На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма важнейшая форма предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Фирма – важнейшая форма  предпринимательской  деятельности

 

Содержание

 

Введение

 
     Актуальность  темы обусловлена той ролью, которую  играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как  развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.
      Происходящие  в современной России перемены обусловили потребность в активизации исследования истории отечественного предпринимательства.
      Переход к рыночной экономике сопровождается вторжением в нашу жизнь явлений  и процессов, широко распространенных в других странах (США, Германии, Франции, Японии), но практически не известных  в советской России. Одним из таких  явлений является предпринимательство, для России, вступившей на путь реформ, это понятие пришлось открывать заново.
      Сферы деятельности традиционного малого бизнеса - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение. Это - первый вид малых предприятий, необходимое звено в первоначальном накоплении капитала и распространении рыночных отношений. Данный вид предпринимательства широко распространен в настоящее время.
      Цель работы – исследовать особенности понятия фирмы, как важнейшей формы предпринимательской деятельности.
      Задачи, поставленные в работе:
      1. Отразить теоретические аспекты понятия фирмы, как основы предпринимательской деятельности;
      2. Провести анализ деятельности компаний на российском и иностранном рынках.

1 Теоретические аспекты  понятия фирмы,  как основы предпринимательской  деятельности

 
     Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами. Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы:1
    технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт;
    менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия;
    институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов;
    эволюционная концепция фирмы делает акцент на множественности вариантов выбора и широкий спектр критериев оптимальности принимаемых решений, на влияние внешней среды (традиций, обычаев, рутины) на поведение фирмы;
    теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.
     Таким образом, альтернативные варианты теории фирмы представляют различные грани  широкого понятия «фирма» и ее поведения в конкурентном пространстве.
     Отметим наиболее важные положения неоклассической  теории, которые имеют значение:2
    Фирма рассматривается как «черный ящик», на «вход» которого поступают факторы производства, на «выходе» получают продукцию.
    Неоклассическая теория абстрагируется от внутренней структуры фирмы, ее организации, интересов собственников, управляющих, наемных работников, инвесторов, поставщиков и т.п.
    Фирма представляется как действующая производственная функция.
    Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.
     Однако  следует отметить, что в отличие от неоклассической теории, где единственной целью производства для всех хозяйствующих субъектов подразумевается максимизация прибыли, другие концепции фирмы считают допустимым существование различных целей фирм в зависимости от их размеров, власти, структуры и квалификации работников. Другой важной целью является рост фирмы, так как только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяют:
    защитные цели, которые включат защиту интересов фирмы от конкуренции, достижение наибольших доходов, прибыли, заработной платы;
    позитивные цели, которые предполагают достижение определенных финансовых результатов, повышение по службе, улучшение условий труда и т.д.;
    сочетание конечных результатов с действиями, которые обеспечили бы этот рост;
    постоянная и долгосрочная демонстрация стабильности или еще лучше роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положении фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие;
    технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.
     Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как  «черный ящик». Фирма в данной теории представлена «данностью». Как  и потребитель, фирма выступает  в роли первичного логического элемента экономической системы. Неоклассическая теория в принципе не ставит вопрос о том, почему возникает фирма. Также не уделяется внимания характеру внутренней организации фирмы, таким задачам менеджмента, как  поиск рынков, продуктов, технологий. Менеджмент в данной модели решает всего одну задачу – выбрать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции. Именно эта задача представлена в центре теории фирмы в трактовке теории цен.3
     В стандартной интерпретации, принятой в современной теории, фирмы представлены как множества производственных возможностей, к которым прилагается мотивация, связанная с извлечением прибыли.
     Основными допущениями неоклассической теории фирмы являются:
     1.     Единственность критерия выбора решения.
     2.     Неограниченность возможностей и обработки поступающей из внешней среды информации.
     Современная микроэкономическая теория предлагает модель «путь развития» для объяснения поведения фирмы. Исходными ограничениями  данной модели являются: неизменность цен на ресурсы, постоянный рост бюджета производителя, использование двух факторов производства.4
     Тогда как изучение общей экономической  теории начинается с постулата о  том, что ресурсы ограничены, в  теории совершенной конкуренции  предполагается, что для каждой отдельной  фирмы ресурсы не ограничены. И. Кирцнер акцентирует внимание, на том, что в ортодоксальной теории фирмы «предприниматель-производитель уже приобрел определенные ресурсы, которые теперь могут обречь его на производство определенного продукта.
     В институциональной экономике фирма в большинстве случаев рассматривается как экономическая организация, которая является альтернативным рынку способом хозяйственной координации, сопряженным с организационными издержками (соответственно рыночная координация с трансакционными).
     Категория «фирма» в современной экономической науке имеет неоднозначную трактовку. В рамках современной экономики эта проблема не является существенной, так как она относится к тем условиям, которые принимаются по умолчанию – предпосылкам, считаются данностью. Большинство неортодоксальных теорий, таких как неоавстрийская школа, неоинституционализм, марксистская политическая экономия, рассматривают фирму как одну из центральных экономических категорий. Однако и среди неортодоксальных экономических течений различия в подходах к анализу фирмы довольно существенны. Разница между определениями отражает принципиальную позицию теории и состоит по большей части в том, на какой вид фирм или какой процесс, происходящий внутри фирмы, делается упор. Проблема дополнительно осложняется некоторой путаницей в определениях: наряду с категорией «фирма» активно используется термин «предприятие», причем одними исследователями они используются как синонимы, другие вкладывают в них различное значение и содержание.5
     Е. Прескотт и М. Висшер определяют фирму как организационный капитал, понимая под этим информационные активы, воплощенные в знаниях и квалификации наемных работников. Фирма ими трактуется как организационная форма приобретения и использования информации, во многих случаях более дешёвая, чем заключение рыночных контрактов.
     Й. Шумпетер использует термин «предприятие», понимая под ним «осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются».
     И. Кирцнер фирму определяет тем, что  получается после того, как предприниматель завершил определенный процесс принятия предпринимательского решения, а именно – покупку ресурсов. Данное определение ставит во главу угла именно предпринимателя и его решения, не придавая существенного значения остальным факторам.
     Г. Клейнер, как и Й. Шумпетер, использует термин «предприятие», первый понимает под ним «организацию, самостоятельно систематически производящую товары и услуги для реализации за рамками организации, а также осуществляющую воспроизводство ресурсов».
     С. Мастен  считает фирму своеобразным институтом, так как в ней существуют и реализуются специфические правила и процедуры, регулирующие внутреннее допустимое поведение.
       Г. Демсец критикует теорию  фирмы с позиции трансакционных  издержек,  видит её слабость  в отсутствии учёта издержек производства, что приводит к пренебрежению различиями между фирмами, если они не связаны с функцией контроля. Восполняя данный пробел, он предлагает определение фирмы как «пучка технологических, личностных, методических особенностей и установок, все это окружено и ограждено от внешнего мира изоляционным слоем фирменно-специфической информации, и невозможно с легкостью изменить или имитировать этот пучок».
     Б. Клейн подвергает критике определение  фирмы как сплетения контрактов и пучка правомочий на ресурсы, доказывая, что фирма – нечто большее, нежели частные группы формальных и неформальных контрактов, он включает в их состав ценные «бригадные» активы и развитые механизмы контроля и управления информацией.
     Д. Крепс считает, что «фирма есть не что иное, как ее репутация в части умения справляться с непредвиденными (или, по крайней мере, не предусмотренными контрактами) обстоятельствами». При этом репутация рассматривается как субститут материальных активов. Даная трактовка представляется крайне односторонней, в ней нет места таким ресурсам, как финансовые, человеческие и т.д, что чрезмерно упрощает фирму, даже как теоретическую модель.
     Ф. Махлуп уделяет внимание трем теориям  фирмы: - маржиналистским; - бихевиористским; - управленческим.
     В управленческие теории им отнесены направления, исследующие взаимоотношения внутри фирмы между собственниками и управляющими –проблему «принципал–агент» и конфликт интересов, возникшие в связи с расширением масштабов функционирования корпораций и отделения функции собственности от управления. Бихевиористский подход, отказывающийся от предпосылок маржиналистского анализа, предварительных гипотез и предположений, концентрирующий внимание на наблюдении за внешним поведением экономического субъекта, жестко им критикуется.
     Ф. Махлуп защищает маржиналистскую теорию, отвечая на критику бихевиористов, в частности, тем, что смешивать фирму как теоретический конструкт и как эмпирическую реальность, то есть эвристическую фикцию с настоящей организацией, означает впадать в заблуждение. Сильную сторону неоклассической теории он видит именно в том, что реальность существования фирмы для данной теории не имеет значения.
     Н. Розанова также выделяет три группы теорий фирмы:-технологическая концепция  фирмы, которая является основой  классической и неоклассической теорий; - институциональная теория фирмы; - теоретические исследования поведения фирмы на базе теории игр, принимающие наличие фирм как некую данность, а их поведение  стратегическим.
     Следует отметить тот факт, что развитие фирмы невозможно рассматривать без ее конкурентных возможностей. Так, конкуренция – означает соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкурент – состязающийся.6
     Основными причинами, вызывающими конкуренцию  следует считать две особенности рыночной экономики, в основе которой лежат отношения обмена. Это свобода выбора для потребителя (что и у кого приобретать) и свобода выбора для производителя (что производить и кому предлагать) наряду с их личной ответственностью за возможные последствия этого выбора.
     В принципе, конкуренция, есть не что  иное, как борьба между производителями за предпочтения потребителя.
     Сам факт существования конкуренции  имеет определенные последствия для производителей:
     - вынуждает производителей постоянно искать новые виды товаров 
и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворить потребности рынка;

     - вынуждает производителей оперативно реагировать на изменение 
предпочтений потребителей, а также на изменения макроэкономического характера;

     - способствует тому, что производители стремятся выпускать продукцию все более высокого качества по ценам, приемлемым для потребителей (постоянно улучшая соотношение «цена/полезность»);
     - подталкивает производителей к использованию наиболее эффективных способов производства и обновлению;
     - обеспечивает наибольший доход тому, кто трудится более эффективно (т.е. не тому, кто располагает большими ресурсами, а тому, кто быстрее реагирует на изменения предпочтений потребителей).
     Конкуренция проявляется в разнообразных  формах.7
     По  форме различают следующие виды конкуренции:
     Функциональная  конкуренция: среди различных по исполнению товаров, удовлетворяющих определенную потребность (например, туфли, сапоги, кроссовки как средство защитить ноги и сделать жизнь людей более комфортабельной);
     видовая конкуренция: среди товаров одной группы, различающихся по каким-то важным для потребителя параметрам (например, кроссовки: спорта и туризма);
     предметная  конкуренция: среди одинаковых, но различающихся изготовления товаров различных производителей.
     Различают следующие способы конкуренции:
     ценовая конкуренция: товар предлагается по цене ниже, чем у конкурентов. Это привлекательно прежде всего для тех потребителей, которых относят к категории «чувствительных к цене». В долгосрочном плане конкуренция приводит к падению привлекательности рынка и как бумеранг, «бьет» и по тем, кто ее применяет. Поэтому в современной практике ценовая конкуренция обычно используется только фирмами-аутсайдерами при проникновении на уже «занятые» рынки. Такая конкуренция может иметь место как скрытая, если на рынок выводится новый товар с явно лучшими потребительными свойствами и при этом непропорционально мало увеличившейся ценой, так и прямая, если просто объявляется о снижении цен;
     неценовая конкуренция обычно имеет место в случае предложения товара лучшего качества либо предоставления более широкого комплекса услуг, сопровождаемого пропорциональным увеличением цен. Такой подход часто привлекает потребителей, которым важнее получить именно то, что они хотят, а цена не является для них доминирующим фактором.
      Основные составляющие конкурентоспособности  представлены на рисунке 1.
       
 

                                Технические       
                              параметры             Цена                     
                                                                           приобретения
                    изделия 

                       Качество         Цена 
 

     Престижность   Нетехнические        Время поставки         Цена                              
                                   Параметры                                                эксплуатации
                                                                изделия
                                   Производители
     Рисунок 1 - Основные составляющие конкурентоспособности8
     Исходя  из рисунка 1 отметим, что как правило, конкурентоспособными являются предприятия, которые могут длительное время оставаться прибыльными в условиях открытой экономики. Исходя из этого их конкурентоспособность определяется, как возможность длительное время отстаивать собственные преимущественные позиции в отрасли, благодаря наличию эффективной стратегии, или способность действовать в долгосрочном периоде на рынке и получать при этом прибыль, достаточно для научно-технического совершенствования производства, поддержки продукции на высоком качественном уровне и стимулирования работников.
     Сущность  конкурентоспособности  следует рассматривать как самостоятельную категорию, отражающую степень реализации целей предприятия в условиях конкретного состояния окружающей среды.
     Результаты  системного анализа позволяют сделать  вывод, что конкурентоспособность  продукции (товара) является основным результатом реализации конкурентоспособности предприятия, а не его синонимом.
     Большинство современных российских экономистов  считают, что нужно управлять  именно конкурентоспособностью продукции. Управлять конкурентоспособностью товара – значит обеспечить продвижение этого результата деятельности предприятия на рынке. Необходимо управлять конкурентоспособностью предприятия, а конкурентоспособностью продукции, лишь как одной из составляющих конкурентоспособности  предприятия. Конкурентоспособность продукции является реальным воплощением конкурентоспособности предприятия, так как в процессе производства на ее изготовление расходуется производственный потенциал в количестве, обусловленном эффективностью функционирования предприятия – производителя как хозяйственной системы в рыночной среде.
     В бизнесе конкурентоспособность  характеризуется совокупностью определенных технологий, действий, качеств товара, репутацией торговой марки и т.д., что обеспечивает данной фирме сравнительные преимущества относительно подобных ей предприятий, наличие таких преимуществ делает продукцию фирмы привлекательной в глазах клиента.
     Конкурентоспособность — наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе.
     Различают конкурентоспособность товара и  фирмы.9
     Конкурентоспособность товара — способность товара быть проданным на рынке в присутствии аналогичных товаров. Определяется в основном характеристиками товара (ценой, уровнем качества, сервиса).
     Конкурентоспособность фирмы  —  уровень потенциала фирмы, 
обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Определяется как совокупная конкурентоспособность товаров компании и ее управленческого, кадрового, технического и др. потенциалов.

     Конкурентное  преимущество — это те характеристики, свойства марки или товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над прямыми конкурентами.
     Успех компании в конкурентной борьбе зависит  от трех базовых групп факторов: внутренних преимуществ; внешних преимуществ; динамических способностей.
     Так, интересно отметить, что  один из известных японских менеджеров остроумно заметил, что выражение глаз клиента - единственно истинное мерило успеха. «Главная цель любого бизнеса - это создание потребителя»,- любил подчеркивать П. Друкер.
     Многие  российские менеджеры на вопрос о  конкурентах отвечают: «Таких не знаем». Другие перечисляют ведущие корпорации мира. Остальные ответы находятся в диапазоне между этими двумя. На самом деле реальные конкуренты - это те, чьи товары и масштабы деятельности сопоставимы с вашими, и те, кто в принципе может «перетянуть» к себе ваших клиентов. Обычно явных конкурентов можно пересчитать по пальцам.
     Понимание того, что воспринимается потребителем как конкурентные преимущества и как они представлены у вас и ваших конкурентов,- полезная информация не только для принятия управленческих решений, но и для определения стратегии развития бизнеса. Одна из сильных сторон преуспевающих предпринимателей - понимание системы ценностей клиента. Без этого знания грамотное решение задачи позиционирования своих товаров и услуг вряд ли возможно.
     Говоря  о проблеме достижения конкурентоспособности  любого бизнеса, нельзя упускать из виду, что для этого имеются в основном две возможности: либо увеличение полезности товара, либо снижение цены. Эти принципы (основные стратегии) получили наименование «дифференциация/ доминирование по издержкам» (таблица 1).10
Таблица 1 - Характеристики ценообразования
     
     Метод      Характеристика
Затратный Издержки производства + прибыль
Агрегатный По типу «стол  заказов»- если для каждого элемента определена своя цена, то общей ценой будет их сумма
На  основе текущих цен Движение от минимума до максимума в реально  действующем на рынке диапазоне цен
На  основе целевой прибыли Цена определяется по результатам анализа величин  в точке безубыточности и покрытия понесенных расходов с учетом возможности получения некоторого достаточного уровня прибыльности
Параметрический Оценка проводится по данным анализа соотношения качественных параметров (в сравнении с прототипом , замещающим или конкурентным товаром)

1.1 Малое предпринимательство в России: сущность и формы

 
       Малые предприятия являются неотъемлемой  частью эффективной экономики.  Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства.
     Конституция Российской Федерации предоставляет  каждому гражданину России право  свободно использовать свои способности  и имущество для предпринимательской деятельности (статья 34).
     При этом статья 37, декларируя право гражданина на свободный труд, утверждает право  каждого россиянина «свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
     Таким образом, каждый может выбирать не только профессию, но и область (отрасль промышленности или сектор экономики) применения своих сил. Разумеется, если гражданину исполнилось восемнадцать лет (статья 60) и его экономическая деятельность не направлена на монополизацию или недобросовестную конкуренцию (статья 34).
     Гражданское законодательство регулирует отношения  между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
     В России понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.
    Это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).
    В уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %.
    В уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %.
    Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     Организационно-правовые формы малого предпринимательства, как и предпринимательства в целом, установлены Гражданским Кодексом РФ. Рассмотрим кратко основные формы, которые чаще всего выбираются субъектами малого предпринимательства: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества и индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица.
     Классификация видов малого предпринимательства  может проводиться по различным  признакам.11
     Во-первых, по сфере деятельности: в промышленности, в сфере услуг, в строительстве, в сельском хозяйстве и т.п.
     Во-вторых, по стратегии поведения на рынке.
     В свою очередь палитра малых инновационных  фирм весьма разнообразна. Интерпартнерство представляют собой наиболее простою внутрифирменную форму инновационно-предринимательской деятельности, когда инициативный творческий (интерпартнер) при поддержке администрации сам имеет возможность осуществлять нововведения. Оно позволяет реализовать новые формы деловой активности, создает возможности внутрифирменной реализации идей, самостоятельного выбора нового направления деятельности и внедрения на рынок в качестве независимого контрагента.
     Венчурная фирма
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.