На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
     на  тему: «Государственное регулирование занятости  молодежи 
в Российской Федерации»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тюмень, 2011
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение
Глава 1. Теоретические основы рынка труда  и занятости молодежи
1.1 Понятие и  сущность рынка труда
1.2 Особенности  занятости и безработицы 
1.3 Основные характеристики  молодежи
Глава 2. Анализ основных направлений социально-экономической политики в области занятости молодежи
2.1 Положение  молодежи на рынке труда в Российской Федерации
2.2 Работа региональных  органов занятости по обеспечению занятости молодежи
2.3 Социальная  поддержка и обеспечение занятости молодежи
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости МОЛОДЕЖИ
3.1 Пути улучшения  работы государственной службы по обеспечению занятости молодежи
3.2 Совершенствование  социальной поддержки молодежи
3.3 Элементы совершенствования  государственной политики в обеспечении занятости молодежи
Заключение
Список использованной литературы
 

      Молодежь - наиболее перспективная  группа в составе трудоспособного  населения, так как ей присуща  энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели. Через десять-двадцать лет формируемое в современных  условиях поколение работников будет  определять как направление развития отношений занятости, так и системы  экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования  молодежи посредством эффективной  занятости, поддержки молодых семей  и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать  рост рождаемости и предотвратить  демографический кризис. Успешный старт  на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние  на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую  социальную значимость современного рынка  труда, как сферы становления  и развития трудового потенциала молодежи - самой экономически активной части общества.
     При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой  квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и имеет тенденцию  к ухудшению.
     Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных стратегических задач развития страны, так как  молодежь – объект национально-государственных  интересов, один из факторов обеспечения  развития Российского государства  и общества. Обеспечение занятости молодежи осложняется в условиях мирового финансового кризиса, вызвавшего снижение инвестиционной активности, а также рост безработицы населения. Указанные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы настоящей дипломной работы. 

     глава 1. теоретические  основы рынка труда  и занятости молодежи
     1.1 Сущность занятости и безработица
     Под занятостью населения понимается состояние  его экономически активной части, которое  характеризуется наличием у людей  работы, или легитимного, т.е. не противоречащего  действующему законодательству, доходного  занятия. Иначе говоря, занятость  – это обеспеченность людей общественно  необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход. Возрастные границы и социально-демографический  состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных  актов, которые менялись в разные периоды развития нашей страны.
     С введением в действие Трудового  кодекса РФ трудоспособный возраст  определяется возрастом лица, с которым  допускается заключение трудового  договора. Таким возрастом для  учащихся может быть: 14 лет, когда  работа по трудовому договору разрешается  в свободное от учебы время  с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) для выполнения легкого  труда; с 15 лет – если окончено основное общее образование или прекращено обучение в школе; с 16 лет – для  всех.
     Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в  зависимости от возраста все население  может быть разделено на три неравные части:
     -лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 15 лет включительно);
     -лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины – от 16 до 54 чет, мужчины – от 16 до 59 лет включительно;
     -лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, до достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины – с 55, мужчины – с 60 лет.
     Экономически неактивное население (по методике Росстата) – эта та часть населения, которая не входит в состав ресурсов для труда. К ней относятся:
     учащиеся, студенты, служащие, курсанты, обучающиеся  в дневных учебных заведениях;
     лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях;
     лица, получающие пенсию по инвалидности;
     лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
     отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые  могут и готовы работать;
     другие  лица, которым нет необходимости  работать, независимо от источника  дохода.
     Основным  источником пополнения экономически активного  населения является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст. При расширенном  воспроизводстве населения и  повышении уровня рождаемости будет  расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но следует иметь в виду, что каждый скачок рождаемости отразится  на численности ресурсов для труда  лишь через 15 лет.
     В России, начиная со второй половины ХХ в., установилась устойчивая тенденция  сокращения рождаемости, такая тенденция характерна и для всех стран Европы. Численность и состав населения меняются не только вследствие естественных процессов рождаемости и смертности, но также в силу миграции – механического прибытия и выбытия населения путем перемещения его через границы административно-территориальных образований или государств с целью перемены места жительства или места работы. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными, бытовыми и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.
     1.2 Основные характеристики молодежи
     Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.
     Новый законопроект «О молодежи», принятый депутатами 8 июля 
2009 г., который внес на рассмотрение мэр Юрий Лужков, относит к молодежи людей в возрасте не с 14 до 25 лет, а с 14 до 30 лет, поэтому при анализе положения молодежи на рынке труда мы будем выделять следующие возрастные группы: от 14 до 18 лет, 18-25, 25-29 лет.
     Глава столичного департамента семейной и  молодежной политики Людмила Гусева отметила, что проект закона "О  молодежи" определяет принципы государственной  молодежной политики, среди которых  признание интересов и потребностей молодежи, приоритет общественных инициатив  при реализации городских мероприятий  и программ, касающихся молодежи. Кроме  того, закон направлен на содействие развитию молодежной инициативы и общественного  движения, содействие в обеспечении  прав молодежи в сфере образования, культуры, научно-технического и художественного  творчества, содействие занятости молодежи. Л.Гусева сказала, что документом высшей общегородской формой взаимодействия молодежи, обеспечивающей ее представительство  на уровне власти города в целях  обсуждения наиболее актуальных вопросов, определен Форум молодежи, созываемый правительством Москвы не реже одного раза в год. Отдельные статьи законопроекта  посвящены Московской ассоциации молодежи, молодежно-студенческим отрядам, трудовым объединениям, студенческому самоуправлению, а также государственной поддержке  организаций, участвующих в реализации государственной политики и общественных инициатив, предпринимаемых в целях  содействия молодежи. Помимо этого, законопроект предполагает оказание помощи талантливой  молодежи, содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодых людей, вовлечение их в экономическую  деятельность, поддержку предпринимательских  инициатив молодежи и работодателей, трудоустраивающих молодых. Также законопроект содержит ряд других форм работы с молодежью, их поддержки и поддержки молодых семей. Одобрив документ в первом чтении, депутаты решили взять время на поправки, так как посчитали, что он требует дальнейшей доработки. 

     Таблица № 1
     Возрастные  группы молодежи
Возрастная  группа Состав Проблемные  аспекты
Подростковая  группа (молодежь 14-18 лет) Представленная  в основном учащимися общеобразовательных  школ и профессиональных училищ Эта категория, как правило, не вовлечена в трудовую деятельность, однако, нынешний уровень  материального состояния большинства  семей изменяет ее иждивенческую  позицию. Большую часть молодежи составляют учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. Однако лишь небольшая часть молодых людей официально регистрируется в службе занятости, значительно больше - находят работу, минуя органы государственной службы занятости, как в легальных, так и нелегальных сферах занятости. Если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой группы, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь  в возрасте с 18 - 25 лет Студенты и  молодые люди, завершающие или  завершившие профессиональную подготовку Самая уязвимая группа вступающая на рынок труда, так  не имеют достаточного профессионального  и социального опыта.
Молодежь  в возрасте 25-29 лет Молодые люди этой возрастной группы, сделав профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и гражданский  опыт. Они предъявляют  высокие требования к предполагаемой работе, как правило, не совпадающие  с имеющимся на рынке труда  предложением.
 
     Молодежный  рынок труда имеет  свою специфику.
     Во-первых, он характеризуется неустойчивостью  спроса и предложения, обусловленной  изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью.
     Во-вторых, специфична для молодежного рынка  труда низкая конкурентоспособность  по сравнению с другими возрастными  группами. Молодежь подвергается наибольшему  риску потерять работу или не трудоустроиться.
     В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.
     В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется  большой вариантностью. Это обусловлено  тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным  профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе  недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для  многих переподготовка является единственной возможностью получить работу.
     В-пятых, на молодежном рынке труда создалась  чрезвычайно сложная ситуация с  женской занятостью: традиционно  среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
     Решение проблемы занятости молодежи напрямую связано с преодолением рассогласованности между существующей системой профессионального  образования и потребностями  рынка труда в молодых специалистах, которые характеризуются постоянно  повышающимися требованиями работодателей  к соискателям рабочих мест.
     Несоответствие  потребностей рынка труда жизненным  ценностным ориентирам молодежи, препятствующее активному поиску работы молодыми людьми - сегодня реальность, имеющая крайне негативные социальные последствия.
     В международных документах ООН, Международной  организации труда, Совета Европы –  Всеобщей декларации прав человека, Декларации социального прогресса и развития, Европейской социальной хартии, Европейском  кодексе социального обеспечения  и других документах социальная защита человека, социальных групп провозглашена  в качестве социального права. В  Конституции Российской Федерации  установлены основные гарантии социальной защиты. Социальная защита населения  является одной из основных функций  общества и социальной политики.
     2009 год объявлен как «Год Молодежи»  в цели проекта входит: патриотическое  воспитание молодежи средствами  туризма, повышение имиджа России  на международной арене, создание  миллионов новых рабочих мест, в первую очередь для молодых  людей.
     Открывая  молодежи новые возможности, государство  готово поддерживать молодые таланты  не только в инновациях, бизнесе, общественной жизни страны. Юный возраст не помеха к участию в политике.
     Дмитрий Медведев вынес на обсуждения Государственного совета России, поставив в центр  внимания проблемы, связанные с реализацией  потенциала молодых людей и поддержкой их инициатив. Инициативу молодежи глава  государства смог оценить недавно  во время общения с участниками  форума «Селигер-2009». Поэтому сразу  заговорил о непосредственном участии  юных дарований в одном из главных  государственных приоритетов - инновационном  развитии страны. 
     Свежую  кровь президент хотел бы видеть не только в бизнесе, но и в политической и общественной жизни страны. В  ходе Госсовета обсуждалось немало аспектов молодежной политики и столько  же путей решения проблем.
     Слушая  замечания и предложения в  течение более двух часов, Дмитрий  Медведев пришел к выводу, что стоит  одобрить предложение о подготовке федеральной целевой программы  «Молодежь России» на 2011-2015 годы.
     В сфере эффективности государственной  молодежной политики основным противоречием  предстает замедленность позитивных изменений положения большинства  молодых россиян по отношению  к активизации мер, предпринимаемых  обществом и государством. В условиях системного социально-экономического, социально-политического, духовно-нравственного  кризиса, переживаемого российским обществом (невыплата заработной платы, социальных пособий, невыполнения предусмотренных  законом гарантий охраны здоровья, безопасности, гарантий прав и свобод личности, ее образования, трудоустройства, социальной защиты) молодые люди практически  не уверены в возможности влияния  на принятие социально значимых научных  решений, получение качественного  образования, трудоустройства по специальности, получения судебной защиты и реализации творческих способностей.
     Для формирования целостной картины  существующего положения молодежи на рынке труда необходимо провести анализ основных направлений социально-экономической  политики в области занятости  молодежи и заострить особое внимание на анализе основных характеристик  молодежи в Российской Федерации, работе региональных органов занятости  по обеспечению занятостью молодежи и социальной поддержки и обеспечении  занятостью молодежи.
     глава 2. Анализ основных направлений 
социально-экономической политики 
в области занятости молодежи

2.1 Положение молодежи  на рынке труда  в Российской Федерации
     Выделив молодежь, как особую социальную группу, и определив особое положение  молодежи на рынке труда, следует  перейти непосредственно к определению положения молодежи на рынке труда в Российской Федерации.
     Для начала необходимо увидеть целостную  картину по всему экономически активному  населению и безработице в  масштабах Российской Федерации. Все  нижеприведенные таблицы и статистика приведены из источников Федеральной  службы государственной статистики - Россия в цифрах – 2009 г.
     Численность экономически активного  населения в июне 2009 г. составила 76,1 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,8 млн.человек, или 91,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,3 млн.человек (8,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн.человек.
     Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в мае 2009 г. составил 62,1% против 64,0% в мае 2008 г. и 60,5% в феврале 2009 г.
     Проблема  перехода от учебы к профессиональному  обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек  может действительно считаться  взрослым и зрелым членом общества.
     В 2008 г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий (на 3,0%) и лицеев (на 2,5%). Сократилось число самостоятельных государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений. Вместе с тем, число филиалов учреждений среднего профессионального образования увеличилось на 25 единиц (на 5,9%) и составило 449. Число учреждений высшего профессионального образования возросло в целом на 26 единиц (на 2,3%).
     В 2008 г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. юношей и девушек (90,8% к уровню 2007 г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн.человек (86,8%).
     Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2007 г. на 60,3 тыс.человек, или на 8,3%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 190,4 тыс. студентов, или 28,4% от общего числа принятых (в 2007 г. - 238,1 тыс., или 32,6%).
     Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2008 г. сократился на 21,3 тыс.человек (на 1,5%) в основном за счет студентов, принятых на дневную форму обучения, сокращение приема на которую составило 47,7 тыс.человек, или 6,7%. Численность принятых на заочную форму обучения увеличилась на 29,8 тыс. студентов, или на 5,1%.
Таблица № 2
     Структура занятой молодежи по уровню образования  и возрасту (В процентах)
  Всего В том  числе имеют образование
высшее  профессио- нальное среднее профессио- нальное начальное профессио- нальное среднее (полное) общее основное общее не имеют  основного общего
2009 февраль
Всего, 100 100 100 100 100 100 100
в том числе в возрасте, лет
до 20 1.4 0.1 0.6 1.5 3.1 5.8 10.1
20-24 10.0 7.9 10.2 10.8 11.5 12.0 11.6
25-29 13.0 16.5 11.6 12.1 11.6 11.2 10.7
     Соответственно можно  выделить наиболее востребованную молодежь по уровню образования и возрастной группе:
     - до 20 лет – молодежь не имеющего  основного общего образования;
     - 20-24 - молодежь имеющая основное общее образование;
     - 25-29 лет с высшим профессиональным  образованием;
Таблица № 3
     Структура занятой молодежи по возрасту
     В процентах
  Всего В том числе в  возрасте, лет
до 20 20-24 25-29
Всего
2008 февраль 100 1.8 10.4 13.0
2008 май 100 1.9 10.3 12.6
2008 август 100 2.0 10.6 12.9
2008 ноябрь 100 1.5 10.2 13.1
2009 февраль 100 1.4 10.0 13.0
Мужчины
2008 февраль 100 2.2 11.4 13.8
2008 май 100 2.3 11.3 13.3
2008 август 100 2.5 11.5 13.6
2008 ноябрь 100 1.8 11.0 13.9
2009 февраль 100 1.7 10.7 13.8
Женщины
2008 февраль 100 1.3 9.4 12.2
2008 май 100 1.4 9.2 12.0
2008 август 100 1.6 9.6 12.1
2008 ноябрь 100 1.3 9.4 12.4
2009 февраль 100 1.1 9.3 12.2
     На конец 2008 г. всего было занято 24,4% молодежи из них: 13,9% мужчин и 12,4% женщин в возрасте 25-29 лет, что говорит о возрастном и половом предпочтении работодателя к работникам. В феврале 2009 г. всего было занято 13,0% молодежи, что является меньше по сравнению с ноябрем 2008 г. на 0,1%. Из них мужчин – 13,8%, женщин – 12,2% в возрасте 25-29 лет, сокращение по сравнению с ноябрем 2008 г. мужчин на 0,1%, а женщин – 0,2%, предпочитаемый возраст остался неизменным.
     Уровень безработицы среди населения  с высшим профессиональным образованием (отношение численности безработных  с высшим профессиональным образованием к численности экономически активного населения с соответствующим уровнем образования) составил 4,8%, со средним профессиональным образованием - 6,3%, начальным профессиональным образованием - 8,9%. Существенно выше уровень безработицы среди населения, не имеющего профессионального образования - в среднем более 13%.
     Состав  безработных с высшим профессиональным образованием по направлениям профессиональной подготовки характеризуется высокой  долей лиц, получивших по диплому  специальности по следующим направлениям: экономика и управление (31,3%), образование  и педагогика (13,5%). Среди безработных  со средним профессиональным образованием доля лиц, получивших по диплому специальности  по направлению экономика и управление, также высока и составляет 26,8%.
     По  состоянию на ноябрь 2008 г. в возрасте до 20 лет наблюдается самое большое количество безработных – 30,9% по сравнению с другими возрастными группами – 12,9% (20-24 лет) и 6,5% (25-29 лет). По состоянию на февраль 2009 г. наблюдается тенденция к увеличению безработицы: до 20 лет - 32,1%, 20-24 года – 18,0% и 25-29 лет – 10,7%, что говорит о неизменности в приоритетах работодателя к возрастным приоритетам работников.
     По  данным, приведенным в Федеральной  службе государственной статистики на февраль 2009 г. уровень безработицы среди мужчин в возрасте от 14 до 29 лет достиг 10,4%, а уровень безработицы среди женщин от 14 до 29 лет – 8,6%, соответственно можно сделать вывод об отсутствии дискриминации по половой принадлежности.
     Безработица по полу и месту  проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в мае 2009 г. составила 44,8% и была на 0,4 процентного пункта выше, чем в феврале 2009 года.
     Доля  городских жителей среди безработных  составила 68,4% и увеличилась по сравнению  с февралем 2009 г. на 2,2 процентного пункта.
     Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В мае  2009 г. это превышение составляло 1,4 раза.
     Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в мае 2009 г. составил 35,0 года (в феврале 2009г. - 35,2 года), в том числе безработных мужчин - 35,1 года, безработных женщин - 34,8 года.
     Молодежь  до 25 лет составляет среди безработных 28,7%, лица в возрасте 50 лет и старше - 17,4%.
     Самый высокий уровень безработицы  отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,8%), а также 20-24 года (16,0%). В среднем  среди молодежи в возрасте 15-24 лет  уровень безработицы в мае  2009 г. составил 18,7%, в том числе среди городского населения - 18,4%, среди сельского населения - 19,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,2 раза.
     Продолжительность поиска работы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.