На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление торгово-технологическим процессом предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                      
      ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
                  

Саратовский институт (филиал) 
 
 

Кафедра экономики и менеджмента
                  

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине  «Менеджмент торговой организации» 

ТЕМА:
Управление  торгово-технологическим  процессом предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                Преподаватель
Студент(ка) ….курса группа….            ……………………..
………………………………….            ( Фамилия, И.О.)
(Фамилия,  И.О.) 
 
 
 
 

Саратов  - 2010
Содержание 

Введение……………………………………………………………... 3
    Содержание и цели торгово-технологического
    процесса  в магазине розничной торговли…………………..5
      Сущность, задачи, цели и принципы организации
      Торгово-технологического процесса в магазине ………5
      Структура и содержание технологического
      процесса  в магазине……………………………………….8
      Проблемы управления торгово-технологическим
      процессом в предприятиях торговли…………..………12
    Характеристика организационно-хозяйственной
     деятельности  предприятия………………………………….15
      Краткая характеристика торгового предприятия…….15
      Структура магазина……………………………………..18
      Организация и управление торгово-технологическим
      процессом на примере ЗАО «Лидер»…………………..21
      Нормирование труда, режим работы и условия
      труда в магазине………………………………………….41
      Организация материальной ответственности и
      оплата  труда на предприятии…………………………...44
Заключение…………………………………………………………..48
Список  использованной литературы………………………………50
Приложение 1. Анализ показателей торгово-финансовой
                         деятельности ЗАО «Лидер» за 2008-2009 гг. 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современных условиях эффективность  деятельности предприятия торговли во многом предопределена правильностью  выбранной стратегии управления, состоянием экономического потенциала, конкурентоспособностью организации  торговли. Одним из основных качественных показателей оценки эффективности  деятельности торгового предприятия  выступает процесс управления торгово-технологическим  процессом, который является
     базой для наиболее эффективной организации  коммерческой деятельности и формирования оптимальных финансовых результатов. Отдельными составляющими данного  процесса являются структура товарооборота, повышение эффективности технологической  цепочки «поставщик-продавец-покупатель», снижение издержек обращения.
     Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия организационно-правовых форм предприятия, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли в широком развитии частной инициативы и предпринимательства.
     Современный рынок продовольственных товаров  в современных условиях выглядит более цивилизованным, чем в прошлом. Значительно расширился предлагаемый торговлей ассортимент товаров, повысилось качество обслуживания. Сегодня  торговля – это одна из важнейших  сфер жизнеобеспечения населения. При  ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения  и покупательского спроса. В торговле сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере – самая  высокая.
     С учетом наметившихся тенденций развития торговли на современном этапе общей  целью является разработка адекватного  рыночной экономике технологического процесса доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.
     Со  временем изменился и статус современного торгового работника. Время  рыночных развалов, торговли с «рук» проходит, что следует принять, как должное. Коммерческая деятельность – это  совокупность операций по организации  торгово-оперативных процессов, связанных  с куплей-продажей, направленных на принятие оптимальных решений, обеспечивающих достижения высоких показателей  эффективности и получения максимальной прибыли. Актуальным сегодня является то, что все эти операции необходимо организовать так, чтобы были достигнуты высокие показатели при минимальных издержках и обязательном обеспечении удобств покупателям при покупке товаров. Для этого современному торговому работнику необходимо изучать проблемы рынка по товарам народного потребления, изучать конъюнктуру и спрос, уметь использовать в торгово-коммерческой практике новые технологии, прогрессивные формы продажи и средства рекламы.
     Знание  основ коммерческой деятельности должно обеспечить любого предпринимателя умением сопоставлять потребности рынка с результатами собственной работы и достигать при этом коммерческого успеха.
     Целью данной курсовой работы является разработка эффективного управления торгово-технологического процесса и организации труда в магазине розничной торговли.
     Объектом  исследования является торгово-технологический процесс предприятия.
     Предмет исследования - состояние и пути совершенствования управления торгово-технологическим процессом в ЗАО «Лидер».
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 

1 Содержание  и цели торгово-технологического  процесса в магазине розничной  торговли
      Сущность, задачи, цели и принципы организации
          торгово-технологического процесса в магазине 

     Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных  и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при  наименьших затратах труда и высоком  уровне торгового обслуживания.
     Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается  движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками  путем применения определенных способов и приемов.
     Технологические операции магазина включают транспортировку  товаров, приемку их по количеству и  качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного  ассортимента в торговый, продажу  товаров и услуг. (5)
     Технологический процесс состоит из основных и  вспомогательных операций.
     К основным относятся операции, связанные  с продажей товаров и обслуживанием  покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.
     Вспомогательные операции включают приемку товаров  по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи  тары.
     Технологический процесс осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных  операций технологического процесса зависят  от методов продажи, типа и размера  магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров  к реализации и других факторов. (12)
     Рационализация  технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс  знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и  услуг из имеющихся ресурсов.
     Грамотно  организованный технологический процесс  преследует следующие важные цели:
     - обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
     - сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
     - высокая культура обслуживания.
     Решение этих взаимосвязанных вопросов может  быть обеспечено при использовании  системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического  моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных  решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.
     Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных  условиях являются:
     - внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
     - механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
     - использование оптимального решения технологического процесса;
     - внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.
     Повышению эффективности деятельности предприятия  розничной торговли способствует ускорение  технологических процессов в  магазинах, достигаемое путем внедрения  АСУ на базе современных программных  продуктов, использования высокопроизводительного  оборудования, увеличения поступления  от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения  профессионального уровня персонала  и менеджеров предприятий, использования  технологических карт. (9)
     Технологическая карта - это форма технологической  документации, которая включает операции выполнения технологических процессов  в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени  и труда. Такие карты целесообразно  составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам  и др.) с широким ассортиментом  товаров, при этом возможно комплексное использование механизмов и оборудования, внедрение наиболее эффективных приемов и методов труда.
     Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина:
     - обеспечение комплексного подхода к его построению;
     - создание максимальных удобств для покупателей;
     - достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
     - создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
     - обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина. (14) 

1.2 Структура  и содержание технологического  процесса в магазине 

     Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них  являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного  предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система  товароснабжения, тип, размер и специализация  торгового предприятия, степень  его хозяйственной самостоятельности.
     В торговой практике сложились три  основных варианта технологического процесса в магазинах в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже
     Первый  вариант  включает приемку товаров  по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для  продажи. Это наиболее прогрессивная  схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании.
     По  второму варианту технологический  процесс предполагает направление  товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал для  продажи. В данном случае возникает  необходимость в специальных  помещениях для хранения. Необходимость  применения этого варианта возникает  в том случае, если требуется накопление товаров в залах.
     Наиболее  сложной и менее экономичной  является третий вариант, при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т. д.)
     При любой из них весь технологический  процесс можно разделить на несколько  этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям  в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и  подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения. (15)
     Второй  этап охватывает операции, связанные  с непосредственным обслуживанием  покупателей. Это наиболее ответственный  участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированный подбор товаров, их размещение, расчетные операции. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.
     Третий  этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных  заказов, подгонка швейных изделий, купленных в магазине, по фигуре и т. д.
     Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние  на конечный результат работы магазина.
     Важнейшими  принципами организации торгово-технологического процесса в магазине являются:
     - комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса для конкретного магазина;
     - соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;
     - эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
     - создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;
     - сокращение применения ручного труда и улучшение использования торгово-технологического оборудования. (16)
     Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и  характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании.
     Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает  особые требования как к организации  технологического процесса в магазине, так и к его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам.
     Внедрение современных технологических решений  в розничные торговые предприятия  обеспечивает интенсификацию всего  торгового процесса.
     Основными направлениями рационализации технологического процесса в магазине являются широкое  внедрение прогрессивных методов  продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения магазинов максимально  подготовленными к продаже товарами, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование работы узлов  расчета.
     Повышению эффективности технологического процесса магазина будет способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены  самые трудоемкие операции, связанные  с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой  товаров к продаже и т. п., что  обеспечит снижение затрат на его  осуществление. (10)
     Технологический процесс с товарами до предложения  их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная  с разгрузки товаров в магазинах  и кончая полной подготовкой их к  продаже. Эти операции оказывают  существенное влияние на уровень  обслуживания покупателей.
     Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе  технологического процесса. Поэтому  очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.
     Дополнительные  операции по обслуживанию покупателей  направлены на создание им удобств - при  покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей  и повышение культуры потребления (использования) товаров.
     Таким образом, все операции технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Проблемы  управления торгово-технологическим  процессом в предприятиях торговли
 
     Сегодня торговля в России развивается стремительными темпами. Например, во Владивостоке обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей  уже превысила нормативы в 2 раза. А это значит, что для завоевания покупателей предприятиям нужны  новые технологии розничной торговли. Можно отметить, что в плане  изменения тенденций в российской торговле значимым явился 2003 год. Начался новый виток качества технологий розничной торговли, вызванный развитием в регионах крупных западных и отечественных сетей.
     Стремительные изменения, которые происходят в  рознице России и стран СНГ, требуют  от руководителей более глубоких знаний для гибкого реагирования в конкурентной среде. Опыт российских торговцев растет стремительно, но в любом случае он не может сравниться с традициями торговых династий и  мощной теоретической базой, которой  располагают западные ритейлеры. Особенно это касается формирования концепции  торговых объектов. Многие ошибки на стадии проектирования и строительства магазинов допускаются именно из-за отсутствия целостности концепции или копирования приемов успешных конкурентов, эффективных в других условиях, но мало применимых к данному магазину, сети или торговому центру.
     Еще одна тенденция – это развитие торговых центров и соответственно изменение покупательских привычек, перераспределение сил между  торговыми предприятиями. (3)
     Развитие  торговых центров происходит в России довольно неоднородно. Появились очень  интересные и эффективные торговые и торгово-развлекательные комплексы, но в то же время было построено  очень много объектов с «врожденными дефектами». И, к сожалению, часто  такие недостатки невозможно устранить  в полной мере. Угроза потери большой  части покупателей очень сильна: стоить в городе появиться успешно  спланированному торговому центру, как покупатели тут же оценивают неудобства старого. Результат – сужение торговых зон, потеря городского или районного значения, трудности с арендаторами и т.п. (
     Сегодня можно сказать, что для успеха магазина требуются три фактора: расположение, расположение и еще  раз расположение. Поэтому – анализ территории – важнейшая составляющая при открытии магазина. Если место удаленное и доступность плохая, это всегда означает, что покупателей надо привлекать – низкими ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным, рекламой и специальными акциями.
     А для того, чтобы реклама действительно  работала на привлечение, должна быть хорошая автомобильная доступность  и удобная парковка. Возможность  привлечения покупателей зависит  и от размера торговой площади. По мнению института экономики города США, самые серьезные просчеты – это переоценка потенциальной способности магазина создавать собственный трафик и ошибка в определении размеров торговых зон, излишний оптимизм при оценке ситуации. Российские торговцы, к сожалению, в полной мере успели почувствовать последствия такого неоправданного оптимизма.
     На  нынешнем этапе развития конкуренции  в розничной торговле особое значение приобретает стратегическая работа с ассортиментом. Очень важно  увидеть направление развития, перспективные  и падающие товарные группы.
     Для магазинов, работающих в торговом центре, вопрос формирования ассортимента очень  тесно связан с позиционированием  торгового центра и оценкой перспектив торговли, влияния других арендаторов. Часто магазины забывают о том, что  задача торговли – не только удовлетворять  спрос, но и активно формировать  его. (4)
     Особое  внимание следует уделить группировке  отчетов, поскольку во многих случаях  сотрудники теряются от обилия данных.
     Основная  проблема розничной торговли – это  персонал.
       Во-первых, проблема нехватки квалифицированных  кадров для розницы не теряет  своей остроты. Снижение трудоемкости  работы и введение автоматизации  приводит к сокращению неквалифицированных  должностей. Но пока эти должности  сохраняются, остаются и проблемы  текучести и разработки систем  мотивации для сотрудников с  низкими запросами и низкой  лояльностью. Поэтому необходимо стараться снизить негативное влияние человеческого фактора на продажи – издержки и потери, связанные с неквалифицированной рабочей силой персонала нижнего и среднего звена, а также затраты на обучение и адаптацию сотрудников. Это достигается путем внедрения стандартов, а также совершенствованием планировки торгового зала, систем навигации, информации для покупателей.
     Во-вторых, общероссийская проблема – это воровство  и коррупция персонала. Для ее решения требуется комбинация технических  и управленческих методов. Но самое  важное – проблема воровства должна решаться уже на стадии планировки торгового объекта, и тогда работать будет значительно проще. (6)
     Итак, основные проблемы управления торгово-технологическим процессом в предприятиях торговли сводятся к тому, что недостаточно разработана теоретическая основа розничной торговли в условиях рынка, слабо развита сеть информированности покупателя, современным предпринимателям часто не удается сформировать спрос потребителей, низкая квалификация продавца и материальная безответственность наносят большой ущерб предприятию торговли. 
 
 
 
 
 
 

    Характеристика  организационно-хозяйственной деятельности торгового предприятия
2.1. Краткая характеристика торгового предприятия 

     Торговое предприятие ЗАО «Лидер» расположен по адресу г.Энгельс, пос.Пробуждение ул. Мира, д.5 на первом этаже жилого дома. Режим работы магазина: с 8.00 до 20.00 с перерывом на обед и без выходных. По организационно-правовой форме магазин является закрытым акционерным обществом. Вид деятельности – розничная торговля. Предприятие действует на основании устава. Устав зарегистрирован отделом государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензирования комитета по управлению муниципальным имуществом города Энгельса № 336 р. от 16.03.1993 года. Утвержден устав общим собранием акционеров ЗАО «Лидер». В состав акционеров входят: директор магазина, двое заведующих, главный бухгалтер, бухгалтер и продавец хлебного отдела. Предприятию выдан патент на право торговли. В патенте указываются правила, которые должно соблюдать торговое    предприятие. Так же предприятие ЗАО «Лидер» действует на основании лицензии. (1)
     Торговое предприятие ЗАО «Лидер» - магазин индивидуального обслуживания. Продажа товаров осуществляется продавцом-кассиром через прилавок с применением ККМ. Основная нагрузка ложится на продавца, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания населения. Продавец предлагает и показывает  товар покупателям, предоставляет информацию о них, дает консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производить расчет с покупателем. Применение в магазинах метода индивидуального обслуживания снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени  на приобретение товаров и ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товара. Магазин состоит из четырех отделов: вино-водочный отдел, бакалея, гастрономия и хлебный отдел. В магазине арендуют места для непродовольственных отделов (парфюмерия, семена, трикотажные изделия, канцелярский отдел, цветочный отдел и товары для животных). Фирма мобильных связей «Евросеть» арендуют у магазина 30 кв.м. Общая площадь магазина составляет 220 кв.м.
     Магазин является универсальным, так как ассортимент построен на базе широкой номенклатуры товарных групп. В магазине товары всегда свежие и качественные. Товар заказывается небольшими партиями, поэтому долго не залеживается. Большое преимущество магазина в том, что он имеет свою пекарню, поэтому хлеб и хлебобулочные изделия всегда свежие, пользуются высоким спросом и всегда в широком ассортименте. В магазине  наиболее широкий выбор следующих товаров: кондитерские изделия, приправы и специи, молоко и кисломолочные продукты, колбаса и мясные изделия.
     В магазине имеются подсобные помещения (помещения для хранения и ремонта тары, помещения для хранения торгового инвентаря, помещения для подготовки товаров к продаже), административно-бытовые помещение (кабинеты директора, бухгалтеров, заведующих, столовая, комната для отдыха и личной гигиены), небольшой склад для продуктов с более длительным сроком хранения (винно-водочные напитки, шоколад, лимонад и др.).
Предприятие закупает товары по ценам поставщиков и перед продажей устанавливает, свою цену прибавляя от 15% до 25%от полной стоимости. На хлеб проценты не устанавливаются. Анализ показателей торгово-финансовой деятельности ЗАО «Лидер» за 2008-2009 гг. приведен в приложении 1. (2)
     Торговое розничное предприятия отвечает техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, а оборудование и инвентарь  содержатся в образцовом санитарном и техническом состоянии. В магазине применяется такие виды инвентаря как:
     инвентарь для вскрытия тары;
     инвентарь для подготовки товаров к продаже;
     инвентарь для выкладки и показа товаров;
     инвентарь для отпуска товаров;
     инвентарь для узла расчета;
     санитарно-гигиенический инвентарь,
     противопожарный инвентарь;
     инвентарь для гигиены.
     Магазин ЗАО «Лидер» каждые полгода посещает СЭС, налоговая инспекция и министерство стандартизации и метрологии. Введется специальный журнал, где записывается дата и название проверяющей службы. В магазине имеется книга отзывов и предложений. В эту книгу покупатели могут записать свои положительные или отрицательные отзывы. Проанализировав эту книгу можно сказать, что в магазине низкая культура обслуживания покупателей. Если поступают отрицательные отзывы, тогда применяют различные методы решения: лишают персонал премии в размере 100%, проводят беседы, делают выговоры в письменной форме, если поступают положительные отзывы о конкретном продавце, тогда его вознаграждают различными способами: премии, благодарности, грамоты, прибавка к зарплате).
     В магазине большой спрос на продукцию т. к. он очень удобно расположен для покупателей. Он находится на конечной остановке автобуса, почти в центре города и  рядом центральный парк. Магазину ЗАО «Лидер» составляют конкуренцию следующие торговые предприятия: «Лакомка», «Веснянка» и  «Бройлер». Для привлечения покупателей ЗАО «Лидер» снижает цены, проводит дегустации и старается разнообразить ассортимент различными новинками товаров. В расположение торгового предприятия есть и минусы. К магазину нет подъездных путей. Грузовые машины с товарами подъезжают со стороны двора, поэтому жильцам не удобно подъезжать и подходить к своим подъездам. Так как магазин расположен на 1 этаже жилого дома, то от жильцов регулярно поступают следующие жалобы: хлопают двери и постоянный шум с утра и до позднего вечера. Так же на магазине не имеется вывески, что запрещено по правилам торговли розничных торговых предприятий.
      . Структура предприятия
 
     Численность работников и организационная структура предприятия зависят от типа предприятия, размера его торговой площади, условий и режима работы, количества рабочих мест и методов продажи товаров и многих других показателей, влияющих на трудоемкость работ.
     На предприятии работает следующий персонал: директор предприятия,  заведующие, бухгалтера, продавцы-кассиры, грузчики и уборщицы. Каждый из них выполняют свои обязанности. Основная структура предприятия представлена на схеме 1. 

Схема 1. Структура магазина ЗАО «Лидер»                             
       
 

       

       

       

     
       
 
 

     Весь персонал розничного предприятия можно подразделяют на три категории. (15)
     Управленческий персонал – состоит из работников, обеспечивающих управление трудовым процессом.
     Директор - руководит предприятием, так же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов. Следит за соблюдение правил продажи товаров, проверяет качество поступающих на предприятие товаров, управляет персоналом. В магазине ЗАО «Лидер» рабочий день директора длится с 9:00 до 15:00.
     Заведующий -  в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. Следит за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей. Участвует в формирование ассортимента реализуемых товаров, Осуществляет контроль за соблюдение правил маркировки и упаковки, условий хранения, сроков годности и продажи товаров.
     В магазине ЗАО «Лидер» работают посменно двое заведующих. Рабочий день длится с 8:00 до 20:00 с перерывом на обед.
     Бухгалтер – осуществляет финансово-хозяйственные операции на предприятии. Проверяет товарные отчеты, производит начисление заработной платы работникам предприятия, ведет учет кассовых операций и денежных средств на расчетном счете. Ведет учет доходов и расходов предприятия, осуществляет начисления налогов и перечисления их в бюджет. Формирует журналы-ордера для составления бухгалтерского баланса. Ведет учет основных средств и сдает все необходимые отчеты в налоговые органы.  В магазине ЗАО «Лидер» работают ежедневно главный бухгалтер и бухгалтер. Рабочий день у них длиться с 9:00 до 18:00.
     Основной персонал - это продавцы, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.
     Продавцы-кассиры - в их обязанности  входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
        Готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет       исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д. Приемка товаров по количеству, оформление витрин, подготовка товаров к продаже. Следить за частотой пополнения товара с учетом покупательского спроса, знать ассортимент и особенности пищевой ценности товара. На каждом отделе работают посменно  двое продавцов-кассиров с 8:00 до 20:00 с перерывом на обед.  Каждое воскресенье недели пересчитывают отдел.
     Вспомогательный персонал - обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
     Грузчики -  осуществляют разгрузку поступающих товаров. Осуществляют ремонтные работы на предприятие. Доставляют со склада товары в отделы.
     Уборщицы - поддерживают  магазин в санитарно-гигиеническом состоянии. Ежедневно моют полы, протирают витрины и моют административно-бытовые помещения, выносят мусор и др.
     Грузчики и уборщицы работают ежедневно с 8:00 до 20:00.
     Посменный график работы обеспечивают возможность сочетания труда и отдыха, что способствует повышению производительности труда. Однако отсутствие директора в вечерние часы приводит к тому, что все обязанности возлагаются на заведующих тем самым, увеличивая интенсивность труда.
 

     2.3. Организация и управление торгово-технологическим процессом 

     Торгово-технологический процесс включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов. (15) Торгово-технологический процесс ЗАО «Лидер» представлен на схеме 2. 

     Схеме 2. Торгово-технологический процесс в магазине ЗАО «Лидер» 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные  части:
     операции с товарами до предложения их покупателям;
     операции, связанные с обслуживанием покупателей;
     дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
     В торговом предприятии ЗАО «Лидер» существенное влияние на качество торгового обслуживания оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
    Разгрузка транспортных средств.
     Грузовые машины с товаром подъезжают со стороны двора, составляя неудобства жителям дома. В магазине разгрузку транспортных средств производит грузчик или водитель, который доставил товар. Когда заведующая составляет заявку на какое-либо число, но точное время не оговаривается и машина с товаром подъезжает в течение дня. Это довольно таки неудобно т.к. для лучшей организации процессов на предприятии необходимо вести график поставки товаров, что позволяет рационально распределить рабочий день и обязанности среди персонала. Товары разгружаются аккуратно, чтобы не повредить их.
     Так, например: коробки с печеньем нельзя кидать или бросать при разгрузке, т.к. печенье хрупкое, и вместо печенья в коробке останется один лом, что  затруднит продажу этого товара. Разгрузку коробок с фасованными крупами или стеклянными банками так же  рекомендуется производить аккуратно, в противном случае предприятие понесет убытки из-за не ответственности своего персонала.
     Разгрузку товаров осуществляют прямо в отделы, где осуществляется приемка по количеству.
     2. Приемка товаров по количеству и качеству.
     Приемка по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов. Приемку в магазине ЗАО «Лидер» осуществляет материально-ответственные лица: продавец-кассир, заведующая или директор. Это зависит от того, кто свободен в то время, когда привезут товар.
     Приемка товаров по количеству заключается в сверке фактически поступившего товара с данными указанными в сопроводительных документах. Условно приемку по количеству можно разделить на два этапа:
     А) проверка количества мест и веса брутто (вес товара с тарой).
     Б) проверка количества единиц вместе и веса брутто (чистый лист товара).
     Приемку по количеству регулируется следующими нормативными документам:
     - Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»;
     - Договор поставки;
     - Особые условия поставки.
     Приемка товаров по количеству начинается с проверки сопроводительных документов (накладная, счет-фактура товаротранспортная накладная), затем проверяется маркировка и целостность упаковки. После чего проверяют количество тарных мест и определяют массу брутто. Если не обнаружено расхождений, тогда в документах ставиться отметка. Так же на документах ставиться Ф.И.О. и  должность принявшего товар работника, его подпись и печать магазина. Один экземпляр документов возвращается, а второй остается на предприятии. При разгрузке товаров сразу проверяется целостность товара и упаковки.  Если   при разгрузке были обнаружены дефекты и другие различные повреждения или товары с истекшим сроком годности, то разгрузку приостанавливают, выявляют недостатки товаров и отправляют поставщику продукцию, не принимая её. Если непосредственно при приемке товаров по количеству обнаружена недостача, тогда приемку приостанавливают и вызывают поставщика (телеграммой или по телефону). Составляется односторонний акт и товар, размещают на ответственное хранение до прибытия поставщика. Поставщик должен явиться в следующие сроки:
     А) Если товары скоропортящиеся – не позднее 24 ч с момента получения товаров.
      Б) Одногородний поставщик (по остальным товарам) – не позднее следующего дня.
     В) Иногородний поставщик – в течение 3 дней + время на дорогу.
     Если поставщик не явился по каким-то обстоятельствам, но дал распоряжение на приемку без него, тогда приглашается не заинтересованное лицо. Вместе с поставщиком или не заинтересованным лицом осуществляется приемка по количеству. Составляется двухсторонний акт, который подписывается всеми участниками,  к акту прилагаются сопроводительные документы и копии удостоверения личностей. Акт утверждается директором предприятия не позднее следующего дня.
     Приемка по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Приемка товаров по качеству регулируется следующими нормативными документами:
     - Инструкция по порядку приемки товаров по качеству;
     - Договор поставки;
     - Особые условия поставки;
     - ГОСТы, ТУ, ОСТы  и  другие стандарты качества.
     Приемка товаров по качеству осуществляется, после того как товар приняли по количеству. Приемку по качеству начинается с проверки сопроводительных документов (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, качественное удостоверение, ветеринарное свидетельство).
     Приемку по качеству осуществляет заведующая. Приемка может проводиться сплошная или выборочная. Сравнивается фактическое качество товаров с нормативными документами по качеству (ТУ, ГОСТ). Товар принимается органолептическими методами (вкус, цвет, запах и др.) при необходимости отправляется на экспертизу в лабораторию. Приемка товаров по качеству проводиться:
     А) скоропортящиеся товары – в момент приемки по количеству не позднее 4 часов.
     Б) по остальным товарам от местных поставщиков -  не позднее 10 дней.
     В) от иногородних поставщиков – не позднее 20 дней.
     Если при приемке обнаружен не доброкачественный товар, вызывается поставщик:
     -    иногородний – 3 дня + время на дорогу;
     -    местный – не позднее следующего дня;
     -   скоропортящиеся товары – не позднее 24 часов.
     Составляется односторонний акт, товар отправляется на ответственное хранение (в отдельное помещение). Если поставщик не явился, тогда приглашают:
     - Инспектора государственной  инспекции по качеству (Госторгинспекция);
     -      Инспектора ЦСМ;
     -      Бюро товарных экспертиз.
     С поставщиком или с инспектором товар принимают по качеству и составляют двухсторонний акт. К акту прилагаются пломбы, упаковочные ярлыки, образцы маркировки, копии сопроводительных документов, копия удостоверения инспектора. Акт подписывается всеми участниками приемки и утверждается директором предприятия в течение трех дней. В магазин ЗАО «Лидер» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию.
    Доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал.
     После разгрузки и приемки товаров, в зависимости от того какими он обладает пищевыми свойствами, от вида упаковки и расфасовки,  от условий хранения, и от степени готовности товаров к продаже его размещают в соответствующие места, т.е. в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к  реализации.
      Например:  в магазин поступает крупа либо сахарный песок, расфасованный в мешки по 50 кг. Следовательно, этот товар доставляется в зону подготовки товаров к реализации т.к. в магазинах индивидуального обслуживания сыпучие товары в обязательном порядке фасуются перед продажей по 0,5 и 1 кг. Но так же подготовку товаров к продаже подвергаются почти все товары т.к. необходимо установить соответствия цены, произвести внешнюю очистку товара (пыль, грязь) и т.д. и т.п. Макароны, крупы, сахар и другие продукты, расфасованные непосредственно на самом предприятия изготовителе доставляются сразу в торговый зал, т.к.  они не требуют подготовки перед продажей. В зону хранения в магазине ЗАО «Лидер» направляются товары с длительным сроком хранения, которые сразу закупаются в больших количествах, в основном это винно-водочная продукция, приправы, специи и супы быстрого приготовления.
     4. Хранение товаров.
     В торговом предприятие ЗАО «Лидер», имеется не большой склад, где хранится продукция с длительным сроком хранения - это винно-водочная продукция, приправы, специи и супы быстрого приготовления и др. Товар хранится на складе с учетом сроков его реализации, свойств товара, условий и продолжительности хранения. Эти условия указываются на маркировке, а так же другая информация о требованиях к хранению содержится в нормативных документах. На предприятие ЗАО «Лидер» выбирают свободный способ размещения товаров, при котором на освободившихся площадях размещают товары других групп, но при этом способе затрудняется учет товаров из-за расположения однородных товаров в нескольких  местах.  При размещении на хранение торговое предприятие ЗАО «Лидер» применяют прямую укладку товаров, ящики или коробки ставятся друг на друга маркировкой наружу. При хранении товаров на предприятие соблюдается санитарный режим: борьба с грызунами и другими вредителями, вентиляция, мытье полов с применением дезинфицирующих растворах. Остальную продукцию (молоко, мясные продукты, колбаса, кисломолочные продукты, кондитерские изделия др.) заказывают в небольших количествах, поэтому они не хранятся, а сразу реализовываются.
     При хранении так же учитываются учитывать предельные и гарантийные сроки хранения продукции.
     Предельные сроки хранения — это время, в течение которого товары должны быть реализованы. Товары с истекшим сроком хранения реализации не подлежат.
     Сроки хранения устанавливаются в зависимости от температуры хранения, влажности воздуха. Для продовольственных товаров предельные сроки хранения устанавливаются с момента их выпуска и зависят от способа обработки, расфасовки и упаковки. Предельные сроки хранения указываются в сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров, или на упаковке.
     Гарантийные сроки хранения исчисляются со дня выработки продукции. В эти сроки за качество выпущенных товаров отвечает предприятие-изготовитель при условии, что соблюдались правила хранения товаров. Предельные и гарантийные сроки хранения указаны в стандартах или технических условиях на товары. Поступившие в магазин товары обычно нуждаются в подготовке к продаже.
     3.1.  Подготовка товаров к продаже.
     Разберем подробнее, как осуществляется подготовка товаров к продаже. Ей подвергаются почти все товары. Перед продажей необходимо: распаковать (освободить) товар от внешней тары; проверить соответствие цены, очистка от пыли (если товар находился на складе); удаление мелких неисправностей; фасовка; предварительная нарезка товаров; укладка товаров в специальную тару для подачи в торговый зал; оформление и прикрепление ценников и при необходимости комплектование подарочных наборов. В магазине ЗАО «Лидер» подготовку товаров к продаже осуществляет продавец-кассир. Готовят товары к продаже прямо в отделах. Дозы фасуемых товаров осуществляются по мере покупательского спроса. Предварительная подготовка и фасовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь. Ниже приводятся, примеры некоторых особенностей подготовки товаров к продаже.
     Овощи и фрукты сортируют, отделяя нестандартную продукцию и упаковывая её по необходимости в капроновые сетки.
     Масло сливочное, маргарин освобождают от пергамента и при необходимости зачищают со всех сторон, если образовался штраф. Производят нарезку на бруски специальной струной и упаковывают в полиэтиленовую пленку.
     Сыры протирают влажным полотенцем, затем сухим, удаляют казеиновые цифры, голову сыра нарезают специальным сырным ножом.
     С колбас удаляют шпагат и концы оболочки.
     Молоко и сметана (разливное) протирают верхнюю часть бетона, вскрывают и перемешивают мутовкой, зачищают деревянной лопаткой крышку и горлышко бетона (1/3 оборачиваем марлей).
     Кондитерские изделия перед продажей выкладываются  в специальную тару или фасуются.
     3.2. Размещение и выкладку товаров в торговом зале.
     Размещение и выкладка товаров в торговом зале влияет на уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина. Товары, имеющие одинаковое значение располагаются в одном месте для того, что было удобнее сориентироваться покупателю и продавцу. Новые товары выкладываются на видных местах, а товары, обладающие, низким спросом выкладываются с товарами, имеющими повышенный спрос. Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д.
      Под размещение ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии планом помещения. В магазине ЗАО «Лидер» при размещение товара учитывается направление движения покупательского потока и товарное соседство. Например: хлебный отдел в магазине расположен в конце торгового зала, с расчетом на то, что пока он идет за хлебом, проходя мимо других отделов, может совершить импульсивную покупку. Товары в мелкой упаковке (жвачки, сосательные конфеты и др.) располагаются у кассы. Продавцы своевременно пополняют витрины, что не образовывались пустые места. Пополнение товарами производиться в течение рабочего дня или пред открытием магазина. Продукция в магазине размещается на пристенных деревянных горках, витрины, прилавки, холодильное оборудование.
     Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты, так же стиральные порошки, товары бытовой химии и другие товары, следует размещать отдельно на  островных горках или в специальных изолированных от основной массы товаров местах, в силу своих физико-химических свойств, вредно влияющих на другие товары. На оборудование товар размещают с применением горизонтальной и комбинированной выкладке.
     Горизонтальная - однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования.
     Комбинированная -  и по горизонтали и по вертикали.
     Товар должен быть выложен ярлыками, наименованием, этикетками в сторону, обращенную к покупателям. При выкладке товара учитывают цвет, объем, упаковка товаров. Ценники должны быть четко оформлены, крупно и разборчиво написана цена и наименование товаров.  Они должны читаться издалека и должны быть расположены так, чтобы не загораживать товар и в тоже время ровно обращенные к покупателю. Так же в магазине ЗАО «Лидер» применяется декоративная выкладка. Ее применяют для оформления витрин или для показа новинок, что бы покупатель обращал внимание и заинтересовывался.
     Завершающей стадией торгово-технологического процесса являются операции, связанные с обслуживанием покупателей. Они являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя:
     Встречу покупателя.
       Встреча покупателя является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. Предлагает и показывает различные товары. Дает консультации по товарам, предлагает новинки.
      Предложение товаров и показ товара;
     В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей. Продавец выявляет у покупателя намерения в отношении покупки какого-либо товара.
     Расчет за отобранные товары.
     Покупатель отбирает товары. В магазине индивидуального обслуживания расчет с покупателями происходит на месте через прилавок продавцом-кассиром. Расчет производится в следующем порядке:
      Пробить на ККМ суммы, причитающиеся с покупателей и определить общую стоимость покупки.
      Четко назвать сумму покупки.
      Деньги, полученные от покупателя положить на виду у покупателя.
      Определить сумму сдачи.
      Четко назвать ее покупателю и сдавать сдачу с крупных купюр, четко пересчитывая её.
      Сверху  положить погашенный чек.
     Расчеты с покупателями осуществляются с применение ККМ АМС - 100Ф и «Samsung». К работе с кассовыми машинами допускаются лица, ознакомленные и проинструктированные с правилами техники безопасности по работе на ККМ. Если товар оказался не качественным и покупатель принес его обратно, на кассе пробивается возврат покупки. Если покупатель совершает покупку, а потом решает отказаться от нее по каким либо причинам, тогда на кассе можно аннулировать последний чек. На ККМ можно ввести наличные,  и высветится сдача. Что облегчает работу продавцам-кассирам.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.