На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование и использование прибыли предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ………………………...……………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая  сущность понятия «прибыль» и  её роль в процессе воспроизводства ………………………………………………………….……….6
1.2. Механизм  формирования прибыли ……………………………….………..8
1.3. Факторы, влияющие  на уровень и динамику прибыли  предприятия..…..11
2. МЕТОДОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ
2.1. Методика  анализа прибыли предприятия…………………………………15
2.2. Методы управления  прибылью и оценка основных  показателей её использования ……………………………………………………………...……21
2.3. Эффективность  политики управления прибылью ………………………..28
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО  ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АО «БИОХИМИК»
3.1. Анализ состояния планирования, учета и распределения прибыли на АО «Биохимик»………………………………………………………………….. ….30
3.2. Методика расчета и корректировки прибыли в условиях свободных рыночных цен АО «Биохимик»…………………………………………...  …..40
3.3.Пути повышения прибыли на АО «Биохимик»……………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………65
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих  организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
     Наряду  с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.
     В современных условиях на российских предприятиях сложилась крайне не благоприятная  ситуация в отношении показателей  прибыли. Продолжается падение промышленного  производства, сокращается масса  прибыли в реальном секторе экономики, возрос удельный вес убыточных мероприятий. В таких условиях вопросы управления прибылью становятся наиболее актуальными.
     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
     Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
     Актуальность значения прибыли усиливается в условиях рыночной экономики, когда предприятия различных форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
     По  данным экспертов из-за отсутствия налаженной системы управления доходами компании ежегодно теряют не менее 10% своих  доходов – нехватка полной и оперативной  финансовой информации приводит к запоздалым управленческим решениям.
     Для того чтобы осуществить данную постановку задачи необходимо как минимум две составляющих:
     1) профессиональные управленческие  кадры, 
     2) эффективные инструменты, методики  и методы, позволяющие рационально  управлять доходами предприятия. 
     Всё это и определяет актуальность темы курсовой работы.
     Объект курсовой работы - процесс формирования и управления прибылью.
     Предмет курсовой работы – механизмы управления прибылью.
     Цель  курсовой работы – на основе анализа теоретико-методологических исследований прибыли, дать рекомендации по оптимизации её управления.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Раскрыть экономическую сущность понятия «прибыль».
    Исследовать процесс формирования прибыли предприятия в зависимости от деятельности предприятия;
    Рассмотреть методические аспекты управления прибылью, выявив степень влияния на них факторов производства;
    Осуществить процесс анализа управления доходами ОА «Биохимик».
     При написании курсовой работы использовалась методическая база в виде литературы и трудов постсоветских экономистов (П. Бланк, В. Ковалев, Е. Стоянова и др.), правда, она требует значительной адаптации к специфическим условиям России, определенной отрасли и конкретного предприятия.
     Теоретические исследования Баканова М.И., Шеремета А.Д., Колчиной Н.В. обращают внимание на значение показателей прибыли и рентабельности в новых экономических условиях хозяйствования.
     Авторы  многочисленных публикаций сходятся во мнении, что доход предприятия  это не просто статистический, расчетный  параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других, независимо от размеров и характера экономической деятельности.
     При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и  методы:
    горизонтальный анализ,
    анализ коэффициентов (относительных показателей),
    сравнительный анализ.
 

      1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 
     1.1. Экономическая сущность понятия «прибыль» и её роль в процессе воспроизводства 

      Прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
      Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это  связано с тем, что прибыль  является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом  финансовых ресурсов предприятия. Поэтому  предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
      Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
      На  рынке предприятия выступают  как обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сравнить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
     Савицкая  Г.В. относит к «финансовому доходу предприятия» сумму полученной прибыли и уровень рентабельности. По её мнению, «прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции».
     Наиболее  полно раскрывает понятие «доход предприятия» через прибыль предприятия  Шеремет А. Д., Сейфулин Р.С. «Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль получается как разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий, т.е. его доход».
     Рост  прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и  удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
     За  счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом, прибыль  становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
     На  формирование прибыли, как финансового  показателя доходности предприятия, который  отражается в бухгалтерском учете, в официальной отчетности субъектов  хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли.
     На формирование абсолютной суммы прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.
      Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль, есть ни что иное как валовой доход предприятия.
      Рассмотрим  связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия на следующем рис. 1. 

            ВАЛОВОЙ ДОХОД
            МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ
            ОПЛАТА  ТРУДА ПРИБЫЛЬ
            СЕБЕСТОИМОСТЬ ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
            НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
            ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
 
     Рис. 1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия
     Прибыль не всегда бывает положительной. Она  может быть отрицательной, и в этом случае мы называем это – убытки. Отрицательная прибыль или убытки заставляют предприятие пересматривать всю свою экономическую политику в целом и вносить корректировку или изменения для того, чтобы достигнуть положительной прибыли. Если это не будет сделано, предприятие обычно признается не рентабельным, а затем и банкротом.
     На  каждом предприятии формируется  четыре показателя прибыли, различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     1.2. Механизм формирования  прибыли

 
     В российской практике употребляются  определения: валовая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, прибыль к налогообложению и ряд других. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах.
     Официально  действующее определение касается только термина «валовая прибыль» и  дано в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»:
     Валовая прибыль представляет собой сумму  прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные  участки), иного имущества предприятия  и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную  стоимость и акцизов и затратами  на производство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).
     Учитывая, что валовая прибыль не находит  отражения в бухгалтерской отчетности, следует ввести определение, характеризующее  ту величину прибыли, которая фигурирует в отчете о прибылях и убытках и которая, собственно, является результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такую прибыль до принятия соответствующего нормативного документа – стандарта будем называть балансовой прибылью[8, c.71].
     В механизме формирования балансовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия. Прежде всего, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая является основной частью балансовой прибыли.
     Во-вторых, в механизм формирования прибыли  включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.
     А также входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
     Наконец, в механизме формирования прибыли  отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных  операций.
     В связи с тем, что подавляющую  часть прибыли (95-97%) предприятия  получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.
     Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме прибыли [6, c.27].
     Отдельной составной частью прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.
     Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
     В целом в процессе формирования прибыли  предприятия ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

     1.3. Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятия

 
     Изменение социально-экономического развития государства  в период рыночных отношений приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
     Важнейшими  факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических  разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
     Рост  прибыли зависит прежде всего  от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной  продукции [4, c.132].
     Затраты на производство и реализацию продукции  – один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности.
     Реальный  состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли. В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп:
     1. Материальные затраты (за вычетом  стоимости возвратных отходов);
     2. Затраты на оплату труда;
     3. Отчисления на социальные нужды;
     4. Амортизация основных фондов;
     5. Прочие затраты.
     Размер  прибыли как конечного финансового  результата хозяйственной деятельности работы предприятия зависит и  от второй, не менее важной величины - объема выручки от реализации продукции.
     Размер  выручки от реализации продукции  и соответственно прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и от уровня применяемых  цен.
     Традиционный  метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.
     Тот или иной метод определения выручки  от реализации продукции в зависимости  от договорных условий, форм сбыта продукции  и иных хозяйственных проблем  устанавливается самим предприятием на длительный период для целей налогообложения [9, c.69].
     Итак, виды и уровень применяемых цен  определяют объем выручки от реализации продукции, а следовательно прибыли.
     На  уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов:
    уровень организации производства и управления;
    структура капитала и его источников;
    степень использования производственных ресурсов;
    объем, качество и структура продукции;
    затраты на производство и себестоимость изделий;
    прибыль по видам деятельности и направлениям использования.
     Руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и всегда стремиться получить максимум прибыли.
     Деление затрат на постоянные и переменные позволяет четко показать зависимость  между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции. Эта зависимость отражается с помощью графика безубыточности (рис. 2 и 3).
     Точка К на рис. 2 и 3 является точкой безубыточности. Она показывает ту предельную сумму выручки от реализации в стоимостной оценке (Ом) и в натуральных единицах (Оn), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше линии выручки от реализации продукции.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.2. График безубыточности - зависимость абсолютных показателей.
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.3. График безубыточности: зависимость относительных затрат.
     Расчет  точки безубыточности можно производить  аналитическим методом. Он заключается  в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0,00 % [11, c.67].
     Таким образом, прибыль как экономическая  величина, характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление интенсификацию производства при любой форме собственности.
 

      2. МЕТОДОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ  ПРИБЫЛЬЮ 

     2.1. Методика анализа  прибыли предприятия 

     Основными задачами анализа деятельности предприятия  являются:
    оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины;
    выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;
    оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
     Методика  анализа включает три взаимосвязанных блока:
    Анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
    Анализа финансового состояния предприятия;
    Анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия [13, c.67].
     Основное  содержание финансового анализа  дохода предприятия составляют:
    Анализ динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов;
    Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
    Расчет показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов;
    Анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
    Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской прибыли;
    Анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли [2, c.34].
     Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия [16, c.81].
     Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
     Расчет  плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.
     Планируется прибыль раздельно по видам:
    от реализации товарной продукции;
    от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
    от реализации основных фондов и другого имущества;
    от внереализационных доходов и расходов.
     Рассмотрим  основные способы планирования прибыли  от реализации товарной продукции. Главные  их них - метод прямого счета и  аналитический. Раскрою на примерах эти традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли.
     Метод прямого счёта наиболее распространен  на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
     Расчет  ведется по формуле:
     П = (В*Ц) - (В*С)      (1)
     где П - плановая прибыль;
     В - выпуск товарной продукции в планируемом  периоде в натуральном выражении;
     Ц - цена на единицу продукции (за вычетом  НДС и акцизов);
     С - полная себестоимость единицы продукции.
     Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  товарной продукции в планируемом  году по полной себестоимости и в  ценах, а также остатков готовой  продукции на складе и товаров, отгруженных  на начало и конец планируемого года. Пример расчета прибыли методом прямого счета приведен в табл. 1.
     Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен. Однако он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой  номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
     Аналитический метод планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его  проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что  он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
    определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
     План  по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое  выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
     Прибыль в отчетном периоде принимается  в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому  если в течение  истекшего года имели место изменения цен  или ставок налога на добавленную  стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 октября, так или иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого года.
     На  основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и  планируемого объема товарной продукции  по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора - изменения объема сравнимой товарной продукции.
     Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения  себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции  и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
     Планируемое изменение ассортимента продукции  вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того, чтобы  определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется  удельный вес каждого изделия  в общем объеме  продукции по полной себестоимости в отчетном и планируемом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и планируемом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия (исчисленную как отношение прибыли к полной себестоимости изделия), принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в отчетном и планируемом году.
     Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль.
     На  размер плановой прибыли влияет также  изменение цен в планируемом году. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислить от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.
     Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета  и аналитическим - существует так  называемый метод совмещённого расчёта. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода. 

     Таблица 1
     Характеристика  влияния факторов финансовой деятельности на прибыль предприятия
№ п/п Наименование  фактора Характеристика  влияния
1. Объем реализации продукции (работ, услуг) Оказывает положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к  пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
2. Структура товарной продукции (работ, услуг) Может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
3. Себестоимость Себестоимость и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
4. Уровень среднереализационных цен Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.
 
     Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
     Характер  распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
     Итак, прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.
     Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.
     Таким образом, исчисление оптимального размера  прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.

     2.2. Методы управления прибылью и оценка основных показателей её использования

 
     Прибыль является основным источником средств  динамично развивающегося предприятия. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия.
     К числу таких регулирующих процедур относятся:
    варьирование границей отнесения активов к основным средствам;
    ускоренная амортизация основных средств;
    применяемая методика амортизации малоценных и быстро изнашивающихся предметов;
    порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
    порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
    порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;
    порядок создания резервов по сомнительным долгам;
    своевременное списание безнадежных долгов;
    порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;
    состав накладных расходов и способ их распределения;
    снижение налогов за счет использования льготного налогообложения и др.
     В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано.
     Существует  три вида левериджа, определяемые путем  перекомпоновки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» предприятия:
    Производственный леверидж;
    Финансовый леверидж;
    Производственно-финансовый леверидж.
     Логика  такой группировки заключается  в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного  и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.
     Величина  чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового  управления деятельностью предприятия  на нее оказывают влияние:
     - то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы;
     - структура источников средств  [8, c.72].
     Первый  момент находит отражение в структуре  основных и оборотных средств  и эффективности их использования.
     Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.
     Итак, производственный леверидж - это потенциальная  возможность влиять на валовый доход  путем изменения структуры себестоимости  и объема выпуска.
     Второй  момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
     Таким образом, финансовый леверидж - это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
     Исходным  является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь  между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом.
     Обобщающим  критерием является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и  финансового характера и чистая прибыль.
     Производственная  деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно новому плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и условно-постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
     Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
     S=VC+FC+GL,          (2)
     где S – реализация в стоимостном выражении (выручка);
       VC – переменные расходы;
       FC – условно-постоянные расходы;
       GL – валовой доход.
     Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:
     VC=k+s,           (3)
       где k – коэффициент пропорциональности.
       Используя формулу 1, а также  условие, что критическим считается  объем реализации, при котором  валовой доход равен нулю, имеем:
     S=k*S+FC,          (4)
     Поскольку S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:
     Sm=FC/(1-k).          (5)
     Формулу 3 можно представить в наглядном  виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:
     Q- объем реализации в натуральном выражении;
       P- цена единицы продукции;
     V- переменные расходы на единицу продукции;
     Qc- критический объем продаж в натуральных единицах.
     Преобразуя формулу 1, имеем:
     Qc=FC/P-V.          (6)
     Знаменатель в формуле 5 представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической  точки предельно прост: он характеризует  количество единиц продукции, суммарный  маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.
     Очевидно, что формула 5 может быть легко  трансформирована в формулу для  определения объема реализации в  натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).
     Qi=( FC+GI )/( P-V ).                  (7)
     Маржинальный  доход представляет собой сумму  валового дохода или валовой прибыли  и условно-постоянных издержек [7, c.46].
     Эта категория основана на том, что полное поглощение всех условно-постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:
     Dm=GL+FC,           (8)
     Dm=S-VC.            (9)
     Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу 7 следующим образом:
     GI=Dm-FC.          (10)
     Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного  веса маржинального дохода в выручке от продаж (Dm) вместо показателя общей суммы маржинального дохода (Dm). Эти три показателя взаимосвязаны между собой:
     Dy=Dm/S          (11)
     Если  из этой формулы выразить сумму маржинального  дохода:
     Dm=S*Dy          (12)
     преобразовать формулу 9, то получим другую формулу определения прибыли от продаж:
     GI=S*Dy-FC.          (13)
     Формула 11 используется именно тогда, когда  приходится считать общую прибыль  от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции, если известны удельные веса маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.
     В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы  определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить:
     Dm=Q*Dc,           (14)
     где Dc-ставка маржинального дохода в цене единицы продукции, формула 9 будет записана следующим образом:
     GI=Q*Dc-FC.          (15)
     Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать  влияние следующих изменений:
    количества и структуры проданного;
    уровня цен;
    уровня условно-постоянных расходов.
     Уровень производственного левериджа (Упл) принято измерять следующим показателем:
     Упл=TGI/TQ,          (16)
     где TGI-темп изменения валового дохода, %;
     TQ-темп изменения объема реализации в натуральном выражении, %.
     Путем несложных преобразований формулы 16 ее можно привести к более простому виду. Для этого используем выше приведенные обозначения и иное представление формулы 1:
     P*Q=V*Q+FC+GI, или c*Q=FC+GI.
     Поэтому,
     Упл=(^GI-GI)/(^Q-Q)=((c*^Q)-(c*Q-FC))/(^Q-Q)=c*Q/GI   (17)
     Экономический смысл показателя Упл прост - он показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению  объема реализации. А именно, для  предприятия с высоким уровнем  производственного левериджа незначительное изменение объема реализации может привести к существенному изменению валового дохода. Чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа.
     По  аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:
           Уфл=TNI/TGI,        (18)
     где TNI-темп изменения чистой прибыли, %;
     TGI-темп изменения валового дохода, %.
     Коэффициент Уфл показывает, во сколько раз  валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный  объем привлеченных предприятием заемных  средств, тем больше выплаченная  по ним сумма процентов, тем выше уровень финансового левериджа.
     Управление  прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и  принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования. 

     2.3. Эффективность политики управления прибылью 

     Эффективность политики управления прибылью предприятия  определяется не только результатами ее формирования.
     Увеличить прибыль предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер:
     1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
     2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
     3. Изменение объема и структуры  продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
     4. Улучшение использования природных  ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
     5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
     Итак, в завершении всего вышесказанного, хочется отметить, что прибыль  является главной движущей силой  рыночной экономики, основным побудительным  мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею [12, c.60]. 

 

      3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ  И УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АО «БИОХИМИК» 

3.1. Анализ состояния планирования, учета и распределение прибыли на АО “Биохимик”
      В рыночной экономике хозяйствующие  субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и  перспективы развития, исходя из разработанных  ими социальных и хозяйственных  задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.
      В современных условиях без давления “сверху” при сильной инфляции интерес предприятий к достоверному планированию прибыли значительно упал. Финансовый план предприятия в форме баланса доходов и расходов, на который опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение было отдано плановым расчетам “на случай”, при разовой необходимости, вне связи с поставленными задачами и целями (например, для определения авансовых платежей налога на прибыль).
      В прошлые года основным методом планирования прибыли был прямой расчет, предполагающий наличие у предприятий однозначной  информации о себестоимости и  ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производственный показатель: в виде разницы между планируемым объемом реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных вариантов[2, c.31].
      Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала  его непригодным. Перспективной  стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:
    Программный метод планирования.
    Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.
    Полный учет информационных изменений.
    Использование базовых показателей за предыдущий год (период).
    Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
    Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей на основе которых разворачивается процесс планирования.
      Факторный метод планирования прибыли и  рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:
   1. Расчет базовых показателей за  предшествующий год.
   2. Постановка целей хозяйственной  деятельности на планируемый  период.
   3. Программирование индексов инфляции
   4. Расчет плановой прибыли и  рентабельности по вариантам.
   5. Выбор оптимального варианта.
      Базовые показатели за предшествующий год –  это отчетные показатели, но скорректированные  на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.
      Рассмотрим  базовые показатели на АО “Биохимик”, полученные на основе действующей отчетности (табл. 2).
      На  втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей  хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированными согласованными с потребностями рынка и ресурсными ограниченными и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.
                                                                             
      Таблица 2
    Базовые показатели АО “Биохимик” за 2007 год. 

 
Показатели
 
Величина  показателя
1. Выручка от реализации продукции  (работ, услуг без НДС, акцизов,  таможенных пошлин, тыс. руб.)  
127052,519
2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб.  
104600,577
3. Прибыль от реализации продукции,  тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.