На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема профориентации школьников и пути ее решения в педагогической науке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Государственный Педагогический Университет  имени А.И. Герцена 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  профориентации школьников и пути ее решения в педагогической науке. 
 
 
 
 
 
 

Студентки 3 курса ОЗО 
факультета  Математики
Марковой  Ю. Н.
Руководитель  — 
д.п.н. Гутник И.Ю. 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010
Содержание.
1. Введение.
2. Методологические  и теоретические вопросы профессиональной  ориентации.
        История становления профориентации.
        Вопросы теории  и методологии профессиональной ориентации.
3. Проблема  профориентации школьников.
4. Профессиональное  просвещение учащихся.
4.1.       Профессиональное просвещение в процессе обучения.
4.2.         Профессиональное просвещение учащихся  во внеурочное время.
5. Изучение  школьников в целях профориентации.
5.1.         Общая характеристика личности школьника.
5.2.         Методы изучения школьников в  целях профориентации.
6. Профессиональная  консультация учащихся.
6.1.         Задачи, содержание и формы профессиональной  консультации.
6.2.         Методы проведения профконсультаций.
7. Подготовка  к труду и выбору профессии  – важнейшая задача школы.
7.1.         Мотивы выбора профессии у  школьников.
7.2.         Роль темперамента в профориентации.
7.3.         Значение особенностей характера  и самооценки для профориентации.
8.  Вывод.
9. Приложение.
10. Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение. 

Проблемы  профессионального самоопределения  и профессиональной ориентации приобрели  в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор  профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.
Профессиональное  самоопределение – это определение  человеком себя относительно выбранных  в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Профессиональное самоопределение возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте.
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих  нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это  происходит? Даже несмотря на то, что  в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя  факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?
Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст  самоопределения. Кем быть? Каким  быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед школьниками.
Мир профессий  очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит  перед выбором. Каждый пятый расскажет  о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении  – задача не из простых и не из легких.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе  рождение человека». Ведь от того, насколько  правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Общество  расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед  ней возможности для приложения своих сил и способностей в  самых различных областях деятельности на благо общества.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. 
 
 
 
 

2. Методологические  и теоретические  вопросы профессиональной  ориентации.
2.1 История становления  профориентации 

Начало  профориентации нередко относят  к 1908 г. - к моменту открытия первого  профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась  гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию.
История появления некоторых элементов  оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится  в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н. э. В Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В древнем  Египте искусству жреца обучали  только тех, кто выдерживал систему  определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно  было бы сейчас назвать собеседованием. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания водой и огнем. Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор.
Данных, подобных приведенным выше, имеется  много, и все они указывают  на довольно ранний период возникновения  элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Однако  если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику  и профотбор, но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную адаптацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук и научных направлений. Следовательно, приведенные выше исторические данные нужно рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками — повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих. Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и особенностями людей.
В январе 1908 г. в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами.
В своей  работе бюро руководствовалось следующими положениями:
      по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
      профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
      никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;
      молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу;
      выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
Один  из основателей этого бюро Ф. Парсонс  выделил три основных фактора  успешности выбора профессии:
      правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;
      знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;
      умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.
 
В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годы ХХ в. Педагогическим музеем учительского дома был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей. Однако наибольшее развитие профориентация молодежи в нашей стране получила после Великой Октябрьской революции. В 20-е годы прошлого столетия появились первые научные исследования отечественных авторов, посвященные выяснению причин выбора той или ионой профессии.
В Ленинграде в 1927 г. было организовано бюро профконсультации, которое наряду с практической деятельностью  вело и научные исследования. Во-первых, была сделана попытка решать проблемы профориентации с помощью профконсультации и профотбора. Вторая важная идея — комплексный подход к оценке личности. Эта прогрессивная идея, как и идея диагностики, получила свое развитие в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где вновь создаваемым центрам профориентации предписывается «выявлять психофизиологические особенности, способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и разрабатывать на этой основе соответствующие практические рекомендации».  Третья важная идея — единство практики, теории и методологии. Эта идея, к сожалению, долгие годы не получала последующего развития.
В разработке научно-педагогических основ профориентации большую роль сыграли выдающиеся педагоги и деятели народного  образования Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и др. Они помогли создать психолого-педагогическую основу для последующего развития путей осуществления профессиональной ориентации школьников. Проблема профориентации школьников решилась в тесном единстве с осуществлением политехнического образования, трудового воспитания и обучения.
Ряд исследователей предлагали всю профориентационную работу осуществлять через наркомпросы  в рамках трудовой политехнической  школы. Исключительно большое значение имело то обстоятельство, что в 30-е  годы начала складываться система профориентации в учебно-воспитательном процессе школы. Однако на развитие профориентационной работы в это время отрицательное влияние оказало снижение внимания к вопросам трудового обучения школьников. Отмена трудового обучения в школе привела к свертыванию и профориентационной работы.
Начиная с 50-х годов значительно выросло  внимание к проблеме профориентации, сложился и определенный подход. Этот подход можно назвать организационно-методическим. Все усилия, материальные средства, выпуск литературы были направлены в основном на улучшение организации профориентационной работы и совершенствование методики профориентации школьников.
В связи  с ускорением научно-технического прогресса  происходят новые качественные изменения  и в профессиональной подготовке работников всех сфер. Важнейшая задача школы — подготовка молодежи к жизни, к активному участию в труде, правильному выбору профессии. 

2.2. Вопросы теории  и методологии профессиональной ориентации. 

Цели  и задачи профориентации успешно  реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И это не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
Понятие «профориентация» кажется ясным  каждому, кто ознакомится с ним  даже в первый раз — это ориентация школьников на те или иные професии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работыв целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Какие бы определения ни давались понятию  «ориентация», ясно, что все они  связаны с деятельностью по выбору основного направления, в рассматриваемом случае по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию.
Отсутствие  единой точки зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а потому подходы к ее определению могут быть различными. Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. Еще один подход — социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизнененной ориентацией, стремлением личности занять опредкленное место в социальной структуре общества, в социальной группе.
Изложенное  выше понимание профориентации как  единства практической работы и теории позволяет дать следующее ее определение. Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.
Теорию  профориентации можно определить следующим  образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной  форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.
Рассмотрим  основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы.
Достоверных фактов, полученных с помощью научных  методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важнейших задач — собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию.
Важный  компонент теории профориентации —  определенные закономерности. Познание закономерностей — это, в конечном счете, и есть то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования понятий профориентации с понятиями других наук и научных направлений, в том числе — с математикой.
Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.
Принцип сознательности в выборе профессии  выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии  интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в целом в кадрах необходимых профессий выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.
Принцип активности характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального  самоопределения (профессию надо искать самому).
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая  давала бы личности возможность повышения  квалификации, увеличения заработка  по мере роста опыта и профессионального  мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребности в жилье, отдыхе и т. п. 

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании  практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.
К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы, относятся идеи концептуального характера. Одна из них — идея организации профессиональной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии.
К идее методологического характера относится  идея дифференцированного подхода  к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает  предварительную классификацию  учащихся по группам в зависимости  от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.
К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации. Система профориентации школьников — это организованная, управляемая деятельность различных государственных о общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопеделения школьников в интересах личности и общества в целом. Общая цель системы профориентационной работы — подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личностые интересы, так и общественные потребности.
В работе по различным направлениям определился  круг форм и методов профориентационной работы — это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, организация  клубов по  интересам, кружков технического творчества, анкетирование, применение тестов, написание учащимися рефератов, проведение с ними различных игр и др.
С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии  рекомендациям педагога или педагогического коллектива. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личностных, так и общественных потребностей. Соответственно чем большее число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше деятельность профориентационной работы педагогов, школы. 

3.  Проблема профориентации  школьников. 

 Профориентационная  работа среди школьников носит  бессистемный, эпизодический характер. Профориентационные услуги не  стали пока действенным средством  формирования жизненного пути учащихся, построения их профессиональной карьеры. Эти тревожные тенденции подтверждаются рядом социологических исследований. Исследования профессиональных намерений и жизненных планов выпускников 2001 года, проведенные в 23 городах и районах Московской области, с участием 3122 учащихся девятых классов и 2255 учащихся одиннадцатых классов, показали, что лишь около 10 % выпускников намерены работать на производстве. Список выбираемых профессий очень беден, причем выбор профессий нельзя считать осознанным. Вызывает тревогу тот факт, что специальности, которые выбирает большинство опрошенных, не пользуются спросом на рынке труда. Похожие тенденции наблюдаются в Воронежской, Брянской, Ростовской, Челябинской, Ярославской областях. Прослеживаются и крайние тенденции. Например, в Воронежской области выявлена достаточно высокая нацеленность выпускников школ на карьеру и большие заработки без получения образования, а две трети опрошенных вообще не работали бы, если бы имели какие-либо доходы.
Анализ  профессиональных планов и уровня готовности к выбору профессии выпускников  общеобразовательных учреждений Ярославской  области 2000/2001 учебного года показывает, что две трети выпускников  не готовы к самостоятельному решению  проблемы профессиональной подготовки или трудоустройства, а работать после окончания школы намеревается лишь 1 % выпускников. В целом по области выпускники 9-х, 11-х классов предпочитают профессии (специальности), которые, как правило, остаются невостребованными на региональном рынке труда: водитель, автомеханик (для юношей), бухгалтер, экономист, юрист (для девушек). В их выборе практически отсутствуют рабочие профессии. Из всех опрошенных выпускников лишь 2 % хотели бы выполнять обязанности промышленных рабочих и 1 % – квалифицированных работников сельского и рыбного хозяйства.
Социологические исследования, проведенные Департаментом  ФГСЗН по Воронежской области, показывают, что выпускники средних школ ориентированны в основном на продолжение образования. Их доля за последние пять лет (1995–2000 годы) возросла с 81,5 % до 90,6 %. При этом удельный вес учащихся 11-х классов, планирующих получить высшее профессиональное образование, возрос с 64 % до 81 %. В то же время число лиц, желающих получить профессиональное образование в техникумах и профессиональных училищах, наоборот снизилось с 19,2 % до 6,7 % и с 11,4 % до 4,8 % соответственно.
По результатам  исследований в 2001 году 73,7 % выпускников  школ области определились с профессиональным выбором. При этом преобладают профессии  экономического и юридического направления.
Желание большинства выпускников школ получить высшее образование гуманитарного  профиля противоречит реалиям регионального  рынка труда. В области растет дефицит рабочих кадров. Рабочими кадрами полностью укомплектовано лишь каждое 4 предприятие, а специалистами – 65 % предприятий региона.
Недостатки  в работе по формированию у школьников устойчивой мотивации к труду  кроются в отсутствии законодательной  базы профессиональной ориентации, в  неэффективных психолого-педагогических условиях ее проведения, в разобщенности органов управления образованием и службы занятости в регулировании объемов подготовки специалистов, определении перечня специальностей, востребованных рынком труда и др.
Ключевой  задачей сегодня является подготовка школьников к профессиональному и карьерному росту, формирование у них способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально использовать при этом имеющиеся ресурсы. Для успешного решения этой задачи необходима интеграция образовательных учреждений, территориальных центров профориентации молодежи Минтруда и Минобразования России, региональных центров профориентации безработных граждан, органов управления образованием и департаментов федеральной службы занятости, районных и городских центров занятости населения, а также совместная профориентационная деятельность учительских коллективов и специалистов органов занятости населения, разработка современных технологий профориентационной работы, психодиагностических и тестовых методик, использование существующих бланковых и компьютерных методик, методических разработок Минтруда России по организации профориентационной работы со школьниками.
Другая  задача – внесение в учебно-производственный процесс и учебные программы  образовательных стандартов профессиональной ориентации.
Целью модернизации профессиональной ориентации школьников является формирование такой  модели профессиональной ориентации, которая была бы способна актуализировать  потребность у молодых людей  в самореализации, обеспечить их занятость, социализировать личность через труд.
В ряде регионов накоплен положительный опыт профориентационной работы, направленной на конечный результат – трудоустройство  молодежи.
На протяжении ряда лет центр профориентации при  участии и поддержке департамента образования области занимается разработкой и апробацией аналогичного профориентационного курса для учащихся средних школ. В настоящее время курс введен в общеобразовательный процесс школ семи районов области (исходя из кадровых возможностей центра профориентации в консультировании и сопровождении учебного курса). Данный курс проводится в разных организационно-содержательных формах: как отдельный предмет в рамках образовательной области «Технология» за счет вариативной части учебного плана; часть некоторых специальных предметов («Основы экономики», «Этика и психология семейной жизни» и др.); программа по профессиональному самоопределению в межшкольных учебно-производственных комбинатах; цикл специализированных и тематических классных часов и внеклассных мероприятий. Предмет «Эффективное поведение на рынке труда» с 2000 года обеспечен учебно-методической литературой.
В Воронежской  области с 1994 года работает областной  центр профориентации и психологической  поддержки безработных граждан. Среди граждан, которым оказываются профориентационные услуги, 35 % составляет молодежь в возрасте от 16 до 20 лет. Работу по профориентации учащейся молодежи центр строит в рамках ежегодных договоров о сотрудничестве между департаментом и главным управлением образования Воронежской области. Она осуществляется на основе утвержденной главой администрации области межведомственной региональной программы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на 2001–2005 годы по нескольким направлениям:
- работа  со школьными психологами (проблемы  профессионального самоопределения  и подготовки учащихся к труду);
- совместная  работа с педагогами общеобразовательных  школ (информационные консультации  педагогам по вопросам оказания  помощи учащимся в выборе профессионального пути);
- взаимодействие  с родителями подростков (участие  в работе родительских собраний).
В центре организуются индивидуальные консультации для учащихся школ и профессиональных учебных заведений, проводится углубленная  психологическая диагностика, оказывается помощь в планировании профессиональной карьеры. На групповых информационных беседах школьники знакомятся с положением на рынке труда, получают информацию о востребованности специалистов, узнают о профессиях, важности грамотного подхода к выбору своей будущей профессии. Психологами центра разработаны тренинговые программы для молодежи: «Искусство сдавать экзамены», «Эффективное поведение на рынке труда», «Креативность мышления», «Уверенное поведение» и др. Эти более сложные формы работы используются с безработной молодежью.
К эффективным  формам взаимодействия с учащимися  можно отнести уроки карьеры, которые проводятся на базе информационного  агентства. За год агентство посещают до 2000 учащихся.
Одним из видов взаимодействия различных  структур являются ежегодные ярмарки учебных и рабочих мест для школьников. Обычно здесь присутствуют представители всех профессиональных учебных заведений города. Они широко информируют школьников об условиях приема и обучения, отвечают на интересующие ребят вопросы. Учреждения дополнительного образования приглашают к освоению основ профессий через систему кружков, секций, курсов. Учреждения профессионального образования ведут пропаганду обучения в летнее время навыкам профессий (по данным департамента в 2001 году проходили обучение более 400 подростков, на эти цели затрачено 85 тыс. рублей из областного бюджета). Представители городских предприятий и организаций предлагают рабочие места для несовершеннолетних в свободное от учебы время. Сотрудники центра профориентации организуют занятия по планированию профессиональной карьеры, информационные беседы с использованием видеоматериалов «Мир профессий», индивидуальное консультирование по вопросам выбора будущей профессии, диагностическое собеседование.
В течение  последних нескольких лет развивается сотрудничество органов службы занятости населения с органами управления образованием, образовательными учреждениями. Профориентационная работа с молодежью направлена на получение базового профессионального образования и формирование адаптивного поведения на рынке труда. Для этих целей в ряде территорий в 2000–2001 годах учреждены центры профориентации молодежи (Красноярский, Ставропольский края, Республика Северная Осетия – Алания, Тюменская, Калужская области и др.).
Для молодых безработных граждан, не имеющих профессии, и подростков проводятся занятия по модифицированным программам социально-профессиональной адаптации «Школа профессионального самоопределения», позволяющие определять профессиональные склонности и способности и на основе диагностики вырабатывать алгоритмы действий по поиску работы, получению профессионального образования.
Безработной молодежи, не имеющей опыта работы, оказываются услуги по психологической  поддержке в виде индивидуального  консультирования с разработкой плана профессионального самоопределения. Проводятся тренинги личностного роста, адаптивного поведения на рынке труда.
По сравнению  с 1995 годом в 2001 году профориентационные услуги получили в два раза больше молодых людей (1995 год – 1 млн 120 тыс. человек, 2001 год – 2 млн 380 тыс. человек).
Для дальнейшего  совершенствования профориентационной работы с учащимися общеобразовательных  учреждений целесообразно:
- инициировать  принятие Государственной думой  РФ поправок в статью 5 Закона  РФ «Об образовании» в редакции: «Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, включая профессиональную ориентацию»;
- ускорить  подготовку проекта постановления федерального правительства об утверждении «Положения о профессиональной ориентации населения в Российской Федерации»;
- включить  в государственный стандарт общего  образования учебные предметы, расширяющие  знания о формировании рынка  труда, мире профессий, профессиональном образовании, планировании карьеры (Махмудов, 2002).
Таким образом, профессиональная ориентация важна прежде всего для школьников, так как они стоят перед  выбором дальнейшего жизненного пути. 

4. Профессиональное  просвещение учащихся.
4.1. Профессиональное  просвещение в  процессе обучения. 

Важным  компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому окладу , оплата труда по конечным результатам труда и т. д.
Работа  по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи  с этим перед школой, как и перед  всем нашим обществом, стоит довольно сложная задача — исправить идущее вразрез с потребностями отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Планировать работу по профессиональному просвещению  в школе, в частности по пропаганде и последующей профагитации, следует  в соответствии с предварительной  профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую  работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Проведение  профессионального просвещения  не нарушает логики изучаемого материала, а является конкретным выражением дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Исходя  из того, что профпросвещение — процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. В частности, шире надо внедрять в практику не просто рассказы о профессиях и производствах, а осуществлять руководство самостоятельным изучением школьниками той или иной профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что информация нередко лучше усваивается при ее подаче в определенной ситуационной форме, а не в виде текста (лекции, рассказа).
Чтобы работа по профпросвещению имела  положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим  педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого  рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью.
Урок— основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи, демонстарции кино- и диафильмов, применения плакатов, стендов, альбомов и т. д. Применение того или иного средства (или их комплекса) зависит от цели и содержания урока, возраста, знаний учащихся, и, наконец, от мастерствв самого учителя.
Учитель не только должен сообщать знания о  профессиях, но и получать обратную реакцию о том, как они усваиваются детьми. Для этого при повторении пройденного материала среди прочих вопросов необходимо включать вопросы для проверки знаний учащихся о профессиях.
Такое повторение может углубить и систематизировать знания учащихся о профессиях, заставит их подумать о важности правильного выбора профессии, а следовательно, повысит эффективность профориентационной работы на уроке. 

4.2. Профессиональное  просвещение во  внеурочное время.  

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе,  различным  внеурочным   мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады, клубы по интересам и т. д.
Задача  профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы ребят, прививать в конечном итоге любовь к профессии. Поэтому одним из ценных методов профпросвещения является практическая работа. К неурочным формам организации такой работы относятся кружковые занятия, малые группы по интересам, объединения школьников  и т. д. Участвуя в них, школьники могут глубже понять сущность профессий, психологически подготовиться к трудовой деятельности, к сознательному выбору профессии.
Рассмотрим  основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во вненеклассной работе.
Значительное  место в этой работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители  разных профессий, наставники. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление  учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
- Общие сведения  о профессии:
краткая характеристика отрасли, где применяется  профессия; краткий исторический очерк  и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представителей профессии.
- Производственное  содержание профессии:
место и роль профессии, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
- Условия работы и требования профессии к человеку:
  санитарно-гигиенические условия труда; требования  к возрасту и здоровью; элементы  творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные  требования   к   физиологическим  и  психологическим особенностям человека,отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
- Система  подготовки к профессии:
пути  получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией.
5. Изучение школьников  в целях профориентации.
5.1. Общая характеристика  личности школьника.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.