На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Оценка введения обязательного страхования владельцев автотранспортных средств в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт  экономики и внешнеэкономических  связей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по  дисциплине «Страхование»
на  тему: «Оценка введения обязательного страхования владельцев автотранспортных средств в России»
студента 2 курса заочного отделения
группы  2009-З-ФК-2
Медведева Александра Викторовича 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Татаркин Сергей Николаевич 
 

     Содержание 

Введение
1. Договор страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.1. Общие положения
1.2. Порядок заключения  договора
1.3. Права и  обязанности сторон
1.4. Прекращение  договора и признание договора  недействительным
2. Сравнительный анализ  законодательства  о страховании ответственности владельцев транспортных средств РФ и стран СНГ
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В период слома старой экономической  системы и формирования новых  рыночных отношений, существовавшая система  государственного страхования практически распалась.
     С начала 90-х гг. в Российской Федерации  страхование стало возрождаться. Появилось множество компаний, предоставляющих  страховые услуги. Для регулирования  их деятельности в нашей стране было принято много нормативных актов. Основными среди них являются: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик»1, затем Закон «О страховании»2, второй части Гражданского кодекса РФ3, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»4 и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»5.
     Данная  работа посвящена страхованию гражданской  ответственности владельцев транспортных средств.
     25 апреля 2002 г. Президентом РФ был  подписан закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и с 1 июля 2003 г. закон вступил в действие.
     В связи с ведением в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств», как в практическом, так и в теоретическом аспекте по данному виду страхования выявился ряд проблем.
     В настоящей работе освещены следующие  проблемы:
     Что такое страхование ответственности, и какова его правовая природа?
     К какому виду, имущественному, личному или как  самостоятельный вид страхования, относиться страхование ответственности?
     Каковы  особенности правоотношений по страхованию  ответственности?
     Возможно  ли применение суброгации к страхованию  ответственности?
     Является  ли договор страхования ответственности договором в пользу третьих лиц (выгодоприобретателя)?
     А также, на наш взгляд, достаточно интересным представляется обзор законодательства стран СНГ, в которых уже действует  обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств.
     Значение  страхования гражданской ответственности  важно как для страхователей, так и для потерпевшего.
     Возмещение  убытков, причиненных третьим лицам, иногда может оказаться совершенно непосильным для виновного лица. Оно может вызвать его разорение, потерю благосостояния в случае значительных убытков. Страхование освобождает страхователя от судебных издержек, судебных разбирательств и т.п.
     Страховые компании располагают большим штатом сотрудников, который дает им возможность  выяснить, насколько основательны претензии потерпевшего, и в каком объеме они подлежат удовлетворению. Частное лицо ни в коем случае не может располагать такими средствами. Быстрое распространение, как добровольного, так и обязательного страхования гражданской ответственности в настоящее время говорит о том, что значение его хорошо осознается обществом.
     Страхование гражданской ответственности улучшает положение и потерпевшего. При  наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая компания всегда может полностью возместить причиненные убытки, как бы высоки они не были. В противном случае, если вред причинен лицом с низким уровнем материального положения и, гражданская ответственность которого не застрахована, то получение возмещения в полном объеме пострадавшей стороной может стать затруднительным.
     Данная работа состоит из  двух глав.
     Первая  глава посвящена договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В данной главе хотелось бы рассмотреть договор со всеми присущими гражданско-правовому договору особенностями, раскрыть понятие договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств данных в разных правилах страхования. Также в данной главе затрагивается вопрос: является ли договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств договором в пользу третьих лиц или нет? Один из параграфов главы посвящен порядку заключения договора, форме договора, сведениям необходимым для заключения договора, а также правам и обязанностям сторон в договоре.
     Вторая  глава затрагивает международно-правовые аспекты страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В данной главе проводится сравнение законодательства Российской Федерации и законодательства стран СНГ: Белоруссии, Грузии и Молдовы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Договор страхования гражданской ответственности
     владельцев  транспортных средств
     1.1. Общие положения
     С вступлением в силу Закона «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств стало обязательным для всех автовладельцев.  Если до «01» июля 2003 г. заключение договора зависело исключительно от собственного усмотрения сторон, то в случае обязательного страхования его заключение императивно и устанавливается законом. Поэтому, договор страхования гражданской ответственности как добровольная форма является классической моделью частной автономии воли, а договор страхования как обязательный вид страхования является ограниченным, особой разновидностью принудительного договора. 6
     Отношения по страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств оформляются  договором. Элементы правоотношения, которые  возникают при заключении договора, были рассмотрены выше. Поэтому в этой главе хотелось бы рассмотреть договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как институт страхования.
     По  договору страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств одна сторона (страховщик) за определенную плату (страховую премию), обязуется возместить ущерб, причиненный другой стороной, страхователем, третьим лицам.
     В правилах добровольного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховой компании "РОСНО" дается такое определение договору страхования. По договору страхования, заключенному на условиях настоящих правил. Страховщик обязуется за обусловленную договором  итстраховую плату (страховую премию) при наступлении события, предусмотренного в договоре страхования (страхового случая), выплатить страховое возмещение в размере причиненного страхователем ("застрахованным лицом") вред потерпевшим лицам, но не более страховой суммы, установленной в договоре страхования. 7
     Российский  союз автостраховщиков дает другое понятие договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором страховую плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), убытка, возникшие вследствие причинения вреда его жизни, здоровью или его имуществу (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором страхования страховой суммы (лимита страхового возмещения), а также компенсировать страхователю судебные и внесудебные расходы, связанные с наступлением его ответственности за причинение вреда третьим лицам. 8
     Закон "Об обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств" так определяет договор страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события  (страхового случая)возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной в договоре суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и является публичным. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
     Договор страхования гражданской ответственности  обладает всеми признаками присущими  договору страхования. Он может быть как реальным, так и консенсуальным. Реальный он тогда, когда вступает в  силу с момента уплаты страхователем  всей страховой премии или первого страхового взноса. Консенсуальным договор считается, если в самом договоре предусмотрен иной порядок вступления договора в силу.
     Договор страхования ответственности владельцев транспортных средств носит срочный  характер. Как правило он заключается сроком на один год, но возможны и более короткие сроки. После вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» у граждан появилась возможность заключить договор страхования с учетом ограниченного использования ими транспортного средства. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанным страхователем и/или сезонное использование транспортного средства (в течение шести и более определенных, указанных в договоре месяцев в календарном году).
     Цель  договора состоит в ограждении страхователя от возможного вреда, который в данном случае выражается в умалении имущества  страхователя в связи с его  обязанностью возместить причиненный  им ущерб третьему лицу.
     Достаточно  спорным является вопрос о том, является ли договор  страхования ответственности  владельцев транспортных средств договором  в пользу третьего лица или нет.
     В соответствии с п. 3 ст. 931 ГК РФ «договор риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано в чью пользу он заключен». В то же время ст. 430 ГК РФ говорит, что «договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу».
     Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п.1, ст.430 ГК РФ). Договор страхования ответственности заключается между страхователем и страховщиком. Исполнение же по нему следует лицу, не участвующему в договоре – потерпевшему.
     Довольно  интересной представляется точка зрения Брагинского М.И. об участии третьего лица в договоре страхования ответственности. Брагинский М.И. выделяет два подвида  данного договора. Это договор  страхования риска ответственности  за причинения вреда, а также договор страхования ответственности за причинение вреда.
     По  первому договору страховым случаем  служит возложение на страхователя ответственности  за причиненный вред потерпевшему. Особенность указанного договора состоит, прежде всего, в том, что в нем потерпевший от причинения вреда вообще не участвует. По этой причине такой договор может быть построен по конструкции договора в пользу третьего лица лишь в том случае, если в качестве третьего лица будет выступать лицо, чья ответственность страхуется. Так, например, страхователь может застраховать либо риск собственной ответственности за причинение вреда при использовании  принадлежащей ему автомашины, либо, таким же образом, риск ответственности владельца другой автомашины. Заключенный таким образом договор полностью укладывается в рамки договора в пользу третьего лица. И тогда, в этом случае, третье лицо (владелец автомашины, чей риск ответственности за причинение вреда был застрахован договором,  заключенным иным лицом-страхователем) обладает безусловным правом обратиться с соответствующим требованием непосредственно к страховщику, т.е. осуществить обычные для выгодоприобретателя в договоре страхования права. Имеется в виду, что подобно страхователю, застраховавшему собственный риск ответственности, выгодоприобретатель может потребовать от страховщика компенсировать произведенные потерпевшему выплаты. Таким образом, последовательность  в ответственности в таком договоре в том, что потерпевший обращается с требованием к выгодоприобретателю, а тот, удовлетворив требования потерпевшего, напрямую адресует собственное требование о компенсации произведенных выплат страховщику. 
     Во  втором виде договора (страхования  ответственности за причинение вреда) страховым случаем служит само причинение вреда как таковое, породившее обязанность причинителя его возместить. При этом имеется в виду, что страхователь, возместив потерпевшему вред, обращается с требованием о компенсации выплаченного к страховщику.  В данном случае, мы не можем говорить о договоре в пользу третьего лица.
     Однако, применительно и к этому договору может быть использована конструкция  договора в пользу третьего лица.  Речь идет о том, что третье лицо – это потерпевший и как  таковой он приобретает право, минуя  страхователя обратиться со своими требованиями непосредственно к страховщику. В отличие от выгодоприобретателя в договоре страхования риска ответственности такой же выгодоприобретатель в договоре страхования ответственности – потерпевший должен доказать лишь то, что перед ним несет ответственность за причиненный вред страхователь. Выступление в договоре страхования в пользу третьего лица дает возможность потерпевшему приобрести альтернативное право предъявлять свое требование о возмещении вреда по своему выбору либо страхователю, как тому, кто несет ответственность за причинение вреда, либо непосредственно страховщику. 
     Таким образом, возможны две конструкции  договора страхования ответственности: простая, когда в договоре участвуют  только страховщик и страхователь, и сложная – по модели договора в пользу третьих лиц. 9
     Однако, можно найти достаточно весомые  доводы против признания этого договора - договором в пользу третьего лица.
     Во  – первых, при страховании ответственности  нет никакой возможности определить при заключении договора в чью пользу он заключен. Более того исполнение договора может и не произойти, в случае если страховой случая не наступит. Но сам договор страхования будет существовать в течении всего страхового периода. Достаточно четко эту ситуацию определил Новицкий И.Б. "Если два лица заключают договор, вовсе не имея в виду определенного постороннего субъекта, но обстоятельства сложились таким образом, что третье лицо получило от этого договора известные выгоды, договор в технико-юридическом смысле не признается договором в пользу третьего лица".10
     Во  – вторых, основанием договора в  пользу третьего лица является намерение  лица, заключающего этот договор, произвести какое-то имущественное предоставление в пользу другого. У страхователя ответственности нет такого намерения. Он заключает договор с целью обеспечения себя на случай возникновения у него деликтного обязательства перед третьим лицом. Для страхователя этот договор призван облегчить его положение при наступлении страхового случая. Это облегчение выражается в том, что страховщик за него производит выплаты потерпевшему третьему лицу. Из этого можно сделать вывод, что юридическая суть этой выплаты не в материальном предоставлении третьему лицу, а в исполнении обязательства из причинения вреда. 
     Исходя  из вышеизложенного, по нашему мнению, конструкция договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не является договором в пользу третьих лиц.
     Данный  договор будет договором в  пользу третьих лиц, если он заключен между страхователем и страховщиком в пользу выгодоприобретателя – владельца машины, чьей риск ответственности застрахован договором, заключенным иным лицом – страхователем. В равной степени, договором в пользу третьего лица будет договор, если в силу условий договора или нормы в законе за потерпевшим признается право на предъявление требования о возмещении вреда, заявленного непосредственно страховщику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Порядок заключения договора
     Особенностью  заключения договора страхования является обязательная письменная форма, которая должна соблюдаться под угрозой признания договора недействительным. 11 (п.1 ст. 940 ГК РФ)
     Договор заключается путем составления  одного документа подписанного страхователем  и страховщиком. В тоже время закон  допускает в качестве альтернатива заключение договора с помощью полиса. Договор страхования заключается на основании письменного заявления. Хотя правила страхования могут предусматривать, заключение договора на основании устного заявления страхователя.12   Примером могут служить Правила добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОАО "РосГосстрах – Подмосковье". В соответствии с п.9.1 Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, являющегося неотъемлемой частью договора страхования. Заявление заполняется по установленной форме и составляется в двух экземплярах, один из которых остается у страховщика, а другой возвращается страхователю.13 По Правилам «Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»14 для заключения договора обязательного страхования от страховщика требуется письменное заявление в страховую компанию.
     Указанное заявление страхователя по своей  правовой природе – обычный вызов  на оферту. В свою очередь акцептом – стадией, завершающей заключение договора, служит принятие полиса страхователем. Оно означает согласие страхователя заключить договор страхования на условиях, которые содержатся в полисе.  
     Если  договор страхования заключается  с помощью одного документа, подписанного сторонами, то в данном случае роль полиса точно определена В.И.Серебровским: «Страховой полис выдаваемый в подтверждении заключении договора страхования, является односторонним документом, подписанным страховщиком, и представляет собой обещание страховщика уплатить известную сумму денег в случае наступления в течении установленного срока предусмотренного договором события»15.
     С вступлением в действие Закона «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» документом, удостоверяющем осуществление обязательного страхования стал страховой полис. Одновременно с ним страхователю вручается: перечень представителей страховщика в субъектах РФ, специальный знак государственного образца, а также два бланка извещения о дорожно-транспортном  происшествии.
     При заключении договора страхователь должен предоставить страховщику все необходимые  сведения. К этим сведениям относится: данные о транспортном средстве, данные обо всех дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине страхователя за последние три года. К заявлению должны быть приложены следующие документы: технический паспорт на транспортное средство, а также документы, подтверждающие права владельца транспортного средства на его использование, свидетельство о регистрации в Государственной автомобильной инспекции РФ и прохождении технического осмотра, водительское удостоверение. В случае если страхователем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель необходимо приложить следующие документы: официальное разрешение на осуществление конкретной деятельности, а также анкету, в которой отражаются основные сведения о транспортном средстве,  режиме работы и маршруте следования, список водителей допущенных к управлению и другие документы, свидетельствующие о характере использования транспортного средства.16
     При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику все  известные ему обстоятельства, имеющие  существенное значение для определения  вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. По Закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» к обстоятельствам, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления относятся:
- количество лиц допущенных к управлению транспортным средством;
- возраст и стаж вождения лиц допущенных к управлению транспортным средством;
- мощность двигателя (для легковых автомобилей) и масса транспортного средства (для грузовых автомобилей);
- сдается ли транспортное средство в прокат;
- цели использования транспортного средства (личные, инкассация, учебная езда, скорая помощь, дорожные и специальные транспортные средства, такси и прочие)
- количество пассажирских мест (для автобусов, троллейбусов, трамваев);
- период использования транспортного средства;
- преимущественное использование транспортного средства.
     Последний пункт вызвал у  страхователей недовольство, так как преимущественное использование транспортного средства определяется исходя из того, где оно зарегистрировано, а зарегистрировано транспортное средство по месту регистрации собственника транспортного средства. Однако,страхователем зачастую выступают люди или организации, зарегистрированные совершенно в других регионах. В связи с этим многие страхователи должны оплачивать более высокую страховую премию из-за не правильного определения преимущественного использования транспортного средства. По этому целесообразным было бы внести изменения в порядок определения преимущественного использования транспортного средства в зависимости от регистрации страхователя.
     Если  после заключения договора страхования  будет установлено, что страхователь при заключении договора сообщил  заведомо ложные сведения, то страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным и применения санкций, предусмотренных п.2 статьи 179 ГК РФ.  Например, сообщение заведомо ложных сведений о целях использования транспортного средства, может повлечь признание договора недействительным.
     При заключении договора страхования между  страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по следующим  существенным условиям:
- о конкретном имущественном интересе, являющимся объектом страхования;
- о характере страхового события (страхового риска), на случай наступления  которого осуществляется страхование (страхового случая);
- о размере страховой суммы (лимите страхового возмещения);
- о сроке действия договора.
     В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» существенные условия договора страхования гражданской ответственности следующие:
- имущественный интерес, являющимся объектом страхования - имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации;
- характер страхового события (страхового риска), на случай наступления  которого осуществляется страхование (страхового случая) – причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату;
- размер страховой суммы (лимите страхового возмещения) - страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей;
- срок действия договора - срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев: владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней; при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства обязан до его регистрации заключить договор обязательного страхования на один год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Права и обязанности сторон
     При заключении договора страхования у сторон возникают взаимные права и обязанности. Рассмотрим их.
       Страховщик обязан вручить страхователю  экземпляр  договора страхования  (полис), правила страхования, ознакомить  и разъяснить страхователю содержание  этих правил.  В случае проведения страхователем мероприятий, уменьшивших риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба объекту страхования, страховщик обязан по заявлению страхователя дополнить или изменить договор страхования с учетом этих обстоятельств.
     После наступления страхового случая и получения заявления страхователя о его наступлении страховщик обязан принять заявление страхователя к рассмотрению, при необходимости направить запрос в компетентные органы, составить страховой акт и после подачи потерпевшим заявления по вопросу об осуществлении страховой выплаты, произвести расчеты страховых выплат и осуществить сами выплаты.
     Страховщик  обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении всех сведений, как  о страхователе, так и о третьем  лице – потерпевшим, которые стали ему известны в результате его профессиональной деятельности.
     При составлении договора страхования  страховщик обязан формулировать четкие, поддающиеся однообразному толкованию положения.
     Помимо  обязанностей страховщик имеет определенную группу прав.  Итак, страховщик вправе: проверять информацию, сообщенную страховщиком, направлять запросы в компетентные органы. Страховщик вправе требовать признания договора недействительным, если после заключения договора установлено, что страхователь сообщил заведомо ложные сведения об известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение и увеличивающее риск наступления страхового случая и размер возможных убытков третьих лиц.
     Страховщик  вправе принимать такие меры, которые  он считает необходимыми для сокращения убытков. Он вправе взять на себя с письменного распоряжения страхователя защиту его прав и ведение дел по урегулированию убытков.
     При уведомлении об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, страховщик вправе потребовать изменения условий договора  или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска. Если страхователь  возражает против изменения условий договора или доплаты страховой премии, страховщик вправе потребовать расторжения договора страхования.
     Страховщик также вправе отказать в страховой выплате, если невыполнение страхователем своих обязанностей повлекло невозможность исполнения страховщиком своих обязательств в соответствии с договором страхования.
     По  договору страхования гражданской  ответственности страхователь обязан: своевременно уплачивать страховую премию в сроки предусмотренные договором и правилами страхования. Страхователь обязан сообщать страховщику обо всех заключенных и заключаемых договорах страхования в отношении донного объекта страхования.
     В обязанность страхователя входит сообщить, при заключении договора контрагенту  обо всех обстоятельствах, имеющих  существенное значение для определения  вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков  от его наступления, если это обстоятельства не известны и не могут быть известны страховщику.
     О наступлении страхового случая (дорожно-транспортного  происшествия) страхователь обязан незамедлительно  сообщить в правоохранительные органы. В срок установленный договором  страхования предоставить полную информацию о наступившем страховом случае страховщику. Несвоевременное уведомление страховщика дает ему право отказать страхователю в выплате страхового возмещения. В соответствии с п.45 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователь должен сообщить страховщику о наступившем страховом случае в пяти дневной срок.
     При наступлении страхового случая страхователь обязан уведомить потерпевшего о  том, что его гражданская ответственность  застрахована. Страхователь должен принять все возможные меры к спасению объекта страхования. Страхователь обязан предоставить страховщику все сведения об обстоятельствах причинения вреда, документы из компетентных органов, которые необходимы для установления причин и последствий страхового случая, характера и размере вреда (ущерба). По правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрен следующий порядок действий:
    Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика;
    Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные сотрудниками милиции (при оформлении ДТП сотрудник милиции выдает всем участникам ДТП справку об участии в ДТП и составляет протокол об административном правонарушении, копия которого выдается лицу нарушившему правила дорожного движения РФ17;
    Водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию (совместно со страхователем - юридическим лицом), обязаны заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданный страховщиком;
    Заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, должны быть в течение 5 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены страховщику;
    Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая;
    Потерпевший на момент подачи страховщику заявления о страховой выплате прилагает к заявлению:
         А. справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении;
         Б. извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось  потерпевшим);
    При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
     Практика  определения размера убытков  подлежащих возмещению потерпевшему показала, что не редко возникают разногласия  между страховщиком и потерпевшим  относительно размера материального  ущерба, так как независимые эксперты дают разные заключения по восстановительному ремонту одного и того же поврежденного транспортного средства и подобные разногласия могут быть урегулированы либо соглашением между потерпевшим и страховщиком, либо в судебном порядке.
     В случае предъявлении потерпевшими лицами искового заявления в суд, страховщик обязан выдать доверенность указанному страховщиком лицу на право представлять его интересов в судебном процессе со всеми необходимыми процессуальными полномочиями.
     В случае наступления страхового случая страхователь не имеет право выплачивать возмещение, признавать частично или полностью требования, предъявленные к нему в связи со страховым случаем, а также принимать на себя какие бы то ни было прямые или косвенные обязательства по урегулированию требований баз согласия страховщика.
     Страхователь  вправе: ознакомится с правилами  страхования, а также заключить  договор страхования через своего представителя, имеющего документально  подтвержденные полномочия.
     Страхователь  имеет право платить страховую  премию в рассрочку, досрочно расторгнуть договор, а также изменить по согласованию со страховщиком страховую сумму и срок действия договора страхования. Страхователь может по согласованию со страховщиком заменить в договоре страхования лицо, на которое законом может быть возложена гражданская ответственность за причинение вреда (застрахованное лицо). Страхователь имеет право на получение информации о страховщике в соответствии с законодательством, требовать от страховщика выполнение условий договора.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Прекращение договора и признание договора недействительным
     Как и любой другой гражданско-правовой договор, договор страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств имеет свои основания  для прекращения и для признания  договора недействительным.
     Договор страхования  прекращается в случаях:
- истечения срока его действия;
- исполнения страховщиком обязательства перед страхователем по договору в полном объеме, т.е. возмещение ущерба в размере страховой суммы;
- ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерти страхователя физического лица, кроме случаев замены страхователя в договоре страхования или его реорганизации.
     Договор страхования может быть прекращен  до наступления срока, на который  он был заключен, если после вступления его в силу, возможность наступления  страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
     Так же возможно досрочное прекращение  договора страхования гражданской  ответственности по соглашению сторон, если иное не предусмотрено гражданским  законодательством или договором.
     В случае же с договором обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств договор  досрочно прекращается в случаях:
- смерть гражданина – страхователя, если его права и обязанности по договору обязательного страхования не перешли к другим лицам;
- ликвидация юридического лица – страхователя;
- отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством РФ, и/или ликвидации страховщика;
- прекращение договора обязательного страхования по инициативе страховщика в связи с неуплатой страхователем страховой премии в установленный срок при продлении срока действия договора обязательного страхования;
- отказ страхователя от продления договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен договор;
- замена собственника транспортного средства;
- полная гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;
- предоставление страхователем страховщику ложных или неполных данных при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;
- иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
     Однако  на сегодняшний день существует ряд  проблем связанных с досрочным  прекращением действия договора обязательного страхования. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
     В случае смены собственника транспортного  средства действие договора обязательного  страхования может быть досрочно прекращено на основании пп.«е» п.33 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по заявлению страхователя. Однако, при обращении страхователя к страховщику с заявлением о прекращении договора обязательного страхования на основании пп.«е» п.33 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховая компания требует документы подтверждающие факт смены собственника (например: Паспорт транспортного средства с отметкой о снятии с учета и записью, что автомобиль продан, прочие документы, вплоть до предоставления справки-счета), но в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств нет указания на необходимость предоставления подобных документов. Страховая компания объясняет свои действия как один из способов предупреждения страхового мошенничества со стороны страхователя. Данный вопрос является пробелом в законодательстве об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Для решения данной проблемы было бы целесообразным включить в Правила перечень документов, которые необходимо предоставить  страховой компании для расторжения договора обязательного страхования на основании пп.«е» п.33 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
     В случае, если страхователь при досрочном  расторжении договора обязательного  страхования предоставит страховой  компании требуемые документы, то при  возврате не использованной части страховой  премии страховщик вычитает 23%.  Хотя подобные действия являются не законными, так как в п.34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств сказано, что страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за не истекший срок действия договора обязательного страхования. Страховщик аргументирует свои действия следующим образом: в соответствии с разделом II «Структура страхового тарифа» Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 264 от 07.05.2003 года, статьями 8 и 22 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 40-ФЗ от 25.04.2002 года (далее Закон) в структуру страхового тарифа (премии) входят 3% взимаемой суммы в качестве резервов компенсационных выплат и 20 % взимаемой суммы в качестве расходов на осуществление деятельности по страхованию.
     Таким образом, 23 %  взимаемой в качестве страхового взноса (премии) денежной суммы  расходуются (размещаются) страховщиком единовременно при заключении договора страхования (изготовление бланков  и специальных знаков, оплата агентского вознаграждения, формирование специальных резервов и т.д.) и не распределяются по времени действия договора страхования.
     Согласно  требованиям Закона все страховые  компании, осуществляющие деятельность по обязательному страхованию данного  вида, должны быть членами профессионального объединения страховщиков, которому предоставлен ряд полномочий, в том числе создание методических рекомендаций по унификации осуществления обязательного страхования.
     Российским  Союзом Автостраховщиков (РСА), которое  является официальным профессиональным объединением, созданным в соответствии с Законом, изданы методические рекомендации, согласно которым при расторжении договора обязательного страхования, страховые компании удерживают 23 % страховой премии, а также сумму, равную части страховой премии за истекший период действия договора страхования.
     За  неисполнение требований профессионального  объединения страховщиков страховая  компания может быть подвергнута  взысканиям вплоть до исключения из членства, что влечет за собой отзыв лицензии на осуществление данного вида страхования.
     Таким образом, в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность по осуществлению обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, страховщик при возврате части страховой  премии наряду с израсходованной премией за истекший период действия договора страхования удерживает 23 % страховой премии, направленные на формирование страховых резервов и погашение накладных расходов.
     Следующим спорным вопросом является возможность  досрочного прекращения договора обязательного страхования с возвратом не использованной части страховой премии по заявлению страхователя. В Правилах нет пункта расторжения договора по простому желанию страхователя, но
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.