На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация управленческого учета по системе Директ-костинг. Использование данных системы Директ-костинг для обоснования управленческих

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
на тему: «Организация управленческого учета по системе Директ-костинг. Использование данных системы Директ-костинг для обоснования управленческих решений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение
1. Сущность  системы Директ-костинг и особенности  применения
2. Организация  управленческого учета по системе  Директ-костинг
2.1 Организация  учета затрат и результатов  по системе Директ-костинг
2.2 Отражение  затрат и результатов деятельности  в системах простого и развитого Директ-костинга
3. Практическое  применение системы Директ-костинг  для обоснования управленческих  решений
3.1 Директ-костинг  и ценовая политика предприятия
3.2 Директ-костинг  и принятие решений об ассортименте  выпускаемой продукции
3.3 CVP – анализ как основа для принятия управленческих решений
3.4 Директ-костинг  и решения о капитальных вложениях
3.5 Решения  в сфере снабжения
4. Преимущества  и недостатки системы Директ-костинг
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Сущность системы  Директ-костинг и  особенности применения 

     Наименование  «Директ-костинг», или «Директ-кост», введенное в 1936  г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing – «учет переменных затрат».1
     В основе данной системы лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в планируемом периоде, что обуславливает отношения к ним как фиксированным условно постоянным затратам периода. Следовательно, распределение косвенных затрат на производство продукции не осуществляется, и косвенные расходы периодически списываются на финансовый результат. Исчисление неполной себестоимости продукции и проведение анализа прямых расходов дает возможность получить дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.
     При этом, хотелось бы уточнить, что в научной и периодической литературе существует несколько различных вариантов концепции «Директ – костинг» и до сих пор исследователи-экономисты не пришли к единому мнению какие затраты следует включать в себестоимость продукции. Ограниченная себестоимость может включать только прямые затраты, только переменные или рассчитываться на основе производственных расходов.
     Существует  и разновидность системы "Директ - костинг", когда себестоимость калькулируется на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением продукции, даже если они носят косвенный характер. Общим для всех разновидностей является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость. По частичной себестоимости оценивают незавершенное производство и готовую продукцию в балансе, а постоянные расходы списывают на счет прибылей и убытков.2
     По способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета Директ - костинг подразделяются на:
     - постоянные - затраты, предусмотренные технологией производства конкретного вида продукции, работ, услуг, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость объекта калькулирования в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов.
     - переменные - затраты, связанные с производством всех или группы объектов калькулирования, которые могут быть отнесены на себестоимость объекта калькулирования только установленными методами распределения. Косвенными являются затраты, связанные с организацией и обслуживанием производственного процесса, управлением подразделениями.
     Однако  большинство затрат относится к  полупеременным (смешанным), некоторые  из них в большей степени, другие - в меньшей зависят от объема производства, и между этими затратами и объемами производства существует корреляционная зависимость, проявляющаяся слабо.
     Приведем  наиболее типичные примеры рассмотренных  видов затрат (табл. 1).3
     Таблица 1
     «Затраты»
Переменные
    Прямые материальные затраты.       
    Прямые трудовые     затраты. 
    Энергия на          технологические цели
Постоянные
    Амортизация основных   средств                общехозяйственного     назначения.            Заработная плата       работников управления.
    Арендная плата.        Большинство других     статей управленческих  расходов (транспортное обслуживание           управленческого        персонала, охрана,     канцтовары и др.)     
Смешанные
    Материально -      техническое        обслуживание.     
    Затраты на телефон.
    Затраты на         отопление   
 
     Определив сущность «Директ-костинга» как  системы управленческого учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости  от изменения объемов производства, сформулируем основные присущие ему особенности.
     Главной особенностью «Директ-костинга» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичность списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например “Прибыли и убытки”.
     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также  и незавершенное производство.
     При системе директ-костинг  схема  построения отчетов о доходах  многоступенчатая (табл. 2.). В них  содержится, по крайней мере, 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. 

     Таблица 2.
     «Схема отчета о доходах по системе директ-костинг»
Наименование  показателей Значение
Выручка от реализации продукции (В) В = 1000
Переменные  затраты (ПЗ) ПЗ  = 600
Маржинальный  доход (М) М=В-ПЗ = 400
Постоянные  расходы (ПР) ПР = 200
Прибыль (П) П=М-ПР= 200
     Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты  подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет  о доходах будет трех ступенчатым. В этом случае на первом этапе определяет производственные маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными  и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по фирме. На третьем этапе – прибыль фирмы путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.
     Важной  особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно  изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью. 4Такую взаимосвязь рассмотрим на графике 1.
     График 1.
     «Взаимосвязи  объема производства, себестоимости  и прибыли»
     
     К = Зпост / М изд.,                                                         
     где Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
            Мизд. – величина маржинального  дохода на единицу продукции  (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости,  исчисленной по условно-переменным  расходам).
          Для обеспечения этих аналитических  расчетов необходимо вести раздельный  учет переменных и постоянных  расходов с подсчетом маржинального  дохода по изделиям.
          Большое значение здесь имеет  установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессивного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием. 

     2. Организация управленческого учета по системе Директ-костинг 

     2.1 Организация учета  затрат и результатов  по системе Директ-костинг 

     Прежде  всего ее применение позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности.
     В современных условиях управляющие  должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно лишь используя систему «директ-костинг».
     Калькулирование переменной себестоимости помогает бухгалтеру-аналитику оперативно решать ряд управленческих задач, причем расчеты полной себестоимости не дают подобных результатов.
     Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет система «директ-костинг». Управленческие решения подобного рода разрушают традиционные для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.
     Для контроля над величиной и поведением постоянных затрат в системе «Директ-костинг» их разделяют на четыре группы по местам возникновения: продукция, группа продукции, цех, предприятие. Устанавливают причины возникновения постоянных затрат.
     В российских организациях важное значение для текущего контроля за рентабельностью  продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия, в которых все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на:
     • постоянные дифференциальные издержки на каждый вид продукции;
     • постоянные издержки на каждую ассортиментную группу продукции;
     •постоянные издержки, связанные с организационной структурой производства (цеховые);
     • общие издержки.
     Затем проводится расчет серии покрытий, поэтапно включающий все больше затрат:
     Маржинальный  доход 1 = Дифференциальные доходы –  Переменные
     дифференциальные  издержки;
     Маржинальный доход 2 = Маржинальный доход 1 – Постоянные затраты, непосредственно связанные с производством продукции;
     Маржинальный  доход 3 = Маржинальный доход 2 – Постоянные затраты, связанные с данной ассортиментной группой продукции;
     Маржинальный  доход 4 = Маржинальный доход 3 – Постоянные затраты, возникающие при цеховой структуре организации.
     Контроль  за многоступенчатым калькулированием себестоимости по методу маржинального  дохода позволяет выявить и конкретизировать причины убытков по уровням управления (на уровне изделия, группы изделий, цеха, организации в целом).
     Важной  особенностью «Директ-костинга» является то, что с его помощью можно изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. (Подробно представлена в разделе 3.3)
     В управлении появилось выражение  «операционный рычаг», если в технике  рычаг – это средство, с помощью  которого можно поднять или передвинуть  тяжелый предмет с наименьшими  усилиями, то для руководителя термин «рычаг» связан с представлением о том, как можно значительно увеличить прибыль при незначительном увеличении объема продаж. Операционный рычаг – это показатель доли постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Он значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где больший удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение в объеме продаж приводит к значительному изменению прибыли.
     Пример 1. Поясним сущность операционного рычага на примере данных по предприятиям А и Б, где общие затраты при объеме продаж в 100 000 ден. ед. равны, из них переменные у предприятия А – 70 000 и у Б – 40 000, соответственно, маржинальная прибыль 30 000 и 60 000 ден. ед. Заметим, что при увеличении объема продаж на 10 % прибыль предприятия Б увеличивается на 60 % (с 10 000 до 16 000 ден. ед.), в то время как на предприятии А прибыль увеличивается только на 30 % (с 10 000 до 13 000 ден.ед.). Таким образом, увеличив объем продаж на 10 %, предприятие Б получает в процентном отношении больше прибыли, чем предприятие А в тех же условиях. Уровень операционного рычага предприятия при заданном уровне объема продаж рассчитывается по формуле: 

      Уровень операционного рычага = Маржинальная прибыль
                                                                             Прибыль
     Уровень операционного рычага показывает, как  при заданном объеме продаж изменение  этого показателя (в %) повлияет на изменение прибыли:
     для предприятия А уровень операционного  рычага:
     30 000 : 10 000 = 3;
     для предприятия Б этот уровень составит:
     60 000 : 10 000 = 6.
     Смысл этих цифр заключается в следующем. При заданном изменении объема продаж прибыль предприятия А увеличится в 3 раза, а прибыль предприятия Б – в 6 раз. Так, если объем продаж увеличится на 10 %, то увеличение прибыли по предприятию А будет в 3 раза больше, т.е. на 30 %, а по предприятию Б – в 6 раз больше, т.е. на 60 %.
     Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат  лучше контролируемыми. Система «Директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в частности в издательской деятельности.
     Схема учетных записей  при учете затрат по системе «Direct-costing»
     Рассмотрим  порядок отражения операций на бухгалтерских  счетах в условиях системы «директ-костинг». Прямые производственные затраты с  кредита счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». Переменная часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается на счет 20 (23). Затраты, используя какую-либо базу распределения, в дальнейшем будут отнесены на соответствующие носители затрат, т.е. будут участвовать в калькулировании.
          Постоянная часть общепроизводственных  издержек вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами, рассматриваемыми как периодические, при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования (носителей затрат), а списываются на уменьшение выручки от реализации продукции.
     Таким образом, применение системы «Директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части.
       К счету 25 создаются два субсчета:
     25-1 « Общепроизводственные переменные расходы» и 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи».5
     Проиллюстрируем данную учетную технологию на примере. Для упрощения НДС не учитывается.
       Пример 2. Неполная стоимость продукции А - 40 руб./ед., продукции В - 50 руб./ед. Цена продукции А - 85 руб./ед., продукции В - 90 руб./ед. Произведено продукции А - 1000 шт., продукции В - 500 шт. Продано продукции А - 800 шт., продукции В - 300 шт. Периодические затраты - 10 000 руб. Определим и отразим на счетах финансовый результат в виде маржи по неполной стоимости по видам продукции, общий финансовый результат в виде прибыли и убытка от продажи всех видов продукции.
       Используя синтетические, аналитические  счета и субсчета, предусмотренные  счетным планом, введем аналитические  счета для продукции типа А  с кодом 01, для продукции типа В - с кодом 02. 

       Таблица 3
     Отражение на счетах операций по учету затрат по методу "Директ-костинг"
№ п/п Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1 Учет поступления  готовой        продукции  А на склад 43—1 20 40 000
2 Учет поступления  готовой       продукции  В на склад 43—2 20 25 000
3 Учет периодических  затрат 26 10, 70, 69, 02, 60... 10 000
4 Учет себестоимости  проданной  продукции А 90—21 43—1 32 000
5 Учет себестоимости  проданной  продукции В 90—22 43—2 15 000
6 Признание дохода от продаж   продукции А 62—1 90—11 68 000
7 Признание дохода от продаж     продукции В 62—2 90—12 27 000
8 Списание периодических  затрат 90—5 26 10 000
9 Учет маржи  по продукции А 90—81 90—9 36 000
10 Учет маржи  по продукции В 90—82 90—9 12 000
11 Учет финансового  результата 90—9 99 38 000
 
      Закрытие счета 90 в конце отчетного периода осуществляется следующим образом: сначала закрывается субсчет 90-8 "Сальдо доходов и неполной стоимости" в корреспонденции с субсчетами 90-1 "Выручка от продаж" и 90-2 "Себестоимость продаж" по объектам учета. Далее по объектам учета закрывается субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции с субсчетом 90-8 "Сальдо доходов и неполной стоимости". И наконец, закрывается субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции с субсчетом 90-5 "Расходы периода".
       Счет 90 и все его субсчета в  итоге не должны иметь сальдо.
       Порядок закрытия субсчетов счета  90 проиллюстрирован в табл. 4. 

      Таблица 4
     Порядок закрытия счета 90 "Продажи"
№  п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1 Закрытие субсчетов 90—11   « Выручка от продаж продукции  А»  и 90—81 "Сальдо доходов и  неполной стоимости продукции А" 90—11 90—81 68 000
2 Закрытие субсчетов 90—21   «Себестоимость продаж продукции А» и 90—81 «Сальдо  доходов и неполной стоимости  продукции А» 90—81 90—21 32 000
3 Закрытие субсчетов 90—12 «Выручка от продаж  продукции  В» и 90—82 «Сальдо   доходов и  неполной стоимости  продукции В» 90—12 90—82 27 000
4 Закрытие субсчетов 90—22   «Себестоимость продаж   продукции В» и 90—82 «Сальдо    доходов и неполной стоимости продукции В» 90—82 90—22 15 000
5 Закрытие субсчета 90—9   «Прибыль/убыток от продаж» 90—9 90—5 10 000
      
       Приведенный пример показывает, что данная система не только  не нарушает принципов финансового учета, но и позволяет осуществлять оценку и учет затрат по полной стоимости посредством введения соответствующих субсчетов и аналитических счетов, если это необходимо для решения управленческих задач и соблюдения требований по составлению финансовой отчетности.6 
 
 

     2.2 Отражение затрат  и результатов  деятельности в  системах простого  и развитого директ-костинга 

     Метод «Директ-костинг» имеет два варианта:
     1) простой «директ-костинг» (его еще называют классическим), основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах.
     2) развитой «директ-костинг», при котором  в себестоимость наряду с переменными  затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.
     Простой «Директ-костинг» базируется на следующих принципах:
     • затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;
     •себестоимость производственных и реализованных изделий исчисляется только на основе распределения переменных затрат;
     • сравнение полученной переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржой с переменных затрат (объем реализации минус переменные затраты);
     • возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.
     К методу развитого "директ-костинга" эволюционно привел простой "директ-костинг". Как известно, практическое применение простого "директ-костинга" было основано на предположении, что каждое изделие или центр ответственности вносят свой вклад в формирование общей суммы переменных затрат и только на уровне предприятия подсчитывается финансовый результат в виде прибыли или убытка. При этом отказывались от определения финансового результата по изделиям и центрам ответственности и ограничивались исчислением общей маржи (маржинального дохода), за счет которой списывали постоянные расходы.
       По мере внедрения простого "директ-костинга" в систему управленческого учета  предприятия выяснилось, что некоторые  постоянные расходы (специфические, как принято их называть во французской учетной системе), могут быть прямо, без условного их распределения отнесены на соответствующие изделия и их группы, центры ответственности, сегменты деятельности. В условиях развитого «Директ-костинга» возникает понятие полумаржи (разность валовой маржи и прямых постоянных затрат), ее еще называют «вклад продукта». Понятие «вклад продукта» получило широкое распространение в практике «Директ-костинга», оно позволяет определить, что каждый продукт приносит предприятию.
     При этом варианте отклоняются от строгого соблюдения переменной себестоимости, так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат, что дает возможность улучшить технику исчисления переменной себестоимости.
     Метод «вклад продукта» позволяет определить «участие» каждого продукта, т.е. его «взнос» в покрытие постоянных затрат, которые существуют даже при условии отказа от производства и реализации этого продукта.
     Использование развитого «Директ-костинга» привело к развитию стратегического учета и определению результатов по сегментам рынка.
     Причина применения данного метода в финансовом учете и популярности в управленческом учете заключается в его соответствии принципу начисления, когда затраты приводятся в соответствие с доходами, источниками которых они стали.
       Организация учета по методу  развитого "директ-костинга" или  специфической стоимости строится  на тех же принципах, что  и при методе "директ-костинг"  с той лишь разницей, что специфические постоянные расходы следует выделять на отдельном счете или субсчете. Поскольку к постоянным расходам относят, как правило, расходы периода (административные расходы и расходы на продажу), то к счету 26 "Общехозяйственные расходы" или счету 44 "Расходы на продажу" (в зависимости от их характера) необходимо открыть два субсчета:
      - субсчет 26-1 (или субсчет 44-1) "Общие  постоянные расходы";
      -субсчет 26-2 (или субсчет 44-2) "Специфические постоянные расходы".
       Дополнительно следует ввести  аналитические счета по видам продукции, различным сегментам деятельности и т.д.
       Для учета данных расходов, списанных  на счет 90 "Продажи", необходимо  ввести следующие субсчета:
      - субсчет 90-5 "Списанные общие  постоянные расходы";
      - субсчет 90-6 "Списанные специфические  постоянные расходы" (по аналитическим счетам);
      - субсчет 90-8 "Сальдо доходов  и специфической стоимости" (по  аналитическим счетам).
       В этом случае методология  учета финансового результата  немного изменится: сначала будет  выявляться маржа по специфической  стоимости отдельных объектов учета, а затем общий результат за вычетом общих постоянных расходов.
       Величина маржи по специфической  стоимости каждой аналитической  позиции будет определяться как  разница кредитового оборота  по субсчету 90-1 "Выручка" и  дебетовых оборотов субсчетов 90-2 "Себестоимость продаж" и 90-6 "Списанные специфические постоянные расходы" и учитываться на субсчете 90-8 "Сальдо доходов и специфической стоимости" в корреспонденции с субсчетом 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" соответствующих аналитических счетов. В свою очередь общий финансовый результат будет определяться как разница между кредитовым оборотом по субсчету 90-8 "Сальдо доходов и специфической стоимости" и общими постоянными расходами, учтенными на субсчете 90-5 "Списанные общие постоянные расходы", и учитываться на субсчете 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".
       Таким образом, маржа по специфической  стоимости отдельных объектов  учета будет отражена по кредиту  субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" или дебету субсчета 90-8 "Сальдо доходов и специфической стоимости" каждого аналитического счета, а общий финансовый результат - на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с субсчетом 90-9 "Прибыль/убыток от продаж", что не противоречит названию и принципам использования данных счетов.
       Соответственно, закрытие субсчетов  будет осуществляться следующим  образом: субсчета 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж" и  90-6 "Списанные специфические постоянные  расходы" закрываются внутренними  проводками с субсчета 90-8 "Сальдо доходов и специфической стоимости" по каждому аналитическому счету, а субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" будет закрываться внутренней корреспонденцией с субсчетом 90-5 "Списанные общие постоянные расходы".7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Практическое применение  системы Директ-костинг  для обоснования  управленческих решений 

     3.1 Директ-костинг и  ценовая политика  предприятия 

     В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и  оказываемые услуги имеет особое значение.
     Определение цены заключается в возможности  изучения положения на рынке в  целом и в предсказании реакции  потребителя на предлагаемый товар  и его цену. Устанавливая цену, в  первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию  по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
     Существует  несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход — назначить такую  цену, которая привлечет покупателей; другой — использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий — использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
     В управленческом учете используют два  термина: “долгосрочный нижний предел цены” и “краткосрочный нижний предел цены”.
     Долгосрочный  нижний предел цены показывает, какую  минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты  предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует  полной себестоимости продукции.
     Краткосрочный нижний предел цены — это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских предприятий, как правило, недооценивают значение данного показателя.
     Очень часто бывают ситуации, когда при  недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие  заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.
     Пример 3. Предприятие производит продукцию “А” и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные — 21 руб. Полная себестоимость одного изделия равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. за штуку.
     Производственная  мощность организации — 1 500 единиц изделия “А” в месяц. Фактический  объем производства составляет 1 000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.
     Предприятие получает предложение подписать  контракт на производство дополнительной партии изделия “А” в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.
     На  первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.
     В связи с тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объема производства (1 000 штук) изделия “А”. Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы (область релевантности) постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту.
     Таким образом, принимая решение в отношении  дополнительного заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимые для производства единицы изделия “А”, составляют 21 руб. С учетом цены контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно предприятию, и каждое изделие продукции “А”, реализованное в рамках дополнительного контракта, принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27-21).
     Иногда  привлечение дополнительных заказов  может быть оправданно, даже если их оплата не покрывает полностью издержек по их выполнению.
     Такие управленческие решения разрушают  традиционные представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.
     В реальной действительности цены меняются, и влияние от их изменения необходимо правильно оценить. Для этого применяется чувствительный анализ, использующий прием “что будет, если”. Данный прием предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные данные не будут достигнуты или изменится ситуация с допусками. В контексте анализа соотношения “затраты — объем — прибыль” чувствительный анализ даст ответы на вопрос, какова будет прибыль, если объемные показатели отклонятся от запланированных или какая будет прибыль, если удельные переменные расходы возрастут на 10%?
     Инструментом  анализа чувствительности является маржа безопасности, т.е. та величина выручки, которая находится за критической  точкой. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы  не было убытка.
     Рассмотрим на примере 4 анализ чувствительности. Удельный маржинальный доход и критическая точка зависят от изменения переменных расходов. Допустим, в примере с авторучками, организация сможет приобретать ручки не за 0,8 руб., а за 0,9 руб., а продавать неизменно по 1 руб. Удельный маржинальный доход упадет в этом случае с 0,2 до 0,1 руб., и критическая точка поднимется со 100 до 200 единиц.
     Степень контроля за величиной переменных расходов различна в зависимости от объема продаж, что объясняется психологией менеджеров. Когда наблюдается бум, управляющие склонны наращивать объем производства и реализации, а при спаде они начинают следить за затратами. При снижении объема продаж обычно уменьшают отпускные цены и увеличивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, снизить текучесть кадров и заготовить ресурсы по более низким ценам. Это одна из причин ограничения применения анализа соотношения “затраты — объем — прибыль”, так как при его построении допускается прямо пропорциональная зависимость величины переменных расходов от объема и не принимается во внимание вышеописанная психология менеджеров.
     Постоянные  расходы не статичны от года к году. Они могут быть намеренно увеличены  для обеспечения более прибыльной комбинации производства и распределения, эти изменения отразятся на выручке, переменных и постоянных расходах. Например, можно увеличить расходы по продаже, заменив реализацию через оптовиков на прямую, непосредственно на рынке. Эта комбинация дает возможность повысить отпускную цену. Может быть приобретено более современное оборудование с целью сокращения удельных переменных расходов. Но в некоторых случаях более мудрым будет решение о сокращении постоянных расходов, например замена розничной торговли на оптовую.
     После того как сделаны основные предложения  по изменениям в постоянных расходах, менеджер прогнозирует вызванные этим предложением изменения прибыли  и удельной маржи. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение  затрат и периодически определяет точку перелома.
     Постоянные  расходы являются константой только по отношению к данному уровню деятельности и в данный период времени. Предприятия редко достигают 100%-ного использования мощностей, поэтому, когда планируются радикальные  изменения объема, многие постоянные расходы приводят к “непредвиденным потерям” в результате управленческих действий. Удар, нанесенный постоянным расходам, снижает критическую точку и дает возможность фирме выдержать большое снижение объема, прежде чем появятся убытки.
     Уровень маржинального дохода часто помогает менеджерам решать, какую продукцию  протолкнуть, а какую нет, или  терпеть ее, потому что выручка  от ее продажи способствует реализации другой продукции.
     Маржинальный  доход лежит в основе управленческих решений, связанных с сокращением производства (продукции). В пределах краткосрочного периода, если продукт приносит дохода больше, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Эта информация поступает мгновенно, если используется маржинальный подход. При традиционном подходе трудно получить релевантную информацию, но менеджер может быть введен в заблуждение себестоимостью единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов.
     Маржинальный  доход может быть использован  при выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведении специальных рекламных компаний, использовании премий, стимулирующих объем реализации. Обычно высокий рейтинг маржинального дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости увеличения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по стимулированию реализации.
     Когда ожидаемая прибыль согласована, определение ее размера может  быть быстро обеспечено подсчетом числа единиц, которые необходимо продать. Эти вычисления легко сделать, разделив сумму постоянных расходов и ожидаемой прибыли на удельный маржинальный доход.
     Решения часто принимаются для того, чтобы  выявить, использование каких материалов или машин наиболее выгодно может обеспечить максимально высокую прибыль. Маржинальный подход представляет данные для выявления продукции, дающей наибольший маржинальный доход.
     Сторонники  этого подхода утверждают, что  исчисление себестоимости на этой основе позволяет менеджерам лучше понять взаимное поведение затрат, объема, цены, прибыли и быть более мудрыми в политике цен. В конечном итоге максимальная цена устанавливается спросом. Минимальная временная цена иногда устанавливается на основе величины переменных расходов и необходимости реализации.
     Реализационная  корзина — это набор относительных  долей продукции, которые в общей  сумме дают выручку. Если структура  меняется, то заданная выручка может  быть достигнута. Однако влияние на прибыль этих сдвигов будет зависеть от того, в сторону высоко- или низкорентабельной продукции произошло изменение первоначальной структуры.
     Анализ  структурных сдвигов часто вносит ясность в отклонения фактической  прибыли от запланированной, даже если менеджеры строго контролируют общий объем продаж.
     Управляющие стремятся максимизировать реализацию всей продукции. Однако им следует периодически сверяться с лимитами ресурсов.
     Дополнительные  производственные мощности могут оказаться  бесполезными. При решении вопроса  о выпуске продукции необязательно отдавать предпочтение более рентабельной.8 
 

     3.2 Директ-костинг и  принятие решений  об ассортименте  выпускаемой продукции 

     Маржинальный  доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.
     Чем выше разница между продажной  ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.
     Рассмотрим на примере 5, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:
     изделие “А” — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;
     изделие “Б” — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;
     изделие “В” — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.
     Переменные  издержки на производство и сбыт изделия  “А” составляют 21 000 руб., изделия  “Б” — 36 000 руб., изделия “В”  — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица 5). 9 
 
 
 

     Таблица 5
     Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия (руб.)
Показатель Изделие
А Б В 
Переменные  затраты 21,0  30,0 15,3
Постоянные  затраты  7,9  11,3  5,7
Полная  себестоимость 28,9  41,3  21,0
Цена  35,0  40,0 25,0
Прибыль  +6,1  -1,3  +4,0
 
     Как видно из данной таблицы, прибыль на единицу изделия “Б” является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.
     В рассмотренном примере общая  выручка от реализации всех изделий  составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые  издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).
     Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие “Б”, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится  прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.
     В случае отказа от производства изделия  “Б” выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого  изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.
     Затраты предприятия без производства изделий  “Б” составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В  этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.
     Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий  и потерять прибыль. Использование  метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл.6). 10 

     Таблица 6
     Расчет  маржинального дохода на единицу  изделия (руб.)
Показатель         Изделие
А Б В
Средние переменные затраты 21,0  30,0 15,3
Цена  35,0  40,0  25,0
Средняя величина маржинального дохода  +14,0 +10,0  + 9,7
 
     Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия “Б”, предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ  от производства 1 200 шт. изделия “Б” приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие “Б” необходимо сохранить в ассортименте.
     Теперь  предположим, что предприятие имеет  возможность производить и реализовывать  новое изделие “Г” в объеме 1 700 шт. по цене 30 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 руб. (30-17). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 22 100 руб. (1700 х 13).
     Однако  производственные мощности предприятия  пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия  “Г”, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?
     Величина  маржинального дохода для единицы  изделия “Г” составляет 13 руб. Среди  всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у изделия “В” ( 9,7 руб.). Если отказаться от производства 1 400 шт. изделий “В”, то предприятие потеряет 13 580 руб. (1 400 * 9,7), в то же время от выпуска изделия “Г” предприятие дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22 100-13 580).
     В табл.   показано, как изменится  прибыль предприятия, когда оно  начнет выпускать изделие “Г”. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 7
     Расчет  прибыли предприятия после изменения в ассортименте (руб.)  

Показатель  Изделие         Всего       
А Б  В Г
1. Объем выпуска, ед. 1 000 1 200 100  1 700  4 000
2. Выручка от реализации всего выпуска, руб.   35 000 48 000 2 500 51 000 136 500 
3. Совокупные  переменные затраты, руб. 21 000 36 000  1 530  28 900 87 430
4. Совокупные  постоянные затраты, руб. - - - - 30 000
5.  Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб.  19 070
 
     Как видно, в результате обновления продукции  положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 10500 руб. до 19070 руб.
     В заключение отметим, что при анализе  поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как  не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка  и предполагаемая прибыль.
     Главное преимущество этого метода заключается  в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие  важнейшие задачи управления затратами, как:
      определение нижней границы цены продукции или заказа;
      сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
      определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
      выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
      выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
      определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3.3 CVP – анализ как основа для принятия управленческих решений 

     При планировании производственной деятельности часто используют анализ “затраты — объем — прибыль”. Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ “затраты — объем — прибыль” позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.
     Анализ  “затраты — объем — прибыль” — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь  затрат, объема производства, выручки (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.
     Анализ  соотношения “затраты — объем  — прибыль” — один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения  между ценой изделия, объемом  или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ “затраты — объем — прибыль”, несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.
     Анализ  “затраты — объем — прибыль” позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными  затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
     Величина  маржинальной прибыли в расчете  на единицу продукции также оказывает  существенное влияние на выбор модели поведения фирмы на рынке.
     Одним словом, в использовании маржинальной прибыли заложен ключ к решению  проблем, связанных с затратами  и доходом предприятий.
     Анализ  “затраты — объем — прибыль” часто называют анализом величин  в критической точке. Под критической  точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции.
     Цель  анализа величин в критической  точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда  выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Эту точку называют также “мертвой”, или точкой безубыточности, или точкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как точки рентабельности.  

     Для вычисления взаимосвязи “затраты —  объем — прибыль” используются три метода: уравнений, маржинальной прибыли и графический.
     Рассмотрим  каждый из этих методов.
     Метод уравнений. Любой отчет о финансовых результатах может быть представлен в виде следующего уравнения:
     Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
     Или в расчете на единицу:
     Цена  за единицу ? Количество единиц – Переменные затраты на единицу ? Количество единиц – Постоянные затраты = Прибыль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.