На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оценка эфективности фирмы «Спутник»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    Введение………………………………………………………………………………………..2
    Глава 1 Международный туризм в системе мировой национальной экономики
    1.1 Понятие международного туризма и его участники……………………………….……3
    1.2 Сущность и экономическое содержание международного туризма как формы МЭО……………………………………………………………………………………….………….5
    1.3 Мировой рынок туристических  услуг: структура, тенденции и  прогнозы развития……………………………………………………………………………………………....7
    1.4 Цели туристических поездок Россиян……………………………………………………9
    1.5 Нормативно-правовые основы регулирования туризма в РФ…………………………10 

    Глава 2
    2.1 Состояние и характеристика внутреннего  туризма в России.........................................13
    2.2 Современные особенности развития  въездного туризма в России…………………....16
    2.3 Механизм формирования потенциала въездного туризма территории…………….…17
    2.4 Факторы привлекательности стран  принимающих туристов……………………….....22 

    Глава 3
    3.1 Выездной туризм и мировые  туристические зоны среди россиян
    Обзор основных туристических направлений  среди россиян в 2009 году……..………...24
    3.2 Затраты Российских туристов  за границей……………………………………………..27
    3.3 Преддипломная практика в туристическом  агенстве ООО “Спутник”…….................29
    3.3.1 Общая характеристика организации…………………………………………………..29
    3.3.2 Организационная структура управления…………………………………...…………32
    3.3.3 Документация, оформляемая менеджерами турфирмы в работе с туроператорами……………………………………………………………………………………..35
    3.3.4 Технология обслуживания клиентов  в турфирме …………………………………...37
    3.3.5 Кадровый менеджмент на предприятии. Анализ организации труда ……..………..39
    3.3.6 Характеристика основных средств  фирмы……………………………………..…….39
    3.3.7 SWOT-анализ фирмы…………………………………………………………………..40
    3.3.8 Анализ численности выездного  и внутреннего потока туристов  обслуженных турфирмой…………………………………………………………………………………………..43 

    Заключение……………………………………………………………………………………46
    Список  используемой литературы…………………………………………………………..48
    Приложения………………………………………………...…………………………………49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
    Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего  продукта,  активизация внешнеторгового  баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Турим оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
    Целью работы- выявление экономической сущности мирового туризма, определение тенденций дальнейшего развития, дача характеристики въездному и более подробное изучение выездного туризма из Российской Федерации.
    Выявление целей туристических поездок  по всему миру является  ключевым шагом в изучении мирового туризма и его рынка спроса.
    Для развития выездного туризма в  России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок.
    Теоретической базой работы явились труды отечественных  и зарубежных исследователей.
    Основные  задачи учебно-ознакомительной практики:
    Целью данного отчета является: изучение и рассмотрение деятельности турфирмы «Спутник»
      • закрепить, углубить и расширить знания, в процессе прохождения практики в турфирме.
      • раскрыть содержания прикладной стороны профессии посредством выполнения конкретных заданий самостоятельно или под контролем;
    • изучить учредительные и нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий и организаций сферы социально-культурного сервиса и туризма;
    • ознакомиться с организационно-экономической структурой организации;
    • приобрести профессиональные навыки, включая изучение должностных инструкций, функций структурных подразделений, информационной базы предприятий сферы сервиса и туризма;
    • собрать и систематизировать собранный практический материал;
    Прохождение практики было осуществлено в турфирме ООО "Спутник" которая на данный момент работает в качестве турагента, занимаясь выездным и внутренним туризмом.
    Учебно-ознакомительная  практика была пройдена в период с 02.11.10 – 27.11.10 в туристской организации  ООО «Cпутник», которая расположена по адресу: г. Ростов, ул. Университетская,18.
    Руководитель  практики от университета – Колдеева Екатерина Васильевна.
    Руководителем практики в организации ООО «Спутник»  – исполнительный директор Смирнов  Геннадий. 

Глава 1 Международный туризм в системе мировой  национальной экономики
1.1 Понятие международного туризма и его участники
    В любой деятельности, особенно связанной  с международными сделками, самым  актуальным является вопрос согласованных  и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно  толковать предмет, обьект и условия  сделки, принципы и положения нормативных актов.
    Туристская  терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как  общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов.
    Тури?зм1 — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
    Дать  краткое и при этом полное определение  понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
    Есть  и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны  туризма. Разнообразие дефиниций связано  с двойственностью внутренней природы  самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой — деятельность по производству туристического продукта. В принципе и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство — это экономическая деятельность и его целью является получение прибыли, а путешествие — это всегда передвижение в пространстве. Найти грань между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит различать эти понятия.
    Турист2 - потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника.
    Адекватно указанным выше определениям выделим участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.
    Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение  иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью.
    Международными  туристами считаются лица, путешествующие:
    - с целью отдыха, лечения, посещения  родственников и т. д.;
    - с целью участия в семинарах,  конгрессах (научных, дипломатических,  религиозных, административных, атлетических  и т. д.);
    - с деловыми целями;
    - в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.
    К категории международных туристов не относятся и не учитываются  в статистике туризма:
    - иностранные рабочие;
    - мигранты, включая иждивенцев и  сопровождающих;
    - лица, следующие в целях обучения  сроком более шести месяцев;
    - военнослужащие, их иждивенцы и  члены семей, за исключением  следования в целях туризма;
    - работники дипломатических служб,  а также иждивенцы, члены семей,  прислуга работников дипломатических  служб;
    - кочевники и беженцы, вынужденные  переселенцы;
    - регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;
    - транзитные путешественники;
    - участники групповых поездок  на туристских поездах, ночующие  в вагонах поезда;
    - участники групповых поездок  на спальных автобусах, ней  чующие в салонах этих автобусов;
    - члены экипажей морских судов,  железнодорожных поездов," ночующие  на судне или в вагоне поезда;
    - члены экипажей воздушных судов,  которые не проводят ночь в  месте посещения;
    - путешественники, проезжающие через  страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.
    Такие ограничения адекватно соответствуют  принципам, опубликованным в документе  ООН        - временном руководстве по международному туризму (1978 г.) 

    Внутренний  турист3, ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
    К категории внутренних туристов не относятся  и не учитываются в статистике внутреннего туризма:
    - постоянные жители, которые перемещаются  в другое место или местность  в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство;
    - лица, перемещающиеся в другое  место в пределах страны для  занятия деятельностью, оплачиваемой  из источника в посещаемом  месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;
    - лица, перемещающиеся в связи  и в целях временной работы  в учреждениях в пределах страны;
    - лица, регулярно перемещающиеся  между местностями в целях  оплачиваемой работы или учебы;
    - военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;
    - кочевники и беженцы, а также  вынужденные переселенцы;
    - транзитные пассажиры;
    - участники групповых поездок  на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;
    - участники групповых поездок  на спальных автобусах, ночующие  в салонах этих автобусов;
    - члены экипажей морских судов,  железнодорожных поездов, ночующие  на судне или в вагоне поезда;
    - члены экипажей воздушных судов,  которые не проводят ночь в месте посещения.
    Экскурсант4. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.
    Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
    Туристская  индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств  транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
    Необходимо  обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
    Экономика туризма представляет собой систему  отношений, возникающих в сфере  туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления  результатов туристской деятельности.
    Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
    Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.
    Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и  мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических  отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться. 
 

1.2 Сущность и экономическое содержание международного туризма как формы МЭО
    В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
    Туризм  как товар реализуется в форме  услуг. Услуга туризма, это действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.
    Тур представляет собой комплекс различных  услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.
    Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт". Турпродукт включает:
    - туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и  т. п.);
    - туристско-экскурсионные услуги  различных видов (размещение, питание,  транспортные услуги и т. д.);
    - товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
    Туризм  можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
    Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного  принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.
    Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который  сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. ¦г Рис. 1 наглядно иллюстрирует данный подход. Когда туристы из России совершают путешествие в Японию, это становится туримпортом в экономику России. Деньги японских туристов, потраченные в России, являются туримпортом для японской экономики.
    При туристском экспорте направление денежного  потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при  экспорте товаров данные потоки направлены противоположно (см. рис. 1). Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.
    
    Рис.1 Экономическое сравнение товарных и туристских потоков 

    Международный туризм как одна из форм международных  экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические  и культурные связи между государствами. Для международного туризма характерны, быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений от туризма.
    Основа  роста международного туризма - это  прежде всего экономический и  социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается объем деловых поездок и поездок с познавательными целями, с другой - совершенствуются транспортные средства, что ведет к ускорению и удешевлению поездок. Развиваются межгосударственные связи и культурный обмен между странами, усиливается желание людей лучше понять и узнать друг друга.
    Разработкой тура занимаются фирмы - туроператоры, а реализуют туроператоры и турагентства .
    В целом же стоит отметить, что туризм является одной из ведущих отраслей мировой экономики, продолжает развиваться быстрыми темпами и является одной из самых высокодоходных отраслей мирового хозяйства.  
 

1.3 Мировой рынок туристических услуг: структура, тенденции и прогнозы развития
    Начнем  с рассмотрения структуры мирового туристического рынка, т.е. его внутреннее устройство (компоненты данного объекта вместе с их взаимосвязями).
    В рамках мирового рынка туристических  услуг выделяют:
    1) национальный рынок туристических  услуг (внутренний туризм страны)
    2) международный рынок туристических  услуг (взаимодействие национальных рынков )
    Иногда понятие международного и мирового рынка туристических услуг (да, и любого рынка в целом) не различают, что неверно, так как мировой рынок туристических услуг охватывает туризм во всех его направлениях, на любом виде транспорта включая все виды туризма.
    Основной  составляющей мировой рынка туристических  услуг, по определению, является туризм. Попытаемся проанализировать это, общее для обоих компонентов структуры мирового рынка туризма, понятие.
    Туризм  занимает значительное место в международных  отношениях. Как было указано ранее, около 980 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
    Однако  информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
    Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
    В положении о лицензировании международной  туристической деятельности (от 12.12.95 №1222) установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".
       В качестве исходного пункта при построении классификации видов туризма целесообразно взять основную цель путешествия. Базируясь на определении «временный посетитель», данном Римской конференцией, можно в качестве наиболее общих понятий построить классификацию следующим образом:
    рекреационный туризм (отдых и лечение);
    экскурсионный туризм (знакомство с культурными, историческими  и природными достопримечательностями);
    научный туризм (участие в научных совещаниях, знакомство с научными открытиями и т.д.);
    деловой туризм (визиты для проведения деловых  встреч);
    этнический  туризм (путешествия для встреч с  родственниками);
    приключенческий туризм (походные экспедиции, охота  и т.д.);
    спортивный  туризм (путешествия для занятий спортом);
    обучающий туризм;
    религиозный туризм (путешествия по местам, которые  почитаются верующими);
    развлекательный туризм;
    туризм  лиц «третьего возраста»
        Нередко указанные виды туризма  могут пересекаться, но преимущество такой классификации состоит прежде всего в том, что она дает четкое направление развития туристического региона в зависимости от тех целей и задач, с которыми туристы его посещают.
        Для того чтобы лучше показать  уникальность туризма, следует  обратить внимание и на другие типы классификаций. Здесь можно отметить следующие.
        Классификация, характеризующая  особенности субъектов туризма:
    по  возрасту (детский, молодежный, среднего возраста, преклонного возраста);
    по  составу (индивидуальный, семейный, групповой);
    по  социально-экономическому статусу (бизнес-туризм, конгрессный, образовательный и  т.д.)
    по  ведущему занятию во время отдыха (альпинизм, байдарочный, велосипедный, охотничий и т.д.)
         Классификация, в основе которой  рассматривается сочетание используемых ресурсов (горный, дачный, морской, экскурсионный).
         Классификация по следующим показателям:
    используемый  транспорт (авиационный, автобусный, железнодорожный, водный).
    роль  в валютных трансферах (внутренний, въездной, выездной);
    сезонность (летний, зимний, межсезонный).
    Международный туризм оказывает влияние на развитие, как отдельных стран, так и  мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических  отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться. Рассмотрим тенденции и прогнозы развития мирового рынка туристических услуг.
    Приведем данные РБК исследования данного рынка:
    «По итогам 2009 года мировой туристический  поток сократился на 4,3%, а наибольшее падение въездного туристического потока - на 5,6% - было отмечено в европейские страны, которые являются наиболее популярными в туристическом плане и которые посетило в 2009 году 460 млн туристов. Столь относительно небольшое сокращение туристического потока в мире обусловлено началом восстановления туристического рынка в четвертом квартале 2009 года». Слова «столь относительно небольшое сокращение», на первый взгляд, кажутся неуместными, но, на самом деле, если рассматривать рынок туристических услуг в целом, не «вырывая» его из общей мировой экономической картины, становится ясно, что сокращение ожидалось намного больше в силу наступившего экономического кризиса. Отсюда следует вывод, что тенденции развития данной разновидности рынка напрямую связаны с положением экономики в целом, следовательно, строить прогнозы необходимо, анализируя множество факторов.
    Основным  показателем развития мирового рынка  туристических услуг является увеличение (или уменьшение) мирового туристического потока, поэтому тенденции данного развития  за последнее десятилетие хорошо просматриваются на следующей диаграмме:
    
    Рис. 2 Динамика мирового туристического потока 

    Источник: GLOBAL REACH CONSULTING, проводившее маркетинговое  исследование рынка туристических  услуг в 2010г.
    Что касается прогноза дальнейшего развития, приведем опять же данные из исследования мирового рынка туристических услуг РБК:
    «Данные о состоянии туристического рынка  в конце 2009 года - начале 2010 года позволяют  рассуждать о его дальнейшем развитии с определенной долей оптимизма. По прогнозам аналитиков, в 2010 году суммарный объем российского рынка туристических услуг может вырасти на 3,3%.» Вообще говоря, большинство прогнозов сводится к тому, что в последующие годы ожидается дальнейшее развитие туризма, что обусловлено восстановлением экономики в целом.  
 

1.4 Цели туристических поездок Россиян
    Как и раньше, в этом году россияне чаще всего покупали себе путевку на летние курорты с целью пляжного отдыха (64%). Ради экскурсий в путешествие  отправлялись почти 43% россиян. А практически четверть наших соотечественников уезжали на отдых, чтобы заняться спортом. Серфинг, дайвинг, яхтинг - вот виды спорта, ради которых некоторые россияне специально отправлялись в поездку.
    Набирает  популярность такой вид путешествий, как event5-туризм, или событийный туризм. Целью такой поездки является посещение какого-либо мероприятия, чаще всего спортивных соревнований или музыкальных фестивалей. В 2009 году в event-туризме поучаствовали почти 10,5% россиян.
    
    Рис. 3 Цели туристических поездок 

    И как уже говорилось выше, в этом году выделилась группа туристов, целью  которых является осмотр объектов недвижимости. Таких в России в этом году набралось  чуть больше 4,5%. Чаще всего россияне осматривали недвижимость в Краснодарском  крае, преимущественно в Сочи, а также в Болгарии.
    По  словам Дмитрия Шиманова, Генерального Директора Исследовательской компании MAR Consult: "Кризис внес свои коррективы в нашу жизнь. Из-за снизившихся расходов на развлечения и путешествия  произошло перераспределение туристических потоков от более дорогих направлений к более дешевым. Наряду с этим, из-за опасений, связанных с эпидемией свиного гриппа, часть россиян предпочла отправиться на отдых в Cочи или же вовсе никуда не ездить".
    Тем не менее, самыми популярными туристическими направлениями для россиян в 2009 году стали Турция, Египет и Сочи. Основными целями путешествий традиционно остается пляжный отдых и экскурсионные туры, однако набирает популярность event-туризм и выделяется группа туристов, основной целью которых в поездке является осмотр объектов недвижимости.
    Исследовательская компания MAR Consult основана в 2002 году, является одной из наиболее динамично развивающихся  компаний на российском рынке маркетинговых  исследований. MAR Consult специализируется на проведении исследований по изучению промышленных и потребительских рынков. MAR Consult является членом организаций ESOMAR и EphMRA, а также рекомендованным партнером Немецкой торгово-промышленной палаты в России для работы на российском рынке. 
 

1.5 Нормативно-правовые основы регулирования туризма в РФ
    В соответствии с Федеральным законом  “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” Государство, признавая туристскую деятельность6 одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития:
    • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
    • формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной  для туризма;
    • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
    Основными целями государственного регулирования  туристской деятельности являются:
    • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
    • охрана окружающей среды;
    • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование  и оздоровление туристов;
    • развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
    Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
    Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
    • определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
    • нормативного правового регулирования  в сфере туризма;
    • разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
    В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. N 1230-р существует концепция:
    • содействия в продвижении туристского  продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
    • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
    • содействия кадровому обеспечению  в сфере туризма;
    • развития научных исследований в  сфере туризма;
    • стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии;
    • формирования и ведения единого  федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
    • информационного обеспечения туризма;
    • создания благоприятных условий  для развития туристской индустрии;
    • оказания государственных услуг  в сфере туризма;
    • взаимодействия с иностранными государствами  и международными организациями  в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
    Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный  орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма).
    Порядок оказания услуг по реализатции туристского  продукта определяется Правительством Российской Федерации.
    Следует отметить,что нормативно-правовое регулирование  РФ использует  классификаторы Всемирной  туристкой организации статистике иностранных туристов
    В марте 1993 года Статистической комиссией  ООН была принята разработанная  ВТО Стандартная международная  классификация видов деятельности в туризме (СИКТ) - рекомендации по статистике туризма. В этом документе даются определения таких понятий, как туризм, турист, посетитель, экскурсант, определяются виды туризма, даются рекомендации по ведению сбора статистических данных.
    Задачами  СИКТа являются:
    · Содействие формированию комплексной  статистической картины туризма.
    · Обеспечение рамок для сопоставимости национальных и международных статистических данных по туризму.
    · Обеспечение специалистов в области  туризма более точными знаниями о туристских продуктах, услугах, рынках и состоянии этого сектора.
    · Обеспечение более чёткой оценки состояния платёжного баланса и вклада туризма в международные торговые потоки .
    Это привело к созданию единого языка  туристской статистики и позволило  туристским центрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурентов. В 2000г. ООН одобрила методологию Вспомогательного счёта в туризме, что сделало туризм первым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами, позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие.
    В статистических целях документами  ВТО определены термины «международный посетитель», к которым относятся «международный турист» и «международный однодневный посетитель».
    Международный турист (ночующий посетитель) - посетитель, который осуществляет по меньшей  мере одну ночёвку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране. Международный однодневный посетитель (экскурсант) - посетитель, который не осуществляет ночёвки в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране .
    Согласно  рекомендациям ВТО всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями, и на тех, которых не включают в статистику исходя из мотивов их визита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2
    2.1 Состояние и характеристика внутреннего туризма в России
    Россия7 располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно- климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области.
    Перечень  основных туристических и курортных  зон России можно представить исходя из классификации А.Д. .Венского (см. табл.).
                                                                                                                                           
                                                                                                                                              Таблица 1
    Перечень  основных туристических курортных  зон8
      

    
    Туристическое районирование рекреационных ресурсов России провели А.А. Романов и Р.Г. Саакянц. В его основу положены в основном физико-географические признаки (рельеф местности, особенности климата, флоры, фауны, наличие геотермальных ресурсов), а также наличие культурно-исторического потенциала и развитость туристической инфраструктуры. В результате выделены четыpe крупных региона: Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и Дальний Восток.
    К Центру России относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, стабильностью политической обстановки, многообразием культурного наследия, что способствует развитию туризма. На Севере России перспективными для развития туризма можно считать только районы Европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север. Здесь имеются как природные рекреационные ресурсы, так и различные культурные и исторические достопримечательности. К Югу России относятся политически стабильные, но слабо развитые в плане рекреации Центрально-Черноземные области, а также Кавказ, которому одновременно присущи взрывоопасная политическая обстановка и хорошо развитая туристическая инфраструктура.
    В центре России привлекательны для туристов Спасское-Лутовиново в Орловской области, где прошло детство И.С. Тургенева, родина С.А. Есенина - село Константиново в Рязанской области и музей- усадьба Ясная Поляна в Тульской области, где жил великий русский писатель Л.Н. Толстой, и многие другие.
    В Приморском крае в последние годы получил развитие экологический туризм. Практикуются круизы по реке Амур, а также походы по экологическим тропам с уникальной флорой и фауной.
    Традиционно популярным среди туристов остается район озера Байкал, который в  туристическом плане часто называют Байкальско- Монгольской Азией. Туристам здесь предоставляется возможность побывать на старых эвенкийских стойбищах, познакомиться с бытом старообрядцев и буддистскими монастырями в национальных парках Прибайкалья, посетить острова с лежбищами нерпы, а также древнюю столицу Монголии Каракорум.
    Из  крупных городов России наиболее посещается туристами Санкт-Петербург. Сам город и его пригороды - величайшая культурно- историческая достопримечательность.
    Москва - столица России - имеет большое будущее для развития туризма, но оно пока сдерживается из-за неразвитой инфраструктуры. Одним из наиболее привлекательных для туристов объектов является Кремль, где сейчас находится резиденция Президента Российской Федерации. Кремль называют сердцем Москвы, это замечательный архитектурно-исторический памятник, который создавался в течение многих веков .
    Богато  достопримечательностями и подмосковье. Это в основном бывшие дворянские усадьбы и памятные места, связанные с жизнью известных деятелей литературы и искусства.
    К числу популярных туристических  маршрутов относится маршрут  по Золотому Кольцу - старинным русским городам: Сергиев-Посаду, Переяславль-Залесскому, Ростову, Костроме, Иванову, Суздалю и Владимиру.
    Для туристов могут представлять интерес  не только наиболее известные и часто посещаемые места, но и провинциальная Россия - это средняя полоса, Нечерноземье, медленно текущие реки с широкими поймами, заливными лугами, великолепные широколиственные леса.
    Интересны для туризма и восточные районы России. Проблема развития туризма в этих районах с красивой девственной природой связана с неразвитостью инфраструктуры, в том числе туристической. Вместе с тем, отдельные области Восточной Сибири и Дальнего Востока пытаются привлечь внимание туристов конкретными мероприятиями и рекламными акциями.
    Интересен в плане туризма и юг России. Здесь можно особо отметить следующие туристические ресурсы: побережье Азовского и Черного морей, район Кавказских Минеральных Вод. Тамань, Ейск, Приморско-Ахтанск - самые молодые и динамично развивающиеся курорты Кубанской Ривьеры. На Черноморском побережье расположены известные курорты - Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. В 2002 г. Госстрой России присвоил Геленджику статус самого благоустроенного курорта страны. Здесь построен первый на Черноморском побережье пятизвездочный отель. На всю страну известно качество геленджикских мускатов.                                                       
                                                                                                                        Таблица 2
    Туристические зоны Россиян
      

    Самым популярным российским курортом стал Сочи. В этом году сюда на отдых приехало 4,2 млн. туристов, что на 40% больше, чем  в 2008 году. Кроме того, заметно возросло количество иностранных гостей города, в отличие от других курортов российского Черноморского побережья, где иностранцы - по-прежнему крайне редкое явление.
    
    Рис. 4 Количество туристов посетивших курорты Краснодарского края 

    Сочи  действительно главный курортный  город на Черноморском побережье России. Помимо традиционного пляжного и лечебно-оздоровительного отдыха туристов привлекают и многочисленные мероприятия и другие события, которых с каждым годом в Сочи проходит все больше. Это и музыкальные, и спортивные, и даже светские мероприятия.
    Здесь, как и в Болгарии, выделилась определенная категория туристов, приезжающих  сюда с целью осмотра объектов недвижимости. Однако в отличие от Болгарии, цены на сочинскую элитную  недвижимость уже сейчас демонстрируют  положительную динамику в рублях, а к лету 2010, по прогнозам экспертов, ожидается рост цен и в иностранной валюте, правда, стоит отметить, что в Сочи пока только два элитных объекта сданных в эксплуатацию - это "Миллениум Тауэр" и "Королевский Парк" (видимо, именно в этих объектах туристы смотрят себе квартиры).
    Грядущая  Олимпиада подогрела интерес  общественности к городу, в результате чего развитие Сочи как курорта значительно  ускорилось. Однако вопреки слухам никаких строек на пляжах в городе нет. Олимпийские объекты строятся в Имеретинской долине, расположенной в отдалении от Большого Сочи - центра курортной жизни Краснодарского Края.  
 

    2.2 Современные особенности развития въездного туризма в России
    К сожалению, в настоящее время  рекреационный потенциал России используется слабо. Среди основных причин слабого развития внутреннего туризма можно отметить следующие: отсутствие твердых гарантий частной собственности, экономическая нестабильность в стране, низкий уровень сервиса и деловой культуры, отсутствие телекоммуникационных средств, экологические проблемы.
    Несмотря  на проблемы, тормозящие развитие туризма, Россию ежегодно посещает несколько  миллионов туристов (5.3 млн в 2009. Согласно результатам опросов, в среднем  иностранный турист тратит в нашей  стране около 1000 долл. США за поездку (без учета стоимости турпакета). Таким образом, показатель «чистого экономического благосостояния» России возрастает более чем на 5 млрд. долл. США в год.
    Согласно  сведениям, полученным от иностранных  туристов, в инфраструктуре туризма  России требуют развития прежде всего средства транспорта и размещения (рис. 5).
    
     Рис. 5 Сферы инфраструктуры туризма в России, требующие развития (по опросам иностранных туристов, в % 

    Несмотря  на имеющиеся трудности, туристическая  индустрия в России может стать  важным сектором экономики. Этому должно способствовать проведение следующих мероприятий. Во-первых, требуется включение туризма в перечень приоритетных направлений структурной перестройки российской экономики; во-вторых, следует создать нормативно-правовую базу развития туризма, соответствующую международной практике; в-третьих, целесообразно обеспечить формирование экономических механизмов стимулирования развития внутреннего и 202 международного туризма и формирования благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных и гостиничных структур.
    Россия - самое большое по площади государство  мира. Освоение туристических ресурсов такой страны, как Россия, невозможно без развитой транспортной сети. В  настоящее время одним из наиболее широко используемых видов транспорта в стране является железнодорожный транспорт. В этой связи одним из перспективных видов туризма в России может стать железнодорожный туризм.
    Важным  сегментом туристического рынка  в России может стать организация  специализированных туристско-экскурсионных поездов по заранее спланированным маршрутам. Возможен, например, маршрут «Русский Север» (Москва - Псков - Новгород - Санкт-Петербург - Москва). Железнодорожный туризм активно развивался в советский период, когда организовывались однодневные туристические поезда: «Поезд здоровья», «Снежинка», «Лыжник» и др. По-видимому, целесообразно возвращение к практике прошлых лет.
    Туризм  в России может стать фактором регионального развития, в частности, аграрных, депрессивных, пионерных  районов, малых и средних древнерусских городов. В нашей стране представляется также важным совмещать развитие перспективного в международном плане экологического туризма с проблемами развития природоохранных территорий и решением экологических проблем. 
 

2.3 Механизм формирования потенциала въездного туризма территории
    Для развития въездного туризма необходимым  условием является туристский потенциал  территории. Потенциал въездного туризма – это способность территории принять и качественно обслужить определенное количество туристов. Система социально-экономических интересов механизма формирования потенциала въездного туризма представлена на рисунке 6.
    
    Рис. 6. Система социально-экономических интересов
    механизма формирования потенциала въездного туризма 

    Увеличение  прибытий граждан в регион в рамках въездного туризма способствует повышению спроса на сувенирную продукцию и изделия местного производства; благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций, обычаев; содействует конвергенции культур; увеличивает приток иностранной валюты; стимулирует международную торговлю; развивает туристскую инфраструктуру и коммуникации; пополняет бюджеты различных уровней за счет налоговых поступлений и т.п.
    Для развития туристской активности территорий разработан механизм формирования потенциала въездного туризма, основанный на экономических и социальных интересах граждан, бизнеса и государства (создание рабочих мест, доход на вложенный капитал, пополнение бюджетов различных уровней и др.) и представляющий собой совокупность действий по сохранению, использованию, поддержанию, развитию ресурсов территории (природно-климатических, культурно-исторических, ментальности, инфраструктурных) с целью увеличения въездного туристского потока за счет соответствия ожиданиям и запросам потребителей (рис. 6).
    Система интересов государства в формировании потенциала въездного туризма проявляется  в виде прямого и мультипликативного эффектов.
 

    
     
    Приложение 1. Механизм формирования потенциала въездного туризма территории
 

    
    Прямой  эффект выражается в виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Мультипликативный эффект проявляется в том, что туризм стимулирует развитие других отраслей экономики. Понимание потенциала въездного туризма как сложного комплекса его составляющих позволяет представить блок-схему процесса формирования потенциала въездного туризма (рис. 7). 

      

    Рис. 7. Блок-схема процесса формирования потенциала въездного туризма 

    Представленная на рисунке 7 блок-схема процесса формирования потенциала въездного туризма – это последовательность действий, выполнение которых в конечном итоге приводит к возрастанию потенциала въездного туризма территории. Процесс формирования начинается с анализа существующего положения дел в области въездного туризма территории в сопоставлении с развитием этого вида экономической деятельности в других регионах мира, что служит основанием для разработки мероприятий, направленных на повышение потенциала въездного туризма территории. Следование предложенной блок-схеме позволяет повысить потенциал и привлекательность въездного туризма и увеличить туристский поток на территорию.
    В следующем пункте мы рассмотрим станы-лидеры в области въездного туризма  на их территорию, а так же факторы определяющие их успех. 
 
 

2.4 Факторы привлекательности стран принимающих туристов
    Наибольшее  развитие международный туризм получил  в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка, и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает на Америку, менее 10 % - на Африку и Австралию, вместе взятые.
    В классификации Всемирной туристической  организации выделяются следующие  страны, являющиеся в первую очередь  странами - поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими.
    К странам - поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам  относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция. Такие страны, как США, Англия, Германия и т.д. является и поставщиками и принимающими странами, тогда как ряд стран является преимущественно или поставщиками или принимающими. Условно разделим все страны на 4 региона (Южно-американский, Европейский, Средиземноморский, Азиатский регионы) и рассмотрим факторы, привлекающие туристов в эти регионы (см. таблица 1).
                                                                                                                                                                    
                                                                                                                                      Таблица 3
    Факторы роста привлекательности для  туристов отдельных регионов мира
    Наиболее  популярные страны региона     Факторы роста привлекательности .:п
    Южно-американский регион  
     
    Бразилия           1. Широкое развитие экологических  туров по Амазонии      2. Экзотическая природа
    3. Современная архитектура и дизайн столицы страны
 
     
    Европейский регион  
     
    Франция     Англия
    Германия
    Финляндия
    Швеция
    1. Высокая концентрация исторических  и культурных
    Достопримечательностей
    2. Упрошенный ввдовыЯ режиы (возможность  широкого спектра
    комплексных туров)
    3. Высокий уровень сервиса
    Средиземноморский регион  
     
    Кипр     
 
    
    1. Выгодная система налогообложения      2. Современная банковская сеть 
    3. Хорошо налаженная структура  телекоммуникаций 
    4. Упрощенная процедура создания  оффшорных компаний (10 дней)
    5. Обеспечиваемая государством полная конфиденциальность во всех вопросах, касающихся учредителей компании и ее банковских счетов
     
     
     
    Израиль      
 
 
    
    1. Рост паломнического туризма     2. Наличие широкого спектра оздоровительных  центров
    3. Туры по четырем морям
    4. Наличие молодежных лагерей
    5. Рост деловых связей 
    Регион в целом    
    
    1. Развитая инфраструктура туризма  п--йй-ч.,-     2. Высокий уровень обслуживания
    3. Комфортный климат
    4. Большая продолжительность туристского  сезона.
    5. Сочетание отдыха у моря с  осмотром достопримечательнестей
 
     
 
     
    Азиатский регион  
     
    Обьединенные Арабские Эмираты     1. Низкие цены на электронику  и бытовую технику хорошего  качества     2. Высокий уровень сервиса
    3. Минимальные налоги Практика  системы "Tax free"
    4. Большой опыт каргоперевозок
    5. Упрощенная система визового  режима
 
     
    Регион  в целом     1, Экзотическая природа и культура     2. Политическая стабильность
    3. Удобный транзитный путь для  туристов, летящих в Австралию  Океанию 
    4. Главное направление "пляжного" отдыха зимой
   
    Следует отметить, что каждый турист ищет в  стране пребывания что-то, что его  интересует, это могут быть и новые  ощущения как от общения с природой, людьми, так и знакомство с новыми культурами и традициями. Турист всегда мечтает провести время с пользой и посещать места, которые ему интересны, а осведомленность о будущей поездке он может получить у туристических агенств, которые всегда рады помочь при выборе места посещения. В 3ей главе мы подробно рассмотрим выездной туризм Россиян, основные направления выезда, количество денежных средств, которые готовы потратить Россияне выехав за границу, а так же познакомимся с работой туристической фирмы и с результатами её деятельности. 
 
 
 
 
 

Глава 3
3.1 Выездной туризм и мировые туристические зоны среди россиян
       Обзор основных туристических направлений среди россиян в 2009 году
    Исследовательская компания MAR Consult провела исследование популярности туристических направлений среди россиян в 2009 году. В ходе исследования были опрошены ведущие российские туроператоры. Среди иностранных направлений первое место по количеству российских туристов традиционно заняла Турция. Самым распространенным видом отдыха среди россиян по-прежнему остается пляжный, но также появился новый вид - осмотр недвижимости.
                                                                                                                        Таблица 4
    Выезд Российских граждан заграницу с  целью туризма в 2002-2009 годах
 
 
 

    Наиболее  популярными направлениями для  российских туристов в прошедшем году уже традиционно стали Турция и Египет. С начала года около 2 миллионов наших сограждан посетили турецкую землю, а 1,6 миллиона отдохнули на родине пирамид. Примечательно, что доля россиян в общем потоке иностранных туристов в этих странах также самая высокая. Каждый десятый иностранец, отдыхающий в Турции - родом из России, а в Египте доля россиян в общем потоке иностранных туристов составила 9,4%. Чаще здесь можно встретить только англичан и немцев. (таблица 4)
    
    Рис. 8 Долевое соотношение Российских граждан, выехавших заграницу с целью туризма в 2009 году
    Кризис  заставил россиян сократить9 объемы трат и, прежде всего, это коснулось развлечений и путешествий. Этим фактом обуславливаются довольно серьезные снижения туристического потока практически по всем направлениям. Даже в Турцию в 2009 году съездили на 11,12% россиян меньше, чем в прошлом году.
    Единственными странами-лидерами, где количество российских туристов лишь увеличилось по сравнению с прошлым годом, стали Египет (13%) и Германия (10%). Недорогие туры, простота в оформлении поездки и приемлемый уровень сервиса позволили этим странам переключить на себя некоторую долю российского турпотока с более дорогих направлений.
    Необходимо  отметить и новую тенденцию, появившуюся  в этом году в Болгарии. Снизившиеся здесь до 50% цены на курортную недвижимость заинтересовали определенный процент россиян, которые в этом году совместили отдых на море с осмотром объектов болгарской недвижимости.
    Произошедшие  изменения количества выехавших  туристов можно увидеть и на Рис.()
    
    Рис. 9 Процентное изменение количества выехавших Российских туристов в 2009 году по отношению к 2008 году по странам выезда.
    Лидером по изменению объёмов потока стал Израиль и это обьясняется  тем, что помимо пляжного отдыха и шопинга, люди едут в эту страну, чтобы навестить своих родственников, ведь сегодня в Израиле проживает более 1,2 миллиона Российских граждан. А Китай потерял свою долю русских туристов. Дело в том, что в стране восходящего солнца в 2008 году проходила Олимпиада и она была гарантам высокой посещаемости. После её окончания интерес к стране упал и поток туристов утратил свои силы, да и отзывы туристов о качестве сервиса оставляют желать лучшего.
    
    Рис. 10 Выезд Россиян заграницу с целью туризма: изменение доли страны 2009 года по отношению к 2008 году.
    Продолжая разговор о потоке туристов следует  отметить, что поток туристов из России упал на умеренную величину примерно равную 15,5 %. По оптимистическим прогнозам доля русских туристов в странах должна увеличиваться в будущем. Нужно помнить, что потоки туристов всегда меняют свое направление в зависимости от нужд, потребностей и благосостоятельности граждан. 

3.2 Затраты Российских туристов за границей
    Не  важно в какой стране находится  турист- важно сколько он тратит. Но, оказывается, если не брать в расчет совсем уж экзотические виды отдыха, туристические пристрастия и манера тратить деньги зависят от возраста россиян10. Во всяком случае, именно так считают некоторые профессиональные гиды, работающие с нашими людьми за границей. Попробуем составить подробную «Типологию русских туристов»
    •ПЕНСИОНЕР, возраст 55-65 лет. Затраты от 150 до 1300 $.
    В путешествие отправляются либо в  качестве глав семейств ( с детьми и  внуками), либо в качестве любовника  молодой дамы.
    Через пару дней в приватной беседе с гидом жалуется, что живет в стране, где «сплошная коррупция». Не говорит на иностранных языках, во время экскурсий зевает, оживляясь только при упоминаниях марок автомобилей и одежды. 
    Богатый «пенс» придает первостепенное значение выбору отеля. Особенно радуется соседству мировых звезд или сильных мира сего. «Вождь племени», как правило, проявляет меньший интерес к хорошему обеду или ужину, чем «одинокий волк», который в компании своей любовницы может озолотить любой ресторан. Шопингом занимаются только спутницы «пенсов», мужчина обычно играет роль кошелька. По первому призыву своей дамы он легко расстается с огромными суммами, не имея понятия ни о ценах в магазинах, ни о размере чаевых. Предпочитает расплачиваться с помощью золотых карточек русских банков. 
         Бедный российский «пенс» - вежливый, воспитанный, скромный человек. Совершенно не зная Запада и иностранных языков, слушает гида с религиозным трепетом, как гуру. Неожиданно прочувствованно и душевно воспринимает увиденное, иногда шокируя гидов тихими слезами: «Увидел Париж, теперь можно и умереть».

    • «Середняки» , возраст от 35 до 50 лет Затраты от 250 до 1200 $.
     Как правило, представлены семейными парами с одним-двумя детьми-подростками.  
         Открытые, умеющие слушать, они мучают гидов неожиданными вопросами: «А как у вас эмигранты живут?», удовлетворяясь, впрочем, любым ответом: «По сравнению с предыдущим годом стали жить лучше на 30 процентов». В отличие от «пенсов», которые оперируют только общими категориями (ресторан, магазин, музей), «середняки» заранее интересуются, куда пойти, и наводят справки, прежде чем принять решение. Кроме того, это единственная категория туристов, читающая путеводители перед поездкой.  
         Представители этого возраста чаще всего живут в трехзвездочных гостиницах. Шопингом занимаются по принципу: «Купим французское во Франции, чтобы не попасть на подделку в России». На детей денег не жалеют, обязательно едут всем семейством в Диснейленд, где посещают все аттракционы, какие только могут. В большинстве случаев финансами распоряжаются женщины. Они же выбирают одежду для остальных членов семьи. Любят платить наличными, хотя все чаще используют кредитные карты.

    •«Молодежь», возраcт 25 - 35 лет Затраты от 350 до 1500 $.
    По мнению гидов, свободна от предрассудков и очень работоспособна - например, информация о 35-часовой рабочей неделе во Франции вызывает у них искреннее изумление: «Ну и лентяи!» Поездка за границу для наших молодых людей - это в первую очередь удовольствие и развлечение. Чаще всего они ездят парочками или в компании друзей. По большей части проживают в трехзвездочных отелях и мечтают «однажды» остановиться в президентском люксе. Кулинарные пристрастия разнообразны. Хотят «самое-самое», но не побрезгуют и фаст-фудом. Тратят колоссальные деньги на развлечения: дискотеки, клубы, кафе и рестораны.  
         Шопинг молодежи тщательно спланирован, они посещают специализированные, «профильные», магазины (фотография, мода, запчасти, компьютеры). В целом прагматики иногда позволяют себе «шалости» в виде дорогой, но супермодной одежды. В равной степени пользуются карточками и наличными. Единственная категория русских туристов с правильными понятиями о чаевых - дают ни много ни мало, а сколько принято. Оставшись довольны гидом, на прощание оставляют визитную карточку и хорошие чаевые.  
         В общем, как считают в РАТА, наш турист - самый желанный клиент в любой стране мира. Хорошо вести себя он уже научился (то есть с «облико морале» в целом все в порядке), а деньги тратит по-старому, с тем же размахом, в три  раза больше отдыхающего из любой другой страны. Россиянин не только выберет самый хороший номер, он еще скупит все дополнительные услуги, которые предлагает отель. Он пойдет и в сауну, и на массаж, и на экскурсию. Будьте уверены, первый, кто бросится к катамаранам или водным мотоциклам на пляже, будет турист из России. Мы не жалеем денег на свой отдых, поэтому нас так любят. Таксисты Болгарии, например, после введения виз собирались на центральной площади Софии с пикетами: «Отмените визы для русских!» Таксисты боялись, что поток щедрых русских братьев иссякнет и им придется иметь дело только с весьма экономными западными туристами. А это разорение. Точно так же переживали таксисты, владельцы отелей и ресторанчиков на Кипре. К их счастью, визовый режим нас не очень испугал, и без куска хлеба они не остались. Можно не сомневаться - туристический бизнес многих стран зависит от нас. И это отличный повод для национальной гордости. 

    Мировыми  экспертами уже подсчитано11, что немецкие туристы тратят заграницей больше всех.  

                                                                                                                                      Таблица 5

и т.д.................


Страна Рынок который  представляет страна Международные затраты на туризм в 2009 году Международные затраты на туризм в 2008 году Международные затраты на туризм в 2007 году
Германия Европейский 81,2 млрд $ 91 млрд $ 83,1 млрд $
 США Северо-американский 73,2 млрд  $ 79,7 млрд $ 76,4 млрд $
 Англия Европейский 50,3 млрд  $ 68,5 млрд $ 71,4 млрд $
 Китай Азиатский 43,7 млрд $

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.