На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рынок рабочей силы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
Внешний долг
1.1 Понятие государственного долга…………………………………………….4
1.2 Структура внешнего долга…………………………………………………...6
1.3 Динамика внешнего долга России…………………………………………...7
1.4 Внешний долг частного и федерального сектора……………………….….8
2. Пути регулирования внешнего долга………………………………………....9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17 

 


      Введение 

      Государственный долг - это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками.
      Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней. Так как внешний долг выходит далеко за рамки внутриэкономических задолжностей нашего правительства и показывает развитие нашей страны. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга, изымает средства из национальной экономики. К тому же надо отметить, что большая часть внешнего долга России - это наследство СССР.
      Государственный долг способен оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на экономику. Ключевым моментом при этом является направление и эффективность использования привлеченных средств. 

      Данная работа рассматривает проблему государственного внешнего долга на примере России и раскрывает следующие вопросы:
      Понятие государственного долга
      Структура внешнего долга
      Рассмотрение динамики внешнего долга России
      Внешний долг частного и федерального сектора
      Пути регулирования внешнего долга
Внешний долг 

      1.1 Понятие государственного долга 

      Под государственным долгом понимаются все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам (в том числе иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам.
        По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов власти, возникающую как результат формирования дополнительных ресурсов государства на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
      Причины возникновения государственного долга могут быть различными: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных вложений в развитие экономики, а с другой стороны, значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
      Государственная задолженность имеет две основные формы. Она может быть оформлена в виде государственных ценных бумаг или записей на бухгалтерских счетах (в долговых книгах). Для современной России кредиты и займы долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Однако в последние годы доля этих форм заимствований резко сокращается. Это связано с тем, что выбор формы заимствований все более зависит от предпочтений имеющихся и потенциальных кредиторов. В мировом же масштабе большинство инвесторов в настоящее время предпочитают инвестировать в ценные бумаги.
      Кредиты и займы используются наиболее активно при осуществлении внешних заимствований крупнейшими международными финансовыми институтами, финансирующими развивающиеся страны. На внутренних рынках данная форма заимствования используется крайне редко.
      В случае если валюта государства неконвертируема, различают два типа госдолга
    Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ).
    Внешний — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
      В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,5 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Азии. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 20082010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.
      Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.). (Приложение 1)
      Российский внешний долг в первом квартале 2008 года, по предварительной оценке Центробанка России, снизился на 31,2 миллиарда долларов — с 484,7 миллиарда до 453,5 миллиарда долларов.
      Пика совокупный внешний долг РФ достиг в III квартале 2008 года — $542,1 млрд, из них на 1 октября 2008 года $499,3 млрд приходилось на частный сектор (39,5% — банковский сектор, 60,1% — небанковские структуры). За первый кризисный квартал сокращение частного внешнего долга составило $47,4 млрд (на $31,8 млрд уменьшился совокупный внешний долг небанковского сектора, на $15,6 млрд — банковского), государственного — 2,2% (кварталом ранее — $10,1 млрд).
      В январе—марте 2009 года темпы сокращения внешнего долга РФ упали вдвое. С III квартала 2008 года по I квартал 2009 года частный внешний долг сократился на $88,6 млрд. (см. таблицу). Данные о реструктуризации можно лишь косвенно оценить по изменениям публикуемых ЦБ графиков разбивки долга по срокам, свежих данных Банк России пока не опубликовал.
      Реструктуризации частного внешнего долга в IV квартале 2008 года оценивалась аналитиками не более чем в $25-30 млрд. Сокращение частного внешнего долга за полгода составило около 18% от их общей суммы. 

      1.2 Структура внешнего долга 

      Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2009 года 

      Таблица 1
Наименование Сумма, млрд. долларов США Сумма, млрд. ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 40.5 28.7
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 1.4 1.0
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1.9 1.3
Задолженность бывшим странам СЭВ 1.4 1.0
Коммерческая задолженность бывшего СССР 1.2 0.9
Задолженность перед международными финансовыми организациями 4.5 3.2
Задолженность по еврооблигационным займам 27.7 19.6
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1.8 1.3
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0.6 0.4
 
 


      1.3 Динамика внешнего долга России 

      В 2004—2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
      Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. 

      Таблица 2
Дата Сумма, млрд. долл. США
1991, 25 декабря 95.0
1997, 31 декабря 123,5
2000, 1 января 158.7
2001, 1 января 143.7
2002, 1 января 133.5
2003, 1 января 125.7
2004, 1 января 121.7
2005, 1 января 114.1
2006, 1 января 76.5
2006, 1 апреля 75.2
2006, 1 октября 50.1
2007, 1 января 52.0
2007, 1 апреля 50.7
2007, 1 июля 47.8
2008, 1 января 44.9 За счёт падения курса доллара
2008, 1 апреля 44.1
2008, 1 июля 41.0
2008, 1 октября 40.4
 
      1.4 Внешний долг частного и федерального сектора 

      По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) в первом квартале 2008 год составляет 477 млрд. долл. США. По данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг на 1 января 2008 года составил 463,5 млрд. долл. США.  

      Таблица 3
Дата Сумма, млрд. долл. США
1994, 1 января 117,8
1995, 1 января 126,7
1996, 1 января 132,7
1997, 1 января 153,0
1998, 1 января 182,8
1999, 1 января 188,4
2000, 1 января 178,2
2001, 1 января 160,0
2002, 1 января 146,3
2003, 1 января 152,3
2004, 1 января 186,0
2005, 1 января 213,5
2006, 1 января 257,2
2007, 1 января 310,6
2008, 1 января 463,5
2008, 1 октября 540,5
 
 


      2. Пути регулирования внешнего долга 

      В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга. Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом. Россия досрочно погасила 3.3-миллиардный долг перед крупнейшим кредитором 90-х годов – Международным валютным фондом. Между тем, переговоры об условиях погашения задолженности Парижскому клубу кредиторов, которая считается самой дорогой, пока закончилась неудачно. Обязательства России перед странами Парижского клуба составляют около 47 млрд. долларов, из них порядка 20 млрд. приходится на Германию.
      Многократное преобладание долга номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, что предполагает необходимость замещения внешнего долга внутренним. При этом следует учитывать сохраняющиеся риски ограничения доступа на внешние рынки заимствований.
      В этой связи приоритет осуществления государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.
      Согласно «Основным направлениям политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга и комплексу мер по ее реализации» в целях обеспечения подконтрольности динамики государственного долга и повышения эффективности заимствований политики Правительства Российской Федерации в области государственного долга будут базироваться на следующих принципах:
      - объем государственных заимствований не должен превышать объем погашения государственного долга;
      - размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга, независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени;
      - долговая политика должна обеспечивать возможность использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований;
      - долговая политика должна быть нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и снижением стоимости его обслуживания.
      Несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшения условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях.
      При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом Российской Федерации, и риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики РФ, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители.
      Возможности гарантированного привлечения государственных займов для целей рефинансирования долга ограничены также стоимостными условиями этих заимствований. По расчетам Министерства финансов Российская Федерация будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5 – 6млрд. долларов, а на внутреннем рынке – не менее 7 – 8 млрд. долларов ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.
      К другим существенным рискам, связанным со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:
      - исторически сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного долга;
      - сохранение высокого удельного веса внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, препятствующими проведению операций по оптимизации структуры государственного долга;
      - ограниченные возможности рефинансирования государственного внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры государственного долга по срокам;
      - неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей;
      - неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований.
      Большой и многообразный по видам и формам долговых обязательств государственный внешний долг РФ требует продуманной системы управления.
      Система управления государственным внешним долгом Российской Федерации представляет собой совокупность правил и процедур привлечения, использования, обслуживания и погашения (возврата государственных заимствований, а также регулирование размера, стоимости и структуры обязательств государства.
      В настоящее время в России действует единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Регистрация и учет внешних заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Министерства финансов.
      Несмотря на достигнутые в течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным долгом РФ, в сфере управления государственным долгом сохраняется ряд внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований.
      Внешние факторы:
      - высокая степень зависимости платежеспособности Российской Федерации от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья;
      - отсутствие устойчивого доступа РФ на мировой рынок ссудного капитала на благоприятных условиях;
      - недостатки в законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в области управления государственным долгом;
      - нерыночный характер основной доли государственного внешнего долга РФ, сформированного, главным образом, в результате внешнего долга бывшего СССР;
      - недостаточное количество квалифицированных кадров и низкий уровень технического и технологического обеспечения в сфере управления государственным долгом.
      Внутренние факторы:
      - отсутствие единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом;
      - наличие в Министерстве финансов РФ, ЦБ РФ И Внешэкономбанке не интегрированных между собой баз данных по учету государственного долга;
      - неразвитые процедуры долгосрочного планирования заимствований и моделирования долговой ситуации;
      - отсутствие механизма регулирования, эффективного контроля и оценки федеральных, региональных, муниципальных и корпоративных заимствований.
      Действия указанных факторов предопределяют уязвимость валютно-финансового положения российской Федерации как должника в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, неспособность сложившейся системы управления государственным долгом предотвратить или смягчить кризисы при неблагоприятных ситуациях в экономике и финансовой сфере. Значительные колебания котировок рыночных обязательств Российской Федерации также определяют необходимость совершенствования системы управления государственным долгом с учетом мирового опыта и особенностей текущего экономического и валютно-финансового положения страны.
      Стратегия управления строилась с учетом того, что у России нет проблемы величины долга, а есть неэффективная его структура.
      В этой связи основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
      - обеспечение свободного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
      - активное управление внешней задолженности с целью сокращения стоимости ее обслуживания;
      - существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности РФ перед правительствами иностранных государств и международных государств и международными финансовыми организациями;
      - наращивание рыночной составляющей внешнего долга РФ;
      - проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России.
      Проблема внешнего долга России остается одной из наиболее важных стоящих перед государством проблем. Решение ее, несомненно, займет не одно десятилетие. От успешного решения этой задачи зависит будущее российской экономики.
      Подход к решению проблемы государственного долга должен быть комплексным. Необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных преобразований в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация данной программы должна содействовать поддержанию доверия кредиторов и инвесторов.
      Необходимо извлечь максимальную выгоду из благоприятной конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках энергоносителей. Дополнительно получаемая экспортная выручка должна направляться на развитие производственных отраслей и укрепление экспортного потенциала страны. В России же, наоборот, практически вся выручка от экспорта направляется на покрытие долгов. Многое зависит от того, как быстро Россия сумеет начать получать ощутимую валютную выручку от традиционных экспортных отраслей России – аэрокосмической и военной.
      Не следует также забывать о много миллиардных долгах развивающихся стран России, необходимо найти отдельный подход к каждому должнику. Промедление в этом вопросе ведет к серьезным потерям для нашего государства.
      Должен быть выработан конструктивный подход в позиции с переговорами с нашими западными кредиторами. Важно стремиться к достижению реструктуризации российских долгов на наиболее выгодной основе. Наиболее привлекательным вариантом реструктуризации представляется схема «долг на экспорт». При этом важен качественный состав экспорта – экспорт не сырья и материалов, а машинно-технической и иной готовой продукции.
      Необходимо соблюдать неукоснительно выплаты по внешнему догу, чтобы восстановить репутацию Российской Федерации как первоклассного заемщика.
      Программа осуществления выплат по внешнему догу должна состоять из двух ключевых частей:
      - Профицитный бюджет, демонстрирующий твердое намерение Правительства рассчитаться по долгам. Это – необходимое условие доверия к стране как к заемщику.
      - План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств и тем самым создать реальные предпосылки для повышения деловой активности.
      Разрешение проблемы внешнего долга является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для краткосрочного экономического подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны. 

 


      Заключение 

      Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
      Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
      В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
      Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. 

 


      Список литературы 

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации : Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2006
2. Бескова И.А. «Управление государственным долгом», Финансы. – 2003. - № 7
3. Иохин В.Я. «Экономическая теория»- М.: Юристъ, 2005.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.