка. А регулирующее влияние государства весьма ограничено и сводится только к правовому обеспечению норм (правил) функционирования рыночных структур и защите прав бизнеса.
   При социально регулируемом подходе особым направлением регулирующего воздействия государства становится защита бизнеса, различных социальных групп, общества в целом.
   Это обусловлено тем, что рынок несет  серьезные риски (убытки, банкротства и т.п.) не только самому бизнесу, но и другим участникам рыночных отношений. Среди таких угроз (рисков) — безработица, инфляция, производственные травмы и инвалидность, бедность и нищета, недоступность дорогой медицинской помощи и дорогого образования и т.п.
   Кроме того, с развитием общества все  больше потребность и шире круг так  называемых общественных благ— тех  товаров и услуг, потребление  которых кем-либо не уменьшает их доступности для других. Основными формами таких благ служат охрана общественного порядка, охрана окружающей среды, защита от эпидемий, национальная оборона и т.п.
   Эти блага нужны всем, но затраты на такие блага не приносят прибыли, поэтому они не интересны для  частного бизнеса. Ими должно заниматься государство.
   Таким образом, социально регулируемый подход к макроэкономике в отличие от рыночного расширяет функции и ответственность государства перед членами своего общества за достижение главной цели — обеспечение условий не только для экономической, но и социальной устойчивости данного общества. 

   1.2. Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика.
   В конце XIX в. возникло направление экономической  мысли - социальная экономия (Ш. Жид, Г. Шмоллер, А. Вагнер, Г. Джордж и др.). Суть этого направления выражалась в ряде концепций, объединенных стремлением к решению ставших острыми социальных проблем.
   Социальная  экономия как течение экономической  мысли отличалась следующими основными положениями:
    обвинением капитализма в таких социальных последствиях, как эксплуатация, материальное неравенство, безработица, угнетение женщин и т.п.;
    признанием необходимости и возможности решения социальных проблем;
    отказом от мысли об антагонизме классов и признание их взаимодополняемости как основы для сотрудничества и солидарности;
    признанием возможности и важности государства для осуществления социальной политики.
   Однако  по последнему положению (о государстве) социальная экономия разделилась на два потока. Одно уповало в решении  социальных проблем на активизацию кооперативного движения и добровольных объединений граждан. А другое главную роль в решении социальных проблем отводило государству.
   В то время социальная экономия не сыграла  значительной роли ни в теории, ни в  практике. Однако она заложила камень в их будущее развитие.
   Перед второй мировой войной ряд немецких ученых под воздействием разразившегося мирового экономического кризиса были едины в том, что их страна должна дистанцироваться от устаревшей системы свободной рыночной экономики, ответственной за мировой кризис. Это направление немецкой экономической науки напрямую связало экономические "порядки" с государством, его политикой и правом, выявляя их взаимозависимости. 
 

   В послевоенной разрушенной Германии, дистанцируясь теперь уже и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы стали искать третий путь.
   Формула этого пути была выдвинута Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978) и состояла из трех слов: "социальное рыночное хозяйство". "Основная философия социального рыночного хозяйства,— как напишет потом немецкий профессор К. Цинн,— состоит во взаимодействии рыночного механизма и социально озабоченного или ходатайствующего государства"1.
   Сам же Мюллер-Армак писал в 1947 г. так: "...социальная справедливость, наряду и вместе со свободой, должна быть возвышена до того, чтобы стать составной частью нашего будущего экономического порядка"2. 

   Начиная с 1948 г. эти идеи приобрели в послевоенной Германии статус государственной доктрины. Успешная реализация такой доктрины получила впоследствии название "немецкое экономическое чудо".
   Однако двойственность, нечеткость формулы "социальное рыночное хозяйство", в которой акценты могут быть поставлены как на первом, так и на втором слове, была достаточно критически воспринята с точки зрения науки еще в те времена. Это следует учитывать и при анализе сложившихся затем в разных странах экономических моделей.
   Таким образом, германская модель социальной рыночной экономики характеризуется следующими основными чертами:
    наличием индивидуальной свободы и развитости конкуренции как условия реализации рыночных механизмов;
    зависимостью социальной политики от компромиссных решений разных социальных групп и от прямого участия государства в социальном обеспечении граждан;
    принятием государством мер антициклического и антиинфляционного порядка;
    осуществлением принципа социального партнерства.
 
   С некоторыми различиями социальная рыночная экономика утвердилась также  в Австрии, Франции, Греции, Швеции, Финляндии.
   Главной функцией социальной рыночной экономики  является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества.
   Функции социальной рыночной экономики:
    социальной стабилизации и социального мира;
    создания условий для более широкого удовлетворения тех важных потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок;
    более широкого удовлетворения особых, социальных потребностей общества и граждан;
    социальной защиты субъектов, оказавшихся в силу ряда объективных причин "вне игры" на рыночных условиях;
    повышения материального благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны;
    развития социальной солидарности и ответственности.
 
Основные принципы социальной рыночной экономики:
    Социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
    Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
    Принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
    Принцип установления социальных гарантий как гарантий равных для всех социальных слоев возможностей.
    Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
    Принцип социальной защиты для незащищенных.
    Принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.
    Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
    Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.
    Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.
 
   Главными  составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются:
    производственная сфера рыночного типа;
    социальная сфера.
   Их  соотношение, структура не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий, поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.
   Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики заложена самой формулой "социальная рыночная экономика", в которой "социальная" и "рыночная" сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы, и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы.
    В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает своей моделью  экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень  жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относится так называемые страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики у них разные.
    Если  общим критерием рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается  быстрее, а другая медленнее.
    Уже не подвергается  сомнению положение  о том, что большое влияние  на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т. п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.
    Отношение государства и рыночной экономики  определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обуславливающие ее развитие.
    На  сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в 18 веке.
    Анализ  социально-экономического развития США  за последние примерно сто лет  позволяют выделить три важнейшие  характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и – возросшее вмешательство  государства в экономику.
    Среднегодовые темпы его роста были более 3%. До 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 года.
    При этом следует помнить, что такие  темпы развития были характерны для  страны классического капитализма  и рыночной системы, не с точки  зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения  в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное  происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.
    Отцы  американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс –  прагматики с огромным опытом и знанием  делового человека, американского характера  эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.
    Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство  в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.
    Первое  – обеспечение общественных услуг  путем найма рабочей силы покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.
    Второе  направление – перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей.
    Третье  – вмешательство в частный  рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.
    Четвертое – макроэкономическое регулирование  денежно-кредитной сферы через Федеральную Резервную систему.
    Второе  направление вмешательства государства  – влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.
    Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.
    Рыночная  система США позволила создать  простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.