На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Схемы налогового планирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  торгово-экономический институт
Кафедра права  и налогообложения 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему 

Схемы налогового планирования
(дисциплина  «Основы налогообложения») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Дневная форма обучения
                  Торгово-экономический  факультет
                  IV курс
                  Группа № 1404
                  Зачетная книжка № 27037
                  Выполнил (ФИО)
                   Ершов Алексей Игоревич
                  Руководитель
                  Томшинская Ирина Николаевна 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Санкт-Петербург
2010

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………………стр.2
Глава 1 Основные понятия налогового планирования………………………………….стр.4
   1.1 Сущность, цели налогового планирования………………………………………стр.4
   1.2 Элементы налогового планирования……………………………………………..стр.5
   1.3 Этапы налогового планирования…………………………………………………стр.7
   1.4 Пределы налогового планирования………………………………………………стр.8
   1.5 Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов……………………...стр.11
Глава 2 Схемы налогового планирования………………………………………………..стр.14
   2.1 Общая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях….стр.14
   2.2 Возможные схемы планирования НДС………………………………………….стр.16
   2.3 Возможные схемы планирования налога на прибыль…………………………..стр.19
   2.4 Возможные схемы оптимизации налога на имущество организаций………….стр.25
Глава 3 Юрисдикции, позволяющая минимизировать налоговые платежи…………...стр.28
    3.1 Понятие оффшорной деятельности……………………………………………..стр.28
    3.2 Схемы оффшорного бизнеса…………………………………………………….стр.29
Заключение…………………………………………………………………………………стр.32
Список литературы……………………………………………………………………….. стр.34

                 Введение

     Из  содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих  субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации. Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование, при котором налогоплательщик постоянно анализирует налоговые последствия осуществляемых им сделок. Налоговое планирование является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.

     Актуальность  темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.

     Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего, в системе управления финансами хозяйствующих субъектов. Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования. В подтверждение этой идеи можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все - и бедные, и богатые, - и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить более предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным пожертвованием». Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.

     Глава 1. Основные понятия  налогового планирования

     1.1 Сущность, цели налогового  планирования

     Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной  суммы налогов в максимально  возможный срок при абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование основывается на стремлении собственника защитить свое имущество.

     Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.

     Как правило, налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени. Однако при всем многообразии данные меры могут быть подразделены на долгосрочные (перспективные) и текущие.

     Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые  уменьшают его налоговые обязательства  в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

     Под текущим налоговым планированием  понимается совокупность методов, позволяющих  налогоплательщику уменьшать налоговое  бремя в течение ограниченного  периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.

     Налоговое планирование основывается исключительно  на легитимной основе, в то время  как уклонение от уплаты налогов  осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или налоговых преступлений, то есть посредством нарушения норм налогового или уголовного законодательства. Уклонение от уплаты налогов чаще всего реализуется в виде уклонения от постановки на налоговый учет, сокрытия объектов налогообложения, непредставления или несвоевременного представления налоговых документов, а также в виде неуплаты налогов, незаконного использования налоговых льгот и т.д.

     При уклонении от уплаты налогов действия налогоплательщика всегда носят  противоправный характер, и за их совершение законодательством предусмотрены  различные виды ответственности: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная. В зависимости от характера действий, совершаемых при уклонении от налогообложения, и тяжести последствий таких действий они могут быть условно подразделены на две категории:

     1) некриминальное уклонение от  уплаты налогов. Действия, совершаемые  налогоплательщиком, нарушают налоговое  законодательство, но не образуют  состава налогового преступления, что делает невозможным применение  к такому налогоплательщику мер  уголовной ответственности;

     2) криминальное уклонение от уплаты  налогов. Действия, совершаемые налогоплательщиком, не только нарушают налоговое  законодательство, но и приводят  к образованию состава налогового  преступления, что влечет применение  мер уголовной ответственности.

     Однако  следует отметить, что не всегда граница между налоговым планированием  и уклонением от уплаты налогов бывает так ясна и очевидна. В этом и  скрывается одна из опасностей, подстерегающих налогоплательщиков, которые используют методы налогового планирования для снижения налоговых платежей самостоятельно, не имея должного опыта и квалификации в этой области.

     1.2 Элементы налогового  планирования

 
     Возможные пути достижения поставленных целей  реализуются не только за счет полного  знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:
    Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.
    Учетная политика – выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
    Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
    Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
     5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности  исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.
     6.  Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.
     7.  Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.
     8.  Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).
     9.   Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

     1.3 Этапы  налогового планирования

 
     Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.
     Первый  этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
     Второй  этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
     Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
     Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
     Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.
     Пятый этап -  разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
     Шестой  этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей  с  возможными потерями,  обусловленными  штрафными  и иными санкциями.
     Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

     1.4 Пределы налогового планирования

 
    В правоприменительной практике большинства  государств, в том числе и Российской Федерации, сложились специальные  методы, позволяющие предотвращать уклонение от уплаты налогов, а также существенно ограничивать сферу применения налогового планирования. Как правило, эти методы взаимосвязаны, однако можно выделить:
1) законодательные  ограничения;
2) меры административного  и финансового воздействия, применяемые при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;
3) специальные  судебные доктрины.
     Законодательные ограничения устанавливаются налоговым  законодательством и представляют собой, по сути, совокупность обязанностей налогоплательщика, составляющих наряду с его правами и гарантиями их осуществления налоговый кодекс поведения налогоплательщика. К таким ограничениям можно отнести меры, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, в том числе обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представлять сведения и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги у источника отдельных категорий доходов (например, при выплате дивидендов, заработной платы, доходов иностранным юридическим лицам), а также установление мер ответственности за нарушения налогового законодательства (в числе которых следует отметить наиболее распространенные составы правонарушений, а именно: сокрытие и занижение дохода (прибыли), полученного плательщиком).
     К мерам административного и финансового  воздействия, применяемым при нарушении  налогоплательщиком налогового законодательства, можно отнести право налогового органа на переквалификацию сделки в  судебном порядке, которое является одним из основных способов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов. В общем случае согласно ст.45 НК РФ взыскание налога с организаций производится налоговыми органами в бесспорном порядке. Взыскание же налога с физического лица производится только в судебном порядке.
     В частности, согласно ст.170 ГК РФ могут  быть признаны судом недействительными  мнимые и притворные сделки. Мнимая сделка – это сделка, заключенная  только для вида, без намерения  создать соответствующие ей правовые последствия. Притворной называется сделка, заключаемая сторонами для вида с целью прикрыть другую сделку, которую стороны в действительности желали заключить. Притворная сделка, так же как и мнимая сделка, во всех случаях признается недействительной. При этом если сделка совершена с целью прикрыть другую сделку, применяются правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду.
     Для признания какой-либо сделки притворной требуется доказать действительную цель, которую преследовали стороны при заключении сделки, или, другими словами, наличие тех отношений между сторонами, которые они пытались скрыть или замаскировать в определенных целях (часто определяющей целью для заключения таких сделок является уклонение от уплаты налогов).
     В случае с мнимыми сделками надо доказать, что при заключении сделки стороны  не имели намерения действительно  создать реальные юридические последствия, а лишь рассчитывали воспользоваться  определенными (главным образом, налоговыми) преимуществами, которые данная сделка им предоставляет. И в том, и в другом случае к организациям будут применены правила именно того налогового режима, которого они пытались избежать, вдобавок налогоплательщики должны будут внести в бюджет пени за несвоевременную уплату налогов и понести налоговые санкции за занижение сумм налогов.
     Метод специальных судебных доктрин пока еще не получил в Российской Федерации  законодательного признания. В мировой  практике налоговые органы имеют  большие возможности при использовании судебного механизма борьбы с уклонением от уплаты налогов в случае, если налогоплательщик совершает сделки или действия исключительно в целях приобретения прав на налоговые льготы или для структурирования каких-либо отношений между различными предприятиями с целью получения преимуществ, связанных только с налоговыми аспектами таких отношений.
     Доктрина  “существо над формой” (”equity above the form”) состоит в том, что юридические  последствия, вытекающие из сделки, определяются в большей степени ее существом, нежели формой. Иными словами, если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами сделки, возникают юридические последствия, соответствующие существу сделки или реально возникшим отношениям.
     Доктрина  “деловой цели” (”business purpose”) заключается в том, что сделка, создающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана недействительной, если она не достигает деловой цели. При этом налоговая экономия сама по себе не признается в качестве деловой цели сделки в целях предупреждения уклонения от уплаты налогов. При этом тот факт, что действия, осуществляемые сторонами в рамках данной доктрины, не обусловлены разумными коммерческими соображениями (”valid commercial reasons”).
     Доктрина  “сделки по этапам” (”step transactions”) сводится к тому, что суд при рассмотрении конкретной сделки “устраняет” промежуточные операции, осуществленные сторонами, и рассматривает реально совершенные действия, исходя из существа такой сделки. Налогоплательщики нередко дробят сделку, осуществление которой связано с существенными налоговыми последствиями, на ряд промежуточных сделок, позволяющих достигнуть требуемого результата с гораздо меньшими налоговыми последствиями.
     Возможность применения основных принципов вышеуказанных судебных доктрин в Российской Федерации обусловлена тем, что в ряде случаев налогоплательщики заключают сделки исключительно с целью уклонения от уплаты налогов без намерения реально создать соответствующие правовые последствия.
     В качестве наиболее типичных примеров можно привести следующие случаи:
-    заключение  трудовых (или близких к ним  гражданско-правовых) договоров с  инвалидами и некоторыми другими  категориями граждан, чье трудоустройство  предоставляет организации существенные  налоговые льготы;
-    заключение  вместо договоров купли-продажи  объектов недвижимости инвестиционных  договоров или договоров уступки  прав требования;
-    заключение  договоров о совместной деятельности  вместо договоров аренды и  т.д. 

     В большинстве вышеуказанных случаев заключаются мнимые или притворные сделки в целях ухода от уплаты тех или иных налогов.
По нашему мнению, российская налоговая практика пошла по пути объединения всех вышеназванных  судебных доктрин, используемых в других странах, в одну комплексную –  доктрину добросовестности налогоплательщика. Для разрешения вопроса о добросовестности налогоплательщика суды, как правило, исследуют вопросы соответствия формы и содержания, а также цели действий налогоплательщика. Однако комплексного определения понятию “добросовестность налогоплательщика” до сих пор не дано 

1.5 Налоговое планирование  и уклонение от  уплаты налогов 

       Основное отличие налогового планирования от уклонения от уплаты налогов — соответствие законодательству. Очень важно, чтобы каждый налогоплательщик понимал, насколько тонка эта грань. Основные признаки уклонений от уплаты налогов — сокрытие выручки, завышение расходов, подделка документов и т.д. и их подробная характеристика приведены в табл. 1. 
 
 

       Табл. 1 

Признаки  уклонения Виды  уклонения
Сокрытие выручки или дохода -отражение выручки  как заемных средств или аванса  при отгрузке продукции (выполнении  работ, оказании услуг); -подмена  или уничтожение накладных и  других документов после продажи  товаров;
-отпуск продукции  без документов и -отражения в учете или занижение объема реализации продукции;
-неоприходование  наличной выручки;
-занижение  количества и завышение цены  товара при составлении акта  закупки у частных лиц.
Неправомерное использование основных средств  и резервов предприятия -излишнее начисление резервов по сомнительным долгам, на ремонт основных средств, выплату отпускных и пр.; -неправомерное  использование методов ускоренной  амортизации, амортизационной премии.
Сокрытие  денежных средств путем использования  личных счетов или расчетных счетов дружественных организаций -нарушение срока  представления сведений об открытии  и закрытии счета в банке; -проведение  финансовых операций, минуя расчетный  счет, через счета других предприятий  или коммерческих банков;
-перечисление  средств за выполненные работы (оказанные услуги) на личные счета руководителей организации вместо расчетного счета организации;
-зачисление  выручки от реализованной за  границей продукции на открытые  там личные счета руководителей,  минуя расчетный счет организации;
-открытие  фирм и расчетных счетов на недееспособных лиц.
Манипуляции с издержками -необоснованное завышение  затрат на производство и реализацию  продукции; включение в  затраты предварительной оплаты за неполученную продукцию;
-фиктивное  завышение затрат путем приобретения продукции (работ, услуг) у «вспомогательных» компаний;
-фиктивное  завышение стоимости ввозимого  из-за рубежа оборудования, материалов  и т.д. с целью последующего  завышения фактических затрат;
-использование  фиктивных закупочных документов.
злооупотребления в личных интересах -использование в  личных интересах имущества и  денежных средств государственных  или муниципальных организаций  их сотрудниками, которые одновременно  выступают владельцами частных  компаний; -передача  в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовом счете 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
-аренда жилых  помещений для проживания сотрудников  организации под видом аренды  этих помещений для производственных нужд;
-невыделение  в стоимости товаров и продукции,  приобретаемых доверенными лицами  для организации, стоимости товарно-материальных  ценностей, купленных ими для  личного пользования.
Формальное  увеличение числа сотрудников -формальное зачисление  на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению; -формальное  придание статуса ученика основным  работникам с целью снижения  их заработной платы на испытательный  срок.
Неправомерное создание новых организаций -ликвидация (бросание) действующих организаций и создание теми же учредителями новых организаций, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты задолженности перед бюджетом.
Неправомерное ведение деятельности -ведение коммерческой  деятельности без регистрации,  постановки на налоговый учет либо осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии; -заключение  договоров с заранее обусловленными  большими штрафными санкциями;
-ведение  деятельность под видом льготируемых  производств (например, по сельскому  хозяйству).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Схемы налогового планирования 

2. 1 О бщая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Ниже показана последовательность  налогового  

     1. Как уже отмечалось, текущее планирование  в первую очередь предусматривает  формирование налогового поля. В  соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
     •   источник платежа (статья расходов);
     •   бухгалтерская проводка;
     •   налогооблагаемая база;
     •   ставка налога;
     •   сроки уплаты;
     •   пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
     •   реквизиты организации, в адрес  которых делаются перечисления,
     •   льготы или особые условия исчисления налога.
     После этого специалистами предприятия  анализируются все предоставленные  законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С   учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
     2. Согласно уставу предприятия  и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.
     Далее выполняются действия в следующей  последовательности:
     3. Подбираются типичные хозяйственные  операции, которые предстоит выполнять предприятию;
     4.  Разрабатываются различные ситуации  с учетом налоговых, договорных  и хозяйственных наработок;
     5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде  блоков бухгалтерских и/или налоговых  проводок;
     6.  Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;
     7. Оценивается получение максимального  финансового результата с учетом  налоговых рисков (возможных штрафных  санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
     8.  Определяются альтернативные способы  учетной политики организации.
     Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
     При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:
     •   сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;
     •   создать систему налогового учета;
     •   предусмотреть определенные направления  снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;
     •   построить такую организацию  финансовой (бухгалтерской) службы, которая  способствовала бы своевременному и  четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.
     Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.
     Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют  прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования. 

     2.2. Возможные схемы планирования НДС 

     Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС.
     Для того чтобы запланировать любое  приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким же образом мы будем учитывать НДС для планирования, а также как мы будем его выделять (или не выделять) в плановых операциях.
     При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные  налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным», то есть не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.
     Для планирования необходимо четко разделить  виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. 
 
 

    - Применения задатка  вместо аванса
    Чтобы не платить НДС с полученной от покупателей оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров, работ или услуг (пп.2 п.1 ст.167 НК РФ), надо оформить ее в договоре как задаток.
    Задаток - это денежная сумма, выдаваемая одной  из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и обеспечения его исполнения (ст.380 ГК РФ). Таким образом, задаток имеет договорную природу. Если стороны выполнили свои обязательства, сумма задатка превращается в часть оплаты за товары (работы, услуги). Если обязательства не выполнены, то задаток приобретает характер штрафной санкции, которая с оплатой товара не связана.
    Поэтому задаток будет подпадать под  обложение НДС только в тот  момент, когда он выполнит свою обеспечительную  функцию и станет частью оплаты за товар (работу, услугу). Это  произойдет в момент реализации товаров (работ, услуг).
    Соглашение  о задатке должно быть оформлено  в письменной форме (п.2 ст.380 ГК РФ). Это  можно сделать как путем составления  отдельного документа (дополнительного  соглашения к договору),  так и включив соответствующие положения непосредственно в текст договора.
    - Вклад имущества  в уставный капитал
    Часто бывает так, что организации необходимо купить или продать дорогостоящее  основное средство. Таким образом, возникает  объект обложения НДС (ст.146 НК РФ). Приведенная ниже модель налоговой оптимизации поможет избежать этого.
    Вместо  сделки купли-продажи фирма-продавец может оформить вклад имущества  в уставный капитал фирмы-покупателя. После этого фирма-продавец выходит  из состава учредителей и получает свою долю деньгами. Со стоимости вносимого в уставный капитал имущества НДС не начисляют, зато передающей стороне придется восстановить ранее принятый к вычету налог: по товарам (работам, услугам) - сразу всю сумму, а по основным средствам и нематериальным активам - пропорционально остаточной стоимости до переоценок (п.3 ст.170 НК).
    Из  правила есть исключение. Так, не нужно  восстанавливать НДС с имущества, которое полностью самортизировано  или эксплуатируется не менее 15 лет. Так что старые основные средства и нематериальные активы вы можете внести в уставный капитал покупателя без налоговых последствий. Часто этой схемой налоговой оптимизации лучше не пользоваться. Лучше использовать ее один, максимум два раза, когда вы будете продавать что-то очень дорогое.
    - Использование агентских  и посреднических  договоров
    Согласно  ст.167 Налогового кодекса моментом определения  налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
    1) день отгрузки (передачи) товаров  (работ, услуг), имущественных прав;
    2) день оплаты, частичной оплаты  в счет предстоящих поставок  товаров (выполнения работ, оказания  услуг), передачи имущественных прав.
    Между тем в классической структуре  финансовых и товарных потоков продукция  может реализовываться через  региональные представительства либо напрямую клиентам, расположенным на удаленных территориях. При заключении с ними договора поставки возникает необходимость уплаты НДС при отгрузке товара. Перечисление налога на добавленную стоимость в этом случае можно отсрочить, если продавать ценности не напрямую, а через агента, заключив с ним агентский договор на продажу.
    Второй  вариант оптимизации налога на добавленную  стоимость представляет собой налоговую  схему с использованием посреднических договоров. Она позволяет применять такие соглашения для того, чтобы отсрочить НДС и налог на прибыль. В данном случае торговая деятельность заменяется посреднической. Таким образом, снимается с предприятия-посредника «груз» НДС с авансов и с неоплаченных нагрузок. В свою очередь, данная схема дает комитенту (принципалу) возможность отсрочить момент уплаты НДС и налога на прибыль до момента отгрузки конечному покупателю. Благодаря уменьшению выручки посредники минимизируют налоговые риски и могут вообще впоследствии перейти на УСН.
    Юридическое обоснование налоговой схемы  следующее:
    Налоговая база может быть определена только при наличии объекта налогообложения, то есть реализации товаров, работ или  услуг (ст.146 НК РФ).
    При заключении договора агентирования (ст.1005 ГК РФ) либо комиссии (ст.990 ГК РФ) право собственности на товар к агенту или комиссионеру не переходит. Следовательно, при отгрузке либо передаче товара агенту (комиссионеру) не возникает объекта налогообложения, а следовательно, и обязанности уплаты НДС.
    У рассмотренной схемы есть определенные нюансы. Например, комиссионер должен прилагать копии или оригиналы  подтверждающих документов по производственным расходам к своему отчету о выполнении поручения. Очень важно качественно оформлять все документы. Нежелательно, чтобы комитент (принципал) имел задолженность перед комиссионером (агентом). К тому же при использовании рассматриваемой схемы существует риск переквалификации договора.
    Это лишь несколько возможных схем оптимизации  НДС, но на самом дел их может быть гораздо больше, ведь с каждым изменением законодательства, с каждым новым “умным” ходом экономистов и руководителей предприятий, которые занимаются планированием, появляются новые схемы, которые можно и нужно использовать. 

     2.3. Возможные схемы планирования налога на прибыль 

     Создание  резерва по сомнительным долгам для оптимизации  налога на прибыль.
     Практически у каждой организации имеется  непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам.
     Необходимо  учитывать, что создавать резерв по сомнительным долгам могут только те организации-плательщики налога на прибыль, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения  методом начисления.
     В статье 266 НК РФ говорится, что сомнительным долгом признается любая задолженность  перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:
     • организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний  день отчетного (налогового) периода;
     • рекомендуется предусмотреть возможность  создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;
     • рассчитать сумму резерва, учитывая, что по сомнительной задолженности  со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва  включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва. При этом следует знать, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемого в соответствии со статьей 249 НК РФ.
     Согласно  статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка  от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     Создание  резерва должно подкрепляться расчетом-справкой бухгалтера и соответствующим налоговым регистром. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
     Резерв  по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долга
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.