На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Биогенетический принцип в психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1)Биогенетический  принцип в психологии 

Педагогика  беспрерывно обращалась к детской  психологии с вопросами, что же такое  процесс детского  развития и  каковы  его  основные законы. Попытки объяснения этого  процесса,  делавшиеся  детской  психологией,  всегда  были обусловлены общим уровнем психологических знаний. Сначала детская психология была   описательной,  феноменалистической  наукой,   не  способной  раскрыть внутренние законы развития.  Постепенно психология, равно  как  и медицина, переходила от симптомов к синдромам,  а  затем  и  к  настоящему  причинному объяснению  процесса.
К        числу   ранних               психологических   теорий   относится   концепция
рекапитуляции.  Э.  Геккель сформулировал биогенетический закон  в отношении эмбриогенеза:  онтогенез есть краткое и быстрое  повторение филогенеза. Геккель считал, что в эволюции существуют три ключевых фактора: адаптация, наследственность и естественный отбор. По его мнению, истинным отцом эволюционной теории был Ламарк, открывший роль двух первых факторов - адаптации и наследственности. Под адаптацией Геккель понимал упражнение и образ жизни, которые, как считал Ламарк, вели к небольшим, но реальным усовершенствованиям, достигаемым индивидуумом. По представлениям Ламарка, наследственность заключается в передаче этих приобретенных свойств, что ведет к накоплению усовершенствований от поколения к поколению. Открытие третьего фактора - естественного отбора - принадлежит, конечно, Дарвину.  
Геккель понимал, что построение филогенетической истории по эмбриологическим данным далеко от совершенства. Отдельные стадии могут выпадать, но, что более серьезно, в развитии возможны интерполяции или появление новых стадий, представляющих собой результат эмбриональных адаптаций, или, как их называл Геккель, ценогенезов. Они, как утверждал Геккель, не имеют эволюционного значения, но искажают картину исторического развития. Он обратил также внимание на два других явления. Одно из них он назвал гетеротопией - изменение места закладки структуры, возможно в результате какого-то изменения в участии зародышевых листков при образовании данного органа или ткани. Другое явление Геккель назвал гетерохронией; оно состоит в сдвиге сроков или последовательности развития органов по сравнению с тем, чего следовало бы ожидать на основании филогенетических данных. Геккель не мог понять, что такие явления представляют собой потенциальные механизмы для существенных эволюционных изменений. Для него это были просто помехи, затрудняющие выявление филогении при помощи сформулированного им биогенетического закона. Геккель использовал свой биогенетический закон для интерпретации не только личиночных стадий развития, но и самых ранних событий эмбриогенеза. Например, эмбрион человека в начале своего развития имеет жабры - это повторение стадии рыб, затем осуществляется своеобразный «выход» живых существ на землю. Далее, в развитии, намечается сходство эмбриона с пресмыкающимися, затем - с обезьянами и т. п. Геккель предложил метод тройного параллелизма для филогенетических исследований - сопоставление данных палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии. Согласно Геккелю, в онтогенезе повторяются целые филогенетические стадии. Более поздние исследования онтогенеза организмов множества видов показали, что признаки, нарушающие это соотношение, многочисленны, и рекапитуляция целых филогенетических стадий невозможна.
Широкое признание биогенетического закона и интерпретации Геккеля порождало убеждение, что, поскольку даже самые ранние стадии эмбрионального развития являются прямым следствием филогении, вряд ли имеет смысл искать непосредственные причины развития. Вместо этого следует заниматься поисками филогенетических данных. Такая точка зрения тормозила развитие экспериментального направления в эмбриологии.
  Концепция Стэнли Холла
Американский  психолог Ст. Холл считал, что ребенок  в своем развитии кратко повторяет  развитие человеческого рода. По его  мнению, дети часто просыпаются ночью  в страхе, даже в ужасе и после  долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда  человек один спал в лесу, подвергаясь  всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка -- это необходимое упражнение для  полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок  упражняется в  них, подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Формирование психики детей трактовалось, как фатальный переход одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.
    Эти положения Ст. Холла, естественно, вызвали  критику у многих психологов. Так, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он не был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Однако под влиянием работ Стэнли Холла изучение детской психологии многих привлекло и приняло необычайно широкие масштабы".
    По  мнению Ст.Холла:  
- психика человека не имеет качественного своеобразия; 
- развитие раз и навсегда зафиксировано, предопределено; 
- роль воспитания и обучения в психическом развитии несущественна. 
Критика теории: 
С.Л.Рубинштейн выделил существенные различия между социогенезом и онтогенезом:  
а) различие в морфо-физиологических условиях; 
б) роль труда; 
в) различная роль речи; 
г) роль предшествующего поколения.
 

    Несмотря  на ограниченность и наивность концепции  рекапитуляции, биогенетический, принцип  в психологии интересен тем, что  это был поиск закона. Как подчеркивал  Д. Б. Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. И если бы ее не было,
еще долго  не было бы и других теоретических  концепций. В концепции Ст. Холла
впервые  была   сделана   попытка   показать,  что  между   историческим   и
индивидуальным  развитием существует связь,  которая до сих  пор недостаточно
прослежена. 
 

 


2) Нормальный  подход к исследованию детского  развития.
Значителен  вклад А. Гезелла в детскую  психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических  сравнительных исследованиях (формы  и разных форм патологии) с применением  кино-фоторегистрации возрастных изменений  моторной активности, речи, приспособительных  реакций и социальных контактов  ребенка. Для  объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое  стекло (знаменитое "зеркало Гезелла").
А. Гезелл ввел в  психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей  от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и  одним из первых использовал близнецовый  метод для анализа отношений  между созреванием и научением.
    Однако  в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной  ступени развития к другой, подчеркивал  зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с Возрастом: чем  моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа  развития? В работах А. Гезелла  трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста. Работы' А. Гезелла бьши критически проанализированы Л. С. Выготским, который  назвал концепцию А. Гезелла "теорией  эмпирического эволюционизма", раскрывающей социальное развитие ребенка как  простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в  своей среде.
  Гезелл  говорил, что рост, или развитие, ребенка происходит под действием  двух основных сил. Во-первых, ребенок — продукт своего окружения. Но самое главное, считал Гезелл, развитие ребенка направляется изнутри действием его генов. Гезелл называл этот процесс созреванием (Gesell & Ilg, 1943, p. 41).Самая яркая черта развития как созревания — это то, что оно всегда разворачивается в фиксированной последовательности. Сперва это можно наблюдать в развитии эмбриона, когда, например, сердце начинает развиваться и функционировать первым. Вскоре после этого быстро дифференцирующиеся клетки начинают формировать центральную нервную систему — головной и спинной мозг. Такой порядок, выполняемый в соответствии с генетический программой, никогда не нарушается. По мере того как дети растут, они учатся сидеть прямо, стоять, ходить и бегать, и эти способности также развиваются в определенном порядке. Они возникают вместе с развитием нервной системы, которое само направляется генами.Разумеется, у детей скорость развития значительно варьирует. Не все они начинают одновременно стоять и ходить. Тем не менее, все дети проходят одинаковую последовательность этапов развития. Более того, индивидуальные различия в скорости взросления, с точки зрения Гезелла, по большей части обусловлены внутренним генетическим механизмом (Gesell, 1945, р. 161).
    Вклад А. Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил  начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая  описывает достижения ребенка в  процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические  шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для  объяснения возрастных изменений. 
 
 
 
 

  3)Отождествление  научения и развития.
Бихевиоризм  наиболее соответствует  американским  представлениям о  человеке: человек 
есть  то,  что  делает  из него  окружение,  его среда.  Это  направление  в
американской  психологии,  для которого понятие  развития  отождествляется  с
понятием  научения,  приобретения нового опыта. Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И. П. Павлова. В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая концепция научения (Дж. Уотсон, Э. Газри). Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера. Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научение, то есть установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, получивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным теоретическим концепциям научения -- концепциям Н. Миллера и К. Халла. Две последние концепции подняли американскую теорию научения до такой степени зрелости, что она готова была ассимилировать новые европейские идеи из области гештальтпсихологии, теории поля и психоанализа. Именно здесь наметился поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка.
Идея  построения нового поведенческого акта в лаборатории, на глазах экспериментатора вылилась в идею "технологии поведения", его построения на основе положительного подкрепления любого выбранного по желанию  экспериментатора поведения акта (Б: Скиннер). Столь механический подход к поведению полностью игнорировал  необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия. Минусы данной концепции (теории  бихевиоризма)
- заставил психологию  отказаться от того, что есть  в ней самого волнующего и  привлекательного — внутреннего  мира, то есть сознания, чувственных  состояний, душевных переживаний; 
- трактует поведение  как совокупность ответных реакций  на определенные раздражители, тем  самым низводя человека др  уровня автомата, робота, марионетки;
- опираясь на  тот аргумент, что все поведение  выстраивается в ходе прижизненной  истории, пренебрегает врожденными  способностями и склонностями;
- не уделяет  внимания изучению мотивов, намерений  и целевых установок человека;
- не в силах  объяснить яркие творческие достижения  в науке и искусстве; 
- опирается на  опыт изучения животных, а не  человека, поэтому представляемая  им картина человеческого поведения  ограничивается теми чертами,  которые человек разделяет с  животными; 
- неэтичен, так  как использует в экспериментах  жестокие методы, включая болевое  воздействие; 
- недостаточное  внимание уделяет индивидуально-психологическим  особенностям, пытаясь свести их  к индивидуальному репертуару  поведения; 
- игнорирует  категории морали и нравственности;
- антигуманен  и антидемократичен, поскольку ставит  своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши  для концлагеря, а не для цивилизованного  общества.  
 
 
 
 
 
 
 

4) Теория трех ступеней детского развития
Бюлер предложил  теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, ) связанного с действием. Методы исследования - эксперимент (взят из зоопсихологии, когда В. Келлер проводил на шимпанзе опыты и результаты автоматически переводил на человека). В ходе проведения эксперимента Бюлер заметил сходство примитивно го употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзе подобным возрастом.
Название  теории  К. Бюлсра « Теория   трех   ступеней   развития » основанона выделении  трех  четко определенных этапов  развития : инстинкт, дрессура, интеллект. Основное достоинство  теории  Бюлера: показана взаимосвязь  ступеней , обусловленность их возникновения с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, с  развитием  аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
    0-1 год - стадия инстинкта - «человек - это подкорковое существо»,
    1-3 г. - стадия навыка, условного рефлекса, дрессуры - происходит созревание зон восприятия,
    4-5 лет - стадия интеллекта - происходит созревание интегративных зон коры головного мозга.
   
Созревание мозга  происходит в период 6-21 года. А развитие - результат созревания мозга как  субстрата. Ребенок вначале повторяет  в своем развитии развитие животных, а потом поднимается над ними.В  ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия "с конца  на начало". Первый этап - инстинкты - характеризуются тем, что наслаждение  наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится  на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: "функциональное удовольствие".Но существует еще  предвосхищающее удовольствие, которое  появляется на этапе интеллектуального  решения задачи.Переход удовольствия "с конца на начало", по К. Бюлеру, как основная движущая сила развития поведения, перенесена на онтогенез.
Фактический материал Бюлср собирал на основе физиологии развития. Например, он считал, что не все дети 3-4 лет могут решить задачи, решаемые обезьяной.   

Достоинства:
·        ставит проблему истории детства, истории постнатального развития,
·        утверждая, что личность развиваться может и психически (формы деятельности зависят от уровня развития организма),
·        ребенок учитывает гораздо больше условий (включен в социальные отношения),
·        ввел метод эксперимента,   

Недостатки:
·        более глубокое проявление концепции рекапитуляции - этапы  развития  ребенка отождествляются со  ступенями   развития  животных,
·        попытка приведения к общему факты биологического и социокультурного развития,
·        редукционизм - психология через физиологию,
·        не учитывал влияния психики на организм.
·        преформизм - созревание мозга задано генетически
·        игнорировал принципиальную специфику детского развития ребенка до 5 лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5)Концепции конвергенции  двух факторов детского развития 

Спор  психологов о том, что  же предопределяет процесс детского развития
- наследственная  одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее - В. Штерн. Он считал, что психическое развитие -  это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях.
За проблемой  соотношения двух факторов, которые  влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда обитания и весь процесс  развития трактуется как процесс  приспособления, адаптации к условиям жизни. Столь же напряженным был поиск причин детского развития. Поэтому споры о том, что определяет детское развитие, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу. По мнению ряда исследователей, изменение удельного веса наследственности и среды открывает метод изучения близнецов. Однако данные, полученные с помощью этого метода, не представляются достаточно доказательными. Важно подчеркнуть, что в самом замысле близнецовых исследований лежит предпочтение наследственного фактора, а среда рассматривается как среда обитания, то есть биологическая.
    Теория  конвергенции рассматривает психическое  развитие как процесс, который складывается под влиянием икс элементов наследственности и игрек элементов среды. Это  самая распространенная концепция  в современной психологии, она  соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с  кем поведешься, от того и наберешься". До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследственности и на 20% влиянием среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. Американский психолог Дж. Вулвилл предложил четыре модели влияния опыта на развитие поведения: первая модель -- "больничная койка" -- субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (таковы условия первых месяцев жизни); вторая модель -- "лунапарк" -- субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя (так, например, как только субъект решил принять участие в езде на американских горках, он мало может изменить опыт своих переживаний); третья модель -- "соревнование пловцов" -- опыт подобен плавательной дорожке, на которой по стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов (среда здесь -- лишь поддерживающий контекст для поведения субъекта); наконец, четвертая модель -- "теннисный матч" -- здесь осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом, теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника, и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения мяча.
    Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике поведения ставят одну из ключевых проблем психологии -- проблему активности субъекта в процессе развития. По мнению многих исследователей, важное значение имеет также и время, когда  осуществляется то или иное воздействие  среды. Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных  периодов детского развития.
За рамки  концепции двух факторов развития не удалось выйти даже такому выдающемуся  ученому, как 3. Фрейд. Не будучи детским психологом в общепринятом смысле, 3. Фрейд разработал метод анализа психических явлений, который с неизбежностью привел его к пониманию значения бессознательных переживаний детства в жизни взрослой личности. Метод психоанализа позволил 3. Фрейду создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными  сексуальными влечениями. Они первичны и обнаруживают себя с первого  дня жизни. Эта внутренняя психическая  инстанция -- "Оно" -- существует уже на начальной, оральной, стадии развития, в течение которой психическая жизнь ребенка связана, в основном, с удовлетворением потребности в пище. В реальной жизни способы удовлетворения индивидуальных влечений наталкиваются на запреты. Под их влиянием "Оно" выделяет из себя маленький кусочек "Я". Здесь запреты родителей становятся еще больше, и "Я" все больше дифференцируется. Наступает такой период в жизни человека, когда удовлетворение сексуальных потребностей начинает связываться со взрослым человеком. Возникает Эдипов комплекс. Появляются не только физические запреты, но и моральные сентенции. Ребенок вынужден ограничивать свои сексуальные влечения новой инстанцией - инстанцией "Сверх-Я", которая ограничивает наши влечения до самой старости. На "Я" давит "Оно" и "Сверх-Я". Это типичная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные влечения - они находятся с ними в антагонистических, противоречивых отношениях.
Концепция социального научения показывает, как ребенок
приспосабливается в  современном  мире,  как он усваивает  привычки  и нормы
современного  общества.  Представители этого  направления считают, что, наряду 
с  классическим  обуславливанием  и  оперантным научением, существует  также
научение  путем имитации, подражания. Такое  научение  стало рассматриваться  в
американской  психологии как новая -- третья форма  научения. С самого начала 
надо  подчеркнуть,  что  в  теории  социального научения  проблема  развития 
поставлена  с  позиции  первоначального  антагонизма  ребенка  и   общества, 
заимствованной  от фрейдизма, и  отметить некоторые  важные частные достижения
этой  концепции.
    Так, А. Бандура правильно и своевременно выступил против произвольного переноса данных, полученных на животных, на анализ человеческого поведения.
Р. Сирс предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку  действия каждого человека всегда зависят  от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально  формируются в так называемых "диадических ситуациях". Диадические отношения -это отношения ребенка и матери, учителя и ученика, отца и сына и т.п. Э. Эриксон -- последователь 3. Фрейда, однако, по признанию современников, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за 3. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество. Однако и по этой концепции общество оказывает влияние на развитие личности по бихевиористской модели -- по принципу "плюс - минус подкрепление". Если индивид оправдывает надежды общества, он включается в него, если нет - отвергается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6) Подходы к  анализу внутренних причин психического  развития ребенка. 

Американский  зоолог Т. Шнейрла провозгласил, что изучение развития - это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов. Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения. Т. Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др. Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а; низкой интенсивности -- приближения к стимулу. В поисках внутренних механизмов развития Т. Шнейрла игнорировал качественную грань между животными и человеком.
Жан Пиаже  и его последователи создали одно из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка - Женевскую школу генетической психологии. Как известно, психологи этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж. Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Работы Ж. Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому. Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.
Принципиальная  методологическая установка А. Валлона - необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномии в 1 ходе развития ребенка, ибо "познание с самого начала и по своему существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать их". Поэтому, с точки зрения А. Валлона, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними. Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А. Валлона, психика не  может быть сведена к органике и в то же время не может  быть объяснена без нее.  Для того, чтобы  объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: "эмоция", "моторика", "подражание", "социум".                                                                                                             
Эмоции появляются раньше всего остального. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы "переливание" одного в другое. улыбке младенца. Будучи первоначально проявлением "вегетативного благополучия" ребенка, она связывает ребенка с его окружением и, прежде всего, с матерью. Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их "непосредственным органом". В концепции А. Валлона понятие "эмоция" тесно связано с понятием "движение". У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо касается выражения эмоций - это тоническая, или постуральная функция. Другая функция движения - кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. Другой большой период в онтогенезе психики - это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается субъектом.  
На примере  подражания видна связь социума  и психики ребенка. Реакции ребенка  должны быть поняты, дополнены, объяснены  взрослым. Поэтому, считает А. Валлон, человек есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних  влияний, социальное уже включено в  биологическое как абсолютная необходимость.  
В концепции  А. Валлона указаны следующие  стадии развития личности:
 
1) стадия внутриутробной жизни  характеризуется полной зависимостью  зародыша от организма матери;

2) стадия моторной  импульсивности (от рождения до 6 мес.) характеризуется потребностью  ребенка в питании и двигательной  активности, на основе которых  вырабатываются элементарные условные  рефлексы;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.