На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая  работа 

     Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
Мозырь, 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ 

     
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
    1.1 Понятие инфляции, ее виды, причины возникновения и последствия
5
  1.2 Антиинфляционная политика государства 9
2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
 2.1 Причины возникновения  инфляции в Республике  Беларусь 16
    2.2 Современное состояние  и проблемы инфляции  в Республике Беларусь
19
    2.3 Антиинфляционная  политика в Республике Беларусь на современном этапе развития
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Инфляционные  процессы оказывают негативное воздействие  на экономику, так как приводят к  падению уровня жизни населения, перераспределению доходов, падению объёмов производства в реальных показателях в результате сокращения инвестиций в экономику.
     Способность государства поддерживать уровень  инфляции на приемлемом уровне свидетельствует  об эффективности экономической  политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
     Проблема  инфляции является актуальным вопросом экономической политики любого правительства. Это определило выбор темы курсовой работы.
     Целью данной работы является изучение такого социально-экономического явления как инфляция и анализ основных направлений антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.
     Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих задач:
     определить понятие и сущность инфляции;
     изучить направления антиинфляционного регулирования;
     определить особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
     В ходе исследования были использованы монографический, статистический, графический методы, метод сравнительного анализа.
     Теоретической и методологической основой для  написания курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов, материалы научной  периодики, отчётность государственных  статистических органов Беларуси, средства Интернет.
 

    1 ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 

      1.1 Понятие инфляции, ее виды, причины возникновения и последствия 

     Результаты  развития экономики проявляются  в таких показателях, как экономический  рост, инфляция, безработица. Инфляция представляет собой повышение общего уровня цен или падение покупательной способности национальной валюты. Инфляция (лат. Inflatio – вздутие) – переполнение сферы обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, что вызывает обесценивание денежной единицы. Инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. [14]
     Различают инфляцию спроса, инфляцию издержек (предложения) и ожидаемую инфляцию.
     Инфляция  спроса возникает, когда цены растут в результате превышения общего спроса на товары и услуги над предложением товаров и услуг. Она помогает объяснить инфляцию в экономике полной занятости. В такой ситуации трудно увеличить производство и предложение товаров и услуг, чтобы удовлетворить возросший спрос.
     Инфляция  издержек (предложения) возникает в  результате роста цен на материалы, труд и капитал. Причиной роста цен в данном случае является монопольное положение поставщиков ресурсов (нефтедобывающие страны, профсоюзы, отдельные организации).
     Ожидаемая инфляция происходит в стране, которая  испытывала инфляцию длительное время и население настолько привыкло к ней, что ожидает инфляцию и в будущем и строит на основе своего ожидания действия (требует повысить зарплату, повышает цены на товары и услуги).
     Инфляция  в экономике бывает открытая и  подавленная. Подавленная инфляция проявляется в росте дефицита товаров в магазинах и в росте цен на «черном рынке». Открытая инфляция развивается в ползучую, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.
     При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
     Ряд экономистов придерживаются той  точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное  повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. [1]
     При этом расширение производства будет  тем значительнее, чем больше имеется  неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.
     Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются  капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению  неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные  фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
     Следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.
     Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.
     Другой  важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но неполной приспособленности институтов) возникает из-за трудностей адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют две крупные проблемы.
     Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых  выплат в общей величине реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Норма налогообложения при использовании его прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.
     Вторая  проблема связана с налогообложением капитала. При этом основным был  вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как доходы или  же по специальной, более низкой ставке. При появлении в экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли.
     Инфляция  наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.
     В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.
     Инфляция  оказывает сильное воздействие  на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую. Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен [3, с. 72]
     Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в  условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая не работает при неожиданных  потрясениях - темп инфляции возрастает так же неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени. Вследствие этой негативной черты – «компромисса между инфляцией и безработицей», - правительства большинства западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.
     Необходимо  заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться – ее темпы не могут быстро сократиться.
     Социально-экономические  последствия инфляции: обесценение  и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение  денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы. 

     1.2 Антиинфляционная  политика государства 

     В антиинфляционной политике различают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени. Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные промежутки. В единстве стратегические и тактические меры борьбы с инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируется рост цен и жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развивать производство.
     Как свидетельствует мировой опыт, темпы  инфляции можно контролировать и  минимизировать посредством создания функциональной экономической системы (ФЭС), под которой понимается совокупность институтов, а также институциональных организаций, образующих систему саморегуляции и обеспечивающих поддержание равновесия в соответствии с заданными макроэкономическими параметрами и индикаторами.
     Структурообразующим элементом ФЭС по регулированию  и минимизации уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков (ЦБ) или аналогичных учреждений, использующих такие инструменты регулирования, как уровень процентной ставки ЦБ, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке.
     Основным  и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк (или аналогичное ему финансовое учреждение) предоставляет кредиты коммерческим банкам.
     Обычно  ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков, и ее изменение позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» и «дешевых денег».
     В мировой практике учетная ставка (с позиции коммерческих банков) – это издержки избыточных резервов. Поэтому, когда Центральный банк понижает ставку, он стимулирует получение ссуд коммерческими банками. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует активность предпринимателей и инвестиционный процесс, а также способствует росту экономики.
     При низкой инфляции изменение процентной ставки может применяться для  стимулирования роста денежной массы  в экономике, что приводит к оживлению  последней и способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей используется понижение уровня процентных ставок.
     Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что приводит к уменьшению объема выдаваемых банками кредитов и предложения денег. Высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций, что оказывает влияние на инфляционные процессы.
     Следует отметить, что номинальная учетная  ставка перестает быть действенным  регулятором инфляционных процессов  в условиях дефляции, т. е. снижения цен на большинство потребительских товаров. На процесс дефляции в определенной мере влияет глобализация мировой экономики. Так, спросом пользуются товары, выпускаемые в странах с наименьшими издержками производства и продаваемые по более низким ценам.
     Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).
     В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится  к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно денежной политики выполняет следующие функции:
     создание  структурного недостатка ликвидности  в банковской системе;
     повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
     определение верхнего предела роста денежной массы;
     ограничение волатильности ставок денежного  рынка.
     Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы  ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому  для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
     Необходимо  обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.
     В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту. Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы – ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.
     Как правило, операции на открытом рынке  проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.
     В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке  – защитные и динамические.
     Защитные  операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.
     Динамические  операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста [4, с.135].
     При обсуждении антиинфляционных мер принято  выделять антиинфляционную политику в  широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая  политика правительств и центральных  банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.
     К антиинфляционной политике в узком  смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень  инфляции, то есть на допущенные неэффективные  действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительства требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки.
     В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы  все производственные мощности и  ресурсы рабочей силы, более разумны  комплексные действия по сдерживанию  инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.
     Политика  доходов : 1) Контроль за зарплатой и ценами. В ситуации инфляции спроса и ожидаемой инфляции правительство идет на замораживание зарплаты и цен. Это может снизить темпы ожидаемой инфляции, так как рабочие не могут требовать роста зарплаты, фирмы – повышать цены на свои товары. Но в подавляющем большинстве случаев такая политика порождает рационирование товаров (карточная система), дефицит и появление черного рынка с более высокими ценами. Фактически идет не борьба с инфляцией, которая становится скрытой, а придавление инфляции.
     2) Индексация. Правительство идет на увязку роста зарплаты с ростом цен. Индексация может сдерживать инфляцию, так как вытесняет из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, провоцируемые спросом. Если индексация синхронизирована с темпом инфляции, то темп инфляции быстрее отреагирует на замедление темпа роста совокупного спроса и, в свою очередь, замедлится. Данная политика не применима в условиях инфляции предложения.
     Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.
     Изменение режима экономической  политики. Если инфляция выходит из-под контроля правительства, то необходимо резко изменить традиционную экономическую политику. Чаще всего это должно делать новое правительство, пользующееся доверием населения. В этом случае общество может поверить в действия правительства и их серьезность, и ожидаемая инфляция снизится. Снижение ожидаемой инфляции означает сокращение совокупного спроса и уменьшение уровня равновесных цен.
     Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике. Если в стране инфляция спроса, то ее можно остановить с помощью создания стимулов для предпринимателей расширить производство. Этого можно добиться за счет сокращения налогов на доходы предпринимателей. Одновременно необходимо уменьшить степень регулирования экономики государством и дать больше свободы для частного предпринимательства и инициативы, реформировать социальное обеспечение с целью усилить трудовую мотивацию малообеспеченных слоев населения.
     В большинстве стран применяется комплекс различных мер, направленных на сокращение инфляции, объявленной проблемой номер один. Эти меры дали положительные результаты, и в конце 80-х - начале 90-х годов в большинстве развитых стран темпы инфляции удалось сократить [3, с.72].
 

    2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  

     2.1 Причины возникновения  инфляции в Республике  Беларусь 

     Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
    Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Так дефицит бюджета в 2010 году составил 2,4% ВВП [8].
    Кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами.
    Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. Например, почти сразу же после объявления о девальвации «Белнефтехим», монополист в поставке бензина на внутренний рынок, повысил цены на отпускаемую продукцию в среднем на 20%. По словам руководителя концерна, поставки топлива на внутренний рынок продолжают оставаться убыточными [6]. Независимыми экспертами отмечается, что повышению рентабельности продажи бензина могло бы содействовать снижение акцизов и налогов, что, однако, невыгодно правительству.
    Директивное увеличение зарплат в последние годы, особенно перед президентскими выборами 2010 года, что привело к опережающему росту потребительского спроса по сравнению с производством и, как следствие, к превышению импорта над экспортом [11].
    Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. По причине оттока депозитов из банковской системы, падения доверия населения к национальной валюте количество наличных рублей в обращении (денежный агрегат M0) выросло примерно на 1 триллион за апрель или на 21,3% за месяц. За март 2011 года физические лица купили у банков валюты более чем на 700 млн. долларов США больше, чем продали.
    Режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров.
    Импортируемая, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали «цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общий уровень цен».
    Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. В мировой финансово-экономический кризис Республики Беларусь вошла позже своих соседей, но последствия оказались не менее разрушающими. Приведем основные индикаторы накануне кризиса Беларуси : рост ВВП в 2010 году составил 7,6% (в белорусских рублях), рост промышленного производства в 2010 году составил 11,3%; дефицит торгового баланса в 2010 году составил 7,42 млрд. долл. США (отрицательное сальдо внешней торговли товарами в 2010 году увеличилось до 9,64 млрд. долл. США против 7,26 млрд. долл. США в 2009 году) [15]; по оценке МВФ, дефицит платёжного баланса текущих операций Беларуси в 2010 году составил около 16% ВВП, что, по мнению миссии МВФ, было очень высоким показателем [12]; золотовалютные резервы в 2010 году снизились на 11% и на 1 января 2011 года составили 5,03 млрд. долл. США [10].
     Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда  население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг Республики Беларусь составил 9687,2 млн. долл. США, увеличившись за 2010 год на 22,8% по данным Министерства финансов [13]. По данным Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ) валовый внешний долг на 1 января 2011 года составил 28512,1 млн. долл. США (увеличившись на 19,2% за 2010 год) [7]. Валовый внешний долг Беларуси достиг 52,2% ВВП на 1 января 2011 года. 12,7 млрд. долл. США приходилось на краткосрочные долги, 15,7 млрд. долл. США – на долгосрочные.
     Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Приведем данные по инфляции за последние десять лет (см. рисунок 1). 


     Рисунок 1 – Инфляция в Беларуси по годам  с 2000г. [15]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.