На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правовое положение государственных внебюджетных фондов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Пензенский Государственный Университет Факультет дополнительного образования Специальность: «Юриспруденция» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
По дисциплине: Финансовое право
На тему:
«Правовое положение государственных внебюджетных фондов» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза 2010
 

Содержание
 

Введение

     Российская  Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
     Конституция Российской Федерации устанавливает  обязанность государства проводить  такую социальную политику, которая  гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления  этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; охрана здоровья людей и др.1
     Одним из способов обеспечения социальной защиты населения является система  обязательного социального страхования. В последние годы происходит становление  данного института: определены виды обязательного социального страхования, его финансовые основы, сформированы государственные внебюджетные социальные фонды и законодательная база их функционирования.
     В настоящее время систему обязательного  социального страхования составляют: обязательное пенсионное страхование, обязательное
     медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Разные виды обязательного социального  страхования обеспечиваются соответствующими денежными фондами: обеспечением по пенсионному страхованию выступают средства Пенсионного фонда, по социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - средства Фонда социального страхования, по медицинскому страхованию - средства фондов обязательного медицинского страхования2.
     Таким образом, тема контрольной работы «Правовое  положение государственных внебюджетных фондов» в сложившейся государственной  политике является актуальным вопросом и требует своего рассмотрения, в особенности с точки зрения налогоплательщика.
     Цель данной работы – рассмотреть и раскрыть финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.
     Для достижения цели  были поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть понятие и сущность внебюджетных фондов, их общую характеристику;
     - раскрыть финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов;
     - выявить существующие проблемы правового положения государственных внебюджетных фондов.
     В ходе решения поставленных задач  и написания контрольной работы были использованы следующие нормативные  акты: Закон РФ от 28.06.1991г. №1499-1; Федеральный закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Полезными для раскрытия темы контрольной работы также оказались труды следующих авторов: Агапцов С.А. статья «Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ»; Крутышев А.В. статья «О правовой природе обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды»; Забарчук С.Е. статья «Актуальные вопросы административно-правового статуса Пенсионного фонда РФ»; Разгильдиева М.Б. статья «Ответственность в сфере обязательного пенсионного страхования: вопросы правовой природы и регулирования»;  Соловьев В.Н. статья «Имущественные права Пенсионного фонда России на бюджетные средства, предназначенные для выплаты пенсий».
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Финансово-правовой  статус государственных  внебюджетных фондов
      Правовые основы возникновения и сущность государственных внебюджетных фондов
 
     Государственные внебюджетные фонды являются неотъемлемой частью обязательного социального страхования в России и основными проводниками социальной части страхового дела в Российской Федерации. С их помощью государство осуществляет финансовую деятельность, т.е. собирает, распределяет и использует средства для решения государственных задач.
     Указанные фонды являются оплотом обязательного социального страхования, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а также вследствие получения трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
     Государственные внебюджетные фонды появились в  финансовой системе России в начале 90-х гг. ХХ в. Сначала был образован Пенсионный фонд РФ, а затем и остальные фонды. Они были созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.
     Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.
     Бюджетным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 144 БК РФ).
     Как такового перечня самих государственных внебюджетных фондов на сегодняшний момент не существует, поскольку ст. 143 Бюджетного кодекса РФ утратила силу. Однако, исходя из перечня бюджетов государственных внебюджетных фондов, можно сделать соответствующий вывод об их составе.
     Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.3
     Следовательно, на территории Российской Федерации осуществляют деятельность три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования (как Федеральный, так и территориальные).
     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
     Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
     Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.
     Внебюджетные государственные фонды тесно связаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
     При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
     При двусторонних связях денежный поток  движется между внебюджетными фондами  и другими звеньями финансовой системы  в двух направлениях.
     При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
     Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников.
     • специальные целевые налоги и  сборы, установленные для соответствующего фонда;
     • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
     • средства бюджета;
     • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
     • займы, полученные фондом у Центрального банка Российской Федерации или у коммерческих банков. 
 
 

     1.2. Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов 

     Для того чтобы раскрыть финансово-правовые основы деятельности внебюджетных фондов, необходимо определить их правовой статус.
     Правовой  статус государственных внебюджетных фондов закреплен в нормативных правовых актах о каждом из них.
     Финансово-правовой статус Пенсионного фонда РФ определен Бюджетным кодексом РФ, Законом об обязательном пенсионном страховании, Законом о государственном пенсионном обеспечении, Положением о Пенсионном фонде РФ, Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации, Законом о бюджете Пенсионного фонда РФ на текущий год и другими федеральными законами.4
       Финансово-правовой статус Фонда социального страхования РФ определен Бюджетным кодексом РФ, Законом об основах обязательного социального страхования, Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, Законом об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации и другими федеральными законами.
     Финансово-правовой статус Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ определен Законом о медицинском страховании граждан в РФ, Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
     Правовым статусом является правовое положение субъекта права, основой которого служит правосубъектность, которая включает в себя две категории: правоспособность и дееспособность.
     Финансовая  правосубъектность государственного внебюджетного фонда представляет собой социально-правовую возможность фонда быть участником финансовых правоотношений, а правоспособность и дееспособность являются составными частями финансовой правосубъектности внебюджетного фонда.
     Правоспособность государственного внебюджетного фонда — это способность фонда иметь права и обязанности, предусмотренные в законе.
     Правоспособность  возникает с момента государственной регистрации государственного внебюджетного фонда в качестве юридического лица.
     Государственные внебюджетные фонды правоспособны в отношении:
     а)  проведения документальных проверок;
     б) выявления и пресечения нарушений законодательства об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании;
     в) получения необходимой информации о страхователях и застрахованных лицах;
     г)  управления средствами бюджетов государственных  внебюджетных фондов и контроля за их расходованием.
     Дееспособность— способность государственного внебюджетного фонда приобретать права, исполнять обязанности, самостоятельно нести правовую ответственность.
     Дееспособность, также как и правоспособность возникает с момента государственной регистрации внебюджетного фонда в качестве юридического лица.
     Организационные элементы правового статуса государственных внебюджетных фондов закрепляются не только в соответствующих положениях об этих фондах, но и в гражданском законодательстве, устанавливающим основные требования к организационно-правовой форме государственных внебюджетных фондов как юридических лиц, созданных в качестве государственных учреждений.
     Общими  чертами организационно-структурной  части правового статуса для  всех государственных внебюджетных фондов являются:
     - создание, реорганизация и ликвидация государственных внебюджетных фондов производятся только на основании нормативных правовых актов федерального уровня;
     - государственные внебюджетные фонды подконтрольны федеральным органам контроля общей и специальной компетенции, контролирующим использование средств внебюджетных фондов наряду с бюджетными средствами;
     - однотипность внутренней структуры фондов проявляется в наличии двух главенствующих органов - правления и исполнительной дирекции фонда, подотчетных соответствующим органам государственной власти;
     - постоянное местонахождение центральных отделений фондов - город Москва, а также использование официальных символов Российской Федерации в печатях и названиях фондов.5
     Несмотря  на значительное сходство, каждый фонд имеет существенные отличия в  организационной структуре управления и в региональном построении своих отделений. Указанные особенности определяются в положениях и уставе о каждом из государственных внебюджетных фондов.
     Государственные внебюджетные социальные фонды официально не входят в систему федеральных  органов исполнительной власти России, тем не менее, не являясь таковыми официально, фактически фонды исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.
     Бюджеты фондов конкретных видов обязательного  социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.6
     Источниками поступлений денежных средств в  бюджеты государственных внебюджетных фондов являются:
     - межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
     - штрафные санкции и пеня;
     - денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
     - доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
     - иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
     Источниками формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов являются обязательные платежи юридических и физических лиц; добровольные взносы физических и юридических лиц, средства, получаемые от использования временно свободных средств фондов в качестве кредитных ресурсов, а также от размещения их в ценные бумаги.
       Кроме того, фонды могут формироваться  за счет отчислений из других внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ формирует часть своих средств за счет отчислений из Фонда занятости РФ), отчислений от налоговых поступлений (так, часть платежей за пользование природными ресурсами поступает в экологические фонды субъектов Федерации), а также за счет средств от финансовых и иных санкций, выплачиваемых физическими и юридическими лицами (например, средства экологического фонда формируются в том числе и за счет штрафов, уплачиваемых нарушителями экологического законодательства, а Пенсионного фонда - за счет финансовых санкций, взыскиваемых с плательщиков страховых взносов).8
     Наиболее  существенным источником формирования внебюджетных фондов являются страховые  взносы. Существуют две точки зрения на вопрос о правовой природе платежей в государственные внебюджетные фонды. Первая состоит в том, что обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды являются, по своей сути, налогами. Это объясняется тем, что законодательные акты, устанавливающие основы налоговой системы, относят страховые взносы во внебюджетные фонды к налогам. Так в Налоговом кодексе РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Из данного определения, обязательный платеж во внебюджетный фонд вполне можно отнести к налогам. Таким образом, если рассуждать с точки зрения закона, взносы в государственные внебюджетные фонды являются налогами. Еще одним аргументом, по которому обязательные платежи можно отнести к налогам, является порядок контроля за их взиманием, который в настоящее время осуществляется органами управления фондов совместно с налоговыми органами.
     Другой  точкой зрения является отнесение обязательных платежей к страховым платежам. С данной точки зрения, такие признаки обязательных платежей, как их возмездный характер, выражающийся в выплате определенных сумм при наступлении определенных событий (пенсионный возраст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы), то есть в возврате уплаченных страховых взносов. Возмездный характер обязательных платежей состоит в том, что уплата платежа порождает у государства в лице органов управления внебюджетными социальными фондами встречную обязанность по выплате пенсий, тех или иных пособий.
     Действительно, отличием обязательных платежей во внебюджетные фонды является возмездный и, кроме того, возвратный (эквивалентный) их характер. Однако возвратность (эквивалентность) платежей не является их обязательным признаком. Наиболее характерна она для взносов в Пенсионный фонд РФ. Определенный признак возвратности просматривается и при назначении пособия по безработице из фонда занятости населения, поскольку размер пособия зависит от размеров заработной платы и, следовательно, размеров платежей, начисляемых с нее. По платежам в фонды медицинского и социального страхования признак возвратности практически не играет никакой роли, так как размер средств, затраченных на лечение, или размер пособий из фонда социального страхования не зависят от конкретного вклада гражданина или иного страхователя в наполняемость указанных фондов.
     Таким образом, в обязательных платежах в социальные внебюджетные фонды больше прослеживается страховая природа, а не налоговая.9
     С моей точки зрения, платежи в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации нельзя однозначно отнести к налогам или к страховым платежам.
     2. Виды государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
     2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации
     Пенсионный  фонд Российской Федерации образован  Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в  целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Эта статья гласит, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. До 1 января 1992 года действовало Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1. С 1 января 1992 года вступили в силу Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1. Указанное Положение о фонде с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени.
     Деятельность  ПФР также регулируется следующими законодательными актами: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".10
     В соответствии с Положением ПФР должен обеспечивать:
     - целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и на другие цели (тариф страховых взносов в ПФР ежегодно устанавливался федеральными законами);
     - организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
     - контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
     - организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
     - межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
     - проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
     В соответствии с Положением о ПФР руководство Фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
     В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также некоторые  управляющие отделениями Фонда. В состав Правления могут также  входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
     На  Правление Пенсионного фонда  Российской Федерации возлагаются: ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определение перспективных и текущих задач Фонда; утверждение бюджета отделений, сметы расходов ПФР и его органов, отчетов об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов.11
     Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда Российской Федерации. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
     Бюджет  ПФР составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджет ПФР является консолидированным.
     Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  формируется за счет:
     - страховых взносов;
     - средств федерального бюджета;
     - сумм пеней и иных финансовых санкций;
     - доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
     - добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
     - иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.12
     Средства  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
     - выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.