На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и экономическое содержание государственного бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

 

Введение
     Актуальность. Современная рыночная экономика немыслима без государственного вмешательства в социально-экономические процессы и развитие общественного сектора хозяйства. Государственное вмешательство в экономику выступает в форме законодательного регулирования: именно сила законодательного принуждения принципиально отличает государство от других рыночных агентов. 

     Государство может регулировать качество производимых в экономике товаров и услуг, лицензируя определенные виды деятельности, а также их количество (например, принимая законы об обязательном среднем образовании или об обязательном страховании). 

     Кроме законодательных мер широко используются инструменты финансового регулирования. Ключевую роль среди элементов финансового регулирования играют государственные (публичные) финансы: государственный бюджет, его налоговые поступления, расходы. Организационной формой государственных финансов является бюджет.  

     Цель  настоящей работы - раскрыть экономическую  сущность и функции Государственного бюджета.
     Объект  исследования - государственные финансы.
     Предмет исследования - государственный бюджет.
     Задачи исследования:
     1) дать определение понятию «государственный  бюджет», рассмотреть его экономическую  сущность;
     2) изучить структуру госбюджета;
     3) обозначить функции государственного  бюджета через бюджетную политику.
1. Понятие и экономическое  содержание государственного бюджета. 

     Организационной формой государственных финансов является бюджет. В научной и учебно-методической литературе можно найти различные определения бюджета, так как данный термин используется для обозначения разных по своей природе явлений. Одно из них выражает экономическую сущность бюджета и определяется как система денежных отношений, регулируемых государством, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, предназначенный для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом и выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, форма выражения их денежной природы. 

     В бюджете объединяются и взаимодействуют  основные финансовые категории: налоги, расходы, доходы, государственные займы и т.д., которые во всех общественно-экономических формациях имеют одинаковое экономическое содержание. Бюджет в зависимости от конкретных политических, экономических условий природы и роли государства имеет качественно различное содержание.  

     В экономической литературе, законах  выделяют материальную и правовую формы бюджета. 

     В материальной форме бюджет – это  денежный фонд, который находится в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления и предназначен для финансового обеспечения их задач и функций. Материальное содержание бюджета подвижно, так как ежегодно меняются объем концентрируемых в нем денежных средств, виды доходов и направления расходов. 

     Как практическая категория бюджет определяется как специфический финансовый план, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.  

     Бюджет  как плановый документ, принятый на финансовый год, можно представить как роспись государственных доходов и расходов, смету доходов и расходов государства, бюджетный план, имеющий силу закона. 

     В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления. 

     Государственный бюджет отражает доходы и расходы  сектора государственного управления.  

     Деятельность  институциональных единиц, относящихся  к сектору государственного управления, направлена на выполнение функций государственного управления в области услуг нерыночного характера, а также перераспределении доходов и национального богатства. 

     К институциональным единицам сектора  государственного управления относятся  государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании, занятые в сферах общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры. 

     Бюджет, являясь частью системы управления, формируется для реализации многообразных социально-экономических целей, важнейшими из которых являются:
     - обеспечение устойчивого экономического роста;
     - социальная защищенность граждан;
     - обеспечение правопорядка и безопасности;
     - выравнивание экономического развития регионов. 

     Бюджет  представляет собой финансовое выражение планов органов власти и управления на определенный период времени, способ контроля деятельности во время его действий, средство сравнения действительных результатов с запланированными и анализ различий между ними, что позволяет в будущем улучшить как действия, так и процесс составления бюджета. 

     Экономическая сущность, функции и роль бюджета  реализуются через такие организационно-финансовые категории управления бюджетным процессом, как бюджетное право, система бюджетов, бюджетная система, бюджетный механизм, а все вместе они находят свое концентрированное выражение в бюджетной политике. Каждое из названных выше понятий отражает свои специфические организационно-финансовые и управленческие стороны функционирования бюджетных отношений. 
 
 
 

     2. Структура государственного  бюджета. 

     Государственный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. 

     Бюджетная система РФ включает:
     - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
     - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных, государственных, внебюджетных фондов;
     - местные бюджеты. 

     Бюджеты субъектов РФ:
     - республиканские бюджеты республик в составе РФ;
     - краевые бюджеты краев РФ;
     - областные бюджеты областей РФ;
     - окружные бюджеты автономных округов РФ;
     - областной бюджет Еврейской автономной области РФ;
     - городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. 

     К местным бюджетам относятся:
     - бюджеты муниципальных районов;
     - бюджеты городских округов;
     - бюджеты внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга;
     - бюджеты городских и сельских поселений. 
 
 

     Виды  муниципальных образований определены ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
     - муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
     - сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
     - городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
     - городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района;
     - внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 

     Схематично  структура Государственного бюджета РФ представлена на рис.1. 

     
Рисунок 1 - Структура Государственного бюджета  РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Функции Государственного  бюджета в бюджетной  политике. 

     Как было отмечено выше, функции госбюджета находят своё отражение в бюджетной политике, следовательно, раскрыв функции бюджетной политики РФ мы раскроем функции, которые выполняет Государственный бюджет. 

     Бюджетная политика является ядром финансовой политики государства и представляет собой систему мер по действию органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений. Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал (расходный и доходный), налоговое бремя. 

     Цель  бюджетной политики – обеспечение  финансовой и социальной стабильности в государстве. 

     Стратегические  задачи по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в  приоритетах бюджетной политики. 

     Принимаемые органами власти решения о структуре  доходов и расходов бюджетов, состоянии бюджета (сбалансированный бюджет, профицитный или дефицитный) имеют долгосрочное влияние на социально-экономическое развитие государства (особенно это относится к решениям по капитальным проектам, государственным заимствованиям и др). 

     В литературе предлагается следующая  классификация бюджетной политики, которая имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
     По  масштабности и долговременности целей  и задач можно выделить стратегическую долговременную (на срок от трех лет и более) и текущую составляющие общей бюджетной политики. 

     Тактические цели и задачи должны вытекать из стратегии, если же тактические цели и задачи остаются до конца не решенными или противоречат общей стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой бюджетной политики значимых результатов, экономического и социального эффекта. 

     В зависимости от приоритетов целевой  направленности мер в области  управления бюджетным процессом выделяют следующие типы бюджетной политики:
     - доходный;
     - расходный;
     - контрольно-регулирующий;
     - комбинированный. 

     Доходный  тип бюджетной политики характеризуется тем, что в управлении бюджетным процессом и в бюджетном механизме его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы. Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы преимущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи.
     Расходный тип бюджетной  политики основан на подчинении доходов бюджета его расходам. 

     Стратегия и тактика бюджетного планирования, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной части бюджетов. В первую очередь определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуации в стране и перспектив ее развития.
     Контрольно-регулирующий тип бюджетной  политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих функций бюджета, через государственные расходы и заказы, налоги и налоговые методы (льготы, санкций и т.д.). 

     Все три рассмотренных типа бюджетной  политики имеют свои недостатки и применительно к современной России не могут быть использованы в чистом виде, изолированно друг от друга, поскольку это негативно скажется на экономическом состоянии государственного хозяйства. 

     Поэтому более эффективной и сбалансированной является комбинированная бюджетная стратегия и тактика, нацеленная на реализацию в комплексе всех функций бюджета и достижение на этой основе значимого экономического и социального результата. Такую политику можно назвать равновесной бюджетной политикой, направленной на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственных услуг и общества в целом.
     Комбинированная (равновесная) бюджетная политика ориентирована на создание необходимых и достаточных условий для развития рыночной экономики, на увеличение количества и качества предоставляемых государством (муниципалитетами) услуг, на обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными доходами на основе роста легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации инвестиционной деятельности и повышения контрольно-регулирующей эффективности бюджетного механизма. 

     В реальной действительности сложно провести четкие границы между доходным, расходным и контрольно-регулирующими типами бюджетной политики. Практика показывает, что проводимая государством бюджетная политика обычно носит комбинированный (с преобладание черт одного их первых трех типов), но не всегда равновесный, сбалансированный характер. Поэтому важнейшая задача государства – разработка концепции и механизмов реализации эффективной, сбалансированной комбинированной бюджетной стратегии и тактики. 

     По  территориальному признаку бюджетную политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условность такого деления объясняется тем, что региональные и местные органы власти в России не наделены пока еще такими бюджетно-налоговыми полномочиями и правами, которые позволили бы в полной мере проводить им самостоятельную бюджетную политику. 

     В связи с принятием 15 августа 2001 г. правительственной Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации появляется возможность решения этой проблемы. Однако, во-первых, названную Программу нужно еще реализовать на практике, а во-вторых, даже после реализации этой Программы за федеральным центром остается эксклюзивное право разработки основных направлений бюджетной политики (стратегии и тактики), в соответствии с которыми территориальные органы власти будут ее осуществлять. В противном случае может произойти нарушение единства бюджетно-налогового пространства и бюджетной политики на территории всей страны.
     На  всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. 

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ Бюджетное  послание Президента Российской Федерации является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. 

     Изложенные  в Бюджетном послании Президента РФ основные направления бюджетной и налоговой политики имеют рекомендательный характер и направляются в органы центральной исполнительной и законодательной власти в регионы страны, как правило, за 10 месяцев до начала нового финансового года. На уровне регионов в соответствии с бюджетным Посланием Президента РФ издают на очередной финансовый год соответствующие послания по регионам. В областях – это бюджетные послания губернаторов об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на новый год. 

     Основными задачами бюджетной политики на 2011 г. и среднесрочную перспективу остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики. 

     Уменьшение  объема перераспределяемых государством финансовых ресурсов должно сопровождаться принятием адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств. Ставится задача отказа от сметного финансирования бюджетной сети и переходу к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами.  

     Приоритетной  задачей остается также формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти. В последние годы сохраняется курс на дальнейшее снижение налогового бремени.  

     Бюджетная политика реализуется через бюджетный  механизм, отражающий нацеленность бюджетных отношений на решение конкретных социально-экономических задач. 

     В Толковом словаре русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) слово «механизм» определяется как система, устройство, порядок какого-либо вида деятельности. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Через финансовый механизм реализуется финансовая политика государства. 

     Множественность финансовых взаимоотношений предопределяет применение большого количества форм, видов и методов их организации, а соответственно и элементов финансового механизма. 

     Бюджетный механизм является частью финансового, а также хозяйственного механизмов. С одной стороны, механизм функционирования бюджетной системы – это область экономической теории (в этом направлении важен процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного ВВП), а с другой (через призму реальной практики), – это деятельность на различных уровнях власти и управления по поводу мобилизации ресурсов, финансирования расходов в соответствии с их функциями, а также оценка эффективности деятельности по достижению целей. Элементами бюджетного механизма являются планирование и исполнение бюджета по доходам и расходам, контроль за использованием ресурсов. Через бюджетные показатели оцениваются финансовое состояние государства, развитие экономики, приоритеты ее развития (профицит, дефицит, структура расходов и доходов, госрасходы в процентах к ВВП и др.). 

     Использование бюджетного механизма позволяет  осуществлять государственное регулирование экономики, стимулировать производственные и социальные процессы, влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Для этого используются различные методы прямого и косвенного воздействия на экономику. 

     К прямым методам относится бюджетное  регулирование, т.е. процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разного уровня. За счет бюджетных средств финансируются научные исследования, образование, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной и производственной инфраструктуры. 

     К косвенным методам относится налогообложение физических и юридических лиц, введение таможенных пошлин. 

     Изменяя ставки налогообложения, предоставляя налоговые льготы, налоговые кредиты и др., государство воздействует на инвестиционную склонность производителей и платежеспособность населения. 

     Таким образом, Государственному бюджету  присущи следующие функции:
     1) распределительная - проявляется  через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням власти государственного и местного управления;
     2) перераспределительная функция ВВП - проявляется непосредственно на уровне образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов;
     3) регулирующая - проявляется через  налоговые доходы и расходы  бюджета;
     4) стимулирующая - через налоговые  доходы и расходы бюджета стимулируется развитие экономики государства, инвестиций, повышение эффективности производства и т.д.;
     5) социальная - проявляется в непосредственной  поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений образования, здравоохранения, культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства;
     6) функция планирования - включает  в себя различные цели и  задачи по разработке статей  бюджета, его укрепления на  основании прогнозных данных, разработку  мероприятий по оптимизации исполнения бюджета;
     7) функция организации - включает  в себя ряд мероприятий, связанных  с определением бюджетного устройства  и бюджетной классификации, разграничении  полномочий и определении структуры  контрольных органов, ответственных  за формирование и исполнение бюджета;
     8) контрольная - предполагает обязанность  и возможность контрольных органов контролировать поступление и использование бюджетных средств.
 

      Заключение. 

     Проанализировав вышеизложенный материал можно сделать вывод, что Государственный бюджет - это денежный фонд, который находится в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления и предназначен для финансового обеспечения их задач и функций. Иными словами, госбюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства. 

     Структура государственного бюджета представлена совокупностью бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных, государственных, внебюджетных фондов; местные бюджеты. 

     В свою очередь бюджета всех уровней  бюджетной системы РФ имеют свою структуру.
     Бюджет  по своей форме является экономическим  базисом государства. По экономической  сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу распределения части национального дохода в связи с образованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления. 

     К функциям Государственного бюджета  можно отнести: распределительную, перераспределительную, регулирующую, стимулирующую, социальную, функцию планирования, организации и контроля.
     Все эти функции взаимосвязаны между  собой и направлены на укрепление и исполнение Государственного бюджета.
 

      Список использованной литературы. 

1.Бюджетный Кодекс РФ 31 июля 1998 года № 145-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 № 313-ФЗ
2.Брайчева Т.В. Государственные финансы: Учебное пособие. – СПб., 2009
3.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
4.Бюджетная система РФ: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2008
5.Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010
6.Занадворов В.С., Колосницина М.Г. Экономическая теория государственных финансов: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2009
7.Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010
8.Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2008
9.Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2011
10. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. С.В.Барулин – КноРус, 2010 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.