На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Источники экологического права в Украине

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Право как регулятор общественных отношений имеет объективное, внешнее выражение в разных источниках, таких как правовой обычай, судебный прецедент, нормативно правовой акт. В Украине ведущую роль играет нормативно правовой акт. С учетом этого под источниками экологического права понимают нормативно правовые акты, которыми регулируются отношения в сфере взаимодействия окружающей естественной среды и общества.
     Источники права являют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя становится обязательной для выполнения. Наиболее распространенным в Украине видом источника права является нормативно правовые акты органов государственной власти, которые содержат правовые нормы, рассчитанные на многоразовое приложение при регуляции соответствующих общественных отношений. Под нормативно правовыми актами следует понимать акты органов государственной (публичной) власти, которыми устанавливаются (санкционируются), вводятся в действие, изменяются или отменяются правила поведения субъектов правоотношений в обществе. Именно этим нормативно правовые акты отличаются от актов применения права и от других индивидуальных актов, рассчитанных на одноразовое приложение, то есть «привязанных» к определенным субъектам или к конкретным обстоятельствам места и времени.
     Наличие соответствующих источников права, то есть нормативно правовых актов, которые регулируют те или другие общественные отношения, являются свидетельством существования соответствующей самостоятельной отрасли права. В Украине, как известно, принято и действует большое количество таких актов, которые регулируют общественные экологические отношения и в своей совокупности составляют экологическое право как самостоятельную отрасль отечественного права. Следовательно, источниками экологического права приняты уполномоченными государством органами нормативно правовые акты, которые содержат правовые нормы, которые регулируют общественные экологические отношения в соответствии с современной экологической политикой государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ОБЩИЕ ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ПРАВА. 

     Под источниками экологического права  следует понимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области рационального  и эффективного использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.
     В научных кругах проходит достаточно оживленная дискуссия, касающаяся проблемы классификации источников экологического права. Некоторые предлагают классифицировать источники экологического права по общетеоретическому принципу, т.е. распределить их по следующим категориям: правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт, международный договор, юридическая доктрина и т.д.
     Анализируя  и обобщая все исследования, осуществляемые в данном направлении, автором предлагается следующая классификация источников экологического права.
     1. По юридической силе: законы и подзаконные акты.
     Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти. В качестве примера можно привести Закон Украины «Об охране окружающей природной среды».
     Подзаконными  актами являются все иные нормативно-правовые документы, принимаемые Президентом  Украины, Кабинетом Министров и органами исполнительной власти, министерствами, ведомствами  и органами местного самоуправления.
     2. По предмету правового регулирования: общие и специальные.
     Характеризуя  общие источники экологического права следует отметить, что предмет  их регулирования охватывает не только эколого-правовые отношения, но также и иные, напрямую или косвенно связанные с ними отношения. Таким нормативным актом является, к примеру, Конституция Украины.
     Специальные источники экологического права  регулируют исключительно отношения в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения.
     3. По характеру правового регулирования: материальные и процессуальные.
     Нормативно-правовые акты материального характера –– это акты, содержащие материальные нормы, т.е. фиксирующие те или иные положения правового статуса определенных субъектов эколого-правовых отношений, например, нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан.
     Источники экологического права процессуального характера содержат процессуальные нормы, т.е. нормы, посредством которых могут быть реализованы положения, закрепленные в материальных нормах. В качестве примера процессуальной нормы можно привести порядок предоставления земель в пользование; процедура разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду; проведение государственной экологической экспертизы и др.
     4. По своему характеру: кодифицированные и некодифицированные.
     Кодекс  представляет собой систематизированный нормативно-правовой акт. Эти акты являются более высокими по своему качеству и имеют доминирующий характер в той или иной отрасли права, например, Земельный Кодекс Украины, Водный Кодекс Украины и др.
     Некодифицированными правовыми актами являются все остальные нормативные документы, не обладающие признаками кодекса как систематизированного нормативно-правового акта.
     Систему источников экологического права Украины  образуют:
     -        Конституция Украины;
     -        законы Украины, например, Закон Украины «Об охране окружающей природной среды»; Кодекс Украины «О недрах»; Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» и др.;
     -        постановления Верховной Рады Украины, к примеру, Постановление Верховной Рады Украины «О земельной реформе»;
     -        указы и распоряжения Президента Украины (Распоряжение Президента Украины «О мероприятиях по организации работы в сфере улучшения экологического состояния реки Днепр и качества питьевой воды»);
     -        правительственные нормативные акты (Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра (Утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.01.1991 г.);
     -        отраслевые нормативно-правовые акты, например, таксы, методики, правила, инструкции, принимаемые Министерством охраны окружающей среды и ядерной безопасности, а также другими компетентными органами;
     -        локальные нормативно-правовые акты в сфере экологии (акты органов местной исполнительной власти и местного самоуправления, акты местных органов управления в сфере экологии, решения местных референдумов;
     -        судебная практика и практика рассмотрения хозяйственных споров, т.е. решения, принимаемые судами и хозяйственными судами в процессе рассмотрения дел, связанных с применением эколого-правовых норм. 
 

2. ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.
3. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. 

     Экологическое законодательство Украины как самостоятельная отрасль права начало формироваться в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины. В разделе этой Декларации «Экологическая безопасность» провозглашено право Украины самостоятельно устанавливать порядок организации охраны природы на ее территории и порядок использования природных ресурсов. Год спустя, в 1991 г. Верховная Рада (Парламент) Украины приняла первый экологический закон «Об охране окружающей природной среды», который определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
     Он явился рамочным законом, на основе которого началась разработка земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другого специального законодательства.
     Структура экологического законодательства Украины имеет следующий вид.
     · Общие положения и принципы
     · Земельное законодательство
     · Водное законодательство
     · Лесное законодательство
     · Горное законодательство
     · Фаунистическое законодательство
     · Законодательство об охране и использовании атмосферного воздуха
     · Законодательство о природных территориях и объектах особой охраны
     · Законодательство об экологической безопасности
     Основные нормы экологического законодательства закреплены в принятой в 1996 г. Конституции Украины.
     Из 159 статей Конституции Украины 15 статей имеют прямое или опосредованное отношение к охране природы, экологической безопасности и природопользованию. Это статьи 3, 13, 14, 16, 49, 50, 66, 85, 92, 106, 116, 119, 132, 138, 142. В них закреплены основные экологические права и обязанности граждан, сформулированы полномочия законодательной и исполнительной ветвей государственного управления. Таким образом, в Украине впервые создан надежный фундамент для возведения на нем всей системы экологического законодательства. И хотя нормы Конституции сформулированы в весьма общих терминах: обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия, не причинение вреда природе, вместе с тем ясно, что достижение этих целей возможно прежде всего путем предотвращения или минимизации любых негативных воздействий человека на окружающую природную среду, создающих экологический риск.
     Иерархию нормативно-правовых актов можно представить в таком виде.
     1. Международные конвенции и соглашения, принятые Верховной Радой Украины (всего 48 конвенций, см. приложение)
     2. Законы Украины
     3. Подзаконные акты Верховной Рады Украины
     4. Указы Президента Украины
     5. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины
     6. Общеобязательные акты Министерства экологии и природных ресурсов, других министерств и ведомств
     7. Ведомственные акты органов государственного управления.
     Регулирование экологических правоотношений обеспечивается также эколого-правовыми нормами других отраслей законодательства: гражданского, административного, уголовного и др. Они, в частности, определяют основания и особенности привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности за экологические правонарушения в зависимости от вины, экологического риска, степени общественной и экологической опасности действий физических и юридических лиц.
     2. Характеристика экологического законодательства и его отдельных ветвей
     Количество действующих нормативно-правовых актов в стране непрерывно увеличивается, хотя в последние годы темпы роста постепенно снижаются.
     Всего в настоящее время действует более 400 актов экологического законодательства, в том числе около 80 законов и постановлений Верховной Рады Украины, около 40 Указов Президента, около 250 постановлений Кабинета Министров Украины. Для обеспечения их выполнения издано несколько сот приказов министерств и ведомств.
     Общие положения и принципы
     Первым по времени создания и наиболее общим и важным по значению рамочным законом, в соответствии с которым строится все экологическое законодательство Украины, является Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», принятый 25 июня 1991 г. В этот закон четырежды вносились поправки.
     В преамбуле и статье 1 закона сформулированы цели и задачи экологического законодательства, предусматривающие проведение такой экологической политики, которая была бы направлена на сохранение безопасной для существования живой и неживой природы окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от негативного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей природной среды, достижение гармонического взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Способствовать достижению этих целей и призвано экологическое законодательство, в задачи которого входит регулирование общественных отношений, связанных с объектами правовой охраны, определенными в статье 5 закона. К таким объектам относятся все компоненты окружающей природной среды и вся совокупность природных ресурсов.
     Важно, что в законе приведены 14 основных принципов охраны окружающей природной среды (статья 3). Однако, к сожалению, многие их них практически в значительной степени до настоящего времени не реализованы.
     Это касается, например, приоритетности требований экологической безопасности, обязательности соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов, гарантирования экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей. В настоящее время в Украине экологические приоритеты отодвинуты на второй план, о чем свидетельствует хотя бы то, что далеко не весь объем средств, поступающих в государственный и местные бюджеты от сборов за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, фактически используется для уменьшения воздействия на окружающую среду основных источников ее загрязнения. При таком положении дел ни о каком гарантировании экологически безопасной среды не может быть и речи.
     Принцип экологизации материального производства на основе комплексности экологических и технических решений также реализуется далеко не полностью. Это связано не только с тем, что процесс внедрения новейших технологий в Украине еще не приобрел сколько-либо заметного размаха, но и с тем, что в национальном законодательстве даже не упоминается такое принятое в развитых странах понятие, как “наилучшая доступная технология” (Best Аvailable Technology -- BAT), которая является основой экологизации производства на Западе.
     Продекларированный в статье 3 закона принцип научно обоснованного согласования экологических, экономических и социальных интересов общества на основе объединения междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей природной среды носит чисто академический характер и не находит серьезного воплощения в действительности. Проведение таких системных исследований требует больших финансовых затрат, источники которых в Украине в данный момент отсутствуют.
     Соблюдение ряда других принципов также трудно признать вполне удовлетворительным. Это касается демократизма при принятии управленческих решений, формирования у населения экологического мировоззрения, научно обоснованного нормирования воздействия хозяйственной и другой деятельности на окружающую природную среду, сочетания мер стимулирования и экологической ответственности. Проведение этих принципов в жизнь требует серьезных сдвигов в менталитете политической и хозяйственной элиты государства, в финансовом, научном и образовательном обеспечении необходимых мер. Одних формально правильных констатаций относительно государственных экологических программ (статья 6), образования и воспитания (статья 7) и научных исследований (статья 8) явно недостаточно. Нужна всеми ощутимая политическая воля представителей всех звеньев государственного и местного управления, начиная с высших звеньев, не только четко сформулированная и обнародованная, но и подкрепленная конкретными эффективными действиями, результаты которых широко бы освещались. Этого пока еще нет.
     Экологические права граждан и их гарантии более детально, чем в Конституции, выписаны в статьях 9, 10, 11 закона. Однако приходится признать, что не все из девяти пунктов статьи 9 о правах граждан осуществляются везде, всегда и в полной мере.
     Это относится к случаям нарушения экологической безопасности, отсутствию четкой и строго соблюдаемой системы участия граждан в обсуждении проектов законодательных актов, материалов, касающихся размещения, строительства и реконструкции экологически опасных объектов, несовершенства действующего порядка получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и его влиянии на здоровье населения. А право получения сведений о воздействии источников загрязнения (например, предприятий) на окружающую среду вообще этим законом не предусмотрено, хотя именно такая информация является наиболее актуальной. Практически остается неизвестным для широких слоев населения, сколько судебных исков подали граждане к государственным органам или предприятиям о компенсации ущерба, причиненного по их вине отрицательным воздействием на окружающую природную среду, и каковы результаты их рассмотрения.
     Раскрывая конституционные нормы экологических обязанностей граждан, статья 12 требует от граждан не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов, вносить плату (сборы) за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения.
     В разделах III и IV закреплены полномочия законодательной и исполнительной ветвей органов государственной власти в области охраны окружающей природной среды.
     В рамочном законе также выписаны нормы относительно:
     · наблюдения, прогнозирования, учета и информирования
     · экологической экспертизы
     · стандартизации и нормирования
     · контроля и надзора
     · регулирования использования природных ресурсов
     · экономического механизма охраны окружающей природной среды
     · мер экологической безопасности
     · охраняемых территорий
     · чрезвычайных экологических ситуаций
     · споров и ответственности
     · международных отношений.
     Общие положения рамочного закона получили развитие в Законе Украины «Об экологической экспертизе» (1995 г.), в отдельных разделах других законов: о здравоохранении (1992 и 1994 гг.), о собственности (1991 г.), о предприятиях и предпринимательстве (1991 г.), об информации (1992 г.), о налогообложении (1991 г.); в Кодексе Украины об административных правонарушениях, в Уголовном кодексе Украины и других законодательных актах.
     С этой же целью Кабинет Министров принял ряд подзаконных актов. Среди них положения о порядке выдачи разрешений на специальное использовании природных ресурсов, установления лимитов их использования, положение о государственном мониторинге окружающей природной среды. Ряд постановлений Кабинета Министров регулирует деятельность экологической инспекции.
     В 1999 г. Кабинет Министров Украины утвердил новые нормативы сбора за загрязнение окружающей природной среды, а Минэкобезопасности и Государственная налоговая администрация утвердили Инструкцию о порядке исчисления и оплаты этого сбора, отменив прежнюю методику (1993 г.).
     Земля
     Основным правовым документом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс Украины (1990 г., изм. 1992 г.). Его цель - создание условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия земель, улучшения природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.
     Кодекс регулирует вопросы собственности на землю, ее использования и аренды, определяет компетенцию органов государственного управления в области регулирования земельных отношений.
     В нем содержатся нормы относительно изъятия (выкупа) земель, платы за землю, прав и обязанностей владельцев земли и природопользователей.
     Более детально вопросы платы за землю рассмотрены в отдельном законе (1992 г., дополн. 1996 г.), определившем ее размеры и порядок оплаты, а также направления использования полученных средств.
     С экологическим законодательством связаны отдельные разделы законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» (1992 г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1993 г.), «О транспорте» (1994 г.).
     Имплементация земельного законодательства обеспечивается большим массивом подзаконных актов (около 40). Среди них в 1993 г. Кабинетом Министров Украины утверждены положения о земельном кадастре и мониторинге земель.
     Вода
     Водные отношения в Украине регулируются Водным кодексом (1995 г.) и другими актами законодательства. Их цель - обеспечить сохранение, научно обоснованное, рациональное использование вод, воспроизводство водных ресурсов, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидацию их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охрану прав водопользователей.
     Кодекс устанавливает, что воды (водные объекты) являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование.
     В Водном кодексе определена компетенция законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования водных отношений и участие в этом граждан и их объединений. В нем регулируются вопросы стандартизации и нормирования, а также все вопросы водопользования и охраны вод. Здесь такие определены основные положения контроля, мониторинга и учета вод, а также экономического регулирования водопользования. Детализация этих положений осуществлена в подзаконных актах о внедрении биотестирования в систему контроля качества вод (1992 г.), о порядке осуществления государственного мониторинга вод (1996 г.), о порядке исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов (т.е. за забор воды из водных объектов и сброс в них возвратной воды) и за использование вод для нужд гидроэнергетики и водного транспорта (1999 г.). Кабинет Министров также утвердил порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса в водные объекты загрязняющих веществ и перечень нормируемых веществ (1996 г.), а также Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения (1996 г.) и Правила охраны поверхностных вод от загрязнения возвратными водами (1999г.).
     Леса
     Лесные отношения в Украине регулируются Лесным Кодексом (1994 г.) и другими актами законодательства. Их цель - обеспечить повышение продуктивности, охраны и воспроизводства лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение нужд общества в лесных ресурсах на основе их научно обоснованного рационального использования.
     Кодекс устанавливает, что все леса являются собственностью государства. Земельные участки лесного фонда могут предоставляться в пользование. Он определяет компетенцию законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования лесных отношений и участие в этом граждан и их объединений, а также права и обязанности лесопользователей.
     Кодекс регламентирует вопросы организации лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, воспроизводства лесов и повышения их продуктивности, охраны лесов и их защиты от вредителей и болезней. В нем предусмотрено взимание сбора за использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, а также определены меры экономического стимулирования охраны, рационального использования и воспроизводства лесов. Специальный раздел кодекса посвящен лесоупорядочению, государственному лесному кадастру. В кодексе регламентированы порядок рассмотрения споров и вопросы ответственности за нарушение лесного законодательства.
     К числу основных подзаконных актов, обеспечивающих имплементацию Лесного кодекса, можно отнести: санитарные правила в лесах Украины, правила рубок в лесах, их восстановления и лесоразведения, порядок ведения государственного учета лесов и лесного кадастра, порядок регулирования использования лесов (таксы на древесину, таксы для исчисления размера ущерба, порядок выдачи разрешений на специальное использование лесных ресурсов).
     Недра
     Горные отношения в Украине регулируются Кодексом Украины в недрах (1994 г.), Горным законом Украины (1999 г.) и другими актами законодательства. Их цель -- обеспечение рационального, комплексного использования недр для удовлетворения нужд в минеральном сырье и других нужд общественного производства, охраны недр, гарантирования безопасности людей, имущества и окружающей природной среды при пользовании недрами, а также охраны прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.
     Кодекс устанавливает, что недра являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Он определяет компетенцию законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования горных отношений и предусматривает участие граждан и их объединений в осуществлении мер по рациональному использованию и охране недр. Кодекс регулирует вопросы предоставления недр в использование (в т. ч. лицензирование), определяет права и обязанности пользователей недрами, устанавливает порядок платы за пользование недрами. В нем имеются разделы, посвященные геологическому изучению недр, их государственному учету, проектированию, строительству и эксплуатации горнодобывающих и других объектов, а также вопросам охраны недр, государственного контроля и надзора за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной. В кодексе регламентирован порядок рассмотрения споров и определены виды нарушений законодательства о недрах.
     К числу основных подзаконных актов, обеспечивающих имплементацию горного законодательства, можно отнести такие документы, утвержденные Кабинетом Министров Украины:
     · Перечень полезных ископаемых (1994 г.)
     · О платежах за пользование недрами (1996 г.)
     · Об утверждении базовых нормативов платы и порядка ее внесения (1997 г.)
     · Положение о порядке предоставления горных отводов (1995 г.)
     · Порядок государственного учета месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых (1995 г.)
     · Положение о порядке осуществления государственного горного надзора (1995 г.)
     · Порядок предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами (1995 г., изм. и доп. 1999 г.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.