На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реализация функций менеджмента и связующих процессов в организации на примере Учебно технического центра ООО «Меламед»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Сибирский Федеральный Университет"
ИНСТИТУТ  ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 
 
 
 

Курсовая работа
по курсу "Менеджмент организации"
    на  тему: Реализация функций менеджмента и связующих процессов в организации на примере Учебно – технического центра
    ООО «Меламед». 
     
     
     
     
     

 Выполнил:
студентка заочного отделения 
экономического  факультета, группы Э-311
Базунова  А. Ю. 

Проверил:
Элияшева  М.И.                                                                                                                         
 
 

Красноярск 2008
Введение Стр. 1
Часть первая. Теоретическая. Стр. 3
Часть вторая. Практическая Стр. 10
Заключение. Стр. 15
Список  литературы. Стр. 16
Приложения  
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Милтон  Гаррет так описывает рынок российских продаж и его тенденции:
    «По большому счету, всё, что сегодня  есть на Западе, имеется и в России – роскошные автомобили, продукты питания, лекарства, телевизоры, мобильные телефоны. Что не назови, всё есть. За исключением одной важной составляющей экономики процветающего общества – качественного сервиса. В ближайшие годы именно сервис будет выделять российские предприятия, правительственные учреждения и некоммерческие организации среди их конкурентов больше, чем что – либо другое. В более глобальном масштабе неспособность предоставлять высококачественный сервис будет мешать России вести конкурентную борьбу на мировом рынке…»
    И он абсолютно прав. В деятельности большинства  предприятий, больших  или малых организаций ставка сделана, прежде всего, на количество и качество продукции и услуг, т. е на коммерческую составляющую компании, тогда как качество обслуживания клиентов, а также настроения самого персонала оставляют желать лучшего. И именно поэтому так необходима перестройка во взглядах руководителей на управление внутри организации, и именно поэтому, организации нужны квалифицированные и одновременно  увлеченные своей работой менеджеры.
    Актуальность  выбранной мною темы очевидна, так  как в  постоянно меняющихся конкурентных условиях вопрос непрерывного повышения эффективности управления приобретает особую значимость. При этом внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента важно как для развития частного бизнеса, так и для повышения качества и результативности деятельности государственных и муниципальных предприятий.
    Тему  курсовой работы я буду рассматривать  в рамках сферы услуг, так как  в практической части объектом моего  исследования будет фирма, оказывающая образовательные услуги.
    Цель  моей работы такова: теоретически обозначить функции менеджмента, инструменты их реализации и на практике провести исследование в рамках конкретного предприятия. При написании данной работы я ставила перед собой ряд задач. Во - первых, показать необходимость менеджмента в настоящее время, его влияние на успешность работы компании, во - вторых обозначить спектр ролей и обязанностей рядового менеджера, и в - третьих, проследить на практике выполнение данных  функций.
    В главе первой своей работы я раскрою причины, по которой менеджмент сейчас составляет большую важность в управлении организацией, укажу основы успешной реализации менеджером своих функций и качественного выполнения обязанностей.  Во второй части своей работы я проведу исследование и приведу конкретные примеры реализации функций менеджмента и связующих процессов, основываясь на данных организации, предоставляющей образовательные и технические услуги – Учебно-технического центра ООО Меламед.  
 
 

 

    Часть первая. Теоретическая. 

    В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна, в первую очередь, обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих действий, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации, которые можно сформулировать так:
    Непрерывное повышение конкурентоспособности и качества оказываемых услуг и производимых товаров для их соответствия потребительским ценностям клиентов;
    Обеспечение гибкости и оперативности взаимодействия субъектов управления, как на внутреннем уровне, так и с внешними контрагентами;
    Оптимизация величины и структуры доходов и расходов, требуемых и затрачиваемых для качественного достижения целей, которые поставлены перед системой управления.
    Крайне  важно учесть, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Сегодня ясно, что успех фирмы на 80% определяется эффективностью управления персоналом и лишь на 20% - технологией и финансами.
    Представители классической (административной) школы  менеджмента и управления (нач. ХХ вв. Главный представитель – Анри Файоль) сделали основной вклад в теорию менеджмента тем, что рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизированную теорию управления организации, выделив управление как особый вид профессиональной деятельности, которой необходимо обучаться, как всякой другой профессии.
    А. Файоль определил, что для любой  организации характерно наличие  шести групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные. И административные операции он разделил на планирование, организацию, мотивацию и контроль. Позднее они стали называться функциями управления.
    Планирование  - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разработка методов, наиболее эффективных в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития организации  в тесном взаимодействии с окружающей средой.
    Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Любой план предусматривает стадию организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей.
    Мотивация - активизация работающих и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
    Контроль  – количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
    Позднее, с появлением новых школ менеджмента, а, следовательно, и эволюции взглядов на менеджмент, осуществился перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Пропагандировалась идея необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинули положение о том, что «человек – главный объект внимания», а основной концепцией для успешного управления должна быть концепция «власть вместе», а не «власть над», что подразумевает подлинное участие всех работников в деятельности организации в соответствии с их возможностями. При этом им выделяется столько власти, сколько необходимо для выполнения работ. Необходимо учитывать как социальные, так и психологические факторы.
    Использование социально – психологических  методов поможет менеджеру сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что, зная особенности характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направления. Японские социологи утверждают, что от настроения и желания человека работать, от состояния морально – психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться или уменьшиться в несколько раз. Социально – психологические методы превращают административное задание в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
    Для этого, в наши дни разработаны  так называемые менеджерские заповеди – предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер  в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди.
    Классик современного менеджмента Г. Минцберг ввёл понятие ролей менеджера. Опираясь на эту идею, можно увидеть, что сейчас  тот же «средний» менеджер по продажам выполняет в основном две роли: роль продавца и роль экспорта по продукту. Успешный же менеджер явно владеет еще какими – то ролями, что и обеспечивает его эффективность.
    Менеджер  2010-х  годов будет владеть ещё  тремя группами компетенций - тремя ролями.
    Лидер. Менеджер – лидер ведёт клиента за собой: если нужно – мягко, если нужно – твердо, предъявляя при этом качество хорошего бойца. Он действует эффективно, невзирая на усталость или плохое настроение. Он легко перестраивает технику и тактику своих действий в зависимости от ситуации. И, конечно же, он «заряжен» на победу, но при этом осознает, что «это всего лишь игра».
    Психолог. Менеджер в роли психолога – это человековед, психоаналитик, философ. Он тренер, помогающий клиенту самоактуализироваться и самореализовываться. Он понимает и чувствует клиента зачастую лучше, чем клиент понимает и чувствует  сам себя. Он признает право клиента на уникальность. И к каждому клиенту находит уникальный подход.
    Массовик – затейник. Находясь в этой роли, менеджер делает все, чтобы доставить клиенту максимум удовольствия. Если нужно, он обставит обслуживание как ритуал. Если нужно, даст почувствовать клиенту свою значимость. Если нужно, поможет клиенту «проснуться», чтобы тот получил от обслуживания максимум удовольствия. Менеджер, обслуживая, должен дарить клиенту «немного счастья».
    Чтобы успешно играть все эти роли - основные и дополнительные, менеджер должен обладать целым спектром качеств. Они наглядно представлены в Приложении №1. Данная модель может быть успешно использована в рамках стратегического управления персоналом на предприятии любого масштаба.
    Продавец  услуги первоочередное внимание должен уделять качеству взаимодействия персонала с покупателем, чтобы в момент предоставления услуги создать её максимальную ценность.
    Перед тем как продать качественную услугу внешнему потребителю, услуга должна быть сначала «продана» внутреннему потребителю – персоналу. Другими словами, персонал должен сознательно «положительно принять продаваемую им услугу» и быть осознанно мотивирован на заданные менеджментом качественные стандарты обслуживания внешних потребителей.
    «Качество обслуживания» предполагает, что потребителю в процессе обслуживания важно не только то, что он, потребитель, получает в процессе обслуживания (инструментальное качество), но и как этот процесс происходит (функциональное качество).
    Главный фактор качественного оказания услуги находится в плоскости менеджмента и состоит в том, что руководители должны создавать такие условия труда, чтобы сотрудники организации осознали ценность продаваемой ими услуги и были мотивированы на качественное обслуживание потребителей.
    
      

      
 
 

          Три взаимосвязанные  единицы: 1) руководство фирмы; 2) контактный персонал; 3) потребители.
    Рис. 1 показывает, что три ключевые единицы  образуют три подконтрольных менеджменту организации звена: 1) фирма – потребитель; 2) фирма – персонал; 3) персонал – потребитель.
    Для эффективного управления в сфере  услуг менеджерам необходимо развивать три стратегии, соответствующие трем указанным выше звеньям.
    Стратегия 1) должна быть направлена на звено «фирма – потребитель» и связана с вопросами ценообразования, коммуникаций и каналами распространения.
    Стратегия 2) (стратегия управления персоналом) воздействует на звено «фирма – персонал» и связана с мотивацией персонала к деятельности, направленной на качественное обслуживание потребителей.
    Стратегия 3) (стратегия менеджмента качества) направлена на звено «персонал – потребитель» и связана с контролем качества оказания услуги, который проводится в процессе взаимодействия персонала и потребителей.
 
    Комплексный подход к управлению, который основывается на совокупности методов управления, обеспечит выполнение стимулирующей системы в целом. В этом направлении руководители и сотрудники фирмы должны концентрировать внимание на следующих сторонах своей работ :
    Для сотрудников – культивировать конструктивные индивидуально-психологические качества тех работников, которые контактируют с клиентами; направлять в позитивное психологическое русло обстановку обслуживания;
    Для клиентов – создавать условия для проявления и позитивных психологических свойств; стимулировать повторное и многократное обращение клиентов.
    Главным объектом управления в обслуживающей  сфере является коллектив, персонал, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращении сервисного продукта. При этом  управление сервисной организацией обладает ярко выраженными особенностями.
    Во-первых, в процессе обслуживания между производителем и потребителем, кроме экономических отношений (процессы рыночного обмена), возникают социокультурные, герменевтические взаимодействия. Во-вторых, в процессе оказания услуги производитель и потребитель взаимодействуют в рамках контактной зоны, которая в разных видах сервиса и на разных предприятиях неодинакова. В-третьих, индивидуализация обслуживания в сервисной организации обусловлена требованием персонификации обслуживания. Персонал должен быть готов к подобной сервисной модели, достаточно осведомлен о потребностях клиентов и  способен проявлять в необходимой мере личное участие, решая проблемы клиента. В-четвертых, результатом деятельности сервисной организации является удовлетворение потребителя, который обладает уникальным характером, поведением, настроением, что формирует субъективность оценки качества и полноты услуги.
    Основой стратегии управления в сервисе являются не только непрерывный рост и углубление специализации производства, контроль всех видов деятельности, четкое выполнение  кадрами управления указаний сверху, но и система ценностей и норм, корпоративная культура и фирменный стиль, формирование и продвижение репутации фирмы, ее первых лиц. Поведенческие стереотипы персонала и процедуры обслуживания должны быть нормированы особенно жестко, прописаны детально.
 

Часть вторая. Практическая.
    Описание  объекта исследования:
    Общество  с ограниченной ответственностью Учебно-технический центр «Меламед». Вид услуг: дополнительное образование, программное обеспечение.
    ООО «Меламед» занимается обучением  по курсам: пользователь компьютера, 1С Предприятие; внедрением и программным обеспечением 1С.
    Свои услуги данная компания предлагает обычному населению, а также корпоративным клиентам. На рынке данной сферы услуг имеет порядка десяти конкурентов.
    Молодая компания с нетрадиционным подходом к обучению, коллектив которой  – активные, увлеченные люди.
    Структура нашей организации – «типичная» функциональная; в подчинении у директора находится бухгалтер и старший менеджер, старший менеджер осуществляет власть над менеджером, менеджеру подчиняются преподаватели нашего центра. См. Приложение №2
    Работа  организации и управление в ней при такой структуре имеет отлаженный механизм, так как идет непрерывная цепочка контроля от верха структуры к ее низу, хотя и существуют проблемы с принятием ответственности за ошибки в работе.
    Менеджеры имеют четкое представление о своих обязанностях в компании, форме и сроках их выполнения. См. Приложение №4.
    Обязанности менеджера в компании, как правило, имеют внутренний характер, функции старшего менеджера включают в себя как внутренние обязанности, так и налаживание внешних связей.
    Менеджер осуществляет контроль над отчетностью преподавателей центра. Он ведет всех клиентов, обучающихся в данное время в нашем учебном центре, его работа: заниматься каждым отдельным клиентом от первого звонка и до выдачи выходного документа; информировать клиента вовремя, поддерживать с ним связь в целях постоянного обновления информации по данному обучающемуся; разрешать конфликты и спорные вопросы  между преподавателями, а так же преподавателями и клиентами – учениками.
      Организация учебного процесса полностью принадлежит менеджеру. Он тщательно отслеживает работу преподавателей с клиентами, в его обязанностях обучить каждого нового преподавателя работе с обучающимися в нашем центре. Он имеет право предложить на рассмотрение новую методику преподавания и содержание практических пособий по любому из курсов. В компетенции менеджера нашей компании также находится полное координирование и планирование  времени работы преподавателей, проведение ими уроков, распределение клиентов по времени и курсу.
    Контроль  над деятельностью преподавателей менеджер ведет каждый день, проверяя заполненные ими журналы, он должен отметить их заполнение каждым из преподавателей за день. Обо всем вышеуказанном в конце дня он должен отчитаться старшему менеджеру. Также менеджер обязан ознакомить старшего менеджера с  текущей базой данных пришедших на обучение клиентов.
    Менеджер  владеет не большим количеством  анализируемой информации, и все же он может оценить текущее качество обслуживания в организации и спланировать дальнейшую деятельность и объем предложения.
    А главная задача менеджера – научить  преподавателей нашего центра качественному  сервису: привить им основные принципы работы с клиентом, присущие именно нашей компании, воспитать в них  ответственность за свое дело и сплоченность в рабочем кругу. Количество обучающихся зарегистрированное за каждым преподавателем и есть их доход,  данный факт сам по себе является стимулом и мотивом у преподавателей для успешного применение навыков общения, обучения и обслуживания клиентов. А развитие и закрепление этих навыков у работников есть задача менеджера.
    Старший менеджер ведет контроль над  работой  менеджера, в любой момент старший  менеджер может подвергнуть сомнению какое - либо из управленческих решений  менеджера. Это одна из тех функций, которых выполняет старший менеджер.
    Кроме управленческих функций старший  менеджер исполняет роль экономиста в нашем учебном центре, а также осуществляет связь с внешней средой организации.
    Каждый  рабочий день он бреет под свой контроль. Перед ним все данные по проходящим обучение клиентам, факт движения денежных средств за весь день. По этим данным в конце каждой недели и месяца он составляет отчеты, это помогает старшему менеджеру и руководителю организации проследить работу учебного центра, выявить успехи, найти промахи в работе компании и спланировать будущую деятельно На основе статистических данных, старший менеджер проводит анализ всей работы центра: выявляет потребность в  объеме рекламы, необходимости расширения, изменение цен, снижении расходов и т. д.
    Старший менеджер занимается рекламой учебного центра: выявление ее необходимости  в данный период времени, переговоры с рекламодателями, выбор формы  и размера рекламы, продолжительности  ее в том или ином источнике СМИ, - все это непосредственная обязанность и в то же время право старшего менеджера.
    Старший менеджер должен владеть полной информацией  о конкурентах в данной сфере  деятельности, для своевременного координирования  действий и пересмотре организации деятельности учебного центра. Каждую неделю ему необходимо обновлять информацию о конкурентах, он должен проводить анализ их деятельности, структуры компании, формирования цен, состава предложения, фирменного стиля. Для более подробной информации, старший менеджер может пройти обучение в центрах своих конкурентов, чтобы наглядно уяснить цели и методы учебной деятельности конкурентной организации. Так он сможет иметь четкое представление об уровне сервиса этих компаний и на основании полученных данных спланировать какие - либо изменения в своей организации.
    В работе менеджера есть и еще одна задача в рамках внешней среды  – он устанавливает взаимодействия с другими компаниями и организациями. Старший менеджер налаживает сотрудничество. Для этого ему необходимо предоставить компаниям наше коммерческое предложение, где он представит описание деятельности нашего учебного центра и сформирует выгодное предложение для потенциальных партнеров. После принятия нашего предложения, старший менеджер приглашает партнера на переговоры, там и принимается окончательное решение о сотрудничестве, сопровождающееся подписанием соответствующих документов.
    Еще одна роль старшего менеджера в нашей  компании – роль экономиста. В его компетенции составление сметы расходов  на предстоящий квартал работы центра. Он же занимается составлением отчета на конец квартала по фактическим расходам. Отчеты по текущим расходам он предоставляет бухгалтеру в конце каждой недели. И еще одна важная часть работы – это доходы и долги клиентов перед учебным центром. Старшему менеджеру данные об оплате курсов от обучающихся по ним клиентов  предоставляет менеджер, и старший менеджер на основании этих данных принимает меры в отношении должников, обучающихся в нашем центре.
    И последняя обязанность для старшего менеджера – мотивация. А конкретнее, мотивация менеджера. Для этого он использует приемы премирования с согласия руководства.
    ___________________________________________________
    Наша  компания развивается, уровень профессионализма и опыт менеджеров растет. Положительными сторонами в осуществлении управления, я считаю применение делегирования между менеджерами, подробный анализ и знание своих конкурентов в  лицо. А также нестандартный способ преподнесение материала обучающимся и сплоченность в команде. В будущем становится видима необходимость в совершенствовании фирменного стиля и методов преподавания.
      Мы за одно, так как вся наша  команда поддерживает одну цель: подарить клиенту в процессе обслуживания и обучения немного счастья. 
 
 
 
 
 
 

    Заключение
    Таким образом, проследив за работой двух менеджеров в компании, можно сказать, что ничего не упущено в деятельности учебного центра, успешно выполняются все четыре функции менеджмента – организация, планирование, мотивация и контроль. А желание делать свою работу, желание порадовать клиентов дают свой эффект – люди с удовольствием приходят в наш центр и уходят с улыбкой на лице.
    Вот почему так важен качественный сервис, вот для чего необходима мотивация  и желание ответить на потребности  сотрудников со стороны руководства, и на потребности клиентов со стороны самих сотрудников.
    В этом и состоит секрет успешной деятельности компании – грамотное выполнение обязанностей и качественный сервис, отвечающий потребностям клиентов.
    Считаю, что цель своей работы я подтвердила, и поставленные мною  задачи исследования менеджмента на конкретном практическом примере выполнены.  
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.
    Журнал  «Менеджмент в России и за рубежом»
    №1, 2007;
      №3, 2007;
      №5, 2007;
    №6, 2007;
    №2, 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Приложение  №1                          
                             
    Эффективный менеджер: главные  факторы успеха        
                             
                             
ЗНАНИЕ  ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОДУКТА (СВОЙСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВ, ВЫГОД) И ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ;                                                                                                                                                                           ВЛАДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОДАЖ
                             
Смежные навыки   Психические качества   Установки   Внешний вид и имидж
                             
1.   Эффективной  деятельности (анализ проблем и  ресурсов, целеполагание, планирование)   1. Энергичность   1.    Мотивированность к своей деятельности.   1.   Адекватность имиджа характеру  выполняемой деятельности
  2. Эмпатичность    
  3. Коммуникабельность   2.   Лояльность по отношению к  своей компании и продукту   2.   Аутентичность (соответствие имиджа  личностным особенностям и внутреннему  состоянию)
2.   Самоменеджмента (управление временем, самомотивирование)   4. Стрессоустойчивость    
  5. Креативность   3. Готовность  к изменениям  
3.   Эффективной коммуникации   6. Решительность   4.   Доброжелательный настрой по  отношению к клиентам   3.   Соответствие имиджа корпоративной  культуре и "фирменному стилю"
  7.   Интернальность (доминирование внутреннего локуса контроля)    
4.   Стрессменеджмента     5.   Мотивированность к профессиональному  и личностному росту.  
5.   Самообучения и инновационной  деятельности.      
     
           
  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  И ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
 
 


Приложение №2 

Структура учебно – технического центра ООО «Меламед». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тип коммуникации Схема действия Пример
Вертикальная:
Руководитель
 
Бухгалтер 

Старший менеджер 

Менеджер 

Преподаватели

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.