Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теория социальной дезорганизации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
По дисциплине : «криминология»
Теория  социальной дезорганизации.
 

Содержание 

 

Введение
Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.
Эта теория основана на обобщении результатов  статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.).
Последователи Кетле расширили (до 170-200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.
Теория  множественности факторов расширила  и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.
Основоположник  теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии - безнормативности, т.е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.
Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур, исходящая  из того, что преступное поведение  является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.
Теория  стигматизации, основателем которой  явился Танненбаум, предполагает, что  человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации - присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового "клеймения". В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.
Американский ученый Сатерленд в начале XX в. разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т.п.).
Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, в которых  криминологическая проблематика дополнена  учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов. Эти идеи положены в основу разработки и использования в практике так называемой виктимологической профилактики преступлений. Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т.п.
Все рассмотренные  выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно - положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.
К недостаткам  социологических концепций можно  отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических  факторов наиболее значимых детерминантов  и т.п.
В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер. 
Социальные нормы и девиантное поведение 

Для того чтобы определить что такое – девиантное поведение, для начала необходимо вручить определение понятию "социальные нормы".
Социальные  нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны изрекать, думать, чувствовать и совершать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
Первый  тип – это нормы, которые возникают  и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, фирмы друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются "групповыми привычками".
К примеру, американский социолог Э. Мэйо, в 1927 – 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты1, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:
- не держись со "своими" официально,
- не говори начальству то, что может навредить членам группы,
- не общайся с начальством чаще, чем со "своими",
-не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.
Второй  тип – это нормы, которые возникают  и существуют в больших группах  или в обществе в целом. Они  называются "общими правилами". …  Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать в  зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.
-За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.
-За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, более того смертная казнь.
Определённая  степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой  группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания2.
В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. … Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:
- регулируют общий ход социализации,
- интегрируют индивидов в группы, а группы в общество,
- контролируют отклоняющееся поведение,
- служат образцами, эталонами поведения.
Каким образом удаётся достичь этого  при помощи норм? Во-первых, нормы  – это также и обязанности  одного лица по отношению к другому  или другим лицам3. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.
Во-вторых, нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут полностью однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действо норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действо, ожидание, оценку и средства.
Нормы выполняют свои функции в зависимости  от того, в каком качестве они  себя проявляют:
- как стандарты поведения (обязанности, правила) или
- как ожидания поведения (реакция других людей).4
Из всего  этого следует, что если индивид  соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает  какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы. До каких же пор некоторое несоблюдение социальных норм не является из ряда вон выходящим поведением? Для этого необходимо обратится к самому понятию "девиация".
Понятие и виды девиантного  поведения.
К величайшему  сожалению, не существует такого счастливого  общества, в котором все его  члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодёжной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты5.
В простых  обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко  определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого-либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение - у преступников или непреступников? В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее.
Культурные  и психические отклонения. Один индивид  может иметь отклонения в социальном поведении, иной в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.
Люди  часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного "Я". Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями6.
Естественно, что личностная дезорганизация - вдали  не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически полностью нормальные, совершают весьма серьёзные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов
Индивидуальные  и групповые отклонения. Самый  обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять  явные признаки преступного поведения (стать делинквентом)7. В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной "подвальной" субкультуры, и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создана субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчиняться действующим бюрократическим культурным нормам.
Итак, можно  различать два идеальных типа отклонений:
1. индивидуальные  отклонения, когда отдельный индивид  отвергает нормы своей субкультуры;
2. групповое  отклонение, рассматриваемое как  конформное поведение члена девиантной  группы по отношению к её  субкультуре.
В реальной жизни девиантные личности строго разделить  на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция  первичного и вторичного отклонений впервой была сформулирована и детально разработана X. Беккером8. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под первичным  отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.
Девианты  остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки  социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое  социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения более того единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает существовать прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и более того к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция ещё больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.9
Следует отметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.
Причины социальных отклонений.
Каковы  же причины девиантного поведения? В первую очередь культурно осуждаемого поведения.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.10 

Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, далее воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим понятно, что они не являются его обычным поведением.
Одним из важнейших факторов обучения моральным  ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется  в условиях счастливой, крепкой и  здоровой семьи, он обычно развивается  как уверенная в себе и в  окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что приблизительно 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях11. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.
Однако  многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это вдали не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.12
Девиантное  поведение отдельных индивидов может стать также результатом такого явления как аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно остановить свой выбор линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.
Когда нравственные нормы запрещают совершать  некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает  иной феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.
Таким образом, отклоняющееся поведение  играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или  социальной группе многочисленных случаев  социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С иной стороны, отклоняющееся поведение  является одним из путей адаптации  культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое пора оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны пора от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся. 
 

Теория социальной дезорганизации общества. 

К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. относится  французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917)13. Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
Особенно  большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального  порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление – французская социологическая школа .
Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом – «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук .
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя  их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность  населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д. («материальный субстрат» общества), ко вторым – традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.
В соответствии с пониманием предмета и задач  социологии Дюркгейм определял и  структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная  морфология аналогична анатомии: она  исследует «субстрат» общества, его  структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных  условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы .
Основные  методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его  работе «Правила социологического метода»14. В качестве главных среди них можно выделить следующие:
? принцип  эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты  нужно рассматривать как вещи»);
? признание  специфичности и автономности социальной реальности;
? приоритет  социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального  подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить  его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.
Изучая  различные аспекты социальной жизни  людей, Дюркгейм постоянно обращался  к вопросам: что побуждает индивидов  сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.
В трактовке  Дюркгейма солидарность выступает  как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая – самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе .
Механическая  солидарность присуща простым, архаичным  обществам, где коллектив поглощает  индивида, а наличие репрессивного  права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основ-ном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллектив-ному сознанию, которое все более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закона .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.