Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическая система Рудольфа Штайнера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  университет культуры и искусства

Кафедра педагогики и психологии
Курсовая  работа

по педагогике на тему:

Педагогическая  система

Рудольфа  Штайнера 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка:
группы 241
Фоминых Я.В.
Преподаватель:
Подколзина  Л.Г 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2009 
 
 
 

Содержание 
 

  Введение………………………………………………………3  

Глава 1. 1.1.Биография Рудольфа Штайнера…………………………6
1.2.Краткий обзор основных идей Р.Штайнера на основе лекций, прочитанных им весной 1920 г. в Базеле………….9 1.3.Вальдорфская педагогика. Основные принципы……...16
1.4.О вальдорфской педагогике в России ………………....19
 

Глава 2 2.1.Педагогика Р.Штайнера и педагогическое учение К.Д.Ушинского………………………………………………25
 

Заключение…………………………………………………35  

Библиография………………………………………………38  
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Введение 

Актуальность  данной темы представляется несомненной ввиду исключительной важности, которую приобретает в настоящее время педагогическая наука. Общество меняется и, следовательно,  необходимы новые подходы в образовании. Педагогическая система Рудольфа Штайнера отвечает интересам и стремлениям общества сегодняшнего дня. Обществом сейчас очень востребована литература о всевозможных способах самосовершенствования, возвращается интерес к таким личностям как Джидду Кришнамурти, Анни Безант, Елена Блаватская,Рудольф Штайнер…
Несколько лет  назад в Санкт-Петербурге был проведён городской форум, на котором представителям РАНО и директорам школ было предложено ответить на следующий вопрос: "Какой педагог представляется вам идеальным?". Было предложено расположить качества "Идеального педагога" от самых важных в порядке убывания.
 Результаты  оказались следующими: важнейшими  качествами, которыми должен обладать  педагог, оказались прежде всего
- умение работать  с учебником
-профессионализм
-формирование ЗУН.
Личностные качества педагога, организация  эвристической  и исследовательской деятельности находятся на пятидесятом месте!!!
Данный форум  был проведен не только в Санкт- Петербурге, но и в Волгограде, в Караганде  и других городах России.  Во всех городах, включая Санкт- Петербург, результаты полностью совпали.
Такие статистические данные свидетельствуют о необходимости  интенсивного внедрения в образовательный  процесс идей Рудольфа Штайнера.
Педагогическая  система, о которой пойдет речь в курсовой работе, возникла в начале ХХ в. как результат размышлений ученого и философа Р.Штайнера о современном ему состоянии общества. Р.Штайнер создал новую педагогической систему, которая известна теперь как вальдорфская система образования.
Штайнер родился в 1861 г. в Австро-Венгрии. В 16 лет Рудольф  начал изучать «Критику чистого разума» И.Канта и другие философские книги. Наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит гимназический курс, овладевая греческим, латынью, историей, литературой.
   В этом разнообразии интересов  можно увидеть семена будущей  концепции вальдорфской школы,  объединяющей в своем учебном   плане гуманитарный, естественный  и математический циклы.
Решающим  в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вложить душу в образовательный процесс.
 В основанной Штайнером педагогической системе поощряется дух взаимопомощи и поддержки, противоположный методу селекции особо одаренных и методу конкуренции.
  С 1890 по 1897 гг. Штайнер  жил в Веймаре, где наряду с педагогической деятельностью занимался изучением архива Гете. В эти годы Штайнер формирует собственную научно-философскую позицию. Он пишет «Теорию познания мировоззрения Гете», защищает докторскую диссертацию (позже издана  под названием «Истина и наука»), создает основной свой философский труд «Философия свободы». Здесь  он затронул область идей, не получивших развития в истории немецкой классической философии, но ставших центральными для одного из значительных течений философии ХХ века – феноменологии Гуссерля.
   В 1897 г. Штайнер переселяется  в Берлин, где становится редактором  «Литературного журнала». Затем  его приглашают преподавать в  школу для рабочих, где он  работает шесть лет и пользуется  огромной популярностью среди   слушателей.
   Осенью 1900 г. Штайнер выступает  с докладом о Ницше в Теософской  библиотеке графов Брокдорф. Затем  его приглашают прочесть цикл  лекций в теософском обществе  и, наконец, предлагают это  общество возглавить. Благодаря Штайнеру, теософское общество стало заметным явлением в духовной жизни Германии. 
Выступая  перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер  рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт  предложил Штайнеру создать такую  школу при фабрике.  Так 25 апреля 1919 г.  с рождением первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Р.Штайнер, началась история вальдорфской педагогики.
  Рудольф  Штайнер  заложил основы антропософской  медицины, био-динамического сельского  хозяйства, концепции «трехчленности социального организма»; дал импульсы для развития эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, музыке, архитектуре. Штайнер оказал существенную помощь при основании движения за обновление религиозной жизни Общины христиан  в Штутгарте.
     Но наибольшую известность имя  Р.Штайнера получило в вязи  с широким распространением образовательных  учреждений, работающих на основе  созданной им педагогики. Учение  и обучение являлись основным мотивом его жизни. 

Цель: Изучить педагогическую систему Рудольфа Штайнера.
Задачи: - Проанализировать литературу по теме курсовой работы
              - Сравнить педагогическую систему  Р.Штайнера и К.Д.                                           Ушинского
              - Раскрыть особенности системы  Р.Штайнера и её основные принципы
              - Проследить появление и распространение  системы Р.Штайнера в российской  системе образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. 

Биография Рудольфа Штайнера 

Рудольф Штайнер (1861-1925)
 Штайнер  родился в 1861 г. в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Отец его был телеграфистом, затем начальником станции. Он стремился дать сыну хорошее техническое образование и отдал его в реальное училище. Рудольф старался учиться хорошо: прилежные ученики освобождались от платы за обучение. Кроме того, он был очень любознательным. Самостоятельно, по книге, взятой у учителя, Рудольф изучил геометрию, овладел дифференциальными и интегральными исчислениями.  В 16 лет Рудольф  начинает изучать «Критику чистого разума» И.Канта и другие философские книги. Наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит гимназический курс, овладевая греческим, латынью, историей, литературой.
   В этом разнообразии интересов  можно увидеть семена будущей  концепции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном  плане гуманитарный, естественный и математический циклы.
   В своей автобиографии Штайнер  с большой любовью вспоминает  о своих учителях, подробно описывает  методы и содержание обучения. Не случайно  вальдорфская педагогика акцентирует внимание на роли личности воспитателя и учителя и его человеческих качествах. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вложить душу в образовательный процесс.
   Примерно с 14 лет Штайнер  начинает давать своим соученикам вспомогательные уроки. «Благодаря моим ученикам я узнал о проблемах человеческого душевного развития», - писал  он впоследствии.  Не случайно, что в основанной Штайнером  педагогической системе поощряется дух взаимопомощи и поддержки, противоположный методу селекции особо одаренных и методу конкуренции.
   Частной педагогической деятельностью  Штайнер занимался  в течение  многих лет своей жизни.
   Осенью 1879 г. по 1883 г. Штайнер учится  в   Венской высшей технической школе. Будучи студентом, знакомится с выдающимся исследователем  наследия Гете, комментатором «Фауста», профессором К. Ю.Шроером. Штайнер заинтересовался учением Гете о цвете и самостоятельно начал заниматься оптикой.
Штайнер высказал мысль, что в гетевском подходе к феноменам света и цвета скрыты еще не освоенные наукой возможности.
   Шроер рекомендовал 22-летнего студента  в качестве редактора и комментатора  естественнонаучных сочинений Гете  издателю Кюршнеру, который  планировал  издание академического собрания трудов Гете.  Штайнеровские комментарии и вводные очерки к  научным творениям Гете получили самую высокую оценку специалистов. Работе над наследием Гете Штайнер посвятил в общей сложности около 15-ти лет.
   В1884 г.  Штайнер стал домашним учителем в семье венского коммерсанта Л.Шпехта, 10-летний сын которого считался телесно и душевно больным и непригодным к обучению. Штайнер поставил перед собой сложнейшую воспитательную задачу. «Благодаря практике обучения, которую мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу психологии и физиологии» (Штайнер).  Штайнер работал с мальчиком в течение  двух лет, после чего тот смог сдать школьные экзамены. Позднее он поступил в университет и стал врачом.
   Такой удивительный результат   возник не на голом энтузиазме  со стороны педагога, а благодаря  трезвому, почти техническому подходу  к организации обучения с учетом  терапевтического и гигиенического  аспектов.
  С  1890 по 1897 гг. Штайнер живет в Веймаре, где наряду с педагогической деятельностью занимается изучением архива Гете. В эти годы Штайнер формирует собственную научно-философскую позицию. Он пишет «Теорию познания мировоззрения Гете», защищает докторскую диссертацию (позже издана  под названием «Истина и наука»), создает основной свой философский труд «Философия свободы». Здесь  он затронул область идей, не получивших развития в истории немецкой классической философии, но ставших центральными для одного из значительных течений философии ХХ века – феноменологии Гуссерля.
   В 1897 г. Штайнер переселяется  в Берлин, где становится редактором  «Литературного журнала». Затем  его приглашают преподавать в  школу для рабочих, где он  работает шесть лет и пользуется  огромной популярностью среди  слушателей.
   Осенью 1900 г. Штайнер выступает  с докладом о Ницше в Теософской  библиотеке графов Брокдорф. Затем  его приглашают прочесть цикл  лекций в теософском обществе  и, наконец, предлагают это  общество возглавить. Благодаря Штайнеру, теософской общество стало заметным явлением в духовной жизни Германии. 
  А  1913 г. из-за идейных расхождений  с руководством Штайнер оставляет  Теософское общество и организовывает  Антропософское общество. Штайнер  создает модель собственного  здания – Гетеанума, в строительстве которого участвовали представители разных народов Европы, в том числе представители русской интеллигенции (Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова-Волошина, Ася Тургенева и др.)  С 1913 по 1922 г. Штайнер руководит строительством Гетеанума  в Дорнахе, пишет ряд статей  и книг, выступает с лекциями, в которых касается разнообразных сторон духовной жизни, истории, познания мира и человека.
   В самый разгар строительства  Гетеанума начинается Первая  мировая война. Штайнер создает концепцию дальнейшего европейского развития, а в 1917 г. излагает их в форме меморандума и передает ведущим политикам  Германии и Австрии, встречаясь с некоторыми из них лично. Политики теоретически соглашались с выводами Штайнера,  но не воспользовались его предложениями. Тогда Штайнер пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где излагает свою точку зрения на причины войны  и перспективы послевоенного развития. Под «Воззванием…» подписываются многие видные общественные деятели, в том числе и писатель Томас Манн.
  Штайнер  выступает с многочисленными  лекциями, посвященными социальному  вопросу, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает  значительные идеи в области  экономики, права, налоговой системы.
 Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил Штайнеру создать такую школу при фабрике.  Так 25 апреля 1919 г.  с рождением первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Р.Штайнер, началась история вальдорфской педагогики.
    В результате поджога  в  ночь на 31 января 1922 г.  построенное  здание Гетеанума  погибает  в огне. Штайнер увидел в этом  событии внешнее воплощение кризиса  Антропософского общества и начинает его реорганизацию.
  В  1924 г. Штайнер смертельно заболевает  и умирает 30 марта 1925 г. в  Дорнахе (Швейцария), где по его  эскизам уже началось в то  время строительство второго  здания Гетеанума, существующего  и поныне. Новый Гетеанум считается значительным новаторским шагом в истории архитектуры ХХ в.
  Рудольф  Штайнер  заложил основы антропософской  медицины, био-динамического сельского  хозяйства, концепции «трехчленности  социального организма»; дал импульсы  для развития эвритмии, новых  направлений в драматическом искусстве, живописи, музыке, архитектуре. Штайнер оказал существенную помощь при основании движения за обновление религиозной жизни Общины христиан  в Штутгарте.
   Во избежание недоразумений необходимо  отметить, что Р.Штайнер не основывал никакой религии (как это часто ошибочно утверждают) и считал всякое основание новой религии невозможным. Об антропософии он писал, что это «познание, рождаемое в человеке его высшим «Я»».
  Но  наибольшую известность имя Р.Штайнера  получило в вязи с широким распространением образовательных учреждений, работающих на основе  созданной им педагогики. Учение и обучение являлись основным мотивом его жизни.
Педагогическая  система, о которой пойдет речь, возникла в начале ХХ в. как результат размышлений ученого и философа Р.Штайнера о современном ему состоянии общества. Р.Штайнер создал новую педагогической систему, которая известна теперь как вальдорфская система образования. 
 

Краткий обзор основных идей Р.Штайнера
на  основе лекций, прочитанных  им весной 1920 г. в Базеле* 

   «Люди нового времени оказались  не в состоянии понимать друг  друга,  - говорил Штайнер в   одной из своих лекций, -  человеческий  род подвержен распрям, и   главная задача мыслящих людей  примирить человечество». (Сейчас, спустя  сто лет, эта проблема стоит не менее остро). 
Это возможно только благодаря воспитанию. Р.Штайнер  много сил отдал созданию новой  педагогической системы, которая известна теперь как вальдорфская система образования. Такое название она приобрела благодаря школе, основанной Р.Штайнером для детей рабочих Штутгартской фабрики «Вальдорф-Астория».Свои педагогические идеи Р.Штайнер не успел оформить в виде научных трудов  (но оставил много трудов по антропософии), свои идеи он излагал в общедоступных лекциях, которые привлекали к себе внимание многих людей. Р.Штайнер оставил большой след и в русской культуре начала ХХ в. Достаточно сказать, что его идеями были увлечены А.Белый, М.Волошин, М.Сабашникова, Михаил Чехов.
  Позднее  лекции эти были изданы  (например, «Духовное обновление педагогики», «Общее учение о человеке как основа педагогики» и др.), именно на них мы и будем ссылаться.
 
  Создавая  свое собственное учение, Штайнер  ни в коем случае не отказывался  от педагогического опыта накопленного  человечеством. Напротив, он с уважением относился к идеям педагогических гениев  (например, Песталоцци). Но при этом Штайнер говорил: «Вопрос первостепенной важности: чем объяснить, что, обладая выдающейся научной педагогикой, мы тем не менее постоянно слышим критику в адрес применения этой педагогической науки на деле? Объяснение заключается в том, что из принципов, как бы силой интуиции данных педагогическим гениям, извлекаются лишь абстрактные соображения.  Педагогическая наука стала собранием принципов и не сумела составить действительное представление о человеке».   
   Это произошло еще и потому, считал ученый, что педагогика  опиралась на естествознание, а  из него непосредственно не  может быть выведено педагогическое  искусство. «Мы обладаем образцовой  наукой о воспитании, но наша задача в том, чтобы эту науку превратить в подлинное искусство», - говорил Р.Штайнер. Осуществить это возможно с помощью духовной науки, о которой Штайнер постоянно упоминает в своих лекциях.
  Почему  возникло это понятие? Штайнер  говорит о том, что  все области духовной и культурной деятельности людей оказались подвержены влиянию материалистического мировоззрения. Так, современная  (на тот момент) антропология  с легкостью рассматривала человека  только как  физическую организацию и тем самым упрощала взгляд на него. А на самом деле человек  - это весьма сложное существо, проникнуть в сущность которого и пытается духовная наука. Духовная наука рассматривает человека в единстве его физического тела, эфирного, астрального и «я»-существа. Каждый из этих  членов человеческой природы трехчленен.
   Духовная наука утверждает, что  у человека есть не только  внешнее, физическое тело, но еще  и душа, и душевному как раз  приписывает мышление, чувствование  и волю. «Благодаря духовной науке мы вновь сможем обрести способность видеть существо человека в его целостности.  – говорил Р.Штайнер. -  Вглядываясь в растущего ребенка, мы  постигаем, как душевное проявляется в телесном, как телесное и душевное взаимосвязаны» (Лекция вторая. Трехчленность человеческого существа). При этом, рассматривая что-либо телесное (например, процесс смены зубов у детей), не следует делать это средствами  естествознания. Если рассматривать человека целостно, то можно увидеть, что душевная жизнь ребенка до смены зубов (до 7 лет) протекает совершенно иначе, чем после нее. Ведь в это время ребенок мало способен образовывать четко оформленные понятия, которые потом могла бы воссоздать память (т.е. до семи лет мы мало помним себя).
 
* См. Штейнер Р.  Духовное обновление педагогики.  /М.Парсифаль, 1995 г.
 
 
Когда организм перестает нуждаться в  могучих силах, требующихся для  создания коренных зубов, тогда эти  силы высвобождаются для интеллектуального  восприятия представлений, которые  уже сохраняются в памяти, следовательно, 7 лет (смена зубов) – время, когда ребенок готов к школе. Обычное естествознание не склонно объяснять подобные метаморфозы в человеке.
   Человека можно увидеть с трех точек зрения: телесной, душевной и духовной.
   Если рассматривать человека с телесной точки зрения, то можно говорить о человеке как существе, воспринимающим органами чувств и нервной системой (первая составляющая) окружающий мир (область представлений). Вторая составляющая телесного существа – ритмическая организация человека (система дыхания, кровообращения, лимфа) (область чувств). И третье – это обмен веществ (воля).
 Душевная жизнь, с точки зрения Штайнера, делится (не столь изолированно уже, как телесная) на симпатию, антипатию и то, что между ними (в отличие от  трехчлена мышление-чувство-воля, который берется за основу душевной жизни  традиционно). Еще отчетливее трехчленность видна в духовном начале человека. Духовная жизнь в свою очередь делится на бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений.
 
   Может показаться странным, что, говоря о педагогике Р.Ш., так много внимания уделяется естественнонаучным проблемам. Но именно в этом и состоит открытие   выдающегося педагога. Он не просто искал новые методы воздействия на ребенка, но стремился исходить из природы человека и ориентироваться на нее..  Поэтому так важно  познакомиться с «Учением о человеке» Р.Ш.  (Надо отметить, что Штайнер, опровергая многое из общепринятых понятий, предупреждал, что не хочет показаться  этаким ниспровергателем всего того, что тяжким трудом завоевано наукой. Он говорил, что легче  подпевать привычному, чем, исходя из подлинного познания, сопротивляться известным вещам).
Р.Ш. неоднократно подчеркивает в своих выступлениях, что необходимо знание о человеке, отличающееся от того, которое дает традиционное естествознание. Он отмечает как парадокс то, что в эпоху материализма  мы все меньше оказываемся в состоянии понимать физическую организацию человека. Естествознание в эпоху материализма  соотносит себя с техникой. А там все проверяется практикой (неправильные расчеты инженера могут привести к аварии на железнодорожном мосту, например). Этот принцип  нельзя применить к органической жизни. Так,  если перед врачом стоит больной, обычно бывает невозможно определить, что нужно сделать для всестороннего  здоровья этого человека, т.к. естествознание (и медицина) не имеют духовно-научной ориентации. И здесь невозможно просто корректировать практикой теоретические представления.
   Педагогика должна сообразовываться  с естественнонаучными принципами, но они не должны быть ложно  поняты.  «Перед всякой педагогикой стоит  задача сознательного участия в развитии человечества, но это невыполнимо без настоящего познания существа человека, оно должно быть обеспечено обновленным духовной наукой естествознанием, содержание которого станет основательное знание материального организма человека как физического носителя душевно и духовной жизни» (Лекция третья. «Познание человека как основа педагогики»). Скажем, при изучении строения человека при поверхностном подходе складывается впечатление, что человеческий организм состоит из  твердо оформленных частей  - органов, которые имеют четкие контуры. Однако забывают при этом, что человек на 80% состоит из жидкости и лишь в незначительной степени заключает в себе твердое (отсюда так важен процесс появления и смены зубов у человека). Человек – это жидкостная колонна. Он также содержит в себе и газ. Это очень мало имеют в виду. Нервная система – это тоже не твердые волокна, она помещена в жидкостной или воздушный элемент, который проявляет себя в виде вибраций, ритмических движений.
   Также естествознание совершенно  ложно освещает роль и задачу сердца в организме человека. «Сердце представляют своего рода насосом, перекачивающим кровь. Но это противоречит эмбриологии. Наблюдая развитие зародыша, можно вдеть, что сердце постепенно формируется в органах кровообращения, в системе кровеносных сосудов. Дело обстоит не так, что сначала появляется сердце, а уже от него развиваются органы кровообращения, но, наоборот, сначала идет создание органов кровообращения, а затем возникает сердце. Очень немногие отдают себе отчет, что движение сердца является следствием движения крови, что движение крови – это жизненный процесс, и сердце не перекачивает кровь, но само испытывает воздействие живого движения крови. Сердце своим движением лишь отражает движение крови. Существует параллелизм между твердыми органами и душевными процессами, между движением крови и душевными процессами…(Лекция третья. «Познание человека как основа педагогики»).
   Внутренний мир человека связан в том числе с кровообращением. Испытывая чувство стыда, мы краснеем (кровь устремляется к периферии), испытывая чувство страха, мы бледнеем (кровь устремляется к центру). То есть то, что циркулирует в крови, является внешним телесным выражением внутренней жизни чувств и представлений.
   Человек в целом  представляет собой  резонирующий орган,  и задача органов  – перерабатывать  и сохранять духовно-душевные  переживания. Мы не должны поэтому рассматривать органы  просто как физические инструменты. Печень не только орган пищеварения, она очень важна для духовной жизни человека. Сама речь человеческая подсказывает нам это. Так в английском языке есть слово «сплин»  - оно обозначает определенное душевное состояние («английский сплин, иль русская хандра» – написал Пушкин в «Евгении Онегине»). Но «сплин» - это также и селезенка, и на это есть физиологические основания, т.к. селезенка весьма причастна душевному сплину. Древние помнили это, современный материалистически мыслящий человек – забыл.
  А ведь правильное воззрение на физическое необходимо, если мы хотим иметь по-настоящему обоснованную педагогику.
  Так, необходимо учитывать, сколь различные силы действуют в ребенке в разные эпохи его жизни – до и после смены зубов и до наступления половой зрелости. 
 
  Теперь нужно сказать несколько слов о собственно педагогических воззрениях Р.Штайнера.  Он говорил, что воспитание и преподавание представляют собой особые формы общения людей.
  Так, в первое семилетие силы представления вызывают отвердение тела  (появление зубов) – в этот период главным принципом общения ребенка с людьми является принцип подражания. В этом возрасте очень важно, что и кто окружает ребенка. Когда мы что-то делаем в присутствии ребенка, не достигшего семи лет, мы не можем это делать для самих себя, наше действие находит продолжение в ребенке. Принцип подражания сохраняет свое педагогическое значение до 9-ти лет (принцип авторитета как бы накладывается на принцип подражания), потом выступает принцип авторитета (второе семилетие, в чистом виде с 9 лет – и до 14-ти лет). Со сменой зубов, под влиянием чувства авторитета, ребенок начинает признавать правильным то, что признают таковым почитаемые им люди. И важно беречь это чувство авторитета до наступления следующего периода развития ребенка - половой зрелости.   Авторитет как некая педагогическая сила совершенно не учитывается как фактор воспитания, поскольку все нравственное не наблюдаемо.  Но вот, пример: взрослый человек вспоминает спустя годы о том, что изучал в школе. Он вспоминает, что тогда он этого не понял, но любил учителя и смог принять его слова. Тогда им владело чувство авторитета («я уважаю этого человека и хочу думать, как он). И вот о том, что было непонятно, но воспринято из любви, вспоминают в тридцать, тридцать пять лет. От таких встреч с прошлым приходит чувство жизни.
 В  12 лет пробуждается  способность  собственного суждения.
 
_до 7 лет-------- 9 лет--------------12 лет-------------------------------14-15 лет
                          выделение                выносит собств.
                                 из окруж.                  суждения
                                 собсв. «я»
  смена  зубов – рождение интеллекта
 
Подражание  пронизано         принципом  авторитета Принцип авторитета перевешивает, подражание отступает
Половая зрелость – усиление волевого начала
 
 
Говоря  о принципе авторитета, Штайнер в  своих рассуждениях обращает большое  внимание на роль учителя, педагога и  предъявляет к нему большие требования.
  Так,  например. Р.Штайнер говорит, что  если учитель сухо и рассудочно излагает свои знания, когда преподает или воспитывает просто по долгу службы, то оказывает на ребенка совсем иное действие, нежели когда относится к ребенку и своему предмету с воодушевлением и теплом. На ребенка совершенно иначе действует то, во что веришь сам. Любовь к своему предмету также является средством педагогического общения. Ведь в педагогике опираются не на принципы, но на чувство. А душевное содержание человечества отдано в руки педагогов.
   Учитель  должен развивать  свой дух, чтобы  научиться живому отношению к детям, к каждому ребенку в отдельности, добиваться тесного контакта с детьми и в какой-то степени ясновидческого прозрения в индивидуальность ребенка. Программа обучения как бы «вычитывается» из существа развивающегося ребенка. А то, что называют индивидуализацией обучения, происходит само собой, если то, что делает учитель, проистекает из живого постижения сущности человека и мира.
   Невозможно воспитывать человека  морально, нравственно и, в особенности,  религиозно, если прежде, на материале обучения не найден доступ к его душе и к его духу.  Должен возникать этот живой контакт детей  с учителем. Поэтому  имеет смысл не менять  учителя на протяжении всех лет обучения (есть много возражений этому подходу, но плюсы перекрывают минусы, с точки зрения Р.Штайнера). Учитель берет первый класс и продвигается вместе с ним. Класс и учитель становятся одним целым.
   В вальдорфской школе  учитель  становится «хозяином» в школе,  принимает участие в школьной  жизни, в составлении учебного  плана, имеет представление о структуре школы,  действует согласно своей индивидуальности.
 
  Итак, преподавание в вальдорфской  школе, созданной Р.Штайнером., построено на основе целостного подхода к человеку, в отличие от  традиционного (и тогда и сейчас!) понимания образования как тренировки интеллекта.  
Ведь обучая ребенка логически мыслить, полагают, что учат его думать. Но при этом воздействуют не на всего ребенка, а только на его интеллект (минуя душевную сферу – нет ничего опаснее!). Охватить же ребенка вполне, можно как раз, избегая знакомить его с абстрактно-условным. В вальдорфской школе не учат детей писать буквы, а только прививают навыки рисования линий, приближаясь к живописи. Письмо возникает из художественного навыка. Интеллект развивается не сам по себе, а как  производное из всего человека в целом. Чем меньше упражняют сам интеллект, чем больше предоставляют ему развиваться из движения рук, из художественного навыка, тем лучше. (Лекция пятая. Об учебной программе). На уроках труда и мальчики и девочки одинаково учатся вязать, работать с шерстью, деревом, металлом. Дело в том, что интеллект формируется не прямым форсированием интеллектуального образования (всякий, кто неловок в движениях кисти, неловок и в мышлении – и наоборот – его мысли и идеи негибки), интеллект возникает из совокупности всех умений и навыков. Так обучение в вальдорфской школе исходит из чисто художественного.  Из рисования возникает письмо, а из письма чтение. Это согласуется с человеческой природой, поэтому последствия обучения и воспитания плодотворны.

 
  Все  это  есть составляющие педагогического  искусства или искусства воспитания  по Р.Штайнеру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вальдорфская  педагогика. Основные принципы.
 
Что  же лежит в основе вальдорфской системы  обучения?
    специфическая возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;
    принцип классного учителя («для ребенка учитель  много важнее предмета»);
    традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса;
    выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования
    рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.;
    отмена системы отметок в баллах и  второгодничества, установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными  особенностями;
    «гигиена преподавания» – ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия;
    преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике ( погружение в языковую стихию);
    еженедельные учительские конференции – как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом;
    совместная работа учителей и родителей – повышение роли родителей в  деятельности школы.
    специфически организованное пространство школы
( можно говорить  о вальдорфском интерьере).
 
Остановимся на некоторых положениях более подробно.
 
   В основе  подхода Штайнера -  осознание  того, что все силы -  души, мысли, чувства, воли – ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на голову, но на всего человека в целом. Р.Штайнер выступал против раннего интеллектуализма  и ранней специализации в обучении ( болевая точка современного российского образования).
 
   -Важной  отличительной чертой педагогических  воззрений Штайнера явился его  философский антропологический подход к обучению  ребенка.  В искусстве воспитания необходимо прежде всего глубокое знание человеческой природы.
«Основная задача антропологии состоит в том, чтобы  выявить то специфическое, что определяет человека как человека (в отличие от  бытия других живых существ). Педагогическая антропология рассматривает человека в его становлении в процессе воспитания и обучения.
   Это положение  не нужно доказывать -  в учебном  плане любого педагогического  вуза  есть такие предметы, как возрастная физиология, гигиена и возрастная психология. Но как при обучении педагогов никто не задается целью соединить  в сознании будущих педагогов физиологию – психологию и сам предмет преподавания, будь то литература, физика или язык,  так и учителя  не в состоянии осуществить единый подход к ребенку в процессе своей педагогической деятельности. Эта разъединенность, расчлененность  преподаваемых предметов друг от друга и от реального ребенка с его физическими и духовными потребностями, превращает процесс обучения в современной школе в   механическое накопление информации, потребности в которой ребенок не испытывает. Отсюда равнодушие к учебе и даже ненависть к  ней, чрезмерная усталость, и как следствие  - болезни детей. Задумаемся: ведь  часто при организации обучения детей ориентируются на формы мышления, воли, сознания взрослого человека. Детство рассматривается как период подготовки к взрослой жизни, отсюда стремление многих родителей ускорить процесс развития и обучения детей. Уже в детском саду  дети перегружены занятиями, «уроками».
  Штайнер   же не уставал говорить о  самоценности  детства.
 
-Обучение построено на феноменологическом подходе к явлению. Сначала мы наблюдаем какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение),  затем  рассказываем об увиденном (описание явления), и наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон. (Так при качественном подходе к изучению физики  важны не сами математические зависимости между величинами, а понимание физической сути задачи). Важные принцип обучения -  «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на  узловых  примерах и понятиях. Это экономический принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде,  как в традиционной школе, а активно добываются, место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таки образом, носит проблемный характер.
 
-Каждый  учебный  день в каждом классе начинается  с т.н. «главного урока» (- 1.40 мин.) В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, в старших классах бывает  и по 1-й неделе) содержание главного урока  составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т.д.).  Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно – своего рода метод погружения.
   Существуют  также уроки упражнений: предметы, которые требуют постоянных упражнений – языки, математика, а также  предметы эстетического  цикла, физкультура, эвритмия -  выстраиваются по недельному графику.
 
 
-В вальдорфской  школе нет чисто интеллектуального обучения школьным предметам, понимаемым как сумма знаний. Цель учителя -  затронуть чувства  ученика,  пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок  увлекся предметом, полюбил его. А это невозможно без соответственного отношения к предмету самого учителя. Поэтому обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны  учителя. Учитель вальдорфской школы достаточно свободен в своем творчестве, но это налагает на него большую, чем где бы то ни было ответственность,  к нему  предъявляются большие требования . Достаточно сказать, что до 7-8 кл., классный учитель ( т.е. основной   учитель этого класса, его  классный руководитель, организатор, наставник, воспитатель и т.д.) ведет  большинство предметов.
   Именно  этот человек  воплощает собой  гармоничное совмещение и соединений разных  дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе  своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школы,  когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.
 
 
-Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в  широком смысле слова.  Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет  знаний, но и через опыт переживания природных явлений.  Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности,  учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т.о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. ( Рассказ учителя  - законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение муз. произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира ( астрономия, физика и поэзия, математика и гармония  стихотворных ритмов и т.п.), рецитация ( хоровое чтение различных текстов) и т.д.).
 
-Уже в начале  ХХ века Р.Штайнер почувствовал  опасность для духовного здоровья  человека, исходящую от  индустриализации  жизни. Уже тогда дети, живущие  в больших городах,   не имели представления о  человеческом труде  в его первозданном значении. Сейчас – тем более. Как  сажают, растят, собирают и пекут хлеб  или цветы? Как строят дом или  плетут корзины?  Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и  далек от природы, что  дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности.  Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов -  связь с жизнью,  установление соотношений между  научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной, ремесленной.

О вальдорфской педагогике в России

 
  Вальдорфской педагогике в России 15 лет. Западной вальдорфской школе  85.  Сейчас
в России насчитывается  26 школ,  половина из которых – государственные.
География распространения  вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т.д.
 Эта   зарубежная  педагогическая система   хорошо привилась на русской  почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, оказывается удивительно созвучны многим  русским передовым педагогическим системам  рубежа веков и последующего времени (Л.Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).
  В  конце 80-х, в эпоху больших  изменений, планов, надежд и начинаний, для многих  педагогов страны стало очевидно, что советская школа требует реформирования. Появилась новая концепция образования,  возникло  уникальное общественно-педагогическое движение «Педагогика сотрудничества»,  появилась возможность освоения альтернативных зарубежных систем,   в том числе и педагогики Р.Штайнера. Сопоставляя основные  положения и принципы главных педагогических изобретений ХХ века, мы видим, что они напрямую соотносимы  с идеями Р.Штайнера, высказанными им в  начале ХХ века в многочисленных лекциях.
  

Вальдорфская  педагогика  в  кругу передовых  педагогических идей ХХ века

 
   Непонятное  для русского  уха  слово «вальдорф»  пугает неискушенных. Часто можно услышать обвинения  этой педагогической системы  в ее якобы закрытости, изолированности и чуждости для  русского человека. Хотелось бы опровергнуть  подобные нелепые  утверждения некоторыми фактами из области  истории культуры и педагогической мысли.
  Биография  Р.Штайнера свидетельствует о  высочайшей культуре духа этого человека. Р.Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию
  При  всей специфичности и  уникальности  разработанной Штайнером педагогической  системы,  можно говорить об  ее открытости и созвучности  основным педагогическим идеям века.
-Так,  вальдорфскую школу называют  «свободной школой». А первое  слово о «свободной школе»  принадлежало Л.Толстому.  По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача школы - возбуждение интереса к учению.  И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей -  учителя и ученика.  Обучение и воспитание соединяется в предмете.
  -Важной  особенностью преподавания предметов  в вальдорфской школе является  преподавание эпохами. 
  Можно  сказать, что в  основе этого  метода  идея погружения, старая  как мир. В 1915 г. (!)  русский педагог П.М.Луговской предлагает  внедрить этот метод, потому  что существовавшая тогда система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день),    как пишет Луговской, « не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их…
   Каждый предмет должен преподаваться  в объеме программы соответствующего  класса на протяжении учебного  года в особые три десятидневных периода времени, отделенные один от другого такой же продолжительности периодами преподавания остальных предметов, при двух уроках в день, чередующихся с уроками по языкам и графическим искусствам…Это приведет к более основательному изучению каждого предмета». Удивительно созвучно с идеей преподавания эпохами, которую высказывал Штайнер почти в это же самое время!
 Надо  добавить, что  метод погружения  активно применял в своей практике педагог-новатор М.Щетинин  и А.Тубельский.
  Психологическое обоснование метода находим у А.Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше.  При традиционном же  расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает предыдущую.
 
- Краеугольный  камень вальдорфского обучения  – это феноменологический подход: важна последовательность материала – сначала живой опыт, наблюдение – потом описание – и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М.Сухомлинский  в 50-е г. ХХ в.  говорил о том же.

Главный  его принцип: «Не сообщать истину – а открывать ее». Сухомлинский придавал исключительное значение  исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование.

«Чувство  удивления – могучий  источник желания  знать»; классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления. «Начиная изложение нового материала, преподаватели открывали перед сознанием учащихся сущность фактов и явлений таким образом, что в их сознании возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской…» (Сухомлинский).
 
-В системе  Сухомлинского  звучат отголоски   и других педагогических воззрений Р.Штайнера. Так, например, известно, какое большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы ( и в детских садах) рассказыванию сказок. Всем известно, какой духовный потенциал содержится в этих произведениях народного творчества -  в них перед глазами детей разворачиваются в живой и образной форме картина  мира.
И Сухомлинский утверждает: «Если вы хотите, чтобы воспитанник  ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его  душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, -  воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства» (Сухомлинский).
 
 
-Р.Штайнер  образно  характеризовал ребенка как орган чувств. «Ребенок полностью отдается внешнему миру…Все существо ребенка представляет собой орган чувственного восприятия…»
  Об  этом же пишет Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей -  на кончиках их пальцев .От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник  творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом».
 
-Педагогический  метод Штайнера основан на  разработанном им антропологическом учении о трехчленности человеческого существа ( тело, душа, дух)  - все тело в его целом, а не просто деятельность нервной системы является физической основой жизни. В воспитании и образовании участвует весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и  выдающийся педагог и мыслитель С.Соловейчик:
«Обращаясь  лишь к памяти и  сообразительности, можно учить большую  часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка  в целом».
Один  из главных принципов школы Штайнера  -  принцип всеобщего обучения, без отбора и деления детей по способностям.
 
-В основе  педагогики Р.Штайнера лежит  идея соответствия метода обучения возрастным особенностям детей. Маленького ребенка нельзя обучать, как взрослого - дети иначе воспринимают мир. Как сказал однажды Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь».
 
-Еще  один принципиальны момент вальдорфской  педагогики –  идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7-14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом.  Штайнер говорил, что при подборе учителей надо учитывать ,
«в состоянии  ли взрослый человек… установить с  ребенком личностно активную, плодотворную для этого становящегося человека связь; в состоянии ли он всем своим  образом мыслей погрузиться в  душу и во все существо становящегося  человека…»
Читаем  у Сухомлинского: «Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение  учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической…Это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель – не только наставник, но и друг, товарищ. Вера  маленького школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребенок в своем воспитателе, - это элементарные и в то же время самые сложные, самые мудрое правила воспитания, постигнув которые учитель становится подлинным духовным наставником» (Сухомлинский). Сухомлинский -   с 1948 г. по1970 г.  директор Павлышской средней школы.  В основе  педагогики Сухомлинского – философия возделывания сада  (вспомним «воспитательница – детская садовница» Р.Штайнера).
 
-Вальдорфский  подход к ребенку  – бережный и  психологический  выверенный -  основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в.  В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка..
 
-В   вальдорфской школе  отсутствует  вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят.. Вопрос об оценивании знаний  возникает у любого думающего учителя. Многие педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо  вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки.
Так  одной из главных  идей школы Амонашвили: «Педагогика должна быть экологически чистой, т.е. не силовой». Один из принципов Амонашвили – отсутствие оценочных баллов. Из класса в класс дети переходят с пакетом творческих работ и характеристикой учителя.
 
-Вальдорфская  педагогика придает большое значение  человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе   творческая деятельность учителей, детей и родителей -  создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т.д.  Многие русские учителя- вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова – создателя  идеи коллективных творческих дел, когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило – все творчески, иначе – зачем? Идея коллективной творческой жизни  детей и взрослых, известная как коммунарская методика И.Иванова,  возникла в  к. 50-х гг.  в Ленинграде. Суть   метода Иванова в том, чтобы жизнь детей была наполнена массой событий, авторами которых они были бы сами. Дети обожают быть вместе – надо дать им эту возможность. Идея общего круга, который проводится в начале и конце творческого дела  сродни  кругам в вальдорфской школе.
 
-Наряду  с педагогической системой Штайнера  столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом – это система Монтессори и школа Френе. 
  Основательница метода  Мария  Монтессори  так же, как и  Штайнер особое  внимание уделяла   организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным моментом жизни детского коллектива  в школах и садах Монтессори также является общий круг, на котором  взрослые и дети   обсуждают  различные события.
В школах Монтессори дети ведут проективную деятельность.
 
-Созвучны идеям Штайнера и  идея школы Френе. Суть ее в том, что способности детей различны и не следует форсировать развитие ребенка, достигая больших результатов, чем сама природа. Одним из главных способов развития ребенка Френе считал мастерские ( столярного дела, рукоделия, кулинарии, танца, музыки, механики, печатного дела).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава2.
 
  Педагогика Штайнера  и педагогическое  учение Ушинского
 
В этой части работы представлены выдержки из  статьи педагогов первой вальдорфской школы С-Петербурга, написанной на заре отечественного вальдорфского движения. Полностью текст публиковался в малотиражном сборнике «Развитие» (Научно-педагогический вестник по вальдорфской педагогике) №1, 1998. Эта статья является хорошим подтверждением того, что вальдорфская педагогика и русская передовая педагогическая мысль  всегда имели много общего. Итак, своеобразный диалог Ушинского и Р.Штайнера.
 
К.Д.Ушинский и вальдорфская педагогика
 
Урок  на полтора-два часа
 
«Если в полтора или два часа занятий  дети у вас и почитают, и попишут, и порисуют, и попоют две-три песенки и посчитают, и прослушают или расскажут какое-нибудь событие из библейской истории, то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, что приобрели они в каждом отдельном знании и умении, будет больше того, что могли бы приобресть они, занимаясь все это время одним этим знанием или уменьем. /…/ Ничто не противоречит так природе ребенка, как засадить его за одну азбуку…» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.  -  М., Изд-во АН РСФСР, 1945 г., «Руководство к преподаванию по «Родному слову», стр. 359).
 
Т.н. главный урок в  вальдорфской школе  строится по этому  принципу и длится, как правило, 100-110 мин.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.