На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат А.С. Пушкин

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
I Введение
II Биография А.С. Пушкина.
     Детство
     Лицей
     Послелицейский  период
     Южная ссылка
     Михайловское
     «Годы скитаний»
     Болдинская  осень
     Последние годы жизни
III Поэзия А.С. Пушкина
IV «Пушкинская школа»
V Заключение
VI Список литературы 

3
4-11 
 
 
 
 
 
 
 

12-15
16-19
20-21
22 

 

I Введение.

 Первый  русский национальный поэт, родоначальник  всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо  и точно признанное место и  значение Александра Сергеевича Пушкина  в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.
 Проходят  десятилетия и эпохи, растет и  крепнет русская литература, а  сила гениального пушкинского слова  не слабеет. Тайна безмерного обаяния  поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...
 Я считаю, что А.С.Пушкин давно и прочно занял место первого русского поэта. И отнюдь не по нумерации, а  по силе любви к нему русского народа. Он был передовым человеком своей  эпохи. В своем творчестве он не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов. Именно это делает его поэзию всеобъемлющей и, по видимому, актуальной для любого поколения.
 По  моему, в поэзии А.С.Пушкина можно  найти ответ на любой вопрос. Его  произведения – большой, нужный и вечный учебник, в котором Поэт учит быть Человеком.
 

II Биография А.С. Пушкина

 Детство (1799-1811)
 А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему  роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.
 Пушкин  рос задумчивым и рассеянным, что  вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали  о внутренней сосредоточенности  мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.
 Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».
   Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание.
 В раннем детстве поэт почти не говорил  по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка  были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.
 Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого  ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.
 Лицей(1811-1817)
 В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие  надежды: он должен был готовить воспитанников  для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.
 Лицей был основан в грозную для  России пору: огромная французская  армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года.
 В свободные  от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.
 После заграничных походов вернулись  русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.
 Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее.
 Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая  питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал.
 А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.
 Особенно  мужали и сплачивались лицеисты в  спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож.
 Лицеисты  знали, что сам Державин будет  среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском  селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея.
 Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской  дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.
 Послелицейский  период(1817-1820)
 Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.
 Поэт  ощутил полноту жизни, наслаждался  молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые  ценители его таланта. Пушкин сблизился  с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией.
 В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка  «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние. В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина.
 Именно  в этот период были написаны такие  произведения, как:
 «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др.
 Южная Ссылка(1820-1824)
 Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский  воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта.  В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности.
 Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку.
 В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это  же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг.
 Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы… Кавказская природа, древние  легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Семфирополе.
 Произведения  этого периода:
 «Погасло  дневное светило» (1820), «Кавказский  пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др. 
 Северная  ссылка (Михайловское)
 (1824-1826)
 8 августа  1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать  Михайловское. Здесь он находился  в полном одиночестве, вдалеке  от друзей, от культуры.
 Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом.
 Долгие  осенние и зимние вечера он коротал  с Ариной Родионовной.
 Первоначальное  пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен.
 Немалая роль в душевном возрождении поэта  принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду.
 Произведения:
 «Я  помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др.
 «Годы скитаний» (1826-1830)
 Последние дни в Михайловском он доживал  с трудом. Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились  в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.
 Все лето 1826 года прошло в тяжелых и  мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I .
 8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет  царя в Чудовом монастыре. Беседа  продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам.
 Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся  убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом.
 За  каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I.
 Произведения:
 «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др.
 Болдинская осень. (1830)
 Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти  во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры.
 Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений.
 Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал,  что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство.
 Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь не упускало случая, чтобы не напомнить поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования.
 Лирика  Пушкина в Болдинскую осень достигает невиданных идейно-художественных высот.
 

 
 Последние годы жизни (1831-1837)
 В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В  начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его  с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург.
 Правительство в 30-е годы продолжало бдительно  следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением.
 Пушкин  видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение  поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены.
 1834 год явился переломным годом  жизни Пушкина. Накануне нового  года он был пожалован в  камер-юнкеры. Это звание оскорбило  Пушкина – обычно такие звания  давались юношам, а А.С. Пушкин  был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I.
 Пушкин  вынужден был служить, чтобы содержать  семью. Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера.
 Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах.
 Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал.
 Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном  Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен. В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.
 Свет  выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его  жене. 25 января Пушкин получил новое  анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.
   Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен.
 Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало.
 В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с  могилами деда, бабки и матери Пушкина похоронили.
 Произведения:
 «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я  посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг  нерукотворный…» (1836) и др.
 

III Поэзия А.С. Пушкина

 Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был  первым поэтом, разрушившим условность авторского образа: в "Руслане и  Людмиле", "Евгении Онегине", Пушкин говорит с читателем "на равных", как принято между  близкими людьми, схватывающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современником уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, фактическим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, с основами феодально-абсолюстической идеологии. Художественно-аналитический тип поэтического мышления, величайшее достижение Пушкина, сложился не сразу. Путь к нему был труден. Лицейскую его поэзию еще отличает, противоречивое сочетание тем, мотивов, образов, выросших из наблюдений над окружающей действительностью и вместе с тем хранящих отзвуки карамзинской поэзии. Особенно это проявилось в стихах о мечтательном уединении, о грусти и беспечных любовных наслаждениях. Сглаженность языка, ходовые поэтические определения не позволяли воспроизводить действительность в ее живой конкретности. Обилие мифологических образов и мотивов, причудливо сочетавшихся с бытовыми деталями, - тоже следствие стилевых влияний.
 Позже, сам Пушкин указал на недопустимость подобных слияний. В лицейскую пору подготавливалось вытеснение карамзинских стереотипов; таким образом, формировался новый этап поэтического развития, проявившийся уже в "Руслане и Людмиле". В поэме явственно прорывается стихия народного языка, освобождение от оков классицизма. Правда, метод еще достаточно противоречив. Когда Пушкин, в "Кавказском пленнике" (1821) стремился воспроизвести образ героя романтически-абстрактно, язык становился неточным, "туманным". О пленнике, к примеру, говорится: он "обнял грозное страданье..." В монологе обращенном к черкешенке –
 Его любовь тебе заменит
 Моей  души печальный хлад.
 Те  же места поэмы, что явились отражением действительности в ее реалиях и  определяемости (например описание быта горцев, которое Пушкин больше всего  ценил в поэме), отличаются точностью и силой поэтического выражения.
 Переломным  моментом в развитии пушкинского  таланта было начало 20-х годов, период южной ссылки, когда взгляды поэта  достигли большой зрелости. Именно в это время он пересматривает свою поэтическую практику, активно ищет новые пути.
 В ходе работы над "Евгением Онегиным" определяются принципы нового метода, в основополагающих моментах реалистичного.
 Следующий этап относится к 1825 году, когда создавался "Борис Годунов". Затем закономерное обращение к прозе - "Арап Петра Великого", ибо именно проза позволяла довершить борьбу за реализм. Наконец в 30-е годы: Пушкин обратился к изображению героев из низов; его пристальное внимание привлечено к прошлой и современной истории народа (разрабатываются темы пугачевского восстания). Одновременно во всех жанрах Пушкин открывает новые пути, закладывает эстетические основы для последующего развития классического русского реализма.
 Поэзия  Пушкина отразила все "впечатленья  бытия". В ней отозвались его  героическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха, о которой сам поэт сказал:
 ...кровь  людей то славы, то свободы
 То  гордости багрила алтари.
 В смелом стремлении изменить порядок жизни  Пушкин жаждал соединить "слова" и "дела", искусство и действие. Его стихотворения "Вольность" (1817), "Деревня" (1819), "Кинжал" (1821) и другие сыграли огромную роль в борьбе с крепостничеством, деспотизмом, в формировании движения декабристов.
 В годы жесточайшей реакции, после разгрома восстания, когда брат боялся оплакивать брата, он сохранил "к судьбе презренье", вынес навстречу ей непреклонность, лучше всего выразив это в произведениях последних десяти лет жизни. В сознании передовой России героические черты облика поэта сливались с его стихами. В образе поэта доминировала "гордая совесть" и "лира непреклонная". Драгоценнейшие качества поэзии Пушкина позволили А. Герцену видеть в ней "залог будущего утешения" в самые грудные времена. Определяя связь пушкинской лирики с революционной эпохой, много позже А. Блок высоко оценил непреходящую роль поэта:
 Пушкин! Тайную свободу
 Пели  мы вослед тебе!
 Дай нам руку в непогоду,
 Помоги  в немой борьбе!
 ("Пушкинскому  дому", 1921)
 Как оценить в полной мере силу и мощь импульс данного Пушкиным развитию отечественной литературы, поэзии? Впервые именно Пушкин открыл в русской словесности человека в конкретности его исторического, национального, социального бытия. Вместе с тем поэт сумел постичь своеобразие национальных характеров других народов, раскрыл особенности быта и нравов жителей Италии, Англии, Франции, Испании.
 Пушкин  с уважением и сочувствием  запечатлел жизнь народов, населявших Россию. Он писал о вольнолюбивых горцах ("Кавказский пленник"), восхищался прекрасными печальными песнями Грузии. Широта охвата действительности была благотворной для развития нового поэтического метода, а художественный метод в свою очередь, способствовал расширению мира поэтического творчества.
 Разнообразию  пушкинской поэзии соответствовало разнообразие формы – отсюда интонации небывалого раньше диапазона: от торжественной ораторской речи в одах "Вольность" и "Клеветникам России" (1831) до шепота уединенной беседы в стихотворении "Ночь" (1823); разнообразие и гибкость ритма. В каждом стихотворении Пушкина все элементы формы кажутся единственно возможными, незаменимо точными для выражения мысли.
 Главной идеей Пушкина было прославление жизни героической, во имя будущего.
 Вращается весь мир вкруг человека,
 Ужель один недвижим будет он?
 Противостояние  реакции и застою - пафос поэта. С особой силой звучали эти  мотивы и в пушкинское время – господства авторитарности, умерщвляющей плоть религии, - и в другие эпохи застоя, власти застарелых догм.
 Пушкинская  поэзия исполнена утверждения земных радостей как главной ценности вопреки  идее счастья за пределами бытия.
 Сила  жизни в поэзии Пушкина настолько  велика, что даже в стихах, написанных в минуты душевной усталости, разочарования, сомнения, она побеждает. Иногда, кажется, - вопреки замыслу стихотворения. Самую же высокую эстетическую оценку получает ключ юности:
 Ключ  юности, ключ быстрый и мятежный,
 Кипит, бежит, сверкая и журча.
 При чтении этого стихотворения чувствуется, как убыстряется ритм, подобно переливам звонкого, чистого источника. Важной стороной новаторства Пушкина явилось открытие такого способа художественного постижения жизни, при котором любые явления, всякая деталь изображения проникнуты могучей энергией оценки, отчетливо выраженным приятием или отрицанием автора. Какую бы тему ни разрабатывал поэт, он решает ее не как некую художественно отвлеченную идею, а как итог осмысления определенных жизненных реалий, ситуаций. Отсюда берут начало пушкинская символика, метафоризация - те элементы художественной формы, которые в субъективистской поэзии и вели к погружению в мир иллюзий.
 Сферой  поэзии при Пушкине стало самое  существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы  и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира.
 

IV «Пушкинская школа»

 Существовала  ли "пушкинская школа"? По этому  поводу высказываются порой полярные суждения. На одном полюсе мнение, наиболее четко сформулированное в свое время одним из видных советских поэтов Арсением Тарковским: "... у Пушкина были подражатели, но продолжателей, учеников не было. Литературную школу создают таланты. Пушкин "вобрал" в себя Жуковского и Батюшкова, ушел и запер за собой ворота на крепкий замок". В разных вариантах такое мнение бытовало в XIX веке, встречается оно и поныне. Противоположным является утверждение, что Пушкин своим творчеством открыл шлюзы для нового направления. По его пути развивалась русская романтическая, а затем и реалистическая лирика. Воздействие Пушкина на поэтов разных поколении было огромным. А. Дельвиг в письме к автору "Руслана и Людмилы" в 1824 году замечал: "Никто из писателей русских не поворачивал каменными сердцами нашими, как ты". Спектр влияния Пушкина на поэтов - его современников – был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году: "Твои связи, народность твоей славы, твоя голова... все дает тебе лестную возможность действовать на умы с успехом, гораздо обширнейшим против прочих литераторов. С высоты твоего положения должен ты все наблюдать, за всем надсматривать, сбивать головы похищенным репутациям и выводить в люди скромные таланты, которые за тебя же будут держаться».
   Близость идейных устремлений  - одно из условий общности  поэтов, принадлежащих к определенному направлению, но все-таки этим только не решается вопрос о принадлежности к "пушкинской школе".
 Если  ограничиваться только моментами идеологическими и исключить вопросы метода, то понятием "школа" могут быть объединены все поэты, которые занимали прогрессивные позиции в общественном движении, примыкали к борьбе с реакцией в жизни и литературе и разрабатывали гражданские темы. Тогда понятие "пушкинская школа" окажется вполне подходящим для того, чтобы включить в него, например, всех поэтов-декабристов. Но, например, в поэтической системе Рылеева содержались принципы совершенно неприемлемые для Пушкина. А эволюция Пушкина от романтизма к реализму встретила не только непонимание, но и отрицательное отношение со стороны Рылеева, Бестужева. Не менее характерны принципиальные различия в позициях Пушкина и Кюхельбекера.
 Для определения точных критериев принадлежности к пушкинскому направлению, нужно исходить из общности литературных позиций, но прежде всего из развития тем или иным поэтом конкретных сторон новаторской поэтической системы, открытой Пушкиным. Подражательность вызывала у Пушкина отрицательную реакцию, независимо от того, кому именно подражатель следовал. "Вялые подражатели", "несносные подражатели" - характерные эпитеты, которые встречаются у Пушкина. Не делались исключения даже для начинающих поэтов. Об одном из них, Ф. Слепушкине, выкупленном из крепостного состояния, Пушкин писал Дельвигу: "... у него истинный, свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экз. "Руслана" и моих "Стихотворений" - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своей дорогою".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.