На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность, методика и анализ планирования розничного товарооборота

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Экономическая  сущность розничного  товарооборота и  система его показателей
      Понятие, состав и значение розничного товарооборота ……………….5
      Показатели розничного товарооборота, их место и роль в деятельности торгового предприятия…………………………………………………………9
2. Методика анализа  показателей розничного  товарооборота
2.1. Задачи и  последовательность анализа показателей  розничного товарооборота……………………………………………………………….…10
2.2.  Анализ  общего объема розничного товарооборота……………………12
2.3. Расчет минимального  объема товарооборота, необходимого  для обеспечения безубыточной  работы торгового предприятия………………..19
3. Планирование розничного  товарооборота
3.1. Значение  и задачи розничного товарооборота…………………………..22
3.2. Планирование общего объема товарооборота ………………………….23
3.3. Планирование  структуры товарооборота торгового  предприятия….………………………………………………………………....27
3.4. Планирование  объема розничного товарооборота  по магазинам и  внутри города…………………………………………………………………..29 Заключение……………………………………………………………………..34
Библиография…………………………………………………………………….36
Список аббревиатур……………………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Переход к рыночной экономике обуславливает  необходимость пересмотра многих концепций экономического развития республики.
   Рыночный  механизм обеспечивает рациональное использование  трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ответственность за экономное  использование экономических ресурсов повышается в том случаи, когда  организационная структура побуждает предприятие эффективно функционировать, с тем чтобы избежать банкротства.
   Рыночные  методы хозяйствования объективно привели  к отказу от примата показателя товарооборота  и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торгового предприятия в  настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительно снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъектуру. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных данных.
   Анализ  розничного товарооборота представляет собой изучение динамики объема товарооборота  и оценка степени выполнения плана  за определенный период, а также  расчет влияния факторов на показатели. Систематический анализ розничного товарооборота позволяет выявить степень удовлетворения спроса населения, изучить качество торгового обслуживания. Анализ предполагает комплексное изучение всех взаимосвязанных показателей розничного товарооборота: продажи, запасов, поступления, прочего выбытия. Действенность и конкретность анализа достигается, когда все его показатели изучаются в совокупности и во взаимной связи. При изучении динамики товарооборота важным является учет изменения цен на товары.  При анализе динамики розничного товарооборота определяют такие показатели как: темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, абсолютное значение 1% прироста и среднегодовой темп роста или прироста.   Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.
   Составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет  данных о фактическом товарообороте  за весь предплановый период. Основная цель планирования розничного товарооборота заключается в определении резервов его роста на основе эффективного использования ресурсов, повышения культуры и качества торгового обслуживания и обеспечения получения необходимой прибыли. Выбор метода, используемого при планировании показателей розничного товарооборота, зависит от периода, наличия необходимой информации, подготовки и квалификации кадрового состава, наличия компьютерной техники и т.д. Использование многовариантных подходов при планировании розничного товарооборота повышает уровень обоснованности планов и способствует росту эффективности деятельности торговых организаций.

       Заключение

  Эффективность работы предприятия розничной торговли определяется их товарооборотом. В настоящее время розничные торговые предприятия самостоятельно планируют свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, который определяет мощность торгового предприятия, т.к. по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

   Розничный товарооборот может быть использован  для характеристики эффективности  использования ресурсов предприятия  и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставления с величиной затраченных ресурсов дает представление об эффективности их использования.
   Розничный товарооборот может быть также использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
   Развитие  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
   Анализ  розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его  увеличения и максимилизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.
   План  розничного товарооборота является одним из основных разделов плана  экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения и прибыль. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономические обоснования подхода к объему розничного товарооборота на планируемый год. 

   Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления товародвижением. Для  торговых организаций необходимо достичь  такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей. 

1. Экономическая сущность  розничного товарооборота  и система его  показателей
      Понятие, состав и значение розничного товарооборота
       Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего, это относится к показателю розничного товарооборота.
       Розничный товарооборот - продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации [2; стр.82]. Она может быть произведена:
         юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и общественное  питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
         юридическими лицами, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая  деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при  промышленных предприятиях и др.);
        физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых,  смешанных и продовольственных  рынках.
       Т.об, сущность розничного товарооборота  выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:
        продажа по безналичному расчету  продовольственных товаров юридическим  лицам социального назначения (больницам,  санаториям, детским садам и др.);
        продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.
       Розничный товарооборот учитывается в ценах  фактической реализации
 
строго  за отчетный период на основе первичных  документов – товарно-денежного  отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
       Товарооборот  подразделяется на товарооборот розничной  торговли и общественного питания.

       В состав товарооборота розничной  торговли включается:

    стоимость проданных населению потребительских  товаров:

    А) за наличный расчет;

  Б) по кредитным карточкам;
  В) по расчетным чекам банков;
    Г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как  продажа за наличный расчет);
    стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
    стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
    стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
    стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
    полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и др.);
 
    стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без  учета стоимости доставки);
    стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
    стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
    стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
    стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
   В оборот общественного питания включается стоимость проданной собственной  кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной  в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.
   В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонентам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.
   Оборот  розничной торговли и оборот общественного  питания учитываются в розничных  ценах – продажных фактических  ценах, включающих торговую наценку, НДС, акциз и налог с продаж.
   В рыночных условиях хозяйствования экономическое  значение показателя розничного товарооборота  вытекает из  тех задач, для решения  которых он вычисляется. 

   Розничный товарооборот может быть использован  для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
   Первая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:
  Iп> Iт> Iтз>Iс, [2;стр.85],
  где Iп – индекс роста поступления товаров;
  Iт – индекс роста объема товарооборота;
  Iтз – индекс роста суммы товарных запасов;
  Iс – индекс роста объема спроса населения.
  Вторая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной  деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:
  Iпр>  Iт > Iфот > Iч, [2;стр.85],
    где Iпр – индекс роста массы прибыли;
  Iт -- индекс роста объема товарооборота;
  Iфот – индекс роста фонда оплаты труда;
  Iч – индекс роста численности работников.
  Или:
  Iр > Iпт > Iз, 

    где Iр – индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);
  Iпт – индекс роста производительности труда одного работника;
  Iз – индекс роста средней заработной платы одного работника. 

      Показатели  розничного товарооборота, их место и роль в деятельности предприятия
       Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
       Максимизация  прибыли – основная цель деятельности любой торговой организации [7; стр.86]. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
       Розничный товарооборот измеряется:
    стоимостными и натуральными показателями;
    показателями его изменения (прироста, снижения);
    показателями объема продаж на душу населения.
   Структура розничного товарооборота отражает состояние между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления товаров. 

    Методика  анализа показателей  розничного товарооборота
      Задачи и последовательность анализа показателей розничного товарооборота
       Цель  анализа – изучить тенденции  развития розничного товарооборота  и обосновать резервы роста. Систематический  анализ розничного товарооборота позволяет  выявить степень удовлетворения спроса населения, изучить качество торгового обслуживания.
         Анализ розничного товарооборота  осуществляется в такой последовательности:
    оценивается выполнение плановых показателей за текущий период;
    выявляется состояние торговли и степень удовлетворения спроса населения;
    изучается динамика розничного товарооборота;
    устанавливается влияние факторов на развитие товарооборота, выявляются причины отклонения от плана;
    разрабатываются конкретные мероприятия по дальнейшему улучшению торговли, оптимизации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения.
    Всесторонний  анализ является в то же время исходным материалом для обоснования объема розничного товарооборота.
    Анализ  предполагает комплексное изучение всех взаимосвязанных показателей розничного товарооборота: продажи, запасов, поступления и прочего выбытия товаров.
      Действенность и конкретность  анализа достигается, когда все  его показатели изучаются в  совокупности и во взаимной  связи.
    Анализ  начинается с основного показателя розничного товарооборота – общего объема продажи товаров. Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров, степени удовлетворения спроса населения на конкретные товары. Далее производится анализ товарных запасов, товарооборачиваемости, поступления и прочего выбытия товаров.
    Анализ  должен отражать степень использования  организациями возможностей улучшения  торговли по следующим направлениям:
    внедрение прогрессивных методов торгового обслуживания и способов доставки товаров;
    рациональное использование торговых площадей;
    внедрение научной организации труда;
    привлечение дополнительных товарных ресурсов и т.п.
    Анализ  розничного товарооборота связан с  использованием разнообразной экономической  информации, в том числе: экономических нормативов; плановых показателей; социально-экономических показателей  района деятельности торговых организаций; данных бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности; материалов выборочных обследований состояния торговли; данных конъектуры рынка и т.д.
    На  предварительном этапе анализа  осуществляется оценка реальности, достоверности  отчетных данных; разрабатываются макеты аналитических таблиц.
    При анализе динамики розничного товарооборота, данные за отчетный период приводятся, в сопоставимый вид с соответствующими данными за предыдущие периоды. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах определяется путем деления товарооборота в действующих ценах на соответствующий индекс цен.
    Важным  условием при анализе товарооборота  является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торговой организации. С этой целью используется формула:
    РТОсоп= РТОожув-Кум,
    где РТОсоп – сопоставимый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.;
    РТОож – ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.;
    Кув – корректив на увеличение объема розничного товарооборота (ввод новых магазинов), р.;
    Кум – корректив на уменьшение объема розничного товарооборота (закрытие магазинов), р.
    Если  в анализируемом периоде передается торговая сеть другой организации, то для сопоставимости данных из суммы товарооборота за предшествующий год вычитается сумма оборота переданных магазинов, поскольку их в составе торговой сети организации в отчетном году нет.
    В случаи принятия торговой сети от других организаций для сопоставимости показателей следует из суммы товарооборота анализируемой организации за отчетный период вычесть суммы товарооборота принятых магазинов, ибо в их составе торговой сети в предшествующем периоде не было.
    Показатели  в сопоставимых объемах и ценах  далее используются при анализе  динамики розничного товарооборота. 

    2.2. Анализ общего  объема розничного  товарооборота
      При анализе общего объема розничного товарооборота  выявляют:
    выполнение плана розничного товарооборота в целом по организации и по отдельным структурным подразделениям;
    динамику товарооборота за ряд лет, при этом исчисляют абсолютный прирост товарооборота, темпы роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста;
    процент охвата  розничным товарооборотом покупательных фондов населения и его изменение по сравнению с планом и прошлым периодом;
    объем товарооборота на одного человека и его изменение по сравнению с планом и прошлым периодом;
    удельный вес товарооборота организации в общем объеме  розничного товарооборота района и его изменение.
    Показатели, используемые при анализе общего объема розничного товарооборота, магазина «Свислочь», представлены  в табл.1 (см. Приложение Б. табл. ).В процессе анализа показателей табл.1 следует  выделить положительные и отрицательные стороны в деятельности торговой организации (магазина «Свислочь»).
    Положительным является выполнение плана розничного товарооборота, а также его увеличение по сравнению с предшествующим годом  как в действующих (темп роста составил 142%) , так и в сопоставимых ценах (темп роста равен 102,9%). Аналогичные тенденции наблюдаются и в изменении розничного товарооборота в расчете на одного человека. Отрицательным является снижение процента охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом на 0,4 процентных пункта (49,4-49,8), хотя план по данному показателю переполнен на 17%. Удельный вес товарооборота организации в общем товарообороте района также снизился а отчетном году по сравнению с предшествующим годом на 2,2 процентных пункта, план по данному показателю не выполнен.
    Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о снижении доли рынка организации, что вызвано уменьшением численности  обслуживаемого персонала и развитием конкуренции. Управленческому персоналу организации следует разработать конкретные мероприятия по повышению качества и культуры обслуживания, более полному удовлетворению спроса обслуживаемого населения.
    Следующим этапом анализа является оценка ритмичности и равномерности выполнения плана товарооборота. Для более детального выполнения плана товарооборота следует рассмотреть показатели, характеризующие его выполнение в разрезе кварталов (см. Приложение А. табл.2). Из данных табл.2 видно, что план розничного товарооборота за отчетный год выполнен в целом на 130,7%, при этом плановое задание перевыполнено за каждый квартал. Как по плану, так и фактически товарооборот распределен по кварталам равномерно, несмотря на небольшие отклонения  в первом и третьем кварталах.  
   Наряду  с анализом общего объема товарооборота  в целом по организации необходимо изучить выполнение плана отдельными подразделениями, что позволит оценить  качество торгового обслуживания отдельных  населенных пунктах, вскрыть резервы, выявить положительные и отрицательные стороны в деятельности организации.
      При анализе выполнения плана товарооборота  целесообразно определить коэффициент  ритмичности.
      d= OS-`х)2¤n,
      где d-среднеквадратичное отклонение;
      х – процент выполнения плана товарооборота  за период (квартал, месяц);
      `х – средний процент выполнения плана товарооборота за год;
      n – количество периодов.
      n=(d¤`х)?100,
      где n - коэффициент вариации (неравномерности).
      k=100-n,
      где k - коэффициент ритмичности.
      При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить следующие показатели: темпы роста и прироста товарооборота (базисные и цепные); абсолютный прирост; абсолютное значение одного процента прироста и среднегодовой темп роста или прироста.
      Данный  анализ позволяет определить динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах, исключая влияние ценового фактора.
      Для выявления закономерностей и  тенденций развития розничного товарооборота  исчисляется среднегодовой темп прироста по следующей формуле: 

      На  развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
      Среди внешних факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота, можно выделить следующие:
    состояние экономики в целом;
    уровень развития конкуренции;
    динамику денежных доходов и расходов населения, структуру спроса;
    уровень развития промышленности и т.д.
      Внутренние  факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
    с обеспечением товарными ресурсами;
    эффективностью использования трудовых ресурсов и основных средств;
    численностью обслуживаемого населения и его денежными доходами.
      Факторы, связанные с обеспечением товарными  ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменения  величин запасов товаров на начало периода, поступление товаров, прочего выбытия, запасов на конец отчетного периода. При этом используется формула товарного балланса показателей розничного товарооборота:
      Зн+П=Р+Пвк,
      где Р – объем розничного товарооборота, р.;
      Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец отчетного периода, р.;
      П – поступление товарных запасов, р;
      Пв – прочее выбытие (естественная убыль, уценка товаров), р.
      Положительное влияние на сумму товарооборота  оказывает увеличение объема поступления  товаров, уменьшения прочего выбытия  товаров и их остатка на конец периода.
      Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми или базисными.
      К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
      Численность торговых работников во многом зависят  от количества торговых организаций. Численность  торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана  розничного товарооборота. Работники торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности.
      Производительность  труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового  работника.
      При анализе товарооборота его объем  можно представить как произведение среднесписочной численности работников на производительность работников на производительность труда и выразить формулой
      ПТ=РТО/Ч?РТО=ПТ?Ч,
      где ПТ – производительность труда работников, р.;
      РТО – розничный товарооборот, р.;
      Ч – среднесписочная численность  работников, чел.
      К  факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь  одного магазина, товарооборот на 1м2 торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
     Для изучения влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости
      основных  фондов на развитие товарооборота можно  использовать следующую формулу:
   ФО=РТО/ОФ?РТО=ФО?ОФ,
   где ФО – фондоотдача основных фондов, р.;
   ОФ  – среднегодовая стоимость основных фондов, р.
   Для определения влияния на товарооборот эффективности использования торговой сети можно применить формулу
   РТО=К ?S?Т,
   где К – количество магазинов, ед.;
   Т – товарооборот на 1м2 торговой площади, р.;
   S – средняя торговая площадь одного магазина, м2.
   Расчет  производится методом цепных подстановок.
   К факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его  покупательными фондами, относятся: численность  населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и  охват покупательных фондов товарооборотом.
   Для определения влияния на объем розничного товарооборота  вышеперечисленных факторов следует использовать формулу
   РТО=(Ч?ПФср)?О/100,
   где РТО – объем розничного товарооборота, р.;
   Ч – численность обслуживаемого населения, чел.;
   ПФср – покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на 1чел., р.;
   О – степень охвата покупательных  фондов товарооборотом, %.
   Переход к рыночным отношениям требует того, чтобы торговые организации получали прирост товарооборота не за счет увеличения ресурсов (экстенсивный фактор), а за счет лучшего их использования (интенсивный фактор), поэтому при анализе общего объема товарооборота важно изучить, за счет каких факторов получен его прирост.
   С этой целью все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы – экстенсивные и интенсивные (см. Приложение А. табл.1).
   Такие экстенсивные факторы, как покупательные  фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под  влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большей степени от эффективности деятельности торговых организаций.
   Для определения доли прироста товарооборота (Дп) за счет интенсивного фактора (в процентах) используется формула
  Дп=(1-ТэкстРТО)?100, [1;стр.213],
   где Тэкст – темп прироста экстенсивного фактора;
   ТРТО – темп прироста розничного товарооборота.
   Индексный метод анализа розничного товарооборота  дает возможность лишь исчислить  долю прироста товарооборота за счет того или другого экстенсивного либо интенсивного фактора, но не показывает изменения объема товарооборота за счет изменения самого фактора (как экстенсивного, так и инт6енсивного) на единицу. Ответ на этот вопрос могут дать математические методы анализа: корреляционный и регрессионный.
   Экономико-математические методы представляют собой постановку экономической задачи в виде математической формулы. Математическое описание задачи производится с помощью экономико-математической модели, выражаемой системой формул (уравнений  или неравенств). Модель должна включать наиболее существенные факторы, определяющие объем розничного товарооборота, и должна полностью соответствовать экономической природе моделируемых процессов.
   Основными этапами построения экономико-математической модели являются:
    отбор на основе экономического анализа наиболее существенных факторов, влияющих на объем товарооборота;
    выбор соответствующего уровня связи;
    определение параметров модели, характеризующих изменение объема товарооборота при изменении факторов на единицу, что очень важно как для анализа, так и планирования товарооборота;
    экономическая интерпретация, оценка полученных результатов и возможность использования их для планирования.
   Использование математических методов в экономическом  анализе должно базироваться на множестве наблюдений, что дает возможность сравнить работу торговых организаций по увеличению товарооборота. В математическую модель проставляются фактические данные о каждом факторе, влияющим на товарооборот, и определяется, какой должен быть товарооборот той или другой организации при ее ресурсах. Полученные результаты сравнивают с фактическим товарооборотом: если фактический товарооборот выше, чем расчетный, то товарооборот организации развивался нормально, если же фактический товарооборот ниже, чем расчетный, то организация не использовала всех возможностей роста товарооборота.
   Важным  этапом анализа объема розничного товарооборота  является разработка конкретных мероприятий  по дальнейшему улучшению торгового  обслуживания населения, показателей  деятельности торговой организации, обобщению передового опыта лучших трудовых коллективов. 

2.3. Расчет минимального  объема товарооборота,  необходимого для  обеспечения безубыточной  работы торгового  предприятия
    Планирование  розничного товарооборота торгового  предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.
    В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятие несет  определенные расходы, которые в  практике экономического анализа принято  подразделять на:
   постоянные  затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений и др.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществлять реализацию товаров;
   переменные  расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота.
   Однако  темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию не только безубыточную работу.
   Расчет  минимально необходимого объема товарооборота  можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой  товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.
   Т.об., имеем:
   Тр.цп.ц+ТН,
   где Тр.ц– объем товарооборота по розничным ценам, руб.;
   Тп.ц – объем товарооборота по покупным ценам, руб.;
   ТН  – сумма торговых надбавок, руб.
   В свою очередь:
   ТН=ИО+П,
   где П – сумма прибыли, руб.;
   ИО  – сумма издержек обращения, руб.
   ИО=ИОпер+ИОпост,
   где ИОпер – сумма переменных издержек обращения, руб.;
   ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, руб.
   Тогда:
   Тр.цп.ц+ИОпер+ИОпост+П.
   Но  поскольку минимально необходимый  объем розничного товарооборота  позволяет покрыть только затраты  и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.