На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежный рынок и проблемы денежно-кредитной политики в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство по образованию Российской Федерации
     НОУ ВПО Восточно-Сибирский институт экономики и права
     Факультет «Экономический »
     Кафедра « Финансы и кредит » 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

     Денежный рынок и проблемы денежно-кредитной политики в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил(а):______________________
                              
Проверил(а):______________________ 
 
 

ИРКУТСК 2010Г .

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ
     ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
     1.1 Денежный рынок и его равновесие
     1.2. Денежно-кредитная система
          ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  
          ПОЛИТИКИ
     2.1. Денежно-кредитная политика
          2.2 Индикаторы денежно-кредитной политики 
          2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
          2.4  Достижение целей денежно-кредитной политики
     Глава 3. ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В   
     РОССИИ
     3.1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики в России
     3.2. Проблема кризисного состояния
     3.3 Проблемы свободного движения капитала
     3.4 Денежно-кредитное регулирование в новых условиях
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
     Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
     Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
 

     ГЛАВА 1.ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
     1.1. Денежный рынок и его равновесие
     Денежный рынок - это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесие значение количества денег и равновесная ставка процента
     Термин «денежный рынок» означает как рынок краткосрочных высоколиквидных ценных бумаг. Также следует выделить, что деньги, «не продаются» и «не покупаются» в том же смысле, что продаются и покупаются товары. При сделках на рынке денег, деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Как и на любом ином рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в пересечении кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает, равенство количества денег, которые агенты хотят сохранить в своих портфелях активов, количеству денег, предлагаемому банками, при осуществлении текущей денежно-кредитной политики.
     Цель денежных рынков входят, на переправления сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают. На данных рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников - банки, взаимные фонды, страховые компании
     Для нормального фукционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов её роста, уровня и динамики цен, занятости требуется отпределенная денежная масса. Она представляет собой совокупность платёжных средств, обращающихся в стране на данный момент. Денежная масса в обращении представляет собой предложение денег.
     Правом эмиссии наличных денег обладает только Центральный банк.
     Вместе с тем система коммерческих банков вносит значительную лепту в формирование денежной массы, создавая так называемые кредитные деньги.
     Так, чеки, выписанные с текущего счёта, принимаются в качестве средства обращения. Они являются, по пути, долговым обязательствами коммерческих банков, которые последние обязуются платить. Посредством расширения кредита коммерческих банков увеличивается денежная масса, функционирующая в экономике.
     Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. (см.рис. 1 ) 

       

     рис. 1. Обязательные резервы
     Кредитные ресурсы каждого отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, представляющих собой разность между фактическими и обязательными резервами. Что касается системы коммерческих банков в целом, то она способна предоставлять ссуды, превышающие её избыточные ее избыточные резервы ,благодаря действию эффекта денежного мультипликатора .Он представляет собой величину ,обратную норме обязательных резервов ,и выражает максимальное количество кредитных денег ,которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине нормы.
     Максимальное количество новых денег, которое может быть создано системой коммерческих банков на основе определенного количества избыточных резервов, выражается формулой:
     Максимальное количество = Избыточные х Денежный                                    новых денег на текущих  резервы мультипликатор. Манипулируя нормой обязательных резервов, используя эффект денежного мультипликатора, Центральный банк расширяет либо сжимает денежную массу в зависимости от конкретных целей денежно-кредитной политики.
     Для правильного измерения объёма денежной массы нужно определить структуру . Последнею можно охарактеризовать ,расположив денежные агрегаты по мере их укрупнения и определив их состав и особенности с точки зрения выполнения деньгами тех или иных функции .
       Денежный агрегат М 1 охватывает наличные деньги и вклады ,средства с которых могут быть перечислены в качестве платежей по чекам и электронным переводом . Эта счёта до востребования ,дорожные чеки и другие счета.  Деньги могут выступают в качестве средства обращения и средства платежа. В настоящее время большинство операции проходят с помощью М 1.
     Денежный агрегат М 2  имеет более широкий характер, чем денежный агрегат М1 поскольку деньги в нем используются так же как средство накопления. Он включает в себя такие активы, которые имеют фиксированную номинальную стоимость и могут превращаться в средство платежей. Но непосредственно указанные активы не могут переводится от одного лица к другому. Наиболее знакомы нам депозитные счета, сберегательные вклады до востребования и срочные вклады. Они не дают права владельцам активов пользоваться чеками, а вклады до востребования приносят незначительные проценты. Кроме того, на финансовых рынках развитых стран к денежному агрегату М2 относят взаимные фонды денежного рынка, т. е. тех посредников, которые подают так называемые титулы собственности населению и на вырученные деньги покупают краткосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом. Полученная прибыль от этих ценных бумаг переходит к владельцам титулов собственности. Хотя в принципе фонды денежного рынка можно использовать для платежей, но на практике этим правилом пользуются очень редко.
     Классическая количественная теория денег основывается на скорости обращения денег в движении доходов . Скорость обращения денег может быть представлена в следующем виде :
     V=PxQ/M
     где М-количество денег ,находящихся в обращении ;
     V - скорость обращения денег в движении доходов ;
     Q -  реальный объем производства;
     P - абсолютный уровень цен .
     Скорость обращения денег - это интенсивность движения денег как средства обращения и средства платежа, показывает количество сделок, в которых участвует каждая одноименная денежная единица в течение года.
     Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в год.
     Скорость оборота денежной массы может быть выражена отношением объма валового внутреннего продукта (ВВП) страны к величине агрегата М2. Формула расчета:
     MD=PxQ/V
     Данное уравнение показывает ,что величина спроса на деньги находятся в прямой зависимости от уровня цен и реального объёма производства и  в обратной зависимости от скорости денежного обращения
     Дж.М. Кейнс отвёрг классическую теорию денег . В его теории денег главная роль отводится ставке процента . Кейнс исходил из того , что деньги - один из типов богатства в структуре портфеля экономических агентов .  Теория спроса на деньги Кейнса получила название теории предпочтения ликвидности ,поскольку ,согласно данной теории предпочтения ликвидности ,поскольку ,согласно данной теории ,часть портфеля активов ,которую экономические субъекты желают в виде денег , зависит от их оценки свойств ликвидности . Ликвидность можно определить как возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь его стоимости . Монеты и бумажные деньги Центрального банка -наиболее ликвидные активы . Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами ,поскольку наличность может быть с них снята по первому требованию . Деньги в виде М1 -абсолютно ликвидные  активы .
     Равновесие на денежном рынке означает , что количество денег ,которое экономическое агенты хотели бы иметь в портфеле своих активов ,равно количеству денег, предполагаемому банковской системой
     Предположим, что равновесие при заданном денежном предложении денег имеет место при номинальной норме процента равной 10%, тогда при процентной ставке 8% сохраняется альтернативная стоимость хранения денег, и хозяйственные агенты начнут продавать свои альтернативные деньгам активы - так же, как облигации - стремились увеличить свои денежные сбережения в их чистом виде. Поступая, таким образом, они понижают рыночные цены на эти виды активов, и вместе с тем, увеличивают общий доход от рыночных продаж. Если предположить, что норма процента поднялась до 12,5%, то хозяйственные агенты предпочли бы держать меньшую сумму в форме денег из общей величины своих портфелей активов, хотя существовали бы денежные резервы. Они могли бы быть активизированы расширением масштабов кредитных операций посредством предложений заемщикам более привлекательной нормы ссудного процента.
     Пересечение кривых предложений и спроса на рынке денег указывает точку равновесия рынка, в которой хозяйственные агенты желают хранить в своих портфелях активов как раз то количество денег, которое способна предложить банковская система при проведении текущей кредитно-денежной политики. Если норма процента превышает уровень равновесия, хозяйственные агенты не захотят держать в своих портфелях то количество денег, которое в этот момент предлагается банковской системой. Действия, предпринятые хозяйственными агентами и банками с целью приспособления своих портфелей активов к изменившимся условиям, понижают норму процента до достижения равновесного положения, и наоборот.
     Для осуществления определенной денежно-кредитной политики необходимо проведение измерения денежной массы. Однако измерение количества денег - весьма непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной форме выполняют все функции денег. Поэтому не имеется четких оснований для того, чтобы провести границу, для, того чтобы повести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами. Поддержание предложения денег в стране на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический спад, ни инфляцию, является функцией банков. Воздействуя на экономику посредством расширения ими сокращения объема денежной массы (предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную (монетарную) политику.
     Цель кредитно-денежной политики состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. С другой стороны банки должны следить , чтобы в обращении не оказалось слишком много денег и кредитов , потому что такие излишки всегда приводили к инфляции.
     На пути осуществления кредитно-денежной политики существуют сложности. Например, когда объем денежной массы, увеличивается и в обращение поступает больше денег, то они дешевеют, и банки могут снизить процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение денег на рынке может повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить уровень инфляции. В периоды инфляции те деньги, которые заемщики выплачивают кредиторам, имеют более низкую покупательную способность, чем те, которые были, в свое время взяты в долг. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.
     1.2. Денежно -кредитная система
     Экономическая природа денег предполагает непрерывность их обращения . В силу этого временно свободные денежные средства должны аккумулироваться в денежно- кредитных учреждениях и превращаться в инвестиции .
     Кредитные отношения - это  экономические отношения по поводу аккумуляции и предоставления в ссуду временно свободных денных средств на условиях возвратности ,срочности и платности . Кредитная система будучи ,важнейшим звеном инфраструктуры рынка ,включает совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования ,а также совокупность кредитных институтов ,способных мобилизовать временно свободные денежные средства ,превратить их в кредиты и в конечном счёте - в инвестиции . Это страховые компании ,фонды профсоюзов, банки и т.д.
     Наиболее развитой и универсальной формой кредита является банковский кредит ,который предоставляется банками любимым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд .Различают краткосрочные ,среднесрочные и долгосрочные кредиты . Банки составляют ядро кредитной системы . В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух- или трёхуровневой . Верхний уровень Центральный банк . Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно - финансовых учреждений ,т.е сберегательных учреждений ,страховых компаний ,пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важнейшего условия устойчивых темпов роста экономики . Основные функции Центрального банка: денежная эмиссия   ; контроль за денежным обращением в стране ; контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе.
     Коммерческие банки, занимающие нижний уровень  в рассматриваемой двухуровневой банковской системе, - Это частные банки ,сфера деятельности которых включает широкий спектр финансово-кредитных операций : прием вкладов и выдачу кредитов ; посредничество в платежах ;куплю-продажу ценных бумаг ;размещение государственных займов ; управление по доверенности имуществом клиентов ; консультации по финансово - кредитных вопросам. Выступая в качестве инвесторов, банки, как правило ,вкладывают деньги в облигации и в виде исключения -в акции .
     Банковские операции приносят банкам прибыль. Банковская прибыль определяется как разница между суммой процентов ,взимаемых с заемщиков ,и суммой процентов, выплачиваемых вкладчикам. Помимо банковской прибыли в доход банка включается также прибыль от инвестиций, биржевых операций, комиссионные вознаграждения.
     Банковская система является так называемые небанковские специализированные кредитно- финансовые учреждения. Последние занимают нижний уровень в кредитной системе . Долгое время они играли подчиненную роль по отношению к коммерческим банкам .После второй мировой войны их позиции заметно усилились в связи с возрастанием значения операций, на которых они специализировались ,при одновременном
     проникновении этих учреждений в сферу деятельности коммерческих банков. Рассматриваемые учреждения не обладают универсальностью последних, но специализация на кредитовании определённых сфер и отраслей хозяйственной деятельности ,а также на узком круге операций дает им некоторые преимущества .
     Примером может служить деятельность инвестиционных компаний. Они размещают свои акции среди мелких держателей и приобретают на полученные средства ценные бумаги фирм различных отраслей . Благодаря рассредоточению средств снижается риск потери сбережений из-за возможного банкротства данных фирм ,что привлекает инвесторов . 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 . ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
     2.1 Денежно-кредитная политика
     Стабильность цен указывается Центральным банком в качестве основы устойчивого долгосрочного экономического роста. Поэтому главной целью денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком в 2002 г., 2003 г. и планируемой на 2004 г., является снижение инфляции и удержание ее на низком уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики (элементы режима таргетирования инфляции используются Банком России с 1996 г.). Для достижения этой цели в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Среднесрочное численное значение целевого уровня инфляции определено Центральным банком на отметке 5,5-7,5% в 2006 г.
     Воздействие на инфляцию в 2002-2003 гг. осуществляется Банком России посредством комбинирования политики управляемого плавающего валютного курса, процентной политики и операций на открытом рынке денежного предложения. Аналогичная программа действий будет характеризовать денежно-кредитную политику Центрального банка и в 2004 г.
     Исторический опыт многих стран, в том числе современный российский, свидетельствует о том, что переход к таргетированию инфляции требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса, которую Банк России проводил в последние годы. Однако в настоящее время Банк России не считает возможным отказаться от этой политики по ряду причин: из-за отсутствия действующего стабилизационного фонда, а также угрозы резкого изменения относительной привлекательности активов, номинированных в национальной и иностранной валюте, в результате резкого перехода к режиму неуправляемого плавающего валютного курса. Главной задачей такой валютной политики является сглаживание резких колебаний обменного курса и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне. 
     Процентная политика применяется Банком России для управления потоком краткосрочного портфельного капитала и стерилизации избыточной ликвидности с помощью операций на открытом рынке.
     Таким образом, сложившаяся в 2002-2003 гг. и продолжаемая в 2004 г. кредитно-денежная политика Центрального банка акцентирована на сдерживании инфляции, обеспечении устойчивости национальной валюты и балансе между спросом и предложением денег в экономике. 
     В то же время для создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны и поддержания высоких темпов экономического роста решения только перечисленных задач не достаточно. Денежно-кредитная политика Центрального банка должна быть дополнена рядом задач, в число которых входят: 
     - расширение кредитования экономики; 
     - обеспечение устойчивости банковского сектора; 
     - развитие системы институциональных инвесторов и финансовых рынков; 
     - обеспечение внешней платежеспособности страны.
     2.2 Индикаторы денежно-кредитной политики
     В 2002 г. для контроля за соответствием проводимой денежно-кредитной политики поставленным целям Банком России наряду с индикатором инфляции использовался денежный агрегат М2.
     В 2003 г. и 2004 г. в дополнение к целевому ориентиру по агрегату М2 Банк России разработал денежную программу, которая представляет собой взаимосвязанную систему проектируемых денежных индикаторов, куда входят денежная база и источники ее формирования:
     - чистые международные резервы органов денежно-кредитного регулирования;
     - чистые внутренние активы органов денежно-кредитного управления, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам.  
     Расчеты показателей денежной программы производятся в двух вариантах, исходя из базовых сценариев социально-экономического развития РФ и двух вариантов прогноза платежного баланса. Расчет отдельных показателей производится с учетом бюджетной политики в рассматриваемый период.
     С 2003 г. для оценки адекватности действий Центрального банка поставленной цели по общему уровню инфляции используется показатель базовой инфляции, отражающей ту часть общей инфляции, которая связана с динамикой валютного курса, денежной политикой и инфляционными ожиданиями. Таким образом, Банк России ограничивает зону своей ответственности по контролю над инфляцией индексом базовой инфляции.
     Кроме перечисленных выше показателей, в зону ответственности Банка России входит контроль над курсом рубля, а именно - обеспечение его плавной динамики, в связи с чем в число отслеживаемых Банком России индикаторов входит реальный эффективный курс рубля. 
     В число задач денежно-кредитной политики входит поддержание объема золотовалютных резервов на достаточном уровне. Однако ни в одной из рассматриваемых программ не содержится критерия достаточности золотовалютных резервов.
     Расширение списка задач единой государственной денежно-кредитной политики потребует расширения списка индикаторов для контроля за их исполнением. В частности, система индикаторов может быть дополнена показателями:
     - по кредитованию экономики: доля кредитов и займов в объеме финансирования инвестиций, отношение банковских кредитов и займов реальному сектору к ВВП;
     -  по развитию банковской системы, системы институциональных инвесторов и финансовых рынков: отношение совокупного капитала банковской системы к ВВП, отношение уставного капитала страховых компаний к ВВП;
     - по обеспечению внешней платежеспособности страны: критерий Реддидостаточности объема золотовалютных резервов, доля прямых инвестиций в иностранных инвестициях в реальный сектор, процентные ставки по внешнему долгу государства. 
     2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
     Принципы формирования системы инструментов денежно-кредитной политики и ее основы заложены в 2002-2003 гг. В настоящее время в распоряжении Банка России находится определенный набор рыночных инструментов денежно-кредитной политики, в число которого входят:
     1) операции на открытом рынке:
     - первичное и вторичное размещение облигаций Банка России; 
     - интервенции на валютном рынке и валютные свопы;
     - продажа государственных облигаций, принадлежащих Банку России; 
     2) депозитные операции: 
     - депозитные операции с банками-резидентами;
     3) обязательные резервы:
     - норматив обязательного резервирования;
     4) рефинансирование банков:
     - внутридневные кредиты;
     - кредиты «овернайт»;
     - ломбардные кредиты, в том числе по фиксированной процентной ставке;
     - валютные свопы и операции РЕПО с государственными ценными бумага-ми;
     5) процентные ставки:
     - ставка рефинансирования;
     - ставки по кредитным и депозитным операциям.
     В 2003 г. можно наблюдать тенденцию к расширению применяемых Банком России инструментов денежно-кредитной политики. В частности, объем депозитных операций в первом полугодии 2003 г. почти в три раза превысил аналогичный показатель за первое полугодие 2002 г. (168,4 млрд. руб., или 160% от среднего уровня остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, против 58,9 млрд. руб., или 78%). Кроме того, депозитные аукционы со II квартала 2003 г. проводятся по Опыт 2002-2003 гг. показал, что Банк России пока не нашел комбинацию инструментов, которая могла бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики. Актуальной остается необходимость разработки новых эффективных инструментов для управления денежной ликвидностью, в частности, для стерилизации излишней денежной массы, обусловленной значительным притоком валюты на внутренний рынок. Число таких инструментов могло бы быть расширено мерами по развитию рынка ипотечных ценных бумаг, системы обязательных и добровольных пенсионных накоплений, расширение операций Банка России по рефинансированию банков и операций на открытом рынке ценных бумаг. всей территории России. 

     2.4 Достижение целей денежно-кредитной политики
     Режим таргетирования инфляции предполагает повышение ответственности Центрального банка за достижение целевых значений инфляции.
     В то же время, сопоставление фактических уровней и целевых ориентиров по ключевым индикаторам денежно-кредитной политики в 2002 г., в том числе по уровню инфляции, позволяет сделать заключение о неудовлетворительном исполнении денежно-кредитной политики. В частности, при планируемом годовом приросте денежной массы на 22-28%, по факту агрегат М2 увеличился на 32,3%. Инфляция по итогам года составила 15,1% вместо планируемых 12-14%.
     В 2003 г. ряд ключевых индикаторов также превысит прогнозные значения. Целевой ориентир по росту агрегата М2 был определен Центральным банком на уровне 22-26%. Однако, по итогам семи месяцев 2003 г. денежная масса увеличилась уже на 22,9%. В результате Центральный банк повысил прогноз прироста этого показателя до 39-42%. Был пересмотрен также прогноз по уровню базовой инфляции: с 8-8,5% он повышен до 8,7-9,2%.
     Несмотря на пересмотр темпов прироста денежной массы и базовой инфляции, Центральный банк оставил неизменным прогноз по уровню инфляции на 2003 г. (12%) по итогам года, обосновывая это тем, что при ожидаемых, более высоких, темпах реального роста ВВП в 2003 г. (5,9% вместо 3,5-4,4%, прогнозируемых ранее) достичь целевого уровня инфляции возможно и при более значительном росте денежной массы, чем было предусмотрено ранее. 
     Однако это представляется маловероятным. По итогам семи месяцев с начала года вклад немонетарных факторов в инфляцию составил 3,3 процентных пункта из 8,7%. В августе официальная статистика зафиксировала дефляцию на потребительском рынке, которая произошла в результате сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, а также приостановки роста стоимости услуг ЖКХ. В результате инфляция, обусловленная немонетарными факторами, по данным Госкомстата РФ, составила 2,2 процентных пункта из 8,3%. Вместе с тем, по аналогии с прошлыми периодами, в осенние месяцы вновь произойдет усиление влияния этих факторов, что приведет к тому, что их вклад в инфляцию до конца года, по оценке, может составить 4 процентных пунктов. Таким образом, общий прирост цен в 2003 г. будет не ниже 12,7-13,2%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
      Понятие и специфика денежно-кредитной политики в России
Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
     Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.
     Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
     Далее рассмотрим основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
     Политика обязательных резервов
     В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
     Минимальные резервы выполняют две основные функции.
     Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
     Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".
     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
     Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
     В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
     Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
     Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
       Рефинансирование коммерческих банков
     Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
     Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
     Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
     Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
     Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".
     Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.
     Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.
     Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.
     Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.
       Операции на открытом рынке
     Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
     Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
     Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
     По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
     Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
      Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
     Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
     К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
     Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
     Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
     Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
     При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
     Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
     3.2 Проблема кризисного состояния
На протяжении последних девяти лет российская экономика демонстрирует реальный рост, составляющий в среднем более 6% в год. Однако на разных временных промежутках обусловливающие его факторы были неодинаковыми. После кризиса 1998 г. главным "локомотивом" роста стала внешняя торговля, влияние которой на ВВП усилилось вследствие как существенной девальвации рубля, так и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (см. рис. 1). Произошло быстрое увеличение положительного сальдо торгового баланса, а вслед за ним - текущего сальдо платежного баланса. В результате наблюдался быстрый прирост золотовалютных резервов Банка России и соответствующего денежного предложения. Это позволяло стимулировать рост как потребления, так и инвестиций.
     В 2001 г. начался следующий этап развития российской экономики, когда реальное укрепление рубля и некоторое снижение цен на нефть привели к постепенному снижению доли экспорта в ВВП. Этой тенденции противостоял существенный рост физических объемов экспортных поставок, особенно в 2002-2004 гг., поскольку рост экспорта в 1, 5-2 раза превышал темпы роста реального ВВП.
     В эти же годы в экономике России происходило постепенное перераспределение структуры ВВП по использованию. Начиная с 2000 г. только вклад валового накопления основного капитала оставался на относительно стабильном уровне - 17-18% к ВВП. При этом заметно снизилась доля чистого экспорта - с 20% к ВВП в 2000 г. до 12% в 2004 г. (в основном за счет сокращения доли экспорта) при одновременном повышении доли конечного потребления - с 61 до 67% к ВВП.
     К 2005 г. количественные изменения в экономике создали благоприятную макроэкономическую обстановку для фундаментальных качественных изменений. Несмотря на хорошую внешнюю конъюнктуру, реальный рост экспорта несколько снизился, практически сравнявшись с увеличением ВВП в целом. В то же время рост импорта оставался стабильно высоким - в среднем около 20% в год. Прирост экспортной выручки начал все больше компенсироваться использованием валюты на покупку иностранных товаров. Положительное сальдо внешнеторгового баланса будет продолжать снижаться, и к 2010 г. ожидается, что оно практически окажется нулевым. Это означает сокращение счета текущих операций, что при прочих равных условиях должно уменьшить прирост валютных резервов Банка России и остановить генерируемое этим приростом денежное предложение.
     Однако рост чистых международных резервов и, следовательно, денежного предложения продолжился, так как валюта начала поступать в страну по другим каналам, а именно начался приток иностранного капитала .В 2005 г. баланс притока и оттока капитала впервые оказался положительным, составив 0, 7 млрд. долл., в 2006 г. - 41, 7 млрд. долл. За первые пять месяцев 2007 г. приток достиг около 60 млрд. долл, а по итогам года он будет не менее 70 млрд. долл. Как и в прошлом году, значительную часть притока обеспечили успешные публичные размещения акций российских компаний (IPO). Важно отметить, что ведущую роль в этом процессе играют не традиционные представители добывающих отраслей, а электроэнергетика и банковский сектор.
     Таким образом, происходит кардинальное изменение структуры российского платежного баланса. Приток валюты по-прежнему остается на высоком уровне, но его источником становится не счет текущих операций, а счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, который признается более волатильным. Что это может означать для российской экономики и инвестиций? Какова должна быть реакция Центрального банка России на меняющуюся ситуацию?
     Новый двигатель экономического роста
     Относительно роста показателей экспорта и импорта в прошлом году наметилось несколько примечательных тенденций. В долларовом выражении приросты экспорта и импорта товаров были достаточно близки - 25 и 31% соответственно, но их факторы - принципиально разные. В росте экспорта главную роль сыграли благоприятные внешнеторговые цены, которые объясняют почти V-всего прироста, соответственно примерно 1/5 его прироста явилась следствием увеличения физических объемов. Напротив, в импорте товаров только 1/5 его прироста связана с ценовым фактором, остальное - с увеличением физических объемов. Тенденция, конечно, довольно тревожная, хотя положительным можно назвать медленное, но устойчивое повышение доли машин и оборудования, достигшей почти половины всего товарного импорта.
     Кроме того, можно отметить все возрастающую роль других компонент счета текущих операций, а именно баланса услуг, баланса инвестиционных доходов и баланса оплаты труда. Размеры денежных потоков по этим категориям относительно небольшие - в разы и даже в десятки раз меньше внешнеторговых потоков, но отрицательные компоненты указанных балансов растут очень быстро, поэтому их вклад в сокращение счета текущих операций становится все более заметным.
     Таким образом, экспортная выручка, служившая главным источником притока валюты в страну до 2005 г., постепенно перестает быть таковым вследствие замедления роста физических объемов экспорта. Увеличение положительного сальдо счета текущих операций замедляется, и в недалеком будущем можно ожидать его сокращения. Данный показатель в процентах к ВВП начиная с 2004 г. постоянно снижается. Соответственно падает роль счета текущих операций в качестве эмиссионного источника.
     Для Банка России это свидетельствует о переходе от постоянно избыточной ликвидности банковского сектора к изменчивой и трудно прогнозируемой. В зависимости от обстоятельств ликвидность может попеременно быть как избыточной, так и недостаточной. Соответственно меняются функции Банка России - от стерилизации избыточной ликвидности к регулированию денежного предложения (то есть к предоставлению недостающей ликвидности или к стерилизации избыточной ликвидности в зависимости от обстоятельств). Поэтому повышается значение процентных ставок и механизмов рефинансирования Банка России.
     Вплоть до настоящего времени спрос на предоставление ликвидности был довольно ограниченным и связан в основном со спецификой нашей налоговой системы: большинство налоговых платежей приходится на конец месяца, именно в этот период появляется спрос на ресурсы Банка России. Тем не менее достаточно быстро повышается объем предоставленных ломбардных кредитов: в 2006 г. он составил 6, 1 млрд. руб. и почти в 5 раз превысил соответствующий показатель 2005 г. В первом квартале 2007 г. рост объемов ломбардных кредитов продолжился, хотя его темпы заметно снизились вследствие значительного притока ликвидности по финансовому счету. В целом же на сегодняшний день Банк России имеет хорошо отрегулированные механизмы предоставления краткосрочной банковской ликвидности. Банком России разработаны механизмы рефинансирования (кредитования) банков, различающиеся по качеству залогов и степени оперативности принятия решения о предоставлении кредита. Один из них - кредитование под блокировку или залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, в который включены государственные федеральные облигации, облигации Банка России, а также долговые обязательства наиболее надежных субъектов Российской Федерации и российских компаний. Другой - кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организации. Различаются эти кредиты, главным образом, по срокам погашения и времени принятия Банком России решения о выделении средств. Сейчас ведется работа по созданию единого пула обеспечения, который позволял бы кредитной организации оперативно получать кредиты любого вида: внутридневные, "овернайт" или до 1 года.
     Предлагаемые инструменты рефинансирования дают возможность коммерческим банкам успешно решать проблемы нехватки ликвидности. Но в условиях большого количества денег в экономике такие проблемы возникают нечасто. К тому же многие банки предпочитают решать их на межбанковском рынке благодаря его низким ставкам, поэтому востребованность инструментов Банка России пока остается на относительно невысоком уровне.
     Огромное поступление денег в экономику отражается в увеличении денежной массы, прирост которой в 2006 г. составил 48, 8%, почти на 10 п. п. превысив показатель предшествующего года. Такая динамика, как и в прошлом, объясняется наращиванием валютных резервов: прирост валютных резервов и прирост М2 в долларовом эквиваленте почти совпадают.
     В начале 2007 г. тенденция ускоренного наращивания денежной массы продолжилась: на 1.06.07 прирост агрегата М2 за предыдущие 12 месяцев составил 61, 7%. Тем не менее инфляция потребительских цен снизилась с 5, 9% в январе - мае 2006 г. до 4, 7% в том же периоде 2007 г. Частично это можно объяснить резким ростом цен на некоторые продукты (сахар, крупу) в начале прошлого года. Но имеет место и другой, обнадеживающий фактор: денежная масса снижает свое давление на потребительский рынок.
     Этот процесс выражается в снижении скорости обращения денег: рассчитанная по агрегату М2, она упала в 2006 г. на 14% по сравнению с предшествующим годом. Значительно выросли вклады в коммерческие банки - на 47, 9%. При этом заметно повысилась доля рублевых вкладов - в основном за счет краткосрочных (до 1 года) депозитов юридических лиц. Объем валютных вкладов сократился до рекордно низкого показателя - 22, 2%.
     Темпы реального роста конечного потребления домашних хозяйств остаются высокими. Правда, в 2006 г. они снизились до 11, 2% по сравнению с 12, 8% в 2005 г. Одновременно заметно возросли темпы увеличения валового накопления основного капитала - с 8, 3 до 13, 9%. Это значит, что происходит перераспределение денежных средств от потребительского рынка в сектор инвестиционных товаров, что позволяет ускоренно наращивать денежную массу без риска негативного воздействия на уровень потребительских цен.
     Таким образом, прослеживается связь между притоком иностранного капитала и ростом инвестиций. Вообще говоря, эта связь не является прямолинейной, поскольку поступающий капитал автоматически не превращается в инвестиции и может быть использован на любые другие цели, к примеру на потребление или на краткосрочные спекулятивные вложения в российские активы. Вместе с тем наблюдающийся рост инвестиций на фоне замедления темпов потребления позволяет признать достаточную степень "зрелости" приходящего в страну капитала. Не случайно в 2006 г. был зафиксирован рекорд прямых иностранных инвестиций в Россию - 28, 7 млрд. долл.
     Роль инвестиций в современной российской экономике трудно переоценить. В 2005 г. исследование Международного валютного фонда показало, что к тому времени ВВП России сравнялся с величиной потенциального выпуска. Следовательно, дальнейший ускоренный рост экономики возможен лишь при условии значительных инвестиционных вливаний. В противном случае экономика должна была столкнуться с проблемой роста цен из-за ограничений со стороны предложения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.