На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ  

Введение  3
1 Теоретические  основы организации бухгалтерского      управленческого  учета в коммерческих организациях  России
6
    1.1 Сущность и содержание управленческого учета 6
    1.2 Предмет, метод и принципы управленческого учета 10
    1.3 Существующие подходы к организации управленческого учета 14
2 Организация  бухгалтерского управленческого  учета на примере    ООО «Интеграл»
23
   2.1 Характеристика компании и анализ ее организационной структуры 23
   2.2 Система учета затрат и порядок распределения косвенных затрат.          Метод учета затрат
26
   2.3 Оценка текущей деятельности 34
   2.4 Маркетинговая стратегия предприятия 37
  2.5 Оценка материальных запасов и затрат 39
  2.6 Калькуляция по основному виду деятельности 40
3 Совершенствование  системы организации управленческого  учета на предприятии 42
Заключение  45
Библиографический список 48
Приложение 1 Калькуляция себестоимости готовых  изделий 50
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

      Управленческий  учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Некоторые элементы системы управленческого учета нашли применение в теории и практике отечественного учета. Новые элементы еще предстоит освоить и адаптировать к российским условиям.
      Управленческий  учет затрат на производство состоит  в наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности, соответствующей определенной модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия.
      Главное назначение учета затрат на производство — контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.
      Используют  разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет за трат на производство:
      а) затраты, используемые для калькулирования  и оценки готовой продукции;
      б) затраты, данные о которых являются основанием для принятия решений и планирования;
      в) затраты, используемые в системе контроля и регулирования.
      В экономическую жизнь нашей страны управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его дроблении на множество юридических лиц, в одновременном развитии многих направлений деятельности, в формировании значительного количества структурных подразделений (отделов, служб) как на уровне отдельных юридических лиц, так и на уровне холдингов.
      Как в этих условиях руководство подобных предприятий (здесь предприятие понимается в широком смысле, как бизнес) может знать всё обо всём, чтобы не ошибиться в принятии управленческих решений? Задачу предоставления необходимой информации решает управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности предприятия, ориентированная на потребности высшего руководства и владельцев предприятия в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.
      Очевидно, что процесс внедрения эффективной  системы управленческого учёта  является длительным (несколько месяцев), процесс его ведения должен быть непрерывным, а параметры и методика должны постоянно корректироваться вслед за изменениями структуры и характера бизнеса.
      В процессе управления на предприятии  в современных условиях необходимо использовать данные управленческого учета, который призван давать информацию для управления затратами на производство и реализацию продукции специалистам и администрации организации и ее подразделений. Затраты организации на производство и реализацию  продукции определяют себестоимость продукции, от уровня которой зависят финансовые результаты деятельности предприятий и финансовое состояние субъектов хозяйствования. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. Основные элементы системы управления себестоимостью – планирование, учет, калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью,  включают в себя функции управления предприятием.
      Процесс изучения поведения затрат на предприятиях  обеспечивает формирование затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Все указанные аспекты и определили актуальность выбранной темы курсовой работы.
      Система управленческого  учета предприятия базируется на принципах учета, при этом находится в неразрывной связи с технологиями управления компанией и учитывает  методологии, связанные с функциональными процессами на предприятии.
      Целью написания курсовой работы является изучение системы организации управленческого учета на предприятии.  В соответствии с выдвинутой целью в работе были поставлены следующие задачи:
      -  раскрыть сущность и содержание  управленческого учета;
      - рассмотреть существующие подходы  к организации  управленческого  учета;
      - дать характеристику традиционным  системам управленческого учета  и   сравнить их  с современными системами;
      - проанализировать перспективы организации  системы контроллинга на российских  предприятиях.
      Объектом  исследования в курсовой работе  является  ООО «Интеграл». В работе использованы метод сравнения и метод детерминированного факторного анализа способом цепной подстановки. 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ 

      1.1 Сущность и содержание управленческого учета
      Важнейшими  задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово - экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
      Успешная  реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т.д.
      Проведенные обследования ряда организаций показывают, что во многих случаях в значительной мере при решении управленческих задач испытывается недостаток именно аналитических и оперативных  данных, характеризующих реальные финансовые и производственно - экономические процессы на момент принятия решений на различных уровнях управления.
      В западной практике управления особая роль отводится управленческому  учету. При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам ее анализа с целью формирования управленческих решений.
      Появление мощных программных продуктов для  персональных компьютеров, способных моделировать варианты действий с оценкой возможных финансовых и производственно - экономических результатов, позволяет создать полный управленческий цикл и использовать информативность управленческого учета во внутрифирменном управлении на более высоком уровне. При этом в основу моделей заложены показатели форм внутренней и внешней отчетности, которые в данном контексте являются инструментами планирования и управления.
      В последнее время отечественные  менеджеры и руководители организаций проявляют значительный интерес к управленческому учету, стремятся выделить в контуре управления новую информационную систему. Однако в этом отношении существуют определенные трудности, связанные как с пониманием сущности и возможностей управленческого учета, так и с его организацией.
      Если  понятие "бухгалтерский учет" определено законодательно, то термин "управленческий учет" в России не регламентирован и допускает много разных толкований. Широко обсуждается вопрос о месте управленческого учета в системе управления организацией.
      В настоящее время можно выделить четыре позиции специалистов по вопросам управленческого учета:
      1. В бухгалтерском учете нет  отдельного управленческого учета,  а был и остается производственный  учет (учет затрат на производство).
      2. Управленческий учет - это тот же производственный учет, но применительно к современной терминологии, и нет никаких оснований выделять его в самостоятельный вид учета.
      3. Бухгалтерский учет в современных  условиях - это система, включающая три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и бухгалтерскую отчетность.
      4. Управленческий учет является  вполне сложившейся самостоятельной  дисциплиной, поскольку он кроме  вопросов собственно бухгалтерского  учета включает в себя вопросы  анализа, планирования, прогнозирования и др. /1, с. 33/
      С нашей точки зрения, наиболее обоснованной  видится третья позиция. По такому принципу определено преподавание бухгалтерского учета в новом стандарте высшего  профессионального образования  по специальности "Бухгалтерский учет и аудит".
        В целом система бухгалтерского  учета обеспечивает учетной информацией нужды управления в широком плане, т.е. и внешних пользователей информации, и внутренних. Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: учредителям; налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации.
      В управленческом учете формируется  внутренняя информация о деятельности организации для конкретных нужд управления (совершенствование производства, снижение затрат и т.п.). Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Это, в первую очередь, информация о затратах на производство по конкретным подразделениям, видам производимой продукции, статьям затрат, центрам ответственности и т.п. Поэтому довольно часто управленческий учет отождествляют с производственным учетом. Однако это неправильное толкование. Понятие управленческого учета значительно шире производственного учета, в него помимо чисто бухгалтерского учета затрат на производство входит и оперативный учет, элементы анализа, планирования, прогнозирования и др. /2, с. 41/.
      В этом своем качестве управленческий учет в организации может строиться по-разному, но одно бесспорно - это учет, часть общей системы бухгалтерского учета.
      В целом по организации данные финансового  и управленческого учета по доходам  и расходам должны сходиться. В этом важное значение подразделения бухгалтерского учета на две указанные системы. Особенно это необходимо для налоговых органов и осуществления контроля за уровнем расходов и доходов непосредственно в организации.  На наш взгляд, в условиях рыночной экономики ведение управленческого учета представляет собой объективную необходимость. Поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта продукции, социальную и инвестиционную политику и т.п., то возникает потребность по всем этим параметрам накапливать информацию, получать необходимые учетные данные. Ведение управленческого учета является одним из основных условий, позволяющих руководству организации принимать правильные управленческие решения. В этом заключается одна из важнейших целей управленческого учета.
      Поскольку под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления, то, естественно, целью управленческого учета является создание и поддержание информационной системы в организации. Это вместе с тем является важнейшей предпосылкой функционирования управленческого учета. Другой предпосылкой является разработка необходимой системы показателей для управленческого учета и внутренних форм отчетности.
      Использование системы управленческого учета  способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации.
      При внедрении системы управленческого учета необходимо решить следующие задачи:
      - определение целей, которые при этом должны решаться;
      - подготовка и принятие управленческих решений;
      - установление уровня ответственности отдельных работников;
      - текущий и последующий контроль за исполнением решений;
      - учет полученных результатов;
      - анализ отклонений;
      - совершенствование текущего и последующего контроля. 
      Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и  реализации соответствующих управленческих решений.
      При постановке системы управленческого  учета, как правило, решаются следующие  важнейшие задачи:
      - формирование полной себестоимости  и на ее основе определение  прибыли - обеспечивает ведение рационального учета и контроль за уровнем затрат;
      - формирование сокращенной себестоимости, на основе которой исчисляется маржинальный доход, - в большей степени создает условия для подготовки управленческих решений благодаря возможностям показателя маржинального дохода (определение наиболее эффективной отрасли производства внутри организации, составление оптимальной производственной программы, проведение анализа безубыточности и др.)  /3, с. 36/.
      Следовательно, основная задача управленческого учета - подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.
      1.2 Предмет, метод  и принципы управленческого  учета
      Предметом управления является процесс воздействия  на объект или процесс управления с целью организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление реализует воздействие на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля.
      Теория науки об управлении формирует концепцию и о предмете управленческого учета. Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла  управления производством.
      Раскрывают  содержание предмета его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:
      -    производственные ресурсы, обеспечивающие  целесообразный труд людей в   процессе хозяйственной деятельности  предприятия;
      -    хозяйственные процессы и их  результаты, составляющие в совокупности   производственную деятельность предприятия.
      В системе управленческого учёта  его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия /3, с.96/.
      Совокупность  различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документация; инвентаризация; оценка; группировка и обобщение в контрольные счета; планирование; нормирование и лимитирование; анализ; контроль. 
      Документация  – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учёту достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учёт в общей системе учета является основным источником информации для финансового и управленческого учёта.
      Применительно к специфике предприятия комплексный  подход к организации первичного учёта обеспечивает:
      - дальнейшее совершенствование оперативно-календарного планирования, оперативного контроля и диспетчирования хода производства;
      - разработку и внедрение единого для финансового и управленческого учета документооборота , упорядочение и унификацию первичной документации;
      - строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов, за  соответствием размеров оплаты труда , списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции;
      - сохранность заготовок, деталей, узлов и полуфабрикатов в процессе их движения по стадиям обработки, потребления и хранения;
      - улучшение организации складского учета деталей, узлов и сборочных единиц за счет оборудования специальных мест хранения, обеспечение современными весоизмерительными и аналитическими устройствами;
      - закрепление за должностными лицами отдельных коллективов (бригад, участков) функций по оформлению учетной документации или сбору информации с машинных устройств, повышение персональной ответственности за правильность оформления и полноту сбора информации;
      - достоверность и своевременность информации о производстве путем использования балансов учета движения деталей, полуфабрикатов в управленческом и финансовом учете в виде сводных документов;
      - переход к механизированному сбору, передаче и обработке информации о движении деталей, узлов и полуфабрикатов к получению на основе первичного учета результирующей информации с помощью персональных ЭВМ на разных уровнях управления;
      - своевременную и полную в течение определенного отчетного периода проверку данных оперативного учета в сопоставлении с фактическим состоянием, размерами и комплектностью незавершенного производства с помощью инвентаризации, что одновременно позволяет улучшить информационную базу планирования производства и нормирование запасов по местам возникновения и заделов.
      Инвентаризация - способ выявления фактического состояния  объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищения. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.
      Группировка и оценка, использование контрольных  счетов - способ изучения  позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений /2, С.115/.
      Контрольный счет – это итоговый счет, где  записи производят по итоговым суммам операций данного периода.
      Планирование, нормирование и лимитирование -  входят в систему управления предприятием.
      Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на статистических  исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.
      Нормирование - процесс научно обоснованного расчета  оптимальных норм и нормативов, направленные на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.
      Лимитирование - первая ступень контроля за материальными  издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит - установление границ выдачи, исходя из норм.  Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом,  но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.
      Анализ - в процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.
        Контроль – завершающий процесс  планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.
      Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.
      Управление  производственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления.
        К принципам управленческого учета относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения, оценка результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления; применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой предприятия. Совокупность этих методов и принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.
      1.3 Существующие подходы к организации управленческого учета
      В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.
      Цена  продукции на рынке есть следствие  взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может при вести в действие при умелом руководстве.
      В экономической литературе и нормативных  документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы».
      Термин  «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.
      Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.
      Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную  выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, альтернативной цене, на альтернативном рынке и т. д.
      Под затратами понимаются явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а  под расходами уменьшение средств  предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы.
      Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависит размер прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль /4, с. 127/.
      В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется, прежде всего, Главой 25 Налогового Кодекса РФ.
      Даже  из простого перечисления слагаемых  затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг), видно, что они не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты непосредственно связаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие — с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, — косвенно. Поэтому для эффективной организации управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства /5, с. 29/.
      В управленческом учете целью любой  классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.
      Практика  организации управленческого учета  в экономически развитых странах  предусматривает разные варианты классификации  затрат в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения информацией по исследуемой проблеме.
      В этой связи, по нашему мнению, заслуживает  внимания классификация затрат, предложенная К. Друри. По его мнению, прежде всего, в учете накапливается информация о трех категориях затрат: расходы на материалы, рабочую силу и накладные расходы. Затем обобщенные затраты распределяются по направлениям учета:
      1) для калькулирования и оценки себестоимости произведенной продукции;
      2) для планирования и принятия  управленческих решений;
      3) для осуществления процесса контроля и регулирования.
      Кроме того, в каждом из перечисленных  выше трех направлений, в свою очередь, происходит дальнейшая детализация затрат в зависимости от целей управления /6, с. 31/.
      Для принятия управленческих решений важное значение имеет их подразделение на явные и неявные (альтернативные).
      Явные — это предполагаемые затраты, которые  должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.
      Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (временными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.
      В зависимости от специфики принимаемых  решении затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
      На  результаты принимаемых решений  существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.
      Эффективные -  это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
      Любое предприятие, стремящееся максимизировать  свою прибыль, должно так организовать свое производство, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения должны ориентироваться на задачу минимизации затрат. В выполнении этой задачи важное значение придается процессу прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах.
      Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственной связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом.
      В этих целях затраты предприятия  подразделяются на планируемые и  непланируемые.
      К планируемым относятся производительные расходы предприятия, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции.
      Непланируемые — это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности пред приятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др. Их обособленный учет содействует осуществлению мер, направленных на их предупреждение.
      В управленческом учете важное значение имеет классификация затрат в  зависимости от их отношения к  действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.
      Процесс управления предприятием невозможен без  четкой его организации. Она составляет основу повседневной управленческой деятельности и без нее обычно не работают ни планы, ни программы. В процессе организации формируются структуры управления, места и сферы возникновения затрат, а также ответственные за их осуществление и поведение лица.
      По  экономическому содержанию затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.
      Экономическим элементом принято называть первичный  однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который  на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.
      Главой 25 НК РФ установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных затрат:
      • материальные затраты:
      • затраты на оплату труда:
      • отчисления на социальные нужды:
      • амортизация:
      • прочие затраты,
      Поэлементная  группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.
      Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма 5). Данная группировка лает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д.
      Однако  классификация затрат по экономическим  элементам не позволяет исчислить  себестоимость отдельных видов  продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений  предприятия. Для решения этих задач  применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.
      По  способу включения в себестоимость  продукции затраты предприятия  подразделяются на прямые и косвенные.
      Прямыми являются расходы по производству конкретного  вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькулирования в момент их совершения или начисления прямо на оснований данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др.
      Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства (накладные).
      Косвенные расходы сначала собираются на соответствующих  собирательно-распределительных счетах, а затем включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
      По  роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевому назначению затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.
      Основными называются затраты, непосредственно  связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся затраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива н энергии, из расходованных на технологические дел и расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.).
      Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Их величина зависит от организации про производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода и других факторов.
      Разделение  затрат на основные и накладные основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Накладные расходы используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы, в связи с чем должны списываться на уменьшение прибыли от реализации продукции.
      Важное  значение в управленческом учете  имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущего периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетном период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).
      Важное  значение в управлении затратами  имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые — это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролируемые же затраты не зависят от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных средств, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислении, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.
 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
НА ПРИМЕРЕ  ООО «ИНТЕГРАЛ» 

      2.1 Характеристика компании и анализ ее
             организационной структуры
      В настоящее время товарная номенклатура ООО «Интеграл» состоит из 5 ассортиментных групп:
      - майонезная продукция;
      - кетчупы, соусы, томатная паста;
      - маргарин;
      - вермишель быстрого приготовления;
      - полимерная тара.
      Поставка  продукции ООО «Интеграл» осуществляется в города Амурской области и Дальнего Востока и т..д. Предприятие делает ставку на приобретение дополнительного автотранспорта, чтобы добиться более быстрой доставки продукции до потребителей и не создать при этом дефицит продукции ООО «Интеграл» в дальних регионах.   
      На предприятии имеется и немецкое оборудование, закупленное в 2001 году прямо с выставки в Москве. На сегодня это самая передовая техника в данной области. Это оборудование работает только на импортном сырье (которое доставляется из Германии и Голландии), что дает высокое качество майонеза. Производственный комплекс заводов оснащен самым современным немецким оборудованием, позволяющим практически полностью автоматизировать производство. И в этом году компания продолжает увеличивать производственные мощности, выпуск новых товаров и проведение активных мероприятий по продвижению своих торговых марок на российском рынке.
      Участие в конкурсах и выставках:
      В 2002 году на выставке «Прод Экспо» В Москве вид майонеза «Золотой оливковый» получил золотую медаль.
      В 2003 году на конкурсе «100 лучших товаров  России» вид майонеза «Провансаль  М» занял первое место.
      Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (г. Москва) оценил высокое качество продукции ООО «Интеграл» и удостоил ее Дипломом «1 степени».
      В настоящее время руководство  ООО «Интеграл» внедряет целый ряд мероприятий, обеспечивающих получение наибольшей прибыли и стабильной финансовой устойчивости предприятия:
      1. Выпускается высококачественная  продукция;
      2. Рационально используются производственные  ресурсы;
      3. Делается ставка на приобретение автотранспорта, чтобы добиться более быстрой доставки продукции до потребителей и не создать дефицит продукции.
      4. Заботится о своих работниках, росте их квалификации и большей  содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе, поддерживает высокий имидж предприятия.
      5. Проводится гибкая ценовая политика  и т.д.
      Одним из важных аспектов в развитии теории и практики управленческого учета является концепция разграничения контроля за уровнем затрат и уровнем доходов по местам их возникновения и центрам ответственности.
      Итак, на данном предприятии можно выделить следующие центры ответственности:
      - центры затрат,
      - центр доходов или центр ответственности по сбыту продукции,
      - центр ответственности за снабжение,
      - центр ответственности за производство,
      - центр управления.
      В основе этой классификации лежит  критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности. Также выделение центров ответственности произведено по принципу осуществления производственных функций.
      Центры  затрат – это все обособленные структурные подразделения ООО «Интеграл», так как в каждом из них организуется нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. В центрах затрат контролируются только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.
      Центром доходов или центром ответственности  по сбыту продукции является отдел продаж. Руководитель именно этого подразделения, то есть коммерческий директор, в рамках выделенного бюджета ответственен за максимизацию дохода от продаж.
      Центр ответственности за снабжение – это отдел снабжения. Именно здесь планируются, учитываются и контролируются закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство.
      Что касается центра ответственности за производство, то, можно сказать, таковым является Заместитель Генерального Директора по производству. Также центрами ответственности за производство являются заведующая производством, начальник отдела качества и отдел технологии производства. Ведь именно перечисленные отделы и руководители планируют, учитывают и контролируют затраты на производство продукции и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляют ее себестоимость.
      Заместитель Генерального Директора по вопросам стратегии и развитию, Финансовый отдел и Бухгалтерия, а также Главный инженер планируют, учитывают и контролируют затраты на их функционирование и определяют эффективность своей деятельности. Следовательно, перечисленные структурные подразделения являются центром управления.
      Деление организации на центры ответственности  и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. Она может быть охарактеризована как централизованная или децентрализованная – в зависимости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.
      В ООО «Интеграл» децентрализованная структура. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений. (ПРИЛОЖЕНИЕ). 
     2.2 Система учета затрат и порядок распределения косвенных затрат.
            Метод учета затрат
      В ООО «Интеграл» используется система учета полных затрат (Absorption-costing), которая представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции. Указанная система основывается на классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные).
      Прямые  расходы относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения.
      Выбор коэффициентов распределения зависит  от отраслевых особенностей, размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и других факторов. Чем больше затрат в структуре расходов предприятия являются прямыми, тем более точной оказывается величина себестоимости конкретных видов продукции.
      В российской практике применение данной системы учета затрат очень распространено. Данная система позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, рассчитать рентабельность отдельных видов продукции и применяется в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу "полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)", так называемый затратный метод формирования цены.
      Основные  преимущества данной системы:
      - возможность рассчитать себестоимость  и рентабельность отдельных видов продукции;
      - применение в целях финансового  учета и составления внешней  отчетности;
      - возможность рассчитать полную  себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;
      - широкая сфера применения;
      - возможность применения для расчета  цены за единицу продукции.
      Усложнение  организационной структуры предприятий, создание крупных предприятий с  развитой региональной структурой значительно меняет структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения затрат к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных затрат по объектам затрат и выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.
      К основным недостаткам можно отнести  следующие:
      - субъективность выбора коэффициента  распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен;
      - неоднозначность отнесения затрат  к одной группе;
      - невозможность применения для  сравнительного анализа себестоимости  однородных товаров, производимых разными предприятиями.
      Итак, рассмотрим порядок распределения  косвенных затрат. В ООО «Интеграл» имеется два основных цеха:
      - цех производства майонеза,
      - цех производства томатной продукции;
      - и один вспомогательный цех:
      - цех полимерной продукции.
      Имеются следующие данные:
      - накладные расходы:
      а) заработная плата администрации:
      - цех производства майонеза – 20 000 руб.
      - цех производства томатной продукции – 18 000 руб.
      - цех полимерной продукции – 15 000 руб.
      б) косвенные трудовые затраты:
      - цех производства майонеза – 35 000 руб.
      - цех производства томатной продукции – 25 000 руб.
      - цех полимерной продукции – 19 000 руб.
      в) прочие расходы:
      - освещение и отопление – 5000 руб.
      - затраты, связанные с имуществом – 35 000 руб.
      - страхование – 10 000 руб.
      - прочие сведения:
      Таблица 1
      Сведения  распределения косвенных затрат
Показатели Цех производства майонеза
Цех производства томатной продукции
Цех полимерной продукции
Итого
1) площадь,  м2 2) балансовая  стоимость застрахованных объектов, руб.
15 000 80 000
16 000 90 000
10 000
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.