На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оптимизация налоговых платежей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


               Содержание 

Введение
1. Оптимизация налоговых платежей
1.1 Оптимизация налоговых платежей предприятия
1.2 Оптимизация  налогообложения, как способ снижения  налоговой нагрузки предприятия:  сущность, способы и методы оптимизации
1.3 Оптимизация налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН
2. Анализ оптимизации налогообложения МУП ЖКХ «Жилищник»
2.1 характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ налогов, уплачиваемых предприятием, и расчет налоговой нагрузки
2.3 Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения МУП ЖКХ «Жилищник»
Заключение
Список  использованной литературы 

 

               Введение 

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, накоплен огромный многолетний опыт. Сегодня очень мало изданий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти, глубоко продуманные, просчитанные предложения по снижению налоговой нагрузки, отвечающие условиям законности. Актуальность выбранной нами темы очевидна в сложившейся ситуации налоговых преобразований в стране.
     Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Оно пришло на смену ПБУ 1/98 и обязательно к применению при формировании учетной политики на 2009 год.
     Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений. Оптимизация налогообложения включает в себя:
    анализ схем налогообложения;
    устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;
    разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;
    экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения.
     Правильная  оптимизация налогообложения и прогнозирования возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, так как позволяет избежать материальных потерь в процессе хозяйственной деятельности, поэтому тема работы актуальна.
     Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.
     Цель  данной работы – рассмотреть учетную политику предприятия и оптимизацию налоговых платежей.
     Исходя  из цели работы, необходимо решить следующие  задачи:
     - изучить формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
     - рассмотреть основные методы оптимизации налоговых платежей;
     - рассмотреть учетную политику предприятия и оптимизацию налоговых платежей на примере ООО МУП ЖКХ «Жилищник»;
     - в заключении сделать выводы по теме работы.
     Объектом данного исследования является муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Жилищник».
     Предметом исследования является система налогообложения на данном предприятии.
     Теоретической и методологической основой исследования являются нормативные документы по заданной тематике, а также материалы следующих авторов: Семенихин В.В.«Оптимизация и выбор системы налогообложения»; Лукаш Ю.А. «Оптимизация налогов, методы и схемы. Практические рекомендации» и др.
     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.  

 

      

         1. Оптимизация налоговых платежей 

     1.1 Оптимизация налоговых платежей предприятия 

     Налоговая система, с одной стороны, оказывает влияние на хозяйственную деятельность предприятия через льготы, представляемые ему, а с другой стороны – не создает у предприятия заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе.
     Несмотря на несовершенство налоговой системы, предприятия стремятся оптимизировать налоговые платежи с целью обеспечения собственной конкурентоспособности. Это означает, что каждое предприятие в рамках существующих финансовых норм должно находить в кривой платежей такую точку, которая обеспечивает ему одновременно выполнение обязательств перед государством и перед другими конкурентами, а также реализацию собственных целей деятельности.
     Под оптимизацией налоговых платежей следует  понимать не только их минимализацию [12,с.10]. Для предприятия определяющим критерием оптимизации является максимальный объем ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от деятельности и благосостояния собственников предприятия
     В Российской Федерации в силу выраженного фискального значения налогов, неразвитости налогового планирования и культуры налоговых отношений предприятия занимают две противоположные позиции.
     Первая заключается в стремлении утаить, сокрыть, занизить налогооблагаемую базу или вообще уйти в недоступную для налоговых органов нелегальную сферу.
     Вторая  позиция состоит в том, чтобы  рассчитаться вовремя, даже с запасом для исключения санкций налоговых органов. В результате налоговые платежи осуществлялись по установленным расчетам, но без обоснования у самого налогоплательщика. При этом первая позиция подрывает государственный интерес, а вторая ущемляет интересы самого налогоплательщика. Для исключения такой ситуации необходимо обосновать выбор между максимальными и минимальными значениями среднего уровня налогообложения предприятия.
     Значительные возможности оптимизации налоговых платежей в практике деятельности предприятий имеются при формировании учетной политики. Учетная политика предприятия базируется на способах ведения бухгалтерского учета, регламентируемых едиными нормами. Однако в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, позволяющих регулировать финансовые потоки предприятия, влиять на значения показателей финансовых результатов, а следовательно, на величину налоговых платежей.
     Влиять  на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами и т. д.
     Эффект «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, оставляемых и используемых предприятием, обеспечивается: во – первых, за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов, во – вторых, за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие налоговые платежи, а последними – большие.
     Ресурсы, высвобождаемые от выплаты налогов при этом, с одной стороны, уменьшают потребности в оборотных средствах, а с другой – работают, находясь в обороте, на увеличение доходов предприятия.
     Финансовые результаты можно варьировать, выбирая следующие направления учетной политики:
     1. Определение выручки для целей налогообложения методом начислений или кассовым. При первом способе налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств предприятия, т. е. налоги выплачиваются до появления объекта налогообложения. Поэтому наиболее эффективным методом определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) является кассовый метод или определение выручки по мере ее оплаты;
     2. Определение границы между основными средствами и СИБП.
     Несмотря на установленные законодательством Российской Федерации критерии по данному вопросу, начиная с 1999 года, руководителям предоставлено право снижать этот норматив. Отнесение средств, составляющих объект основных фондов к МБП, позволяет предприятию путем начисления износа увеличивать размер себестоимости, а, следовательно, варьировать финансовыми платежами и величиной налоговых выплат;
     3. Отражение средств по рыночной стоимости. Оптимальным в этом случае для целей налогообложения имущества предприятия будет недопущение превышения стоимости основных средств выше сложившейся рыночной цены;
     4. Списание дополнительно начисленных амортизационных отчислений. Это относится к основным средствам со сроком службы свыше трех лет, а так же предполагает и вариант использования ускоренной амортизации;
     5. Начисление износа по МБП. Это может осуществляться одним из четырех известных способов. С точки зрения оптимизации как налога на прибыль, так и налога на имущество целесообразно предусмотреть начисление износа в размере 100%, если это только не приведет к чрезмерному завышению себестоимости продукции, и как следствие, цены реализации, что может повлиять на снижение конкурентоспособности предприятия;
     6. Применение различных способов списания для каждого вида (группа) производственных запасов, по следующим возможным вариантам, по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО и ЛИФО. В целях оптимизации налогообложения наиболее выгодно использования метода ЛИФО;
     7. Начисление различных видов резервов (на отпуска, на ремонт основных средств) при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи по времени их уплаты [4,с.56].
     Таким образом, варьирование методами учета различных объектов может, влиять на величину налога на прибыль и налога на имущество. Сочетание различных вариантов учета дает возможность получить десятки комбинаций, каждая из которых представляет собой отдельную модель учетной политики. Каждое предприятие, решая задачу оптимизации налоговых платежей, выбирает из возможных моделей учета одну, дающую ему приемлемую сумму налоговых платежей.  

     1.2 Оптимизация налогообложения, как  способ снижения налоговой нагрузки  предприятия: сущность, способы и  методы оптимизации 

     "Уменьшение  налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание  налогов", "обход налогов", "минимизация  налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" т.д.- именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной российской налоговой системы.
     В специальной литературе приводятся весьма схожие определения понятия  «оптимизация налогообложения». Так, например: «Уменьшение налогов (налоговая оптимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей» [6, С. 10].
     И.И. Кучеров считает, что налоговой  оптимизацией принято именовать  «...уменьшение размера налоговых  обязанностей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов» [9, С. 35].
     По  нашему мнению, уменьшение налогов  необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев "налоговой экономии".
     То  есть, уменьшение налогов с одной  стороны - это стремление налогоплательщика  избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов это процесс, обязательными участниками которого является плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.
     Противодействие налогам, как социально-экономическое  явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить  их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога - принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и организаций для государственных (публичных) нужд. Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.
     Пока  есть государство, пока есть частная  собственность государству будет  требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для  этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя. В то же время государству необходимо признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по огульной борьбе с налогоплательщиками переходить к его регулированию в рамках законодательства. Решение проблемы уменьшения налогов должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.
     При проведении операций по оптимизации  налогообложения грань между  внешне законными действиями и налоговыми правонарушениями и преступлениями является весьма зыбкой. Возникает  вполне естественный вопрос: как различать законные и незаконные действия? Ведь некоторые схемы являются вполне легитимными, в то время как другие - нет.
     Налоговая оптимизация - это уменьшение размера  налоговых обязательств посредством  целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
     Отсюда  вытекает главное отличие налоговой  оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия налогоплательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций[6, С. 23].
     Говоря  о различии налоговой оптимизации  и уклонения от уплаты налогов, необходимо отметить, что при непосредственном уклонении от уплаты налогов снижение размеров налоговых обязательств достигается путем нарушения налогового законодательства.
     Учитывая  направленность действий налогоплательщика  при уменьшении налогов (налоговой  минимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:
     а) это активные, волевые и осознанные действия;
     б) эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.
     То  есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект рассматриваемых нами отношений должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступление определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей - основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации). В этой связи необходимо отметить, что сами по себе неумышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников) повлекшие за собой снижение налоговых выплат не могут рассматриваться в качестве уклонения от налогов или оптимизации, хотя по действующему налоговому законодательству налогоплательщик в этом случае не освобождается от финансовых санкций, предусмотренных законодательством.
     Причин, непосредственно подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов достаточно много. Можно выделить:
     а) моральные причины (нравственно-психологические);
     б) политические причины;
     в) экономические причины;
     г) технико-юридические причины[11, С. 100].
     Моральные (нравственно-психологические) причины в основном кроются и порождаются характером налоговых законов. Если авторитет любого другого закона (другой отрасли права) базируется на длительном и единообразном его применении, что чаще всего обуславливается его общностью для всех, постоянством и беспристрастностью, то налоговый закон не является ни общим, ни постоянным, ни беспристрастным. Общность закона для всех предполагает ситуацию, когда норма закона обязательна для всех без исключения. Хотя это и закреплено в Налоговом Кодексе РФ, на самом деле налоговый закон не является общим, в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков. Это приводит к тому, что отдельные группы налогоплательщиков оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Данное обстоятельство естественно вызывает у последних чувство несправедливости по отношению к ним и порождает стремление уравнять себя с льготниками. Зачастую инструментом такого уравнивания и выступает уклонение от уплаты налогов.
     Постоянство закона означает неизменность его положений на протяжении длительного периода времени, однако, налоговый закон - закон не постоянный. Такие колебания налогового законодательства, постоянное изменение объекта налогообложения по различным налогам снижают авторитет налоговых законов, что в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения и, соответственно, влечет его нарушения.
     Кроме того, в отличие от других законов, налоговые законы не являются беспристрастными, так как их устанавливает государство. Даже самое законопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих же интересах. Иначе говоря, налогоплательщиками государство воспринимается по отношению к ним как большой кредитор, который устанавливает свои "правила игры", а не как законодатель. В связи с этим плательщики считают возможным уклоняться от возврата своих долгов.
     Таким образом, если длительность и единообразность  применения закона определяет модель поведения граждан по отношению к нему, которая чаще всего тяготеет к соблюдению данного закона, то непостоянство, отсутствие общности и беспристрастности налогового закона, наоборот, вызывает у граждан неуважение к нему, и, как следствие, влечет его нарушение в виде уклонения от уплаты налогов.
     Необходимо  отметить, что некоторыми учеными  моральные (нравственно-психологические) причины ставятся на первое место  среди остальных причин, таких  как экономические или политические. Так, по словам И.И. Кучерова основной причиной налоговой преступности являются нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией[13, С. 205].
     Политические  причины подталкивают налогоплательщика  к уклонению от уплаты налогов  тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, то есть обеспечения  своего функционирования, а еще и  как инструмент социальной или экономической политики.
     Налоги, как инструмент социальной политики, используются довольно часто и проявляются  в том, что класс, стоящий у  власти, использует их для подавления другого класса - не властвующего. Уклонение  от уплаты налогов выступает здесь как форма сопротивления такому подавлению.
     Как инструмент экономической политики, налоги проявляются в том, что  государство повышает налоги на некоторые  отрасли производства с целью  уменьшить удельный вес данных отраслей экономики и понижает налоги для других отраслей, более перспективных или слаборазвитых и более полезных для их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, налоги для которых повышены, стараются уклониться от уплаты налогов, причем, главной целью такого уклонения являются не только корыстные интересы, но и стремление сохранить предприятия и отрасль в целом на прежнем уровне.
     Экономические причины вызывают стремление налогоплательщика  к уклонению от уплаты налогов  также достаточно часто. Экономические причины можно разделить на два вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой.
     Финансовое  положение налогоплательщика иногда является определяющим фактором для  уклонения от уплаты налогов. Налогоплательщик взвешивает: оправдается ли та выгода от уклонения от уплаты налогов или же неблагоприятные последствия этого будут гораздо больше. Если уклонение с материальной точки зрения себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Причем, чем выше налоговая ставка, тем сильнее желание налогоплательщика уклониться от уплаты налогов, так как получаемая от уклонения выгода существенно увеличивается.
     Если  финансовое состояние налогоплательщика  стабильно, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет и репутацию своего бизнеса. Однако, если же финансовое состояние его нестабильно или он находится на грани банкротства, и неуплата налогов является единственным средством "остаться на плаву", то предприниматель, практически не задумываясь, встанет на путь уклонения. Оправданием ему здесь будет стремление сохранить свое дело.
     Экономические причины, порожденные общей экономической  конъюнктурой, проявляются в периоды  экономических кризисов в государстве, или, наоборот, в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества. Парадокс, но в периоды процветания экономики, в периоды расширения международного сотрудничества, связей, торговли, уклонение от уплаты налогов также может процветать. Как правило, налоговый контроль ограничивается территорией соответствующего государства и не выходит за границы страны, поэтому создается благоприятная обстановка для сокрытия предпринимателями своих доходов за границей благодаря свободному движению капитала.
     Технико-юридические  причины (причины, вызванные несовершенством  юридической техники налогового законодательства). Технико-юридические  причины кроются в сложности  налоговой системы. Сложность ее препятствует эффективности налогового контроля и создает налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов.
     Кроме того, необходимо отметить, что само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все возможности  для поиска путей снижения налоговых  выплат. В частности это обусловлено:
     а) наличием в законодательстве налоговых  льгот, что заставляет предпринимателя  искать пути для того, чтобы ими  воспользоваться;
     б) наличием различных ставок налогообложения, что также толкает налогоплательщика  выбирать варианты для применения более низкого налогового оклада;
     в) наличием различных источников отнесения  расходов и затрат: себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Данное обстоятельство непосредственно  влияет на расчет налогооблагаемой базы и соответственно размер налога;
     г) наличием пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической  техники и неразработанностью законодателем  всех возможных обстоятельств, возникающих  при исчислении или уплаты того или  иного налога;
     д) нечеткостью и "расплывчатостью" формулировок налоговых законов, позволяющих  по разному толковать одну и ту же правовую норму.
     Так, в соответствии с п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ "акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". Согласно п.7 указанной статьи "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)". При появлении у налогоплательщика таких "неустранимых сомнений", "противоречий" и "неясности", он может выбирать наиболее удобную для себя трактовку налоговой нормы.
     Фактически  данные нормы провозгласили новый  принцип налогообложения - принцип презумпции правоты плательщика налогов. Презумпция правоты налогоплательщика в тех случаях, когда сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах неустранимы, направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика и гарантирует, в первую очередь, защиту прав собственности.
     В заключении, необходимо отметить, что  предприниматель может встать на путь уклонения от уплаты налогов  не только по одной из перечисленных  выше причин, а как это чаще всего  бывает, сразу из-за нескольких. То есть, указанные причины не являются взаимоисключающими и, образуя определенную совокупность, иногда заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан.
     В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно классифицировать налоговую оптимизацию на перспективную и текущую.
     Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация  предполагает применение таких приемов  и способов, которые уменьшают  налоговое бремя налогоплательщика  в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.
     В то же время, текущая налоговая оптимизация  предполагает применение некоторой  совокупности методов, позволяющих  снижать налоговое бремя для  налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом  периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.
     Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование  совокупности всех методов налоговой  оптимизации (перспективная и текущая), составляет так называемое налоговое планирование.
     При реализации конкретного способа  минимизации налогового бремени  необходимо придерживаться нескольких принципов:
     - принцип разумности - разумность  в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо, что в меру". Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – применение штрафных санкций со стороны государства. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали;
     - нельзя строить метод налоговой  оптимизации на использовании  зарубежного опыта налогового  планирования и исключительно  на пробелах в законодательстве;
     - нельзя строить способ оптимизации  налогообложения только на смежных  с налоговым отраслях права  (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.) - при формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства. Так, согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Иными словами, по общему правилу нормы гражданского права к налоговым правоотношениям не применяются. И это несмотря на то, что гражданское законодательство выступает основанием для большинства операций, порождающих обязанность по уплате налогов. Следовательно, порядок регулирования отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования тех же отношений установленный налоговым законодательством в целях налогообложения существенно различаются. Однако, согласно п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ: "Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". Иными словами, в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется;
     - принцип комплексного расчета  экономии и потерь - при формировании  того или иного способа налоговой  оптимизации должны быть проанализированы  все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов. И при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством;
     - при выборе способа налоговой  оптимизации с высокой степенью  риска необходимо учитывать ряд  "политических" аспектов: состояние  бюджета территории; роль, которую  играет предприятие в его пополнении и т.д. Так, грамотное налоговое планирование операций между филиалами одного юридического лица может позволить существенно снизить налоговые платежи филиалов в местные бюджеты. Однако необходимо быть готовым к тому, что резкое сокращение налоговых поступлений одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов, на которых располагаются филиалы;
     - при выборе способа налоговой  оптимизации, связанном с привлечением  широкого круга лиц необходимо  руководствоваться правилом "золотой середины" - с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы. Соблюдение данного правила остро необходимо, например, в случаях применения метода налоговой оптимизации путем получения налоговых льгот, связанных с привлечением труда инвалидов. Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя осведомленность сотрудника может привести к утечке информации;
     - при осуществлении налоговой  оптимизации уделять пристальное  внимание документальному оформлению  операций - небрежность в оформлении  или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения;
     - при планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций - так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;
     - принцип комплексной налоговой  экономии (принцип многообразия  применяемых способов минимизации  налогов) - среди руководителей предприятий  распространено мнение, что можно  снизить налоговые платежи, используя одну «чудодейственную» схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании всех методов в комплексе.
     Существует  несколько групп методов налоговой  оптимизации:
    разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;
    оптимизация через договор;
    специальные методы оптимизации;
    применение льгот и освобождений.
     Рассмотрим  их подробнее.
     Формирование  учетной политики предприятия следует  рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие Главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.
     При оптимизации через договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. И на основании этого анализа сделать выбрать наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.
     Специальные методы включают несколько подгрупп методов – метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод оффшора.
     Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в Налоговом Кодексе РФ или  в законодательных актах в области налогообложения законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
     Рассмотрим  некоторые схемы, используемые налогоплательщиками  для оптимизации налоговых платежей. Данные схемы можно разделить  на две группы.
     "Простые"  схемы, то есть схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д. Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта. Примеров применения таких схем много.
     Так, многие руководители предприятий используют статус индивидуального предпринимателя для существенного сокращения выплачиваемых налогов, получая льготы, предоставленные Главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», фактически заменяющим налог на доходы физических лиц, который должен выплатить предприниматель, извлекая при этом высокие не облагаемые налогом доходы при использовании оборотных средств руководимого ими предприятия. Следует отметить, что больше всего нарушений и спорных моментов приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы, например использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Наличие такой фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной.
     "Сложные"  схемы, требующие для их реализации  материальных затрат, например по  их обслуживанию, составлению специальных  документов, договоров, с помощью  которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т.д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.
     Как показывает практика, на новый порядок  уплаты налога почти сразу находится  несколько способов минимизации  и уклонения от уплаты. Объясняется  это тем, что над разработкой  налоговых законов трудятся десятки  человек, а над схемами минимизации сотни тысяч, причем не с самой худшей подготовкой и образованием.
     Следует отметить, что использование некоторых  льгот предполагает возможность  создания "серых" схем оптимизации. Законными их не назовешь, так как  при их реализации появляются неучтенные наличные денежные средства, которые используются в личных корыстных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконной ее назвать трудно, так как при правильной организации схема выглядит юридически безупречно.
     Такой схемой является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицами при перечислении средств на благотворительные цели.
     Суть  льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т.д.
     После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность.
     В качестве примера оптимизации налога на доходы физических лиц (ставка которого установлена в размере 13%, что  устраняет прежнюю практику прогрессивного налогообложения) можно привести возможности, предоставляемые ст.219 и ст. 220 Налогового Кодекса РФ в части льгот, касающихся лечения граждан, а также использования права на получение имущественного налогового вычета.
     Конечно, проанализированные способы оптимизации  налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие налогоплательщики используют иные способы. Некоторые изобретают свое ноу-хау в этой области.
     Завершая  обсуждение данного вопроса, отметим, что одним из методов налоговой  оптимизации И.И. Кучеров называет "уменьшение объекта налогообложения", то есть "снижение размера объекта, подлежащего налогообложению. Например, налогоплательщик может снизить свою активность в получении доходов, стремясь избежать обложения подоходным налогом по наивысшей ставке налогообложения"[13, С. 254]. С нашей точки зрения, уменьшение предпринимательской активности не является методом налоговой оптимизации.
     Схематически  способы налоговой оптимизации  можно представить в виде схемы (Рисунок 1.) 

    
     Рисунок 1 –Способы налоговой оптимизации
     "Легальное"  или "законное" уклонение от уплаты налогов - весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений "теряется" из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов. Для предпринимателей и организаций же налоговая оптимизация с использованием легальных методов это реальная возможность уменьшить размер налоговых платежей и, следовательно, налоговую нагрузку на предприятие. Что, как правило, улучшает их финансовое состояние и способствует развитию, как отдельным субъектам, так и экономики в целом. 
 

     1.3 Оптимизация налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН 

     В последнее время все больше сужается круг законных (в рамках правового  поля) способов для оптимизации налогообложения. Фискалы практически в любых  нестандартных действиях юридического лица или индивидуального предпринимателя  видят, прежде всего, желание получить необоснованную налоговую выгоду, что влечет за собой доначисление иногда достаточно значительных налоговых платежей, штрафов и пени. Доказывать обратное приходится, как правило, в судебном порядке. Однако все-таки еще остались возможности для уменьшения налоговой нагрузки без опасения вызвать споры с контролирующими организациями. При чем, как это не кажется парадоксальным, налогоплательщику не надо будет скрывать истинную цель своих намерений, которая в данном случае как раз и заключается в желании уменьшить свои налоговые обязательства перед бюджетом.
     В частности, имеется в виду норма  статьи 346.14 главы 26.2 «Упрощенная система  налогообложения» Налогового кодекса  Российской Федерации, согласно которой  выбор объекта налогообложения по УСН осуществляется, как правило, самим налогоплательщиком. При этом объект налогообложения не может меняться в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. То есть после этого срока никаких ограничений по изменению объекта налогообложения (в том числе и ежегодного) законодательство не содержит. Это подтверждается и разъяснениями официальных органов (например, Письмо Минфина России от 04.12.2007 № 03-11-04/2/292) [13,с.5].
     Допустим, три «обязательных» года (например, 2007 – 2009) уже прошли. В 2010 году налогоплательщик, выбрав объект «доходы, уменьшенные на величину расходов», должен стремиться к максимальному формированию затратной части, сводя налоговую нагрузку к минимуму, вплоть до уплаты минимального налога. До 2009 года сделать это было возможно в основном только за счет расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (либо их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также ремонт). Дело в том, что подобные затраты с учетом принципа равномерности в полном объеме уменьшают налоговую базу текущего периода. Разумеется, основные средства должны быть введены в эксплуатацию и оплачены, а также фактически использоваться при осуществлении предпринимательской деятельности. Однако Законом РФ от 22.07.2008 № 155-ФЗ в статью 346.17 внесены изменения, согласно которым с 2009 года изменится порядок признания материальных расходов в части затрат на приобретения сырья и материалов. В настоящее время эти ресурсы учитываются в составе расходов по мере их списания в производство. После Нового года это дополнительное требование утрачивает силу, и остаются только два «стандартных» условия: оприходование и оплата ТМЦ. То есть можно будет создать значительные складские запасы в конце 2009 года, уменьшив соответствующую налоговую базу, а потреблять их, в том числе, и в следующем году.
     2010 год, в котором применяется  объект налогообложения «доходы», будет сверхрентабельным, свободные денежные средства либо аккумулируются в качестве краткосрочных банковских депозитов (выданных займов) либо направляются на выплату дивидендов учредителям. Дополнительное снижение нагрузки по единому налогу в этот год деятельности возможно за счет его уменьшения на уплаченные в январе месяце взносы в ПФ РФ за декабрь прошлого года (Письмо Минфина России от 15.01.2007 № 03-11-04/2/6). При этом разумеется, желательно, чтобы декабрьская зарплата за счет премиальных или иных предусмотренных локальными нормативными актами выплат, была «выше средней». За декабрь 2010 года эти взносы наоборот, надо успеть заплатить до 2011 года.
     Предложенная  выше схема актуальна для налогоплательщиков, имеющих некую среднюю рентабельность своей деятельности. Для высоко- же или низкоприбыльных предприятий нет смысла осуществлять подобные переходы.
     Возможно, ее осуществление на практике столкнется с определенными трудностями  технического характера. Это может быть и недостаточно качественное планирование использования финансовых ресурсов, что приведет к отсутствие свободных денежных средств для их инвестирования в капитальные вложения и приобретение ТМЦ; нехватка складских площадей для хранения последних; и прочие проблемы подобного рода.
     На  сегодняшний день налоговым законодательством  особенности описанного выше перехода не регламентированы, поэтому нет  никаких правовых оснований для  «восстановления» фактически не потребленных (либо не полностью потребленных) затрат при смене объекта налогообложения.
     Что касается необоснованной налоговой  выгоды, то, по нашему мнению, применять  это понятие следует, прежде всего, к совершенным налогоплательщиком сделкам, в случае переквалификации последних или выявления иной недобросовестности в действиях контрагентов. Выбор же режима налогообложения (в том числе и его смена) явно не подпадает под данное понятие. Иначе может дойти до абсурда: и «обычный» переход на УСН или ЕСХН надо будет оценивать с точки зрения уклонения от уплаты «классических» налогов.  

 

      2. Анализ оптимизации налогообложения МУП ЖКХ «Жилищник» 

     2.1 характеристика деятельности предприятия 

     Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального  хозяйства «Жилищник» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» на основании постановления главы Ставропольского края № 59 от 08.02.2005г «О создании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Жилищник» и в соответствии с приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом.
     Полное  наименование: муниципальное унитарное  предприятие жилищно-коммунального  хозяйства «Жилищник». Сокращенное наименование предприятия - МУП ЖКХ «Жилищник»
     Учредителем предприятия является администрация  Южного муниципального района, интересы которого представляет комитет по управлению муниципальным имуществом Южного района.
     Предприятие находится в отраслевом подчинении - управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южного муниципального района.
     Предприятие является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в банках, имеет  круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак и другие средства индивидуализации.
     Предприятие имеет обособленное имущество, находящееся  в муниципальной собственности  муниципального образования Южного района, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные настоящим уставом, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     На  основе анализа бухгалтерской и  налоговой отчетности было выявлено, что предприятие является плательщиком следующих налогов – налога на прибыль организаций, налога на добавленную  стоимость, единого социального  налога, налога на имущество организаций, транспортного и водного налогов. Также предприятие выступает налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
     Финансирование  деятельности предприятия осуществляется за счет:
     1)отчислений  из средств, поступающих по  платежам населения за жилищно-коммунальные услуги,
     2)других  групп потребителей,
     3)средств  местного бюджета, предусмотренных  в бюджете муниципального района  на очередной финансовый год;
     4)собственных  доходов предприятия.
     Место нахождения предприятия, Россия, Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Южная, 15.
     Предприятие создано с целью обеспечения  населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением теплоэнергии, питьевой водой и приемом  сточных вод, содержания и ремонта  жилищного фонда, осуществления  надзора за состоянием коммуникаций, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения (либо, переданных в безвозмездное пользование, аренду и т.д.) для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.
     Уставный  фонд предприятия сформирован в размере 248,3 тысячи рублей. В уставный фонд не входят основные средства, переданные предприятию в аренду или безвозмездное пользование.  

     2.2 Анализ налогов, уплачиваемых предприятием и расчет налоговой нагрузки 

     Для анализа структуры и динамики налоговых платежей предприятия необходимо определить на каком режиме налогообложения находиться предприятие и, исходя из этого и особенностей его деятельности, определить, какие налоги уплачивает предприятие. Данный анализ будет использован при дальнейшем расчете налоговой нагрузки предприятия.
     Предприятие находиться на общем режиме налогообложения  и в соответствии с этим исчисляет  и уплачивает следующие налоги:
    налог на прибыль организаций;
    налог на добавленную стоимость;
    единый социальный налог;
    налог на имущество организаций;
    транспортный налог;
    водный налог;
    налог на доходы физических лиц.
     Структуру и динамику налоговых платежей можно  представить в таблице 1.1: 

Вид платежа   Сумма платежа, руб. Отклонение, %
2007 2008 2009
1. Единый  социальный налог 859792 938955 985610 6,96
2.Налог  на имущество организаций  6012 4918 5019 -18,2
3. Водный  налог 13978 13978 13978 0
4. Транспортный  налог 16512 21024 25890 27,32
5. Налог  на доходы физических лиц 512013 620489 710213 21,18
6. Налог  на добавленную стоимость 329591 388799 456679 17,96
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.