На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес-план инвестиционного проекта,реализуемого предприятием АПК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ
ФГОУ  ВПО «Чувашская государственная
  сельскохозяйственная  академия» 
 

Кафедра организации аграрного производства 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  «Планирование на предприятии АПК»
на  тему: « Бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого предприятием АПК»
(на  материалах ФГУП  УОХ «Приволжское»  ЧГСХА Чебоксарского  района Чувашской  Республике 
 
 
 
 

 
                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары-2009 
 
 

Содержание
Введение
1. Теоретические основы бизнес-плана
1.1 Сущность бизнес-план…………………………………………………
1.2 Организационный план……………………………………………………
1.3 Финансовый  план…………………………………………………………….
1.4 Значение  инвестиций в АПК……………………………………………….
2. Характеристика  природных и экономических условий деятельности ФГУП УОХ «ПРИВОЛЖСКОЕ» ЧГСХА
2.1. Природные  и организационно-экономические условия деятельности  предприятия…………………..…….…………………………….…………….
2.2. Финансовые  результаты и финансовое состояние   предприятия………………………........................................................................
3. Современный  уровень развития отрасли животноводства ФГУП УОХ «ПРИВОЛЖСКОЕ» ЧГСХА
3.1 Роль отрасли мясного скотоводства в экономике предприятия……………………………….………………………………………
3.2 Динамика  основных экономических показателей отрасли………………..
3.3 Баланс продукции животноводства, каналы реализации и их оценка……………………………………………………………………………
3.4 Экономическая эффективность реализации продукции отрасли……..
4. Бизнес-план  инвестиционного проекта, реализуемого  предприятием
4.1 Существо предлагаемого бизнес-плана……………………………………
4.2 Производственный  план…………………………………………………….
4.3 Организационный  план и план маркетинга…………………………………..
4.4 Финансовый  план ……………………………………………………………
Выводы  и предложения…………………………………………………………
Список  использованной литературы…………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………….. 

      Введение
1. Теоретические  основы бизнес-плана
1.1 Сущность бизнес-план
         Планирование деятельности с помощью бизнес-плана заставляет   руководителей   любой   организационно-правовой   формы предприятий заниматься непрерывным перспективным планированием, четче определять и конкретизировать ежедневные задачи производства и реализации продукции, разрабатывать мероприятия, страхующие спонтанные ситуации в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры.
          Бизнес-план, составляемый в большинстве случаев на конкретный период времени (обычно один год), отвечает на главный вопрос: в какую отрасль, в каком направлении целесообразно вложить силы и средства, чтобы сохранить свое положение на рынке или занять новую нишу.
           Необходимость в составлении бизнес-планов, как правило возникает в следующих случаях: организации или реорганизации предприятия; изменения организационно-правовой формы хозяйства; изменения направления производственной и коммерческой деятельности; выхода на внешний рынок и привлечения иностранных и других инвестиций.
             Бизнес-план необходим для руководителей, принимающих решения по реализации внутрихозяйственных планов; для акционеров, членов кооператива; для финансово-кредитных учреждений. Интересы каждой из этих групп обусловливают содержание их бизнес-планов.
            Руководители сельскохозяйственных предприятий любой организационно-правовой формы обычно рассматривают большое количество вариантов производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, т. е. анализируют стратегии внутренних возможностей предприятия и его финансирования. Чем крупнее предприятие, тем больше его финансовые возможности, тем больше риск на рынке и т. д. Чем меньше предприятие (фермерское хозяйство), тем важнее для него бизнес-план. Таким образом, бизнес-план выполняет следующие функции: определяет концепцию бизнеса, дает оценку фактической деятельности, показывает потребность в инвестициях.
           Все акционеры, члены кооператива заинтересованы в получении максимальных дивидендов, обеспечении устойчивого или высокого курса акций в будущем. Финансово-кредитные учреждения интересует возможность возврата кредитов в установленные сроки и их максимальная окупаемость. Эти учреждения требуют только один (конечный) вариант расчета бизнес-плана, который принят хозяйством и может претендовать на кредитование.
         Для сельскохозяйственных предприятий рекомендуется составлять бизнес-план на три—пять лет, при этом для первого и второго годов экономические показатели желательно представлять в поквартальной разработке.
          Следует отметить, что форма бизнес-плана окончательно не сложилась; существует несколько версий, которые незначительно различаются по количеству и содержанию разделов.
          Основные разделы бизнес-плана.
1. Возможности  предприятия, его краткая характеристика.
2. Виды производимой товарной продукции и услуг, их качество и краткая характеристика.
3. Краткая  характеристика рынков сбыта  (характеристика конкурентов).
4. План  маркетинга и его стратегия. 
5. Производственный  план.
6. Организация  и управление предприятием.   
7. Оценка  рисков и страхование. 
8. План  трудовых ресурсов и социальных  отношений.    
9. План  инвестиций.
10.Финансовый  план и стратегия финансирования.
11. Национальные, региональные, хозяйственные и социальные выгоды от осуществления бизнес-плана.
             В первом разделе необходимо показать, что может быть получено при успешной реализации плана, каков риск осуществления проекта. Здесь рассматриваются стратегия и основные мероприятия по осуществлению проекта, ответственные за их выполнение, а также дается краткая экономическая характеристика работы предприятия за последний год, показывается его платежеспособность.
            В этом разделе необходимо указать название предприятия; его адрес; телефон, факс, телекс; юридический статус (форма собственности, государственное подчинение); местонахождение производства, в которое вкладываются инвестиции.
            В данном разделе дают экономическое обоснование сроков возврата заемных средств и заключение по инвестиционному проекту. Раздел приобретает окончательный вид по завершении разработки плана, когда появляется полная ясность в стратегии производства и реализации продукции, в необходимых технических, технологических и организационных мероприятиях и т. д.
           Второй раздел содержит описание всех товаров и услуг, которое может предложить предприятие покупателям на рынке, т. е. приводятся название товарной продукции, характеристика устойчивости ее реализации, основные каналы реализации, изменения в качестве реализуемой продукции, ее экологические свойства, характеристики с позиции ресурсообеспечения, наукоемкости, в том числе использование патентов и лицензий.
           Третий раздел включает краткую характеристику рынков сбыта товаров и услуг по регионам (включая экспорт). В разделе необходимо показать возможности предприятия занять свою нишу на рынке, дать характеристику сегментов рынка (частей рынка по определенному признаку) по регионам. Следует оценить региональные рынки по емкости, перспективности и стабильности В этом же разделе целесообразно дать характеристику наиболее вероятных конкурентов (по доходности, деловой репутации, доле на рынке, рекламным средствам и т. д.), указать цены и качество продукции.
            Четвертый раздел включает план маркетинга и его стратегию. Это важнейший раздел бизнес-плана. Его содержание зависит от вида предпринимательской деятельности, но в нем обязательно должны быть отражены следующие основные вопросы: стратегия маркетинга и ценообразования; возможные затраты на маркетинг (рекламу и т. д.), рекламную политику, формирование общественного мнения о предприятии.
Стратегия маркетинга — своеобразное искусство принятия экономических решений — вырабатывается руководством хозяйства на основе потенциальных возможностей. При этом ставится несколько целей, по каждой из которых устанавливаются срок реализации и ответственное лицо. Для крупного предприятия целесообразно разработать несколько сценариев реализации товаров.
             Пятый раздел плана аналогичен соответствующим разделам перспективных и годовых планов. План составляют при участии специалистов в соответствующих областях производства, особое внимание уделяется планированию непосредственно процесса производства, использованию совершенной техники, прогрессивной технологии и организации труда и производства. Таким образом, в этом разделе должна быть построена рациональная структура производства. Если на предприятии разработан производственно-финансовый план, то основные выводы по производственному разделу могут быть перенесены в бизнес-план.
            Шестой раздел бизнес-плана может быть построен по материалам производственно-финансового плана. В этом разделе целесообразно выделить следующие группы вопросов: организационная структура предприятия, рабочая сила, не связанная с управлением, управленческий персонал, кадровая политика, правовое обеспечение деятельности предприятия.
           Организационная структура отражает взаимосвязь и соотношение организационных подразделений, т. е. она регламентирует состав основных подразделений предприятия и их основные функции, координирование и взаимодействие служб и подразделении и др. Как производная от организационной и производственной структур строится структура управления предприятием.
            При проектировании потребностей предприятия в рабочей силе, которая не связана с управлением, особое внимание следу уделить разработке следующих вопросов: потребность в кадрах по профессиям, квалификационным требованиям; формы привлечения к труду (постоянная работа, работа на дому и т. д.); заработная плата по профессиям; обучение; повышение квалификации; режимы труда и т. д.
           В подразделе, характеризующем управленческий персонал, дополнительно необходимо дать основные сведения об исполнительных работниках и руководителях: образование, возраст, функциональные обязанности, права и полномочия, опыт работы, владение акциями предприятия, основные достоинства и слабые места и т. д.
           Следует разработать вопросы кадровой политики предприятия: порядок отбора сотрудников и их продвижение по службе, методы оценки качества работы сотрудников, принципы найма и т. д.
           В данном разделе должны быть освещены правовые вопросы, касающиеся деятельности предприятия: дата создания и регистрации предприятия, где и кем оно зарегистрировано, учредительные документы, форма собственности, количество акций (выпущенных и разрешенных к выпуску),, стоимость одной акции, наличие договоров и соглашений с другими организациями и т. д.
           Седьмой раздел «Оценка рисков и страхование» важен как для самих товаропроизводителей, так и для инвесторов и кредиторов предприятия. В этом разделе необходимо показать наиболее вероятные риски в процессе производства продукции и ее реализации, а также разработать основные организационные меры по профилактике и нейтрализации возможных рисков. Здесь должны быть также указаны возможное время возникновения рисков и прогнозируемый ущерб. Разработка раздела заканчивается программой страхования от рисков.
          Любой риск в экономике связан с возникновением определенных потерь. При принятии прогнозных решений возникает неопределенность, обусловленная отсутствием сравнительно полной экономической и другой информации. Как известно, плановик может принять решения в условиях полной определенности (риск отсутствует), в условиях частичной (вероятной) неопределенности (решения в зоне риска) и в условиях полной неопределенности (абсолютно ненадежные решения).
           Потери, получаемые от рисков в экономике, довольно сложно объединить, лучше всего их исчислять в стоимостных единицах. В агропромышленном комплексе риски возникают на стадии производства, хранения и реализации продукции. Таким образом, выбор стратегии планирования связан с риском.
          Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов о сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, проектом программой, планом. Риски можно классифицировать по причине и источнику возникновения.
          По источнику возникновения риски разделяют на хозяйственные, связанные с личностью человека, обусловленные природными факторами.
           По причине возникновения риски рассматривают как следствие неопределенности будущего, недостатка информации и не предсказуемости поведения партнеров. На этой основе выделяют следующие виды рисков: производственный обусловленный ходом процесса производства, реализацией продукции, услуг; коммерческий, возникающий в процессе реализации продукции и обусловленный изменением цен, объемов реализации продукции и т. д.; финансовый, характеризуемый отношением заемных средств ко всем финансам предприятия, организации; процентный — обусловлен вероятностью падения цены ценной бумаги из-за роста процентной ставки; кредитный — обусловлен невыполнением заемщиком своих обязательств.
          Причинами возникновения рисков могут быть: недостаток информации, неопределенность будущего на региональном и глобальном уровнях прогнозирования, непредсказуемость поведения партнеров по бизнесу.
           По источнику возникновения риски делят на собственно хозяйственные; обусловленные природными (спонтанными) факторами; обусловленные личностью специалиста, составляющего план.
           При классификации рисков большинство авторов их подразделяют на три группы: чистые, позволяющие получить отрицательный или нулевой результат (эти риски в свою очередь делятся на природно-естественные, экологические, социальные, транспортные, коммерческие, имущественные, производственные, торговые); спекулятивные (к ним относятся и финансовые риски); политические.
            При планировании риск определяют как вероятность определения уровня потерь. В этом случае выделяют три группы рисков:
-допустимый рискугроза полной потери прибыли от реализации того или иного плана (проекта) или бизнеса в целом;
-критический рискполная потеря прибыли, недополучение выручки, возмещение затрат за свой счет;
-катастрофический риск — приводит к банкротству организации.
     Безрисковая зона характеризуется получением прибыли, потери практически отсутствуют. В зоне допустимого риска прогнозируются потери, которые будут существенно ниже расчетной прибыли. Зона критического риска характеризуется экономическими потерями, которые могут существенно превышать прогнозируемую прибыль. Зона катастрофического риска характеризуется большими потерями, которые могут быть равны стоимости всего имущества организации.
           Вероятные риски необходимо анализировать и планировать. При анализе рисков используются следующие методы: сценариев, «Дерева целей», анализ чувствительности результатов решения ретроспективных экономико-математических задач, монографический, все экспертные и формализованные методы.
            При планировании возможных рисков также используются все известные методы анализа и прогнозирования; особое внимание следует обратить на методы теории распознавания образов, теории бифуркации (теории экономических катастроф), теории нейроподобных сетей и детерминированного хаоса.
            Восьмой раздел представляет собой план использования трудовых ресурсов. Методика его составления аналогична методике составления производственного плана, но здесь необходимо определить возможности привлечения новых работников и их заработную плату. Раздел усиливается проектированием социальной инфраструктуры исходя из финансовых возможностей предприятия. Многие данные для этого раздела можно взять из перспективных прогнозов по хозяйству.
            Девятый раздел бизнес-плана — план инвестиций, так как для реализации вышеуказанных разделов требуются финансовые средства. Методика их расчета такая же, как и при перспективном и годовом планировании. Точно рассчитать размер инвестиций довольно сложно, поэтому их необходимо планировать в сторону завышения (с учетом уровня инфляции и т. д.).
            Десятый раздел (финансовый план) составляют в основном крупные предприятия, методика его составления аналогична методике годового планирования. Правильно составленный финансовый план привлекает инвестиции. В бизнес-плане желательно рассмотреть несколько сценариев финансового плана с учетом вероятных ситуаций на производстве и рынке, т. е. это наиболее гибкая часть бизнес-плана.
             Неотъемлемая часть данного раздела — разработка стратегии финансирования (способ получения заемных средств, когда их можно возвратить, какой доход получит инвестор и т. д.); разработка может проводиться в виде сценариев.
             В зависимости от организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия, его размера разделы бизнес-плана разрабатывают с различной степенью детализации. На мелких сельскохозяйственных предприятиях из всей системы планов целесообразно разрабатывать только один вид — бизнес-план.
            В сельскохозяйственном производстве кроме монетарных (финансовых) целей существуют научно-технические, экономические, социальные и организационные цели развития. Размеры сельскохозяйственных организаций оказывают существенное влияние на организацию планирования. В малых организационных формах все планирование осуществляет предприниматель (собственник). В среднем аграрном бизнесе (акционерные общества и др.) при большом товарообороте обязательны план маркетинга, оперативное, годовое и стратегическое планирование. В крупном бизнесе (холдинги, финансово-промышленные группы и др.) должны быть система планирования и высококвалифицированные экономисты - плановики.
             При планировании крупного бизнеса отрабатывают: тактические и стратегические пели компании; производственные, операционные, инновационные и инвестиционные процессы. Обязательно формируется сводное планирование, учитываются вероятные экономические циклы.
Крупные компании довольно широко занимаются социальным планированием в отраслях и в подразделениях хозяйства — в растениеводстве, животноводстве, строительстве, обслуживающих и подсобных производствах.
       Практически все методические материалы по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов рекомендуют дать достаточно четкую информацию о предприятии-инициаторе проекта.
            Образец представления этих сведений, соответствующий утвержденным правлением ОАО «Россельхозбанк» инструкциям, относящимся ко всем проектам. Заполнение данной части бизнес-плана, как правило, не представляет особых трудностей, хотя в ряде случаев заставляет инициатора задуматься над важными вопросами:
- от  чьего имени будет подаваться  заявка на финансирование и  выгодно ли связывать реализацию  рассматриваемого проекта именно с этим юридическим лицом;
- назначены  ли ответственные за проект;
              При  разработке  бизнес-плана  масштабного  инвестиционного проекта вполне оправданы существенные расходы на обстоятельное изучение положения дел на рынках, куда предприятие выйдет случае реализации проекта.
             Для малых форм хозяйствования более рациональным является решение конкретных вопросов подготовки к заключению договоров с потенциальными покупателями продукции и поставщиками ресурсов. Поскольку соответствующие проекты, как правило, не имеют масштабного характера и не могут существенно изменить ситуацию на рынках, то знание и указание в бизнес-плане конкретных партнеров, а также способов доставки ресурсов в хозяйство и продукции на рынок можно считать достаточным. 

1.2Организационный план
             При подготовке к реализации проектов в рамках малых форм хозяйствования необходимо решать те же вопросы, что и для крупных проектов, реализуемых крупными предприятиями:
- является  ли предприятие-инициатор проекта одновременно заемщиком и исполнителем работ по проекту на инвестиционной и эксплуатационной фазах (в ряде случаев предполагается, что эти функции разделены между разными организациями, например, на период строительства, закупок и монтажа оборудования все полномочия делегируются одному предприятию, а после завершения инвестиционной фазы эксплуатацию созданного объекта начинает другое предприятие, которое к этому времени формируется);
- известны  ли характеристики наиболее важных  партнеров, без участия которых проект не может быть успешно реализован; под потенциальными партнерами понимаются как участники работ, необходимых на инвестиционной фазе (поставщики оборудования, строительно-монтажные организации и др.), так и на эксплуатационной (поставщики сырья, комплектующих и других расходных материалов, организации тепло-, электро- и водоснабжения, транспортные и торговые организации и т.п.);
- разработан  ли координационный план и  график реализации проекта, к  какому сроку проект должен  быть выведен на проектную  мощность;
- решены  ли все правовые вопросы (землеотвод, лицензирование деятельности, права собственности, включая интеллектуальную).
           Следует отметить, что на стадии разработки, согласования и утверждения бизнес-плана далеко не все вопросы могут быть решены. В частности, выполнение ряда работ может требовать финансирования в достаточно крупных размерах, которое может начаться только тогда, когда проект уже стартовал, и кредитные ресурсы стали доступными. В таких случаях в бизнес-плане делается соответствующая оговорка.
            Чаще всего окончательное решение принимается на основе финансовых критериев. Таким образом, процесс формирования исходной информации носит итерационный характер. Без сбора данных невозможны расчеты и принятие решений. После предварительной оценки ситуации могут быть затребованы дополнительно другие исходные данные.  
 
 

1.3 Финансовый план
            Данный раздел бизнес-плана включает в себя как исходную информацию, так и основные результаты расчетов, включая определение размеров выручки и производственно-сбытовых и инвестиционных затрат, оценки экономической эффективности проекта.
Важнейшими  исходными данными являются:
- условия  и допущения, принятые для последующих  расчетов;
-   продолжительность расчетного периода;
- ставка дисконта, характеризующая альтернативные рассматриваемому проекту возможности предприятия использовать свободные ресурсы для развития (накопления);
- способ  расчета затрат и выручки (в  прогнозных или в неизменных ценах);
-  другие  параметры;
- сведения о налогах, пошлинах и акцизах, которые должно уплачивать предприятие-инициатор при реализации проекта, а также о правилах отнесения затрат на себестоимость при определении налогооблагаемой базы ; - номенклатура и цены выпускаемой продукции (оказываемых услуг), а также данные о сезонных колебаниях этих цен; на основе этих сведений определяются размеры выручки;
- план  производства и план продаж  продукции в натуральном выражении  с указанием сезонных колебаний  объемов производства и объемов  продаж; для получения корректных результатов следует обратить внимание на то, что в конечном итоге должен быть сформирован так называемый «денежный поток предприятия»;
- номенклатура  и цены сырья и материалов с указанием сезонных колебаний этих цен, а также сезонных колебаний объемов расходования;
- численность  и заработная плата персонала предприятия с указанием перспектив ее изменения;
- размер или правила определения величины накладных расходов;
-нормы  оборота текущих активов и  пассивов для определен потребности  в первоначальных оборотных средствах ;
-характеристика  источников финансирования проекта  с выделением, собственных и заемных средств.
              В этом же разделе бизнес-плана принято раскрывать информацию о составе капитальных затрат по проекту и начисляемой амортизации. Соответствующая таблица включает в себя как исходную информацию, так и результаты расчетов.
            Учитывая сложную ситуацию с информационным обеспечением малых форм хозяйствования, можно рекомендовать при подготовке решений и оформлении материалов для включения в бизнес-план шире использовать методы аналогий и экспертных оценок.
           Так, при наличии в бухгалтериях крупных предприятий АПК таких программных средств как 1С-бухгалтерия, БЭСТ и т.п. руководитель проекта может заказать выборку реальных данных и формирование сводных отчетов о расходовании средств по кварталам и месяцам, а также о динамике поступлений выручки на расчетный счет предприятия. Тем же способом можно получить необходимые сведения о распределении затрат на постоянные, условно-постоянные и переменные. Такое разделение необходимо для определения точки безубыточности и анализа рисков изменения урожайности культур, продуктивности животных, производительности оборудования.  

1.4 Значение  инвестиций в АПК
             Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать.
              Доля нашей страны в привлечении  мировых инвестиционных ресурсов  ничтожно мала - всего 0,5%.Оставляет  желать лучшего и структура привлекаемых в Россию ресурсов:
-удельный  вес прямых и портфельных капиталовложений  в производственную сферу весьма  скромен при высоком уровне  вложений в приобретение государственных  ценных бумаг, финансово-банковский  сектор. Явно неудовлетворительна  региональная структура зарубежных инвестиций: 60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние 20% - на всю остальную территорию России, охватывающую почти 80 субъектов Федерации.
            Главной причиной такой ситуации  является отсутствие в России действенной системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их защиты, гарантий и страхования. Это выражается в неуважении к договорной дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости налогообложения, неразвитости социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и нормативной систем в целом.
              В условиях глубокого кризиса,  переживаемого агропромышленным  комплексом, особую ценность представляют  иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.
             Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что, во-первых, эти отрасли имеют сильную межотраслевую "сцепку", в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых зарубежных рынках.
             Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор сегодня оценивается в 7% всех вложений в основной капитал. Для этого не требуется крупных государственных средств. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей специализированного оборудования для малых форм бизнеса.
             Инвестиционная политика в системе  АПК должна быть подчинена  задачам структурной перестройки  экономики и направлена на  обеспечение сбалансированного  и гармоничного развития всех  звеньев комплекса, на обновление  производственного потенциала, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства.
              В условиях рыночных отношений государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем обеспечения научно обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, расширения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и капиталовложения, составления индикативных планов капитальных вложений. На региональном уровне, и особенно на уровне предприятий, необходимо составлять бизнес-планы, в которых дается обоснование инвестиционной деятельности и источников ее финансирования, а также оценка проектных решений.
                Для осуществления нормального воспроизводственного процесса требуется восстановить инвестиционный потенциал предприятий. Для этого необходимо повысить роль их собственных источников - амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.
              В целях стимулирования инвестиционной  деятельности в сельском хозяйстве  не облагается налогом прибыль, направляемая на покупку новой техники и капитальное строительство. Целесообразно также не облагать налогом прибыль, полученную от некоторых видов несельскохозяйственной деятельности, связанных с производством строительных материалов.
             В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе сохраняется необходимость более активного государственного регулирования не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевыми программами; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела, а также базы хранения, как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающих отраслях; строительство жилья на селе; поддержку малого бизнеса; финансирование направлений деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей: ликвидация последствий от аварий, стихийных бедствий, экологических катастроф, создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность производства.
            Целесообразна государственная  поддержка лизинга как одного  из направлений специализированной  системы сельскохозяйственного кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в финансировании приобретения технических средств и оборудования, активно использовать целевую кредитную линию, мобилизовать местные источники финансирования.
             На нынешнем этапе крайне важно  осуществить техническое перевооружение  и реконструкцию животноводческих  ферм и комплексов, а также  обновление парка машинами качественно  нового поколения.
Инвестиционную  политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:
- последовательной  децентрализации инвестиционного  процесса, увеличения доли собственных  средств предприятий в общем  объеме капитальных вложений, повышения роли амортизационных отчислений как одного из источников финансирования инвестиций;
- размещения  государственных инвестиций на  производственные цели на конкурсной  основе;
- возвратности  централизованных капитальных вложений;
-расширения  практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов;
-усиления  государственного контроля за  целевым расходованием средств  государственного бюджета, направленных  на инвестиции;
- расширения  практики страхования и гарантирования  поддерживаемых государством инвестиционных проектов;
- стимулирования  иностранных инвестиций. Необходимо  отметить, что при сложившемся  соотношении цен на сельскохозяйственную  и промышленную продукцию в  предстоящие годы капитальные  вложения за счет собственных  средств смогут осуществлять лишь отдельные предприятия, финансирование инвестиций из государственного и региональных бюджетов в ближайшие годы не улучшит состояние производственного потенциала сельского хозяйства и всего АПК. Вместе с тем, требуется разграничить функции управления инвестициями на государственном, региональном и местном уровнях, обеспечивая полномочия каждого из них надежными, а главное, стабильными источниками финансирования, закрепленными законодательным путем. В этих целях необходимо разработать и утвердить стабильные среднесрочные, на 2-3 года, нормативы распределения налогов и других видов платежей между бюджетами различных уровней, а не менять их ежегодно, как это нередко делается. Кроме того, в ближайшее время на государственном уровне следует принять меры, направленные на создание благоприятных условий для роста банковских инвестиций в АПК. В числе мер по преодолению кризиса финансово-кредитной системы на первый план надо поставить упорядочение  взаиморасчетов между предприятиями, создание системы страхования и т. д.
              В целом необходимо отметить, что новые подходы к решению  проблем инвестиционной политики  создадут предпосылки для стабилизации  производственного потенциала сельского  хозяйства и возрождения АПК.  Только интенсификации сельскохозяйственного производства на основе внедрения новой системы машин, прогрессивных технологий позволит выйти на новый уровень производства продукции, а, следовательно, и на более высокий уровень заработной платы, обеспечивающей сельскому населению достойный уровень жизни.
               Важным фактором восстановления  экономики аграрного сектора  и стимулирования экономического  роста является государственная  кредитная политика, которая должна  быть логическим продолжением  государственной поддержки субъектов  хозяйствования путем предоставления кредитов по льготным процентным ставкам с их дифференциацией по таким признакам, как уровень плодородия земель, доля собственных средств в сметной стоимости строительства объекта, удельный вес выручки подсобных промыслов и перерабатывающих производств во всей стоимости реализованной сельскохозяйственным предприятием продукции; открытия новых и пролонгации действую), их целевых кредитов для вновь строящихся объектов, имеющих народнохозяйственное значение; введение ипотеки на основе залога недвижимости, включая землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика  природных и экономических условий  деятельности 
ФГУП  УОХ «ПРИВОЛЖСКОЕ» ЧГСХА
2.1. Природные  и экономические условия деятельности  предприятия
        Территория учебно-опытного хозяйства  «Приволжское» Чебоксарского района Чувашской Республики расположена в северо-западной части ЧР и занимает юго-западную часть Чебоксарского района. Общая площадь землепользования на год землеустройства составляет 2489га, в т. ч. пашня-2149га.
         Расстояние от крайней северной до крайней южной точки составляет 8км, от крайней восточной до крайней западной – около 6км. Сельскохозяйственная освоенность земель учхоза высокая – 90,8% от общей площади землепользования занимают сельхозугодья. Несмотря на сравнительно небольшую площадь, территория учхоза характеризуется разнообразием природных условий и почвенного покрова.
          Климат территории учхоза входит  в умеренно-континентальный район  с холодной зимой и жарким  летом. Среднегодовая температура  воздуха на большой части территории  29-31С, самым теплым месяцем является июль-18,2-19,4С, самым холодным январь –12,3-13,4С ниже нуля. Чувашия расположена в зоне с неустойчивым увлажнением, поэтому в отдельные годы и сезоны могут быть с достаточным или избыточным увлажнением, другие наоборот, засушливые с длительными бездождливыми периодами.
          Климат является одним из факторов,  учитываемых в почвообразовании. Климат взаимодействуя с почвообразующими  породами, рельефом и растительностью,  способствовал формированию на территории учхоза «Приволжское», в основном, серых лесных почв.
          В почвенном покрове преобладают  серые лесные – 85,7% со среднесуглинистыми  и тяжелосуглинистыми механическим  составом на покровных суглинках  и глинах, в т. ч. Светло-серые лесные занимают - 79,7%. По результатам почвенного обследования в 1985году немытые земли составили 344,5га, слабосмытые-1433,3га.                       
  Таблица  1
Почвы учебно-опытного хозяйства ФГУП УОХ «Приволжское»  ЧГСХА Чебоксарского района  

Наименование почвы Площадь, га Структура, %
Дерновокарбонатные Светло-серые  лесные
Коричнево-светло-серые  лесные
Серые лесные
Аллювиальные  дерновые насыщенные слоистые
Аллювиальные  болотные иловато-тофяные
Дерново-овражные балочные
Деформированные
Под водой
2 1982
96
150
122
2
95
26
14
0,1 79,7
3,8
6,0
4,9
0,1
3,8
1,0
0,6
 
         ФГУП «Приволжское» ЧГСХА было  впервые образовано в 1933году  в Цивильском районе. 1975г произошло  укрупнения хозяйства и в результате  чего, он переместился в Чебоксарский  район. Основным документом предприятия является устав, имущество находится в федеральной собственности.
         Существует три основных направления  деятельности предприятия: растениеводства  – основная цель которого состоит  в выращивании тех культур,  которые наиболее полно обеспечивают развитие животноводства. В  животноводстве выращивают свиней и крупный рогатый скот. Оно направленно на получение и продажу молока, мяса, также разведение и реализация племенного скота. Третье направление – это переработка продукции растениеводства и животноводства. Молоко реализуется как в сыром виде, так и в пакетированном. При переработке мяса получают несколько видов колбас, копченостей, полуфабрикатов.      
Таблица 2
Состояние земельной площади ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг. 

Наименование  Всего земли
2007г 2008г 2009г
Общая земельная площадь всего, га в т.ч: с.-х угодий
          из них : пашни
                        сенокосы
                        пастбища
Лесные массивы, ц
Древесно-кустарниковые растения, ц
Пруды и водоемы, ц
Прочие земли, ц         
2489 2260
2153
15
92
57
3
11
155
2489 2260
2153
15
92
57
3
11
155
2489 2260
2153
15
92
57
3
11
155
 
         За три анализируемых года  общая земельная площадь и  структура осталась неизменной.
         Количество среднегодовых работников  с каждым годом уменьшается на 11-20%, в 2009г она составила 156 человек. Количество гусеничных тракторов на протяжение трех лет  равно 2, а колесные уменьшились на 21%;  силосных комбайнов на 50%; грузовых автомобилей на 26,5%; общий тоннаж грузовых автомобилей снизился на 18%.
      
Таблица 3
Общая характеристика хозяйства ФГУП УОХ «Приволжское»  ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг. 

Показатели  Годы
2007г 2008г 2009г
Населенных  пунктов в хозяйстве В них  трудоспособных членов, чел
Среднегодовых работников, чел
Общая земельная площадь,га
В т.ч. : пашня,га
            пастбища,га
            сенокосы,га
Всего сельхозугодий,га
Всего тракторов, шт
В т.ч. гусеничных,шт
          колесных,шт
Зерновые  комбайны всего,шт
Силосные  комбайны, шт
Всего грузовых автомобилей,шт
Общий тоннаж всего грузовых автомашин,т
9 1825
195
2489
2153
92
15
2260
21
2
19
3
2
15
62,3
9 1815
174
2489
2153
92
15
2260
19
2
17
3
2
11
50,23
9 1796
156
2489
2153
92
15
2260
17
2
15
5
1
11
51
           
        Среднегодовая  стоимость основных фондов увеличилась с 64137,5 до 107389 т.руб, т.е на 41%.  При этом в 2,1 раз возросла стоимость транспортных средств, в 1,9 раз – машин и оборудований. Стоимость сооружений и передаточных устройств, рабочего скота осталось неизменной – 2881 т.руб и 2 т.руб. Наибольший удельный вес за 2007-2009гг приходиться на машины и оборудования – 33%, 36%, 39% и на здания 30%, 33%и 34%. Наименьший -  на рабочий скот и сооружения и передаточные устройства, причем с каждым годом их удельный вес уменьшается: 0,003% - 0,0018%;  9,2% - 5,5%.
Таблица 5
Основные  средства ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг. 

Показатели, тыс. руб 2007г 2008г 2009г
Здания Сооружения и  передаточные устройства
Машины и оборудования
Транспортные  средства
Производственный  и хозяйственный 
инвентарь
Рабочий скот
Продуктивный  скот
Другие виды основных средств
Итого
      
19749 5920
21456
2881
264,5 

2
6458
7407
64137,5
28396 5920
31173
4356,5
298 

2
7832,5
7475
85453
37043 5920
41782,5
6066
298 

2
8712
7565,5
107389
          Фондоотдача уменьшается с каждым  годом, т.к среднегодовая стоимость  основных фондов растет не  пропорционально стоимости валовой  продукции. Стоимость валовой  продукции увеличилась на 11-7%, а среднегодовая стоимость основных производственных фондов на 25-20%.  Соответственно фондоемкость увеличивается в 1,2 и в 1,17 раз. Фондовооруженность, фондооснащенность из года в год увеличивается на 33-52% и на 25-40%. В 2007г фондовооруженность составила 329 т.руб на 1 человека, а в 2009г в  2 раза больше, т.е 688,4 т.руб. Фондооснащенность увеличивается на 20-25% за счет того, что площадь сельхозугодий не меняется, а стоимость основных фондов увеличивается. 

   Таблица 6
Показатели  использования основных производственных фондов
ФГУП  УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского  района за 2007-2009гг. 

Показатели  2007г 2008г 2009г
Фондоотдача, руб. Фондоемкость, руб.
Фондовооруженность, тыс.руб./чел
Фондооснащенность, тыс.руб./га
0.67 1.5
329
28.4
0.56 1.8
494
37.8
0.5 2.1
688.4
47.5
         
     
Таблица
Размер  и структура товарной продукции (в фактических ценах реализации) ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг. 

Отрасль и вид продукции Денежная  выручка, т.руб Структура, % к итогу
2007г 2008г 2009г 2007г 2008г 2009г
    Растениеводство 
Полеводство –  всего В т.ч  зерно
Другие отрасли  растениеводства 
    Животноводство
Скотоводство  – всего
В т.ч  молоко цельное
         Мясо в ж.м крупного рогатого  скота
        Мясо в ж.м  свиньи 
Другие  отрасли животноводства
В целом  по с.-х предприятию 
 
4252 4123
129 
 

35361
14412
3098 
 

13639 

4212 

39613
 
3202 2811
391 
 

40751
21035
7315 
 

9304 

3097 

43953
 
6177 4290
1887 
 

41343
17948
4676 
 

15256 

3463 

47520
 
27,65 8,46
19,19 
 

72,35
29,2
8,48 
 

22,86 

11,8 

100
 
10,73 10,41
0,33 
 

89,27
36,38
7,8 
 

34,4 

10,6 

100
 
13 9
3,97 
 

87
37,77
9,8 
 

32,1 

7,29 

100 
 
 

 

Кспец = 100/(63+44+37,77+49+96,3+65,61)= 100/355,68=0,28
        Коэффициент специализации равен  0,28, в 2007г был выше  – 0,31; он показывает среднюю специализацию предприятия.
         Количество среднегодовых работников  как по организации всего так  и занятых в сельском хозяйстве  уменьшается на 25-20%. Количество работников  торговли и общепита, руководителей остается неизменным 6 и 5 человек. Количество постоянных работников уменьшилось на 44,6%, при этом сезонных работников увеличилось на 48%. В структуре работников организации в 2008гг наибольший удельный вес приходится на скотников крупного рогатого скота 16,7%, 8,3% - трактористы-машинисты. За анализируемых три года доля работников, занятых в сельском хозяйстве увеличивается с 89,2% до 93,6%.
Таблица 7
Численность работников в ФГУП УОХ «Приволжское»  ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг.
   
Показатели Среднегодовая численность, чел
2007г % 2008г % 2009г %
По  организации всего, в т.ч. 195 100 174 100 156 100
Занятые в сельском хозяйстве, в т.ч. 174 89,2 163 93,7 146 93,6
Постоянные  из них: Трактористы-машинисты
Операторы машинного доения
Скотники КРС
Работники свиноводства
136 18
13
36
10
69,7 9,28
6,7
18,5
5,13
112 13
13
25
8
64,3 7,5
7,5
14,4
4,6
94 13
11
26
9
60,2 8,3
7
16,7
5,8
Сезонные  и временные Служащие  из них
  Руководители
  Специалисты
18 31
5
25
9,2 15,9
2,5
12,8
27 25
5
20
14,4 14,3
2,9
11,5
29 25
5
20
18,6 16
3,2
12,8
Работники торговли и общепита Работники занятые на
 строительстве  хозспособом
6 4
3,07 0,5
6 3
3,45 1,7
6 2
3,8 1,3
 
            Всего на данном предприятии  13 должностных руководителей: директор; заместитель директора, начальник  цеха растениеводства – главный  агроном; начальник цеха животноводства  – главный ветеринарный врач; начальник комплекса КРС, заведующий  Курмышской МТФ; зоотехник по племенному делу и организация кормления; Заведующий, ветеринарный врач, Янильдинский ФНВТ; ветеринарный врач комплекса КРС; оператор искусственного осеменения животных; начальник свинокомплекса; ветеринарный фельдшер свинокомплекса; зоотехник свинокомплекса по племенном делу. Из выше перечисленных руководителей высшее образование имеют 61,5% (8чел), 15,38% (2чел.)- среднее, 23%(3чел.) – прошедшие курсы разных должностных руководителей. Из них женщин 10 человек – 76,9%, а мужчин 3 – 23,1%, т.е в 3,3 раза меньше, чем женщин.
            Среди женщин высшее образование  имеют 50% (5чел), среднее – 20% (2чел),прошедшие  курсы – 30% (3чел); на долю мужчин  приходиться три человека, они  все имеют высшее образование. 
          В половозрастной структуре работников цеха животноводства Курмышская МТФ наибольший удельный вес занимают женщины – 79,4% в возрасте от 48 до 61года – 13человек (48%), затем от 34 до 47 – 11 человек (40,7%), от 20 до 33 лет – 3чел (11,1%). На долю мужчин приходиться 20,6% т.е 7 работников, из них 42,8%(3чел.) от 20 до 33 лет; 28,6% (2 чел) от 34 до 47; 28,6% (2чел.) от 48 до 61 лет. В группе от 20 до 33 лет женщин и мужчин равное количество – 3 человека, а в остальных группах отличается, т.к выше было сказано, что мужчин почти в 4 раз меньше, чем женщин.
           На свинокомплексе работает всего  8 человек – все женщины. По  возрасту их можно подразделить  на следующие группы: от 20 до 29 лет  – 1 человек; от 30 до 39 – 3 чел.; от 40 до 49 – 2 чел.; от 50 до 59 – 2 чел.; что составляет соответственно 12,5%, 37,5%, 25%, 25%. Наибольший удельный вес приходиться на вторую группу – 37,5%.
           На Янгильдинской ФНВТ комплексе  КРС 10 работников, из них 8 –  женщин, 2 – мужчин, женщин больше  в 4 раза. Среди женщин преобладают  работники в возрасте 40-49лет и 50-59лет по 3чел., что составляет 37,5%; 30-39 – 1 чел (12,5%). Мужчин всего 2 работника, одному 38 лет, другому 67 лет.  В общей структуре возрастного состава равные проценты приходятся на работников 30-39, 40-49, 50-59 лет – 30%, т.е по три работника.
           Всего в отрасли животноводства  работают 52 работника, среди них  82,7% (43чел.) занимают женщины, а  остальные 17,3% мужчины (9чел.). Преобладают  работники в возрасте от 40 до 49 лет – 36,5%, второе место от 50 до 59 лет – 34,6%, самая малочисленная группа 60-69 лет – 1 чел. 
           Можно сделать вывод о том,  что  в исследуемой нами  организации в отрасли животноводства, преобладают работники старшего  поколения, молодых работников  гораздо меньше, но за последний  год их доля увеличилась, что создает хорошую основу дальнейшего развития. Так же доля мужчин очень низкая, вероятно это связано с тем, что они предпочитают более мужскую профессию, чем уход за скотиной, например большая их часть занята на работах в автогаражах.
     

2.2 Динамика  финансовых результатов и деятельности  предприятия
        Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг в 2009г составил 51278 тыс. руб, что на 6,5% выше показателей 2008г; себестоимость проданных товаров увеличилась на 13,9%, т.е темп роста себестоимости и выручки не совпадает, что говорит о снижении валовой прибыли. Она составила 3497 тыс. руб, что в 1,77 раз меньше показателя 2008г.
Таблица
Динамика  финансовых результатов деятельности
ФГУП  УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг. 

Показатели  Сумма, тыс.руб Откло- нение, (+-)
Темп  роста, % Уровень в % к выручке Откло- нение, (+-)
2008г 2009г 2008г 2009г
1.Выручка  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг -себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг
2.Валовая  прибыль
-прибыль  от продаж
3.Проценты  к уплате
4.Прочие  доходы
5. Прочие  расходы
6.Прибыль  до налогооблажения
- иные  платежи из прибыли
7. Чистая  прибыль
48137 
 
41949 
 

6188
6188
2501
4712
924
7177 

29 

7446
51278 
 
47781 
 

3497
3497
2899
6129
3616
3111 

204 

2907
3141 
 
5832 
 

-2691
-2691
398
1417
2692
-4066 

175 

4539
106,5 
 
113,9 
 

56,5
56,5
115,9
130,07
391,3
43,34 

703,4 

39,04
100 
 
87,15 
 

12,85
12,85
5,2
9,8
1,9
14,9 

0,06 

15,47
100 
 
93,18 
 

6,82
6,82
5,65
11,95
7,05
6,07 

0,4 

5,67
- 
 
6,03 
 

-6,03
-6,03
0,45
2,15
5,15
-8,83 

0,34 

-9,8
 
      Прочие доходы и расходы увеличились в 1,3 и в 3,9 раз, чистая прибыль снизилась на 60%. В структуре выручки произошли некоторые изменения: доля и в 2008г была равна 87,15%, а в 2009г увеличилась на 6,03%; валовой прибыли снизилась также на 6,03%; прочих расходов и доходов возросла на 5,15 и 2,15%% чистой прибыли соответственно снизилась с 15,47% до 5,67%.
        Общая сумма прибыли по реализации  зерна возросла на 1628 тыс.руб тыс.  руб (61%), при этом за счет  изменения количества реализованной  продукции увеличилась на 80,1тыс. руб; цены реализации на 1250,5 тыс.руб; себестоимости на 297 тыс.руб. прибыль на 1 ц зерна в 2008г составил 229,5 руб, в 2009г снизился на 31,9%. По растениеводству общая сумма прибыли составила в 2009г 3508 тыс.руб, что на 50% больше 2008г, по животноводству вообще не было получено прибыли, убыток составил 356 тыс.руб.
         В животноводстве прибыльным  было лишь производство свинины  – 2669 тыс.руб, за счет изменения  количества реализованной продукции  она снизилась на 57,18 тыс.руб; себестоимости на 1243,6 тыс.руб; цены реализации возросла на 4289,5тыс.руб. Производство прироста живой массы крупного рогатого скота стало еще убыточней на 963 тыс.руб (53%) том числе за счет таких факторов, как увеличения себестоимости на 1324тыс.руб (72%), цены на 42,15тыс.руб (2,35), уменьшения количества на 319,2 тыс.руб (17,4%). Наибольшее влияние на прибыль от реализации молока оказала себестоимость, она возросла на 41%. Прибыль при этом снизилась на 7554 тыс.руб, за счет себестоимости на 7892тыс.руб, количества реализованной продукции на 1501,29тыс.руб; на 1839 тыс.руб увеличилась за счет повышения цены реализации на 11%.  В 2008г на 1 ц продукции в животноводстве убыток составил 75,6-2002 руб, наиболее убыточным оказалось производство живой массы крупного рогатого скота.        
 


Таблица
Анализ  количественной меры влияния учтенных факторов на сумму прибыли 
ФГУП  УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского района за 2007-2009гг 

Вид продукции Количество  реализованной продукции, ц (К) Цена  реализации 1 ц, руб (Ц) Полная  себестоимость 1 ц, (С) Общая сумма прибыли, тыс.руб (П) Отклонение  отчетной суммы прибыли от базовой, тыс. руб
всего В т.ч  за счет изменений
2008г 2009г 2008г 2009г 2008г 2009г 2008г 2009г К Ц С
Зерно Прочая  продукция
Итого по растениеводств
Молоко
Прирост живой массы:
-крупного  рогатого скота
-свиней
Мясо  и мясопродукты
Прочая  продукция
Итого по животноводству
Всего по организации
4300 - 

- 

18035 
 

1446 

1942
512 

- 

- 

-
4649 - 

- 

13811 
 

916 

2289
414 

- 

- 

-
653,72 - 

- 

1166,34 
 

5058,78 

4790,94
4414,06 

- 

- 

-
922,7 - 

- 

1299,5 
 

5104,8 

6664,9
5975,8 

- 

- 

-
424,19 - 

- 

810,92 
 

5661,13 

4955,72
5312,5 

- 
 

- 

-
360,3 - 

- 

1375,1 
 

7107 

5499
6379,2 

- 

- 

-
986,9 1970 

1184 

6410 
 

-871 

-320
-460 

1 

4760 

5944
2615 893 

3508 

-1044 
 

-1834 

2669
-167 

20 

-356 

3152
1628 -1077 

2324 

-7554 
 

-963 

2989
293 

19 

-5116 

-2792
80,1059 - 

- 

-1501,29 
 

319,2 

-57,18
88 

- 

- 

-
1250,5 - 

- 

1839 
 

42,154 

4289,5
646,56 

- 

- 

-
297 - 

- 

-7892 
 

-1324 

-1243,6
-441,61 

- 

- 

-
 
Таблица
Анализ  динамики суммы прибыли и ее структура ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА
Чебоксарского района за 2007-2009гг
Вид реализованной продукции 2008г 2009г
Количество, ц Прибыль (убыток) Количество, ц Прибыль (убыток)
Итог, тыс.руб В % к итогу На 1 ц, руб Итог, тыс.руб В % к итогу На 1 ц, руб
Зерно Итого по растениеводств
Прибыль в расчете на 1 га пашни
Молоко
Прирост живой массы:
-крупного  рогатого скота
-свиней
Итого по животноводству
Прибыль на 1 условную голову
Всего по организации
Прибыль в расчете на 1 га с.-х угодий
4300 -
- 

18035 

1446
1942
-
- 

-
-
987 1184
549,9 

6410 

-871
-320
4760
4,9 

5944
6,14
83,36 100
- 

134,66 

-
-
100
- 

-
-
229,5 -
- 

355,4 

-602,35
-164,78
-
- 

-
- 

4649 -
- 

13811 

916
2289
-
- 

-
-
2615 3508
1643,8 

-1044 

-1834
2669
-356
-0,331 

1287,8
5,7
100 74,5
- 

- 

-
-
100
- 

-
-
156,1 -
- 

-75,6 

-2002
1166
-
- 

-
-
 
 
 
 
 


        Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что 1,2-1,1% краткосрочной задолженности может быть погашено за счет собственных быстроликвидных  активов, причем чем выше данный показатель, тем больше гарантии погашения долга. Сумма оборотных активов на конец отчетного года на 27,45% превышают краткосрочные обязательства, т.е образуется резерв ликвидности для компенсации убытков, причем чем он больше, тем уверенней могут чувствовать себя кредиторы организации. Коэффициент текущей ликвидности показывает возможность организации покрывать краткосрочные обязательства текущими активами, в нашем случае в 4,8-4,3 раза. Коэффициент восстановления платежеспособности >1, она равна 2,5, т.е наблюдается тенденция к восстановлению платежеспособности организации в течении 6 месяцев.
         Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами характеризует  наличие в организации средств, необходимых для обеспечения ее финансовой устойчивости он равен -0,57. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств организация привлекает на 1 руб. собственных. При анализе данного показателя следует принять во внимание специфику отрасли, в которой занята организация, так как весьма вероятно, что заемные средства — это единственный (или, по крайней мере, главный) источник ее функционирования. УОХ «Приволжское» имеет неудовлетворительную структуру баланса и неплатежеспособна, так как кроме коэффициента текущей ликвидности не соответствует нормативам коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Более того, он имеет отрицательное значение, что свидетельствует о дефиците собственных оборотных средств. Вследствие их недостатка организация вынуждена привлекать средства со стороны, о чем свидетельствует рост коэффициента соотношения заемных и собственных средств.
      

             Таблица
Показатели  финансового состояния ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА
 Чебоксарского района за 2009гг
       
Показатели  Норматив  Значения  показателей
На  начало 2009г На конец 2009г
1.показатели  ликвидности (платежесп-ти) - коэффициент  абсолютной ликвидности
- коэффициент  текущей ликвидности 
- коэффициент восстановления платежеспособности
2. показатели  финансовой устойчивости
- коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами
- коэффициент  соотношения собственных и заемных  средств
3. показатели  финансовой независимости 
- коэффициент финансовой автономии
-  коэффициент  финансовой зависимости 
4. показатели  деловой активности 
- оборачиваемость  чистых активов
- оборачиваемость  оборотных фондов
- оборачиваемость  запасов
- оборачиваемость  кредиторской задолженности
- оборачиваемость  дебиторской задолженности
 
0,2-0,25 2
1 
 

0,1 

0,7 
 

0,5-0,6
Min 

-
-
-
- 

-
 
0,012 4,8
2,5 
 

-0,57 

0,7 
 

0,6
0,4 

0,63
1,79
1,74
32,7 

19,32
 
0,011 4,3
2,5 
 

-0,6 

0,71 
 

0,59
0,41 

0,64
1,57
1,59
13,37 

20,8
 
   /// группа показателей позволяет проанализировать финансовую независимость организации, причем необходимо учитывать, что показатели финансовой независимости тесно связаны с показателями финансовой устойчивости. Так, коэффициент финансовой автономии отражает долю собственного капитала в балансе равен 0,6, а коэффициент финансовой зависимости — долю заемных источников – 0,4. В нашем случае коэффициент финансовой автономии имеет тенденцию к снижению, а коэффициент финансовой зависимости — соответственно к росту. Продолжение этой тенденции чревато потерей финансовой независимости.
        IV группа - показатели деловой активности организации. Им следует уделить особое внимание, так как они характеризуют интенсивность и эффективность использования соответствующего вида средств.         Оборачиваемость чистых активов равно 0,63, число оборотов, совершаемых ими в течение определенного периода и приносящих соответствующий эффект в виде прибыли. Рост оборачиваемости чистых активов следует признавать положительной тенденцией. Снижение данного показателя в динамике означает увеличение периода одного оборота, что неблагоприятно для деловой активности хозяйствующего субъекта. Оборачиваемость оборотных фондов следует анализировать по аналогии с оборачиваемостью чистых активов. Оборачиваемость оборотных фондов показывает объем выручки, полученной на 1 руб. оборотных фондов равен 1,79 – 1,57. Снижение оборачиваемости оборотных фондов говорит о менее устойчивой их структуре, что позитивно следует трактовать как негативный фактор деловой активности организации.
         Оборачиваемость запасов равно 1,74-1,59 свидетельствует о степени их участия в себестоимости произведенной продукции. Снижение данного показателя следует трактовать как менее эффективное управление имеющимися в распоряжении организации запасами. Степень эффективности работы организации с контрагентами-кредиторами равно 32,7-13,37. Данный коэффициент выражает степень эффективности использования «бесплатных» источников покрытия потребности в оборотных средствах. Снижение его значения свидетельствует о росте скорости оплаты задолженности организации, а снижение — об увеличении покупок в кредит.
           Оборачиваемость дебиторской задолженности равна 19,32-20,8 показывает, насколько быстро организация получает платежи по счетам дебиторов. Возрастание показателя сигнализирует о сокращении среднего срока погашения дебиторской задолженности, высвобождении средств и росте деловой активности организации.
        Успешная работа той или иной отрасли экономики, в т.ч и сельского хозяйства, зависит от эффективности деятельности каждого предприятия, что с в свою очередь зависит от эффективности  функционирования систем управления. Эффективность управленческой деятельности представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях объекта управления и собственно управленческой деятельности, причем эти показатели имеют как количественные так и качественные характеристики.
          Таблица 24
Фактический размер ферм ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА Чебоксарского района за 2008-2009гг. 

Ферма по видам животных и производственному  направлению Поголовье, гол Число постоянных работников, чел
МТФ «Курмышская» СТФ «Янгильдинская»
809 1219
37 9
 
        Цель управления хозяйством –  эффективное функционирования и развитие производства. Поэтому, прежде всего об эффективности управления можно судить по достигнутым производственным результатом.
       Эффективной можно считать такую  систему управления, при которой  создаются благоприятные условия  для достижения производственным коллективом поставленных целей в оптимальные сроки при наивысших количественных и качественных показателях и необходимых затратах ресурсов.
       На эффективность управления  влияет ряд факторов:
- физические  и умственные возможности человека;
- орудия, средства производства, они усиливают  физические и умственные
способности человека;
- социальные  условия;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.