На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретический анализ проблемы агрессии в трудах отечественных и зарубежных психологов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1.Теоретический анализ проблемы агрессии в трудах отечественных и зарубежных психологов 

     
      Определение агрессии, характеристика агрессивного поведения
 
     Термин  агрессия предполагает действия, посредством  которых агрессор намеренно причиняет  ущерб своей жертве.
     Рассмотрим  анализ фактов, обусловливающих развитие агрессивного поведения. Речь пойдет не об эволюции агрессивного поведения  на протяжении жизни, а скорее о возникновении  и закреплении агрессивных реакций.
     Агрессивное поведение – является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс и т.п. состояния. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. На сегодня достигнуты впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека.
     Нормы, а тем самым типы и частота  агрессивных форм поведения задаются культурой. Их различия зафиксированы в целом ряде исследований межкультурных различий.
     Наряду  с общими для всех культур моментами, каждая из них обладает своими специфическими нормами и критериями оценок агрессивного поведения. Что запрещается, что  разрешается, а что и поощряется. Часть запретительных норм собрана в уголовных кодексах. В отличие от запретных, разрешенные нормы и положительно оцениваемые формы агрессии кодифицированы слабо; примером могут служить проявления агрессивности в определенных видах спорта, или же оскорбительная едкость губительных острот.
     При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических оснований, большинство  из них попадает под одну из четырех  категорий. Агрессия относится в  первую очередь:
     1) врожденным побуждениям или задаткам;
     2) потребностям, активизируемым внешними стимулами;
     3) познавательным и эмоциональным  процессам;
     4) актуальным социальным условиям  в сочетании с предшествующим  научением.
     Агрессия  имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-нибудь в невыгодном свете, публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
     Люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят вред неодушевленным предметам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Такие действия могут иметь большое сходство с агрессивным поведением, но все же они рассматриваются как явно эмоциональные или экспрессивные по природе и поэтому не являющиеся примерами агрессии.
     Ввиду того, что проявления агрессии у  людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом (Bass, 1976). По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Так же Басс разделил агрессию на враждебную и инструментальную.
     “Когда  люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем”.
     Басс (Buss, 1961) предложил свое определение агрессии, в котором агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
     Второе  определение, которое предложил  Фешбач (Feshbach, 1970), содержит следующее  положение: чтобы те или иные действия были квалифицированны как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
     И наконец, третья точка зрения, предложенная Зильманном (Zillmann, 1979), ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных и физических повреждений.
     Несмотря  на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты  в области социальных наук склоняются к принятию единого определения. В это определение входит как  категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.
     Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
     Определение предполагает, что агрессия рассматривается  как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями – таким как злость; с мотивами – такими как стремление оскорбить или навредить. Все эти факторы несомненно играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, но их наличие не является необходимым условием для подобных действии.
     Термин  враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому на кого нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными слова, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим людям не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.
     Многие  психологи признают существование различных типов агрессии, например, Бандура считает, что несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией.
     Некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. Зильман (Zillmann, 1970) заменил “враждебную” и “инструментальную” на “обусловленную раздражителем” и “обусловленную побуждением”.
     Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других).
     Агрессия, обусловленная побуждением, относятся к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.
     Додж  и Койи предложили использовать термины  реактивная и проективная.            Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проективная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение, направленное на получение определенного позитивного результата. Исследования Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух различных типов агрессии. Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.
     Итак, с точки зрения зарубежных ученых агрессия и агрессивное поведение  являются негативными формами, препятствующие каким либо позитивным, развивающим  личность тенденциям.
     Теории  агрессии
     Проблема  агрессии и агрессивного поведения  волновала главным образом зарубежных психологов. Обратимся к характеристике классических теорий агрессии, которые  лежат в основе многих современных  взглядов на агрессивное поведение.
     Так, З. Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл “инстинктом смерти”) с самого себя на внешние объекты.
     Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки.
     Хотя  Лоренц, помимо всего прочего, считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как сделали  бы нас беззащитными. Тот факт, что, будучи одарены “бойцовским инстинктом”, мы не обладаем средствами его торможения, вызывал у него серьезные опасения.
     Идея  о том, что агрессия – инстинкт, потерпела крах, когда последняя  вошла в перечень возможных человеческих инстинктов, охватывающий едва ли не все  мыслимое поведение человека.
     Представители биологической теории агрессии утверждали, что агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого “центра агрессии”. Однако и у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает.
     Дезактивация  их ведет к уменьшению враждебности. Поэтому даже самых кротких животных можно привести в ярость, а самых свирепых – укротить.
     Наследственность  влияет на чувствительность нервной  системы к возбудителям агрессии. Давно известно, что животных многих видов иногда разводят из-за агрессивности.
     Наш темперамент – то, насколько мы восприимчивы и реактивны, дан нам от рождения и зависит от реактивности нашей симпатической нервной системы.
     Темперамент человека, проявляющийся в самом  раннем детстве, обычно не меняется в  течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного  ребенка могут возникнуть нарушения поведения в подростковом возрасте.
     Биохимическая теория агрессии утверждает, что химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. И лабораторные эксперименты и данные полиции показывают: находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивные действия. Люди, виновные в совершении насилия, часто:
     - злоупотребляют алкоголем;
     - становятся агрессивными на фоне  интоксикации.
     В реальном мире под воздействием алкоголя совершается почти половина преступлений, связанных с совершением насилия, в том числе сексуального. Алкоголь усиливает агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий.
     На  агрессивность также влияет мужской  половой гормон – тестостерон. Хотя по-видимому, влияние гормонов ярче проявляется у животных, чем у  людей, препараты, понижающие уровень  тестостерона у мужчин, склонных к  насилию, ослабляют их агрессивные  тенденции.
     Фрустрационная  теория имеет свои отличительные от других теорий особенности. В данной теории агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основоположником этого направления считается Дж. Доллард. По его мнению, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижения удовольствия.
     Дж. Доллард утверждает, что, во-первых агрессия всегда есть следствие фрустрации, и во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема “фрустрация – агрессия” базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.
     Агрессия  понимается как намерение навредить  другому своим действием, как  “акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму”.
     Фрустрация  возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого  действия, значимости препятствия к  достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.
     Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказание своих детей за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно определяют, какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.
     Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Так, например, ребенок, которому мать не разрешает драться или баловаться, начинает оскорблять ее и упрекать в не любви.
     Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребенок, который не может наказать или “отшлепать” провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок. Или разозленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем не повинного младшего. Возможен и другой пример из школьной жизни: когда мальчикам запрещают драться с девочками, они исподтишка дергают их за косички.
     Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа.
     Катарсис – это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.
     Представление о том, что акты агрессии снижают  вероятность проявления агрессивности  в дальнейшем, не является открытием  З. Фрейда и другие психоаналитики придают большое значение эффекту катарсиса, часто объясняя им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь объектом агрессии, не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот повышает.
     Фрустрационная  теория также не избежала замечаний в свой адрес. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой взаимоопредопределенности самой схемы “фрустрация – агрессия”. Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц: он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, – гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Так же Берковитц признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.
     В концептуальную схему “фрустрация  – агрессия” Л. Берковитц ввел три существенных поправки:
     а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
     б) даже при состоянии готовности агрессия не всегда возникает без надлежащих условий;
     в) выход из фрустрирюущей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
     В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения  и разделился на два относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались приверженцами  фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся: сходство-несходство агрессора и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.
     Сторонники  второго течения создали собственную  концепцию фрустрации, в основу которой  положен анализ фрустрационных ситуаций, классификации и типологии реакций  на фрустрацию. Так С. Розенцвейг выделяет три типа причин, вызывающих фрустрацию:
     1) лишение – отсутствие необходимых  средств для достижения цели  или удовлетворения потребности; 
     2) потери – утрата предметов  или объектов, ранее удовлетворявших  потребности; 
     3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.
     Кроме того многие исследователи стали  рассматривать агрессию лишь как  один из возможных выходов из фрустрирующей  ситуации. Более того, некоторые  из них пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль. Например, в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождающимся агрессивностью, которая не проявляется открыто: уйти, громко хлопнув дверью.
     Представляет  интерес теория социального научения (бихевиоральная модель). В отличие  от других эта теория гласит, что  агрессия представляет собой усвоенное  поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.
     Теория  социального научения – это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.
     Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более  эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех – силу тенденции торможения. Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:
     Положительное подкрепление – это любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.
     Отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.
     Типы  агрессии и ее происхождение
     Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществование людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
     Агрессивность - устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Её уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важные из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия.
     Агрессивность – одна из врождённых установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.
     Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается  нами как поведение или действие, направленное на нанесение физического  или психического вреда.
     Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Это определение включает в себя следующие положения:
     -агрессия  всегда подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
     -в  качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам;
     -жертвы  должны обладать мотивацией избегания  подобного с собой обращения 
        Основатель психоанализа З.Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе “По ту сторону принципа удовольствия” (1912). В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Он считал, что агрессия в человеке это- проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал(1933), что Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию. Но каким образом, в таком случае, человек живет достаточно долго, имея врожденный инстинкт смерти? Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии. Фрейд как известно, тоже вначале использовал термины “агрессивный” и “активный” как синонимы (1909), хотя в дальнейшем, в работе “Новые вводные лекции” (1933), он использовал слово “активный” не как синоним агрессивности, а как наиболее важную характеристику этого инстинкта.
     Parens также отмечает, что агрессия  может проявляться в разных  формах, однако все эти формы имеют одну общую черту. Они представляют собой попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим миром.
     Достижение  любой цели требует взятия под  контроль каких-либо факторов, встречающихся на пути к цели (способствующих или препятствующих ее достижению). Цель, выражаясь языком информационной термодинамики есть стремление к борьбе с хаосом (энтропией) к структурированному состоянию упорядочению. Для этого необходима энергия. Назовем ее в данном случае активностью. Тогда агрессия есть модулированная энергия, направленная на устранения препятствий, ведущих к цели.
     Вместе  с тем Фрейд придавал не столь  большое значение феномену агрессии, считая либидо и инстинкт самосохранения доминирующими силами в человеке. Его ученик Адлер в 1908 г. в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие агрессивного стимула в качестве всеобщего (“основного”) инстинкта. Отсюда все примитивные влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому главному (агрессивному) стимулу.                              Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической энергии, служащей для компенсаторного преодоления (агрессивным путем) органических недостатков, свойственных тому или иному индивиду; “…неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса”. В случае одномоментного проявления, сексуального, и агрессивного инстинктов последний (по мнению Адлера) всегда доминирует. В последующем Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт (импульс) есть способ преодоления препятствий, преград на пути к цели, витальным потребностям и следовательно адаптации.
     Этологический подход. Согласно Лоренцу (Лоренц, 1966, 1964), агрессия берет начало, прежде, всего  из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Он предполагал, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три  его важные функции. Во-первых. Борьба рассеивает представителей видов на географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. В отличие от Фрейда у Лоренца был совершенно определенный взгляд относительно накопления и разрядки инстинктивной, агрессивной энергии.
     Он  считал, что агрессивная энергия  генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе. Регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, чем большее количество энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически если с момента последнего, агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула.
     Лоренц  отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
     Несмотря  на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил. Он более оптимистически смотрел  на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал. Что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может таким образом снизить вероятность вспышек насилия.
     Ардрти  утверждает, что в результате естественного  отбора появился новый вид – «охотники»: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе престали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.
     Основной  аргумент социо-биологов сводится к  следующему: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение. То есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений (Барах, 1977). Таким образом, социо-биологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается.
     Согласно  социо-биологическому подходу, агрессивное взаимодействие с конкурентами представляет собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами.
     Таким образом, социо-биологи полагают следующее: агрессивность – это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что. В свою очередь обеспечивает успех в естественном отборе.
     Агрессия  берет начало от побуждения, определяемого  как «неинстинктивная мотивационная  сила, являющаяся результатом лишения  организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации» (Зиллманн, 1939).
     Зильманн (1983г) утверждал, что агрессия обусловлена  возбуждением, то есть конструктом, который  можно наблюдать и измерять. Наиболее любопытным аспектом теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться, то есть переноситься на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки медленно исчезающего раздражения могут вливаться в последующие. Потенциально независимые (от данного стимула) эмоциональные реакции и переживания (Зильманн, 1983 г.).
     То, что эти положения уместны для понимания человеческой агрессии, было продемонстрировано в исследованиях. Обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность (Зильманн, Катчер и Милански, 1972), фильмы с изображением насилия (Зильманн, 1971) и так далее – способствуют возникновению и проявлению агрессивных реакций. Подобные процессы могут также способствовать уменьшению вероятности появления агрессивных реакций или снижению их силы.
     Берковиц  перенес акцент с посылов к  агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнул, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью, фрустрация или другие аверсивные стимулы, например боль, неприятные запахи, жара провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Берковиц (Берковиц, 1989) утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Блокировка достижения цели, например, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. То, как индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие.
     Зильманн (1988) доказывал, что познание и возбуждение  теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Он доказывал, что при высоких уровнях возбуждения снижается способность к познавательной деятельности, и это приводит к импульсивному поведению.
     Итак, всем имеющимся теориям агрессии свойственны следующие обобщения: Проявление агрессии объясняют биологические  и социальные факторы; Агрессивность  может быть не только жестокой, но и  нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.
     Выделенные  нами типы агрессии характеризуют человека, в большей степени так, что  его реакции слабо представляются нормативными, то есть одобряемыми  в обществе, а также ярко прослеживается картина связи агрессивного поведения с определенными личностными качествами.
     Для дальнейшего изучения проблемы особенностей агрессивного поведения людей с  депрессивной структурой личности, нам  представляется важным рассмотреть  различные составляющие депрессии  и ее место в структуре личности.
     Конфликт  как сложное социальное явление  характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них является его сущность, причины, функции, виды конфликта. 

     Виды  агрессии.       
       По мнению Г.Паренса, любая форма агрессии - враждебность, упрямство, упорство - вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г.Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы. 
      Недеструктивная агрессия (настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения человека. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний. 
       Враждебная деструктивная агрессия - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева.

     Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому. Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм - переживание чрезмерной боли или дистресса. Как известно, человек, осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает чувство одиночества. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Таким образом, агрессивность - феномен накопительный.
      
Таблица 1 
Классификация видов агрессии

По  направленности на объект
Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика          Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
По  причине появления Реактивная  агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее) Спонтанная  агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, несправоцированная агрессия при психических заболеваниях)
По  целенаправленности Инстументальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющийся больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и прочее
По  открытости проявлений Прямая  агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы "не в духе", срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка; и прочее
По  форме проявления Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику 
Экспрессивная  - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса, и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая  - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В таблице 1 представлены различные основания для классификации видов агрессии. Безусловно, она не является исчерпывающей, однако позволяет сориентироваться и в многообразии подходов, и в широте теоретических толкований явления агрессивности. 
В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка.

Причины влияющие на возникновение  агрессии
     Усвоение  агрессивного поведения
     На  становление агрессивного поведения  детей влияют следующие источники:
     1. Семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
     2. Взаимодействие со сверстниками.
     1. Символические примеры агрессивного  поведения, предлагаемые масс-медиа.
     Семейные  взаимоотношения
     Именно  в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Исследователи обнаружили, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными или не ощущают родительской поддержки они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
     Исследователи обнаружили, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению. Стиль семейного руководства.
     Изучение  зависимости между практикой  семейного руководства и агрессивным  поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем в целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимися агрессивным поведением. Эрон и другие обнаружили, что дети, подвергшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивными.
     Паттерсон и его коллеги обнаружили, что два параметра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в полицию. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были последовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.
     Исследователи обнаружили, что младшие братья или  сестры чаще начинают драку. Кроме того, дети редко ведут себя агрессивно, если наказывают старших. С детской агрессивностью связаны: 1) негативизм матери - враждебность, отчужденность, безразличие ребенка; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов - физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка - уровень активности и вспыльчивость.
     Взаимодействие  со сверстниками
     Ига со сверстниками дает детям возможность  научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление).
     Агрессивных детей сверстники не любят и часто  навешивают на них ярлык «самых неприятных». Такие дети демонстрируют социальное поведение такое как вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), вызывающие неприязнь. Исследователи обнаружили, что школьников с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих лучших друзей такое же количество сверстников, что и менее агрессивных. Как и предполагалось агрессивные дети склонны объединятся со столь же агрессивными сверстниками.
     Одно  из классических открытий социальной психологии - то, что на людей зачастую сильно поступки или слова окружающих. Такое обучающее поведение играет важную роль в объяснениях воздействий  примеров насильственного поведения.
     Индивидуум, наблюдающий агрессивное действие других, зачастую может кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и признакам чужой боли. И, наконец, люди, часто наблюдающие насилия, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Итак, эксперименты приводят к одному и тому же выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.
     Влияние телевидения
     Просмотрев  сетку вещания было обнаружено, что  две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического  принуждения, сопровождающиеся угрозой  избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.
     Подготавливает  ли телепоказ криминальных сюжетов  к воспроизведению тех моделей  поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии.
     Последняя гипотеза, являясь вариацией катарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям  высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения.
     Катарсис (эмоциональная разрядка). Согласно этой теории агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии.
     С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько  раз быстрее, чем численность  населения. Защитники же утверждают, что эпидемия насилия является результатом действия многих факторов. Споры продолжаются до сих пор.
     Взаимосвязь между просмотром телевизионных  программ и поведением. Чем больше насилия в передаче, тем более  агрессивен ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постепенно обнаруживается в различных странах.
     Итак, можем ли мы сделать вывод, что  телевидение дает обильную пищу для  агрессии? Изучая мальчиков, исследователи  сделали вывод, что в отличие  от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большем количестве совершали почти в половину больше правонарушений в течение последних шести месяцев. Это дало основание полагать, что у «заядлых» отклонение в поведении действительно происходит благодаря телевидению.
     Ирон  и Хьюсман обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в детско возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей вероятностью совершали  серьезные преступления.
     Но  и это еще не все. Везде и  всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств.
     Заключение  некоторых исследователей таково; просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены  тесно связан с антисоциальным поведением. Это влияние является не очень  сильным; фактически иногда оно настолько умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более того, агрессия в экспериментах скорее находится на уровне толкания друг друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин.
     Проведенные опросы среди подростков, взрослых показали, что «заядлые» зрители (четыре часа в день и более) чаще, чем балующиеся (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершенно нападение.
     Внешние детерминанты агрессии. Боль
     Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем  большую жестокость, чемсильней вызванные у них болевые ощущения.
     «Психологическая  боль» - это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает  агрессивность также и у людей. Многие из нас могут вспомнить  подобные реакции, которые у нас  вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль.
     Берковиц  сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.
     Жара
     На  протяжении веков люди рассуждали о  влиянии климата на поведение  человека.
     Изменение климата могут влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха - все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара.
     Массовые  беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Водители автомобилей, не оснащенных кондиционером, чаще сигналят сбавляющим скорость машинам.
     Однако  надежных доказательств того, что между температурой и агрессией существует прямая зависимость нет. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.
     Атакующее поведение
     Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».
     Теснота
     Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства - также является стрессочным фактором.
     Состояние стресса, испытываемое животными в  перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших  городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.
     Возбуждение
     Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение
     действительно усиливает эмоции.
     Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать  друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг.
     Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают  возбуждение. При этом возбуждение  в сочетании с враждебными  мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.
     Насильники
     Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал.
     Работы  показывают, что эти лица, несмотря на сравнительную
     немногочисленность, несут ответственность за необычайно высокий процент случаев с применением насилия.
     Исследователь пришел к выводу, что насильников (не контролирующих себя агрессоров) можно  разделить на несколько типов. Одни из них руководствуются социальными  целями и мотивами (например, поддержание  своего имиджа), в то время как другие стремятся эксплуатировать других и насаждать свою власть (запугивание, эксплуатация). Некоторые ведут себя агрессивно из-за убеждения, что «за ними охотятся», а также из-за страха, что сами стаут жертвами, если не нанесут удара первыми.
     Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда  чрезмерная сдержанность становится опассной.
     Мегарджи  пришел к заключению, что виновные в совершении поступков с применением  крайних форм насилия являются чрезмерно  контролирующие себя агрессоры - лица, обладающие мощными сдерживающими силами, препятствующими совершению агрессивных действий. Такие люди обычно редко реагируют на провокацию, предпочитая прятать свой гнев под мнимым безразличием. С течением времени, однако, если провокации не прекращаются, даже их чрезмерное терпение лопается. Люди неожиданно прибегают к насилию. После «выброса» агрессии они опять возвращаются к своему прежнему состоянию пассивности.
     Гендер  и агрессия: мужчины  и женщины как  агрессоры.
     Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии.
     Данные  исследований свидетельствуют, что  мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений - противоположных моделей и теорий о функциях - об агрессии. Женщины  рассматривают агрессию как экспрессию - как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.
     Мужчины более склонны прибегать к  прямым формам агрессии, а женщины  предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.
     Роль  наследственного фактора в формировании агрессивного поведения человека.
     Вместо  того чтобы утверждать, что природа (то есть биологические процессы) или  же воспитание (то есть научение, влияние  среды) несут ответственность за агрессивное поведение, мы займем позицию, согласно которой ни один из этих факторов в полной мере не ответственен за человеческую агрессию. Хотя в основе ее проявления биологические процессы находятся в зависимости от социальных и средовых процессов и тесно взаимодействуют с ними.
     Если  люди имеют одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, можно считать подобное поведение наследственным.
     По  словам исследователей, «если у значительного  числа осужденных приемных детей  осуждены их биологические родители. то это свидетельствует о влиянии генотипа на формирование преступного поведения».
     Наследуемость склонности к совершению преступлений отнюдь не означает безусловной наследуемости  склонности к агрессии: лица, поведение  которых изучалось в этих исследованиях, зачастую совершали ненасильственные преступления. В целом полученные данные свидетельствуют о наследуемости склонности к криминальному поведению. Однако роль биологического фактора в формировании агрессивного поведения отнюдь не исключает влияния на это формирование факторов окружающей среды.
     Алкоголь
     Стимуляторы оказывают мощное воздействие на поведение людей, совершающие преступления с применением насилия, часто  находятся в этот момент под влиянием алкоголя. Даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. Тэйлор и Гаммон обнаружили, что незначительные дозы (15 г. На каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г. на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.
     Сексуальная агрессия
     Сексуальное принуждение подразумевает половое  сношение вследствие применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны. Наиболее характерным личностным фактором сексуальной агрессии является агрессивность.
     Всплеск физического и сексуального насилия  совпал по времени с учащением  появления в средствах массовой информации кровавых и откровенно непристойных сцен.
     Порнография и сексуальное насилие
     Неоднократный просмотр эротичных фильмов, изображаюших «скоростной секс» и ни к чему не обязывающий секс, имеет ряд  последствий:
     - Менее возбужденный партнер кажется менее привлекательным.
     - Возрастает толерантность к внебрачным  сексуальным связям, и
     укрепляется представление о том, что женщина  должна быть сексуально безотказна.
     - Мужчина начинает воспринимать  женщину прежде всего как сексуальный  объект.
     В типичном эпизоде сексуального насилия  мужчина принуждает женщину к  половому
     акту. Сначала она сопротивляется. Однако постепенно она приходит в состояние  сексуального возбуждения, и от ее сопротивления  не остается и следа. Социальные психологи  сообщают, что показ подобных сцен может 1) искажать представление о том, как женщина в действительности реагирует на сексуальное принуждение, а также 2) повышать агрессивность мужчин в отношении женщин. Имеется много свидетельств тому, что порнография может провоцировать мужчину на агрессивное поведение с женщиной. Корреляционные исследования подтверждают такую возможность.
     Во  всем мире вслед за широким распространением порнографии в течение 1960 - 1970-х  годов резко возросло количество изнасилований, кроме тех стран и регионов, где порнография находилась под контролем. Конечно, эта взаимосвязь еще не доказывает того, что порнография является основной причиной сексуального насилия.
     По  данным проведенного опроса 22% женщин сообщили о том, что были объектами  сексуального принуждения со стороны мужчин. О каждом третьем их четырех случаев изнасилования ранее незнакомыми мужчинами и почти обо всех случаях изнасилования знакомыми пострадавшие не сообщают в полицию. Таким образом, официальные данные о сексуальном насилии дают весьма необъективное представление о реальных масштабах явления.
     Агрессия  наиболее выражена у людей со сформированными  установками на одобрение насилия, рассадником которых является порнография. Мужчины, чье сексуальное поведение  оскорбительно и агрессивно, обычно стремятся к доминированию, проявляют враждебность в отношении женщин и сексуально опыта.
   1.2 Особенности проявления детской агрессивности
     Многие  века ребенка рассматривали как  взрослого, только небольшого, слабого  и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
     Довольно  быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (“Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!”), до прямых оскорблений и угроз (“Ты - уродина”, “Ну и дурак ты!”, “Сейчас как дам больно!”). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
     Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление  привлечь к себе внимание сверстников; 
- стремление получить желанный результат; 
- стремление быть главным; 
- защита и месть; 
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

     У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
     Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить  боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
     Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков; 
- сниженный уровень саморегуляции; 
- неразвитость игровой деятельности; 
- сниженную самооценку; 
- нарушения в отношениях со сверстниками.

     Следует подчеркнуть, что в большинстве  случаев агрессивные действия детей  дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
     И. А. Фурманов делит  агрессивное поведение  детей на две формы:
     А. Социализированная.
     Дети  обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой  уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения  внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.
     У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и  не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: “Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают”. Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно. 

     Б. Несоциализированная.
     Дети  обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного  мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
     Особенности агрессии детей и подростков:
     1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен “самоотрицания”, поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.
     2. Далеко не все агрессивные  дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
     3. Агрессия часто возникает без  реального повода.
     Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в  основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.
     Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.
     Предвижу возмущенные возгласы многих педагогов: “Так что ж, давать им друг друга колотить почем зря?” Отвечаю: “Уважаемые, к чему такая примитивная дихотомия - либо давить, либо распускать?”
     Что касается родителей, то очень часто  требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. И в таких случаях родителю (бабушке, воспитателю) лучше честно признаться в этом сначала самому себе. А потом довести до детей в прямой и понятной для них форме (”мама устала”, “у бабушки болит голова” и т. п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства о ребенке.
     Пуританское воспитание приводит к тому, что дети перестают (вернее, не научаются) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным - у них не хватает практики. Наверно, у каждого из нас в детстве был печальный, но полезный опыт, когда мы весьма сильно били кого-либо из сверстников (часто “превышая пределы необходимой самообороны”). Реакция родителей и других взрослых тогда, да и собственный страх от содеянного, явились ценным вкладом в наше развитие и научили в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.
     Формирование детской агрессивности
     В первые годы жизнь ребенка всецело  зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
     Многое  зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
     Первый  вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного  результата с помощью агрессии, ребенок  вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении  в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
     Второй  вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.
     Однако  это крайние варианты, встречающиеся  относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.
     Попав в ситуацию, когда его потребности  не удовлетворены, ребенок (как и  взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:
     - совладать с событиями и изменить  ситуацию в нужном ему направлении;
     - восстановить свое эмоциональное  равновесие, несмотря на неблагоприятную  ситуацию (в основном - с помощью  механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания  и пр.). В этом случае отрицательные  эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.
     Между тем, управляемые механизмы психологической  защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью  агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.
     Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется ( становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.
     У многих людей, особенно агрессивных  по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.
     Развитие  внутреннего контроля у детей  и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать  как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А “исправляя ошибки” после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.
     В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости  от родителей и вести себя максимально  самостоятельно. В своем поведении  они идентифицируются уже не с  отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.
     Чего  добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется “послушным”), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.
     У агрессивного ребенка хуже развивается  самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг: 
     Варианты  проявления детской агрессивности
     Классифицировать  проявления детской агрессивности  можно по-разному - можно применить  общие схемы (см. таблицу 1), но удобнее  использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности  проявлений агрессии.
     Далее приведены две такие схемы. В основе первой лежат проявления агрессии, второй - механизмы агрессивного поведения.
     Вариант 1.
     И. А. Фурманов, основываясь на проявлениях  агрессии, выделяет четыре категории  детей:
     1. Дети, склонные к  проявлению физической агрессии
     Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность  в себе) сочетается с честолюбием  и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.
     Кроме того, эти дети отличаются малой  рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано  с недостаточной социализацией  и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.
     Агрессивные дети действуют импульсивно и  непродуманно, часто не извлекают  уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.
     2. Дети, склонные к  проявлению вербальной агрессии
     Этих  ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. 
     Еще одной особенностью таких детей  является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным  складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки  раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
     Спонтанность  и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний  и внутренних конфликтов.
     3. Дети, склонные к  проявлению косвенной агрессии
     Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная  социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят  их последствий и не переносят  оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.
     Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной  стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному  признанию, с другой - феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.
     4. Дети, склонные к  проявлению негативизма
     Ребят этой группы отличают повышенная ранимость  и впечатлительность. Основные черты  характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.
     Вариант 2.
     Если  брать за основу движущие силы, мотивацию  агрессии, то в одном случае таковой  будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого.
     Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:
     1. Импульсивно-демонстративный  тип
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.