На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Разработка и реализация федеральных целевых программ на примере федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: без формул. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РАЗРАБОТКА  И РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ НА 2006-2015 г.г. (на примере Псковской области) 
СОДЕРЖАНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
ГЛАВА1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………
      Программно-целевой метод государственного управления: понятие и особенности……………………………………………………………………….
1.2. Виды государственных программ………………………………………..
1.3. Нормативно-правовая база программно-целевых средств регулирования экономики……………………………………………………………………..……
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ НА 2006-2015 г.г.»……
2.1. Итоги реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"………….…………………… ………………………………………………
2.2. Итоги реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009 – 2011 г.г.»……………………………………………………………………………
2.3. Органы  государственного управления Псковской  области в сфере физической культуры и спорта………………………………………………..
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2015 ГОДЫ"…………………….
3.1.Проблемы реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"………….………………………………….……………………………….
3.2. Определение основных направлений реализации  Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»………………….………..………………….
3.3. Рекомендации по совершенствованию разработки целевых программ на примере Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»………………..…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..…………… 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Планомерное развитие общества - одно из основных достижений человеческой цивилизации. В странах  с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно является действенным инструментом государственного регулирования экономического и социального развития.
     В основе социально-экономического развития СССР лежали государственные пятилетние планы, составной частью которых были планы развития макрорегионов (крупных экономических районов), отраслей народного хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдельных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы были увязаны по срокам, объемам капитальных вложений, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т.д. Основные мероприятия планов развития финансировались соответствующими министерствами и ведомствами. Для городов разрабатывались и утверждались генеральные планы развития на срок до 15-20 лет. Хотя они зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориентирами развития.
     При переходе России к рыночной экономике  и многообразию форм собственности  прежняя система всеобщего директивного планирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий была разрушена. В начале 90-х был  выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако вскоре стало очевидно, что необходима не отмена всякого планирования, а лишь переход от прежних методов директивного планирования к прогнозированию и индикативному планированию.
     В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
     Актуальность темы, выбранной для исследования, подтверждается тем, что программно-целевой метод планирования широко вошел в практику государственного управления на всех уровнях власти. От грамотного использования метода во многом зависит решение актуальных проблем различных сфер жизнедеятельности общества. Сложившийся опыт применения программно-целевого управления не исчерпывает все возможности метода, дающего наиболее высокий эффект при правильном выборе приоритетов, обосновании последовательности их решения, концентрации ресурсов на достижении количественно обозначенной цели.  В условиях роста внимания к проблемам повышения эффективности управления руководителям важно знать специфику и особенности применения программно-целевого подхода, его преимущества для решения проблем, требующих комплексного межведомственного взаимодействия, возможности целевых программ в регулировании государственной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в обеспечении развития любой отрасли, а также технологию программно-целевого управления.  
     Формирование  региональных целевых программ развития является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования в нашей стране, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.
     Степень разработанности проблемы. Основополагающий вклад в исследование комплекса  проблем, связанных с формированием и реализацией региональных целевых программ развития, внесли ведущие зарубежные ученые А. Вебер, У. Изард, В. Кристалл ер, В. Леонтьев, А. Леш, Г. Мюрдаль, И. Тюнен. В России первые публикации, посвященные отдельным теоретическим и методологическим вопросам регионального: программирования, появились в 70-80 -е годы XX в. Авторами этих работ являются отечественные ученые В.Н. Лексин, Ю.М. Павлов, Л.А. Черкасова, Г.А. Шпилько. Основы формирования и реализации региональных программ развития в условиях рыночного хозяйства представлены в трудах таких отечественных ученых как А.Г. Гранберг, А.А. Кисельников, В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, В.В. Котилко, Н.И. Ларина, Н.Д. Матрусов, Н.Н. Некрасов, Р.А. Шнипер, Б.М. Штульберг. Проблемы целевого планирования и программирования регионального развития нашли отражение в трудах О.И. Бетина, В.Г. Введенского, Б.И. Герасимова, А.Г. Гранберга, В.И. Ишаева, А.Г. Лобко, В.Я. Любовного, А.В. Минакова, Б.А. Райзберга, А.И. Татаркина, В.М. Юрьева и других исследователей.
     Несмотря  на то, что к настоящему времени  накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных целевых  программ, данная проблема по-прежнему остается актуальной и недостаточно изученной. Нуждается в корректировке  и дополнении их правовая основа. До сих пор дискуссионными остаются вопросы, связанные с обоснованием критериев выделения целевых программ региональной направленности, с тем чтобы обеспечить решение программными методами наиболее важных проблем экономического и социального развития регионов, а также задач удовлетворения государственных (федеральных и региональных) и муниципальных нужд. Кроме того, среди имеющихся проблем разработки и реализации региональных целевых программ можно отметить отсутствие отлаженных алгоритмов отбора и разработки целевых программ, а также четких механизмов финансового обеспечения. В связи с этим, совершенствование механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития приобретает важное научное и практическое значение.
     Целью дипломного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и реализации целевых программ развития в современной России на примере Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 г.г.». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- дать  понятие и определить особенности  программно-целевого метода государственного управления;
- охарактеризовать  виды государственных программ;
- изучить  нормативно-правовую базу программно-целевых средств регулирования экономики;
 - дать общую характеристику Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";
- выявить  особенности Областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009 – 2011 гг.»;
- определить  проблемы реализации  целевых программ;
- разработать  основные направления совершенствования системы разработки и реализации целевых программ. 

     Объектом исследования выступает механизм формирования и реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 г.г.».
     Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 г.г.».
     Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, выводов и предложений, списка используемой литературы и приложений.
 

      ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

      Программно-целевой метод государственного управления:
    понятие и особенности 

     Программно-целевое  планирование — это  один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Перед программно-целевым планированием стоят конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).
     Сущность  программно-целевого планирования состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.
     Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути — способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевое управление зиждется на логике, согласно которой исходным пунктом принятия управленческих решений и осуществления управляющих воздействий со стороны субъекта управления должно быть установление целей, на достижение которых ориентируется управление. Так что программно-целевое управление – это управление, осуществляемое исходя из целевых установок. Понятие «программно-целевое управление» трактуется и как метод программного воплощения крупных управленческих решений, и как реализация комплексного, системного подхода при решении крупномасштабных социально-экономических проблем.
     В условиях применения программно-целевого управления рассматривается не только главная цель, но вся система, иерархия соподчиненных целей и вытекающая из нее совокупность целевых задач, на основе которой вырабатывается программа действий, направленных на решение этих задач.
     Программность управления состоит  в том, что оно  осуществляется по схеме  «цели-пути- средства», то есть на основании целей устанавливаются пути, способы их достижения, а сами пути увязываются, согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов, включая время. Единство целей, путей и средств их достижения воплощается в программно-целевом управлении в программу действий, ведущих к намеченным целям. Наличие подобной программы действий , показывающей, каким образом будут достигаться цели управления, в какие сроки, при каких затратах ресурсов, и есть главный признак программно-целевого управления. Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.
     Программно-целевой  метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
     Особенностью  программного планирования является также способ влияния на планируемую  систему. Во главу  угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
     Итак, программно-целевой  метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
     Программа – это научно обоснованное представление о  состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
        Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
    Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.
    Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.
    Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.
    Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
    Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.
    Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.
     Для программно-целевого метода на современном этапе развития образования характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.
     Основное  в программно-целевом  подходе – это  органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).
     Программный метод является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства или региона.
     Программно  – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
     Т. е. программно-целевое  планирование построено  по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
     Особенностью  программного планирования является также способ влияния на планируемую  систему. Во главу  угла ставится не система  сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
     Программно-целевое  планирование может  применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
     Программно-целевой  метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы.
     Целевая комплексная программа  – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
     Программа — комплекс мероприятий  по реализации стратегий. В свою очередь, система  стратегий и целей, достигаемых с  их помощью, - не что  иное, как план. Таким  образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
     Программы не охватывают всю  экономику. Их действие узко специализировано и распространяется только на время. В остальном же действуют обычные рыночные методы хозяйствования. Дополнительный эффект достигается от концентрации ресурсов на узком направлении. А так же от согласованности проектов и взаимодействия сопряженных программ.
     Преимущество  программ в том, что  они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Либо, если проект заведомо дотационный, можно в наименее короткие сроки решить проблему, скажем, социального характера. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.
     Программно-целевой  метод в экономике (goal-oriented planning англ., Zielplanung нем) - увязывает  цели с ресурсами  при помощи программ. Каждая программа — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях и т. п.) с помощью специальных приёмов (например, программных матриц).
     Программно-целевое  планирование и управление - один из видов планирования и управления, в  основе которого лежит  ориентация деятельности на достижение поставленных целей. При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
     Целевое управление - метод  управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Различают:
    простое целевое управление;
    программно-целевое управление;
    регламентное управление.
     Программно-целевой  метод - в экономике, увязывает цели с  ресурсами при помощи программ. Каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей". Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях и т. п.) с помощью специальных приемов (напр., программных матриц). Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. Поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
     Ключевым  понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
     В настоящее время  метод программно-целевого планирования все шире используется при разработке и реализации как федеральных, так и региональных программ.
     Управление  социально-экономическим развитием  России регулируется Федеральным законом "О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития, которые используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики. Наиболее важные положения Закона могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.
     Необходимо  обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность  развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального  и муниципального развития, поскольку  любой хозяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства и регионального планирования могут стать методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
     Региональное  прогнозирование и планирование должно предусматривать экологически обоснованное размещение производств, что напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречия между развитием производства и сохранением экологического равновесия говорить об устойчивом развитии муниципальных образований не приходится.
     Сегодня в стране возрождается система планирования перспективного социально-экономического развития территорий. Выступая в июле 2010 года на заседании Государственного совета Российской Федерации "О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов", Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что: "У субъектов Федерации появляются более широкие возможности для привлечения инвесторов в свои территории... Однако для этого потребуется системная работа по развитию инфраструктуры, по созданию благоприятной деловой среды, по совершенствованию механизмов привлечения инвесторов... При этом надо продумать пути совершенствования механизмов взаимодействия различных уровней исполнительной власти... Стратегические планы развития - это всегда крайне сложная и ответственная тема... Вместе с тем формирование планов и программ вполне совместимо с рыночными условиями хозяйствования... практически все развитые экономики и крупнейшие бизнес-корпорации вырабатывают такие стратегии развития в рыночных условиях... Критериями состоятельности региональных программ должны быть прежде всего рост объемов производства и доходов консолидированных бюджетов регионов, а также эффективное использование имеющихся финансовых, материальных и людских ресурсов".
     В качестве основных рекомендаций было предложено создание и развитие отвечающей современным условиям комплексной  системы социально-экономического планирования в стране, регионах и  муниципальных образованиях, а также принятие федерального закона об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации, которая должна обеспечить взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на региональном и муниципальном уровнях концепциями, стратегиями и программами развития.
     Здоровое население Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Источниками финансирования мероприятий в этой сфере являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан. Реализуемая в Российской Федерации реформа бюджетного процесса нацелена на повышение эффективности деятельности органов власти за счет внедрения элементов среднесрочного финансового планирования, предполагающего увязку бюджетных расходов и планируемых результатов. Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов являются целевые программы. Целеполагание в экономическом и социальном развитии обусловлено необходимостью решения актуальных проблем.
       Управление посредством программ  осуществляется по схеме «цели-мероприятия-ресурсы». На основании целей устанавливаются  способы их достижения, которые  согласуются и увязываются с необходимыми ресурсами. Единство целей, мероприятий и ресурсов воплощается в программу действий, показывающую, каким образом будут достигаться цели, в какие сроки и при каких затратах ресурсов. Сроки реализации программных мероприятий и решения программных задач обусловлены логикой построения, содержанием, технологией, последовательностью и ресурсными возможностями программы.
     Согласно  действующему законодательству, федеральные  целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации».
     Отметим особенности содержания понятия  «целевая программа» в сфере физкультуры и массового спорта. Характеристика «целевая» подчеркивает направленность программы на достижение заранее установленной, четко обозначенной цели, имеющей социально-экономическую, валео-демографическую или эпидемиологическую природу. Таким образом, целевые программы в сфере физкультуры и массового спорта представляют собой «комплекс мероприятий научно-исследовательского, экспериментального, производственно-технологического, организационного, социально-экономического, социально-гигиенического, санитарно-экологического, медико-демографического, медико-экономического характера, позволяющих эффективно решать социально значимые проблемы в области охраны и восстановления здоровья населения в целом или отдельных категорий граждан». Программные мероприятия должны быть целенаправленными, взаимосвязанными, ориентированными во времени и пространстве, обеспечены ресурсами и согласованы по исполнителям и срокам осуществления. Исходя из этого, можно выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться при разработке целевых программ в сфере физкультуры и массового спорта:
    сбалансированность цели и задач программы;
    целевая направленность программных мероприятий;
    учет вероятностного характера программы (разработка альтернативных программных мероприятий с учетом возможных вариантов развития социальной ситуации в стране, регионе;
    учет взаимосвязи данной целевой программы с другими целевыми программами (совместное влияние на параметры ситуации);
    адресный характер мероприятий программы;
    централизация необходимых ресурсов;
    обеспечение управляемости процесса реализации программы.
 
      Виды государственных  программ
 
     Механизмом  реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных  территорий являются целевые программы. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации (Рис. 1.1.).
                -----------------------------------------¬
         -------+    Классификация целевых программ     +----¬
         ¦      L-T-------------T------------T------------    ¦
         Ў        ¦             Ў            ¦                Ў
   -----------¬   ¦  ---------------------¬  ¦ -------------------------¬
   ¦По  статусу¦   ¦  ¦По срокам  реализации¦  ¦ ¦По механизмам реализации¦
   L-----T-----   ¦  L----------T----------  ¦ L--------------T----------
---------+------¬ ¦  -----------+---------¬  ¦  --------------+--------¬
¦   Федеральные ¦ ¦  ¦    Краткосрочные   ¦  ¦  ¦                      ¦
¦Межрегиональные¦ ¦  ¦    Среднесрочные   ¦  ¦  ¦       Заказные       ¦
¦  Региональные ¦ ¦  ¦     Долгосрочные   ¦  ¦  ¦      Конкурсные      ¦
¦ Муниципальные  ¦ ¦  ¦                    ¦  ¦  ¦                      ¦
L---------------- ¦  L---------------------  ¦  L-----------------------
                  Ў                          Ў
         ------------------¬         ------------------¬
         ¦  По назначению  ¦         ¦По направленности¦
         L--------T---------         L-------T----------
         ---------+--------¬         --------+----------¬
         ¦   Комплексные   ¦         ¦    Социальные    ¦
         ¦   Проблемные    ¦         ¦  Экологические   ¦
         ¦                 ¦         ¦  Экономические   ¦
         ¦                 ¦         ¦Научно-технические¦
         ¦                 ¦         ¦Специальные  и иные¦
         L------------------         L-------------------
 
Рис. 1.1. Классификация целевых программ
 
     По  статусу целевые программы делятся  на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.
     По  назначению различают комплексные  целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.
     По  срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 и более лет) целевые программы.
     По  направленности решаемых проблем различают  социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные целевые  программы.
     По  механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбираются комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования.
     Муниципальные образования, на территории которых  реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие инвестиции из федерального и регионального бюджетов.
     Иногда  специалисты выделяют по уровню значимости программной проблемы:
    международные программы, затрагивающие интересы мирового сообщества;
    федеральные программы, решающие проблемы федерального значения и распространяющие свое действие на спортивно-социальную сферу всего государства;
    региональные программы, решающие проблемы в масштабе субъектов федерации;
    муниципальные программы, зона действия мероприятий которых затрагивает интересы жителей конкретного муниципального образования;
    отраслевые программы, решающие проблемы в масштабе отрасли или подотрасли.
     Особое  место в ряду целевых программ занимает федеральная адресная инвестиционная программа, которая объединяет бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования и реализации этой программы устанавливается Правительством Российской Федерации. (Рис. 1.2.)
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1.2. Процесс формирования государственной целевой программы
 
     Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой  программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
     В настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет три  основных формы использования программно-целевых  методов финансирования в бюджетном процессе:
    долгосрочная целевая программа;
    федеральная инвестиционная программа;
    ведомственная целевая программа.
     Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной власти соответствующего уровня (Правительство Российской Федерации, администрация субъекта Российской Федерации), органом местного самоуправления и утверждаются соответствующим законодательным органом, представительным органом местного самоуправления.
     Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:
    технико-экономическое обоснование;
    прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;
    наименование заказчика указанной программы;
    сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
    другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
      Заказчиком долгосрочной целевой  программы может быть орган  государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. В зависимости от уровня власти, на котором рассматривается и утверждается долгосрочная целевая программа, выделяют федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ Бюджетный кодекс РФ дополнен статьей, закрепляющей возможность включения в бюджет ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Впервые понятие «ведомственная целевая программа» появилось в Положении «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования»: ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).
     Общими  требованиями, предъявляемыми к бюджетным  целевым программам, являются:
    четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти;
    описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
    наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
    обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;
    определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
       Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ утвержден Правительством Российской Федерации в 1995 г. В него неоднократно вносились изменения. Именно этот документ на сегодняшний день регламентирует последовательность и содержание стадий формирования, оценки, утверждения и реализации целевых программ.
     Порядок разработки и реализации ведомственных  целевых программ утвержден Правительством Российской Федерации в 2005 г. Ведомственные  целевые программы базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Согласно действующему законодательству, ведомственная целевая программа представляет собой утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования. Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации ведомственных целевых программ осуществляют Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ.
     Сопоставление особенностей использования федеральных  целевых программ и ведомственных  целевых программ в деятельности субъектов бюджетного планирования позволяет сделать вывод об особенностях их формирования. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.1.
     Таблица 1.1.
     Характеристика  федеральных целевых  программ и ведомственных  целевых программ

Федеральные целевые программы

Ведомственные целевые программы

«Особый»  порядок формирования:

Обычный порядок формирования:

ежегодное внешнее согласование;

увязка  ассигнований с результатами;

возможность сокращения бюджета субъекта бюджетного планирования в случае неэффективной  реализации утвержденной программы;

расходы представляют собой действующие  обязательства субъектов бюджетного планирования;

способ  получения дополнительных ресурсов под новые направления расходов.

инструмент  оптимизации регулярной деятельности в пределах бюджета действующих  обязательств.

 
     В отличие от федеральных целевых  программ ведомственная целевая  программа не подлежит разделению на подпрограммы. Отметим, что мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ. В свою очередь расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств. Различия между федеральными и ведомственными целевыми программами заключаются в следующем:
    уровень утверждения (федеральная целевая программа утверждается Правительством Российской Федерации, ведомственная целевая программа - соответствующим субъектом бюджетного планирования);
    характер решаемой проблемы для федеральной целевой программы - межотраслевой, а для ведомственной целевой программы - внутриотраслевой;
    содержание программной деятельности и мероприятий: федеральная целевая программа должна включать крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научно-технические и (или) структурные проекты, ведомственная целевая программа - объединять расходы на предоставление услуг, реализацию менее крупных проектов;
    принцип планирования расходов: для федеральных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством РФ, для ведомственных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств.
       Основными различиями между централизованными и ведомственными целевыми программами являются:
    уровень утверждения (централизованные программы утверждаются высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня, а ведомственные  соответствующими субъектами бюджетного планирования);
    межотраслевой (централизованные программы) или внутриотраслевой (ведомственные программы) характер и значение;
    содержание программных мероприятий (централизованные программы, как правило, включают крупные по объему работ, срокам и финансированию мероприятия, ведомственные предусматривают реализацию менее крупных мероприятий или программное объединение расходов на предоставление определенного вида слуг);
    источник финансирования (централизованные программы финансируются непосредственно из бюджетов, а ведомственные - за счет средств, выделенных бюджетами конкретным субъектам бюджетного планирования).
     Таким образом, централизованные целевые  программы являются инструментом экономической политики, а ведомственные - инструментом бюджетного управления (планирования, отчета, анализа) органов исполнительной власти соответствующего уровня.
     С точки зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора, возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в федеральную целевую программу (подпрограмму).
     Исходя  из этого, в перспективе предполагается объединить нормативные правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию федеральных и ведомственных  целевых программ. Это позволит обеспечить четкое разделение и оптимальное  сочетание ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования (учета) и федеральных целевых программ как инструмента долгосрочной экономической политики.
 
      Нормативно-правовая база программно-целевых средств  регулирования экономики
 
     В соответствии с Законом  Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.95 существуют программы социально-экономического развития на долгосрочную (разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную (разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой) и краткосрочную (разрабатывается ежегодно) перспективы. Под программой социально-экономического развития понимается «комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров».
     В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» Программа может реализовываться посредством нескольких государственных программ Российской Федерации.
     На  основании этого документа «федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации».
     Этот  документ впервые  четко обозначил  этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.
       Однако этот нормативный  акт имеет ряд  существенных недостатков, не обеспечивает в рамках государственной структурной политики надлежащее согласование федеральных и территориальных интересов по причине сугубо отраслевого подхода к формированию порядка разработки и реализации федеральных целевых программ. Региональный разрез ограничивается распределением выделяемых ресурсов, а согласование разрабатываемых федеральных программ с органами власти субъектов Российской Федерации предусматривается лишь в случае привлечения средств бюджетов территорий для финансирования реализуемых программ.
     С целью усиления влияния  программных методов  на ускорение реализации экономических реформ принят федеральный  закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.94, в котором, законодательно закреплены основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ, а также предусматривается необходимость обеспечения согласованности решения программно-целевым методом федеральных и региональных задач социально-экономического развития. Согласно этому закону под федеральными государственными нуждами понимаются «потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация». Этот закон определяет основные критерии формирования заказов, размещения поставок для федеральных государственных нужд, ответственность за неисполнение государств енных контрактов.
     Федеральные государственные  нужды, к которым  относится и перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
     Государственные заказчики по реализации федеральных целевых  программ и обеспечению  поставок продукции  для федеральных  государственных нужд утверждаются Правительством Российской Федерации. В роли государственных заказчиков могут выступать федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы на выполнение федеральных целевых программ размещаются на предприятиях посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов, которые определяют права и обязанности государственного заказчика и поставщика и регулируют отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении контракта.
     Согласно  ст. 3 закона Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» «государственные заказчики обеспечивают размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.
     Порядок закупки и поставки продукции для  федеральных государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации». На основании ст. 3 закона Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» «государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ. . . Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета».
     Средства  федерального бюджета  на финансирование региональных программ отдельных субъектов Федерации могут привлекаться только в порядке исключения по специальным указам Президента Российской Федерации или решениям Правительства Российской Федерации, направленным на развитие экономики региона. Обязательным условием долевого участия государства в финансировании такого рода программ является наличие у заказчика других финансовых источников, не связанных с ассигнованиями из федерального бюджета. Централизованные средства из федерального бюджета выделяются регионам лишь на такие программы, необходимость реализации которых представляет интерес для Федерации и которые невозможно осуществить за счет других источников финансирования. Выделенные из федерального бюджета финансовые ресурсы рассматриваются как средство государственной поддержки. Средства из федерального бюджета выделяются на осуществление региональных программ в виде субсидий, субвенций и трансфертов. Решение о финансировании региональных программ должно приниматься Правительством Российской Федерации за 1,5 – 2 месяца до начала прогнозируемого года.
     Согласно  закону Российской Федерации  «О поставках продукции  для федеральных  государственных нужд» «в целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям – изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам». Порядок определения перечня и объемов подлежащих государственному бронированию ресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, для предприятий (организаций), выполняющих программные задания, предусматривается система мер, включающих в себя приоритет в получении банковского кредита, снижения кредитных ставок и ряд других мер дифференцированного экономического стимулирования в зависимости от объема договора и значимости продукции (работ, услуг).
     Контроль  за расходованием  финансовых средств, выделенных для реализации программ, осуществляет орган исполнительной власти региона, который самостоятельно определяет организационные формы проведения такого контроля.
     На  стадии разработки проекта  программы после  того, как сформирован перечень проблем, подлежащих программированию; выбран разработчик проекта программы; сформулированы ее цели и задачи; определен орган программно-целевого управления формированием и реализацией программы, нельзя обойти вниманием наличие ресурсного подкрепления на покрытие затрат на разработку и непосредственно реализацию программы, источников и порядка финансирования.
     В соответствии с законом  Российской Федерации  «О поставках продукции  для федеральных  государственных  нужд» «потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для ... реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
     Потребность в ресурсах (материально-технических, природных, трудовых, финансовых, информационных) устанавливается  на весь период реализации программы с разбивкой по годам программного периода, отдельным этапам и исполнителям.
     Расчет  потребности программ во всех видах ресурсов осуществляется с целью:
    - определения ресурсоемкости каждой программы и всей совокупности принимаемых к реализации программ, установления их ориентировочной стоимости и обоснования бюджетных заявок;
    - определения максимально допустимого количества одновременно реализуемых программ;
    - рационального размещения программных объектов;
    - оценки экономической эффективности программ, которая определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения (в ходе реализации программы может быть достигнут экономический, экологический, социальный, научно-технический эффект);
    - организации закупок и поставок продукции для программного обеспечения.
     Согласно  ст. 3 закона Российской Федерации «О поставках  продукции для федеральных государственных нужд» «государственные заказчики обеспечивают размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.
     Порядок закупки и поставки продукции для  федеральных государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации».
     Ресурсная оценка дает возможность  окончательно судить о целесообразности каждой из них. Если программа не обеспечена ресурсами, то ее не следует принимать к реализации.
     Когда проект программы  полностью разработан и просчитан, он представляется заказчику на рассмотрение и утверждение. Заказчик организует независимую экспертизу проекта и обсуждение. В случае приемлемости проект представляется в органы власти для утверждения. После утверждения проекта начинается этап реализации принятой программы.
     Кредиты государственного и  коммерческих банков и других кредиторов на программные нужды представляются органам программно-целевого управления под гарантию исполнительных органов власти регионов на конкретные объекты программных мероприятий. В регионе могут выпускаться займы на программные инвестиционные цели.
     На  основании ст. 3 закона Российской Федерации  «О поставках продукции  для федеральных  государственных  нужд» «государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами  в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ. Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета».
     Централизованные  средства из федерального бюджета выделяются регионам лишь на такие программы, необходимость реализации которых представляет интерес для Федерации и которые невозможно осуществить за счет других источников финансирования. Выделенные из федерального бюджета финансовые ресурсы рассматриваются как средство государственной поддержки.
     Четвертую часть федеральных  целевых программ, финансируемых за счет федерального бюджета  составляют программы  развития регионов, экологические программы и программы ликвидации последствий радиационных катастроф.
     Согласно  закону Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года «в целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям -изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам». Порядок определения перечня и объемов подлежащих государственному бронированию ресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, для предприятии (организаций), выполняющих программные задания, предусматривается система мер, включающих в себя приоритет в получении банковского кредита, снижения кредитных ставок и ряд других мер дифференцированного экономического стимулирования в зависимости от объема договора и значимости продукции (работ, услуг).
     Возрастающее  значение региональных целевых программ и явные пробелы в их правовом и нормативно-методическом обеспечении обуславливают необходимость принятия Федерального закона «О федеральных целевых программах социально-экономического развития регионов РФ», постановления Правительства РФ о разработке и реализации региональных программ и методологических рекомендаций о составе и обосновании региональных программ. В настоящее время нет чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана (в его традиционной форме) и целевой комплексной программы. В результате происходит адаптация программных методов к существующим методам планирования и управления, что существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода.
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ НА 2006-2015 г.г.»
 
2.1. Итоги реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
 
     Одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства Российской Федерации является активное развитие спортивной инфраструктуры в регионах России. Основным средством его реализации выступает федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015гг.», принятая Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 года. Ориентирована она, в первую очередь, на обеспечение населения регионов, главным образом — жителей сельских районов современными спортивными сооружениями. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, выступающее главным проводником ФЦП, регулярно выделяет значительные денежные средства на строительство комфортабельных, отвечающих высочайшим международным стандартам физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, крытых катков с искусственным льдом, хоккейных кортов, а также многих других спортивных объектов по всей стране. Особое внимание в ФЦП уделяется пропаганде спорта и здорового образа жизни среди населения страны.
     Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
     Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
    повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;
    развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
    создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
    внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений;
    развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.
     Решение указанных задач будет осуществляться по направлениям "Массовый спорт" и "Спорт высших достижений".
     В рамках направления "Массовый спорт" предполагается реализовать мероприятия  по вопросам организации массового  спорта в образовательных учреждениях  по месту жительства и пропаганды физической культуры и спорта.
     Основными задачами Программы по направлению "Массовый спорт" являются:
       а) повышение интереса различных  категорий граждан Российской  Федерации к занятиям физической  культурой и спортом посредством:
 разработки  физкультурно-оздоровительных программ  для различных слоев населения;
    обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися (обучающимися, воспитанниками и студентами), пенсионерами, инвалидами;
    организации пропаганды физической культуры и спорта, включающей в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытия спортивных центров, информационную поддержку Программы в сети Интернет;
    обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства;
  б) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, включая:
 строительство  в образовательных учреждениях  1467 многофункциональных залов, 733 залов  с бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено в соответствии с нормативами пропускной способности);
 строительство  на основе долевого финансирования  за счет средств федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации 1000 спортивных  центров для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой и спортом всех категорий населения (распределение объектов по субъектам Российской Федерации будет производиться по методике, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р, и согласовываться с субъектами Российской Федерации).
     Основными задачами по направлению "Спорт высших достижений" являются:
 а)  осуществление научно-методических  разработок в области допинг-контроля;
 б)  развитие материально-технической базы, в том числе реконструкция баз олимпийской подготовки, реконструкция и строительство спортивных центров по различным видам спорта на территории Российской Федерации, реконструкция и модернизация спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва, оборудование антидопингового центра.
     Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы  будут использоваться следующие  целевые индикаторы и показатели:
     направление "Массовый спорт"
    доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся (обучающихся, воспитанников и студентов), женщин, инвалидов (предполагается увеличить этот показатель с 11,6 процента в 2004 году до 30 процентов в 2015 году, то есть ежегодный прирост составит 1,5 - 2 процента);
    количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию (предполагается увеличить этот показатель до 30 спортивных объектов на 100 тыс. жителей в 2015 году с учетом всех специализированных физкультурно-спортивных учреждений);
    количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, что соответствует социальным нормативам обеспеченности и требованиям рынка (предполагаемый рост от 87 тыс. до 300 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе);
    уровень обеспеченности бассейнами, залами и плоскостными сооружениями на 10 тыс. человек (ожидается ежегодный рост этого показателя на 2 процента);
     направление "Спорт высших достижений"
    доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (ожидается ежегодный рост показателя на 1-2 процента по сравнению с предыдущим годом);
    доля российских спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля (к 2010 году планируется 100-процентный охват спортсменов антидопинговым контролем);
    доля российских спортсменов, дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов (показатель достигнет нуля к 2012 году).
     Реализация  Программы рассчитана на 10 лет и  будет осуществляться в 3 этапа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.