На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет и бюджетная система

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 
1 Понятие и  сущность бюджета и бюджетной системы                                         5
1.1 Понятие и  сущность бюджета                                                                              5
1.2 Структура  бюджетной системы российской  федерации                                 11
1.3 Принципы построения  бюджетной системы                                                    18
2 Особенности  сметного планирования и финансирования  образовательных учреждений                                                                                                                23
2.1 Понятие и  принципы сметного планирования  и финансирования                 23
2.2 Сметное планирование образовательных учреждений                                    25
2.3 Финансирование образовательных учреждений                                              37
3 Проблемы финансирования  деятельности бюджетных учреждений  и пути их решения                                                                                                                      45
Заключение                                                                                                                 55
Список использованных источников                                                                       58 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера –  важнейший фактор развития производительных сил. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве.
     Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических  отношений при любой системе  хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.
     Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. На содержание учреждений образования в последние  годы выделяется примерно 5% общих расходов консолидированного бюджета.
     Образовательные учреждения являются основой системы  образования страны. Общеобразовательные  учреждения закладывают фундамент  знаний, который служит базой для  дальнейшего повышения образовательного уровня и профессионального мастерства молодежи в высших и средних специальных  учебных заведениях, профессионально-технических  училищах. От качества образования  зависят не только успешность обучения в высшей и средней специальной  школе, но и эффективность использования  ассигнований, выделяемых на образование. Поэтому деятельности образовательных  учреждений, их экономике следует  уделять особое внимание.
     Устаревшее  и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ, поэтому в ближайшее время должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане все заинтересованные в качественном образовании.
     В отличие от коммерческого предприятия  деятельность образовательного учреждения не направлена на достижение прибыли. Оказываемые образовательными учреждениями услуги непосредственно не осязаемы, их результат, как правило, можно  оценить только через определенный промежуток времени.
     Изменение отношения государства и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в увеличении объемов его финансирования, в  особой заботе о работниках образования, в создании условий для использования  интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного  мнения о ценности образования.
     В литературе имеются, достаточно различные  друг от друга по смыслу, понятия  финансирования. Раньше под финансированием  понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобретение заемных денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства.
     Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые  авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение потребности в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предприятия. То есть финансирование предприятия – это все необходимые мероприятия для поддержания финансового равновесия предприятия.
     Бюджетные учреждения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии  глубокого кризиса. Бюджетные учреждения не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности учреждений.
     Этим  и объясняется выбор темы данной курсовой работы.
     Целью работы является изучения понятие и сущность бюджета и бюджетной системы, особенности сметного планирования и финансирования образовательных учреждений.
     Для реализации поставленной цели темы исследования обозначены следующие задачи:
     1. Рассмотреть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы;
     2. Проанализировать особенности сметного планирования и финансирования образовательных учреждений;
     3. Выявить проблемы финансирования образовательных учреждений.
     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, список использованных источников. 
 
 
 

    1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 

    1.1 ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА 

     История бюджета в России насчитывает  не одну сотню лет. Первые сведения о смете государственных доходов и расходов отдельных городов относятся к 1645 году. Определенных правил для составления смет тогда не существовало. В 1722 году Камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 год. С 1802 года Министерство финансов стало ежегодно составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, и лишь с 1811 года начинается составление ежегодных бюджетов по единообразной форме с группировкой расходов по разделам. В середине 60-х годов XIX века были введены правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Единая классификация доходов и расходов была введена лишь с 1891 года. Современное толкование сложной категории «бюджет» обусловлено попыткой раскрыть как природу экономических отношений этой категории, так и зафиксировать форму проявления и организации этих отношений.
     С точки зрения экономического содержания категории, бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.1
     По  материально-вещественному воплощению бюджет – это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.
     По  плановой форме бюджет – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
     В Бюджетном кодексе РФ ст. 6 в трактовке понятия «бюджет»   форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это объективно вызвано необходимостью однозначного толкования понятия с тем, чтобы объект научных дискуссий (например, содержание бюджетных отношений) не стал объектом правового разбирательства.2
     В глоссарии настоящего пособия термин «бюджет» приведен в трактовке Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные отношения многогранны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и имеют различные организационно-правовые формы проявления: федеральный бюджет, областной, краевой, городской, сельский и другие.
     Бюджет  играет важную экономическую, политическую и социальную роль в обеспечении воспроизводственных процессов в обществе и государстве.
     С помощью механизма изъятия части  доходов из одних отраслей и секторов экономики через бюджет, средства перераспределяются как в другие отрасли и сектора экономики, так и между территориями страны.3
     По  своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования  и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.4 С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:
    перераспределения внутреннего валового продукта;
    государственного регулирования и стимулирования экономики;
    финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
    стабилизации кредитно-денежной системы государства;
    удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т. д.;
    регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;
    разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
    обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;
    контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.
     Функции бюджетов заложены в их сущности, которые  проявляются через их свойства. Основными  функциями бюджетов являются:
    распределительная функция бюджета;
    перераспределительная функция ВВП;
    регулирующая функция;
    стимулирующая функция;
    социальная функция;
    функция планирования;
    функция организации;
    контрольная функция.5
     Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.
     Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
     Доходы  бюджетов всех уровней бюджетной  системы существенно различаются  по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и  срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.6
     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели — организации  производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной  системы определены только размеры  бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.
     Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
     Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
     Функция планирования бюджетов предполагает:
    определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
    разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
    определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
    разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
    разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
    разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
     Функция организации бюджетов предполагает:
    определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
    определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
    выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
    разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
    определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
    определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.7
     Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
    контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
    контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов. 8
 
     1.2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
     Существенные  различия в государственном устройстве стран и в бюджетном законодательстве обусловливают различные виды бюджетных систем. Бюджетная система РФ представлена на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 

     
     
       

     
       

     
     
     
     
       

     
       
 

     Рисунок 1- Бюджетная система РФ9
     В зависимости от формы государственного устройства различают бюджетные системы унитарных и федеративных государств. В унитарных государствах бюджетные системы включают два уровня – центральный бюджет и местные бюджеты; в федеративных – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Уровни бюджетной системы зависят от существования в стране разных уровней государственного и муниципального управления. Вид бюджета связан с конкретным органом власти и является основной финансовой базой его деятельности.
     Определение бюджетной системы РФ приведено в Бюджетном кодексе РФ в следующей трактовке: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
     Таким образом, бюджетная система РФ подразделяется на три уровня. Первый уровень включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.
     По  количеству бюджетов самым многочисленным является третий уровень бюджетной системы. Общее число местных бюджетов составляет около 30 тысяч, соответственно числу муниципальных образований.10
     В зависимости от вида муниципальных образований различают районные, городские, сельские и поселковые бюджеты. Главным звеном бюджетной системы РФ является федеральный бюджет. С помощью федерального бюджета осуществляется основная доля бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны; формирование основных направлений бюджетной политики и принципов построения межбюджетных отношений строится с учетом возможностей, в первую очередь, федерального бюджета. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ.
     Бюджет  субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
     Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год.
     Бюджет  муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления (города, района, поселка и т.п.).
     Органы  местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ определяют бюджетные полномочия органов местного самоуправления (в рамках федерального законодательства).
     Бюджет  муниципального образования довольно прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня – бюджетом субъекта РФ, за исключением одного из видов местных бюджетов - бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).
     В отличие от других видов бюджетов муниципальных образований бюджеты, ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом. Федеральные органы власти могут передавать свои доходные источники прямо в бюджеты ЗАТО, минуя второй (региональный) уровень бюджетной системы РФ.11
     Специфика, ЗАТО обусловлена нахождением на его территории режимных объектов Министерства обороны РФ, Министерства РФ по атомной энергии, Российского авиационно-космического агентства, что, очевидно, вызывает необходимость более высокой степени централизации управленческих функций и бюджетных ресурсов.
     Краткий обзор бюджетной системы РФ показал, что на той или иной территории РФ функционируют бюджеты всех уровней бюджетной системы. Свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории РФ, получил название консолидированного бюджета.
     В зависимости от территориальной принадлежности различают бюджет консолидированный муниципального образования, бюджет консолидированный субъекта РФ, бюджет консолидированный РФ.
     Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.
     
     
       
 

     Рисунок 2- Схема консолидированного бюджета РФ
     Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ. Свод бюджетов – это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты. Процесс консолидации требует соблюдения определенных правил суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита (профицита).
     Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ. 12
     Структура консолидированного бюджета субъекта РФ (на примере области) показана на рисунке 3. 
 
 
 
 
 
 

     
     
       
 

       
 

     
     
     
     
       

       

     Рисунок 3- Структура консолидированного бюджета области.
     Консолидированный бюджет муниципального образования состоит из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования.
      Структура консолидированного бюджета муниципального образования (на примере условного района какой-либо области) показана на рисунке 4.13 

       
 

       Рисунок 4- Структура консолидированного бюджета муниципального образования.
       В соответствии с Общими принципами организации местного самоуправления в РФ, принятыми в октябре 2003г., предстоит реформирование всей системы местного самоуправления, которое охватывает и область местных бюджетов.
     В структуре консолидированного бюджета муниципального образования, представленной на рисунке 4, показаны предстоящие изменения, касающиеся низового звена бюджетной системы РФ.
       

       

       
 
 

     Рисунок 4 - Консолидированный бюджет муниципального образования.14
     Структурным элементом бюджетной системы РФ являются государственные внебюджетные фонды. В финансовой системе бывшего СССР внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов не было. Они появились в начале 90-х годов вместе с переходом к рыночным реформам. Впоследствии, по целому ряду внебюджетных фондов было принято решение о консолидации их в бюджет. Они стали включаться в бюджет отдельными статьями. Социальные же фонды сохранили статус внебюджетных. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи, социальное обеспечение по болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении. В статье 144 указанного Кодекса представлен состав государственных внебюджетных фондов РФ. В их числе:
     1)бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
     2)бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
     3)бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
     Бюджетами территориальных  государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования.
     С 2001 г. функционируют три государственных внебюджетных фонда социального назначения, сохранивших свою автономность. К ним относят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Правовой статус указанных фондов предполагает, что их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета на очередной финансовый год. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов представляются на рассмотрение законодательных органов власти субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.15 
 

     1.3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 

     Бюджетная система страны построена с учетом принципов, перечень которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ. К их числу относят следующие принципы:
     1) Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
     2) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
     3)   Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
     4) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
     5) Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
     6) Общего (совокупного) покрытия расходов.16
     7) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
     8) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
     9) Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
     10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.17
     Сущность  каждого из указанных принципов  кратко раскрыта в соответствующих статьях Бюджетного кодекса РФ. С точки зрения соотнесения данных принципов либо к построению бюджетной системы, либо к механизму бюджетного финансирования, более подробного изложения заслуживают принципы самостоятельности бюджетов, единства бюджетной системы и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.18
     Последовательная  реализация принципа самостоятельности играет важную роль в построении бюджетной системы демократического государства. Этот принцип означает: наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджетов; другие правовые нормы, способствующие реальной самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов тесно связан с другим принципом - разграничением доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.19
     Этот  принцип означает закрепление соответствующих видов доходов и прав по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.
     Наибольшую  сложность для практической реализации данного принципа представляет выбор критериев для разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
     На  выработку данных критериев оказывает  влияние ряд факторов, в т.ч. необходимость соблюдения принципа построения межбюджетных отношений – равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
     Этот  принцип предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, применение единой методики определения финансовых затрат на предоставление государственных услуг и других нормативов, являющихся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.
     Содержание  других принципов построения бюджетной системы в краткой форме можно свести к следующему. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные законодательством РФ, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в полном объеме.
     Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов тесно увязан с принципом сбалансированности. Данный принцип конкретизирует то положение, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета (за исключением целевых бюджетных фондов и других случаев, предусмотренных законодательством).
     Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации порядка утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательное опубликование в печати соответствующих материалов.
     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
     Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.20
 

     
     2 ОСОБЕННОСТИ СМЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  

      ПОНЯТИЕ И  ПРИНЦИПЫ СМЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ.
 
       В условиях современной рыночной экономики  все организации подразделяются на два типа: негосударственные и  государственные.
       Государственные организации могут быть коммерческого  и некоммерческого назначения. Некоммерческие организации, как правило, не производят материальных благ и содержатся на средства государственного бюджета, а  поэтому называются бюджетными. Сюда входят предприятия образования, здравоохранения, спорта, культуры, обороны, а также большое количество административных управленческих учреждений. К настоящему времени в числе бюджетных распорядителей и получателей России насчитывается свыше 2,4 млн. юридических лиц.21
       Финансирование  бюджетных организаций ведется  по специально утверждаемым для них  сметам. В этом состоит сметный  порядок.
       Бюджетная смета расходов — это особая форма финансового плана, определяющая объем и целевое направление использования средств для содержания организаций или проведения каких-либо мероприятий. До недавнего времени бюджетные организации, как правило, не имели собственных доходов. Поэтому в бюджетных сметах показывались только расходы учреждений, тем самым фиксировался односторонний характер финансовых отношений. С переходом на рыночные отношения у бюджетных организаций появились собственные доходы, которые теперь учитываются в приходно-расходных сметах. Развитие бюджетных учреждений и планирование их расходов осуществляются в соответствии с параметрами комплексных прогнозов и особенностями социально-экономической и финансово-бюджетной политики соответствующего административно-территориального образования и Российской Федерации в целом.
       Сметное планирование и финансирование строится на принципах:
       1) научности — использование системы  научных методов (нормативный, балансовый, программно-целевой, системный, экономико-математические и др.);
       2) непрерывности и комплексности  планирования — предполагают  прогнозирование и планирование  в различных аспектах: временном,  территориальном и др.;
       3) демократического централизма —  призван обеспечить органическое сочетание интересов первичных организаций с интересами и возможностями органов государственной власти административно-территориальных образований и государства в целом.
       Сметное планирование складывается из двух процессов: движения прогнозов, проектов заявок снизу вверх и утверждения планов сверху вниз. Принятие любой сметы в обязательном порядке требует согласования, уточнения и утверждения вышестоящей организацией и финансовым органом. Сметное планирование имеет строго целевое назначение по характеру расходов согласно статьям и видам бюджетной классификации (оплата труда, социальные начисления, питание, трансферты и т.д.). Несмотря на наличие внебюджетных доходов, в смету должны включаться все расходы, необходимые для нормального функционирования организаций.
       Реальное  финансирование бюджетных организаций ведется в пределах сметных назначений, но не по плану, а в меру выполнения показателей по сети, штатам и т.д. Для оперативного управления, контроля и финансирования организаций используют текущую отчетность.22 

     2.2 СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 

     Как известно, Образовательное учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение финансовыми ресурсами деятельности учреждения. По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по обеспечению, достижения этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи.
     Воспользовавшись  определением сметного планирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
    определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;
    планирование расходов бюджетов на образование;
    обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
    обеспечение правильного расходования средств;
    обеспечение эффективного расходования средств.
       Перечисленные задачи разделяются на 4 основные группы:
    целеполагание;
    планирование;
    расходование средств в соответствии с целями и планом;23
    контроль за расходованием средств.
       Поскольку основным источником финансирования образования  является бюджет (государственный и  муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
    системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
    процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
    процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.
     Можно, конечно, продолжить этот перечень, включив  в него систему контроля за расходованием средств, бухгалтерский учет и т.д., но это приведет к излишней детализации процесса за счет частностей. На данном этапе можно ограничиться изучением приведенных выше факторов.
     Разработка  проекта бюджета.
     Разработка  проекта бюджета по отрасли «Образование», представляющего собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования страны, региона или отдельного муниципального образования в разрезе статей бюджетной классификации может осуществляться двумя основными способами (схема на рисунке 5).
    Разработка каждым учреждением системы образования проекта сметы с последующим сведением этих проектов в сводную смету;
    Разработка общей сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной сметы по отдельным учреждениям.24
 
 
 
       

       
 
 
 

Рисунок 5 - Варианты разработки проекта бюджета по отрасли «Образование».
     Первый  способ применяется в условиях стабильного  финансирования, в условиях плановой экономики, например. Именно таким способом предписывалось разрабатывать проекты бюджетов еще в 1930-е и последующие годы. Он позволяет максимально учесть особенности каждого учреждениям системы образования. Основная нагрузка ложится на разработчиков в учреждениях, органу управления образованием «остается» проверить обоснованность расчетов и включить разработанные проекты смет в проект бюджета.25
     С точки зрения государственного управления системой образования первый способ является наиболее либеральным, поскольку предлагает органу управления образованием следовать предложениям учреждений, не осуществляя каких-либо управленческих воздействий. Издержки такого подхода представляются очевидными: отсутствие стимулов к экономии и рациональному использованию средств финансирования, рост расходов и т.д. Разумеется, в таком явном виде эти издержки не проявлялись и не проявляются, поскольку даже в. этом случае орган управления принимает меры к ограничению необоснованного роста расходов посредством согласования проектов смет и др.
     Второй  способ имел ограниченное распространение  в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования образования и был  впервые применен в 1997 г. (в 1996 г. было резко сокращено бюджетное финансирование образования из-за дефицита бюджета). Проект сводной сметы по министерствам (ведомствам) с последующим распределением бюджетных ассигнований между бюджетополучателями (подведомственными учреждениями) разрабатывался на основе сводных лимитов, получаемых от органа управления, определяющего финансовую политику (на федеральном уровне — Минфина России).
     Разработка  проекта федерального бюджета на 1998 г. осуществлялась в следующем порядке:
     1) Минфином России были выданы  министерствам и ведомствам контрольные объемы бюджетных ассигнований с указанием распределить эти лимиты по подразделам и статьям бюджетной классификации;
     2) Министерства и ведомства распределили  эти лимиты с внесением необходимых  корректировок по распределению  и представили распределение в Минфин России;
     3) Минфин России составил проект  федерального бюджета, включив туда расходы на образование, и представил его в Правительство Российской Федерации для внесения в качестве законопроекта в Государственную Думу.
     При таком порядке не было необходимости  в расчете потребности образования в бюджетном финансировании, поскольку расчет был по существу заменен распределением объема ресурсов, которые государство (в лице Минфина России) предполагало направить на финансирование системы образования, исходя из политических установок по финансированию отраслей экономики и имевшихся возможностей федерального бюджета.
     В практической деятельности применяют  оба этих способа. Основным из них является все-таки разработка проектов смет — прогноза потребности и бюджетном финансировании учреждениями системы образования, а расчеты показателей финансирования системы образования в целом используются для проверки и дополнительного обоснования заявляемых показателей.
     Процедура разработки прогнозов потребности  в бюджетных средствах для  финансирования образования сложилась  достаточно давно. Она была и остается весьма трудоемкой, примерно одинаковой для всех уровней бюджетного финансирования и включает следующие основные этапы:
    разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы, на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год с корректировкой на индекс-дефлятор для прогнозируемого (или планируемого) периода и на другие корректирующие коэффициенты, выданные в качестве исходных данных в методических материалах к разработке проекта бюджета;
    согласование проектов смет образовательных учреждений с вышестоящим органом управления образованием и включение их в сводную смету по отрасли (региону, муниципальному образованию), представляемую органом управления образованием в проект бюджета;
    представление сводной сметы органу управления (министерству, управлению, отделу финансов), формирующему проект бюджета соответствующего уровня, согласование проекта бюджета, в т. ч. разногласий по проекту бюджета;26
    представление Правительством (федеральным, субъекта федерации, исполнительной властью муниципального образования) проекта бюджета законодателю (Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательному органу субъекта Российской Федерации, муниципальному собранию);
    рассмотрение законодателем проекта и принятие бюджета, включающего в качестве раздела расходы на образование.
     Следует иметь в виду, что бюджет по расходам, как правило, утверждается в разрезе  статей функциональной классификации, т. е. с указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов. Бюджетная роспись, утверждаемая органом, исполняющим бюджет, дополняет этот разрез статьями экономической классификации.
     Бюджетная классификация утверждена законом. Напомним содержание некоторых ее терминов.
     Уровни  классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
    раздел и подраздел (раньше они разделялись на отдельные классификационные уровни);
    целевая статья;
    вид расходов.
     Разделы являются первым уровнем бюджетной  классификации и определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства: оборот, здравоохранение, образование, культуру и т. д., для исполнения, которых выделяются те или иные расходы бюджета. Государственная функция «Образование» отнесена к разделу 07. В рамках раздела выделяются подразделы, которые детализируют содержание раздела, выделяя в пределах основных функций государства функции отдельных содержательных направлений, имеющих выраженный обособленный характер. Например, внутри государственной функции «Образование» выделяются «подфункции» дошкольное образование, среднее профессиональное образование и др. В классификации раздел, и подразделы сведены в единую группу (таблице 1). В предыдущих редакциях бюджетной классификации раздел, и подразделы были выделены в отдельные классификационные таблицы.
     Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Иначе говоря, целевые статьи показывают, на достижение каких целей направлена деятельность главных распорядителей бюджетных средств: выполнение программ, обеспечение деятельности подведомственных организаций и др. Например, Рособразование как главный распорядитель бюджетных средств расходует их на учреждения дошкольного образования, выполнение программ и др. Аналогичные цели при расходовании бюджетных средств преследуют другие министерства и ведомства, в т. ч. субъектов федерации, а также муниципальные образования. Применительно к образованию целевые статьи представлены в таблице 2.
     Таблица 1 - Раздел и подразделы функциональной классификации, относящиеся к образованию.
Код Наименование  раздела, подраздела
0700 Образование
0701 Дошкольное  образование
0702 Общее образование
0703 Начальное профессиональное образование
0704 Среднее профессиональное образование
0705 Переподготовка  и повышение квалификации
0706 Высшее профессиональное образование
Продолжение таблицы 1
0707 Молодежная  политика и оздоровление детей
0708 Прикладные  научные исследования в области  образования
0709 Другие вопросы  в области образования
 
     Виды  расходов бюджетов Российской Федерации  образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей. Иными словами, вид расходов введен как классификационный уровень для детализации целевых статей. Виды расходов в образовании представлены в таблиц 3.
     Целевые статьи и виды расходов утверждаются на год:
    в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов — федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
    в части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — законами о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.
     Таблица 2 - Целевые статьи функциональной классификации, относящиеся к образованию.
     
Код Целевая статья
100 13 00 Федеральная целевая  программа «Дети России»
100 13 01 Подпрограмма  «Дети-инвалиды»
100 13 02 Подпрограмма  «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
100 13 03 Подпрограмма  «Одаренные дети»
100 13 04 Подпрограмма  «Дети-сироты»
100 13 05 Подпрограмма  «Здоровый ребенок»
Продолжение таблицы 2
100 13 06 Расходы общепрограммного характера по федеральной целевой  программе «Дети России»
420 00 00 Детские дошкольные учреждения
421 00 00 Школы-детские  сады, школы начальные, неполные средние  и средние
422 00 00 Школы-интернаты
423 00 00 Учреждения  по внешкольной работе с детьми
424 00 00 Детские дома
425 00 00 Профессионально-технические  училища
426 00 00 Специальные профессионально-технические  училища
427 00 00 Средние специальные  учебные Заведения
428 00 00 Институты повышения  квалификации
429 00 00 Учебные заведения  и курсы по переподготовке кадров
430 00 00 Высшие учебные  заведения
431 00 00 Организационно-воспитательная работа с молодежью
432 00 00 Мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей
433 00 00 Специальные (коррекционные) учреждения
435 00 00 Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в сфере  образования
436 00 00 Мероприятия в  области образования
 
     В соответствии с функциональной классификацией представление бюджетных ассигнований в бюджете имеет вид: код, объединяющий все коды функциональной классификации, и сумма ассигнований. Поэтому „странная" запись кода „0703 425 00 00 327" означает ассигнования на „начальное профессиональное образование, профессионально-технические училища, обеспечение деятельности подведомственных учреждений" и должно сопровождаться указанием в начале кода министерства или ведомства, которому эти ассигнования выделяются.
     Таблица 3- Виды расходов функциональной бюджетной классификации
Код Вид расходов
285 Государственная поддержка в сфере образования
286 Внедрение инновационных  образовательных программ
287 Внедрение современных  образовательных технологий
Продолжение таблицы 3
288 Государственная поддержка талантливой молодежи
289 Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
290 Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений
291 Приобретение  автобусов для государственных  и муниципальных школ в сельской местности
292 Оснащение общеобразовательных  учреждений учебным оборудованием
327 Обеспечение деятельности подведомственных учреждений
530  Финансирование  расходов, осуществляемое за счет  средств, поступающих от сдачи  в аренду имущества, закрепленного  за государственными организациями
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.