На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная поддержка малого предпринимательствана примере Республики Бурятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      «Государственная поддержка малого предпринимательства» 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………….….….3
 Глава1.Основы государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………..…………….….....5
    1.1.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………5
    1.2.Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………16
 Глава2.Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия……………………………….…21
    2.1.Региональные программы развития малого предпринимателства…21
    2.2.Система налогообложения  малого предпринимательства…………….31
    2.3.Виды государственной поддержки малого предпринимательства…….35
Глава3.Проблемы и пути решения малого предпринимательства…….……..39
    3.1.Существующие проблемы малого предпринимательства……………...39
    3.2.Пути решения проблем малого предпринимательства…………………42
Заключение………………………………………………………………….……45
Список использованной литературы……………………………………...……47
Приложение………………………………………………………………………48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
      Развитый  и устойчивый сектор малого бизнеса  обеспечивает рост уровня и качества жизни населения любой страны и региона.
      В сфере малого бизнеса заложен  потенциал для значительного  увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, увеличения валового регионального продукта и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой.
      Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Республике Бурятия осуществлялась на основе Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Закона Республики Бурятия от 23.11.1995 г. № 225-I «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия» и основана на следующих принципах:
      приоритетность государственных инвестиций в развитие инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства;
      обеспечение развития приоритетных направлений развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.
    Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки  малого предпринимательства в целом и в нашем регионе.
      Для достижения поставленной  цели необходимо решить определенные  задачи:
    рассмотреть основные направления государственной поддержки;
    рассмотреть существующую систему государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия;
    проанализировать существующие проблем в поддержке малого предпринимательства;
    предложить пути решения проблем малого предпринимательства.
    Объектом  исследования является государственная  поддержка предпринимательства.
    Предметом исследования являются методы поддержки  малого предпринимательства.
     Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     В первой главе были рассмотрены такие  вопросы как основные направления государственной поддержки малого бизнеса, а так же формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства, во второй главе была рассмотрена существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия. В третьей главе были выявлены существующие проблемы малого предпринимательства и предложены пути решения проблем малого предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства 

      Основные  направления государственной поддержки  малого предпринимательства
 
     Эволюция предпринимательства
         Российское  общество всё более осознаёт, что  предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития свободной экономики с рыночным механизмом хозяйствования. То, что раньше так старательно обходила советская наука, то, что не встретишь в словаре русского языка С. Ожегова, стало, как мне кажется, основным термином в наше время. Это - предпринимательство. (Нам ближе американское слово «бизнес»). Началось предпринимательство с развития малого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов. Изначально появившись в сфере ремесленничества и торговли, предпринимательство в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно к 15 в., образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. В то время термин предпринимательство относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода. Ко второй половине 19 в. появилась, однако, необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом (или собственником). Собственник на рынке - фигура пассивная, предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи. Не каждый субъект рынка, в том числе и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (услуги), т.к. это будет предприятие с репродуктивными функциями. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых отличается поисковым характером. В России термин «предпринимательство» исчез после прекращения НЭПа. В течение 60-ти лет советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей соприкасались с предпринимательством как хозяйственной деятельностью, направленной на получение, наращивание дохода. Оно вновь стало появляться во времена перестройки, но уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное (МП в производственной сфере начало развиваться лишь во времена перестройки).
             Преимущества малого предпринимательства
         Нельзя не поражаться той популярности, которой пользуются малые предприятия среди желающих открыть свое дело по всему миру, в том числе и в России. Очевидно, у такого вида предпринимательства есть значительные преимущества. Если средний и крупный бизнес требуют привлечения достаточно больших ресурсов, таких как капитал и труд, что может позволить не каждый начинающий предприниматель, то у МП наряду с необязательностью крупного капитала появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества МП:
         более адаптированные гибкость и оперативность  реагирования на спрос рынка;
         мобильность при выполнении работ, связанных  с внедрением новой техники, изобретений;
         более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
         снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
         повышенная  скорость оборота капитала.
         МП  как структурный и функциональный элемент национальной экономики  обладает определёнными стратегическими  преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики, обеспечению устойчивости и саморазвития этого сектора:
         1. Социально-политический потенциал  - возросшее значение МП в процессе  социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;
         2. Адаптационный потенциал - приспособляемость субъектов МП к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;
         3. Потенциал регионального развития - вклад малого бизнеса в реструктуризацию  региональной экономики и выравнивание  уровней экономического развития  территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности субъектов МП на локальные рынки;
         4. Инновационный потенциал - способность  к самостоятельному продуцированию  и освоению научно-технических,  технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;
         5. Интеграционный потенциал - возможность  субъектов МП преодолевать политические, административные и экономические  барьеры, воссоздавать утраченные  и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;
         6. Мультипликативный потенциал - возможность субъектов МП обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях;
         7. Кадровый потенциал - активный  приток в сферу МП специалистов высокой квалификации.
               Поддержка малого предпринимательства
           Доступ к финансовым ресурсам
         Успешное  развитие малого предпринимательства  в значительной степени зависит  от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ведется постоянная работа по совершенствованию механизмов кредитования субъектов малого предпринимательства, развитию негосударственных небанковских организаций финансирования малого предпринимательства, совершенствованию системы лизинга как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства, развитию государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства имеют целый ряд льгот и преимуществ, закреплённых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Лицо, которое подпадает под федеральные условия отнесения его к субъектам малого предпринимательства, для получения льгот, финансируемых федеральным бюджетом, достаточно факта госрегистрации в качестве юридического лица или индиидуального предпринимателя. 

         Программы развития и поддержки
         Государственное регулирование - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя - от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Внесенный правительством в Думу так называемый антибюрократический пакет Г. Грефа в целом создает предпосылки для значительного сокращения тягот, выпадающих на долю малых предприятий, поскольку становится возможной система «единого окна», а число видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, сокращается с более чем 2000 до 104, причем региональным и местным органам запрещается устанавливать свои списки лицензируемых видов деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Необходимо продолжить работу в части снижения ставки единого социального налога, поскольку этот налог по-прежнему очень высок для малого бизнеса, а также необходимо предельно упростить систему учета и оплаты этого налога. Подобные проблемы у малого бизнеса возникают при учете налога на добавленную стоимость. Решение отмеченных вопросов и внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс существенно оздоровит налоговый климат в сфере малого предпринимательства и позитивно скажется на предпринимательстве в целом. Одним из эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. Это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для предпринимателей, даже для тех, кто никогда не занимался бизнесом. Развитие международного франчайзинга влечет за собой привлечение значительных иностранных капиталов в российскую экономику. В дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям. Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства - реализация программ кредитования. Чтобы упростить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность. Для установления конструктивного диалога бизнеса и власти огромное значение имеет организация и проведение региональных съездов предпринимателей, конференций, региональных совещаний структур поддержки малого предпринимательства, "круглых столов", выставок и др. Для успешного развития малого бизнеса нужно не только "брать" с малых предприятий, но и помогать им встать на ноги. Опыт поддержки и развития малого предпринимательства в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. Практически во всех регионах России сегодня разрабатываются и реализуются собственные программы государственной поддержки предпринимательства.
     За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной  поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и  проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации[1].
     Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
     -государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
     -государственный  аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
     -государственная  инфраструктура поддержки малого  предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
     1. Президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
     Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные  программы развития и поддержки малого предпринимательства.
     Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
     2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
     В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
     Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее  время их - более 170. Муниципальные  фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
     Региональные  фонды учреждены правительствами  субъектов федерации, муниципальные  фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных  и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»[2], который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.
     На  основании Закона РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства» был принят Закон Республики Бурятия «О поддержке малого предпринимательства в Республики Бурятия»[10]. На основании этого закона разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в области, одним из направлений которых является разработка мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных женщин и молодежи. В Бурятии существует много организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства в области: Региональный фонд поддержки малого предпринимательства, Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата, бизнес – инкубатор «Развитие», фонды поддержки предпринимательства, центр инновации и поддержки предпринимательства «ИКАР» Кабанского района и другие. Задачи некоторых из них заключаются в обеспечении эффективного взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти.
     Внебюджетный  фонд Правительства Республики Бурятия оказывает финансовую поддержку на конкурсной основе предприятиям и объединениям в приоритетных направлениях развития области, содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистых технологий. Общественный инновационный фонд содействует эффективному использованию научно-технического и интеллектуального потенциала, оказывает социальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальной собственности.
     Достаточно  развита сеть организаций, оказывающих  информационные и консультативные  услуги – это инкубатор «Развитие», фонды поддержки предпринимательства, центр инновации и поддержки  предпринимательства «ИКАР» Кабанского района и другие. Анализ направлений деятельности существующих в организаций, способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.
     Особый  интерес для меня представляет женское  предпринимательство.
     Во-первых, нет организации, главными задачами которой было бы содействие развитию именно женского предпринимательства. Во-вторых, так как по закону субъектами малого предпринимательства считаются предприятия численностью от одного человека (то есть частное предпринимательство без образования юридического лица) до ста человек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и по масштабам производства[3]. Если судить по задачам большинства из этих организаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность которых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять на перепрофилирование производства и развитие приоритетных направлений производства в области. Те же, численность которых невелика (самое мелкое производство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки. А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющий стартового капитала, чьи возможности ограничены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


1.2 Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства
     В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
     Одну  из важнейших проблем малого бизнеса  в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог  или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.
     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пени имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
     Сейчас  малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в  отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
     В целях развития малого бизнеса и  обеспечения его государственной  поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства -- одно из важнейших направлений экономической реформы. действие протеина Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.
     12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»1. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
    введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственном связям с зарубежными государствами;
    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
    В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
Общеустановленная система, при которой малые предприятия  и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.
     Упрощенная  система налогообложения в форме  единого налога на доход или выручку  малых предприятий.
       Единый налог на вмененный  доход для определенных видов деятельности . Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами сионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.
     Возможно  несколько организационных форм предпринимательства в зависимости  от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь[3]. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:
     Например, чтобы арендовать помещения или  найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.
     В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина. Возможна также такая организационная форма малого предпринимательства, как семейное предпринимательство, которое далее будет рассмотрено подробнее.
 

    Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия
 
    2.1.Региональные программы развития малого предпринимательства 

     Поддержка объектов инфраструктуры, в равной степени, как и создание новых объектов, основывается на принципе выхода через 1-2 года на принцип самоокупаемости и бюджетной привлекательности.
     Финансирование  таких объектов за счет средств областного бюджета осуществляется на безвозвратной основе. Финансирование за счет средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства и других источников осуществляется на условиях льготного кредитования в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, а также на безвозвратной основе по представлению инвестора.
     В любом из указанных вариантов учитывается бюджетная эффективность, в том числе за счет увеличения налогооблагаемой базы потенциальных клиентов таких объектов.
     Финансирование  разовых организационных мероприятий (конференции, семинары, выставки и т.д.) по малому предпринимательству осуществляется на основании заявок и смет затрат после утверждения их министерством экономики и инвестиционной политики области.
     В течение срока действия уже упомянутой ранее программы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», финансовая поддержка инфраструктуры в любом варианте оказывается объектам согласно схеме инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [4].
     Поддержка при создании новых объектов инфраструктуры проводится при условии создания таких объектов путем развития существующей инфраструктурной базы согласно схеме.
     Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства  является создание благоприятных условий  для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях:
     информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг.
     Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
     Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства  понимается как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям, либо отдельным их категориям, оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам т.п.). Именно это выделяет инфраструктуру поддержки малого предпринимательства из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг[4].
     Основой инфраструктуры малого предпринимательства в Республике Бурятия являются государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие функции:
      управление и контроль;
      финансирование малого предпринимательства;
      обратную связь государственных органов с малым предпринимательством, защиту его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.
 
     Базовыми  элементами такой инфраструктуры являются:
     1. Орган управления и контроля - управление развития и поддержки малого предпринимательства министерства экономики и инвестиционной политики области;
     2. Финансовый орган -  Фонд поддержки малого предпринимательства;
     3. Общественный орган - консультативный Совет по вопросам малого предпринимательства Республики Бурятия.
     Согласованные действия такой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого предпринимательства, интересам государства (через орган управления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства (через финансовый орган).
     Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства - это разветвленная система институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки малого предпринимательства. Институты, осуществляющие эти доступные для малого предпринимательства услуги, образуют основные элементы инфраструктуры малого предпринимательства
      Сфера малого предпринимательства в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. Развитие малого предпринимательства в Бурятии является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.
       В республике в 2002 г. было зарегистрировано 31472 субъекта малого предпринимательства, в том числе 2892 малых предприятий (0,3 % от количества малых предприятий РФ) и 28580 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (0,6% от числа ИП РФ). На 1000 жителей республики приходится 3 малых предприятия. По России этот показатель в среднем равен 6.
На малых  предприятиях работало около 18,0 тыс.человек. или 5 % занятых в экономике республики. Из них 29,3 % занимались торговлей и  общественным питанием, в строительстве  было занято 22 % работающих на малых  предприятиях, в промышленности – 25 %.
Общая численность работающих с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса республики составляет 62,4 тыс.человек или 15,8 % от общей численности занятых в экономике республики.
      Преимущественное развитие малых предприятий происходит в сфере торговли, хотя за период с 1998 года наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса промышленных малых предприятий (с 15,5 % в 1998 г. до 18,2 % в 2002 г.) и снижение доли малых предприятий в сфере торговли (с 55,5 % в 1998г. до 48,2 % в 2002 г.), что свидетельствует о качественном перераспределении приоритетов развития малого предпринимательства в сторону производящей сферы.
       Малыми предприятиями в 2002 г., по экспертным оценкам, произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 2,5 млрд. рублей с темпом роста по сравнению с 2001 годом 110 % в сопоставимых ценах. Несмотря на рост производства продукции, работ, услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой региональный продукт Бурятии явно не отражает их потенциала. По оценкам экспертов высока доля “теневого бизнеса”, составляющая от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства.
Доля  выпуска продукции малыми предприятиями  промышленности в общем объеме промышленного  производства составляет 3,7 %. В строительстве в общем объеме строительно-монтажных работ доля малых предприятий составляет 27,3 %.
      По данным Госкомстата, 58,6 % малых предприятий прибыльны. Наиболее прибыльны малые предприятия, занятые операциями с недвижимостью, материально-технического снабжения и сбыта, связи, информационно-вычислительного обслуживания, общей коммерческой деятельности по функционированию рынка, части предприятий строительства, промышленности. Сопоставление доли убыточных предприятий по полному кругу предприятий (63 %) по основным отраслям экономики свидетельствует о более успешной работе малых предприятий.
      Предприятия малого бизнеса выделяют средства на развитие своего производства. В 2002 г., по оценке, инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 117,3 млн.рублей или 2,5 % от общей суммы инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы республики.
      Налоговые поступления от деятельности субъектов малого предпринимательства составили около 8 % от общей суммы налоговых доходов в бюджеты всех уровней.
      Масштабы развития малого предпринимательства в республике определяются, главным образом, развитием его в г. Улан-Удэ, где действует подавляющее большинство (более 70 %) предприятий малого бизнеса. Уровень развития малого предпринимательства сложился в районах республики в зависимости от наличия ресурсов как природных, так и трудовых, развития рыночных структур, менталитета населения. Так, в 2001 г. около 3,2 процентов всех МП приходилось на Селенгинский и Северо-Байкальский район, включая г. Северобайкальск, 1,3 процента – на Баунтовский район, по 1,2 процента – на Иволгинский, и Прибайкальский районы, по 1,1 % - на Заиграевский, Кабанский, Кяхтинский и Муйский районы 1,0 процент – на Закаменский район. В остальных 9 районах малые предприятия развиты слабо, на них приходилось около 3 процентов малых предприятий.
      Наибольшее развитие в районах республики получило малое предпринимательство в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания.
      В аграрном секторе экономики республики преобладающей формой собственности остается частная. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации крестьянские хозяйства являются субъектами малого предпринимательства. В 2002 г. в республике было зарегистрировано 2762 крестьянских хозяйств Объем продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами остается невысоким и составил в 2002 г. по предварительной оценке 222,5 млн.рублей или 3,4 % от общего объема всей произведенной сельскохозяйственной продукции в республике.
     Промышленное производство в малом предпринимательстве в сельских районах, в основном, представлено хлебозаводами, маслозаводами, типографиями. Кроме них в некоторых районах есть старательские артели, леспромхозы, мясоперерабатывающие заводы и цеха, рыбозаводы. Так, среди сельских районов республики наиболее развитыми являются Баунтовский район, на территории которого расположены старательские артели, добывающие золото и серебро (14 % от общего производства промышленной продукции МП), Кабанский район (7,8%), представленный маслозаводом “Кабанский”, Прибайкальский район (8,5%) – ОАО “Гремячинский рыбозавод”. На территории этих трех районов сосредоточено более 8,6 процентов основных производственных фондов малых предприятий республики.
      Государственная поддержка развития малого предпринимательства в республике осуществляется на основе республиканских программ с 1998 г.
За этот период реализовано две “Программы государственной поддержки и  развития малого предпринимательства  в Республике Бурятия”: утвержденных постановлением ПРБ от 12.05.99 № 177 и постановлением ПРБ от 10.01.01 г. № 14.
     Программа 1999-2000 г.г. предусматривала в качестве основных направлений – информационное обеспечение предпринимательства, формирование инфраструктуры, поддержку общественных организаций предпринимателей; эта программа из бюджета не финансировалась.
Программа 2001-2002 г.г. направлена:
1) - на  формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей малое предпринимательство  консалтинговыми, обучающими, юридическими и другими услугами, через систему специализированных территориальных структур.
Оказана финансовая и методическая помощь Центру правовой защиты предпринимателей РБ. Центр оказывает юридическую  помощь предпринимателям: консультации, экспертиза документов, представление их интересов в судах и т.д.
        Совместно с БГУ разработаны учебные программы, оказана методическая и финансовая помощь в организации "Школы бизнеса", как учреждения дополнительного образования предпринимателей на базе факультета экономики и управления БГУ. В сентябре 2002 года началась курсовая подготовка кадров для малого бизнеса. Программа предусматривает двухуровневую подготовку кадров: I уровень - Курс для начинающих предпринимателей и безработных граждан, желающих организовать свое дело, II уровень - Курс для руководителей малых предприятий и предпринимателей, имеющих опыт работы.
Всего в семинарах и в обучении участвовали  около 600 предпринимателей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.